Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение инвестиционной деятельности энергосбытовых компаний'

Финансовое обеспечение инвестиционной деятельности энергосбытовых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ЭНЕРГОСБЫТ / НАДБАВКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТАРИФ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяева К. А.

В статье описывается процесс финансового обеспечения инвестиционной деятельности энергосбытовых компаний Российской Федерации и его специфические особенности на сегодняшний день. В данной статье также рассматривается сбытовая надбавка, которая является основным источником финансирования операционной и инвестиционной деятельности, и соответственно её величина является ключевым фактором при принятии решения о формировании и реализации намеченных инвестиционных программ энергосбытовых компаний. Также проводится анализ структуры сбытовой надбавки и доли капитальных вложений в ней. Энергосбытовые компании в основном при осуществлении инвестиционной деятельности полагаются только на сбытовую надбавку, крайне редко использую кредитные ресурсы. Таким образом, население оплачивая потребляемую электроэнергию в полном объёме финансирует инвестиционные программы энергосбытовых компаний, что снижает стимулы данных компаний к эффективной и успешной реализации инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение инвестиционной деятельности энергосбытовых компаний»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

посчитают, что экономический эффект от инвестиций будет для них достаточным, то они могут разрешить реинвестировать прибыль, а не направлять её на выплату дивидендов. Данный фактор также ограничивает свободу действий для энергосбытовых компаний и её инвестиционную деятельность.

Еще одной отличительной чертой и недостатком функционирования энергосбытовых компаний является пост аудит инвестиционных проектов. Таким образом, данные проекты сначала утверждаются на уровне компании и государства, а уже потом выясняется, что для их реализации недостаточно средств, рабочей силы и других ресурсов. Это является серьёзным риском для энергосбытовых компаний и может сильно подорвать всю их инвестиционную деятельность. Поэтому необходим тщательный анализ инвестиционных проектов перед их утверждением для возможности осуществлять ранее намеченные планы.

Помимо отсутствия аудита инвестиционных проектов существует проблема оценки эффективности инвестиционных программ при их утверждении. Энергосбытовые компании очень мало внимания уделяют эффекту и результату от осуществления инвестиционной деятельности, так как все инвестиционные затраты закладываются автоматически в сбытовую надбавку. Это приводит к тому, что потраченные средства на реализацию инвестиционных программ зачастую не приносят желаемого результата. Поэтому РЭК необходимо построить корректные модели оценки эффективности инвестиционных программ для энергосбытовых компаний для повышения их результативности и учёта всех благоприятных и неблагоприятных факторов заранее перед осуществлением инвестиционной деятельности.

Проблема оценки эффективности инвестиционных программ неразрывно связана с их непубличностью. Таким образом, утверждаемые инвестиционные программы энергосбытовых компаний на сегодняшний день не разглашаются для общественности, не смотря на тот факт, что они полностью включаются в тариф и оплачиваются населением. Поэтому необходимо добиться публичности инвестиционной деятельности энергосбытовых компаний для того, чтобы население также могло видеть куда направляются их средства, а также оценивать экономическую обоснованность и необходимость реализуемых инвестиционных программ.

Основные направления инвестиционной деятельности энергосбытовых компаний на сегодняшний день заключаются во внедрении передовых информационных технологий. К числу ключевых направлений реализации инвестиционных программ энергосбытовых компаний можно отнести следующие:

• автоматизация учета потребляемой электроэнергии (создание и модернизация автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии (АСКУЭ) у потребителей, создание системы дистанционного сбора данных (СДСД) с приборов учёта электроэнергии)

• инвестиции в IT-инфраструктуру:

♦♦♦ проведение всех операций по оплате электроэнергии для потребителей через интернет ♦♦♦ создание единой системы биллинга

♦♦♦ внедрение системы контроля за энергоэффективностью жилья и оценки потенциала энергосбережения при бытовом использовании электроэнергии для населения, реализуемой через интернет

♦♦ обеспечение бесперебойного питания

♦♦ создание и модернизация центра обработки данных, локальной вычислительной сети, собственных серверов, электронного документооборота

♦♦ создание своей CRM системы для полной реализации деятельности через виртуальное пространство

• покупка, строительство, модернизация и реконструкция офисных зданий и помещений

• инвестиции в системы безопасности

• финансовые вложения

Таким образом, можно сказать, что инвестиционная деятельность энергосбытовых компаний является инновационной и передовой, что несомненно является одним из ключевых факторов их успешного развития в будущем.

Список использованной литературы:

1. Никифоров Олег. Проблемы энергосбыта, Независимая газета, № 1, Москва, 2011

2. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 977 (ред. от 29.03.2014) "Об инвестиционных

программах субъектов электроэнергетики"

3. Приказ Минэнерго России от 24.03.2010 N 114 (ред. от 01.08.2012) "Об утверждении формы

инвестиционной программы субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций"

4. РосБизнесКонсалтинг. URL: http://www.rbc.ru/

5. Чернов С.С. Энергосбытовая деятельность в условиях реформирования: проблемы и перспективы,

Проблемы современной экономики, №4, 2011г

© Горяева К.А., 2015

УДК 336.714 : 620.9 (045)

К.А.Горяева,аспирантка кафедры «Инвестиции и инновации» ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭНЕРГОСБЫТОВЫХ КОМПАНИЙ

Аннотация

В статье описывается процесс финансового обеспечения инвестиционной деятельности энергосбытовых компаний Российской Федерации и его специфические особенности на сегодняшний день. В данной статье также рассматривается сбытовая надбавка, которая является основным источником финансирования операционной и инвестиционной деятельности, и соответственно её величина является ключевым фактором при принятии решения о формировании и реализации намеченных инвестиционных программ энергосбытовых компаний. Также проводится анализ структуры сбытовой надбавки и доли капитальных вложений в ней. Энергосбытовые компании в основном при осуществлении инвестиционной деятельности полагаются только на сбытовую надбавку, крайне редко использую кредитные ресурсы. Таким образом, население оплачивая потребляемую электроэнергию в полном объёме финансирует инвестиционные программы энергосбытовых компаний, что снижает стимулы данных компаний к эффективной и успешной реализации инвестиционной деятельности.

Ключевые слова

Инвестиции, энергосбыт, надбавка, финансирование, тариф, программа

Энергосбытовые компании играют важную роль в электроэнергетике, обеспечивая приток средств производителям электроэнергии и сетевым организациям, а также реализуя данную электроэнергию населению и предприятиям. Именно поэтому на сегодняшний день большое внимание уделяется финансовому обеспечению их операционной и инвестиционной деятельности.

Энергосбытовая компания, являясь коммерческой организацией, реализующей социально значимые услуги для населения, финансирует большую часть своих затрат за счёт сбытовой надбавки утверждаемой регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями Федеральной службы по тарифам. К числу данных затрат также относятся и инвестиционные затраты. Таким образом, сбытовая надбавка рассчитывается исходя из всех необходимых расходов энергосбытовой компании, формируя тем самым её прибыль, но не обеспечивая должный уровень финансирования по причине относительно низкой величины данной сбытовой надбавки (ориентировочно на уровне 5% от стоимости реализуемой электроэнергии).

Сбытовая набавка, которая теперь фактически остается единственным источником доходов энергосбытов, является одной из самых низких по сравнению с развивающимися и полностью сформировавшимися энергорынками Европы и США (рис. 1) [5].

Сбытовая надбавка в мире и в России

30%

^ ¿г

Рисунок 1 - Сбытовая надбавка в мире и в России

При расчете размера сбытовой надбавки помимо всех основных операционных затрат учитывается величина прибыли необходимая для осуществления инвестиционной деятельности исходя из инвестиционной программы энергосбытовой компании, утвержденной в установленном порядке (инвестиционные программы, как правило, содержат: перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источник инвестиций (амортизация, прибыль, заемные средства и т.д.), а также расчет срока окупаемости инвестиций).

Рассмотрим структуру сбытовой надбавки на примере компании «Мосэнергосбыт» в 2014 году на рис. 2. В структуре необходимой валовой выручки ОАО «Мосэнергосбыт» наиболее весомой статьей затрат является заработная плата и отчисления на социальные нужды - 41%, материальные расходы - 17%. В состав прочих расходов входят затраты на программное обеспечение, информационные и консультационные услуги, услуги связи, расходы на охрану, налоги и другие [1].

Структура сбытовой надбавки ОАО «Мосэнергосбыт», 2014г.

Рисунок 2 - Структура сбытовой надбавки ОАО «Мосэнергосбыт», 2014г.

Согласно диаграмме № 2 капитальные вложения занимают очень маленькую долю (5%) в общем объёме необходимой валовой выручки, что говорит о недостатке финансирования инвестиционной деятельности энергосбытовой компании только за счёт сбытовой надбавки, а также о ограничении размера инвестиционной программы со стороны государственных органов.

Итак, в отрасли электроэнергетики сохраняется дефицит инвестиционных ресурсов для наращивания и реконструкции производственных мощностей и тенденция роста тарифов на электроэнергию для покрытия этого дефицита [1].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

Данные тенденции существуют по причине того, что основными источниками финансирования инвестиционной деятельности у большинства энергосбытовых компаний на сегодняшний день являются амортизация и прибыль, за исключением некоторых сбытовых компаний, которые обращаются на кредитный рынок за необходимыми ресурсами. В большинстве случаев внутренних ресурсов энергосбытовой компании оказывается недостаточно для эффективной реализации не только инвестиционной, но и основной сбытовой деятельности.

Но даже если энергосбытовая компания приняла решение о частичном финансировании намеченной инвестиционной программы за счёт кредитных ресурсов, Федеральная служба по тарифам и РЭК могут не разрешить использовать данные средства для инвестиционных целей, так как на сегодняшний день выплата кредита и процентов по нему также закладывается в общую величину сбытовой надбавки, что может существенно увеличить тарифы для потребителей, что является крайне нежелательным. Но тем не менее если всё-таки регулирующий орган соглашается включить в сбытовую надбавку инвестиционные затраты, это приводит к тому, что финансируют проводимые энергосбытовой компанией инвестиции именно население, что является некорректным, так как население соверешенно не принимает никакого участия в принятии решения об осуществлении инвестиционной деятельности и её целесообразности. Таким образом, нарушен сам механизм инвестирования, при котором энергосбытовые компании не заинтересованы в контролировании окупаемости и обоснованности реализуемых инвестиционных проектов, так как на инвестиционную деятельность направляются средства потребителей за оплату электроэнергии.

Итак, из-за низкой величины сбытовой надбавки, перекосов в тарифно-балансовых решениях финансовые возможности многих энергосбытовых компаний являются весьма ограниченными, что приводит к тому, что сбытовая надбавка не покрывает стоимость инвестиционных программ сбытовых компаний. Именно поэтому в будщем крайне необходимо изменить процесс финансового обеспечения инвестиционной деятельности энергосбытовых компаний с целью улучшения их общего финансового состояния, обеспечения их инвестиционной привлекательности и организации успешного функционирования данных компаний на рынке.

Список использованной литературы:

1. Крупский А.В. Управление развитием энергосбытовой компании на основе проыессно-ориентированного бизнес-моедлирования, Уфа, 2014г.

2. Никифорова Е.А. Особенности построения финансовых отношений энергосбытовых компаний электроэнергетики в рыночных условиях функционирования, Вестник Самарского государственного экономического университета, №10, 2009г

3. ОАО «Мосэнергосбыт». URL: http://www.mosenergosbyt.com

4. РосБизнесКонсалтинг. URL: http://www.rbc.ru/

5. Т.А. Муромцев Международный опыт деятельности розничных рынков. Перспективы развития [Электронный ресурс] // Некоммерческое партнёрство Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний - Режим доступа: npgp.ru/docs$/news/V_Conference_Muromtseva.ppt

© Горяева К.А., 2015

УДК 331.08

Н.А. Егорова, А.В. Михайлова

Студент, к.э.н. Финансово-экономический институт Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Амосова

г. Якутск, Российская Федерация

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация

Эта тема является актуальной в наше время. Потому что именно четкое, сформулированное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.