Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых правовой информацией в учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю'

Проблемы обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых правовой информацией в учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / OMBUDSMAN / LEGAL INFORMATION / CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миков П.В., Шевченко Д.Б.

В статье затронуты вопросы, связанные с проблемами обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых правовой информацией в учреждениях ФСИН России. Материалы подготовлены на основании жалоб граждан к Уполномоченному по правам человека в Пермском крае (далее Уполномоченный) за период с 2012 по 2017 годах. Также сформулированы предложения по изменению действующего законодательства. Рассмотрен вопрос необходимости создания системы правового информирования граждан в учреждениях ФСИН России с использованием системы высокоскоростного интернета; введения в практику учреждений ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России, расположенных в исправительных учреждениях телемедицинских консультаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL INFORMATION PROVISION OF CONVICTS, SUSPECTED AND ACCUSED IN ESTABLISHMENTS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN PERM KRAI

The article touches upon issues related to the problems of providing convicts, suspects and accused with legal information in the institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The materials are prepared on the basis of citizens’ complaints to the Ombudsman in the Perm Krai of the period from 2012 to 2017. Also, proposals are made to change the current legislation. Is coned the issue of the need of creation a system of legal information for citizens in the institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia with the use of a high-speed Internet system; introduction in practice of the institutions of the health care unit No. 59 of the Federal Penitentiary Service of Russia located in the correctional facilities of telemedicine consultations.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых правовой информацией в учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю»

УДК: 343.81(470.53):316.774

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГУФСИН РОССИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ

П.В. Миков,

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае 614060, Россия, Пермь, Ленина, 51 E-mail: ombudsman@uppc.permkrai.ru

Д.Б. Шевченко,

начальник отдела по работе с правоохранительными органами Аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае

614060, Россия, Пермь, Ленина, 51, оф. 229 E-mail: dbshevchenko@uppc.permkrai.ru

Аннотация: в статье затронуты вопросы, связанные с проблемами обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых правовой информацией в учреждениях ФСИН России. Материалы подготовлены на основании жалоб граждан к Уполномоченному по правам человека в Пермском крае (далее Уполномоченный) за период с 2012 по 2017 годах.

Также сформулированы предложения по изменению действующего законодательства. Рассмотрен вопрос необходимости создания системы правового информирования граждан в учреждениях ФСИН России с использованием системы высокоскоростного интернета; введения в практику учреждений ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России, расположенных в исправительных учреждениях телемедицинских консультаций.

Ключевые слова: права человека, правовое информирование, осужденные, Уполномоченный по правам человека.

PROBLEMS OF LEGAL INFORMATION PROVISION OF CONVICTS, SUSPECTED AND ACCUSED IN ESTABLISHMENTS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN PERM KRAI

P.V. Mikov,

Ombudsman of Perm krai

51, Lenina st., Russia, Perm, 6140660

E-mail: ombudsman@uppc.permkrai.ru

D.B. Shevchenko,

Office of Perm krai Ombudsman

51, Lenina st., Russia, Perm, 6140660

E-mail: dbshevchenko@uppc.permkrai.ru

Annotation: the article touches upon issues related to the problems of providing convicts, suspects and accused with legal information in the institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The materials are prepared on the basis of citizens' complaints to the Ombudsman in the Perm Krai of the period from 2012 to 2017.

Also, proposals are made to change the current legislation. Is coned the issue of the need of creation a system of legal information for citizens in the institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia with the use of a high-speed Internet system; introduction in practice of the institutions of the health care unit No. 59 of the Federal Penitentiary Service of Russia located in the correctional facilities of telemedicine consultations.

Key words: human rights, Ombudsman, legal information, convicts.

Право на информацию зафиксировано в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

В Европейской Конвенции о защите прав человека (далее Конвенция), принятой в Риме 4 ноября 1950 г., отмечено право на «свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей».

Конституцией РФ закреплено (часть 2 статьи 24, часть 4 статьи 29) право граждан на получение информации от органов государственной власти, непосредственно затрагивающей их права и свободы, а также их право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Лица, находящиеся в местах лишения свободы, имеют особый правовой статус, предусмотренный законодательством РФ (Уголовно-исполнительный кодекс (далее УИК РФ), Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон № 103-ФЗ и т.д.).

Вместе с тем часть 2 статьи 24 Конституции РФ содержит императивную норму о том, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

В статье 17 Федерального закона № 103-ФЗ указано на то, что «Подозреваемые и обвиняемые имеют право:

1) получать информацию о своих правах и обязанностях в режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб».

Доступ подозреваемых и обвиняемых на получение информации о своих правах и свободах в совершении преступлений также урегулирован пунктом 13 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее Правила СИЗО), утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189.

В отношении осужденных в части 1 статьи 12 УИК РФ указано: «Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний», что более детально указано в пункте 13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295.

Таким образом, исходя из буквального анализа нормативно-правовой базы, можно сделать вывод о том, что администрация мест лишения свободы ФСИН России обязана предоставлять информацию только о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, распорядке дня, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений, а также о правах и обязанностях осужденных, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, что безусловно не соответствует всем потребностям на получение информации лиц, содержащихся под стражей, учитывая постоянно изменяющееся законодательство РФ в данной части, отсутствие возможности обновления фондов библиотек следственных изоляторов и исправительных учреждений, своевременного обновления информационно-правовых систем, имеющихся в местах лишения свободы.

В учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю существуют следующие каналы и источники правовой информации:

- устная информация, поступающая от адвокатов, родственников и друзей;

- официальная информация, поступающая от администрации исправительных учреждений и следственных изоляторов;

- информация, поступающая по каналам средств массовой информации (телевидение, радио);

- информация из библиотек исправительных учреждений и следственных изоляторов;

- поступающие сведения из общественных и правозащитных организаций Российской Федерации, а также международных организаций, осуществляющих защиту прав и свобод лиц, содержащихся под стражей в местах лишения свободы;

- информация, поступающая от Уполномоченного по правам человека в Пермском крае (далее УППЧ в ПК), Уполномоченных по правам человека в других субъектах РФ (далее УППЧ в субъектах РФ), Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее УППЧ в РФ), от государственных органов и учреждений, правоохранительных и надзорных органов (брошюры, разъяснения по обращениям, выезды в исправительные учреждения и следственные изоляторы);

- сведения из имеющихся в отдельных исправительных учреждениях правовых электронных терминалов;

- информация, поступающая лицам, содержащимся под стражей во время проведения личных приемов в учреждениях руководством правоохранительных органов и заинтересованных служб, при проведении Дней правовых знаний;

- информация, поступающая от других осужденных и их родственников.

Однако из анализа жалоб и обращений можно сделать вывод о том, что

осужденные не знают о том, что они могут за разъяснениями по тем или иным вопросам обратиться в воспитательные отделы и к руководству исправительных учреждений или боятся обращаться за подобными разъяснениями (причины различны, иногда просто боязнь, страх обращения).

Кроме того, юридическая служба исправительных учреждений не в полном объеме решает вопросы информационного обеспечения, так как на эту службу возложены другие функциональные обязанности, связанные с обеспечением производственной и иной деятельности учреждения.

Таким образом, из-за несовершенства нормативно-правовой базы в сфере обеспечения учреждений ФСИН России правовой информацией значительные усилия государственного аппарата отвлечены на направление правовой информации в места лишения свободы.

Пример: из 1170 обращений, поступивших в АУППЧ в ПК в 2017 году, 571 (48,8%) касалось вопросов предоставления правовой информации. Из общего количества обращений более 93,6% (535 обращений) поступили из следственных изоляторов ГУФСИН России по Пермскому краю.

Следует отметить, что тема правового информирования лиц, содержащихся в следственных изоляторах, требует отдельного изучения, так как существует специфика содержания людей в следственных изоляторах (отдельные камеры, содержание по отдельным категориям (женщины, мужчины по категориям преступлений, осужденные; большая численность лиц, содержащихся под стражей, нехватка личного состава; слабая работа библиотек; режимные требования и т.д.).

Взаимодействие УППЧ в ПК с руководством ГУФСИН России по Пермскому краю в сфере получения информации лицами, находящимися в местах лишения свободы, ФСИН России организовано по следующим направлениям:

- заключение Соглашения о сотрудничестве УППЧ в ПК и руководства ГУФСИН России по Пермскому краю;

- заключение Соглашения о сотрудничестве УППЧ в ПК и руководства МСЧ № 59 ФСИН России;

- подготовка плана совместных мероприятий по профилактике нарушений прав и свобод граждан, ежегодная корректировка данного плана с учетом возникающих проблем;

- создание и работа в аппарате Уполномоченного постоянно действующей рабочей группы по профилактике нарушений прав и свобод граждан в системе ГУФСИН России по Пермскому краю, с участием представителей прокуратуры Пермского края, ГУФСИН России по Пермскому краю, руководства МСЧ № 59 ФСИН России, председателя Общественной наблюдательной комиссии Пермского края по контролю за соблюдением прав человека в местах лишения свободы (далее ОНК Пермского края), а также представителей Пермского института ФСИН России, иных заинтересованных органов и учреждений, где обсуждаются возникающие проблемы по защите прав и свобод граждан;

- совместное (по отдельному плану) посещение исправительных учреждений, проведение Дней правовых знаний, совместных приемов совместно с руководством ГУФСИН России по Пермскому краю, ОНК Пермского края, членами Общественного Совета ГУФСИН России по Пермскому краю, сотрудниками заинтересованных служб ГУФСИН России по Пермскому краю, прокуратуры Пермского края;

- подготовка УППЧ в ПК самостоятельно, а также с заинтересованными службами правительства Пермского края, прокуратурой Пермского края информационных материалов для осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах;

- участие УППЧ в ПК в коллегиях ГУФСИН России по Пермскому краю, где рассматриваются вопросы соблюдения права на информацию лиц, содержащихся под стражей;

- проведение рабочих совещаний с руководством ГУФСИН России по Пермскому краю;

- проведение занятий с сотрудниками ГУФСИН России по Пермскому краю по обучению сотрудников администраций исправительных учреждений освещению правовых вопросов осужденным, подозреваемым и обвиняемым;

- совместное участие в проведении круглых столов и конференций, совместная работа с общественными правозащитными организациями края;

- участие в заседаниях ОНК Пермского края, Общественного Совета ГУФСИН России по Пермскому краю;

- организация работы по подготовке следственных изоляторов системы ГУФСИН России по Пермскому краю к проведению выборов в Единый день голосования (направление информационных материалов).

По инициативе УППЧ в ПК, а также по согласованию руководства ГУ ФСИН России по Пермскому краю сотрудники аппарата УППЧ в ПК принимают участие в разъяснении осужденным и лицам, содержащимся в следственных изоляторах, информации об их правах и свободах при проведении режимных и обыскных мероприятий (например, недопустимость обезличивания изъятых запрещенных предметов при проведении обыска, порядок обжалования действий сотрудников).

В рамках взаимодействия аппаратом Уполномоченного по правам человека в учреждения УИС Пермского края только в 2015-2018 годах было направлено различной литературы, брошюр свыше 2000 экземпляров.

В ходе вышеперечисленных мероприятий была решена проблема отправки в течение суток корреспонденции осужденных в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае.

Кроме того, по итогам проведенных совместных мероприятий удалось значительно снизить количество обращений и жалоб граждан, содержащихся в местах лишения свободы на неотправку их жалоб и корреспонденции (23%), на приговоры судов (10,2%), на разъяснения различных положений законодательства РФ (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ), а также на пытки, избиения, недопустимое обращение со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Во всех отрядах исправительных учреждений оборудованы информационные стенды о правах и обязанностях осужденных, с брошюрами УППЧ в ПК по различным юридическим аспектам, информацией об адресах надзорных организаций, УППЧ в ПК, УППЧ в РФ, информацией о Европейском суде по правам человека. В постоянную практику введено проведение Дней правовых знаний в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, а также проведение совместных приемов Уполномоченного с руководством ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России, прокуратурой Пермского края, а также сотрудниками заинтересованных служб.

В настоящее время на постоянной основе действуют государственные приёмные Уполномоченного в г. Кудымкаре, г. Перми, которые позволяют вести личный прием родственников осужденных, получать от них необходимую информацию, организовано обучение начальником медсанчастей нормам и стандартам оказания медицинской помощи, доведение информации о правах осужденных, подозреваемых и обвиняемых на получение

доступной медицинской помощи, активизирована работа Общественного Совета при ГУФСИН России по Пермскому краю, а также улучшено информирование осужденных по правовым вопросам (созданы правовые терминалы системы «Консультант+» в ИК-32, ИК-28, ИК-18).

В 2018 году по инициативе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае отдельно рассмотрен вопрос и проработана техническая возможность оказания телемедицинских консультаций (первый в Российской Федерации пилотный проект по больницам ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России, расположенных в исправительных учреждениях) в учреждении Б № 2 ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН России (г. Соликамск). В качестве пилотной организации, оказывающей телемедицинские консультации определена ГБУЗ ПК «Ордена «Знак Почета» «Пермская краевая клиническая больница».

Однако имеются вопросы, требующие отдельного решения, а именно:

- восстановление доверия к информации, предоставленной осужденным, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов (лица, содержащиеся в местах лишения свободы, считают, что сотрудники ФСИН России скрывают от них информацию о состоянии их здоровья, наличии лекарств, о нормах питания, снабжения, материально-технического обеспечения);

- слабая работа библиотек исправительных учреждений и следственных изоляторов, что порождает большое количество обращений с просьбами о разъяснении действующего законодательства, отсутствие возможности обновления библиотечных фондов исправительных учреждений и следственных изоляторов (в основном решается за счет некоммерческих общественных организаций, что явно недостаточно);

- возможность получения осужденными новых решений ЕСПЧ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Пермского краевого суда касающихся прав и свобод осужденных, доступа к их ресурсам;

- получение информации осужденными, касающейся их социальных, жилищных, пенсионных прав;

- при наличии сети высокоскоростного интернета в отдельных исправительных учреждениях и следственных изолятора) не решен вопрос электронного документооборота, что значительно бы снизило время прохождения жалоб, заявлений и обращений осужденных, подозреваемых и обвиняемых (особенно это касается следственных изоляторов);

- вызывает проблему количество жалоб и обращений осужденных, поступающих из других субъектов РФ (ИК-18 п. Харп Ямало-Ненецкий АО, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кировской области, ФКУ СИЗО № 1 г. Екатеринбурга и т.д.), с просьбами разъяснения действующего законодательства РФ, предоставления адресов надзорных организации, а также общественных правозащитных организаций.

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае считает необходимым рекомендовать ГУФСИН России по Пермскому краю:

- рассмотреть вопрос о получении соответствующего потребностям ИУ и СИЗО доступа администрации этих учреждений к сети высокоскоростного интернета (например, введения платной услуги на получение копий распечаток нормативно-правовых актов в СИЗО, возможности получения таких распечаток в ИУ), что позволило бы обеспечить доступ осужденных, подозреваемых и обвиняемых к электронной национальной библиотеке с использованием сети высокоскоростного интернета (сейчас эта возможность есть только в ПВК), с разработкой положения о порядке доступа к данной услуге, общедоступным электронным ресурсам районных судов Пермского края, Пермского краевого суда, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ;

- нормативно урегулировать работу библиотек исправительных учреждений и следственных изоляторов системы ФСИН России путем внесения дополнений в УИК РФ, Федеральный закон № 103-Ф3 «О порядке содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приведение их в соответствие требованиям Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О библиотечном деле», а также необходимость обновления библиотечных фондов учреждений, с введением штатной должности гражданского персонала по специальности «библиотекарь», так как на эту специальность специалиста по обслуживанию посетителей библиотек, обработке информации о библиотечных фондах необходимо учиться, а сейчас эту должность, как правило, занимают осужденные, которые не имеют профильного образования, или сотрудники воспитательного отдела учреждения, а такую библиотеку, которая не входит в общий библиотечный фонд, нельзя в полной мере назвать библиотекой.

За годы существования института Уполномоченного по правам человека в Пермской крае создана достаточно эффективная модель реализации права на информацию лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

Составляющие этой модели: участие Уполномоченного в работе коллегиальных органов правоохранительных ведомств, и оперативное обсуждение внезапно возникающих проблем в ходе личных встреч Уполномоченного с прокурором Пермского края, проведение совместных проверок и посещений учреждений, проведение Дней правовых знаний, совместных приемов осужденных и подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, их родственников, а также деятельность общественного правозащитного сообщества.

Вместе с тем считаем, что вопросы обеспечения учреждений ФСИН России правовой информацией, а также обеспечения доступа исправительных учреждений и следственных изоляторов Уголовно-исполнительной системы к сети высокоскоростного интернета требуют отдельного изучения и закрепления в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, нормативно-правовых актах ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.