МЕХАНИЗМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СТАРТАПОВ В РЕГИОНЕ
ПРОСКУРИНА ИРИНА ЮРЬЕВНА
Воронежский лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
СПЕСИВЦЕВ ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Воронежский лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
УСОВА ЮЛИЯ ПЕТРОВНА
Воронежский лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Малое и среднее предпринимательство в Воронежской области стало неотъемлемой, очень важной частью региональной экономики, при этом потенциал предпринимательства не исчерпан. Дальнейшее развитие малого бизнеса невозможно без эффективных мер поддержки со стороны государства. Целесообразно продолжить государственную поддержку малого бизнеса региона в таких направлениях, как финансовая и информационная поддержка, консультирование и обучение. В статье показано, что большинство субъектов МСП заинтересованы в рекламе и стремятся привлечь покупателей и заказчиков, используя Интернет-ресурсы, а, следовательно, создание портала в сети Интернет для размещения рекламной информации будет являться новой формой поддержки предпринимательских структур. Разработан механизм информационной поддержки стартапов в регионе, в основе которого лежит процесс взаимодействия сайтодержателя и стартапа при размещении информации о товарах, работах, услугах в интернет-пространстве, включающий в себя ряд составляющих: рекламодатель - стартап, сообщение, средства его передачи и потребитель, а также орган исполнительной власти или его представитель, выступающий как сайтодержатель. В качестве портала, где представители малого и среднего бизнеса Воронежской области могут размещать свою рекламу на определенных, особых условиях, целесообразно использовать созданные региональные сайты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова малые предприятия, информационная поддержка, развитие, стартапы, интернет-портал.
На сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) является одной из наиболее важных задач государства. Реализация ее может осуществляться посредством едино-разового пособия для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе [1; 2].
Выполненный нами опрос субъектов предпринимательской деятельности показал, что более трети предприятий МСП испытывают регулярную потребность как в информационной, так и рекламной поддержке своей деятельности и продукции.
Нами были обследованы информационные ресурсы, расположенные в сети Интернет и осуществляющие в том числе и поддержку МСП на уровне Воронежской области (табл. 1).
Одним из основных порталов является Портал малого и среднего предпринимательства. На сайте представлена следующая информация: о существующих программах поддержки, ее формах и видах, инфраструктуре, нормативно-правовых актах. В дополнение сайт содержит информацию относительно предпринимательских структур - получателей поддержки, словарь предпринимателя, карту субъектов инфраструктуры, налоговый калькулятор и другие сведения [3].
В рамках сайта начинающие предприниматели могут воспользоваться следующим сервисом: начинаем или развиваем бизнес. Отметим, что все сайты региона отличает наличие общей информации о формах и способах поддержки субъектов МСП, в разной степени детализации присутствует информация об институтах поддержки на уровне области.
Таблица 1
Региональные порталы Интернет-ресурса, осуществляющие информационную поддержку субъектов МСП
Информация Сайт правительства Воронежской области Сайт департамента экономического развития Воронежской области Сайт Торгово-промышленной палаты Воронежской области Портал малого и среднего предпринимательства Воронежской области
Адрес Интернет-площадки http://www.govvm.ru http://econom.govvm.ru http://tppvo.ru http://business.govvrn.ru
Нормативно-правовая база + + + +
Региональные институты + + + +
поддержки
Общественное обсуждение с
помощью комментариев
Государственные программы + + + +
поддержки
В то же время с уверенностью можно утверждать, что вышеуказанные порталы оказывают пассивную поддержку субъектам МСП, в то время как последние нуждаются в иных формах информационной поддержки, в частности, маркетинговой и рекламной.
Важно отметить, что для начинающих предпринимателей в настоящее время имеются возможности для размещения своей рекламы в сети Интернет на некоммерческой основе.
Безусловно, использование бесплатных способов рекламы бизнеса в Интернете дает очень хорошие результаты. Особенно они ценятся тем, что за минимально короткое время предприниматель получает поток целевой аудитории своего бизнеса, при этом основным расходом предпринимателя будет его время.
Считаем, что на региональном уровне в рамках действующих сайтов поддержки малого и среднего предпринимательства должны быть созданы разделы для размещения информации о стартапах и реклама производимой ими продукции.
Нами разработан механизм информационной поддержки стартапов, в основе которого лежит процесс взаимодействия сайтодержателя и стартапа при размещении информации о товарах, работах, услугах в интернет-пространстве, включающий в себя ряд составляющих: рекламодатель - стартап, сообщение, средства его передачи и потребитель, а также орган исполнительной власти или его представитель, выступающий как сайтодержатель.
Механизм информационной поддержки старта-пов функционирует в трех плоскостях. В частности, первая плоскость - это механизм государственного управления. Сегодня этот механизм включает в себя два аспекта: законодательный и организационный. Основным законодательным актом, регулирующим рекламный процесс в Российской Федерации, является закон «О рекламе». Первая редакция закона
была принята в 1995 г. и не раз подвергалась критике. Новый закон «О рекламе» принят в 2006 г., а все его положения вступят в силу к 2008 г. Функции контроля реализации законодательных норм, регулирующих рекламный процесс, возложены на антимонопольный орган. Система саморегулирования рекламного процесса в России представлена различными профессиональными объединениями, в то же время они не имеют сколь-либо значительного влияния. Две части механизма регулирования работают, оторвано друг от друга, следствием чего является отсутствие комплексной системы регулирования рекламного процесса, учитывающей интересы рекламодателей и потребителей. Таким образом, механизм государственного регулирования рекламного процесса представляет собой субъект-объектную модель управления, в которой рекламодатель - стартап и сайтодержатель выступают в качестве объекта.
Вторая плоскость - это организационное управление рекламным процессом, в рамках которого рассмотрены взаимодействия его участников: предпринимателя и сайтодержателя (табл. 1).
Процесс организации взаимодействия реализуется поэтапно.
Рассмотрим эти этапы по отношению к предпринимателю - стартапу.
На первом этапе предприниматель (стартап), заинтересованный в размещении рекламы своего бизнеса в Интернете, должен зарегистрироваться на интернет-портале, подать заявку. При подаче заявки заполняются необходимые анкеты, где указываются контактные данные, а также необходимо предоставить Свидетельство о регистрации юридического лица (для подтверждения статуса стартап).
На втором этапе (при получении согласия от сайтодержателя на размещение рекламы), предприниматель предоставляет макет своего рекламного объявления.
I. т PROSKURINA, V. A. SPESIVTSEV, т P. USOVA
Таблица 1
Этапы процесса взаимодействия предпринимателя и сайтодержателя
СО СТОРОНЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СО СТОРОНЫ САЙТО- ДЕРЖАТЕЛЯ
1. Регистрация на портале 1. Создание раздела для размещения рекламы
2. Заявка на размещение информации 2. Контент раздела
3. Предоставление информации подтверждающей наличие статуса «стартап» (свидетельство о регистрации) 3. Определение максимального объема каталога предложений предпринимателей
4. Предоставление рекламной информации - макет 4. Формирование единых требований к рекламному объявлению
5. Согласование макета 5. Формирование принципов осуществления рекламы
6. Определение срока утверждения плана-графика подачи рекламы 6. Отбор стартапов
7. Заключение договора о предоставлении услуги
МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ И РЕКЛАМЫ СТАРТАПОВ
СТАРТАП
РЕГИСТРАЦИЯ НА ПОРТАЛЕ
ЗАЯВКА НА РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
РАЗРАБОТКА МАКЕТА
КОММЕНТАРИИ О КАЧЕСТВЕ ОКАЗАННОЙ УСЛУГИ
Информационн ые потоки
Информационные
САИТОДЕРЖАТЕЛЬ
ДОПОЛНЕНИЕ ПОРТАЛА ИНФОРМАЦИЕЙ ДЛЯ СТАРТАПОВ
Информационные потоки
Информационные потоки
ПЛАНИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРОКОВ РАЗМЕЩЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К РЕКЛАМНОМУ ОБЪЯВЛЕНИЮ
Информационные
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРИНЦИПОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕКЛАМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА РАЗМЕЩЕНИЕ НФОРМАЦИИ
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ
КОРРЕКТИРОВКА МЕХАНИЗМА_
Информационные потоки
Рис. 1. Механизм информационной поддержки стартапов
Третий этап предусматривает согласование макета в соответствии с правилами сайто-держателя.
Четвертый этап определяет сроки предоставления поддержки в форме рекламы, а также на этом этапе необходимо утверждение плана-графика подачи рекламы.
Пятый этап предполагает заключение договора между предпринимателем и сайтодержателем о предоставлении данной услуги.
Не менее важна роль сайтодержателя.
На первом этапе сайтодержатель должен доработать сайт и создать на нем новый раздел, в котором начинающие предприниматели (старт-аперы) на определенных условиях могут разместить свое рекламное объявление бесплатно. Для этого необходимо дополнить сайт новым контентом, определить максимальный объем каталога предложений предпринимателей. На втором этапе необходимо сформировать определенные принципы подачи рекламного объявления: вид макета, тематика, сроки и т. п. В случае соблюдения всех принципов и правил размещения рекламы сайто-держатель производит отбор заявок стартапов.
Далее после успешного прохождения всех вышеперечисленных процедур сайтодержатель заключает договор с предпринимателем о размещении рекламного объявления на сайте.
Управление рекламным процессом складывается в процессе взаимодействия рекламодателя и сайтодержателя (рис. 1). Это взаимодействие проходит в четыре этапа:
исследования (на данном этапе происходит изучение потребностей, исследование потребительских свойств товара и анализ рынка);
- стратегическое планирование (определяются функциональные цели рекламной кампании и целевая аудитория, позиционирование и рекламный бюджет, а также творческая стратегия);
- тактические решения (график выхода рекламных сообщений, творческие решения, согласно поставленным задачам и производство рекламной продукции);
- контроль над ходом кампании, оперативная корректировка и анализ эффективности. Важным элементом механизма является последний - контрольный, предполагающий установление обрат-
ной связи, оперативную корректировку и анализ эффективности подобной формы поддержки стар-тапов. Оценке подлежит процесс развития предпринимательской инициативы, малого и среднего бизнеса на территории Воронежской области.
В качестве портала, где представители малого и среднего бизнеса Воронежской области могут размещать свою рекламу на определенных, особых условиях, целесообразно использовать созданные региональные сайты поддержки субъектов МСП.
Таким образом, большинство субъектов МСП заинтересованы в рекламе и стремятся привлечь покупателей и заказчиков, используя Интернет-ресурсы, а, следовательно, создание портала в сети Интернет для размещения рекламной информации будет являться новой формой поддержки предпринимательских структур.
Литература
1. Морковина С. С., Степанова Ю. Н., Сухова В. Е. Инновационные механизмы взаимодействия стартапов и инвесторов в интернет-пространстве // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 12. С. 168-174.
2. Морковина С. С., Денисова Ю. Г., Драпалюк О. И., Бао Шанянь. Формы поддержки развития предпринимательства в лесном секторе ЦЧР // Лесотехнический журнал. 2013. № 4(12). С. 210-217
3. Колесниченко Е. А., Степанова Ю. Н., Иванова Ю. И. Методический инструментарий оценки уровня инвестиционной привлекательности стартапов // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 12 (411). С. 2-11.
References
1. Morkovina S. S., Stepanova Yu. N., Sukhova V. E. Innovatsionnye mekhanizmy vzaimodejstviya startapov i investorov v internet-prostranstve // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 12. S. 168-174.
2. Morkovina S. S., Denisova Yu. G., Drapalyuk O. I., Bao Shanyan'. Formy podderzhki razvitiya predprinima-tel'stva v lesnom sektore TsChR // Lesotekhnicheskij zhur-nal. 2013. № 4(12). S. 210-217
3. Kolesnichenko E. А., Stepanova Yu. N., Ivanova Yu. I. Metodicheskij instrumentarij otsenki urovnya inves-titsionnoj privlekatel'nosti startapov // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2014. № 12 (411). S. 2-11.
I. YU. PROSKURINA, V. A. SPESIVTSEV, YU. P. USOVA
* * *
MECHANISM OF INFORMATION SUPPORT OF STARTUPS IN THE REGION
PROSKURINAIRINA YURYEVNA Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G. F. Morozov, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
SPESIVTSEV VALERY ANATOLYEVICH Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G. F. Morozov, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
USOVA YULIA PETROVNA Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G. F. Morozov, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Small and average business in the Voronezh region became the integral and very important part of regional economy, thus the potential of business isn't settled. Further development of small business is impossible without effective measures of support from the state. It is expedient to continue the state support of small business of the region in such directions, as financial and information support, consultation and training. In article authors showed that most of subjects of small and average business have interest in advertizing and seek to attract buyers and customers, using Internet resources, and, therefore, creation of a portal on the Internet for placement of an advertisement will be a new form of support of enterprise structures. Authors developed the mechanism of information support of startups in the region which cornerstone of the process of interaction of a holder of site and startup at placement of information on goods, works, services in Internet space including a number of components: the advertiser - a startup, the message, means of its transfer and the consumer, and also executive authority or its representative acting as a holder of site. As a portal where representatives of small and average business of the Voronezh region can place the advertizing on certain, special conditions, it is expedient to use the created regional sites of support of subjects of small and average business.
Key words: small enterprises, information support, development, startups, Internet portal.