Малый и средний бизнес
УЛУЧШЕНИЕ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА ДЛЯ МСП КАК ОТВЕТ НА ТЕКУЩИЙ КРИЗИС И ПАНДЕМИЮ КОРОНАВИРУСА
B. А. БАРИНОВА
C. П. ЗЕМЦОВ Ю. В. ЦАРЕВА
Предпринимательский сектор российской экономики серьезно пострадал в результате текущего кризиса из-за резкого падения спроса и противоэпидемиологических ограничений. Это создает предпосылки к закрытию большого числа предприятий, дальнейшему росту уровня безработицы и снижению средних доходов населения. Одним из механизмов адаптации рынка труда к кризисам в России служит увеличение доли вынужденных предпринимателей и самозанятых. Многие современные компании основаны в период предыдущих кризисов, поэтому кардинальное улучшение условий открытия и ведения бизнеса может стать одной из возможных стратегий борьбы с бедностью и формирования предпосылок для посткризисного восстановления всей экономики.
В статье проанализированы основные характеристики инвестиционного климата в России в сравнении с зарубежными странами, в том числе в отдельных регионах по данным АСИ. Несмотря на существенное продвижение России в рейтинге Doing Business, в регионах сохраняются существенные различия даже по формальным процедурам ведения бизнеса. Предложены инструменты совершенствования делового климата по нескольким направлениям: цифровизация госуслуг, в частности таможенного регулирования, создание единой онлайн-системы поддержки, интерактивного портала контрольно-надзорных требований, увеличение финансирования эффективных институтов развития, внедрение инструментов оценки эффективности поддержки. Это может стать основой более открытой и предсказуемой посткризисной предпринимательской политики в России.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Ключевые слова: посткризисная политика, условия ведения бизнеса, трансформация делового климата, малые и средние предприятия (МСП), инвестиционный климат, коронакризис, регионы России.
Введение
Пандемия вызвала масштабный экономический кризис по всему миру: по прогнозам МВФ [19], спад в мировой экономике в 2020 г. составит 3%, а в экономике России - 5,5%. По итогам 2020 г. уровень безработицы в РФ может достичь 10% от экономически активного населения - это от 6 до 9 млн. человек [11]. По данным Росстата, в мае 2020 г. уровень безработицы по методологии МОТ составил в стране около 6,1% (для сравнения - 4,5% годом ранее [20]).
Предпринимательский сектор экономики является одним из наиболее пострадавших в результате кризиса: по нашим оценкам [7], им могли быть затронуты около 77% всех малых и средних предприятий (МСП) в РФ, что может привести к сокращению ВРП многих регионов [7; 9]. Для малых предприятий, концентрирующихся в основном в сфере торговли и предоставления бытовых услуг населению, резкое падение спроса усугубилось существенным ухудшением условий ведения бизнеса. Государство выдвинуло к предприятиям дополни-
Баринова Вера Александровна, заведующий лабораторией исследований проблем предпринимательства РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; заведующий лабораторией инновационной экономики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук (Москва), е-таИ; [email protected]; Земцов Степан Петрович, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. геогр. наук (Москва), е-т^У: [email protected]; Царева Юлия Викторовна, научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-т^У: [email protected]
тельные требования: необходимость покупки масок и дезинфицирующих средств, дополнительного инструктажа сотрудников, а в случае невозможности продолжать работу - необходимость выплаты зарплат в полном объеме. После снятия ограничений новые требования для возобновления деятельности выдвинул Роспотребнадзор. При этом, по данным сайта «Стопкоронавирус.РФ», на 10.07.2020 г. только в 10 из 85 регионов начался 3-й этап снятия ограничений, предполагающий открытие всех предприятий с учетом новых требований. Череда банкротств контрагентов, неплатежи по госзакупкам дополнительно усложняют положение МСП. Закрытие многих фирм может привести к дальнейшему росту безработицы и снижению средних доходов населения.
При этом проблемы предпринимательского сектора начались еще в прошлом году после повышения НДС, внедрения онлайн-касс и слабого роста доходов населения [7]. В предкризисном 2019 г. число субъектов МСП сократилось в стране на 118 тыс. ед., а число занятых в секторе упало почти на полмиллиона человек [5; 7]. Роль сектора МСП остается стабильно скромной: на него приходится не более 22% ВВП, около 27% занятости (для сравнения: в среднем по странам ОЭСР - 55 и 60% соответственно)1 [4; 7].
На наш взгляд, формирование максимально благоприятных условий для самозанятых и создания новых бизнесов, а также кардинальное улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в России в целом могут стать одними из механизмов восстановления экономики и обеспечения занятости населения [7]. В предыдущие кризисные периоды (особенно в 1990-е годы) вынужденное предпринимательство и самозанятость выступали формой адаптации рынка труда к неблагоприятным условиям. Страны, которые смогут улучшить деловой климат, обеспечить
стабильный спрос и создать возможности для внедрения цифровых технологий, займут лидирующие позиции в посткризисном мире. Более того, потенциал сырьевого роста экономики России во многом исчерпан вследствие снижения стоимости альтернативных источников энергии в мире и увеличения доли трудноизвлекаемых запасов полезных ископаемых.
Для оценки динамики совершенствования условий ведения бизнеса традиционно используется рейтинг Doing Business, в котором Россия к 2020 г. поднялась на 28-е место со 124-го в 2010 г. [25]. Этого удалось достичь за счет продвижения по ряду формальных показателей. (См. таблицу.) Но рейтинг не в полной мере отражает реальные условия ведения предпринимательской деятельности во всей стране. Фактически его показатели относятся только к Москве и Санкт-Петербургу, где проводятся соответствующие замеры, на остальной же территории России сохраняется существенная межрегиональная дифференциация [1; 7; 8; 10]. В регионах сформировались предпринимательские экосистемы, различающиеся по инвестиционному климату, уровню взаимодействия и диверсификации бизнес-агентов, эффективности поддержки МСП, социокультурным нормам и неформальным правилам [6; 8]. Последнее также не учитывается в рейтинге и при принятии политических решений [7; 10].
В 2020 г. ожидается серьезное снижение показателей рейтинга по всей стране. Более того, отдельные формальные условия, требующие личной передачи и оформления документов, могут быть запретительными для сохранения бизнеса в период пандемии.
Для улучшения условий ведения бизнеса ранее были разработаны правительственный план мероприятий «Трансформация делового климата» (ТДК) [17] и национальный проект по развитию МСП [14]. Большинство направ-
1 Во многом низкие значения по сравнению со странами ОЭСР обусловлены высокой долей государственного сектора экономики в России — около 46%. Доля сектора МСП в ВВП бизнес-сектора России составляет около 43%, а в занятости — 38% [4], что сопоставимо с Канадой и США.
лений в плане соответствует структуре рейтинга Doing Business, расширяя и дополняя их. Эксперты, однако, критиковали план и нацпро-ект за отсутствие структурных перемен и кардинальных изменений в условиях ведения бизнеса [18], в том числе снижения числа требований контролирующих органов, повышения защищенности бизнеса. В документах не были затронуты ключевые проблемы, с которыми сталкивается бизнес: высокая административная нагрузка, коррупционные риски, рейдер-ство, силовое давление на предпринимателей и др.
Кроме того, реализация мероприятий ТДК [15] и нацпроекта [21] отстала от намеченных сроков. Поэтому, в частности, до кризиса не удалось достичь необходимого уровня циф-ровизации госуслуг для предпринимателей, так важных в условиях режима самоизоляции. Учитывая быстрое развитие удаленных сервисов и возросшую потребность в развитии новых технологий весной 2020 г., необходимость в реализации большинства таких мер только возросла. Поэтому в январе 2020 г. [16] и марте 2020 г. план ТДК был актуализирован и дополнен, а в апреле 2020 г. в правительство были
внесены еще три «дорожные карты» [12]. Согласно новым правилам профильные ведомства формируют отдельные планы мероприятий, касающиеся предпринимательской деятельности.
Цель нашей статьи - последовательно проанализировать основные направления улучшения условий ведения бизнеса в России в целом и в регионах и дать рекомендации для посткризисного восстановления экономики.
1. Улучшение условий для получения кредитов
Довольно высокое 25-е место России в рейтинге Doing Business в блоке «Получение кредитов» обусловлено высоким индексом уровня защиты кредитных операций [25]2 - 9 из 12 (6,1 в среднем по странам ОЭСР с высоким доходом). Но фактически показатели этого блока оценивают формальную сторону условий кредитования, ничего не говоря о реальных ставках и доступности кредитов. Между тем в условиях кризиса малый и средний бизнес нуждается не только в улучшении условий кредитования, но и в реальном повышении доступности кредитов: снижении ставок,
Положение России в рейтинге Doing Business
Показатели DB 2020. Место в рейтинге DB 2020. Значение показателя DB2019. Значение показателя Изменение, в %
Глобально 28 78,2 77,4 0,8
Регистрация предприятий 40 93,1 93,0 0,1
Получение разрешений на строительство 26 78,9 78,4 0,5
Подключение к системе электроснабжения 7 97,5 94,0 3,5
Регистрация собственности 12 88,6 88,6 Без изм.
Получение кредитов 25 80,0 80,0 Без изм.
Защита миноритарных инвесторов 72 60,0 58,0 2
Налогообложение 58 80,5 79,6 0,9
Международная торговля 99 71,8 71,8 Без изм.
Обеспечение исполнения контрактов 21 72,2 72,2 Без изм.
Разрешение неплатежеспособности 57 59,1 58,4 0,7
Источник: [251.
2 Индекс по блоку «Получение кредитов» рассчитывается на основе 4-х показателей: индекса уровня защиты кредитных операций (0-12); индекса кредитной информации (0-8); охвата кредитным реестром (% взрослого населения); охвата кредитным бюро (% взрослого населения).
уменьшении доли отказов в кредитовании, предоставлении беззалоговых кредитов и т.д.
В последние годы наблюдалась тенденция к сокращению средневзвешенных ставок и разницы в процентных ставках для МСП и экономики [1]. Но повышающиеся кредитные риски не сделают субъекты МСП привлекательными с точки зрения банков. При этом более доступные кредиты могут привести к росту задолженности предприятий. Большинство же предпринимателей не намерены брать кредиты: по последним данным НБВ! [7], в третьем квартале 2019 г. 61% субъектов МСП в сфере услуг и 56% в торговле не испытывали потребности в новых кредитах в связи с неопределенностью экономической ситуации и низкой рентабельностью, примерно 14% не получили одобрения банка по выдаче кредита. Учитывая сжатие потребительских рынков на фоне падения доходов населения, можно утверждать, что доля субъектов МСП в объеме выданных кредитов сократится.
Доступ к банковским услугам - один из ключевых факторов развития малого и среднего предпринимательства [10]. В предкризисный период усиление давления на кредитные организации со стороны регулятора привело к сокращению в регионах числа коммерческих банков, которые преимущественно кредитовали малый и средний бизнес. Индекс обеспеченности банковскими услугами [3], оценивающий плотность и финансовые возможности банковских структур, снизился по сравнению с 2012 г. При этом индекс существенно различается по регионам: наиболее высокие его значения наблюдаются в Москве и Санкт-Петербурге, наименьшие - в Северо-Кавказском федеральном округе.
У большинства субъектов МСП имеется высокая потребность в краткосрочных кредитах для ликвидации кассового разрыва, но пищевая промышленность, производство медицинских приборов, фармацевтика и т.д. нуждаются и в долгосрочных кредитах на модернизацию оборудования, в том числе для посткризисного развития. Поэтому представ-
ляется целесообразным расширение финансирования МСП средствами Фонда развития промышленности, в том числе в крупных центрах высокотехнологичной промышленности: Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Свердловской, Самарской, Новосибирской, Томской, Ростовской областях, республиках Татарстан и Башкортостан [9]. Необходимо также рассмотреть возможность разработки новой программы субсидий банкам на инвестиционные цели для резидентов промышленных парков, технопарков или открытых экономических зон. Данные компании уже проверены региональными властями, экспертами, управляющими компаниями институтов развития, поэтому риски при этом будут ниже.
В период, объявленный нерабочим, МФЦ приостановили оказание государственных услуг, личный прием в МФЦ был ограничен и для бизнеса. Для поддержания работы предприятий важно ускорить обеспечение оказания услуг и сервисов организаций инфраструктуры и мер поддержки в электронном виде субъектам МСП, а также обеспечение управления заявками субъектов МСП, обращающихся за финансовой помощью в рамках Национальной гарантийной системы (НГС), онлайн-взаимодействия между банками-партнерами и организациями-партнерами, аккредитованными участниками НГС, и заемщиками - субъектами МСП и др. Центры «Мой бизнес» необходимо перевести на оказание онлайн услуг, сервисов и мер поддержки субъектам МСП везде, где это возможно.
Необходимо оказывать прямую финансовую поддержку ежегодно не менее 500 (плановое значение нацпроекта - 100) инновационным, высокотехнологичным субъектам МСП, в том числе стартап-предприятиям и «газелям» (к последним относят быстрорастущие компании, которые вносят значительный вклад в рост экономики и занятости). Для этого считаем целесообразным увеличить выдачу грантов субъектам МСП на осуществление НИОКР, а также на производство инновационной про-
дукции, за счет федеральных субсидий Фонду содействия инновациям.
В крупных банковских структурах в последние годы активно применялась технология «кредитной фабрики» - автоматизированная процедура проверки и анализа заемщиков по данным из внутренних и внешних источников и централизованного принятия решений о выдаче кредита при взаимодействии специалистов банка и кредитных аналитиков с применением ИТ-систем. Распространение этой технологии может сократить издержки банков за счет автоматизации процессов принятия решений о предоставлении кредитов, а соответственно, может привести к удешевлению кредитов и ускорению выдачи их для малого и среднего бизнеса.
Потребуется и дополнительный мониторинг мер поддержки МСП [1]. Необходима разработка единой открытой цифровой платформы, содержащей информацию обо всех получивших финансовую поддержку субъектах МСП с указанием базовых характеристик их деятельности (объем выделенных средств, источники финансирования, место регистрации, вид деятельности и т.д.). Это позволит повысить доверие к мерам государственной поддержки, снизит риски неэффективного расходования средств и в перспективе создаст предпосылки для разработки комплексной системы оценки эффективности государственных инвестиций, позволяющей, в том числе, сравнивать показатели деятельности компаний, получивших господдержку, и остальных. Процедуры оценивания мер поддержки должны включать в себя инструменты взаимодействия с предпринимательским сообществом.
2. Упрощение регистрации и закрытия предприятий
Важно максимально упростить условия регистрации и закрытия предприятий. Кризис ведет к массовым банкротствам МСП, и важно обеспечить бывших предпринимателей возможностью вновь начать заниматься предпринимательской деятельностью, а также привле-
кать новых предпринимателей и самозанятых. В 2020 г., по данным ФНС на 01.07.2020 г. [23], 287,4 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП) и 100,2 тыс. юридических лиц (коммерческих организаций) были зарегистрированы, а 305,6 и 208 тыс. ед. соответственно прекратили свою деятельность. Таким образом, за первое полугодие 2020 г. в России на 18,2 тыс. уменьшилось число ИП и на 107,8 тыс. - коммерческих организаций, при этом в период ограничений в апреле-июне сокращение составило 17,2 и 57,3 тыс. ед. соответственно. Впрочем, превышение «смертности» над «рождаемостью» бизнеса наблюдается в стране последние несколько лет [13].
Кардинальное упрощение процедур регистрации и прекращения деятельности компаний возможно при их полной цифровизации [1]. Длительный период самоизоляции в отдельных регионах показал значимость дистанционного оказания госуслуг без личного обращения в органы государственной власти. В результате появится возможность сократить время регистрации с 11 дней (среднее значение для Москвы и Санкт-Петербурга) до 0,5 дня, как в Новой Зеландии [25]. Причем до сих пор сохраняется существенная региональная дифференциация в этом отношении: так, например, в Московской области для регистрации может потребоваться менее 8 дней, тогда как в менее развитых регионах (республики Калмыкия, Марий Эл, Дагестан, Чукотский автономный округ) в отдельные годы она занимала более 15 дней [2], а среднее число процедур составляло от 3 до 5, хотя в наиболее передовых странах ОЭСР требовалось выполнение лишь одной процедуры.
В плане мероприятий ТДК остались невыполненными несколько пунктов, которые могли бы улучшить ситуацию с регистрацией предприятий и требуют более активных действий со стороны правительства. Во-первых, это приведение к единообразию практики регистрации юридических лиц по месту жительства предпринимателя (не выполнено с июля 2019 г.), что должно существенно упростить
деятельность микропредприятий, а также повысить возможность легализации самозанятых. Во-вторых, потребуется разработка информационно-телекоммуникационного сервиса ФНС России по использованию типового устава (не выполнено с июля 2019 г.), что должно упростить и ускорить процедуры регистрации фирм начинающих предпринимателей, не обладающих соответствующим опытом. Это важно в целях обеспечения условий для использования потенциала массового предпринимательства.
В рамках национального проекта по МСП необходимо ускорить оцифровку и размещение на едином государственном ресурсе всех услуг и сервисов организаций инфраструктуры, поддерживающих деятельность МСП, с открытым доступом на него всех организаций [1]. Причем, в условиях быстрого изменения нормативно-правовых актов и внедрения дополнительных мер поддержки, потребуется ежедневная актуализация размещаемых на этом ресурсе данных. Кроме того, необходимо организовать оказание всего комплекса онлайн-услуг, сервисов и мер поддержки субъектам МСП в уже созданных центрах «Мой бизнес», а также ускорить их открытие в регионах. Это позволит осуществить консалтинговую поддержку открывающимся предприятиям и фирмам, находящимся в сложных условиях.
В России сравнительно низкий уровень вовлеченности населения в предпринимательскую деятельность: доля трудоспособных жителей, находящихся в процессе открытия бизнеса или владеющих бизнесом менее 3,5 лет, составляет всего 5,55% [7; 24] (для сравнения: в США - 15,6%, в Китае - 10,4%). Между тем эти новые предприниматели составляют предпринимательский капитал страны, обеспечивая занятость, региональное развитие [9], диверсификацию экономики [1].
Для предотвращения разорения предприятий и ускорения посткризисного восстановления потребуются разработка образовательных онлайн-программ для максимального
числа предпринимателей [1], повышение квалификации региональных (муниципальных) команд и сотрудников организаций инфраструктуры поддержки МСП, а также проведение обучающих тренингов для будущих предпринимателей по действиям в условиях кризиса и после его завершения.
3. Снижение административной нагрузки
Меры по улучшению контрольно-надзорной деятельности оказывают значимое влияние на работу бизнеса. Вместе с тем сегодня наблюдается существенная дифференциация в уровне административной нагрузки между регионами [1]. В частности, эффективность института оценки регулирующего воздействия низко оценивается бизнесом в менее развитых регионах. Среднее число запрошенных дополнительных (не предусмотренных к обязательному представлению по закону) документов на фирму в год варьируется в регионах России от почти нуля до 5 [2].
Среднее число контрольно-надзорных мероприятий (проверок, рейдовых осмотров, допросов, опросов и других юридически значимых мер), проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя, в целом снижается за последние годы [1; 7], но здесь также существенны региональные различия: от 1 до 3. Доля компаний, столкнувшихся со случаями коррупции со стороны органов власти или естественных монополий в течение последних 12 месяцев, различается от 12 до 50% [7]. Хуже институциональные условия в ряде регионов Северного Кавказа, Центрального Черноземья, более благоприятные - в крупнейших агломерациях страны [7; 8; 10].
В целом необходимы актуализация, упрощение и размещение на едином интерактивном государственном ресурсе (например, «Бизнес-навигатор») конечного списка форм и направлений проверок бизнеса с открытым доступом на него для федеральных и региональных органов власти, институтов развития
и других организаций [1]. Фактически необходимо обеспечить, чтобы любая фирма, внеся в систему ключевые параметры своей деятельности, в режиме онлайн могла бы отслеживать все значимые для нее и возможные проверочные мероприятия. Между тем сейчас о некоторых нарушениях компании узнают только по результатам проверки. Необходимо ускоренное внедрение риск-ориентированного подхода к организации проверок и в дальнейшем перевод отдельных проверок в электронный режим с использованием электронной подписи, геотегов и др.
В плане мероприятий ТДК, в числе прочих, названа задача актуализации и определения, с участием объединений предпринимателей, степени значимости и исключения отсылочных и неконкретных требований проверочных листов (списков контрольных вопросов), утвержденных федеральными органами исполнительной власти (не исполнено с июня 2019 г.). В итоге должно быть оптимизировано количество обязательных требований, проверяемых в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий.
Потребуется также актуализация размещенных на официальных сайтах перечней нормативно-правовых актов для каждого вида государственного контроля (надзора), с указанием конкретных обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) (не исполнено с февраля 2019 г.). Относительно реализации этого мероприятия получено отрицательное заключение: ФАС, МВД и ФСБ России.
Кризис показал, что необходимы полная цифровизация всех услуг подачи и сбора налогов, а также возможность автоматического формирования налоговой документации фирмами, использующими онлайн-кассы [1]. В рамках национального проекта было запланировано освобождение от обязанности представления налоговой декларации МСП, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику (онлайн-кассы).
4. Обеспечение исполнения контрактов
В условиях падения доходов населения, а соответственно, и потребительского спроса [20] повышается актуальность государственных контрактов и закупок. При этом часть государственных закупок отложена на неопределенный срок, растут риски неисполнения обязательств по реализованным контрактам [22]. Кроме того, риски связаны с ограничениями в деятельности арбитражных судов на время пандемии.
Формально Россия занимает по этому блоку в рейтинге Doing Business 21-е место [25]: на разрешение спора, рассчитанное с момента подачи судебного иска до осуществления платежа, в РФ затрачивается 340 дней (589,6 дня в среднем по странам ОЭСР с высоким доходом), стоимость судебных сборов и гонораров адвокатов составляет 15% от суммы исков (21,5% в странах ОЭСР с высоким доходом). Дальнейшее улучшение этих показателей возможно косвенно через снижение нагрузки на систему арбитражных судов. Частично этому будет способствовать расширение деятельности институтов медиации при решении споров в регионах. Расширение полномочий бизнес-омбудсменов в регионах может снизить число злоупотреблений на местах со стороны представителей государственных институтов.
Увеличение объема и позиций государственных закупок позволит поддержать предпринимательский сектор. Хотя в этом случае вырастут риски участия в закупках субъектов МСП, аффилированных с крупным бизнесом и местными чиновниками [1; 7]. В рамках выполнения национального проекта по МСП необходимо установить административную ответственность за нарушение крупнейшими заказчиками законодательства РФ в части сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства, по результатам закупок, что и было запланировано. Дополнительно потребуется обеспечить полную цифровизацию всех основ-
ных этапов участия субъектов МСП в закупках -от их выбора до заключения договоров. Необходимы сохранение объема закупок крупнейшими заказчиками у субъектов МСП на уровне 2019 г. (3 трлн. руб.) и дальнейшее расширение числа субъектов сектора, включенных в реестр производственных субъектов МСП - потенциальных поставщиков крупнейших заказчиков.
5. Упрощение подключения к сетям
Значимым барьером для начинающих предпринимателей, который существенно снижает потенциально возможное число новых биз-несов, - это отсутствие возможности подключиться к электрическим и иным сетям или запретительная стоимость подключения. Формально в России (Москве и Санкт-Петербурге) условия подключения к электросетям одни из лучших в мире - 7-е место в рейтинге Doing Business [25]. Реальный же срок подключения, по мнению пользователей, составляет в стране 38 дней [2], тогда как лучшая практика в этом блоке - 18 дней (Республика Корея). Между тем в ряде регионов РФ подключение к электросетям представляет собой ключевое ограничение для производственного малого бизнеса: например, в Орловской области этот процесс в 2018 г. мог занимать более 130 дней [2].
В плане ТДК зафиксирована необходимость расширения возможностей перераспределения мощностей для лиц, в собственности (или на ином законном основании) которых находятся энергопринимающие устройства, а также упрощения порядка вовлечения в хозяйственный оборот бесхозяйных объектов (газопроводов, электросетей, сетей тепло- и водоснабжения, водоотведения), что должно сократить сроки оформления прав на эти объекты и упростить их использование в качестве источников технологического присоединения. Должен быть унифицирован и упрощен расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения, а также увеличен срок действия тех-
нических условий при подключении сети газораспределения к другой сети газораспределения до трех лет (не выполнено с апреля 2019 г.), что сократит расходы и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Дополнительным способом существенного улучшения условий ведения бизнеса в отдельных регионах, наиболее пострадавших от пандемии, может стать развитие индустриальных парков и готовой инвестиционной инфраструктуры, с уже существующим подключением к сетям, для размещения компаний. В рамках нацпроекта по МСП потребуется ускорить законодательное закрепление подходов к созданию, развитию и оценке эффективности территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности (не выполнено в 2019 г.) с целью привлечения дополнительных инвесторов и предпринимателей. Должно быть ускорено обеспечение льготного доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям путем создания в регионах не менее 129 промышленных парков, технопарков (запланировано до конца 2024 г.).
6. Улучшение условий международной торговли
В условиях существенного сокращения внутреннего спроса в результате кризиса и снижения курса рубля актуальной станет поддержка выхода отечественных компаний на международные рынки в посткризисный период. Число компаний-экспортеров в России росло в предыдущие годы [1]. Но РФ по условиям международной торговли стабильно и неизменно занимает в рейтинге Doing Business [25] удручающе низкое - 99-е - место. Значения всех индикаторов в этом блоке: времени и стоимости оформления документов, длительности и стоимости прохождения пограничного и таможенного контроля для экспорта и импорта (8 показателей) - у РФ хуже средних по странам ОЭСР. Наиболее перспективны улучшения в сфере цифровизации услуг.
В плане ТДК зафиксирован и требует ускорения переход на электронный документооборот при осуществлении пограничного, таможенного и иных видов контроля в морских пунктах пропуска (не выполнено с декабря 2019 г.). Предполагается отмена дублирования сведений, представленных в электронном виде, на бумажных носителях, за исключением случаев выявления в отношении отдельных поставок рисков в соответствии с системой управления рисками государственных контрольных органов.
Не менее важно внедрение системы управления рисками при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора при перемещении товаров через таможенную границу и по таможенной территории Евразийского экономического союза, созданной в соответствии с Базовой моделью определения критериев и категорий риска (не выполнено с марта 2019 г.). По этому параметру должна быть создана нормативно-правовая база с целью оптимизации использования ресурсов государственных контрольных органов, автоматизирован процесс принятия решений, внедрена система выборочного контроля, основанного на анализе информации и выявлении рисков нарушения законодательства Российской Федерации.
Выводы
Повышение места России в рейтинге Doing Business не свидетельствует о пропорциональном улучшении реальных условий ведения бизнеса во всех регионах страны. Сохраняются проблемы по отдельным значимым условиям ведения бизнеса, которые только обостряются в кризис: коррупция, высокое административное давление, незащищенность прав собственности и т.д.; растет доля государственного сектора и квази-государственных институтов в экономике.
Увеличения формальных показателей, учитываемых в рейтингах, добиться несравнимо легче, чем улучшить реальные условия осуществления предпринимательской деятельности,
включая неформальные институты: отношение к предпринимателям со стороны чиновников и правоохранителей, уровень доверия в обществе, уровень коррупции и т.д. [7]. При этом социокультурные нормы могут сохраняться десятилетиями [6; 10]. В связи с этим совершенствование формальных институтов не сразу может позитивно отразиться на динамике предпринимательской активности населения. Ряд наиболее значимых мероприятий по улучшению в стране предпринимательского климата не были внедрены до кризиса, поэтому в нынешних реалиях требуется их ускоренная реализация.
В условиях карантинных мероприятий и режима самоизоляции, нерабочих дней особо негативное влияние на МСП оказывали недостаточная цифровизация большинства процедур и услуг. Дальнейшая цифровизация госуслуг повысит конкурентоспособность экономики и улучшит возможности ведения предпринимательской деятельности. Одновременно с этим потребуется ликвидация меж- и внутрирегионального цифрового неравенства (доступ к информационно-коммуникационной инфраструктуре и умение пользоваться ею) [7].
Преодоление существенной межрегиональной дифференциации в институциональных характеристиках позволит реализовать посткризисное восстановление бизнеса, в том числе в наиболее пострадавших регионах. На наш взгляд, кризисные явления в наибольшей степени повысили социальные риски (падение доходов населения, рост безработицы) на Северном Кавказе и в Крыму, где высока доля самозанятых и работников МСП в занятости, но низкий уровень развития предпринимательских экосистем и цифро-визации [7].
В текущих условиях важно сохранить доверие предпринимателей к государству, не допустить их разочарования в своей деятельности, создать предпосылки для массового предпринимательства и самозанятости Для повышения доверия улучшение условий веде-
ния бизнеса должно сопровождаться более высокой открытостью всех процедур и мероприятий поддержки, оценкой эффективности
реализованных мер совместно с бизнес-сообществом. Все это может стать основой новой предпринимательской политики в России. ■
Литература
1. Антонова М.П., Баринова В.А., Громов В.В., Земцов С.П., Красносельских А.Н., Милоголов Н.С., Потапова А.А., Царева Ю.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта. — М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2020.
2. АСИ. Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. URL: https:// asi.ru/investclimate/rating/
3. Банк России. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора. 2018. URL: https://cbr.ru/ about_br/publ/nadzor/
4. Баринова В.А., Земцов СП., Кнобель А.Ю., Лощенкова А.Н. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России. — М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019.
5. Баринова В.А., Земцов С.П., Царева Ю.В. Малое и среднее предпринимательство в России и регионах в 2019—2020 гг. // Российская экономика в 2019 году. Тенденции и перспективы (Вып. 41). — М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2020. C. 279-290.
6. Брызгалин В.А., Никишина Е.Н. Существует ли региональная социокультурная специфика в России? Возможности использования социокультурного подхода в экономике // Вопросы экономики. 2020. № 7. С. 108-126. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-7-108-126.
7. Земцов С.П. Институты, предпринимательство и региональное развитие в России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. Т 46. № 2. С. 168-180. DOI: 10.31737/2221-2264-2020-46-2-9.
8. Земцов С.П., Бабурин В.Л. Предпринимательские экосистемы в регионах России // Региональные исследования. 2019. № 2. С. 4-14.
9. Земцов С.П., Смелов Ю.А. Факторы регионального развития в России: география, человеческий капитал или политика регионов // Журнал Новой экономической ассоциации. 2018. № 4 (40). C. 84-108. DOI: 10.31737/2221-2264-2018-40-4-4.
10. Земцов С.П., Царева Ю.В Предпринимательская активность в регионах России: насколько пространственные и временные эффекты детерминируют развитие малого бизнеса // Журнал Новой экономической ассоциации. 2018. Т. 37. № 1. С. 145. DOI: 10.31737/2221-2264-2018-37-1-6.
11. Интерфакс. Кудрин спрогнозировал скачок безработицы в РФ на фоне кризиса до 10% в худшем варианте. URL: https://www.interfax.ru/russia/706027
12. Минэкономразвития России. Минэкономразвития предложило отменить сборы при вывозе произведенных в РФ продуктов переработки иностранных товаров. URL: https://www.economy.gov.ru/ material/news/minekonomrazvitiya_predlozhilo_otmenit_sbory_pri_vyvoze_proizvedyonnyh_v_rf_ produktov_pererabotki_inostrannyh_tovarov.html
13. Образцова О.И., Чепуренко А.Ю. Предпринимательская активность в России и ее межрегиональные различия // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. Т. 14. № 2. С. 199-211.
14. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ 7bb70b5d19ea26a9729839377e6ac38e/Passport_NP_MSP.pdf
15. Письмо Минэкономразвития России Председателю Правительства Российской Федерации Медведеву Д.А. от 13.01.2020 «О направлении материалов к заседанию Правительства Российской Федерации».
16. Распоряжение об актуализации плана мероприятий «Трансформация делового климата» (утверждено распоряжением Правительства РФ от 17 января 2020 г. № 19-р.). URL: https:// www.economy.gov.ru/material/file/cb8939734a772368324f12ad3b26e565/19-p_17012020.pdf
17. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р (ред. от 17.01.2020) «Об утверждении плана "Трансформация делового климата" и признании утратившими силу актов Правительства РФ». URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/3a99e87c0a2d71f88ca57141d711c0df/17012019_20p.pdf
18. РБК. Изменение климата: как власти предлагают улучшить условия для бизнеса. URL: https:// www.rbc.ru/economics/15/10/2018/5bc0b3e29a79475a51162671
19. РБК. МВФ предсказал наихудший спад мирового ВВП после Великой депрессии. URL: https:// www.rbc.ru/economics/14/04/2020/5e95b6fa9a794742620aeabc
20. Росстат. URL: https://www.gks.ru
21. Счетная Палата Российской Федерации. Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитиче-ского мероприятия «Мониторинг реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"». 2020. URL: http:// audit.gov.ru/upload/iblock/200/2005dbf690b7a5b8d37e3f94ff84ad82.pdf
22. Титов: бизнес в РФ сообщил о невыплате по госконтрактам 485,4 млн рублей с начала года. URL: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/biznes-v-rf-soobsil-o-nevyplate-po-goskontraktam-4854-mln-rublej-s-nacala-goda-titov?fbclid = IwAR18okP9Mcur5XkV-UOTdVGpjVkw0F8n-oGBpgXPrti82ULOggY1myIRv9s
23. ФНС РФ. Статистика по государственной регистрации ЮЛ и ИП в целом по Российской Федерации. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/
24. Global Entrepreneurship Monitor. URL: https://www.gemconsortium.org/data
25. World Bank. Doing Business. 2020. URL: https://www.doingbusiness.org
References
1. Antonova M.P., Barinova V.A., Gromov V.V., Zemtsov S.P., Krasnoselskikh A.N., Milogolov N.S., Potapova A.A., Tsareva Yu.V. Development of small and medium-sized entrepreneurship in Russia in the context of the implementation of the national project. — Moscow: Publishing House "Delo" RANEPA, 2020.
2. ASI. National rating of the investment prospects of Russian regions. URL: https://asi.ru/investclimate/ rating/
3. Bank of Russia. Report on the development of the banking sector and banking supervision. 2018. URL: https://cbr.ru/about_br/publ/nadzor/
4. Barinova V.A., Zemtsov S.P., Knobel A.Yu., Loschenkova A.N. Small and medium-sized business as a factor of economic growth in Russia. — Moscow: Gaidar Institute Publishers. 2019.
5. Barinova V.A., Zemtsov S.P., Tsareva Yu.V. Small and medium-sized entrepreneurship in Russia and the regions in 2019—2020 // Russian economy in 2019. Trends and prospects (Issue 41). — Moscow: Gaidar Institute Publishers, 2020. Pp. 279-290.
6. Bryzgalin V.A., Nikishina E.N. Is there a regional culture in Russia? Opportunities of using sociocultural approach in economics // Voprosy Ekonomiki. 2020. No. 7. Pp. 108-126. DOI: 10.32609/00 42-8736-20207-108-126.
7. Zemtsov S.P. Institutes, entrepreneurship, and regional development in Russia // The Journal of New Economic Association. 2020. Vol. 46. No. 2. Pp. 168-180. DOI: 10.31737/2221-2264-2020-46-2-9.
8. Zemtsov S.P., Baburin V.L. Entrepreneurial ecosystems in Russian regions // Regional Studies. 2019. No. 2. Pp. 4-14.
9. Zemtsov S.P., Smelov Yu.A. Factors of regional development in Russia: geography, human capital or regional policies // The Journal of New Economic Association. 2018. No. 4 (40). Pp. 84-108. DOI: 10.31737/ 2221-2264-2018-40-4-4.
10. Zemtsov S.P., Tsareva Yu.V. Entrepreneurial activity in the Russian regions: how spatial and temporal effects determine the development of small business // The Journal of New Economic Association. 2018. Vol. 37. No. 1. P. 145. DOI: 10.31737/2221-2264-2018-37-1-6.
11. Interfax. Kudrin projected a spike in unemployment in RF against the backdrop of the crisis by 10% in worst case scenario. URL: https://www.interfax.ru/russia/706027
12. Ministry of Economic Development. Ministry of Economic Development suggested to abolish levies when exporting produced in Russia products of manufacture of foreign goods. URL: https:// www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_predlozhilo_otmenit_sbory_pri_vyvoze_ proizvedyonnyh_v_rf_produktov_pererabotki_inostrannyh_tovarov.html
13. Obraztsova O.I., Chepurenko A.Yu. Entrepreneurial activity in Russia and its cross-regional differences // The Journal of New Economic Association. 2020. Vol. 14. No. 2. Pp. 199-211.
14. National project data sheet "Small and medium-sized entrepreneurship and support of individual entrepreneurial initiative". URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ 7bb70b5d19ea26a9729839377e6ac38e/Passport_NP_MSP.pdf
15. Letter of the Ministry of Economic Development of Russia to the Chairman of the Government of the Russian Federation Dmitry Medvedev dated 13.01.2020 "On submission of materials for the meeting of the Government of the Russian Federation".
16. Edict on the update of the plan of measures "Transformation of business climate" (approved by the Edict of the RF Government date January 17, 2020 No. 19-p.). URL: https://www.economy.gov.ru/material/ file/cb8939734a772368324f12ad3b26e565/19-p_17012020.pdf
17. Edict of the RF Government dated 17.01.2019 No. 20-p (ver. dated 17.01.2020) "On approval of the plan 'Transformation of business climate' and repeal of edicts of the RF Government". URL: https:// www.economy.gov.ru/material/file/3a99e87c0a2d71f88ca57141d711c0df/17012019_20p.pdf
18. RBC. Climate change: how authorities propose to improve conditions for business. URL: https://www.rbc.ru/ economics/15/10/2018/5bc0b3e29a79475a51162671
19. RBC. IMF projected the hardest recession of global GDP from Great depression. URL: https://www.rbc.ru/ economics/14/04/2020/5e95b6fa9a794742620aeabc
20. Rosstat. URL: https://www.gks.ru
21. Accounting Chamber of the Russian Federation. Report on intermediary results of expert and analytical event "Monitoring of the implementation of the national project 'Small and medium-sized entrepreneur-ship and support of the individual entrepreneurial initiative'". 2020. URL: http://audit.gov.ru/upload/ iblock/200/2005dbf690b7a5b8d37e3f94ff84ad82.pdf
22. Titov: business in Russia informed on non-payment on state contracts of Rb 485.4 mn from the start of year. URL: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/biznes-v-rf-soobsil-o-nevyplate-po-goskontraktam-4854-mln-rublej-s-nacala-goda-titov?fbclid=IwAR18okP9Mcur5XkV-U0TdVGpjVkw0F8n-oGBpgXPrti82UL0ggY1myIRv9s
23. FTS RF. Statistics on the state registration of legal persons and individual entrepreneurs across Russian Federation as a whole. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ regstats/
24. Global Entrepreneurship Monitor. URL: https://www.gemconsortium.org/data
25. World Bank. Doing Business. 2020. URL: https://www.doingbusiness.org
Improvement of Business Climate for SME as a Response to the Current Crisis and Coronavirus Pandemic
Vera A. Barinova — Head of Centre for Entrepreneurship Studies of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Head of Centre for Innovation Economics of the Gaidar Institute (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
Stepan P. Zemtsov — Leading Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Senior Researcher of the Gaidar Institute, Candidate of Geographic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
Yulia V. Tsareva — Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
Entrepreneurial sector of the Russian economy was hard hit by the current crisis due to a plunge in demand and anti-epidemiological restrictions. This paves the way for the closure of a great number of enterprises, further growth of the unemployment rate and reduction in average income of the population. Growth in the share of coerced entrepreneurs and self-employed is one of the mechanisms for the labor market adaptation to crises in Russia. Many contemporary companies were established during previous crises that is why massive improvement of conditions for launching and running business can be one of the feasible strategies for fighting poverty and setting preconditions for the post crisis economic recovery.
The article analyzes key features of the investment climate in Russia compared to foreign countries including in separate regions according to ASI data. Despite a significant upgrade of Russia in Going Business rating, the regions retain significant differences even in formal procedures of doing business. Authors proposed instruments for the improvement of business climate across various strands: digitalization of state services, in particular customs regulation, setting up of a unified online system of support, interactive portal of control and supervisory requests, increased financing of effective institutes of development, introduction of tools for assessment of effective support. This can become a base for an open and predictable post-crisis entrepreneurial policy in Russia.
Key words: post crisis policy, conditions of doing business, transformation of business climate, small and medium-sized enterprises (SME), investment climate, corona crisis, regions of Russia.