Научная статья на тему 'Проблемы в профобразовании по специальности 22. 02. 06 "Сварочное производство"'

Проблемы в профобразовании по специальности 22. 02. 06 "Сварочное производство" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы в профобразовании по специальности 22. 02. 06 "Сварочное производство"»

УДК37

О.А.Баженова А.В.Городов И.А. Щетинина

Преподаватели ОГАПОУ БИК г. Белгород, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ В ПРОФОБРАЗОВАНИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 22.02.06 «СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»

Профессиональное образование - это: овладение знаниями и умениями, на основе которых формируются мировоззрение и другие качества личности работника; активное взаимодействие между преподавателем и обучающимся; активность самого обучающегося по освоению будущей профессии.

Проф. ориентационная работа помогает школьнику выбирать не только профессию, но и конкретное учебное заведение.

Наиболее сложной задачей профессионального образования является формирование ценностно-смысловой, нравственной основы будущего специалиста. Поскольку формализовать такую подготовку нельзя (немыслимо сдавать экзамены по нравственной готовности), то преподаватели должны научиться осуществлять такую работу на фоне привычных, формализуемых форм обучения. Вероятно, одним из перспективных методов здесь является личный пример самих преподавателей.

Оценка нравственной готовности обучающихся также должна осуществляться нетрадиционными методами, например в ходе наблюдения за обучающимися на дискуссиях, при обсуждении непривычного материала и т. п. Одним из возможных методов здесь является и констатация того, способны ли обучающиеся жаловаться на преподавателя, который попытался хоть как-то повлиять на сложившиеся у них стереотипы мышления и предрассудки по поводу смысла будущего труда обучающихся. Естественно, такая работа должна проводиться очень деликатно и осторожно, без какого-либо стремления унизить обучающихся (ведь известно, что ломка стереотипов -дело трудное). Кроме того, выход на новые, проблемные вопросы всегда должен подстраховываться освоением традиционного материала, уже доказавшего свою эффективность. Как иногда говорят, «солидное образование» сначала должно быть «консервативным», а уж потом -«творческим».

Такой подход к формированию нравственной готовности будущего профессионала, на наш взгляд, может привнести особый смысл в труд самих преподавателей профессиональной школы, когда на первый план выходит не столько стремление очаровать очередную аудиторию, рассказывая всякие формально и неформально одобренные банальности (включая и байки из жизни знаменитых ученых), сколько стремление хоть немного вывести обучающихся на проблемный уровень постижения своей будущей профессии. Сам факт обращения к неоднозначной и не проработанной до конца теме уже может рассматриваться как поступок -поступок преподавателя. Здесь преподавателю нужно быть готовым и к некоторой «корявости», «не эффектности» своего занятия.

Учитывая подход к формированию нравственной готовности бедующих специалистов, можно сделать вывод, что существуют проблемы в профессиональном образовании. К проблемам относятся:

1 - недостаточный интерес обучающихся к среднему профессиональному образованию - в современном российском обществе потерян престиж рабочей профессии.

Сложившая ситуация усугубляет низкая информированность молодежи о выбранной специальности. Обучающиеся не ориентированы на работы в промышленности. Причинами этого являются плохие условия в материально - техническом состоянии предприятий, монотонность работы и низкая оплата труда. Рабочая специальность - сварщик, является малопривлекательной для молодежи. Молодежь не устраивает условия профессиональной деятельности, устаревшие технологии по производству сварных конструкций, низкий

социальный статус в обществе, низкие перспективы профессионального роста и развития как личности в целом.

2 - профессиональное самосовершенствование рабочих.

Рабочие должен иметь свой собственный взгляд на происходящее в профессиональной сфере; проявлять готовность к творчеству и быть способным перейти к активному восприятию нового. Это и станет алгоритмом профессионального самосовершенствования.

3 - слабое финансирование материально-технической базы организаций профессионального образования, оборудование мастерских уже многие годы не соответствует новейшим технологиям, используемым на производстве, что влияет на снижение уровня профессионализма обучающихся.

4 - недостаточное участие или полное отсутствие со стороны работодателя по подготовке кадров.

Основными требованиями и направлениями развития социального партнерства в сотрудничестве с

организациями сегодня являются такие, как уточнение перечня образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, и определение степени их востребованности на рынке труда. Для этого необходим качественный мониторинг рынка труда на основе современных методов исследования и его применимость в практической деятельности. Также при определении требований к квалификации и качеству подготовки специалистов необходимо участие работодателя с перспективой ориентирования не на узкопрофильные требования, а с учетом новейших технологий в отрасли.

5 - оснащение образовательных учреждений новой учебной литературой по сварочному производству. В своей работе преподаватели используют учебники, рекомендуемые ФИРО. Данные учебники лишь отчасти помогают обучающимся систематизировать и обобщить полученные знания в рамках учебной дисциплины или профессионального модуля. Если говорить конкретно о требованиях ФГОС по специальности 22.02.06 Сварочное производство, необходимо отметить, что одним из результатов освоения профессиональной образовательной программы должны стать коммуникативные компетенции. При этом большинство учебников, в том числе, рекомендованных ФИРО, не обеспечивают выполнения этого требования; в них не содержатся весь материал, необходимый для освоения общих и профессиональных компетенций, а также соответствующий требований ФГОС к знаниям, умениям, практическому опыту обучающихся. Нет новых учебных пособий, справочников, использование которых позволило бы формировать коммуникативные учебные действия. Требования - новые, а учебники старые. Поэтому приходится рассчитывать не на учебники, а как в большинстве случаев, на опыт работы преподавателя.

При формировании ОК и ПК преподаватель использует различные формы и методы работы. Например, процесс организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся позволяет создать условия для осуществления деятельности обучающегося, при реализации которой он сам продумывает материал, анализирует, обобщает его, проверяет свои выводы. Преподаватель подбирает систему заданий, в ходе выполнения которых обучающиеся анализируют ситуацию, высказывают предположения, выслушивают другие варианты решения проблемы или задачи, находят верный ответ и подводят итоги. Преподаватели сварочных дисциплин используют технологию сотрудничества, которая тоже формирует коммуникативные универсальные учебные действия: распределение работы в бригаде при выполнении практического задания, выполнение на учебном занятии заданий в составе малой группы, организация анализа и взаимопроверки результатов выполненной работы при решении ситуационных задач.

Многие крупные предприятия хотят иметь специалистов, отвечающих требованиям самих предприятий. По сути, работодатель, вложивший средства в профессиональную подготовку своих кадров, не застрахован от их потери - работник в любой момент может уволиться по собственному желанию, даже подписав договор об отработке вложенных в его обучение средств.

Адекватно судить о качестве образования и оценивать его могут только работодатели. Те, к кому на предприятия сегодня приходят и завтра придут молодые квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена.

Весьма актуальным мне видится сегодня привлечение к реализации образовательного процесса

руководителей профильных предприятий и организаций, заключение договоров о совместной образовательной деятельности. Вот и федеральный закон РФ «Об образовании» - своеобразная «конституция» российского образования - не просто так рассматривает работодателя в качестве участника отношений в сфере образования. Ведь в конечном итоге должны быть определены пути интеграции профессионального образовательного процесса в процесс производственный.

Это - сложная задача, и она требует взвешенного подхода к ее решению со всех сторон. Сегодня уже используются подобные методы работы. Необходимо, чтобы они стали нормой и были подкреплены соответствующими нормативными актами, введением всевозможных преференций для работодателей, принимающих активное участие в развитии и насыщении процесса профессионального образования практическими занятиями с применением современного высокотехнологичного оборудования.

В этом направлении также важен мониторинг отзывов обучающихся об образовательном учреждении и преподавателях, но в государственных образовательных учреждениях подобная практика отсутствует. Между тем, именно такой подход к выпуску специалистов поможет образовательным учреждениям сохранить свой профессиональный имидж на образовательном рынке и не выпускать «псевдоспециалистов».

Резюмируя изложенное, хочется отметить, что наступил следующий этап реформирования отечественной системы профессионального образования - переход к качественно новому подходу к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, способных грамотно и эффективно работать в современных рыночных экономических условиях на предприятиях различных форм собственности.

Список использованной литературы:

1. Аванесов В. Куда ведут реформы образования // Народное образование. 2001. № 5. С. 26 - 32.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

3. Дёмин В. М. Доступность, качество и эффективность - основа образовательной политики России // Специалист. 2002. № 1. С. 2 - 5.

© Баженова О.А., Городов А.В., Щетинина И.А., 2019

УДК37

О.А. Баженова А.В. Городов И.А. Щетинина

Преподаватели ОГАПОУ БИК г. Белгород, Российская Федерация

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ». СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 22.02.06 СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Проведение дидактических игр позволяет:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии «Техник сварочного производства;

- организовывать собственную деятельность, определять методы и способы профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- решать проблемы и принимать решения в нестандартных ситуациях;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.