Научная статья на тему 'Проблемы в области ценообразования на электроэнергию'

Проблемы в области ценообразования на электроэнергию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРАНТИРУЮЩИЙ ПОСТАВЩИК / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ / СБЫТОВАЯ НАДБАВКА / ТАРИФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поликарпова Т.И., Рубан Т.П.

В статье приводятся результаты исследования по ценообразованию на электрическую энергию по методикам 2012 и 2013 года; дана оценка методики 2013 года по расчету сбытовых надбавок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы в области ценообразования на электроэнергию»

ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ

© Поликарпова Т.И.*, Рубан Т.П.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье приводятся результаты исследования по ценообразованию на электрическую энергию по методикам 2012 и 2013 года; дана оценка методики 2013 года по расчету сбытовых надбавок.

Ключевые слова гарантирующий поставщик, потребитель, электроэнергия, сбытовая надбавка, тариф.

Электроэнергетика является базовой отраслью российской экономики, обеспечивающей электрической и тепловой энергией внутренние потребности экономики страны и населения, а также осуществляющей экспорт электроэнергии в страны ближнего и дальнего зарубежья. Устойчивое развитие и надежное функционирование электроэнергетики России во многом определяют энергетическую безопасность страны и являются важными факторами ее успешного экономического развития.

За последние годы в электроэнергетике РФ произошли радикальные преобразования: изменилась система государственного регулирования отрасли, сформировался конкурентный рынок электроэнергии, были созданы новые компании.

Главными целями реформы было повышение эффективности предприятий электроэнергетики и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.

Ключевым звеном в цепочке между производством, поставкой электрической энергии и потребителем, являются гарантирующие поставщики -энергосбытовые организации, обязанные заключать договоры на энергоснабжение с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах их зон деятельности.

Вознаграждением гарантирующего поставщика за осуществление поставки электрической энергии потребителям является сбытовая надбавка. В январе 2013 года энергосбытовой сектор перешел на новую систему расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Необходимость пересмотра методики возникла в ноябре 2011 года, когда гарантирующие поставщики лишились нетарифных доходов, и им пришлось жить на одну регулируемую сбытовую надбавку. Размер сбытовой

* Доцент кафедры Экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов, кандидат экономических наук, доцент.

* Доцент кафедры Экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов, кандидат экономических наук, доцент.

надбавки был недостаточен по отношению к объему необходимой валовой выручки (НВВ) для покрытия расходов гарантирующих поставщиков. В сбытовой надбавке крайне редко учитываются средства на инвестиционные программы, за счет которых должны проводиться работы по оптимизации обслуживания потребителей. Ситуация усугубилась массовым уходом крупных потребителей на оптовый рынок электрической энергии и мощности и неопределенностью в отношении сроков утверждения методических указаний по расчету сбытовых надбавок.

В сложившихся обстоятельствах сбытовым компаниям пришлось по-новому взглянуть на энергосбытовой бизнес, в том числе и с учетом международного опыта. Появилась необходимость стремиться к повышению доходов от неосновных видов деятельности (энергоаудит, энергосервисные контракты), повышать качество предоставляемых потребителю услуг, оптимизировать бизнес-процессы и снижать издержки.

С принятием новых правил розничного рынка электроэнергии были изменены принципы ценообразования, предусмотрена дифференциация сбытовой надбавки, утверждены правила коммерческого учета электроэнергии, установлено требование разработки стандартов качества обслуживания потребителей. Изменения нормативно-правовой базы отрицательно повлияли на финансовое положение энергосбытовых компаний. Увеличился фронт работ сбытовых компаний, появились дополнительные обязанности, что вызвало рост их затрат. В этой связи стало необходимым скорейшее введение в действие новых методических указаний Федеральной службой по тарифам (ФСТ РФ) по расчету сбытовых надбавок.

Методология вычисления сбытовой надбавки, ставшая предметом накаленных дискуссий, была принята и с 1 января 2013 года гарантирующие поставщики производят расчет сбытовых надбавок в соответствии с Приказом ФСТ России от 30.10.2012 N 703-э «Об утверждении Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков».

Поскольку гарантирующие поставщики выполняют важную социальную функцию, отвечая за надежное энергоснабжение перед потребителями, необходимо, чтобы сбытовая надбавка обеспечивала определенный уровень доходности для акционеров и позволяла осуществлять инвестиции в повышение качества обслуживания.

Целью проведенного исследования явилась оценка методики расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и ее влияние на конечные тарифы потребителей.

Для реализации поставленной цели был произведен расчет сбытовой надбавки по методике 2012 и 2013 года для ОАО «Красноярскэнергосбыта», который является гарантирующим поставщиком на территории Красноярского края [4]. Было проанализировано влияния изменений в расчете сбытовых надбавок на конечный тариф по разным методикам; исследованы фак-

торы, ограничивающие увеличение прибыли гарантирующего поставщика; дана оценка методики 2013 года по расчету сбытовых надбавок.

В настоящее время клиентами ОАО «Красноярскэнергосбыт» являются около 30000 юридических лиц и более 900000 бытовых абонентов, проживающих на территории Красноярского края.

Основным фактором, который может повлиять на снижение объемов реализации ОАО «Красноярскэнергосбыт» электрической энергии на региональном рынке, является переход крупных потребителей на обслуживание к альтернативным сбытовым компаниям. Следует отметить, что в последнее время активизировали работу энергосбытовые компании, стремящиеся привлечь к себе на обслуживание крупных потребителей.

Одним из главных положений новой методики - дифференциация надбавки, поскольку затраты на обслуживание населения и крупных промышленных потребителей несопоставимы. Методика 2012 года устанавливала одинаковая сбытовую надбавку для всех категорий потребителей [2], что препятствовало развитию конкуренции, являлось причиной перекрестного субсидирования и искажало ценовые сигналы. Так, обслуживание крупных потребителей привлекательно для независимых сбытовых компаний, поскольку их реальные издержки составляют существенно меньшую величину, чем сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, и потому прибыль сбытовых компаний по таким потребителям весьма существенна. В то время как обслуживание мелких и средних потребителей дороже, чем оплачиваемая ими сбытовая надбавка, и потому отсутствует конкуренция и интерес к этим потребителям со стороны энергосбытовых компаний.

Утвержденные методические указания, вступившие в силу с 01.01.2013 года, предусматривают:

- расчет уровня базовой доходности, а также уровня поправочного коэффициента (Кпогр), определяемого в зависимости от объема потребления электрической энергии потребителями (покупателями) гарантирующего поставщика, поправочного коэффициента (Кнас), определяемого в зависимости от доли объема потребления электрической энергии населением в объеме потребления электрической энергии гарантирующего поставщика;

- алгоритм расчета поправочного коэффициента (Ктер), согласно которому данный коэффициент определяется не только в зависимости от территориальных особенностей зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также учитывает уровень НВВ данного гаран-тируюшего поставщика;

- алгоритм расчета сбытовой надбавки, определяемой для сетевых организаций;

- алгоритм расчета НВВ гарантирующего поставщика, с постатейной расшифровкой затрат гарантирующего поставщика.

В новой методике впервые появилась дифференциация сбытовой надбавки по группам (подгрупп) потребителей [1]:

- население и приравненные к нему категории потребителей (далее -население);

- сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии (далее - сетевые организации);

- прочие потребители.

Сбытовые надбавки для группы «прочие потребители» дифференцируются по следующим четырем подгруппам потребителей в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимаю-щих устройств:

- потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 150 кВт;

- потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств от 150 до 670 кВт;

- потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт;

- потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств не менее 10 МВт [1].

Структура потребления электрической энергии по группам потребителей ОАО «Красноярскэнерго» показана в табл. 1.

Таблица 1

Структура потребления электрической энергии

Группы потребителей Потребление, %

Население 17,9

Сетевые организации 21,7

Прочие 60,4

Итого 100

Существенным отличием принятой методики является то, что сбытовые надбавки для потребителей, относящихся к группе «прочие потребители», устанавливаются в виде процента от цен (тарифов) на электрическую энергию и (или) мощность исходя из размера доходности продаж гарантирующего поставщика, дифференцированного по подгруппам потребителей.

В соответствии с Основами ценообразования при установлении сбытовых надбавок регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов гарантирующего поставщика [5]. Это расходы гарантирующего поставщика в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности, а также учтенные при установлении регулируемых сбытовых

надбавок расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые сбытовые надбавки. Таким образом, новая методика расчета сбытовой надбавки нацелена помочь гарантирующим поставщикам покрывать их затраты.

Главным отличием методик стал сам принцип формирования сбытовой надбавки. Как известно, при регулировании тарифов могут применяться различные методы. В зависимости от метода по-разному определяется и база для расчета тарифов. Так, для группы «Население» предлагается применять метод экономически обоснованных расходов, для группы «Прочие» - метод дифференцированной доходности, для группы «Сетевые организации» -метод средневзвешенной доходности по «Прочим» [1].

Необходимо отметить, что величина сбытовой надбавки для населения во втором полугодии 2013 года ограничена двукратной величиной первого полугодия.

Все перечисленные выше принципы установления надбавки по новой методике и повлекли за собой увеличение размера сбытовых надбавок для всех групп потребителей.

Таким образом, особенности расчета сбытовой надбавки, установленные в методических указаниях на 2013 год, совершенствуют методологию расчета в целом и нацелены помочь гарантирующим поставщикам покрывать их затраты.

Для сопоставления двух методик - методики 2012 года и действующей -базой для расчетов явились единые значения затрат на реализацию, внереализационные расходы, необходимая прибыль и полезный отпуск. Данные не индексировались с целью получения наглядных различий действия новых механизмов и принципов формирования сбытовой надбавки.

Рис. 1. Сбытовая надбавка для группы «Население», руб./Мвт.ч

Расчетным путем были получены следующие результаты.

Сбытовая надбавка для группы «Население» по методике 2013 г. возросла (рис. 1). Повышение сбытовой надбавки обусловлено тем, что новая методика дает возможность относить затраты на население в большем размере (в данном случае 18 % от базы деления). По методике же 2012 года данный подход был усредненный, т.е. для базы деления принимали все затраты.

Существенную разницу в результатах по группе «Прочие» дал новый подход формирования сбытовой надбавки, где используется доходность продаж. Сбытовые надбавки для этих потребителей теперь устанавливаются в виде формулы как процент от цен на электрическую энергию, исходя из размера доходности продаж гарантирующего поставщика, дифференцированного по подгруппам потребителей.

По группе «Прочие» сбытовая надбавка выросла с 68,88 руб./МВт.ч. до 179,91 руб./МВт.ч. (рис. 2).

Внутри группы «Прочих» сбытовая надбавка распределилась следующим образом:

- потребители менее 150 кВт - 0,28 руб./кВт.ч;

- потребители от 150 до 670 кВт - 0,27 руб./кВт.ч;

- потребители от 670 кВт до 10 МВт - 0, 17 руб./кВт.ч;

- потребители не менее 10 МВт - 0,1 руб./кВт.ч.

Изменилась сбытовая надбавка и по группе «Сетевые организации», по методике 2012 года составила 175,16 руб./МВт.ч., по методике 2013 года сбытовая надбавка равна 176,52 руб./МВт.ч. (рис. 3).

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

■ Сбытовая надбавка, рассчитанная по методике 2012 года, руб./Мвтч Сбытовая надбавка, рассчитанная по методике 2013 года, руб./Мвтч

Рис. 2. Сбытовая надбавка для группы «прочие потребители», руб./Мвт.ч

Увеличение сбытовой надбавки произошло под влиянием тех же факторов, что и на группу «Прочие». Для группы «Сетевые организации» вводится принцип установления сбытовой надбавки через средневзвешенную до-

ходность продаж по группе «Прочие» с корректировкой на величину перекрестного субсидирования населения и отклонения фактических потерь от плановых.

Рис. 3. Сбытовая надбавка для группы «Сетевые организации», руб./Мвт.ч

Рис. 4. Сравнительная оценка сбытовой надбавки по методикам 2012 и 2013 гг.

Сбытовые надбавки для различных групп потребителей, рассчитанная по методике 2012 года, и по методике расчета, действующей в 2013 году, отображены на рисунке 4.

Из приведенных диаграмм видно, что размер сбытовой надбавки для группы население увеличился на 0,4 %. Для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии и приобретающих ее в целях компенсации потерь в своих сетях, введение новой методики увеличило сбытовую надбавку на 0,8 %. Для потребителей всех тарифных групп за исключением потребителей групп «население» и «организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии» сбытовая надбавка увеличилась на 161 %.

Из данных полученных в результате расчета сбытовой надбавки для ОАО «Красноярскэнергосбыт» по методическим указаниям 2013 года следует, что в сравнении с результатами на 2012 год сбытовые надбавки по этой методике возросли и можно говорить о положительном эффекте изменения принципов ценообразования.

Увеличение размера сбытовой надбавки гарантирующего поставщика будет способствовать повышению финансовой устойчивости и рентабельности сбытовых компаний, что является необходимым условием полноценного становления конкурентного энергосбытового бизнеса.

Оценив методику расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, принятую с 2013 года, были выявлены следующие недостатки:

- раздельный учет и планирование затрат, связанных со сбытом электрической энергии для групп «Население» и групп «Прочие» и «Сетевые организации», что приводит к большим трудозатратам;

- сложность прогнозирования изменения цен на покупную энергию, это, в свою очередь, приводит к сложности прогнозирования финансового результата и допустимых расходов;

- необходимость резкого повышения тарифов для населения в условиях заниженных предельных уровней.

Так как гарантирующие поставщики электрической энергии являются одними из наиболее «зарегулированных» в своей деятельности субъектов экономики, имеется ряд ограничений, установленных в тех же методических указаниях. Таким образом, полученный расчетным путем рост сбытовых надбавок не может быть использован в полной мере.

Отсюда следует, что движение к действительно конкурентному розничному рынку должно сопровождаться либерализацией ограничений, наложенных на ведение бизнеса гарантирующими поставщиками. К сожалению, в настоящее время преобладает идеология не сокращения масштабов регулирования, а наоборот - их расширения. Между тем, как свидетельствует мировой опыт, только последовательная отмена избыточного регулирования энергосбытовой деятельности обеспечивает существенное повышение эффективности розничного сектора электроэнергетики.

Другой проблемой в области ценообразования на электроэнергию является перекрестное субсидирование. Перекрестное субсидирование применяется органами исполнительной власти в процессе государственного регулирования тарифов, вследствие чего для отдельных потребителей устанавливаются цены на электрическую энергию выше уровня предельных издержек (доноры), с тем, чтобы для других групп потребителей можно было бы установить эти тарифы ниже предельных издержек (реципиенты). Новые методические указания создают тенденцию к увеличению проблемы перекрестного субсидирования. Введение социальной нормы потребления электроэнергии может быть хорошим способом для того, чтобы взять под контроль его объем.

Из всего изложенного следует, что порядок регулирования сбытовой надбавки гарантирующего поставщика нуждается в совершенствовании.

Минэнерго принято решение о выборе консалтинговой компании, которая должна будет сформировать типовые модели затрат энергосбытовых компаний («эталонный сбыт»), на основании которых порядок расчета сбытовой надбавки будет пересмотрен уже через год. НП «Совет Рынка» будет выступать заказчиком консалтингового исследования. Наподобие того, как существуют типовые капитальные затраты по сооружению тех или иных объектов, здесь также возникнет типовая экономическая модель, на основании которой будут приниматься стимулирующие решения. «Эталонный сбыт» -это набор параметров «идеальной» компании, к которым надо стремиться: собираемость платежей, скорость обработки данных и стоимость оказания услуг. Их может быть несколько в зависимости от территории или размера. «Эталонный сбыт» - модель регулирования, которая основана на бенчмар-кинге компаний - сравнении с лучшими практиками. Тем самым Минэнерго пытается урегулировать вопрос финансовых показателей и качество услуг.

Формула «эталонного сбыта» будет полезной только при тщательном анализе информации о затратах сбытовых организаций. Особое значение здесь приобретает согласование этих «эталонных» параметров, необходимо выбрать независимого консультанта, должна быть прозрачность установления параметров и их публичное обсуждение.

Реализация подобных предложений может привести к консолидации субъектов в отрасли. Одним из последствий может стать повышение оптовых и розничных цен на 3-7 %, а также рост сбытовых надбавок в 2-4 раза.

Учитывая особенности функционирования рынка, можно предположить, что реализация программы «эталонного сбыта» может только усугубить проблему. Корректирующие коэффициенты не смогут учесть все экономически обоснованные затраты, иначе нужно вернуться к прямому счету необходимых ресурсов с их обоснованием.

Список литературы:

1. Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков: приказ Федеральной службы по тарифам от 30 окт. 2012 г. № 703-э.

2. Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии: приказ Федеральной службы по тарифам от 24 ноября. 2006 г. № 7302-э/1.

3. Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке: приказ Федеральной службы по тарифам от 6 авг. 2004 г. № 20-э/2.

4. Об установлении сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Красноярского края: приказ РЭК Красноярского края от 20 дек. 2012 г. № 438-п.

5. О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике: постановление Правительства Российской Федерации от 29 дек. 2011 г. № 1178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.