Научная статья на тему 'Гарантии реализации права на обращения осужденных к лишению свободы'

Гарантии реализации права на обращения осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусалёва А. В.

Статья посвящена некоторым аспектам реализации права на обращения осужденных к лишению свободы через правовой институт уполномоченного по правам человека в РФ, а также помощника начальника территориального органа ФСИН по соблюдению прав человека в УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мусалёва А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гарантии реализации права на обращения осужденных к лишению свободы»

ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

© 2010 A.B. Мусалёва

кандидат юридических наук Самарский юридический институт ФСИН России

Статья посвящена некоторым аспектам реализации права на обращения осужденных к лишению свободы через правовой институт уполномоченного по правам человека в РФ, а также помощника начальника территориального органа ФСИН по соблюдению прав человека в УИС.

В настоящее время стоит констатировать факт, что состояние законности и соблюдения прав осужденных в местах лишения свободы является удовлетворительным. В то же время некоторые проблемы, касающиеся защищенности их прав, остаются.

Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является важным фактором в совершенствовании работы по обеспечению законности в местах принудительного содержания, а также в работе с осужденными и сотрудниками исправительных учреждений ФСИН России при рассмотрении поступающих к нему жалоб.

В течение года в отдел уголовно-исполнительного права, входящий в структуру аппарата уполномоченного, на исполнение поступает около 1,5 тысяч жалоб1, обращений и заявлений от осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также от их законных представителей, родственников и защитников.

Жалобы поступают в аппарат уполномоченного по правам человека в РФ после того, как они не получили положительного разрешения на месте при обращении в ГУФСИН, ФСИН России по региону или в территориальную прокуратуру. Каждая десятая жалоба признается обоснованной, и при содействии аппарата нарушенные права осужденных восстанавливаются2.

Вообще в продвижении к реализации задачи по строительству демократических институтов, развитию гражданского общества, в центре которого находится соблюдение и уважение интересов каждой личности, значительна роль уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, призванного обеспечить соблюдение и уважение государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими прав и свобод всех и каждого, добиваться пресечения бюрократического и всякого иного произвола, искоренять пренебрежение к Конституции РФ и законности.

Уполномоченный по правам человека - особый конституционный институт. Базовая функция уполномоченного - быть арбитром между властью и обществом - обуславливает его независимость и неподотчетность каким-либо государственным органам и должностным лицам. Свобода и независимость уполномоченного при принятии решений, невмешательство в его работу являются непременными условиями его эффективной правозащитной деятельности, гарантией объективности и беспристрастности. Принимаемые уполномоченным в рамках его компетенции решения не подлежат обжалованию и пересмотру государственными органами, включая органы правосудия и прокуратуры.

Мандат уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, установленный федеральным конституционным законом, достаточно ограничен3, однако при максимальной его реализации весьма значим. Он подкреплен следующими гарантиями:

1) жалобы, адресованные уполномоченному, лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией не подлежат и в течение одних суток

4

направляются по назначению ;

2) при проведении проверки по жалобам о нарушениях прав человека в местах отбывания наказания уполномоченный вправе без специального на то разрешения и беспрепятственно посещать их, запрашивать и получать от органов и учреждений, исполняющих наказания, вышестоящих органов управления сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) в случае необходимости уполномоченный получает объяснения должностных лиц и государственных служащих по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы. Уполномоченный вправе принять решение о самостоятельной или совместной с компетентными органами проверке деятельности исправительных учреждений, других органов, исполняющих наказания, а также их руководителей и иных должностных лиц;

4) при рассмотрении жалоб осужденных уполномоченный может знакомиться с уголовным делом, приговор по которому вступил в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. Способы восстановления нарушенных прав осужденных уполномоченным довольно разнообразны. Это обращения в суды общей юрисдикции с обжалованием незаконных действий должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, к компетентным органам с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в действиях которого усматриваются нарушения прав человека при исполнении наказания;

5) по вопросам своей деятельности уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и иными должностными лицами, в том числе руководителями уголовно-исполнительной системы, администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

Важной формой контроля уполномоченного является посещение им исправительных учреждений и ознакомление на месте с условиями отбывания наказания осужденными. Согласно закону5 эта форма контроля особенно действенна при массовых или грубых нарушениях прав человека при исполнении наказания либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Однако исходя из практики деятельности уполномоченного посещение исправительных учреждений важно и с точки зрения выработки и принятия профилактических мер предупреждения нарушений прав осужденных, их родственников и персонала исправительных учреждений. Каждое такое посещение заканчивалось обсуждением мер по улучшению положения с правами человека, направлением обращений в заинтересованные министерства и ведомства, в Правительство Российской Федерации или Президенту Российской Федерации.

Практика подтверждает, что право на подачу обращения в аппарат уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и субъекте РФ часто используется осужденными. Так, 4,4% осужденных к лишению свободы обращались в данную структуру в субъекте РФ и 3,5% к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Один из последних шагов уголовно-исполнительной системы, направленных на реализацию обеспечения прав и законных интересов осужденных, - введение должностей помощников начальников территориальных органов ФСИН по соблюдению прав человека в УИС6, своеобразных ведомственных омбудсманов, для которых защита прав человека является приоритетной и основной функцией7.

£

В соответствии с Типовой должностной инструкцией помощник начальника территориального органа (ПНТО) по соблюдению прав человека в УИС осуществляет свою деятельность в целях контроля за созданием необходимых условий для соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, а также сотрудников и работников учреждений и органов ФСИН России.

Должностные обязанности ПНТО помимо всех прочих включают:

- участие в рассмотрении предложений и заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также сотрудников УИС и других граждан по вопросам соблюдения прав человека в следственных изоляторах, тюрьмах, колониях и других подразделениях УИС;

- контроль за беспрепятственным направлением жалоб из следственных изоляторов, тюрем и колоний уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Европейский суд по правам человека;

- организация подготовки документов, необходимых для рассмотрения Европейским судом по правам человека жалоб, касающихся условий и порядка содержания в следственных изоляторах, тюрьмах, колониях и других подразделениях УИС, и своевременного их направления во ФСИН России. Организация устранения недостатков, указанных в меморандумах Европейского суда по правам человека по рассматриваемым им жалобам.

К должностным полномочиям ПНТО относятся: прием осужденных, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, иных граждан, рассмотрение их писем и обращений.

В ходе исследования, проведенного с участием ПНТО, проходивших профессиональную переподготовку, повышение квалификации на высших академических курсах Академии ФСИН России, можно сделать вывод, что данные сотрудники осознают приоритетность задач и обязательность данной должности в учреждениях и органах ФСИН.

На сегодняшний день институт ПНТО в области рассмотрения обращений осужденных к лишению свободы доказал свою эффективность. Так, ПНТО ГУФСИН по Самарской области в 2005 - 2008 гг. поступило в среднем 4,3% обращений осужденных к лишению свободы от общего числа обращений. Примечательно то, что осужденные предпочитают обращаться к ПНТО с различными вопросами по прямой телефонной линии, установленной в каждом исправительном учреждении (28,3% от общего числа обращений к ПНТО), поскольку имеют возможность в этом случае незамедлительно получить ответ. То есть действующая практика обращений осужденных к лишению свободы посредством телефонного звонка в учреждениях и органах ГУФСИН по Самарской области может служить передовым опытом для исправительных учреждений других регионов.

Таким образом, можно констатировать, что осужденные к лишению свободы широко используют свое право на подачу обращений в аппарат уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также помощнику начальника территориального органа ФСИН по соблюдению прав человека в УИС. Изучая функционирование данного института в зарубежных странах, можно выделить некоторые положительные моменты, применяемые в отечественной практике. Например, памятка омбудсмана для заключенных (тюремная система Великобритании)9, включающая вопросы и ответы на них.

«Кто я?

Я, лицо, не зависящее от администрации исправительного учреждения. Моей задачей является изучение жалоб осужденных по поводу их содержания в тюрьме. Если жалоба заключенного подтверждается достаточным количеством доказательств, то я обращаюсь напрямую к министру внутренних дел или генеральному директору тюрем с требованием принять необходимые меры.

Кто может обращаться с жалобой?

Все отбывающие наказание в виде лишения свободы имеют право обращаться ко мне с жалобами по поводу незаконного обращения со стороны администрации любой тюрьмы Англии и Уэльса. Я не рассматриваю жалобы, поданные друзьями, членами семьи заключенного, кем-либо, но не самим осужденным. Однако если вам пришлось долго ждать ответа на вашу жалобу, я могу принять обращение, составленное вашими законными представителями.

О чем Вы можете жаловаться?

Я изучаю все жалобы на неправомерное обращение администрации с заключенными. Однако я не имею права принимать и расследовать жалобы по поводу решения об условнодосрочном освобождении; деятельности других правоохранительных органов (суд, полиция); медицинского диагноза, поставленного врачом конкретной тюрьмы; вопросов, разрешаемых в гражданском судопроизводстве; политических решений, принятых лично премьер-министром; решениях, принятых лично премьер-министром о пересмотре сроков наказания или освобождении от отбывания наказания лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы.

Когда Вы можете обращаться с жалобой?

Если Вы не удовлетворены ответом, который получили от администрации тюрьмы, затем из тюремного управления, можете направлять свою жалобу мне, но необходимо, чтобы

прошел один месяц с того момента, как Вы получили ответ из тюремного управления. Если в течение шести недель нет ответа на Вашу жалобу, вы также можете обращаться ко мне.

Все, кто желает написать мне, могут найти мой адрес на обратной стороне памятки.

Вам нужно воспользоваться официальным бланком или формой. Вы имеете право использовать специальный ярлык (PRISIONER CONFIDENTIAL ACCES), гарантирующий то, что Ваше письмо никем не будет прочитано перед тем, как оно покинет тюрьму. Исправительное учреждение берет на себя оплату почтовых расходов.

Что необходимо указать в письме?

Вы должны указать свое имя, фамилию, отчество, номер тюрьмы и кратко изложить суть вашей жалобы. Вам не нужно подробно описывать ваши претензии, так как если я приму решение начать расследование по вашему обращению, то мои помощники свяжутся с Вами и попросят выслать необходимую информацию.

Что происходит после того, как Вы обратились ко мне?

В течение 10 дней Вам сообщают, принято ли Ваше обращение к производству. Если нет, то я объясняю, почему.

Что происходит, если я принимаю решение начать расследование по Вашей жалобе?

Мы составляем специальный отчет по Вашему делу, который будет направлен Вам в течение 12 недель с момента принятия жалобы к расследованию. Данный отчет содержит мое мнение по поводу Вашей жалобы. Если я соглашаюсь с Вашими требованиями, то в отчете я укажу, как Вам необходимо себя вести и что делать. Администрация исправительного заведения может быть не согласна с моими рекомендациями, но она обязана их рассмотреть. Тюремная администрация в 4-недельный срок обязана сообщить мне о результатах.

Как я принимаю решение поддержать или нет Вашу жалобу?

Все жалобы я рассматриваю в справедливой и беспристрастной манере. В некоторых случаях представленные осужденным материалы не имеют под собой достаточных оснований, в таких случаях я не способен поддержать Ваши претензии, и в своем отчете я укажу, почему не поддержал Вашу жалобу.

Другие пути, с помощью которых я могу рассмотреть Вашу жалобу.

В некоторых случаях я считаю, что разрешить Вашу жалобу можно путем достижения согласия между вами и администрацией тюрьмы».

Думается, что такого рода памятки могут использоваться и помощниками начальника территориального органа ФСИН по соблюдению прав человека в УИС, и осужденными к лишению свободы.

1 Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год; Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 г. // Российская газета. 2007. 13 апреля.

2 Там же. С. 37.

3 Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // Российская газета. 1997. 4 марта.

4 П. 53 главы 12, п. 62 главы 13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений; п. 17 главы 2 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей: Приказ Минюста России от 26 декабря 2006 г. № 383 // Российская газета. 2007. 25 января.

5 Ст. 24 УИК РФ устанавливает, что уполномоченный по правам человека в Российской Федерации при исполнении служебных обязанностей имеет право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения.

6 «О введении в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации должности помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в УИС»: Приказ Минюста России от 25 ноября 2001 г. № 1650-к // Правовая система «Гарант».

7 Селиверстов В.И. Контроль уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за соблюдением прав и законных интересов осужденных к лишению свободы // Всероссийское совещание по проблемам соблюдения законности и прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Сб. материалов. М.: РПА Минюста России, 2003. С. 28.

8 «Об утверждении Типовой должностной инструкции помощнику начальника территориального органа по соблюдению прав человека в УИС ФСИН и Положения об отделе по соблюдению прав человека в УИС организационно-инспекторского управления ФСИН России»: Приказ ФСИН Минюста России от 1 июня 2005 г. № 398 //Правовая система «Гарант».

9 Костырев В.И Система рассмотрения жалоб заключенных в Великобритании и возможности использования британского опыта в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Уфа: Уфимский ин-т МВД России, 2000. С. 15-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.