Научная статья на тему 'Улучшение делового климата Воронежской области: факторы успеха'

Улучшение делового климата Воронежской области: факторы успеха Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ / ПОРТАЛ УДК / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / BUSINESS CLIMATE / UDC PORTAL / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морковина Светлана Сергеевна, Сибиряткина Ирина Валентиновна

В статье рассмотрены вопросы улучшения делового климата на региональном уровне. Указано на то, что России необходим не просто экономический рост, но экономический рост определенного качества, связанного с развитием малого и среднего предпринимательства. Однако, увеличение налоговой нагрузки, снижение доступности заемных средств, отток капитала, отсутствие преференций и льгот для бизнеса в значительной части секторов экономики в сочетании с падением мировых цен на нефть и ростом цен на внутреннем рынке снижают предпринимательские интересы и переводят частный бизнес в зону критических рисков. Определено, что необходим ряд мер по снижению социальных, экономических и административных барьеров, мешающих формированию благоприятной бизнес-среды и обеспечивающих улучшение делового климата как фактора социальной стабильности и устойчивого экономического роста территорий. Рассмотрен опыт Воронежской области по улучшению делового климата региона. Созданный на региональном уровне портал улучшения делового климата является коммуникационной площадкой, где предприниматели и заинтересованные граждане могут сообщать о факторах, мешающих или, наоборот, способствующих развитию деловой активности в регионе, обмениваться мнениями, предлагать механизмы реализации предложений. Доказано, что положительный опыт по созданию портала улучшения делового климата в Воронежской области целесообразно распространить в другие регионы, что позволит не только повысить уровень предпринимательской уверенности, но и реализовать меры поддержки бизнеса, востребованные реальными секторами экономики на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF BUSINESS CLIMATE OF THE VORONEZH REGION: SUCCESS FACTORS

In article authors considered questions of improvement of business climate at the regional level, specified that not just economic growth, but economic growth of the certain quality connected with development of small and medium business is necessary for Russia. However, increase in the tax load, decrease in availability of borrowed funds, capital outflow, absence of preferences and privileges for business in large part of economy sectors in combination with falling of the world prices for oil and increase in prices in domestic market reduce enterprise interests and transfer private business to a zone of critical risks. Authors defined that a number of measures for decrease in the social, economic and administrative barriers preventing formation of a favorable business environment and providing improvement of business climate as a factor of social stability and sustained economic growth of territories is necessary. Authors considered experiment of the Voronezh region on improvement of business climate of the region. The portal of improvement of business climate created at the regional level is the communication platform where businessmen and the interested citizens can report about the factors interfering or, on the contrary, promoting development of business activity in the region, to exchange opinions, to offer mechanisms of implementation of offers. Authors proved that it is expedient to extend positive experiment on creation of a portal of improvement of business climate in the Voronezh region to other regions that will not only allow to increase the level of enterprise confidence, but also to realize the business support measures demanded by real production sectors at the regional level.

Текст научной работы на тему «Улучшение делового климата Воронежской области: факторы успеха»

УДК 331 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-6-41-45

УЛУЧШЕНИЕ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ:

ФАКТОРЫ УСПЕХА

МОРКОВИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

СИБИРЯТКИНА ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены вопросы улучшения делового климата на региональном уровне. Указано на то, что России необходим не просто экономический рост, но экономический рост определенного качества, связанного с развитием малого и среднего предпринимательства. Однако, увеличение налоговой нагрузки, снижение доступности заемных средств, отток капитала, отсутствие преференций и льгот для бизнеса в значительной части секторов экономики в сочетании с падением мировых цен на нефть и ростом цен на внутреннем рынке снижают предпринимательские интересы и переводят частный бизнес в зону критических рисков. Определено, что необходим ряд мер по снижению социальных, экономических и административных барьеров, мешающих формированию благоприятной бизнес-среды и обеспечивающих улучшение делового климата как фактора социальной стабильности и устойчивого экономического роста территорий. Рассмотрен опыт Воронежской области по улучшению делового климата региона. Созданный на региональном уровне портал улучшения делового климата является коммуникационной площадкой, где предприниматели и заинтересованные граждане могут сообщать о факторах, мешающих или, наоборот, способствующих развитию деловой активности в регионе, обмениваться мнениями, предлагать механизмы реализации предложений. Доказано, что положительный опыт по созданию портала улучшения делового климата в Воронежской области целесообразно распространить в другие регионы, что позволит не только повысить уровень предпринимательской уверенности, но и реализовать меры поддержки бизнеса, востребованные реальными секторами экономики на региональном уровне.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, деловой климат, портал УДК

Не секрет, что последние годы предпринимательство в России переживает не лучшие времена. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в России путем создания благоприятной деловой среды является в настоящее время ключевой задачей для всех регионов [1].

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» в Российской Федерации № 209-ФЗ от 27 июля 2007 г. в субъектах Российской Федерации мероприятия по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) реализуются в рамках программ государственной поддержки МСП. Основные формы поддержки включают:

- финансовую;

- имущественную;

- информационную поддержку МСП;

- поддержку внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества МСП;

- меры по защите прав и законных интересов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора) за их деятельностью;

- создание механизма участия МСП в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд;

- создание и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МСП, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности МСП;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП на федеральном и региональных уровнях.

Система финансовой поддержки МСП включает комплекс программ по линии министерств и ведомств:

- федеральная финансовая программа поддержки МСП, реализуемая Минэкономразвития России (субсидии регионам на государственную

поддержку МСП; создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП);

- программа финансовой поддержки МСП, реализуемая ОАО «МСП Банк» (дочернее общество ГК Внешэкономбанк);

- государственная гарантийная поддержка экспортно-ориентированных МСП, реализуемая ОАО «ЭКСАР» (дочернее общество ГК Внешэкономбанк);

- программа поддержки МСП в агропромышленном комплексе, реализуемая Минсельхо-зом России;

- программа содействия самозанятости безработных граждан, реализуемая Минтрудом России;

- комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, реализуемый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Реализуемые меры финансовой поддержки направлены на удовлетворение потребностей в финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсах субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к различным категориям (микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия) и находящихся на разных стадиях деятельности (начинающие предприниматели, развивающиеся, выходящие на экспорт предприниматели и др.).

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства заключает в себе серьезный

потенциал содействия развитию данного сектора. По данным Минэкономразвития России, на реализацию различных мероприятий поддержки МСП из федерального бюджета в 2013 г. выделено более 34,5 млрд руб., при этом объем финансирования мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2016 г. составит 12,3 млрд руб.

В тоже время нельзя ни указать на то, что увеличение налоговой нагрузки, снижение доступности заемных средств, отток капитала, отсутствие преференций и льгот для бизнеса в значительной части секторов экономики в сочетании с падением мировых цен на нефть и ростом цен на внутреннем рынке снижают предпринимательские интересы и переводят частный бизнес в зону критических рисков.

В отношении субъектов малого предпринимательства ситуация еще более удручающая: перманентные изменения законодательства, рост количества согласований и необходимой разрешительной документации, определяют рот теневого бизнеса и прекращение деятельности (рис.1).

Если за 2013-2014 гг. прекратили деятельность 1022, 1 тыс. малых предприятий в целом по РФ, то в 2015 г. темпы роста закрытия малых предприятий увеличились[2].

Более того, в последние годы на федеральном уровне не было принято ни одного закона, способствующего улучшению делового климата. Тогда важным инструментом в защите интересов предпринимателей выступает деловой климат региона.

| 800 п-

I 5 600 --j=j--р—----- --

?: 400 ---------

|Н 200 -- - - - -

0 J----Т----т----т----т---

2010 2011 2012 2013 2014

□Создано пПрекратили деятельность □

Рис. 1. Динамика создания и прекращения деятельности МСП в целом по Российской Федерации

В определении Всемирного банка «...деловой климат это совокупность факторов, определяющих возможности и стимулы предпринимательских структур к активизации и расширению масштабов деятельности, путем осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции» [3].

Влияние улучшения делового климата на экономический рост, доказано авторами исследо-

вания World bank, которое было опубликовано в журнале Economic Letters [4]. Эксперты проанализировали процесс экономического роста в 135 странах. В результате оказалось, что улучшение условий для предпринимательства в странах, входящих в 25 % худших, до уровня 25 % лучших, дает экономический рост 2,3 % в год. А улучшение позиций в рейтинге всего на 20 пунктов, увеличивает рост на 0,5 %.

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Сейчас Россия находится в рейтинге на 120-ом месте, если власти смогут улучшить деловой климат и поднять страну до 20 места в рейтинге, наша экономика будет расти дополнительно на 2,5 % в год.

Сегодня уже вполне понятно, что России необходим не просто экономический рост, но экономический рост определенного качества. Регионы не являются исключением, ввиду того, что они наиболее уязвимы при изменении конъюнктуры экспорта сырьевых ресурсов, а следовательно обречены на все большее технологическое и институциональное отставание. Основой для увеличения экономических показателей регионов страны должны стать предприниматели.

Однако статистические данные демонстрируют снижение интереса к бизнесу у населения. Воронежская область не является исключением несмотря на то, что доля малых и средних предприятий на 10000 чел населения составляет 302 ед., 26,8 % в общей численности предприятий, а в сфере обрабатывающего производства их число соответственно 11 %. Среди проблем обозначенных предпринимателями в качестве основных, определяющих деловой климат региона 60 % обозначили низкую доступность персонала требуемой квалификации на рынке труда; 40 % - низкую доступность финансовых ресурсов; 12 % - несправедливую конкуренцию на рынке конечной продукции; 10 % - неразвитая инфраструктура - энергетика, транспорт и др.

Тогда необходим ряд мер по снижению социальных, экономических и административных барьеров, мешающих формированию благоприятной бизнес среды и обеспечивающих улучшение делового климата как фактора социальной стабильности и устойчивого экономического роста территорий.

Улучшение делового климата на региональном уровне направлено, в первую очередь, на создание универсальных условий для хозяйственной деятельности и притока инвестиций, при непосредственном участии властей и путем установления продуктивного диалога «бизнес-власть» в направлении:

- во-первых, совершенствования макроэкономических условий осуществления предпринимательской деятельности, повышения инвестиционной привлекательности и притока инвестиций;

- во-вторых, обеспечения доступа к ресурсам (человеческим, информационным, материальным и нематериальным и т. п.) и производственной инфраструктуре;

в-третьих, улучшения условий налогообложения, включая снижение налоговой нагрузки на предпринимателей;

в-четвертых, совершенствования государственного регулирования, включая снижение административных барьеров;

- в-пятых, развития системы образования;

- в-шестых, улучшения взаимоотношений бизнеса и общества.

В этом плане примечателен опыт Воронежской области, в которой уже на протяжении пяти лет создан и действует региональный портал улучшения делового климата (УДК).

Созданный на региональном уровне портал УДК, является коммуникационной площадкой, где предприниматели и заинтересованные граждане могут сообщать о факторах, мешающих или, наоборот, способствующих развитию деловой активности в регионе, обмениваться мнениями, предлагать механизмы реализации предложений.

В этой связи, и в целях улучшения делового климата области на портале УДК размещаются конструктивные предложения (в рамках выделенных тем - предложение - отзыв, предложение -новация, предложение - критика, предложение -обсуждение), направленные на: снижение административных барьеров, сокращение дефицита кадров, борьбу с недобросовестной конкуренцией, неэффективной судебной системой, государственным управлением, обеспечением доступности финансовых ресурсов и т. п.

Необходимо отметить, что предложения, касающиеся улучшения делового климата региона должны отражать реальные потребности бизнеса и населения в тех или иных мероприятиях, инновационных продуктах и услугах, отвечать требованиям финансовой обеспеченности и практической реализуемости. Обязательным условием размещения предложения на портале УДК является наличие мнения автора о том, как его предложение повлияет на улучшение бизнес-климата в регионе, т. е. какие конкретно компании или группы компаний благодаря этому предложению получат дальнейшее развитие и в каких сферах экономики, а также указание путей реализации предложения на региональном уровне.

По результатам анализа предложений поступивших на портал УДК отбирается пакет наиболее перспективных, которые в дальнейшем подлежат тщательной проверке в первую очередь с акцентом на показатели социально-экономического развития Воронежской области (в соответствии с областным законом Воронежской области от 08.06.2012 № 80-ОЗ «О программе социально-экономического развития Воронежской области на 2012-2016 годы»), характеризующие [5]:

во-первых, развитие рынка труда, здравоохранения, социальной помощи и социальной защиты, строительной отрасли и повышение доступности жилья, повышение качества жилищно-комму-нальных услуг, модернизацию системы общего образования, эффективность проведения государственной молодежной политики и формирование системы ценностей, развитие культуры, повышение качества и доступности культурных услуг, развитие физической культуры и спорта, охрану окружающей среды и рациональное природопользование, обеспечение безопасности населения и правопорядка;

- во-вторых, повышение эффективности экономики Воронежской области - эффективности агропромышленного комплекса, развитие промышленного комплекса, эффективное использование научно-образовательного и инновационно-технологического потенциала, развитие связи, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, модернизацию энергетической инфраструктуры;

в-третьих, развитие предпринимательской инициативы, малого и среднего бизнеса на территории Воронежской области;

- в-четвертых, улучшение инвестиционного климата и привлечение инвестиций в Воронежскую область.

Оценка предложения позволяет построить динамичный прогноз изменения показателей социально-экономического развития Воронежской области с учетом наиболее значимых факторов применительно к Воронежской области, и определить наиболее эффективный вариант его реализации на региональном уровне.

Итогом становиться действенный механизм, способствующий успешной реализации предложения, включающий комплекс обоснованных мероприятий, ресурсные и временные потребности.

Следует отметить, что в 2015 г. на портале УДК особый интерес был связан с реализацией пяти предложений. Первое предложение касается мероприятий по созданию эффективно работающего инфраструктурного комплекса в сфере обращения с ТБО на территории Воронежской области, во-втором развития мелкорозничной торговли и оптимизации размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа [6].

В третьем предложении разрабатывался инструментарий поддержки создания профессионального центра предоставляющего рабочие места для индивидуальных предпринимателей в сфере моды через инструмент «воркплейс».

Четвертое предложение было направлено на разработку рекомендаций по совершенствованию инфраструктуры водно-круизного туризма как перспективного направления внутреннего туризма на территории городского округа города Воронеж.

Пятое предложение определило необходимость проведения мероприятий по ликвидации несанкционированной торговли на территории подземных переходов.

Как повлияли разработанные механизмы на деловой климат Воронежа покажет время, отведенное на их реализацию, но одно понятно наверняка - предпринимательским идеям в регионе есть место. А это означает, что число МСП будет в ближайшем будущем расти. В этой связи нельзя не отметить, что положительный опыт по созданию порталов УДК в Воронежской области целесообразно распространить в другие регионы, что позволит не только повысить «индекс предпринимательской уверенности», но и реализовать меры поддержки бизнеса, востребованные реальными секторами экономики на региональном уровне.

Литература

1. Бартош А. А., Верхушина Е. Н. Об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. 2015. № 14. С. 691-693.

2. Хорев А. И., Соколинская Ю. М. Тенденции развития российского предпринимательства: проблемы и противоречия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2015. Вып. 6 (146). С. 63-68.

3. URL: www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q

4. URL: http://www.expertnw.ru/news/2013-04-24/ retsessiya-ili-uluchsheniey-delovogo-klimata

5. О Программе социально-экономического развития Воронежской области на 2012-2016 годы: закон Воронежской области от 08.06.2012 № 80-ОЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/469710955

6. Морковина С. С. [и др.] Эффективная инновационная инфраструктура поддержки предпринимательской деятельности: теория и методология создания// СПбНИИЛХ, 2015.

References

1. Bartosh А. А., Verkhushina E. N. Ob effektivnos-ti mer gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva [About efficiency of measures of the state support of small and medium business] // Molodoj uchenyj. 2015. № 14. S. 691-693.

2. Khorev А. I., Sokolinskaya Yu. M. Tendentsii raz-vitiya rossijskogo predprinimatel'stva: problemy i protivore-chiya [Tendencies of the Russian business development: problems and contradictions] // Vestnik Tambovskogo un-iversiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2015. Vyp. 6 (146). S. 63-68.

3. URL: www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

C. C. MOPKOBHHA H. B. CHEHPflTKHHA

45

4. URL: http://www.expertnw.ru/news/2013-04-24/ retsessiya-ili-uluchsheniey-delovogo-klimata

5. O Programme sotsial'no-ekonomicheskogo razvi-tiya Voronezhskoj oblasti na 2012-2016 gody: Zakon Voronezhskoj oblasti ot 08.06.2012 № 8O-OZ [About the Program of social and economic development of the Voronezh region for 2012-2016: Law of the Voronezh region

from 08.06.2012 № 8O-OZ]. URL: http:// docs.cntd.ru/ document/469710955

6. Morkovina S. S. [i dr.] Effektivnaya innovatsionnaya infrastruktura podderzhki predprimmatel'skoj deyatel'nosti: teoriya i metodologiya sozdaniya [Effective innovative infrastructure of support of an entrepreneurial activity: theory and methodology of creation] // SPbNIILKh, 2015.

* * *

IMPROVEMENT OF BUSINESS CLIMATE OF THE VORONEZH REGION: SUCCESS FACTORS

MORKOVINA SVETLANA SERGEEVNA Voronezh State Forestry Engineering University named after G. F. Morozov, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

SIBIRYATKINA IRINA VALENTINOVNA Voronezh State Forestry Engineering University named after G. F. Morozov, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article authors considered questions of improvement of business climate at the regional level, specified that not just economic growth, but economic growth of the certain quality connected with development of small and medium business is necessary for Russia. However, increase in the tax load, decrease in availability of borrowed funds, capital outflow, absence of preferences and privileges for business in large part of economy sectors in combination with falling of the world prices for oil and increase in prices in domestic market reduce enterprise interests and transfer private business to a zone of critical risks. Authors defined that a number of measures for decrease in the social, economic and administrative barriers preventing formation of a favorable business environment and providing improvement of business climate as a factor of social stability and sustained economic growth of territories is necessary. Authors considered experiment of the Voronezh region on improvement of business climate of the region. The portal of improvement of business climate created at the regional level is the communication platform where businessmen and the interested citizens can report about the factors interfering or, on the contrary, promoting development of business activity in the region, to exchange opinions, to offer mechanisms of implementation of offers. Authors proved that it is expedient to extend positive experiment on creation of a portal of improvement of business climate in the Voronezh region to other regions that will not only allow to increase the level of enterprise confidence, but also to realize the business support measures demanded by real production sectors at the regional level.

Key words: small and medium business, business climate, UDC portal

^ 11, № 6, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.