Уголовно-исполнительная система
уда 343.848.5 n s. ARTEMYEV*, Yu.A. MOROZOVA**
ББК 67.409.022 А86
PUBLIC CONTROL OVER THE LEGALITY IN PRE-TRIAL DETENTION CENTERS AND CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE
OF RUSSIA
Аннотация: статья посвящена исследованию не-которыхправовых проблем и практики деятельности общественности по контролю за соблюдениемзакон-ности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях ФСИН России.
Ключевые слова: общественный контроль, права человека, законность
НИКОЛАЙ
СЕМЕНОВИЧ
АРТЕМЬЕВ*;
ЮЛИЯ
АЛЕКСАНДРОВНА
МОРОЗОВА**
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ
Annotation: the article is devoted to some legal issues and practical aspects of public activities for control over the legality in pre-trial detention centers and correctional establishments of the Federal Penal Service of Russia.
Key words: public control, human rights, legality.
Деятельность следственных изоляторов и исправительных учреждений ФСИН России по соблюдению законности находятся под контролем не только международных организаций, государственных структур, судов, прокуратуры, но и общественности.
Предусматривая участие общественности в контроле за соблюдением законности в деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений, государство определяет их главную задачу - оказание помощи по обеспечению их нормального функционирования в соответствии с российским законодательством и международными стандартами1.
В соответствии со ст. 23 УИК РФ общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»2. Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля вправе беседовать с осужденными, отбывавшими наказания в следственных изоляторах.
Действующее законодательство к числу основных средств исправления осужденных наряду с другими относит общественное воздействие.
* Доктор юридических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы РоссийскойФедерации
(Академия ФСИН России);
** заместитель начальника Рязанской воспитательной колонии (УФСИН России по Рязанскойобласти)
E-mail: editor62@vandex.ru.
К общественности относятся легитимные, общественные и региональные объединения, трудовые коллективы и отдельные граждане. Согласно Положению «Об Общественном совете при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовноисполнительной системы», утвержденному приказом ФСИН России от 26 января 2007 г. № 32, основной целью Общественного совета является привлечение общественности к решению задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, в том числе по соблюдению прав и законных интересов сотрудников а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах.
Одним из главных направлений работы Общественного совета выступает координация взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и территориальными органами ФСИН России в работе по реформированию уголовноисполнительной системы и созданию условий для правовой и социальной защищенности сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах ФСИН России.
Содействие в работе следственных изоляторов и исправительных учреждений оказывают представители общественности прежде всего неправительственных правозащитных организаций . На территории России действуют международные, общероссийские, региональные и местные правозащитные организации.
Правозащитники ведут переписку с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, представляют их интересы в различных государственных органах, в первую очередь во ФСИН России, в судах, в том числе международных, при нарушениях их прав и свобод, посещают следственные изоляторы и исправительные учреждения, встречаются с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и осуществляют общественный контроль за деятельностью сотрудников и должностных лиц следственных изоляторов и исправительных учреждений.
Статья 14 УИК РФ предусматривает обеспечение совести и свободы вероисповедания осужденных, отбывающих наказания в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в том числе в следственных изоляторах. Им гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Они вправе использо-
вать любую религию либо не исповедовать никаких религий, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствие с ними.
Однако привлечение общественности к деятельности следственных изоляторов и исправительных учреждений не должно создавать ситуацию, мешающую персоналу этих учреждений на законной (правовой) основе выполнять свои служебные обязанности.
Органы общественного контроля в отличие от субъектов государственного контроля не наделены властными полномочиями и действуют, как правило, опосредованно либо аппели-руя к общественному мнению. Предметом общественного контроля является соблюдение прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
К субъектам общественного контроля относятся общественные наблюдательные комиссии, Общественная палата РФ, общественные советы при ФСИН России и территориальных органах уголовно-исполнительной системы, комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельные граждане.
Основными формами их контрольной деятельности являются посещение следственных изоляторов и исправительных учреждений, мониторинг соблюдения прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных, переписка с ними и родственниками, рассмотрение их жалоб на действия администрации учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направление запросов в территориальные органы УИС ФСИН России, в прокуратуру и другие компетентные органы.
Основными направлениями контрольной деятельности общественных структур выступают наблюдение и проверка соблюдения прав и свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Однако некоторые отличия есть в организации контроля религиозных объединений, предметом которого является деятельность персонала по обеспечению конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Контрольными функциями обладают и средства массовой информации. Телевидение и радио, периодические печатные издания и Интернет формируют общественное мнение о деятельности следственных изоляторов, исправительных учреждений, особенно при нарушении
Уголовно-исполнительная система
Уголовно-исполнительная система
прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных, привлекая внимание не только должностных лиц ФСИН России, но и международную общественность, чем, естественно, оказывают положительное воздействие на совершенствование работы следственных изоляторов и исправительных учреждений по соблюдению законности в их деятельности.
В основе общественного контроля со стороны граждан лежит конституционное право человека и гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Контроль граждан осуществляется по их собственной инициативе на основании положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
С учетом того, что в следственных изоляторах под стражей находятся подозреваемые и обвиняемые в совершении различных уголовных преступлений, большая часть которых отнесена к компетенции МВД России, важная роль в обеспечении их прав и свобод отводится Общественному совету при МВД России, положение о котором утверждено Указом Президента РФ. Общественный совет при МВД России осуществляет контроль за деятельностью органов внутренних дел (полиции) на основе предоставленных ему полномочий3.
Функция обеспечения законности в УИС отводится Уполномоченномупо правам чело-
века в Российской Федерации. Контроль Уполномоченного за деятельностью следственных изоляторов и исправительных учреждений осуществляется путем защиты прав и законных интересов лиц, попадающих в сферу деятельности уголовно-исполнительной системы, подозреваемых, обвиняемых, осужденных, их родственников и сотрудников
Контроль У полномоченногозанимает промежуточное положение между государственным и общественным контролем и является независимой и самостоятельной формой обеспечения законности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях. Уполномоченный по правам человека в РФ принимает и рассматривает жалобы на нарушение законности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, обжалует в суды общей юрисдикции незаконные действия должностных лиц этих учреждений, обращается в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства либо уголовного дела в отношении виновных сотрудников УИС, посещает эти учреждения, а также периодически направляет специальные доклады о нарушениях прав граждан в следственных изоляторах и исправительных учреждениях Президенту РФ, заинтересованным министерствам и ведомствам.
Мы считаем, что в Федеральный закон «Об Уполномоченномпо правам человека в Российской Федерации» следует внести дополнения, указав на координирующуюроль У полномочен-ного в обеспечении прав и свобод человека4.
1 См.: Уголовно-исполнительное право: учебник/ под общ. ред. Ю.И. Калинина. Рязань, 2006. С. 433-439.
2 См.: Комментарий к Уголовно-исполнигельномукодексуРФ / под ред. В.И. Селиверстова. М., 2011. С. 62-69.
3 См.: ФаланевМ. МВД предложили посоветоваться// Рос. газ. 2011. 2 авг.
4 См.: АртемьевН.С., КубасовА.В. Обеспечение законности в деятельности исправительных учреждений. Рязань, 2008. С. 94.