Научная статья на тему 'Изучение лирики в школе: культурологический аспект'

Изучение лирики в школе: культурологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1260
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР-МИКРОКУРС / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА / CULTURAL STUDIES APPROACH / THE STUDY OF LYRICAL WORKS / CULTURAL BACKGROUND / CULTURAL COMMENTARY / CULTURAL OVERVIEW / PROBLEMATIC ISSUES OF CULTURAL NATURE / CULTURAL CHARACTERISTICS OF THE ARTISTIC IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колова Светлана Дмитриевна

В данной статье обосновывается современная значимость культурологического контекста к изучению в школе поэзии Б.Л.Пастернака. Автором предлагаются различные формы реализации данного подхода в зависимости от возрастной специфики школьников, жанровых особенностей литературного материала. Сложность осуществления культурологического контекста в процессе литературного образования школьников сопряжена прежде всего с отсутствием у учащихся концептуального представления о том или ином типе культуры (например, конфуцианско-даосистской, индо-буддийской, исламской, христианской), культурно-историческом периоде. Учителю литературы необходимо выстроить для каждого типа культуры своеобразную систему ценностей, образ Мира и Человека в разных типах сознания. При этом важно, чтобы знания из этой области носили не гносеологический, а ценностно-ориентационный характер. Вывод: Познание художественного мира писателя, открытие мира героев, рассмотрение художественного произведения в контексте культуры может вестись через различные виды комментария текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения, наблюдение над развитием сюжета и композиции, анализ внесюжетных элементов (хронологические перестановки, антитеза, пейзаж, портрет, диалоги, монологи), выявление роли мотивов, образов культуры в художественном пространстве текста, лексико-грамматический анализ, авторские приемы типизации персонажей, картин жизни и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF LYRICS AT SCHOOL: CULTUROLOGICAL ASPECT

This article explains the productivity of educational cultural context to the study of B.L. Pasternak's poetry at school. The author offers various forms of implementation of this approach, depending on the specifics of school age, and genre characteristics of literary material. Complexity of implementation of culturological context in the course of literary education of school students is accompanied first of all by lack of pupils' conceptual idea of this or that type of culture (for example, Confucian and Taoist, Indo-Buddhist, Islamic, Christian), of cultural and historical period. The teacher of literature needs to build for each type of culture a peculiar system of values, an image of the World and the Person in different types of consciousness. At the same time it is important that knowledge in this area be of not gnoseological, but valuable and orientation character. Conclusion: Knowledge of the art world of the writer, opening of the world of characters, consideration of the work of art in the context of culture can be conducted through different types of text commentary, comparison of its editions, studying of creative history of the work, observation of development of the plot and composition, analysis of extra subject elements (chronological shifts, antithesis, landscape, portrait, dialogues, monologues), identification of the role of motives, images of culture in literary space of the text, lexical and grammatical analysis, author's methods of typification of characters, life pictures, etc.

Текст научной работы на тему «Изучение лирики в школе: культурологический аспект»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2, 2016

УДК37:008 (Образование. Воспитание. Обучение. Цивилизация. Культура. Прогресс. Культурология в целом. Футурология. Прогнозирование, планирование цивилизации, культуры и прогресса.)

ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИКИ В ШКОЛЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© 2016 С.Д.Колова

Колова Светлана Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы E-mail: kaf [email protected]

Самарский государственный социально-педагогический университет. Россия

Статья поступила в редакцию 21.06.2016

В данной статье обосновывается современная значимость культурологического контекста к изучению в школе поэзии Б.Л.Пастернака. Автором предлагаются различные формы реализации данного подхода в зависимости от возрастной специфики школьников, жанровых особенностей литературного материала. Сложность осуществления культурологического контекста в процессе литературного образования школьников сопряжена прежде всего с отсутствием у учащихся концептуального представления о том или ином типе культуры (например, конфуцианско-даосистской, индо-буддийской, исламской, христианской), культурно-историческом периоде. Учителю литературы необходимо выстроить для каждого типа культуры своеобразную систему ценностей, образ Мира и Человека в разных типах сознания. При этом важно, чтобы знания из этой области носили не гносеологический, а ценностно-ориентационный характер. Вывод: Познание художественного мира писателя, открытие мира героев, рассмотрение художественного произведения в контексте культуры может вестись через различные виды комментария текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения, наблюдение над развитием сюжета и композиции, анализ внесюжетных элементов (хронологические перестановки, антитеза, пейзаж, портрет, диалоги, монологи), выявление роли мотивов, образов культуры в художественном пространстве текста, лексико-грамматический анализ, авторские приемы типизации персонажей, картин жизни и др.

Ключевые слова: культурологический контекст, изучение лирического произведения, культурологическая справка, культурологический комментарий, культурологический обзор-микрокурс, проблемные вопросы культурологического характера, культурологическая характеристика художественного образа.

Современные литературоведческие исследования актуализируют контекстуальное изучение как одно из наиболее необходимых условий научной обоснованности аналитических суждений по поводу литературного произведения. Его необходимо осмыслить не только как общекультурный феномен, но и как культурное явление, принадлежащее вполне определенной эпохе. Одной из современных эффективных форм реализации контекстуального изучения в школе является культурологический анализ художественного произведения. С.А.Голубков определяет этот вид анализа как «рассмотрение художественного произведения в большом контексте всех культурных ценностей эпохи» [1].

Образовательная продуктивность такого рода контекста в школьном литературном образовании особенно высока в области профильного уровня, углубленного изучения литературы в рамках факультативов и курсов по выбору. Он предполагает осуществление принципа интеграции знаний учащихся из разных гуманитарных наук: языкозна-

ния, истории, философии, религии, политики, культурологии и др. Сложность осуществления культурологического контекста в процессе литературного образования школьников сопряжена прежде всего с отсутствием у учащихся концептуального представления о том или ином типе культуры (например, конфуцианско-даосистской, индо-буддийской, исламской, христианской), культурно-историческом периоде. Учителю литературы необходимо выстроить для каждого типа культуры своеобразную систему ценностей, образ Мира и Человека в разных типах сознания. При этом важно, чтобы знания из этой области носили не гносеологический, а ценностно-ориентационный характер.

Опираясь на собственный опыт в реализации культурологического контекста на уроках литературы, мы предлагаем следующие компоненты анализа на уроках литературы в старших классах: 1) История и предыстория создания стихотворения (дата, посвящение, эпиграф, историческая обстановка, взгляды поэта). 2) Ведущие темы и мотивы

стихотворения, содержащие культурологическую информацию. 3) Лирические образы произведения в их системе и внутренних связях, аккумулирующие культурологическую информацию. 4) Лирический сюжет, микросюжеты, несущие культурологическую информацию. 5) Своеобразие организации художественного времени и пространства произведения, отражающих культурные реалии. 6) Наличие реминисценций и аллюзий в художественной ткани стихотворения. 7) Культурно-семантические пласты, заданные сведениями из области философии, религии, политики, эстетики (если есть). 8) Влияние речевого строя произведения на создание образов эпохи, выражение культурных ценностей. 9) Место произведения в творчестве поэта и роль произведения в истории русской и зарубежной литературы.

Наличие культурологических компонентов в содержании произведения напрямую зависит от особенности художественного мира писателя или поэта, тематики его творчества, своеобразия творческой манеры. Так, поэтические произведения Б.Л.Пастернака, изучаемые монографически в 11 классе школьного курса литературы, на наш взгляд, наиболее культурологически интересны. В этом отношении особенно показательна тема творчества, активно аккумулирующая культурологическую информацию.

Рассмотрим технологию использования культурологического контекста на примере изучения стихотворения Б.Л.Пастернака «Определение творчества» в 11 классе. Опираясь на способы вхождения в культуру и приемы культурологического истолкования художественного текста, предложенные О.Ю.Богдановой, С.А.Голубковым, В.Г.Маранцманом, А.В.Дановским, Н.М.Шамрей, М.В.Черкезовой, а также собственный методический опыт, мы выделяем следующие методические формы [2].

Культурологическая справка, включающая в себя сведения из области философии, искусства, этики, эстетики, религии и истории. Она способствует более широкому представлению о каком-либо литературном явлении. Характерная особенность культурологической справки - лаконичность, информативность. Содержание культурологической справки об истории и предыстории создания стихотворения Б.Л.Пастернака «Определение творчества», подготовленной учеником, может быть следующим:

«Летом 1917 года Б.Пастернак написал стихотворения, которые легли в основу его книги "Сестра моя - жизнь", в нее вошли "Определение поэзии", "Определение души", "Определение творчества". Стихи лета 1917 года создавались под впе-

чатлением от февральских событий, воспринятых русской интеллигенцией как преображение мира, как духовное возрождение. В стихотворении «Определение творчества» поднимается тема поэтического творчества, дана попытка обозначить его природу. Творчество по своей сути для Пастернака космично, оно генетически связано со Вселенной. Мотив стихотворения заключается в связи творчества с вечностью - с Вселенной, с мирозданием. «Определение творчества» сводится к определению мироздания: "Мирозданье - лишь страсти разряды, человеческим сердцем накопленной". Пытаясь дать определение поэзии, лирический герой охватывает взглядом все окружающее. Таким образом, в пастернаковском стихотворении поэзия предстает как выражение всего сущего в его единстве и бесконечности». Рассматривать таким образом художественное произведение в культурологическом контексте можно с успехом как в 5-8, так и в 9-11 классах. Но если в среднем звене справку чаще всего готовит учитель, то в старших классах она может стать приемом исследовательского метода изучения литературы самими учащимися.

Другой продуктивный методический прием включения в культурологический контекст - комментарий - разъяснение отдельных непонятных моментов в тексте по ходу чтения художественного произведения, когда культуроведческая информация лежит как бы на поверхности текста и может быть выявлена на уровне национально-культурных единиц. На наш взгляд, комментарий к тексту должен давать учитель, но, если учащиеся 10-11 классов обладают достаточно глубокими знаниями в области культуры, то эту форму подачи материала можно предложить как самостоятельную работу. Например, при изучении «Определения творчества» следует объяснить учащимся значение отдельных выражений:

«В своем стихотворении автор использует слова, которые относятся к игре в шашки: доведь (И какую-то черную доведь) - шашка, проведенная в дамки, шахматы; пешки (Конноборцем над пешками пешими) - основная единица измерения шахматного материала (в шахматах ее не принято называть фигурой) или такие "непоэтические" выражения, как "волосато, как торс...". Но, несмотря на парадоксальность их включения в поэтическую ткань произведения, они передают представления Пастернака о творчестве как о прекрасной стихии».

Требуют особого разъяснения аллюзии и реминисценции из пастернаковского стихотворения, использованные поэтом. В отношении «Определения творчества» стоит говорить о присутствии явной аллюзии на творчество Ломоносова и Дер-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2, 2016

жавина. Первый воспринимал Человека равным Космосу, второй писал в оде «Бог», обращаясь к Творцу мира: «Я есмь - конечно, есть и ты!». Но Б.Л.Пастернак возвышает Человека не только посредством приближения его к Богу, но и через погружение его в так называемый обычный мир -мир огородов, оград, садов, погребов и т.д. Человек у Пастернака универсален.

Исследователями также отмечается присутствие лермонтовских реминисценций в пастерна-ковском произведении (образы звезды, мирозданья). Нельзя также обойти вниманием реминисценции - религиозные (христианские), литературные (на рыцарский роман), искусствоведческие (музыкальные), которые использует Пастернак. Они образуют полифонический мир данного стихотворения. Более обстоятельное и широкое, чем выше обозначенные методические формы, объяснение какого-либо культурологического факта лежит в основе культурологической характеристики литературного образа. Такого подхода в разборе лирического образа требует, к примеру, образ Творчества из стихотворения, изучаемого в 11 классе. Здесь необходимо обращение ко всем лирическим образам.

«Для поэзии Б.Пастернака характерна очень сложная многоуровневая образная система. Высокое и низкое, прекрасное и уродливое сосуществуют в поэтическом мире Пастернака так, как они сосуществуют в мире реальном. Безусловно, стихотворение "Определение творчества", входя в поэтический цикл "Сестра моя - жизнь", является частью микроцикла, включающего, кроме этого, стихотворения "Определение поэзии" и "Определение души". Ключевыми, или лейтобразами, на наш взгляд, здесь будут образы творчества, поэзии, души, которые триедины и один без другого не мыслятся. Они наполняют другой лейтобраз стихотворения - образ Мирозданья, которое есть "страсти разряды, / Человеческим сердцем накопленной". Пожалуй, это одна из самых ярких и высоких метафор Пастернака, поднимающая Человека до высот Бога и уравнивающая человеческое и божественное творческое вдохновение. Творчество у Пастернака подчиняет себе все: "Сон и совесть, и ночь, и любовь". Оно стихийно, буйно, вольно - "волосато, как торс у Бетховена", не подчиняется законам разума, ничем не управляемо, исполнено "бешеной тоски".

Образ творчества рождает ассоциацию с образом стихии. Поэтическая ткань произведения в полной мере отражает представления Пастернака о творчестве как о стихии. Так, на одной в черно-

белую клетку "доске" поэт расставляет и шашки ("черную доведь"), и шахматные фигуры ("пеших пешек"), в очередной раз соединяя высокое и низкое. Аристократ В.В.Набоков, современник Пастернака, никогда не позволил бы подобного нелепого сближения. Зато как прекрасна метаморфоза терновника из известного рыцарского романа "Тристан и Изольда" в "лозу Изольды". Романные образы возникают в стихотворении не случайно. Идея борьбы, столкновения благородства с еще большим благородством, смерти, приводящей не к смерти, а к торжествующей жизни, всегда была близка Пастернаку, утвердилась же и окончательно оформилась она в романе "Доктор Живаго".

Еще один ключевой образ поэзии Пастернака - образ "конноборца". Известно, что в момент написания стихотворения Пастернак работал над драматическими отрывками о французской революции, которую сопоставлял с русской. Один из героев отрывков ассоциирует себя с Георгием Победоносцем. Невольно эта ассоциация проявилась и в "Определении творчества". А уже в военной поэзии Пастернака Георгий превращается в лейтобраз».

Форма культурологического обзора-микрокурса может использоваться тогда, когда в школьном курсе литературы изучается обзорная тема, требующая подробного анализа, например, определение места произведения в творчестве поэта и роли данного произведения в истории русской и зарубежной литературы. Проиллюстрируем содержание культурологического обзора-микрокурса при изучении поэзии Пастернака в 11 классе. Данный цикл стихотворений, посвященных теме творчества, занимает важное место в творчестве поэта, т.к. тема творчества является одной из основных в поэзии Б.Л.Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит через все его творчество. В русской литературе тема творчества была реализована в стихотворениях таких поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин, Ахматова, Цветаева и др. Свой вклад в разработку темы природы поэтического творчества внес и Пастернак.

Культурологический характер могут иметь проблемные вопросы, предлагаемые учителем в ходе анализа художественного текста. Так, при постижении идеи «Определение творчества» словесник может задать следующие вопросы: 1) Каков же поэт и мир в лирике Пастернака? 2) Заметили ли вы изменения в поэтическом стиле поэта? 3) Какой емкой формулой-афоризмом можно обозначить

взгляд Пастернака на творчество? Что мы можем добавить в кластер?

Постижение художественного произведения в культурологическом контексте требует особого отбора приемов активизации восприятия и анализа текста. К приемам первой группы можно отнести: различные виды пересказа (творческие, подробные, сжатые, выборочные и др.), выразительное чтение, устное словесное рисование, инсценировку, составление киносценария, использование различных видов искусства, сотворчество с автором и др.

Познание художественного мира писателя, открытие мира героев, рассмотрение художественного произведения в контексте культуры может вестись через различные виды комментария текста, сопоставление его редакций, изучение творче-

ской истории произведения, наблюдение над развитием сюжета и композиции, анализ внесюжет-ных элементов (хронологические перестановки, антитеза, пейзаж, портрет, диалоги, монологи), выявление роли мотивов, образов культуры в художественном пространстве текста, лексико-грамматический анализ, авторские приемы типизации персонажей, картин жизни и др.

В процессе контекстного постижения литературного произведения происходит не столько перевод художественных образов в понятия, суждения, сколько воссоздание в читательском воображении школьника картин жизни, нарисованных писателем, осознание героев как живых людей. Учет культурологического контекста предполагает постижение читателем духовной атмосферы культурной эпохи и авторской модели мира.

1. Голубков, С.А. Введение в литературоведение. М., Изд-во Саратовского пед. ун-та, 1996. С. 298.

2. Колова, С.Д. Формы и приемы культурологического анализа художественного произведения в школе // Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин: Материалы международной науч.-практич. конференции «Филологическая подготовка учителя-словесника в университете». 31 янв. - 3 февр. 2001 г. Саранск, Изд-во Мордовского государств. ун-та, 2001. С. 143.

STUDYING OF LYRICS AT SCHOOL: CULTUROLOGICAL ASPECT

© 2016 S.D.Kolova

Svetlana Dmitrievna Kolova, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of Russian and foreign literature and methods of

teaching literature. E-mail: kaf [email protected]

Samara State University of Social Sciences and Education. Russia

This article explains the productivity of educational cultural context to the study of B.L. Pasternak's poetry at school. The author offers various forms of implementation of this approach, depending on the specifics of school age, and genre characteristics of literary material. Complexity of implementation of culturological context in the course of literary education of school students is accompanied first of all by lack of pupils' conceptual idea of this or that type of culture (for example, Confucian and Taoist, Indo-Buddhist, Islamic, Christian), of cultural and historical period. The teacher of literature needs to build for each type of culture a peculiar system of values, an image of the World and the Person in different types of consciousness. At the same time it is important that knowledge in this area be of not gnoseological, but valuable and orientation character. Conclusion: Knowledge of the art world of the writer, opening of the world of characters, consideration of the work of art in the context of culture can be conducted through different types of text commentary, comparison of its editions, studying of creative history of the work, observation of development of the plot and composition, analysis of extra subject elements (chronological shifts, antithesis, landscape, portrait, dialogues, monologues), identification of the role of motives, images of culture in literary space of the text, lexical and grammatical analysis, author's methods of typification of characters, life pictures, etc.

Keywords: cultural studies approach, the study of lyrical works, cultural background, cultural commentary, cultural overview, problematic issues of cultural nature, cultural characteristics of the artistic image.

1. Golubkov, S.A. Vvedenie v literaturovedenie (Introduction to literary criticism). M., (Izd-vo Saratovskogo pedagogicheskogo un-ta), 1996. S. 298.

2. Kolova ,S.D. Formy i priemy kul'turologicheskogo analiza khudozhestvennogo proizvedeniia v shkole (Forms and devices of culturological analysis of a work of art at school) // Aktual'nye problemy prepodavaniia filologicheskikh distsiplin: Materialy mezhdunarodnoi nauch.-praktich. konferentsii «Filologicheskaia podgotovka uchitelia-slovesnika v universitete». 31 ianv. - 3 fevr. 2001 g. Saransk, Izd-vo Mordovskogo gosudarstv. un-ta, 2001. S. 143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.