Научная статья на тему 'О некоторых вопросах осуществления контроля за обеспечением прав человека в следственных изоляторах'

О некоторых вопросах осуществления контроля за обеспечением прав человека в следственных изоляторах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЛИЦ / СОДЕРЖАЩИХСЯ В СИЗО / СУБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СИЗО / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / CONTROL OF ENSURING THE RIGHTS OF THE PERSONS HELD IN THE PRE-TRIAL DETENTION CENTER / SUBJECTS OF CONTROL ON ENSURING HUMAN RIGHTS IN THE PRE-TRIAL DETENTION CENTER / THE COMISSIONER FOR THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новожилов С.А., Лапенков А.В.

В статье рассматриваются субъекты и виды контроля за обеспечением прав человека в следственных изоляторах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On issues of control of ensuring human rights in pre-trial detention centers

In article the author consider subjects and types of control of ensuring human rights in pre-trial detention centers.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах осуществления контроля за обеспечением прав человека в следственных изоляторах»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

С. А. НОВОЖИЛОВ S. A. NOVOZHILOV

доцент кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе Псковского филиала Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы

А. В. ЛАПЕНКОВ A. V. LAPENKOV

преподаватель кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе Псковского филиала Академии ФСИН России, майор внутренней службы

О некоторых вопросах осуществления контроля за обеспечением прав человека в следственных изоляторах

On issues of control of ensuring human rights in pre-trial detention centers

Аннотация. В статье рассматриваются субъекты и виды контроля за обеспечением прав человека в следственных изоляторах.

Ключевые слова: контроль за обеспечением прав лиц, содержащихся в СИЗО, субъекты контроля по обеспечению прав человека в СИЗО, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Abstract. In article the author consider subjects and types of control of ensuring human rights in pre-trial detention centers.

Key words: control of ensuring the rights of the persons held in the pre-trial detention center, subjects of control on ensuring human rights in the pre-trial detention center, the Comissioner for the President of the Russian Federation on protection of the rights of businessmen.

Законодателем в ст. 8 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЭ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [1] указывается, что следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (СИЗО) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Вместе с тем в положениях ст. 10 данного федерального закона указывается, что подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания,

в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ). Однако та же статья содержит положение, что осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от осужденных, отбывающих наказание.

Сегодня в УИС действуют 218 СИЗО и 101 ПФРСИ, по состоянию на 01.01.2016 в них содержались 117 759 подозреваемых, обвиняемых и осужденных [2].

В силу пристального внимания иностранных государств и различных международных

17

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2016

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

правозащитных организаций к соблюдению прав человека и гражданина в уголовно-исполнительной системе России (УИС) возрастают требования к их обеспечению в СИЗО.

Именно поэтому особую важность приобретает положение, сформулированное в ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» [3].

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 № 1877-р [4] дополнило Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [5] новым подразделом, посвященным обеспечению прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и включающим в себя целый ряд мер, таких как совершенствование законодательства (в том числе ведомственных нормативных правовых актов с грифом ограничения доступа) по вопросам применения к осужденным и лицам, содержащимся под стражей, физической силы, специальных средств и оружия, мер дисциплинарного воздействия, проведения досмотров и обысков, предоставления свиданий, получения посылок (передач) и бандеролей, создания надлежащих условий содержания, личного участия осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в судебных заседаниях и другим.

Защита прав и свобод подозреваемых (обвиняемых) представляет собой целый комплекс средств и мер, направленных на охрану прав личности, а именно выявление, пресечение и недопущение фактов нарушений прав и свобод человека и гражданина, восстановление нарушенных прав и свобод личности, применение норм юридической ответственности, возможность самостоятельной защиты своих прав и свобод, предусмотренный национальным законодательством механизм возмещения вреда, общественный и государственный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Представляется, что одним из важных аспектов объективности при осуществлении контроля деятельности СИЗО является законода-

тельное закрепление перечня лиц, имеющих право посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, без специального разрешения. Данные категории лиц определены ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) [6], ст. 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 38 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания виде лишения свободы» [7].

Наиболее удобной является классификация в зависимости от субъектов контроля, в которой выделяют международный, государственный и общественный контроль.

Международный контроль осуществляется представителями международных (межгосударственных, межправительственных) организаций на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации. Правовой основой его осуществления выступают положения ч. 4 ст. 15 и ст. 46 Конституции Российской Федерации. К формам международного контроля относятся: подача жалоб подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в международные органы, когда исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; посещение СИЗО представителями международных (межгосударственных, межправительственных) организаций; рассмотрение периодических докладов на сессиях Комитета ООН по правам человека.

Государственный контроль в зависимости от субъекта контроля и соответствующего вида контроля следует подразделять на следующие виды: контроль органов государственной власти; судебный контроль; ведомственный контроль; прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; контроль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации; контроль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации; контроль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

18

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Среди всех перечисленных субъектов и видов государственного контроля за деятельностью СИЗО отдельное место занимает институт уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации в силу своей специфики.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее - Закон) [8].

Создание отдельного субъекта государственного контроля обусловлено необходимостью обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов бизнеса и соблюдения указанных прав органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами.

Руководствуясь ч. 2 ст. 4 Закона Уполномоченный принимает решение о принятии жалобы заявителя к рассмотрению или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в течение десяти дней со дня ее поступления, о чем уведомляет заявителя в течение трех дней.

В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы, принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона Уполномоченный наделен правом посещать без специального разрешения места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 159-1596, 160 и 165 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также ст. 171-172, 1731-1741, 176-178, 180, 181, 183, 185, 1852-1854, 190-1992 УК РФ.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный направляет в адрес соот-

ветствующего органа власти, должностного лица заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов субъектов бизнеса, обращается в суд. Информация о результатах рассмотрения жалоб размещается на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при условии обязательного обезличивания персональных данных.

Отдельно следует отметить, что по окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, а также размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляет для опубликования в «Российскую газету».

Общественный контроль за обеспечением прав человека в СИЗО осуществляется общественными наблюдательными комиссиями. Правовой основой в области регулирования общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, выступают: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, УИК РФ, Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», иные федеральные законы.

Важным ориентиром для всех субъектов контроля по обеспечению прав человека является рекомендация № Я (95) 12 Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно управления системой уголовного правосудия [9]. Данный документ содержит следующие основополагающие положения-принципы:

- справедливое и эффективное уголовное правосудие является необходимым условием существования любого демократического общества, основанного на принципе господства права;

- политика в области уголовного правосудия (декриминализация, депенализация или замена уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия, посредничество и упрощение уголовного

19

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2016

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

судопроизводства) может способствовать преодолению этих трудностей;

- специальные принципы, стратегии и методы управления, изложенные в докладе об управлении системой уголовного правосудия, подготовленном Европейским комитетом по проблемам преступности, могут внести существенный вклад в повышение эффективности и действенности уголовного правосудия.

По своему смыслу все перечисленные положения предопределяют периодичность и непрерывность контроля, направленного на анализ функционирования учреждений уголовного правосудия, оценку эффективности и содействие совершенствованию их деятельности.

В качестве примера реализации перечисленных положений в России следует рассмотреть приказ Минюста России от 31.01.2006 № 16 «Об утверждении Инструкции об организации и осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы». Данным приказом была создана вертикаль ведомственного контроля за исполнением законов в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Кроме того, был введен институт помощников начальников территориальных органов по соблюдению прав человека в УИС. Необходимо отметить, что идея усиления ведомственного контроля путем создания такой структуры была позитивно воспринята и поддержана Советом Европы.

Отдельно следует отметить проводимую в рамках реализации утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2006 № 540 федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» работу, связанную с созданием надлежащих условий содержания лиц, заключенных под стражу, поскольку вполне очевиден тот факт, что увеличение камерных площадей и разгрузка СИЗО впрямую влияют на улучшение условий содержания подозревае-

мых, обвиняемых и осужденных и приводит их в соответствие с европейскими нормами.

Таким образом, контроль за обеспечением прав человека в СИЗО, осуществляемый различными субъектами, положительно сказывается на деятельности уголовно-исполнительной системы в целом и оказывает значительное влияние на профилактику нарушений прав человека в СИЗО. ^

1. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : федер. закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // СЗ РФ. 17.07.1995. № 29, ст. 2759.

2. Характеристика лиц, содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах // ФСИН России : [сайт]. иЯЬ: http://fsin.su/structure/inspector/iao Ма^ика/Хаг-ка%20у%20С170П7 (дата обращения: 14.03.2016).

3. Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. 1995. 5 апреля (№ 67).

4. Изменения, которые вносятся в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 23.09.2015 № 1877-р // СЗ РФ. 05.10.2015. № 40, ст. 5581.

5. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // СЗ РФ. 25.10.2010. № 43, ст. 5544.

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 13.01.1997. № 2, ст. 198.

7. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 20.04.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. № 33, ст. 1316.

8. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации : федер. закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) // Российская газета. 2013. 13 мая (№ 99).

9. Комитет министров - государствам-членам относительно управления системой уголовного правосудия : рекомендация № Я (95) 12 Комитета министров Совета Европы от 11.09.1995 // Российская юстиция. 1997. № 11

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.