Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЛИЦ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ И ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЛИЦ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ И ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подозреваемые / обвиняемые / задержанные / заключённые / подсудимые / осужденные / места лишения свободы / исправительные учреждения / следственный изолятор / suspects / accused / detainees / prisoners / defendants / convicts / places of deprivation of liberty / correctional institutions / pre-trial detention center

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Александр Александрович, Габченко Полина Васильевна

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с реализацией конституционных прав лиц, которые находятся под стражей и в местах лишения свободы. Исследуется теория по данному вопросу и анализируется правоприменительная практика, рассматриваются проблемы и недостатки в законодательстве. Разбирается, что в действительности происходит на практике и содействие в ликвидации данных нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецов Александр Александрович, Габченко Полина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IN THE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF PERSONS IN CUSTODY AND PERSONS IN PRISON

This article discusses current problems related to the implementation of the constitutional rights of persons who are in custody and in places of deprivation of liberty. The theory on this issue is explored and law enforcement practice is analyzed, problems and shortcomings in legislation are considered. Understands what actually happens in practice and assists in eliminating these violations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЛИЦ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ И ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК: 343.13

ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЛИЦ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ И ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Кузнецов Александр Александрович

Кандидат юридических наук, доцент,

ФГБОУ ВО Северо-Кавказский филиал «Российский

государственный университет правосудия»

Габченко Полина Васильевна

Студентка ФГБОУ ВО Северо-Кавказский филиал «Российский государственный

университет правосудия»

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с реализацией конституционных прав лиц, которые находятся под стражей и в местах лишения свободы. Исследуется теория по данному вопросу и анализируется правоприменительная практика, рассматриваются проблемы и недостатки в законодательстве. Разбирается, что в действительности происходит на практике и содействие в ликвидации данных нарушений.

Ключевые слова: подозреваемые, обвиняемые, задержанные, заключённые, подсудимые, осужденные, места лишения свободы, исправительные учреждения, следственный изолятор.

Как показывает практика и действительность нашего государства, на протяжении всего существования уголовно-исполнительной системы в ней имеет место быть беспорядочность.

На начальных стадиях уголовного процесса подозреваемые в особенности нуждаются в осознании и понимании своих законных прав и свобод, потому что зачастую уже с задержания данных лиц в следственный изолятор, они сталкиваются с не человеческим обращением. Высший законодательный акт Российской Федерации -Конституция Российской Федерации в 23 статье [1] закрепляет, что каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Именно поэтому необходимо развивать правосознание граждан и реализовывать тщательный контроль за правоохранительными органами.

Обсудим проблемы, возникающие при применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Важно помнить, что на этапе временного содержания и следствия подозреваемые и обвиняемые считаются невиновными до вынесения обвинительного приговора. Они имеют все основные права, за исключением тех, которые предусмотрены учреждением.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в статье 18 [2] гарантирует неограниченные по времени встречи подозреваемых и обвиняемых с защитниками. Данные лица имеют право осуществлять апелляцию, подавать ходатайства и участвовать в уголовном процессе. Однако возникают проблемы, ограничивающие реализацию этих прав, что противоречит Конституции Российской Федерации [1].

В следственных изоляторах существуют режимы и правила, включающие приём пищи, прогулки, отдых. Ограничения в связи с защитниками ущемляют права задержанных, отнимая их возможность надлежащей защиты. Часто возникает проблема ограниченного количества мест для встреч с адвокатами, что приводит к длительным

ожиданиям. Администрация учреждений, содержащих подозреваемых и обвиняемых, не обеспечивает должным образом права этих лиц, что нарушает принцип законности.

Одна из проблем возникает, когда подозреваемого переводят из одного изолятора в другой без уведомления адвокатов и родственников. Из-за отсутствия средств связи запрещены телефонные звонки, что противоречит праву на общение с адвокатом. Принятие платных звонков предусмотрено законом, но на практике только 9% смогли воспользоваться этой возможностью. Однако осуждённые имеют возможность лучше реализовывать свое право на связь - около 90% из них успешно используют это право. В связи с этим возникают нарушения правил внутреннего распорядка и незаконное внесение средств связи на территорию изоляторов.

В следственных изоляторах превышен лимит содержащихся в них лиц, что является грубейшим нарушением статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [2], в которой определено, что норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В отдельных камерах подозреваемые и обвиняемые не обеспечены спальными местами. При этом, статьей 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и пунктом 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 1995 года № 189 [3], установлено, что подозреваемым и обвиняемым предоставляются индивидуальные спальные места.

Данная ситуация не может не вызывать беспокойства, так как в следственных изоляторах содержатся граждане, которые еще не признаны судом преступниками. Однако они уже помещаются в условия, мало соответствующие понятию «человеческое достоинство».

В целом, реализация прав подозреваемых и обвиняемых в условиях заключения под стражу сопровождается рядом проблем и нарушений принципа законности.

В Российской Федерации существуют общественные наблюдательные комиссии (далее - ОНК], которые контролируют соблюдение прав человека в местах принудительного содержания.

Опираясь на Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" от 10.06.2008 № 76-ФЗ [4] можно выделить ряд пробелов в существующем законодательстве.

Рассмотрим их. Пункт 3 части 1 статьи 16 закрепляет такое полномочие общественных наблюдательных комиссий, как беседовать с подозреваемыми и (или] обвиняемыми, содержащимися под стражей, по вопросам обеспечения их прав в местах принудительного содержания и в случае обсуждения членами общественной наблюдательной комиссии вопросов, не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых в местах принудительного содержания беседа немедленно прерывается.

Упущение законодательства заключается в том, что члены общественных наблюдательных комиссий не могут настраивать психологический контакт с заключенными под стражу, обсуждать такие вопросы, как наличие конфликтов с сокамерниками, попадание света в камеру, наличие каких-либо страхов и прочие немаловажные проблемы, потому что данные вопросы по настоящему ФЗ не входят в перечень разрешенных вопросов, что свидетельствует о том, что лица, пребывающие под стражей могут подвергаться психологической или физической опасности и оставаться беззащитными.

В ФЗ также утверждено, что ОНК могут расспрашивать только об условиях в местах принудительного задержания и зачастую у сотрудников ОНК возникают споры с сотрудниками СИЗО касательно возможности узнать, как проходило задержание, насколько жестким оно было, не были ли нарушены права и свободы человека и гражданина, гарантируемые Конституцией. Сотрудники СИЗО могут пресечь такие вопросы, как: назначен ли адвокат, пускают ли его к подозреваемому, устраивает ли он

подозреваемого и т.д. Ведь если адвокат не устраивает, то нарушается право на судебную защиту, прописанное в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ [1].

Следующее, на что стоит обратить внимание, это пункт 7 части 1 статьи 16 используемого Федерального Закона [4], который гласит, что кино-, фото- и видеосъемка лиц, находящихся в местах принудительного содержания осуществляется с письменного согласия этих лиц. Как показывает практика и опыт сотрудников ОНК, бывают случаи, когда правоохранительные органы запугивают лиц, которые подверглись избиению, что если они предоставят письменное согласие на фотосъемку, то в последствии благополучного пребывания в местах принудительного содержания у них не будет. За счёт чего, лица под воздействием страха утаивают действительность.

Большое количество обращений осужденных лиц связаны с частью 5 статьи 82 «Режим в исправительных учреждениях и его основные требования», которая гласит, что осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Дело в том, что сотрудники исправительных учреждений могут проводить обыски в отсутствие осужденных, что нарушает их конституционное право на неприкосновенность жилища. Данные жалобы не редко остаются недоказанными, что подтверждает факт пробела в законодательстве, ведь на плановые обыски не допускаются общественные организации, а органы, которые надзирают, не всегда объективны.

Постоянное видеонаблюдение за заключенными в учреждениях ФСИН вызывает проблему нарушения права на достоинство личности, гарантируемое статьей 21 Конституции [1], так как видеонаблюдение осуществляется женским персоналом, а осужденные вынуждены переодеваться под их присмотром.

Особо хочется отметить проблему привлечения осужденных к труду. Согласно статье 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [5], каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрациями исправительных учреждений. Они обязаны привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Посещения аппаратами Уполномоченных по правам человека в различных субъектах исправительных колоний показывают, что управление Федеральной службы исполнения наказаний в полном объеме не принимает меры по привлечению осужденных к труду. Тысячи трудоспособных мужчин не заняты общественно полезным трудом. Те небольшие работы, которые связаны с самообслуживанием учреждений, подсобные хозяйства не снимают остроты данной проблематики.

Основная причина - низкая загрузка производственных фондов исправительных учреждений, отсутствие заказов на продукцию, выпускаемую колониями. Следствием этого является дефицит денежных средств у осужденных. Данные средства могли бы быть использованы на улучшение их содержания, направлены на выплату алиментов, погашение других обязательных платежей.

Мониторинг и анализ осуществленных побегов позволяет сделать вывод о том, что осужденные не выдерживают тех нагрузок и требований администрации, потому что за ними нету самого главного - человеческого отношения, которое бы позволило людям отбыть своё наказание и вернуться полноценными гражданами общества.

Проведенный анализ проблем, связанных с осуществлением конституционных прав лиц, заключенных под стражу и лиц, находящихся в местах лишения свободы, позволяет сделать следующие выводы:

1. В процессе содержания под стражей и лишения свободы лиц возникают ряд проблем, связанных с ограничением и нарушением их конституционных прав. Это требует внимания и необходимости их решения.

2. Для достижения успеха в работе уголовно-исполнительной системы необходимо обеспечить эффективный контроль за действиями сотрудников ФСИН и привлечение их к законной ответственности в случае нарушений.

3. Заполнение пробелов в нормативно-правовых актах сыграет важную роль в повышении эффективности рассматриваемой системы.

4. Необходимо устранить проблемы, связанные с ограничением доступа к средствам связи и трудностями в проведении свиданий с адвокатами.

5. Важно обеспечить должное количество спальных мест и соблюдение санитарных норм в следственных изоляторах и местах лишения свободы.

6. Для гарантированной реализации конституционных прав лиц, заключенных под стражу и лиц, находящихся в местах лишения свободы, необходимо улучшить условия пребывания и обеспечить их соответствие конституционным нормам.

7. Важно разработать и внедрить программы и меры реабилитации и ресоциализации для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, с целью обеспечения успешного возвращения их обществу.

8. Рекомендуется проводить систематические обзоры и анализ проблем, связанных с осуществлением конституционных прав заключенных, с целью эффективного выявления и устранения нарушений.

9. Проблемы в осуществлении конституционных прав лиц, заключенных под стражу и лиц, находящихся в местах лишения свободы, требуют комплексного подхода и сотрудничества между различными структурами правоохранительной системы, законодателями и общественными организациями [6].

В целом, решение проблем, связанных с осуществлением конституционных прав лиц, заключенных под стражу и лиц, находящихся в местах лишения свободы, является важным направлением совершенствования правовой системы и обеспечения защиты основных прав и свобод каждого человека, независимо от его статуса или положения в обществе.

Список использованных источников

1. Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ // URL: http://duma.gov.ru/news/55446/ (дата обращения 15.11.2022]. (дата обращения 21.09.2023]

2. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-Ф3 (ред. от 29.12.2022] "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2759.

3. Приказ Минюста России от 04.07.2022 № 110 (ред. от 23.08.2023)"0б утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2022 № 69157] (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023] // URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=455531#IXfL0uTQm QDfhz5C (дата обращения 10.10.2023]

4. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 05.12.2022] "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.06.2023] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77567/ (дата обращения 10.10.2023]

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023] (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023] // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, № 2, ст. 198.

6. Артемьев Н.С., Михайлин В.В. К вопросу о совершенствовании правового регулирования деятельности по обеспечению безопасности личности в следственном изоляторе // Человек: преступление и наказание. 2018. № 3. С. 43-47.

PROBLEMS IN THE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF PERSONS IN CUSTODY AND PERSONS IN PRISON

Kuznetsov A.A., Gabchenko P.V.

This article discusses current problems related to the implementation of the constitutional rights of persons who are in custody and in places of deprivation of liberty. The theory on this issue is explored and law enforcement practice is analyzed, problems and shortcomings in legislation are considered. Understands what actually happens in practice and assists in eliminating these violations.

Keywords: suspects, accused, detainees, prisoners, defendants, convicts, places of deprivation of liberty, correctional institutions, pre-trial detention center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.