Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА ЦИФРОВОЙ ОСНОВЕ'

ПРОБЛЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА ЦИФРОВОЙ ОСНОВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / малое и среднее предпринимательство / цифровизация / инновационное развитие / дистанционные технологии. / digital economy / small and medium-sized businesses / digitalization / innovative development / remote technologies.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виндижева Альбина Хасеновна, Виндижев Тимур Хасенович

В статье рассмотрена статистика развития малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в России. Были выявлены проблемы, которые возникают в сфере использования бюджетных средств и на этапах выполнения нацпроектов. Были сформулированы основные направления по решению этих проблем и процессе инновационного развития МСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Виндижева Альбина Хасеновна, Виндижев Тимур Хасенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IN THE PROCESS OF ORGANIZING STATE SUPPORT FOR BUSINESS STRUCTURES ON A DIGITAL BASIS

The article considers statistics on the development of small and medium-sized businesses in Russia. Problems that arise in the use of budget funds and at the stages of implementation of national projects were identified. The main directions for solving these problems and the process of innovative development of SMEs were formulated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА ЦИФРОВОЙ ОСНОВЕ»

Международная научно-практическая конференция

УДК 338.1

Виндижева Альбина Хасеновна, Vindizheva Albina Hasenovna Виндижев Тимур Хасенович Vindizhev Timur Hasenovich

Студент Student

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Бербекова Kabardino-Balkar state University named after Berbekov

ПРОБЛЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА

ЦИФРОВОЙ ОСНОВЕ

PROBLEMS IN THE PROCESS OF ORGANIZING STATE SUPPORT FOR BUSINESS STRUCTURES ON A DIGITAL BASIS

Аннотация: В статье рассмотрена статистика развития малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в России. Были выявлены проблемы, которые возникают в сфере использования бюджетных средств и на этапах выполнения нацпроектов. Были сформулированы основные направления по решению этих проблем и процессе инновационного развития МСП.

Abstract: The article considers statistics on the development of small and medium-sized businesses in Russia. Problems that arise in the use of budget funds and at the stages of implementation of national projects were identified. The main directions for solving these problems and the process of innovative development of SMEs were formulated.

Ключевые слова: цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство, цифровизация, инновационное развитие, дистанционные технологии.

Key words: digital economy, small and medium-sized businesses, digitalization, innovative development, remote technologies.

С 1 марта 2018 года кредитование субъектов МСП осуществляется по ставке 6,5% годовых. Однако, по данным счетной палаты РФ, такой четко функционирующий механизм та и не был выстроен за прошедшие 2 года. [1] Одной из первостепенных вопросов выживания для предпринимательских

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ структур является постоянное обновление и завоевание новых рынок в

конкурентных сферах экономической деятельности. Однако в нашей стране

более чем 90% предпринимательских структур не только не предлагает, но и

не разрабатывает инновационные продукты. [2] Также более важной

проблемой является и то, что получатели государственных субсидий не

отвечают за достижение целевых показателей нацпроекта (численность

занятых в МСП, их доля в ВВП страны и т.д.) Кроме этого, лица, которые

ответственны за достижение указанных показателей, не оказывают влияние на

распределение выделяемых средств и не владеют конкретной информацией о

деятельности самих получателей выделяемых ресурсов.

Согласно материалам Росстата РФ, за последние 4 года в стране ликвидировано промышленных предприятий больше, чем зарегистрировано новых ( в 2019 году ликвидировано в 2 раза больше предприятий, а это около 623 тыс. против 275тыс.) [3] . Это можно объяснить тем, что ограниченный спрос и ухудшение макроэкономической конъюнктуры негативно сказались на финансовом положении корпоративного сектора. Вместо роста числа занятых в секторах малого и среднего предпринимательства мы, наоборот, наблюдаем их сокращение. Обеспечение поддержки МСП в форме льготного кредитования и снижение влияния на их развитие административных барьеров должно было привести к росту численности индивидуальных предпринимателей и самозанятых в сегменте МСП. К концу 2019 года их число должно было достигнуть 19,6 млн. человек и продолжать расти со скоростью минимум 1 млн. человек в год, вплоть до 2024 году. Однако в действительности, мы наблюдаем обратный процесс: если в 2018 г. В секторе МСП работали 19,34 млн. человек, то к 2019 году их численность сократилась до 18,767 млн. человек. [1]

Процесс не прервался даже несмотря на то, что в 2019 году в РФ был запущен эксперимент по налогу на самозанятых, который был направлен на упрощение налогообложения в сфере малого предпринимательства.

Международная научно-практическая конференция

Невыполнение нацпроекта в полном объеме вынуждает руководство страны оптимизировать вовлечение субъектов МСП в указанные программы, чему должны способствовать цифровизация предпринимательской деятельности и внедрение дистанционных технологий в сам процесс предпринимательства.

Цифровизация предпринимательской деятельности на данный момент охватывает только сферу рекламной деятельности, реализации продукции и сферу взаиморасчетов. Дистанционные технологии рационально применять в процессе выстраивания промышленных и отраслевых секторов, в процессе удаленного управления ими. Внедряя в МСП дистанционные цифровые технологии, мы можем стимулировать возникновение различного рода эффектов: социального, экономического, инновационного, экологического.

Рациональным кажется применение дистанционного

предпринимательского взаимодействия в развитии одного из инфраструктурных элементов инновационного предпринимательства (коворкинг), основанных на выстраивании сети виртуальных коворкинг-центров, которые могут быть направлены:

1. на развитие предпринимательского регионального взаимодействия с участием 2-х или более коворкинг-центров;

2. на развитие межрегионального предпринимательского взаимодействия с участием 2-х или более коворкинг-центров.

Вместе с тем необходимо выстраивать взаимодействие предпринимательских структур и других субъектов предпринимательской инфраструктуры с государственными органами, осуществлять контроль со стороны государственных контролирующих органов также целесообразно с применением дистанционных информационных технологий, что уже действует в ряде регионов.

Предлагаем следующую схему дистанционного взаимодействия:

1. Коммуникация предпринимательских структур в режиме

удаленного доступа предполагает необходимость перевести управленческие технологии МСП в формат цифрового взаимодействия дистанционно. [4].

2. В процессе дистанционного взаимодействия малых и средних предпринимательских структур предполагается использование дистанционного режима в онлайн формате с обязательной возможностью видеоподключения.

3. Кроме онлайн включений, целесообразно применять технологии удаленного взаимодействия с государственными контролирующими органами, т.е. необходимо предоставлять возможность доступа предпринимательским структурам в офисах многофункциональных центров (МФЦ) по оказанию госуслуг ко всем приемным государственных органов непосредственно в режиме онлайн приемных. Появление возможности организации обеспечения удаленного доступа для предпринимательских структур в рамках МФЦ упростит взаимодействие предпринимателей с госструктурами, в том числе и с налоговыми органами, повысит качество и оптимизирует логистику таможенного оформления грузов. Технологии дистанционного обслуживания и взаимодействия могут стать одним из инновационно-активных движущих элементов в структуре территорий опережающего развития (ТОР), подготовка к созданию которой идет, например, в Мурманске, и которая должна получить название «Столица Арктики». Одна из основных задач, стоящих перед создаваемой новой структурой территорий опережающего развития - это рост объемов инвестирования и формирование рабочих мест, в том числе и в дистанционном удаленном формате. В этой связи также важен проект запуска работы научно -образовательного центра, включающего систему подготовки кадров под конкретные запросы работодателей, работу которого целесообразно выстраивать на дистанционной основе [5].

Таким образом, в сфере оптимизации реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержке

Международная научно-практическая конференция индивидуальной предпринимательской инициативы», решение задач, поставленных В.В. Путиным в послании Президента Федеральному Собранию на 2020 год в рамках цифровизации предпринимательской деятельности и внедрения дистанционных технологий в процесс предпринимательства, предлагаются следующие мероприятия [6]:

1. усиление контроля над прохождением бюджетных ресурсов через все инстанции до конечного потребителя и инфраструктурных элементов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах, чему должны способствовать цифровизация предпринимательской деятельности и внедрение дистанционных технологий в сам процесс предпринимательства;

2. формирование виртуальных творческих коллективов, функционирующих дистанционно в рамках определенного проекта дистанционного взаимодействия с использованием интернет-взаимодействия;

3. выстраивание сети виртуальных коворкинг-центров на основе предпринимательского регионального взаимодействия и их координация в рамках регионов;

4. обеспечение возможности удаленного доступа предпринимательским структурам к государственным контролирующим органам в формате онлайн-включений в рамках МФЦ.

Библиографический список:

1. Счетная палата: малый бизнес в России сжался еще на 600 тысяч человек. URL: https://www.rcsme.ru/ru/news/show/92932/Счетная-палата-малый-бизнес-в-России-сжался-еще-на-600-тысяч-человек/0/14-01-2020 (дата обращения: 25.04.2020)

2. Кудрин назвал главные риски для роста российской экономики. URL: https://www.rcsme.ra/ra/news/show/92961/Кудрин-назвал-главные-риски-для-роста-российской-экономики/0/15-01-2020 (дата обращения: 25.04.2020).

3. Четыре года подряд в РФ ликвидируется больше фирм, чем регистрируется новых. URL: https://www. rcsme.ru/ra/news/show/92933/Четыре-года-подряд-в-РФ-ликвидируется-больше-фирм-чем-регистрируется-новых/0/14-01-2020 (дата обращения: 25.04.2020).

4. Ксенофонтова Т.Ю. Подходы к стратегическому развитию малых предпринимательских структур в условиях становления цифровой экономики / Т.Ю. Ксенофонтова, Т.Н. Кошелева // Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы управления производственными и инновационными системами». Иркутск. 20.11.2019. Материалы всероссийской научно -практической конференции. Издательство: Иркутский национальный исследовательский технический университет. 2019. С. 50-59

5. «Новый Мурманск» может войти в ТОР «Столица Арктики». URL: https://www.rcsme.ru/ru/ news/show/92913/Новый-Мурманск-может-войти-в-ТОР-Столица-Арктики/1147/15-01-2020 (дата обращения: 24.04.2020).

УДК 338

Казлитина Дарья Вячеславовна Kazlitina Daria Vyacheslavovna

Студентка Student

Толмачева Татьяна Алексеевна Tolmacheva Tatyana Alekseevna

Ассистент кафедры налоговой политики и таможенного дела Assistant, Department of Tax Policy and Customs Северо-Кавказский федеральный университет North Caucasus Federal University

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕР ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНОГО СЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ORGANIZATION AND PLANNING OF MEASURES FOR THE ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF AN EFFECTIVE SERVICE ENTERPRISE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.