УДК 378
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
БегимбетоваР.С., Салимова С.С., Карибаева Д.О., Идрисов А.А., Купеншеева Д.И.
Казахский Национальный Медицинский Университет им.С.Д. Асфендиярова
Аннотация. Задачей практического здравоохранения является диагностика и лечения наиболее частых, важнейших заболеваний, составляющих основные показатели заболеваемости и смертности населения как в городского, так и в сельского населения. В здравоохранении Республики Казахстан согласно Государственной программе особое внимание уделяется системе здравоохранения на основании дальнейшего развития социально ориентированной первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), действующей, в первую очередь по принципу обще-врачебной практики. Приоритетное направление в ПМСП в XXI веке - способность управлять всем спектром проблем пациента, партнерство с другими секторами здравоохранения. Поэтому целью и задачами исследования было выявить практические шаги в обучении интернов на врача общей практики для повышения качества обучения в интернатуре с помощью выделения в образовательном процессе пяти составляющем компонентов. При этом уделялось внимание тем компетенциям, которые вызывают наибольшие затруднения и в тоже время являются требованиями сегодняшнего дня.
Ключевые слова медицинское образование, инновационное обучение, первичная медико-санитарная помощь, врач общей практики, компетенция, ролевая игра, интерактивные методы обучения, интерн.
Первичное звено здравоохранения означает, что работники ПМСП четко разделяют границы своих полномочий и работают в тесном контакте с врачами- специалистами и работниками служб социального обеспечения и общественного здравоохранения с целью улучшения качества медицинских услуг, предоставляемых пациентам. [4]
В то же время задачами медицинского образования является соответствие качества подготовки выпускника прежде всего требованиям практического здравоохранения. При этом используются активные научные, этические, личностные стандарты в медицинском образовании с широким использованием инновационных технологий в обучении.
На основе сформировавших требований сегодняшнего дня медицинские образовательные учреждения на этапе интернатуры, используя клинический опыт и непосредственное ведение больных включают широко интегрированное
обучение, направленное на развитие взаимосвязи между фундаментальными и клиническими дисциплинами, развитие у студентов мотивации и интереса к изучаемым базовым биомедицинским дисциплинам.
Данные преобразования в системе обучения помогут сформировать у интернов более расширенное мнение о клинических проявлениях и обосновать свое мнение при реализации поставленных целей. При этом предполагается четкое видение поставленных задач с разъяснением основных компетентностных требований в освоении изучаемых дисциплин.
По мнению А.И. Арабидзе (2012) компетенция - характеристика требований к человеку, которая позволяет стать ему компетентным в определенном виде деятельности. Компетенция дает возможность основываясь, на имеющихся единстве знаний, умений и опыта осуществлять как привычную, так и новую профессиональную деятельность.
При этом в КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова (г.Алматы) с 2006 года разрабатываются 5 основных компетенций, необходимых в образовательном процессе для формирования у выпускника адекватных знаний и умений, соответствующим требованиям органов здравоохранения, которые тесно взаимосвязанны.
Среди них, выделяется конгитивная компетенция, которая помогает четко определить те конкретные упущения, сформировавшиеся, возможно ранее, и в рамках интернатуры выявились как определение уровня овладения теми или иными навыками конкретно. Это помогает разобраться на каждом занятии или на определенной тематической проблеме на каком уровне овладения находится обучающийся.
Учитывая разные задачи по компетенциям поставленных на каждом занятии по уровню овладения конкретными знаниями, интерн может или сам, используя самоконтроль, или другой интерн, используя взаимоконтроль, определить уровень конкретной компетенции и дать рецензию, что имеет значительное влияние на степень овладение компетенциями.
Сложные вопросы возникают перед практикующим врачом по правовой компетенции. В течение последних двух лет наряду с целенаправленным обеспечением освоения правовых задач непосредственно при выполнении лечебной практики, интернам дается интегрированный цикл занятий по правовым вопросам с учетом профиля врачебной деятельности. После включения в систему обучения данного цикла степень осознанной правовой компетенции возросла, и это было одобрительно поддержано интернами (по данным анонимного анкетирования). Ими также были предложены дополнения к практическим занятиям занятий с учетом возникающих вопросов в потребности разъяснений сложных ситуаций. К проведению этих занятий привлекаются юристы, имеющие опыт в разрешении врачебных правовых вопросов.
Практическая врачебная работа не может проводиться без соблюдения коммуникативных принципов как при контакте с больными, его родственниками, с коллегами, медицинским персоналом и социальными работниками. Нередко, первопричиной напряженных ситуаций, которые могут возникать между ранее перечисленными лицами, связаны именно с неумением общаться
или же неумением корректно выходить из неприятных конфликтов и т.д. При обучении указанным задачам для моделирования различных тяжелых психологических проявлений, которые могут быть в лечебной работе, в КазНМУ организован Центр коммуникативных навыков, где совместно с сотрудниками Центра преподаватели - клиницисты нашей кафедры ОВП-2 обучают интернов разрешению коммуникативных проблем.
При выполнении обучения по данным вопросам имеет большое значение активное включение самих интернов, с составлением собственного видения различных позиций при коммуникативных проблемах и путей их разрешения. В реализации сложного в общечеловеческом общемедицинским плане ключевое значение имеют интерактивные формы ведения занятии, конференции, где интерны являются непосредственными активными членами проводимого учебного цикла, ролевые игры.
Следующей компетенцией образовательного процесса с учетом требований сегодняшнего дня является самообразование обучающегося. Этому виду компетенций в настоящее время уделяется повсеместное внимание, так как врач учится всегда. Этому разделу работы сейчас направлены значительные усиления для оптимизации самообразования и постдипломного непрерывного образования обучения. Однако, для улучшения навыков самообразования идет их активизируя в интернатуре, особенно при завершении обязательных занятий и рассмотрении выполненных исследований вне программы с учетом пожеланий интерна в соответствии с его интересами по специальности или смежным дисциплинам.
Одной из трудностей в начале профессиональной деятельности выпускника интернатуры, как со слов самого интерна, так из суждений руководителей лечебных учреждений, является достаточная оторванность молодого специалиста от повседневной работы в условиях практического здравоохранения прежде всего на догоспитальном этапе.
Для минимизации этих сложностей в период интернатуры занятия проводятся в поликлиниках и врачебных амбулаториях, которые отобраны кафедрами для выполнения поставленных задач с учетом готовности руководства этих
учреждении и медицинского коллектива к участию в реализации учебного процесса в реальных условиях клинической повседневности. При этом достаточно значительная роль отводится опытным врачам базовых лечебных учреждений в совместном обучающем процессе интерна, начиная с совместной работы с больными на врачебном приеме, в стационарах на дому, при динамическом контроле за состоянием пациентов у хронически тяжелых больных, после вызова бригада скорой помощи, после выписки из стационара и т.д. Наряду с перечисленными формами практической реализации задач образования, применяется самостоятельное наблюдение за больными с хроническими заболеваниями, когда интерн отслеживает динамику состояния, лечения, реабилитации пациента с последующим отчетом врачу и преподавателю с пояснением своего суждения по расматриваемым вопросам.
Во время визитов интерна к больному на дом отрабатываются многие практические навыки в конкретном лечебном учреждении, на конкретном рабочем месте. Зачастую качество этой работы служит основанием для привлечения молодого специалиста к работе в этой поликлинике или врачебной амбулатории.
Для отработки навыков командной работы выпускников - интернов, для формирования психологической готовности воспринимать обоснованное мнение других специалистов, коллег используются интерактивные методы, которые кафедра широко внедряет в учебный процесс. В настоящее время кафедра общей практики ОВП-2 интенсивно работает над реализацией поставленных задач в совершенствовании системы подготовки молодого специалиста.
Нами на кафедре ОВП-2 проанкетированы 48 интернов, которые активно участвовали в выборе тематики ролевых игр и 36 интернов кафедры, которые работали по уже готовым тематикам. Все 48 интернов очень активно обсуждали выбор отрабатываемых вариантов ролевых игр. Ими отмечено, что участие уже в период
POSSIBILITIES TO IMPLEMENT INNOVATIVE TRAINING IN A MEDICAL SCHOOL
подготовки программы ролевой игры, имеет значение в осознанном моделировании психологической ситуации.
Те интерны (38 человек), которые не привлекались к выбору тематики психологической игры, отмечали, что их интересовали другие ситуации (20%), что снижало эффективность проделываемой работы. Следует отметить, что при этом интерны при последующем обсуждении обосновывали свое мнение достаточно аргументировано, предлагали интересные психологические сценарии.
Значение приобретаемого опыта значительно возрастает у выпускника в реальной работе, особенно в условиях ПМСП - врачебной амбулатории как в городе, так и сельской местности в повседневной жизни.
Таким образом, в подготовке врача ВОП для оказании медицинской помощи навыки действий при различных психологических ситуациях имеет неоценимое значение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюхина А.И., Чусаков В.И. интерактивные методы обучения в медицинском вузе. Волгоград, 2011 г.
2. Арабидзе Г.Г., Киденцова С.И. Тенденции развития оценки и компетенции по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профессионального образования \\ Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. №2 С. 5764.
3. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. обучение врачей: новые педагогические парадигмы// Подготовка врачей и провизоров в условиях реформирования профессионального образования: материалы конференции. -Уфа, 2013. - С.11-13.
4. Мовшович Б.Л. Амбулаторная медицина, Москва, 2013 г., 837 стр.
5. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Модульно-компетентностный подход на этапе последипломного обучения врачей // Подготовка врачей и провизоров в условиях реформирования профессионального образования: материалы конференци. - Уфа, 2013.-С.13-15.
Begimbetova R.S., Salimova S.S., D Karibaeva. O., Idrissov A.A., Kupensheyeva D.I.
S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University
Annotation. The aim of practical health care is to diagnose and treat the most common and important diseases that constitute the major indicators of morbidity and mortality in urban and rural areas. The health care service of the Republic of Kazakhstan in accordance with the State Program is focused on the health care system on the basis of the further
development of socially-oriented primary health care (PHC), acting primarily on the principle of general medical practice. The priority in PHC of the XXI century is the ability to manage the entire range of patient problems and the partnerships with other health sectors. Therefore, the aim and purpose of this study was to identify the practical steps in the training of interns for general practitioners to enhance the quality of internship training by way of selecting five component parts in the educational process. For this purpose, the attention was paid to those competencies which one has most trouble with, and which are at the same time most required nowadays.
Keywords: medical education, innovative education, primary health care, general practitioner, competence, role play, interactive teaching methods, an intern.
The primary health care means that primary health care workers clearly divide the limits of their powers and work closely with medical specialists and employees of social welfare and public health care services to improve the quality of medical services provided to patients. [4]
At the same time, the objective of medical education is the compliance of graduates' training quality primarily with the requirements of practical public health care. Herewith, active scientific, ethical, personal standards are used in medical education with the widespread use of innovative technologies in education.
On the basis of the formed requirements of today the medical educational institutions at the stage of internship, by using clinical experience and direct management of patients, include widely integrated training aimed at the development of the relationship between the fundamental and clinical disciplines, the development of students' motivation and interest in studied basic biomedical disciplines.
These changes in the education system will help the interns form a more extended view of the clinical implications and justify their opinions when accomplishing set aims. This assumes a clear vision of tasks with the explaining of basic competency requirements in the study of disciplines.
According to A.I. Arabidze (2012) a competence is a description of requirements for a person that allows him to become competent in a particular activity. A competence enables carrying out both familiar and new professional activities based on the existing unity of knowledge, skills and experience.
This being said, in S.D.Asfendiyarov KazNMU university (Almaty) since 2006 there is a process of developing five core competencies needed in the educational process to form a graduate's adequate knowledge and skills corresponding to the requirements of the health care authorities, which are closely interrelated.
Among them, the cognitive competence is featured; it helps to clearly identify the specific gaps
that may have been formed previously, and within the internship emerged in the definite characterization of the level of these or other specific skills. It helps to realize at each class or at a specific thematic issue the level at which the student masters their skills.
Taking into account the different competency tasks set for each class by the level of mastery of specific knowledge, the intern may either by himself, using self-control, or the other intern, using mutual control, to determine the level of specific competences and give a review that has a significant impact on the degree of mastery of competencies.
Complex issues arise before a medical practitioner concerning the legal competence. Over the past two years, along with the targeted provision of development of legal tasks directly in the performance of medical practice, the interns are provided with an integrated series of classes on legal issues, taking into account the specialty of medical practice. After the inclusion of this series in the training system the level of conscious legal competence increased, and it was favorably supported by the interns (according to an anonymous survey). They have also proposed additions to the practical training classes, taking into account the emerging issues on the need to clarify complex situations. Lawyers experienced in resolving medical legal issues were involved in giving such classes.
The practical medical work cannot be carried out without observing the principles of communication in contact with the patient, their relatives, colleagues, medical staff, and social workers. Often, the root cause of tensions that may arise between the above mentioned persons is due to the poor ability to communicate or the inability to considerately adjust unpleasant conflicts, etc. In training to cope with the above tasks in KazNMU there was established a Center of Communication Skills aimed at modeling various severe psychological situations that may arise in medical work. In this Center, together with the staff of the Center the teachers-clinicians of our
OVP-2 department are engaged in training the interns to resolve communicative problems.
In the training to cope with these issues the active involvement of interns themselves is very important; they prepare their own vision of different positions in communicative problems and ways to resolve them. In resolving complex tasks in general human and general health terms the key importance is the interactive forms of conducting classes, conferences where interns are direct active members of the conducted training cycle, and role-playing games.
Another competence of the educational process with due regard to the requirements of today is self-learning. This type of competence is currently receiving wide attention, because a doctor never stops to learn. This section of work is now paid considerable efforts to optimize the self-education and postgraduate continuing education. However, to improve the skills of self-education an internship provides for their activation, especially at the completion of compulsory courses and review of the performed research outside the program, based on the wishes of the intern in accordance with their interests in the specialty or related disciplines.
One of the difficulties at the beginning of an internship graduate's professional career, according to both the opinion of the intern, and the judgments of the medical institutions leaders, is a significant isolation of the young specialist from the daily work in the conditions of practical public health care, especially at the pre-hospital stage.
To minimize these difficulties during the internship, the classes are held in hospitals and medical clinics, which are selected by the departments to carry out the set tasks, taking into account the readiness of the management and medical staff of these institutions to participate in the realization of the training process in the real world conditions of clinical everyday life. At the same time quite a significant role is played by the experienced doctors of basic health facilities in the intern's joint training process, starting with the joint work with patients at the physician's admission, in hospitals, at home, in the dynamic monitoring of chronical critically ill patients, after calling the ambulance, after discharge from the hospital, etc. Along with the listed forms of practical realization of the training objectives, self-monitoring is used for patients with chronic diseases, when an intern tracks the dynamics of a patient's
condition, treatment, rehabilitation with further reporting to the doctor and teacher with the explaining of their opinion on the issues in question.
During the attendance of sick-calls by the intern many practical skills are practiced in a particular hospital, at a particular workplace. Often, the quality of this work is the basis for attracting young professionals to work in this clinic or outpatient clinic.
In order to practice skills of intern graduates' teamwork, to form the psychological readiness to take reasonable opinion of other experts and colleagues there are used interactive methods that the department widely introduces in the training process. Currently, the OVP-2 department of general practice is working intensively on the realization of the tasks to improve the system of training young professionals.
We at the OVP-2 department conducted a survey of 48 interns who were actively involved in the choice of subject of role-playing games, and of 36 interns of the department who worked on the ready-made subjects. All 48 interns are actively discussing the choice of the elaborated variants of role-playing games. They noted that the participation at the stage as early preparation of the program of role-playing games is of importance when using conscious modeling of a psychological situation.
Those interns (38 persons), who were not involved in the choice of subjects of psychological games, noted that they were interested in other situations (20%), and this fact reduced the effectiveness of the performed work. It should be noted that this being said, at the following discussion the interns justified their opinions quite reasonably and offered interesting psychological scenarios.
The graduate's value of the acquired experience significantly increases in the actual work, especially in the conditions of primary health care - outpatient clinic both in the city and rural areas in everyday life.
Thus, while preparing a general practitioner for administering medical treatment the skills of actions in various psychological situations are invaluable.
REFERENCES
1. A.I. Artyukhina, V.I. Chusakov. Interactive teaching methods in medical school. Volgograd, 2011
2. G.G. Arabidze, S.I. Kidentsova. Trends in the development of assessment of competence in core subjects of medical specialties of higher professional education \\ Medical Education and Professional Development. 2012.
#2 p. 57-64.
3. I.Yu. Melnikova, M.G. Romantsov. Training doctors: new pedagogical paradigms // Preparation of physicians and pharmacists in the conditions of reformed vocational education: conference proceedings. -Ufa, 2013. -p.11-13.
4. B.L. Movshovich. Outpatient medicine, Moskva,
2013, 837 p.
5. M.G. Romantsov, I.Yu. Melnikova. Modular-competence approach at the stage of post-graduate training of doctors // Preparation of physicians and pharmacists in the conditions of reformed vocational education: conference proceedings. - Ufa, 2013.-p.13-15.
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК