Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/85EVN315.pdf DOI: 10.15862/85EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/85EVN315)
УДК 620.9 (045) (470+571)
Горяева Ксения Александровна
ФГБОУ ВПО «Финансовый Университет при Правительстве РФ»
Россия, г. Москва1 Аспирантка E-mail: [email protected]
Энергосбытовая отрасль России: специфика и экономические особенности
125993, Ленинградский проспект, д. 49
Аннотация. В статье дается характеристика энергосбытовой отрасли Российской Федерации на современном этапе, собран статистический материал, позволяющий оценить текущее состояние энергосбытовых компаний и политики их тарифообразования, а также представлена информация о величине сбытовой надбавке как основном источнике их дохода и ее динамике с 2007 по 2013 год. В статье также рассмотрены основные экономические и правовые изменения и реформы в отрасли, оказывающие непосредственное влияние на финансовое состояние энергосбытовых компаний. Энергосбытовой отрасли присущи свои особенности, отличающие их от других субъектов электроэнергетики и влиящих на общее тарифообразование в отрасли, а также на реализацию их операционной и инвестиционной деятельности. Энергосбытовой отрасли России присущи определённые риски и факторы, которые препятствуют успешному и эффективному функционированию отрасли. К таким рискам относятся частные изменения правовой базы отрасли, сильная зависимость от решений органов исполнительной власти, ценовые риски, проблема неплатежей и кассовые разрывы, перекрёстное субсидирование. Таким образом, необходимо не только учитывать данные факторы при осуществлении деятельности энергосбытовой компании, но и уметь минимизировать их влияние.
Ключевые слова: энергосбыт; тарифообразование; надбавка; риск; электроэнергия; цена; рынок.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Горяева К.А. Энергосбытовая отрасль России: специфика и экономические особенности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/85EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/85EVN315
Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Российской Федерации. Ключевую роль в данной отрасли на сегодняшний день играют энергосбытовые компании, обеспечивающие приток средств производителям электроэнергии и сетевым организациям. Энергосбытовые компании - гарант стабильного функционирования электроэнергетики и снабжения электроэнергией экономики и населения.
Таким образом, можно утверждать, что энергосбытовые компании являются связующим звеном в движении финансовых потоков между субъектами системы электроэнергетики, что основано на распределении между ними тарифа на электроэнергию для конечного потребителя.
Таким образом, четкая организация энергосбытовыми компаниями расчетов с потребителями электроэнергии и своевременная оплата за неё напрямую влияет на финансовое состояние всех субъектов электроэнергетики, как электросетевых компаний, так и генерирующих компаний. Именно поэтому эффективность и результативность функционирования энергосбытовых компаний является важнейшей задачей для успешного функционирования всей отрасли.
По состоянию на 2015 г. в России функционируют 105 энергосбытовых организаций.2 Энергосбытовая деятельность потенциально является одним из наиболее конкурентных сегментов электроэнергетической отрасли. Уже сегодня на региональных энергосбытовых рынках присутствует конкуренция между выделяющимися из АО-энерго энергосбытовыми компаниями, традиционными оптовыми перепродавцами электроэнергии в лице муниципальных распределительных сетей и новыми игроками рынка. По мере дальнейшей либерализации энергосбытового рынка конкуренция будет только ужесточаться и энергосбытовым компаниям необходимо уже сегодня начинать подготовку к эффективному функционированию в новых условиях.
Конечная цена на электроэнергию для населения складывается из:
• стоимости покупки электроэнергии и мощности (оптовые или розничные генерирующие компании). Вес этой составляющей в общей величине конечного тарифа около 35%;
• услуг по передаче электрической энергии в соответствии с тарифами (ФСК и распределительные сетевые компании). Вес данной составляющей в общей величине конечного тарифа около 59-60%. Тарифы на передачу дифференцируются по уровню напряжения и формируются по методике RAB-регулирования;
• сбытовой надбавки - платы за услуги гарантирующего поставщика или энергосбытовой компании. Вес этой составляющей в общей величине конечного тарифа около 5%;
• стоимость услуг ЗАО «ЦФР», ОАО «АТС» и ОАО «СО». (организации, осуществляющие координацию деятельности рынка электроэнергии). Вес этой составляющей в общей величине конечного тарифа не более 1%;
• перекрестное субсидирование.
Согласно Постановлению Правительства РФ №877 от 4 ноября 2011 года, по результатам которого происходит ограничение доходов энергосбытовых компаний для
2 http://www.np-sr.ru/registers/marketsubject/energycustomers/energymarket/index.htm.
снижения конечных цен на электроэнергию, с 1 апреля 2012 года регулируемая сбытовая надбавка стала фактически единственным источником дохода энергосбытовых компаний. Она рассчитывается по специальной формуле, которая задается государственными регулирующими органами.
При расчёте сбытовой надбавки учитываются экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением её предпринимательской деятельности в качестве поставщика электрической энергии, включая:
• расходы энергосбытовой компании, связанные с организацией обслуживания покупателей электрической энергии;
• расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности);
• иные экономически обоснованные расходы.
С 1 января 2013 г. изменилась методика расчета сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков. Теперь сбытовая надбавка для промышленных категорий потребителей рассчитывается по специальной формуле: это уже не фиксированные "копейки с киловатт-часа", а процент от стоимости электроэнергии. Таким образом, для предприятий промышленности, малого бизнеса, бюджетных организаций сбытовая надбавка в денежном выражении теперь может меняться каждый месяц в зависимости от покупной цены электроэнергии.
Однако из этого правила есть исключения. Например, Архангельская область входит в неценовую зону оптового рыка. Соответственно, тарифы на электрическую энергию (мощность) для всех категорий потребителей, включая население, а также гарантирующих поставщиков, энергоснабжающие, энергосбытовые организации, установлены на весь 2013 г. Это дает возможность потребителям электрической энергии - юридическим лицам -прогнозировать собственное потребление электрической энергии (и, соответственно, затраты на электроэнергию) на год вперед. 3
Итак, сбытовая надбавка это процент от цены электроэнергии и мощности на оптовом рынке, который гарантирующие поставщики включают в цену электроэнергии, причем процент зависит от максимальной мощности энергопринимающих устройств. Такая сложная методика расчета сбытовой надбавки приводит к тому, что потребитель зачастую не знает, сколько же копеек зарабатывает поставщик с одного кВт/ч.
Чем выше максимальная мощность энергопринимающих устройств, т.е. чем крупнее потребитель, тем сбытовая надбавка меньше. По мнению главы холдинга "Межрегионсоюзэнерго" Юрия Шульгина "с одной стороны, данное решение избавляет сбытовые компании от необходимости "бегать" за клиентом, выясняя величину максимальной мощности энергопринимающих устройств, с другой стороны, делает трудно прогнозируемыми доходы сбытовой компании от сбытовой надбавки, т.к. потребитель может постоянно менять ценовую категорию в зависимости от фактически потребленной мощности".
Раньше основная конкуренция между гарантирующими поставщикам и независимыми энергосбытовыми компаниями шла именно по величине сбытовой надбавки и возможности приобретения более дешёвой электроэнергии и мощности на оптовом рынке. По величине
3 http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130128134321.shtml.
сбытовой надбавки гарантирующий поставщик мог проигрывать, так как обязан обсуживать всех потребителей даже с минимальным объёмом, то есть нести условно-постоянные сбытовые затраты по каждой точке поставки. Независимые сбытовые компании выбирали потребителей с большим объёмом потребления, при этом их собственные затраты были минимальны. Теперь после изменения методики формирования сбытовой надбавки все потребители оплачивают экономически обоснованную сбытовую надбавку.
Гарантирующих поставщиков очень часто винят в завышении тарифов на электроэнергию. При этом реальная ситуация такова, что за счет установленной для них предельной наценки они практически не могут развиваться: она составляет от 3,5% до максимум 8%. Сама же конечная цена на электроэнергию для потребителей складывается в основном из доли генерирующих предприятий (37-50%) и тарифов электросетей (48-60%). Таким образом, доля энергосбытовых компаний весьма незначительна.
Тем не менее, на примере ОАО «Мосэнергосбыт» можно проследить тенденцию к увеличению сбытовой надбавки на протяжении последних 5 лет (см. рис.).
Динамика сбытовой надбавки ОАО «Мосэнергосбыт» за период 2007-2013 гг.
коиЛВтч
6,0
2007 г. 200В г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г.
Московская область • Москва
Рис. Динамика сбытовой надбавки ОАО «Мосэнергосбыт» за период 2007-2013 гг.4
Значительный рост сбытовых надбавок в 2013 году обусловлен вступлением в силу Методических указаний по расчёту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утверждённых приказом ФСТ России от 30.10.2012 г. №703-э, предусматривающих включение в состав расходов на осуществление деятельности гарантирующего поставщика резерва по сомнительным долгам с целью покрытия просроченной дебиторской задолженности и обеспечения безубыточности гарантирующего поставщика при просрочке платежей потребителей.
Экономические особенности энергосбытовых компаний проявляются в том, что они характеризуются, прежде всего, практическим отсутствием внеоборотных активов в балансе в силу рода деятельности, а основную часть оборотных активов занимает дебиторская задолженность потребителей электроэнергии. Данное обстоятельство негативно влияет на кредитоспособность организации, в виду отказов банков от кредитования без обеспечения. Так, например, в ОАО «Мосэнергосбыт» величина внеоборотных активов на 2013 г.
4 Годовой отчёт 2013 г. компании ОАО «Мосэнергосбыт».
составляет 6468,3 млн. руб. в сравнении с оборотными активами в размере 27891,7 млн. руб., большая часть которых заключается в зданиях и оборудовании. Внеоборотные активы также как оборотные активы всё же имеют тенденцию к увеличению, что обусловлено, прежде всего, реализацией проектов в рамках инвестиционной программы Общества.
Не менее важным является и тот факт, что у сбытовых компаний отсутствует необходимость в крупных инвестициях и расходах на модернизацию в отличие от генерирующих и сетевых компаний, благодаря чему они могут обеспечивать хорошую дивидендную доходность своим акционерам. 5
Но, тем не менее, необходимо указать и основные негативные факторы и, соответственно риски деятельности энергосбытовых компаний, которые оказывают непосредственное влияние на их финансовое состояние. К данным рискам, прежде всего, можно отнести:
• частные изменения правовой базы отрасли, сильная зависимость от решений органов исполнительной власти;
• ценовые риски;
• проблема неплатежей и кассовые разрывы;
• перекрёстное субсидирование.
Одним из основных негативных факторов, оказывающих непосрественное влияние на успешную деятельность энергосбытовых компаний является регулирование их тарифной политики. Региональные энергетические комиссии в каждом субъекте РФ осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) и контроль их применения в соответствии с федеральным законодательством. Это приводит к сильной зависимости энергосбытовых компаний от принимаемых тарифных решений данными региональными энергетическими комиссиями, что в свою очередь оказывает прямое воздействие на уровень прибыли компаний и их возможность реализовывать намеченные инвестиционные программы.
Согласно новой тарифной политике «о нулевой индексации тарифов на услуги естественных монополий в 2014 году», предложенной Министерством экономического развития, у энергосбытовых компаний могут возникнуть новые виды рисков, которые возможно отрицательно повлияют на их деятельность, начиная с июля 2015 года. Реализация предложенных мер по объектам генерации и сбыта электроэнергии может дать снижение суммарной необходимой валовой выручки (НВВ) от конечных потребителей рынка электроэнергии на 55,2 млрд. руб.6
Риски, связанные со значительным увеличением цены на электроэнергию, могут привести к нарастанию дебиторской задолженности в связи со снижением платёжеспособности клиентов, образованию кассовых разрывов и, как следствие, к увеличению кредиторской задолженности энергосбытовых компаний. Кроме того, в связи со вступившими в силу изменениями законодательства, максимально упрощающими потребителям процедуру перехода от одной энергосбытовой компании к другой, возрастает риск быстрой потери клиентов в случаях, когда из-за общего роста цен на рынке электрической энергии цена кВт/ч становится преобладающим фактором над совокупной стоимостью услуг Компании.
5 Аналитический обзор «Энергосбытовые компании - основные недооценённые энергетические активы», Ланта-Банк, 2011 г.
6 http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130917155527.shtml.
Согласно прогнозам тарифы на электроэнергию будут расти выше инфляции, но почти в 2 раза медленнее, чем ранее планировалось. На розничном рынке для всех категорий потребителей, кроме населения, цены в 2015 г. - на 6,3% против 11,5-12,5% в прежнем сценарии. Для населения рост 3,7% в 2015 г. против сценарных 12-15%. Следовательно, данные меры непосредственным образом скажутся на величине сбытовой надбавки и на общем финансовом состоянии энергосбытовых компаний.
Для энергосбытовых компаний, через которые проходят денежные потоки всех участников рынка, особую важность имеет четкая организация бизнеса. По оценке экспертов средний уровень оплаты электроэнергии физическими лицами по стране составляет пока 6570%, а с учетом того, что физические лица составляют значительную часть в отпуске электроэнергии, неоплаты населения представляют серьезную проблему для энергосбытов.
К числу неплательщиков относятся бюджетные потребители с недостаточными лимитами финансирования, предприятия сферы ЖКХ, управляющие компании многоквартирных домов, отдельные граждане должники, крупные промышленные предприятия, оказавшиеся в тяжелом финансовом положении из-за кризиса.
Низкая платёжная дисциплина потребителей является одной из критичных проблем, которая отражается в том числе, и на стоимости электроэнергии. По словам Александра Новака, в настоящий момент задолженность за электроэнергию на розничном рынке составляет порядка 207 млрд. рублей, на оптовом - 47 млрд. рублей.
За весь 2014 год объём задолженности за электроэнергию удалось снизить на 1,6 млрд. рублей, а за первые три месяца текущего года она выросла на 3,2 млрд. рублей. В результате почти треть сбытовых компаний вынуждена работать в условиях недостатка кредитных ресурсов для покрытия кассовых разрывов. В целях решения этой проблемы Минэнерго РФ разработало законопроект, предусматривающий повышение размера пени за просрочку платежей, введение института обеспечения платежей для категорийных потребителей (включая финансовые гарантии), введение административной и уголовной ответственности, а также обязательство расторжения договоров аренды в случае неоплаты арендатором платежей за ресурсы.
На сегодняшний день отсутствует реальная возможность отпускать энергию только добросовестным потребителям, а также существует проблема дифференциации платежеспособности потребителей, препятствующая эффективной работе энергосбытовой компании на основе равных возможностей и справедливой конкуренции. 7
Определенные трудности также возникают при управлении финансовыми потоками из-за наличия кассовых разрывов — оплата энергии на оптовом рынке идет по факту, а потребители платят приблизительно с месячной задержкой. Это приводит к постоянной необходимости в кредитовании разрывов со стороны для оплаты закупленной электроэнергии. При этом тарифы на электроэнергию в ближайшие годы регулируются государством, рентабельность энергосбытового бизнеса в России невелика, а значит, вопрос своевременной оплаты счетов потребителями является критически важным для развития и даже существования энергосбытовых компаний. Кассовые разрывы, вызванные существующей системой оплаты за потребляемую электроэнергию и задержкой оплаты со стороны потребителей, снижают финансовую устойчивость энергосбытовой компании. А от финансовой устойчивости этих компаний зависит их способность отвечать по обязательствам перед производителями электроэнергии и обеспечение надежного энергоснабжения.
7 ://www. economy.ru/art.php?nArtld=3 809.
Таким образом, низкая платежная дисциплина в условиях неопределенности нормативно-правовой базы может привести к потере финансовой устойчивости энергосбытовых компаний, надежности на розничном и неплатежам на оптовом рынках электроэнергии.
Одним из негативных факторов также является перераспределение тарифов между группами потребителей (перекрестное субсидирование), в соответствии с которым снижение тарифа для населения и сельскохозяйственных потребителей компенсируется повышением его для промышленных предприятий. Таким образом, промышленные предприятия безвозмездно финансируют население и сельскохозяйственных потребителей.
Все вышеперечисленные негативные факторы оказывают прямое воздействие на эффективность функционирования энергосбытовых компаний и их развитие. Поэтому данные факторы нужно не только учитывать при осуществлении деятельности энергосбытовой компании, но и уметь минимизировать их влияние, что, несомненно, может привести к укреплению конкурентных позиций на рынке для каждой энергосбытовой компании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко Т.М., Губанов А.Н. Реформа электроэнергетики, История новой России, 2010 г.
2. Никифоров Олег. Проблемы энергосбыта, Независимая газета, №1, Москва, 2011.
3. Никифорова Е.А. Особенности построения финансовых отношений энергосбытовых компаний электроэнергетики в рыночных условиях функционирования, Вестник Самарского государственного экономического университета, №10, 2009 г.
4. Фомичева Анастасия, Челпанова Мария. Поблажка для энергетиков, Ведомости, 04.10.2013.
5. Чернов С.С. Энергосбытовая деятельность в условиях реформирования: проблемы и перспективы, Проблемы современной экономики, №4, 2011 г.
6. Четвериков Александр. Деньги под напряжением, Российская газета, №6088 (112), 2013.
7. Щукин Андрей. Минэнерго подвело итоги, Переток.ру Энергетика в России и в мире, 17.04.2015.
Рецензент: Тютюкина Елена Борисовна, заведующая кафедрой «Инвестиции и инновации», профессор, доктор экономических наук, ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Goryaeva Kseniya Aleksandrovna
Finance University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Energy retail industry in Russia: specifics and economic features
Abstract. This article describes the energy retail industry of the Russian Federation at the present stage, the collected statistical material to assess the current status of the power supply companies and their tariff policy, as well as provide information on the value of sales markup as the main source of their income and its dynamics from 2007 to 2013. The article also describes the main economic and legal changes and reforms in the industry, which have a direct impact on the financial condition of the power supply companies. Energy Retail industry has its own features that distinguish them from other electric power companies and affect the overall tariff policy, as well as the implementation of operational and investment activities. The energy retail industry in Russia has certain inherent risks and factors that hinder the successful and efficient functioning of the industry. These risks include frequent changes in the legal framework, a strong dependence on the decisions of executive authorities, price risks, the problem of non-payments and cash gaps, cross-subsidization. Thus, it is necessary for electricity supplier not only to consider these factors when carrying out activities, but to be able to minimize their effect.
Keywords: energy retail; tariff; sales markup; risk; electricity; price; market.
REFERENCES
1. Boyko T.M., Gubanov A.N. Reforma elektroenergetiki, Istoriya novoy Rossii, 2010 g.
2. Nikiforov Oleg. Problemy energosbyta, Nezavisimaya gazeta, №1, Moskva, 2011.
3. Nikiforova E.A. Osobennosti postroeniya finansovykh otnosheniy energosbytovykh kompaniy elektroenergetiki v rynochnykh usloviyakh funktsionirovaniya, Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, №10, 2009 g.
4. Fomicheva Anastasiya, Chelpanova Mariya. Poblazhka dlya energetikov, Vedomosti, 04.10.2013.
5. Chernov S.S. Energosbytovaya deyatel'nost' v usloviyakh reformirovaniya: problemy i perspektivy, Problemy sovremennoy ekonomiki, №4, 2011 g.
6. Chetverikov Aleksandr. Den'gi pod napryazheniem, Rossiyskaya gazeta, №6088 (112), 2013.
7. Shchukin Andrey. Minenergo podvelo itogi, Peretok.ru Energetika v Rossii i v mire, 17.04.2015.