Научная статья на тему 'Особенности установления сбытовой надбавки на электроэнергию в 2012 году'

Особенности установления сбытовой надбавки на электроэнергию в 2012 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубан Т. П., Поликарпова Т. И.

В статье дана оценка действующей в настоящее время методики рас­чета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, предложен порядок регулирования сбытовой надбавки. Расчеты показали, что реализация предложений по совершенствованию методики расчета сбытовой надбавки позволит стабилизировать платежеспособность гарантирующего поставщика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности установления сбытовой надбавки на электроэнергию в 2012 году»

ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ СБЫТОВОЙ НАДБАВКИ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В 2012 ГОДУ © Рубан Т.П.*, Поликарпова Т.И.Ф

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье дана оценка действующей в настоящее время методики расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, предложен порядок регулирования сбытовой надбавки. Расчеты показали, что реализация предложений по совершенствованию методики расчета сбытовой надбавки позволит стабилизировать платежеспособность гарантирующего поставщика.

По итогам реформы электроэнергетики сбыт электроэнергии стал конкурентным видом деятельности. В России насчитывается более 1000 энергосбытовых компаний [7]. Сбытовой деятельностью занимаются гарантирующие поставщики, независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации в неценовых и технологически изолированных зонах, управляющие компании в части обслуживания граждан [1]. Зачастую крупные потребители создают собственные независимые сбытовые компании.

В России 25 % энергосбытового рынка принадлежит крупным холдингам, остальное - средним и мелким сбытовым компаниям. В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» российский потребитель электроэнергии вправе выбрать ту компанию, которая предлагает наиболее выгодные для него условия, что является показателем наличия конкуренция в данном сегменте. Кроме того, крупный потребитель при соответствии требованиям оптового рынка может стать субъектом оптового рынка и покупать электроэнергию там [8].

В свою очередь, энергосбытовые компании с целью удержать потребителя предлагают выгодные условия, разрабатывают интересные предложения, стремятся повышать качество обслуживания, удобство платы, разъясняют особенности цено- и тарифообразования, пытаются предоставить максимум услуг для потребителя.

Ключевым звеном в цепочке между производством, поставкой электрической энергии и потребителем, являются гарантирующие поставщики -энергосбытовые организации, обязанные заключать договоры на энергоснабжение с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах их зон деятельности. Именно гарантирующие поставщики явля-

* Доцент кафедры Экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов, кандидат экономических наук, доцент.

* Доцент кафедры Экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов, кандидат экономических наук, доцент.

ются для потребителей «лицом» электроэнергетики. Там, где работа с потребителями ведется плохо и некачественно, у них складывается негативное представление об отрасли в целом.

В условиях конкуренции, услуги гарантирующих поставщиков должны подразумевать не просто покупку электрической энергии для клиентов, но и комплексное решение задач по повышению энергоэффективности их бизнеса: снижение затрат на энергоресурсы, техническую поддержку систем энергоснабжения, внедрение современных энергосберегающих технологий. Работы по биллингу, по открытию новых центров обслуживания клиентов очень важны как для качественного обслуживания потребителей гарантирующими поставщиками, так и для собираемости платежей.

Одним из серьезнейших препятствий в реализации данным программ развития энергосбытовой деятельности в России, улучшения качества обслуживания потребителей стала низкая (на уровне 2-4 %) сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков, которая устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Размер сбытовой надбавки недостаточен по отношению к объему необходимой выручки для покрытия расходов гарантирующих поставщиков. К сожалению, в сбытовой надбавке крайне редко учитываются средства на инвестиционные программы, за счет которых должны проводиться работы по оптимизации обслуживания потребителей.

Особенно актуальна проблема установления справедливого уровня сбытовой надбавки со вступлением в действие Постановления Правительства РФ от 04.11.2011 № 877 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке» где отменены как норма о штрафах за недобор электрической энергии для потребителей, присоединенная мощность которых менее 750 кВА, так и порядок расчетов (с 1 апреля 2012 года), дифференцированный по числу часов использования мощности, что предполагает снижение конечных цен на электрическую энергию за счет ограничения доходов энергосбытовых организаций.

Поскольку гарантирующие поставщики выполняют важную социальную функцию, отвечая за надежное энергоснабжение перед потребителями, необходимо, чтобы сбытовая надбавка обеспечивала определенный уровень доходности для акционеров и позволяла осуществлять инвестиции в повышение качества обслуживания [2].

Еще одним препятствием на пути развития конкурентных механизмов на рынке являлась недифференцированная сбытовая надбавка. Приказом ФСТ России от 29.12.2010 № 498-э/1 внесены изменения в Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, которые установили дифференциацию сбытовых надбавок в за-

висимости от категории потребителей. Впервые дифференцированные сбытовые надбавки были установлены на период регулирования 2012 года [3-6].

Гарантирующие поставщики электрической энергии являются одними из наиболее «зарегулированных» в своей деятельности субъектов отечественной экономики среди компаний, занимающихся розничными продажами какого-либо товара. Это проявляется, в частности в ограничениях, имеющих место в практике применения сбытовой надбавки:

- энергосбытовая организация не имеет права самостоятельно изменить надбавку ни в сторону увеличения (что будет расценено регулирующим органом как неправомерное завышение тарифа), ни в сторону уменьшения (антимонопольная служба классифицирует это как предоставление необоснованных льгот отдельным потребителям и нарушение публичности договора);

- размер сбытовой надбавки крайне недостаточен по отношению к объему выручки и величине покрытия потенциальных рисков гарантирующего поставщика.

Из данных полученных в результате расчета сбытовой надбавки для ОАО «Красноярскэнергосбыт» на 2012 год следует, что сбытовая надбавка покрывает не более 66 % расходов сбытовой компании, и не предусматривает расходы на обслуживание кредитов, резервов по сомнительным долгам, затрат на развитие клиентского сервиса, дохода на инвестированный капитал.

Отметим, что регулирование распространяется лишь на основной вид бизнеса «сбыт» - продажу электрической энергии. Дополнительные услуги потребителю гарантирующий поставщик может оказывать по свободной цене. Поэтому ОАО «Красноярскэнергосбыт» для увеличения рентабельности стремится предоставлять потребителю дополнительные услуги:

- по диагностике, ремонту и замене средств измерений и учета электрической энергии;

- по управлению эксплуатацией жилого и нежилого фондов в многоквартирных домах;

- проведение обследований для оценки эффективности использования энергетических ресурсов в целях принятия решений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности исследуемых объектов;

- по подготовке технической документации, необходимой потребителю для того чтобы заключить договор на электроснабжение.

Значительная часть доходов от предоставления потребителям данных услуг уходит на покрытие той части расходов гарантирующего поставщика, которую не покрывает установленная сбытовая надбавка. Хотя, затраты энергосбытовой организации на осуществление дополнительных видов деятельности не могут быть учтены при расчете необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика при установлении сбытовой надбавки.

К сожалению, в сбытовой надбавке не учитываются средства на инвестиционные программы, за счет которых должны проводиться работы по оптимизации обслуживания потребителей. Услуги энергосбытовых компаний должны подразумевать не просто покупку электроэнергии для клиентов, но и комплексное решение задачи по повышению энергоэффективности их бизнеса: снижение затрат на энергоресурсы, техническую поддержку систем энергоснабжения, внедрение современных энергосберегающих технологий. Работы по биллингу, по открытию новых центров обслуживания клиентов очень важны как для качественного обслуживания потребителей гарантирующими поставщиками, так и для собираемости платежей.

Очевидно, что увеличение размера сбытовой надбавки гарантирующего поставщика будет способствовать повышению финансовой устойчивости и рентабельности сбытовых компаний, что является необходимым условием полноценного становления конкурентного энергосбытового бизнеса.

Важным шагом на пути к становлению конкурентного энергосбытового бизнеса в РФ стало утверждение новой методики расчета сбытовых надбавок, которая устанавливает дифференциацию в зависимости от категории потребителей. Дифференциация сбытовой надбавки должна выстроить более прозрачную картину формирования необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика и в дальнейшем должна привести к тому, что каждая группа потребителей будет оплачивать свою долю стоимости услуг, как это происходит в большинстве отраслей экономики нашей страны.

Оценив действующую в настоящее время методику расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, можно выделить следующие недостатки:

- сбытовая надбавка для «населения» устанавливается ниже экономически обоснованной, в то время как реальные издержки на обслуживание данной группы потребителей существенно выше, чем для «прочих» потребителей;

- сбытовая надбавка для «прочих» потребителей не дифференцирована в зависимости от присоединенной мощности (потребитель с большей присоединенной мощностью потребляет большее количество электрической энергии, поэтому и сбытовая надбавка у такого потребителя должна быть меньше, чем у потребителя с небольшим потреблением).

Следует заметить, что установленная на 2012 год сбытовая надбавка для ОАО «Красноярскэнергосбыт» была пересмотрена и Приказом РЭК Красноярского края № 75-п от 14.05.2012 вновь установлена на уровне сбытовой надбавки 2011 года - на первое полугодие 2012 года, а с 1 июля 2012 года -проиндексированы на 111 %, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частич-

ном ограничении режима потребления электрической энергии» предписывает Федеральной службе по тарифам по согласованию с Министерством экономического развития РФ, Министерством энергетики РФ и Федеральной антимонопольной службой до 1 августа 2012 года утвердить методические указания по расчету сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков, а органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов пересмотреть сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков на второе полугодие 2012 года.

Из всего изложенного следует, что порядок регулирования сбытовой надбавки гарантирующего поставщика нуждается в совершенствовании. Необходимо либо сохранить существующий механизм «затраты плюс» с учетом обязательного включения в сбытовую надбавку расходов, которые ранее там не учитывались (проценты по кредитам, резерв по сомнительным долгам, инвестиционные издержки), либо установить принципы перехода от прямого регулирования сбытовой надбавки методом «затраты плюс» к ограничению предельного уровня дохода гарантирующего поставщика:

- разделение на регулируемую деятельность (поставка населению и приравненным к нему категориям потребителей) и нерегулируемую (прочие). Сбытовая надбавка для населения и прочих потребителей должна формироваться по разным моделям, для чего гарантирующему поставщику необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по данным группам;

- регулируемая величина сбытовой надбавки для населения устанавливается на экономически обоснованном уровне (на основании расходов, связанных с обслуживанием данной группы);

- для прочих групп потребителей сбытовая надбавка устанавливается исходя из определенной в Методических указаниях предельной доходности продаж дифференцированно (потребители свыше 10 МВт, от 670 кВт до 10 МВт, менее 670 кВт). Установление такого ограничения возможно в виде процента к обороту, который должен обеспечивать покрытие текущих расходов, создание резервов по сомнительным долгам, обеспечение доходности на вложенный капитал при соблюдении заданных параметров качества обслуживания потребителей.

Предельная доходность продаж устанавливается ФСТ России в зависимости от:

1. объемов поставки;

2. доли поставки населению;

3. структуры поставки прочим потребителям.

Дифференциация сбытовой надбавки внутри тарифной группы «прочие

потребители», кроме того снизит риск увеличения стоимости электрической энергии для оставшихся на розничном рынке потребителей в случае выхода крупных потребителей на оптовый рынок электрической энергии.

Учет вышеперечисленных предложений позволит стабилизировать платежеспособность гарантирующего поставщика, сконцентрировать в сбытовом бизнесе гарантирующего поставщика достаточный объем ресурсов и капитала. В результате чего улучшится качество обслуживания потребителей, гарантирующие поставщики смогут проявлять гибкость при налаживании отношений с крупными потребителями. Достаточное финансирование положительно скажется на возможностях входа в смежные отрасли и виды бизнеса - коммунальную сферу, энергосервис, деятельность по обслуживания и ремонту приборов учета.

Ожидается, что новая методика расчета должна дать гарантирующим поставщикам возможность планомерно улучшать клиентский сервис и оптимизировать расходы.

Кроме того, движение к действительно конкурентному розничному рынку должно сопровождаться либерализацией ограничений, наложенных на ведение бизнеса гарантирующими поставщиками. К сожалению, в настоящее время преобладает идеология не сокращения масштабов регулирования, а наоборот - их расширения. Между тем, как свидетельствует мировой опыт, только последовательная отмена избыточного регулирования энергосбытовой деятельности обеспечивает существенное повышение эффективности розничного сектора электроэнергетики.

Список литературы:

1. О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии: постановление Правительства Рос. Федерации от 04 мая 2012 г. № 442.

2. О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике: постановление Правительства Рос. Федерации от 29 дек. 2011 г. № 1178.

3. Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом «Красноярскэнергосбыт»: приказ РЭК Красноярского края от 19 дек. 2011 г. № 568-п.

4. Об установлении сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Красноярского края: приказ РЭК Красноярского края от 19 дек. 2011 г. № 567-п.

5. Об установлении (пересмотре) сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Красноярского края: приказ РЭК Красноярского края от 27 мар. 2012 г. № 30-п.

6. О внесении изменений в приказ РЭК Красноярского края от 27.03.2012 № 30-п «Об установлении (пересмотре) сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Красноярского края»: приказ РЭК Красноярского края от 14 мая 2012 г. № 81-п.

7. Бирг С.Э. Энергосбытовые компании: текущая оценка / С.Э. Бирг // Рынок ценных бумаг. - 2010. - № 6. - С. 56-60.

8. Фатеева Е.И. Гарантирующий поставщик - единое окно электроэнергетики / Е.И. Фатеева // Ргосбыт. - 2012. - № 1.

СИСТЕМНО-ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ © Шарипов Т.Ф.*, Кирилюк И.В., Алтаева А.А.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье рассмотрена возможность применения системно-процессного подхода к управлению на предприятии ОАО «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина».

Вопросы управления бизнес-процессами остро встают в современных условиях, когда на определенном этапе развития компании происходят сбои во взаимодействии подразделений, менеджеров, сотрудников, при этом оказывая существенное влияние на эффективность их деятельности. Сбои сопровождаются не только потерей информации, дублированием функций, лишними затратами и другими негативными последствиями, но и потерей качества продукции, а значит и конкурентоспособности. Диагностировать причины этих проблем без детального изучения деятельности компании невозможно.

В основе управления бизнес-процессами лежит работа по ее описанию, оптимизации и регламентации. Такого рода работа затрагивает интересы широкого круга сотрудников, требования которых существенно различаются, в зависимости от их роли в компании. Топ-мененджеры заинтересованы в повышении управляемости, гарантированности управленческих воздействий, прозрачности. Менеджеры среднего звена хотят, прежде всего, понимать границы своей деятельности и результаты, за которые они отвечают. Наконец, исполнители хотят иметь понятные, четкие правила своей работы. При реализации бизнес-процессов необходимо учитывать интересы всех этих групп сотрудников [4].

Собственно процессное управление - это своего рода «автопилот», обеспечивающий ежедневную работу компании.

На примере рассмотрим разницу между функциональным, распространённым в российской практике, и процессным подходами. Было дано задание двум бригадам, каждая из которых состояла из трех рабочих, посадить дерево. Функция первого рабочего - выкопать ямку для дерева. Функция второго ра-

* Доцент кафедры Национальной экономики, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.