17.Мурманская область в цифрах/ Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2019 - 135 с. [Электронный ресурс]. URL: https://mu rmanskstat .gks. ru/sto rage/mediabank /012311003_2019.pdf (дата обращения 30.07.2020).
18.Мурманская область в цифрах / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2020 - 135 с. [Электронный ресурс]. URL: https://murmanskstat.gks.ru/storage/mediabank
/01001_2020.pdf (дата обращения 30.07.2020).
19. Рыбная отрасль Мурманской области в цифрах. [Электронный ресурс]. URL: https://goarctic.ru/work/rybnaya-otrasl-murmanskoy-oblasti-v-tsifrakh/ (дата обращения 30.07.2020).
20. Козлов А.В. Определение уровня развития цифровой инфраструктуры в регионе: методика и сравнительный анализ на примере территорий российской Арктики // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2019. — №2 (58). С. 13.
УДК 336.027
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Мусиенко Светлана Олеговна ([email protected]) Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Топчий Павел Павлович Общество с ограниченной ответственностью «Комупак» Назырова Диана Рамильевна Общество с ограниченной ответственностью «Доминант Сервис» Рассматривается текущее состояние и темпы развития предпринимательства в России. Анализируются российский и зарубежный опыт реализации мер государственной поддержки, в том числе эффективность реализации таких мер в Московской области. Показана необходимость адаптации механизма государственной поддержки под изменяющиеся условий ведения финансово-хозяйственной деятельности МСП.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство (МСП), развитие МСП, темпы роста, государственная поддержка МСП, финансирование МСП.
Развитие малого и среднего предпринимательства играет ключевую роль в общем уровне социально-экономического развития страны. Малый и средний бизнес, традиционно принято считать драйвером экономики, в силу ускоренной адаптации к условиям внешней среды, высокой мобильности капитала и готовностью к инновациям. На протяжении последних лет повышение уровня развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), увеличение доли его вклада в ВВП являются одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в России.
На сегодняшний день положение МСП в российской экономике является достаточно неустойчивым [1]. Такая неустойчивость во многом вызвана активным развитием корпоративных структур, вмешательством государства в деятельность некоторых системообразующих отраслей, порождающих еще больший диссонанс конкурентных отношений на российском рынке.
В зарубежных странах активное развитие предпринимательства связано со своевременной и постоянной поддержкой со стороны государства, прозрачным доступом к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, а также иным способам стимулирования [12]. В современном мире, в развитых странах государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой устойчивую систему, сформированную и реализуемую на протяжении длительного периода времени на местном, региональном и общегосударственном уровнях. При этом наибольшее внимание в данной системе направлено на поддержку начинающих предпринимателей.
Система поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах представлена широким перечнем направлений (табл.1), которые реализуются в рамках нормативно - правового законодательства, а также на уровне государственных программ.
Таблица 1
Виды государственной поддержки в развитых странах [1]
Виды поддержки Сущность
Финансовая Осуществляется в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков, гарантирование займов
Юридическая Помощь при регистрации малого и среднего предпринимательства
Бухгалтерская Помощь в ведении бухгалтерских книг, составлении бухгалтерской отчетности
Административно - хозяйственная Аренда помещений на выгодных условиях, предоставление технического оборудования
Организационно - финансовая Разработка бизнес - планов, поиск инвесторов
Техническая Оказание и оплата консультационных и проектных услуг
Обучающая Подготовка и переподготовка кадров в специализированных центрах и на рабочих местах
Маркетинговая Продвижение малого и среднего предпринимательства
Информационная Интернет - площадки, облегчающие доступ ко всем формам государственной поддержки
Налоговая Налоговые льготы, налоговые каникулы
Общая характеристика положение МСП в России
В Российской Федерации с 2018 года действует национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (срок проекта 2019-2024гг.) (далее - национальный проект) [8].
Национальный проект включает в себя пять федеральных проектов, представленных на рисунке 1. На рисунке 2 представлено распре-
деление бюджета по этим проектам (на весь срок 2019-2024 гг.) [8].
Как видно из данных рисунка 1 охвачены практически все области, потенциально несущие в себе угрозы снижения предпринимательской активности в России, а меры поддержки идентичны применяемым в зарубежной практике, то есть включают финансовую, организационную и информационно-консультативную поддержку.
Рисунок 1. Структура национального проекта (составлено авторами по данным [8])
Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности
2,5
Популяризация предпринимательства | 8,5
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации
40,8
Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства
170,4
Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию
261,8
50
100
150
200
250
300
Рисунок 2. Бюджет национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на 2019-2024 гг. [8]
Суммарно бюджет национального проекта составляет 481,5 млрд руб. Применительно к каждому проекту национального проекта разработаны меры поддержки. Рассмотрим эффективность оказанных форм поддержки через призму ставших уже традиционными для такой оценки показателей: численности предпринимателей, доле производимой продукции (товаров и услуг) в ВВП страны, их концентрации по субъектам РФ.
В настоящее время наблюдается снижение количества субъектов малого и среднего бизнеса на протяжении всего исследуемого периода 2010-2019 гг., последние значительные количественные увеличения были в 2017 году (по отношению к 2016 году) на 13,2% среди индивидуальных предпринимателей (ИП) (рис.3).
го ш I-
о О)
т ^
с; о
го
I-
о о ср
ей о
Ё ф
^ О.
С "
Ъ с
О)
н
30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0% -5,0% 10,0%
-15,0%
-20,0% -25,0% -30,0%
«р
о/ ^
Сч4
Всего — Индивидуальные предприниматели (ИП)
Юр. лица
Рисунок 3. Динамика развития субъектов малого и среднего предпринимательства
в России за 2010-2019 гг. [14]
В 2019 году количество субъектов малого и среднего бизнеса снизилось на 11,5%, количество юридических лиц, зарегистрированных как субъекты малого и среднего бизнеса, снизилось на рекордное (наибольшее за 10 лет) значение в 26,9%.
По данным ФНС России по состоянию на 10 января 2020 года, в Российской Федерации действует 5,9 млн субъектов малого и среднего
предпринимательства, в том числе 2,5 млн юридических лиц и 3,4 млн индивидуальных предпринимателей. В сфере малых и средних предприятий действует 5,6 млн микропредприятий, 224 тыс. малых предприятий и 17 тысяч средних предприятий [14].
На рисунке 4 представлена динамика доли предпринимательского сектора экономики в общем объеме ВВП страны. Доля малого и
0
среднего бизнеса рассчитывается как отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости, созданной средними и малыми предприятиями, включая микропредприятия и
индивидуальными предпринимателями, к валовой добавленной стоимости в основных ценах всех хозяйственных субъектов.
22,5 22 , 21,5 21
21,6
21,9
1=
ой
Ой
ш 20,5
к ' о 20
19,5
19
2016г.
2017г.
*- план
21,9
20,2
2018г.
2019г.*
Рисунок 4. Вклад средних и малых организаций в ВВП страны [4]
Имеет место рост данного показателя, в 2017 году на 0,3%, в 2018 году снижение на 1,7%, в 2019 году ранее (до пандемии) прогнозировался рост на 1,7%.
Отметим, что уровень вклада приблизительно в три раза ниже аналогичного показателя стран: США - 50%, Великобритания - 51%, Нидерланды - 63% [15].
Значительная часть количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сосредоточена в Центральном Федеральном
Округе (табл.2), 30,8% от общего числа по состоянию на начало 2020 года.
В Приволжском Федеральном и Центральном Федеральном округах находится 50% средних предприятий и 46% малых предприятий под руководством индивидуальных предпринимателей. Среди юридических лиц, по количеству малых и средних предприятий, также лидируют Центральный и Приволжский округа.
Таблица 2
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10 января 2020 года и распределение по субъектам федерации (составлено авторами по данным [14])
Субъект Всего Структурно:
Юридических лиц Индивидуальных предпринимателей
Микро предприятий Малых предприятий Средних предприятий Микро предприятий Малых предприятий Средних предприятий
РФ 5 916 906 2 314 128 197 842 16 741 3 361 628 26 263 304
ЦФО, в т.ч. 1 821 752 792 255 70 466 6 476 946 444 6 033 78
Москва 748 354 425 790 34 774 3 379 283 546 856 9
Московская область 354 974 122 531 11 098 1 197 219 304 836 8
СЗФО 692 465 319 299 25 780 1 977 343 073 2 308 28
ЮФО 694 492 179 332 15 562 1 300 494 818 3 450 30
СКФО 200 256 43 727 3 931 395 151 421 772 10
ПФО 1 058 398 410 060 36 818 3 055 602 338 6 064 63
УрФО 510 075 202 278 16 125 1 341 287 781 2 518 32
СФО 628 271 253 497 20 059 1 590 349 928 3 162 35
ДВФО 311 197 113 680 9 101 607 185 825 1 956 28
Положительная динамика эффективности, отразившаяся в приросте числа субъектов малого и среднего предпринимательства в Центральном федеральном округе (табл.3) за последние три года, связана, в том числе с высокой эффективностью принимаемых мер государственной поддержки в данных регионах. В
свою очередь наиболее экономически активными в данном регионе является Москва и Московская область, где сосредоточено наибольшее (табл.2) количество субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таблица 3
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ЦФО в 2017-2019 гг.
(составлено авторами по данным [14])
Период Всего Структурно:
Юридических лиц Индивидуальных предпринимателей
Микро предприятий Малых предприятий Средних предприятий Микро предприятий Малых предприятий Средних предприятий
10.01.2017 1 771 841 889 891 87 664 8 425 779 299 6 463 99
10.01.2018 1 861 590 908 819 87 243 8 083 851 050 6 307 88
10.01.2019 1 866 670 870 405 81 067 7 325 901 539 6 255 79
10.01.2020 1 821 752 792 255 70 466 6 476 946 444 6 033 78
При этом осуществление государственной поддержки МСП в России характеризуется низкой степенью централизации (что с экономической точки зрения является более эффективным, поскольку позволяет учитывать особенности каждого отдельно взятого региона) [3]. Так в каждом регионе действует собственная разработанная и утвержденная программа поддержки МСП. При этом финансирование данных программ происходит преимущественно за счет средств федерального бюджета [4].
Характеристика государственной поддержки МСП в Московской области
По данным сайта «Малый бизнес Подмосковья» в 2019 году финансовая поддержка субъектов МСП осуществлялась по следующим направлениям: частичная компенсация субъектам МСП затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) (сумма бюджетных ассигнований - 300,0 млн руб.); частичная компенсация субъектам МСП затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (сумма бюджетных ассигнований -50,0 млн руб.); частичная компенсация затрат субъектам МСП, осуществляющим деятельность в социальной сфере (сумма бюджетных ассигнований - 100,0 млн руб.); частичная компенсация затрат субъектам МСП, осуществляющим деятельность в сфере физической культуры и спорта (сумма бюджетных ассигнований - 91994,8 тыс. руб.); создание центров молодежного инновационного творчества (сумма бюджетных ассигнований - 32,9 млн руб.) [7].
Дополнительно предоставлялись субсидии для субъектов МСП, в том числе: компенсация
30% затрат на приобретение оборудования до 10 млн руб. (производство); компенсация 70% затрат от первоначального взноса (аванса) по договору лизинга оборудования до 5 млн руб.; поддержка социального предпринимательства, компенсация 85% целевых затрат до 2 млн руб. (до 3 млн руб. при открытии ясельных групп); компенсация: до 20% произведенных затрат на создание /реконструкцию (модернизацию) спортивных сооружений до 20 млн руб.; до 50 % стоимости оборудования, приобретенного в целях создания, развития, модернизации спортивных сооружений до 10 млн руб.; по возмещению процентов по инвестиционным кредитам на строительство, модернизацию спортивных сооружений до 10 млн руб. за 3 года (2/3 ключевой ставки ЦБ).
В форму финансовой поддержки входит и фонд микрофинансирования, в рамках деятельности которого осуществляется предоставление микрозаймов до 5 млн руб. по ставке от 8 до 13% на срок до 36 месяцев.
К числу мер поддержки экспортной деятельности, осуществляемой субъектами МСП, относится деятельность фонда поддержки ВЭД. В рамках которого осуществляются консультации, бизнес-миссии (выставки), возмещение затрат на сертификацию (патентование), сопровождение экспортных контрактов, маркетинговые исследования, обучение по тематике ВЭД.
Фондом развития промышленности осуществляется предоставление льготных займов от 20 до 150 млн руб. по ставке от 1% до 5% на срок до 5 лет. Поддерживаются проекты по внедрению инноваций, созданию новых производств, техническому перевооружению, импор-тозамещению.
Гарантийным фондом осуществляется предоставление поручительств по обязательствам субъектов МСП, в том числе: по банковским кредитам, до 50% от суммы кредита, сроком до 5 лет до 42 млн руб.; по банковским гарантиям (по видам деятельности согласно 44 и 223 ФЗ), до 50% от суммы банковской гарантии, сроком до 3 лет до 30 млн руб.; согарантии по банковским кредитам совместно с Корпорацией МСП до 70% от суммы кредита, сроком до 5 лет от 42 млн до 2 млрд руб.
В рамках консультационной поддержки субъектов МСП в Московской области действует Единый Колл-центр помощи.
Формами имущественной поддержки субъектов МСП в Московской области являются: подготовка перечней объектов недвижимого имущества для передачи в аренду субъектам МСП, включая условий такой передачи; льготная ставка арендной платы для социально-ориентированных предпринимателей - льгота 50%.
В целях поддержки малого бизнеса Подмосковья, во исполнение поручений Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева, Правительство Подмосковья сформировало перечень имущества для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства с 50-процентной льготной ставкой для социально ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства [7-9]. При этом, что немаловажно, перечень дополнен помещениями, выявленными в ходе инвентаризации областного имущества.
В состав Перечня вошло 15 объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Московской области и расположенных в г. Коломна, г. Москва, г. Люберцы, г. Орехово-Зуево, г. Озеры, г. Рошаль, г. Подольск, г. Клин, г. Дмитров, г. Звенигород, г. Зарайск и Чеховском районе.
Имущество, включенное в Перечень, будет предоставляться на праве аренды (в том числе по льготным ставкам) исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства. В рамках поддержки предпринимательства на территории Подмосковья, в положения об аренде муниципальных образований Московской области, а также в Закон Московской области от 10.07.2009 № 88/2009-ОЗ «Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области» внесены изменения и дополнения, предусматривающие предоставление 50% льготы на аренду муниципальных и региональных помещений для социально-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
К социально-ориентированным видам деятельности относятся: парикмахерские, химчист-
ки, ремонты обуви и дома быта, ветеринарные клиники, частные детские сады и образовательные центры, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обслуживание граждан, народные промыслы и ремесла.
«Согласно анализу, проведенному Министерством инвестиций, промышленности и науки Московской области, затраты субъектов малого и среднего предпринимательства на аренду помещений составляют около 35% от общих ежемесячных затрат на ведение бизнеса. Установление 50% льготы позволит существенно сократить ежемесячные расходы предпринимателей на ведение бизнеса, что в свою очередь может привести к развитию существующих субъектов малого и среднего предпринимательства, а также стимулировать возникновение новых» - комментирует министр имущественных отношений Андрей Аверкиев [7].
Перечень подлежит постоянному дополнению и публикации в открытом доступе на официальных порталах Министерства имущественных отношений Московской области и Правительства Московской области.
К имущественной поддержке относится и деятельность 38 коворинг-центров: стоимость аренды рабочего места - не более 690 руб. в день, не более 9900 руб. в месяц. Осуществляется и образовательная поддержка. Реализация в 2019 году акселерационных программ для начинающих предпринимателей «Школа молодого предпринимателя» [7].
Оценка эффективности программ государственной поддержки МСП в Московской области
Исходя из перечня описанных выше мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых в Московской области, можно заключить, что он является достаточно широким и в большинстве своем соответствует перечню мер, реализуемых в развитых странах (табл.4).
Итогом принимаемых мер поддержки МСП стали следующие показатели улучшения предпринимательского климата в Московской области, приведенные в таблице 5 и общий прирост численности предпринимателей в Московской области в 2017-2019гг., представленный на рисунке 5.
По данным рисунка 5 можно наблюдать значительный прирост численности субъектов МСП в рассматриваемом регионе, несмотря на общую стагнацию и снижение данного показателя по Российской Федерации в целом. В Московской области прирост составил 69761 ед. в 2018 году, 13 971 ед. в 2019 году и 12 534 ед. в I квартал 2020 года.
Таблица 4
Соответствие мер государственной поддержки МСП в Московской области зарубежной практике (составлено авторами)
Виды поддержки Сущность Наличие и особенности мер поддержки в Московской области
Финансовая Осуществляется в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков, гарантирование займов + /Осуществляется не в виде прямого финансирования, а через частичную компенсацию затрат, предоставление льготных займов
Юридическая Помощь при регистрации малого и среднего предпринимательства +
Бухгалтерская Помощь в ведении бухгалтерских книг, составлении бухгалтерской отчетности -
Административно -хозяйственная Аренда помещений на выгодных условиях, предоставление технического оборудования +
Организационно -финансовая Разработка бизнес - планов, поиск инвесторов + / - Дополнительные меры поддержки в виде предоставления гарантий и поручительства
Техническая Оказание и оплата консультационных и проектных услуг -
Обучающая Подготовка и переподготовка кадров в специализированных центрах и на рабочих местах +
Маркетинговая Продвижение малого и среднего предпринимательства + Преимущественно предоставляется субъектам, ведущим внешнеэкономическую деятельность, обеспечение участия МСП в государственных закупках
Информационная Интернет - площадки, облегчающие доступ ко всем формам государственной поддержки +
Налоговая Налоговые льготы, налоговые каникулы +
400 000 350 000 5 300 000
1 250 000
о
% 200 000
й 150000
о
Ё 100000
си
50 000 Рисунок 5
2017 год 2018 год 2019 год I кв.2020 года
. Динамика численности субъектов МСП в Московской области [7]
*рейтинг муниципальных образований приведен по данным обследований за I квартал 2020 года
Таблица 5
Оценка предпринимательского климата (10 ведущих муниципальных образований) _(составлено авторами по данным [7])_
Муниципальное образование* Количество субъектов МСП на 10000 жителей (концентрация бизнеса) Кол-во вновь созданных субъектов МСП на 10000 жителей (стартапы) Объем средств муниципального бюджета, выделяемых в рамках программы поддержки бизнеса в расчете на один субъект МСП, руб. (объем муниципальной поддержки)
I кв.2019г. I кв.2020г. I кв.2019г. I кв.2020г. I кв.2019г. I кв.2020г.
Солнечногорск, городской округ 506 535 5,1 4,1 5215,3 5343
Химки, городской округ 577 612 6,6 4,7 974,8 902
Одинцовский, городской округ 623 685 2,4 4,3 132 879
Красногорск, городской округ 569 621 6,2 5,5 701,7 565
Рузский, городской округ 448 456 4,7 3,6 3105,8 4528
Люберцы, городской округ 517 548 3,2 4,4 455,8 475
Мытищи, городской округ 703 710 7,5 6,2 355,4 317
Дубна, городской округ 501 505 2,7 3,3 674 758
Дмитровский, городской округ 466 475 2,8 2,8 1532,0 1438
Сергиево-Посадский, городской округ 461 461 2,4 2,1 3058,0 2454
По данным таблицы 5 установлено, что наиболее концентрированным по количеству субъектов МСП является ГО Мытищи, Одинцовский ГО, и ГО Красногорск. По количеству вновь открытых предпринимательских структур лидирует также ГО Мытищи, и ГО Красногорск. При этом наибольший объем муниципальной поддержки был предоставлен в Го Солнечногорск и ГО Рузский.
Традиционно главной проблемой развития малого и среднего предпринимательства называют отсутствие или существенные ограничения в доступе к финансовым ресурсам. Однако в настоящее время эта проблема находится на третьем месте, среди факторов, ограничивающих развития МСП. Первое и второе место занимают такие факторы как «недостаточный спрос на продукцию» и «неопределенность экономической ситуации» [13]. Исходя из представленных в таблице 5 данных, следует, что финансовая поддержка не является главным и единственным фактором, определяющим успешное и эффективное развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Аналогичные выводы были получены при исследовании статистической зависимости между объемом финансовой поддержки МСП со стороны государства и оборотом субъектов МСП, а также их численностью [12]. Авторы приходят к парадоксальному выводу об отсутствии зависимости между объемом финансового обеспе-
чения государственной поддержки и оборотом субъектов МСП.
Таким образом, наличие финансовой поддержки МСП со стороны государства является важным, но не единственным фактором, способным обеспечить стабильное и устойчивое развитие данного сегмента. Система мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса должна иметь целостность и носить комплексный характер, аналогично успешному опыту зарубежных стран [15]. Среди наиболее значимых мер, которые необходимо развивать в России, следует отметить: информационно-консультационную и образовательную поддержку (формирование единых информационных ресурсов и пространств для получения малыми организациями важной и актуальной информации, а также обмена опытом); маркетинговую поддержку (частичное обеспечение и стимулирование спроса на продукцию малого бизнеса не для внешнеэкономической и социально-значимой деятельности, а создание условий для продвижения продукции малых организаций по всем сегментам В2С, В2В, B2G); имущественную поддержку (возможность использования помещений и оборудования для ведения бизнеса на специальных условиях).
Отдельного внимания на сегодняшний день заслуживают меры поддержки, связанные с обеспечением цифровизации бизнеса. Вынужденный переход на удаленную работу в марте 2020 года продемонстрировал возможности и
значимость современных технологий, которые позволяют перевести бизнес в онлайн. Однако не все малые организации могут справиться с данным процессом самостоятельно.
При решении вопроса о выборе форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, необходимо ориентироваться на принципы комплексности и системности, не отдавая предпочтение одному из возможных направлений поддержки. В этом случае возможно достичь максимального эффекта и совершить прорыв в уровне развития МСП в Росси и его вклада в экономику страны.
Литература
1. Алдабаева М.С., Рассадин Д.М., Савкина М.А., Плехова Ю.О. Актуальные проблемы экономико-правового регулирования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 7. - С. 765-769.
2. Александрин Ю.Н. Эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса в контексте формирования инновационной российской экономики // Экономика: теория и практика. - 2016. - №3 (43). - С.78-85.
3. Белоусова С.Н., Циклаури В.Ю., Хардикова Л.Н. Оценка мер государственного регулирования субъектов малого предпринимательства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2018. - Т. 8, № 4 (29). - С. 61-70.
4. Богомолов А.И., Невежин В.П. Влияние государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на динамику их роста // Экономика и управление: теория и практика. - 2020. - Т.6. № 4. - С.79-83.
5. Бухвальд Е.М., Виленский А.В. Децентрализация в государственной политике развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. -2015. - №1. - С. 81-96.
6. Ермашкевич Н.С. Комплексный анализ государственных мер поддержки сектора малого и среднего предпринимательства в России // Российское предпринимательство. - 2019. -Т. 20. № 1. - С 13-38.
7. Малый бизнес Подмосковья. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://mb.mosreg.ru/ (дата обращения 12.06.2020).
8. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://economy.gov.ru/material/directions/nacio nal-
nyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelst vo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatel skoy_iniciativy/ (дата обращения 12.06.2020).
9. Распоряжение от 15.10.2019 №15ВР-1961 «О внесении изменений в Перечень объектов имущества, находящихся в собственности Московской области, предназначенных для передачи во владение и ((или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».
10. Распоряжение от 26.09.2019 №15ВР-1555 «О внесении изменений в Перечень объектов имущества, находящихся в собственности Московской области, предназначенных для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».
11. Распоряжение от 27.05.2020 №15ВР-721 «О внесении изменений в Перечень объектов имущества, находящихся в собственности Московской области, предназначенных для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».
12. Риччери М. Роль малых и средних предприятий в развитии экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - №4. -С.77-83.
13. Слесарева Е.А., Терская Г.А. Государственная поддержка малого бизнеса: зарубежный опыт // Бизнес и общество. - 2015. - №1(5). -С. 1-9.
14.Федеральная налоговая служба. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения 05.06.2020).
15. OECD SME and Entrepreneurship Outlook 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.oecd-ilibrary.org/ (дата обращения: 12.06.2020).