Научная статья на тему 'Проблемы в подготовке врачей общей практики и пути их решения'

Проблемы в подготовке врачей общей практики и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
648
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
врач общей практики / проблемы / учебная программа / жалпы тәжірибелі дәрігер / проблемалар / оқу бағдарламасы

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ж М. Алиманова, Д О. Карибаева, Д И. Купеншеева

В данной работе изучены трудности и проблемы, возникающие в работе врачей общей практики. Выявлены проблемы в вопросах дифференциальной диагностики заболеваний, интерпертации результатов лабораторно-инструментальных исследований, выбора фармакотерапии в зависимости от возраста и состояния пациентов, недостаточное знание проявлений побочных эффектов лекарственных средств и методы их коррекции, а также проблемы в диагностике отдельных заболеваний. Предложено переработать учебные программы по подготовке врачей общей практики с учетом специфики работы в первичной медико-санитарной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ж М. Алиманова, Д О. Карибаева, Д И. Купеншеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЖАЛПЫ ТӘЖІРИБЕЛІ ДӘРІГЕРДІ ДАЙЫНДАУ МӘСЕЛЕЛЕРІ ЖӘНЕ ОЛАРДЫ ШЕШУ ЖОЛДАРЫ

Бұл жұмыста жасырын түрде жүргізілген сауалнама қорытындысы бойынша жалпы тәжірибелі дәрігерлерді дайындаудағы кездесетін қиындықтар жан-жақты зерттелген. Аурулардың дифференциалды диагностикасы, интерпретациясы, зертханалық-аспаптық зерттеудегі, науқастың жасы мен жағдайына байланысты фармакотерапия таңдауындағы, дәрілік заттардың жанама әсері және оларды түзету (коррекциясы) жайлы жеткілікті білмеуі, сондай-ақ клиникалық медицинаның жеке секциялар ауруларын диагностикалау мәселелері бойынша проблемалар анықталған. Назарға амбулаториялық-емханалық көмек параметріндегі жұмыс ерекшелігін ескере отырып, жалпы тәжірибелі дәрігерлердің жұмыс оқу бағдарламасын қайта қарау ұсынылады.

Текст научной работы на тему «Проблемы в подготовке врачей общей практики и пути их решения»

УДК 378.048.2

Ж.М. АЛИМАНОВА, Д.О. КАРИБАЕВА, Д.И. КУПЕНШЕЕВА

КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, Кафедра Общей врачебной практики №2 г. Алматы, Республика Казахстан

ПРОБЛЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В данной работе изучены трудности и проблемы, возникающие в работе врачей общей практики. Выявлены проблемы в вопросах дифференциальной диагностики заболеваний, интерпертации результатов лабораторно-инструментальных исследований, выбора фармакотерапии в зависимости от возраста и состояния пациентов, недостаточное знание проявлений побочных эффектов лекарственных средств и методы их коррекции, а также проблемы в диагностике отдельных заболеваний. Предложено переработать учебные программы по подготовке врачей общей практики с учетом специфики работы в первичной медико-санитарной помощи. Ключевые слова: врач общей практики, проблемы, учебная программа

Практическое здравоохранение в настоящее время заинтересовано в повышении качества подготовки квалифицированных врачей, на что указывает ряд документов, принятых в последнее время правительством. Специальность ВОП введена в РК в 1999 году(приказ МЗ РК №500 от 12 октября). В Государтвенной программе развития

здравоохранения Денсаулык на 2016-2019 годы особое внимание уделяется модернизации и приоритетному развитию ПМСП. Несмотря на то, что во многих странах хорошо развита структура общей врачебной практики, нельзя слепо копировать их методы подготовки врачей общей практики в нашей стране. Необходимо учитывать экономические, политические особенности страны, менталитет населения. В связи с этим учебные программы по подготовке врачей общей практики в Казахстане постоянно совершенствуются.

Впервые проведено исследование проблем, которые возникают в работе врача общей практики в нашей стране на начальном этапе работы в практическом здравоохранении, с целью выявить наиболее «уязвимые точки» начинающих врачей. Цель: выяснить трудности и проблемы, возникающие в работе врачей общей практики путем анонимного анкетирования, внести предложения по улучшению подготовки интернов по специальности «Врач общей практики».

Материалы и методы. Проведено анонимное анкетирование врачей общей практики городских поликлиник г. Алматы, являющихся базами кафедры ОВП-2 Казахского государственного университета имени С.Д. Асфендиярова. Анкетирование включало в себя вопросы, которые возникают у врачей общей практики в их трудовой деятельности. Врачи отмечали в анкетах несколько вариантов ответов. Всего в анонимном анкетировании приняли участие 121 врач общей практики. Среди них 50 (41%) -врачи, закончившие интернатуру по специальности «Врач общей практики», 38 (31%) - терапевты, 28 (23%) - педиатры, 5 (4%) - акушеры-гинекологи. 103 (85%) врача общей практики, работающих в поликлиниках, являются выпускниками КазНМУ. Результаты работы.

На вопрос: «Трудности по оформлению медицинской документации»: из числа респондентов 6,6% ответили, что испытывают затруднения при оформлении амбулаторных карт и выписок: 14,9% -при заполнении формы - направление на МСЭ (медико-социальную экспертизу); у 23,2% респондентов затруднение вызывают заполнение выписок о смерти больных; 18% врачей общей практики в первые два года работы не могут

правильно заполнить протоколы запущенных случаев онко- и туберкулезного заболеваний. У 6,6% респондентов не было достаточно коммуникативных навыков для общения с «трудными пациентами».

Почти у трети опрошенных были трудности с дифференциальной диагностикой во время приема пациентов - 28,9%; 11,6% врачей общей практики не могли определиться с объемом необходимого лабораторно-инструментального обследования для подтверждения диагноза. 13,2% респондентов -испытывали проблемы с процессом диагностики заболеваний, при этом 9,9% - признались в недостаточном знании патофизиологии симптомов и синдромов заболеваний.

15,1% опрошенных не умели правильно формулировать клинический диагноз, не видели разницы между предварительным и окончательными диагнозами.

Недостаточные знания по фармакотерапии заболеваний с учетом возраста и состояния пациентов отметили 11,6% врачей общей практики. Недостаточные знания по реабилитационной программе заболеваний - у 9,9% респондентов, которые связывают с недостаточным изучением этого раздела в интернатуре и/или переподготовке по общей врачебной практике.

Интерпретация лабораторно-инструментальных, функциональных и лучевых методов исследования вызывает затруднения в первые два года работы у врачей общей практики, из них: по ЭКГ - 23,1%; спирография - 11,7%; ЭхоКГ - 16,5%; Холтер-ЭКГ -25,1%; УЗИ - 4,9%; СМАД и иммуноферментные анализы - у 9,9% респондентов. 26,4% опрошенных считают, что необходимо выделить на изучение данного вопроса больше часов в интернатуре. Наибольшие проблемы врачи общей практики в начале своей трудовой деятельности испытывают в следующих разделах клинической медицины: заболевания сердечно-сосудистой системы - у 36,4% респондентов, психические заболевания - у 32,4%; офтальмология - у 23,1%; акушерство и гинекология - у 21,5%; хирургия - у 21,4%; педиатрия - 16,5%; заболевания нервной системы - 13,2%; инфекционные заболевания - у 11,6% респондентов и 11,8% - испытывают проблемы в эндокринологии. На вопрос «Каким образом Вы справились с проблемами?» - 71,8% опрошенных указали, что занимались самостоятельно, а 48% - обучались у старших коллег. За счет медицинской организации прошли обучение - 21,5% врачей общей практики; 13,2% - обучились за свой счет. Только 14,9%

468

Вестник КазНМУ №1-2017

респондентов указали, что было достаточно знаний полученных в интернатуре.

48% опрошенных оценили свое обучение в интернатуре на «хорошо» и 23,1% - на «удовлетворительно».

31,4% врачей общей практики указали, что недостаточность знаний, получаемых в интернатуре, связано с дефектами в рабочих программах, где не учитываются особенности работы в амбулаторных условиях, недостаточно часов по отдельным разделам медицины. 11,6% -связывают с некомпетентными преподавателями и 11,8% - с собственной безответственностью к учебе. Обсуждение.

Изучая ответы врачей общей практики, можно заметить, что основные проблемы у них возникают в связи с нехваткой теоретических знаний. Недостаточные знания по вопросам реабилитации, интерпретации результатов таких исследований, как Холтер-ЭКГ, СМАД, ЭхоКГ и иммуноферментных анализов указывает на то, что необходимо выделить дополнительные часы в учебном процессе на их изучение.

При изучении литературы по вопросам подготовки врачей общей практики в интернатуре выявлено, что данный вопрос в таком аспекте практически не изучался в отечественных и зарубежных работах. В работах рассматриваются инновационные методы обучения [1,2,3], особенности подготовки врачей общей практики для сельской местности [4]. Большое внимание уделяется психологическим аспектам подготовки врача общей практики - работе с онкологическими, кардиологическими пациентами,

проблемы общения с детьми, геронтологическими больными и т.д. [5,6,7].

Таким образом, данная работа может помочь кафедрам медицинских вузов, занимающихся подготовкой врачей общей практики, выявить вопросы, актуальные в повседневной деятельности врача общей практики и внести корректировку в программы подготовки с учетом нужд практического здравоохранения. Выводы.

1.Уделять особое внимание вопросам дифференциальной диагностики заболеваний.

2.Включить в программу интернатуры по направлению подготовки «Врач общей практики» вопросы клинической фармакологии, касающиеся взаимодействия лекарственных средств, передозировки, побочных эффектов.

3.Увеличить часы в учебной программе интернатуры по направлению подготовки «Врач общей практики» вопросам реабилитационных программ.

4.Уделять больше внимания на обсуждение результатов ЭКГ, Холтер-ЭКГ, спирографии, эхо-ЭКГ и результатов иммуноферментных анализов при разборе соответствующей патологии.

5.Развивать у интернов навыки самонаправленного обучения.

Практическая значимость. Темы, вызывающие наибольшую трудность в работе врача общей практики, были рекомендованы к включению в учебные программы подготовки интернов по специальности «Врач общей практики» для эффективной подготовки врачей общей практики в медицинских вузах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Айдарханова К.К., Отыншиев Б.Н., Еменгельдинова Ж.А., Мустафаева Н.С. Компетентностный подход к подготовке врачей общей практики в Казахстане // Вестник КазНМУ. - 2012. - №4. - С. 27-31.

2 Балмуханова А.В., Балмуханов В.Н. Проблемы до и последипломной подготовки врачей общей практики. //Вестник КазНМУ. - 2012 - №4. - С. 38-40

3 Шеметова Г.Н., Красникова Н.В., Рябошапко А.И., Губанова Г.В. Общеврачебная практика (семейная медицина): подготовка высококвалифицированного специалиста // Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150). -2014. - Volume 4. Issue 10 . - Р. 55-59.

4 Matthew R McGrail1, Deborah J., Russell, David G. Vocational training of general practitioners in rural locations is critical for the Australian rural medical workforce // See Editorial. - 2005. - №2. - Р. 210-215.

5 Незнанов Н.Г., Карвасарский Б.Д. Клиническая психотерапия в общей врачебной практике. - М.: 2008. - 527 с.

6 Федоряка Д.А. О задачах психотерапевтической подготовки врача общей практики как врача первого психотерапевтического контакта. - СПб.: 2011. - 358 с.

7 Чухриенко Н. Д. Психолого-педагогические проблемы подготовки врача общей практики-семейной медицины в условиях реформирования здравоохранения // Управлшня в освт : збiрник матерiалiв V Мiжнародноl науково-практично'1 конференций 14-16 квггня 2011 року. - Львiв : Видавництво Львiвськоl полггехнжи, 2011. - С. 340341.

Ж.М. АЛИМАНОВА, Д.О. КАРИБАЕВА, Д.И. КУПЕНШЕЕВА

С.Д.Асфендияров атындагы К,аз¥МУ, Жалпы тэжiрибелiк дэр^ер №2 кафедрасы Алматы к., Цазакстан Республикасы

ЖАЛПЫ ТЭЖ1РИБЕЛ1 ДЭР1ГЕРД1 ДАЙЫНДАУ МЭСЕЛЕЛЕР1 ЖЭНЕ ОЛАРДЫ ШЕШУ ЖОЛДАРЫ

ТYЙiн: Бул жумыста жасырын турде ЖYргiзiлген сауалнама корытындысы бойынша жалпы тэжiрибелi дэрiгерлердi дайындаудагы кездесетiн ;иындык;тар жан-жа;ты зерттелген. Аурулардын, дифференциалды диагностикасы, интерпретациясы, зертханалык-аспаптык; зерттеудегi, наукастын, жасы мен жагдайына байланысты фармакотерапия тандауындагы, дэрiлiк заттардын, жанама эсерi жэне оларды TYзету (коррекциясы) жайлы жеткшкт бiлмеуi, сондай-ак; клиникалык; медицинанын, жеке секциялар ауруларын диагностикалау мэселелерi бойынша проблемалар аны;талган. Назарга амбулаториялык-емханалык; кемек параметрiндегi жумыс ерекшелiгiн ескере отырып, жалпы тэжiрибелi дэр^ерлердщ жумыс оку багдарламасын ;айта карау усынылады. ТYЙiндi сездер: жалпы тэжiрибелi дэрiгер, проблемалар, оку багдарламасы.

ZH. M. ALIMANOVA, D.O. KARIBAYEVA, D.I. KUPENSHEYEVA

Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Department of General Medical Practice No.2 Almaty, Republic of Kazakshtan

PROBLEMS IN TRAINING OF THE GENERAL PRACTITIONERS AND WAYS OF ITS SOLUTION

Resume: This work studies difficulties and problems occurred in the work of General Practitioners via anonymous questionnaire survey. The following problems are revealed: differential diagnosis of diseases, interpretation of results of laboratory and instrumental studies, selection of pharmacotherapy depending on age and condition of patients, insufficient knowledge on symptoms of pharmaceutical drugs side effects and methods of their correction, as well as problems in diagnosis of diseases of separate section of clinical medicine. Reconsideration of current study programs on training of the General Practitioners taking into account specifics of work in the outpatient section of public health service shall be proposed.

Keywords: General Practitioner, problems, study program

УДК 61(07)

М.М. ТУСУПБЕКОВА, В.Л. БОГОСЛАВСКИЙ, С.А. МУСАБЕКОВА, Р.М. ДУСМАИЛОВ, Е.А. КОТОВ

Карагандинский Государственный Медицинский Университет, кафедра патологической анатомии и судебной медицины г. Караганда

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье изложены материалы обобщения практического инновационного опыта преподавания патологической анатомии и судебной медицины. Указаны возможные пути развития организации исследовательской работы на всех уровнях обучения. «Research-based learning (RBL) обучение рассматривается как перспективная инновационная организация учебного процесса, позволяющая повысить его эффективность. На примерах показаны возможности практико-ориентированного обучения как дополнительного элемента в обучении и преимущества данной технологии, а также формируемые с ее помощью компетенции. Представлен краткий обзор учебных стилей студентов,учёт которых дает возможность преподавателю более эффективно планировать работу на занятии, а студенту улучшить мотивацию и эффективнее усваивать знания и практические навыки. Рассмотрены различные варианты учебного процесса в зависимости от интересов и возможностей студентов, влияющие на построение обучения. Из опыта практической деятельности предлагаются наиболее эффективные виды работ, максимально стимулирующие процесс овладения знаниями в области изучаемых дисциплин и формирования у обучающихся мотиваций для постоянного самосовершенствования в их будущей врачебной практике.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, research-based learning (RBL), педагогические технологии, медицинское образование, патологическая анатомия, судебная медицина, инновационные методы обучения.

Введение.

Проблема педагогической эффективности образовательного процесса в течение долгого времени считается одной из наболевших проблем педагогики. На протяжении многих лет педагоги ведут поиск наиболее эффективных методик с

наибольшей результативностью [1]. Одним из важных показателей педагогической эффективности является степень соответствия результатов обучения процессу обучаемости, а также поиск оптимального пути обучения для каждого обучающегося, поскольку главной целью любого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.