Научная статья на тему 'Рейтинг Гарантирующих поставщиков: эффективность на рынках электроэнергии и мощности'

Рейтинг Гарантирующих поставщиков: эффективность на рынках электроэнергии и мощности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / ЭНЕРГОСБЫТ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСЕРВИС / REFORM / POWER SUPPLY / ENERGY EFFICIENCY / ENERGY SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахтеева Наиля Закарьевна, Шацких Зоя Васильевна, Фарисова Чулпан Ахнафовна

В статье проанализированы существующие подходы к составлению рейтингов энергосбытовых компаний и предложена собственная методика оценки эффективности Гарантирующих поставщиков с целью хеджирования возможных рисков. Рейтинг составлен на основе оценки 82 ГП, действующих на территории Ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ), выявлены ГП-лидеры в числе которых ОАО «Татэнергосбыт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING OF THE SUPPLIERS: EFFICIENCY IN THE ENERGY AND POWER MARKET

The article gives the analysis of the approaches to rankings of the power supply companies and presents the authors’ own methods of efficiency ratings of the suppliers with the aim of hedging possible risks. The rating is based on estimates of 82 suppliers, operating in the wholesale market price zones of electricity and power, also the leaders in supply are pointed among which there is OAO “Tatenergosbyt”.

Текст научной работы на тему «Рейтинг Гарантирующих поставщиков: эффективность на рынках электроэнергии и мощности»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 620:339.13

Бахтеева Н.З., Шацких З.В., Фарисова Ч.А.

РЕЙТИНГ ГАРАНТИРУЮЩИХ ПОСТАВЩИКОВ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ НА РЫНКАХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

В статье проанализированы существующие подходы к составлению рейтингов энергосбытовых компаний и предложена собственная методика оценки эффективности Гарантирующих поставщиков с целью хеджирования возможных рисков. Рейтинг составлен на основе оценки 82 ГП, действующих на территории Ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ), выявлены ГП-лидеры в числе которых ОАО «Татэнергосбыт».

Ключевые слова: реформирование, энергосбыт, энергоэффективность, энергосервис.

Реформирование российской электроэнергетики изменило значимость сбыта электроэнергии, ранее рассматриваемого вертикальноинтегрированными энергохолдингами как вспомогательный вид деятельности. В соответствии с Целевой моделью рынков электроэнергии и мощности на энергосбытовой сектор возложена функция ключевого звена в цепочке между производством, поставкой и потреблением электрической энергии. Потребителей электроэнергии мало волнует, что процесс энергоснабжения - результат совместной работы различных хозяйствующих субъектов - генерирующих, сетевых, сбытовых компаний. Для большинства важен только уровень цен, качество и надежность энергоснабжения, и при возникновении проблем они обращаются именно в энергосбытовую компанию, которую они считают ответственной за надёжное энергоснабжение. В то же время сбыт - основной источник средств для всей энергетики: от эффективной организации сбытовым сектором сбора платежей зависит обеспеченность отрасли финансовыми ресурсами, размещение основных узлов производства, передачи и распределения, строительство и расширение генерирующих мощностей.

В сфере энергосбытовой деятельности нормативно-правовая база изначально строилась в расчете на наличие конкуренции между сбытовыми организациями, а по факту в настоящее время в большинстве субъ-

74

ектов РФ работают одна-две сбытовых компании. Как правило, эти компании имеют статус Гарантирующего поставщика (ГП). Этот статус задумывался на период перехода к рынку электроэнергии и мощности и такие Гарантирующие поставщики должны были в условиях, когда нарабатываются рыночные механизмы, «подхватывать невыгодных потребителей». Несмотря на то, что переходной период реформирования российской энергетики официально завершился к 1 января 2011 г., потребность в наличие ГП на розничном рынке электроэнергии сохраняется: на сегодняшний день через ГП покупают электроэнергию около 80% потребителей страны. Оставшиеся 20% - это крупные промышленные предприятия, такие как Газпром, РЖД, Транснефть, Русал, ТНК-ВР, которые либо сами являются субъектам оптового рынка, либо работают через независимые энергосбытовые компании [1]. Статус ГП гарантирует сбытовой компании фиксированную надбавку к приобретаемой на оптовом рынке цене, которая утверждается региональным органом исполнительной власти [2]. В этом скрывается в том числе и слабая сторона ГП: меньшая гибкость в части платы за свои услуги при заключении контрактов с потребителями. В среднем по России сбытовая надбавка составляет 2-4% от конечной цены на электроэнергию, ее величина зависит от доли населения и мелких потребителей в структуре клиентов «сбыта», поскольку постоянные затраты на их обслуживание выше. Для сравнения в развитых странах размер сбытовой надбавки, по данным НП «ГП и ЭСК», варьируется от 8% до 18% конечной цены [1].

С начала реформы и рыночные институты в электроэнергетике укрепляются, и субъекты отрасли учатся функционировать в новых рыночных условиях. Теперь перед энергетическим сообществом стоит новая задача — углубить и расширить конкуренцию за потребителя на розничном рынке. Причем конкурировать энергосбыты, в том числе ГП, будут не только по ценовым параметрам, но и по качеству обслуживания. Вопрос, который порой поднимается — не следует ли вообще ликвидировать статус Гарантирующих поставщиков — возможно, имеет только один ответ: институт ГП, сумевший в сложных обстоятельствах нормативных и кассовых «разрывов» обеспечить надежность электроснабжения и платежей, ни в коем случае не должен разрушаться принудительно, а обязан эволюционировать естественным образом. В целом энергосбыты -ГП успешно приспособились к новым условиям и наработав определенный опыт работы в условиях рынка согласились с требованиями времени.

Случившийся в 2008-2009 годах экономический кризис еще раз доказал целесообразность функционирования института ГП, так в кризис ни один из ГП не обанкротился, что говорит о значительной устойчивости работы этой модели бизнеса.

Необходимо отметить, что регулирование распространяется лишь на основной вид бизнеса ГП - продажу электроэнергии. Дополнительные услуги потребителю ГП может оказывать по свободной цене. Поэтому некоторые сбыты для увеличения рентабельности стремятся предоставлять потребителю дополнительные услуги - продажу коммерческих приборов учета, установку энергоэффективного оборудования за свой счет в обмен на половину достигнутой таким образом экономии, заключение энергосервисных контрактов. Следовательно, будучи институтом гарантии надежности и стабильности ГП все же имеет достаточно возможностей для повышения своей эффективности. При этом под понятием эффективности понимается интегральный показатель деятельности, характеризующийся уровнем оптимизации внутренних ресурсов, использованием передовых технологий, гибкой клиентоориентированной политикой, перспективными деловыми отношениями со всеми субъектами рынка.

Именно для оценки эффективности и целесообразности деятельности энергосбытовых компаний проведен анализ и составлен рейтинг ГП на основе полученных результатов. В самом общем виде, цель формирования и публикации рейтинга - привлечение внимания к существующим в настоящее время проблемам энергосбытового сектора, определение прозрачности отрасли, повышение информированности потребителей и других субъектов рынка об эффективности функционирования и надежности ГП. Конкретные цели рейтинга зависят от того, на кого он ориентирован, кто является его адресатом, потенциальным пользователем информации. Абсолютных рейтингов не бывает. Разные потребители могут даже один и тот же показатель оценивать с противоположными знаками. Так, например, высокая доля компании в региональном электроснабжении является положительной характеристикой для самой компании, поскольку демонстрирует ее способность влиять на спрос и предложение на рынке и показывает положение бизнеса относительно конкурентов, а потребителями высокая доля ГП трактуется не столь однозначно, поскольку предполагает монопольное положение ГП на территории обслуживания и относительно меньшие возможности при выборе энергоснабжающей компании. Данный рейтинг обеспечивает менеджмент ГП (участника рейтин-

76

га) сравнительной оценкой для анализа и принятия управленческих решений, позволяет не только выявить, в чем их сильные и слабые сторо-ны,но и помочь выбрать приоритетные направления развития.

Рейтинг охватывает ГП, осуществляющих свою деятельность в Ценовых зонах оптового рынка электроэнергии и мощности: Европейской части РФ, Урале и Сибири.Выбор для анализа Ценовых зон (первой и второй) объясняется «запуском» на данной территории с 1 января 2011 г. 100%-но либерализованного оптового рынка электроэнергии и мощности, что создает полноценные основы для последующего развития конкуренции на розничном рынке. Несмотря на явно затянувшийся процесс согласования нормативных документов по работе конкурентного оптового рынка и значительное отставание формирования цен на электроэнергию, на сегодняшний день поставка электроэнергии и мощности в Ценовых зонах осуществляется по нерегулируемым ценам. Таким образом, у ГП есть возможность выбрать поставщика энергетической продукции и от эффективности работы на оптовом рынке электроэнергии и мощности будет зависеть результаты работы на розничном. Потенциально энергосбыты именно этих регионов должны функционировать в рыночных условиях, предлагая более гибкие условия сотрудничества своим клиентам и ведя конкурентную борьбу за долю рынка.

Необходимо отметить, что попытки создания подобных рейтингов энергосбытовых компаний до этого уже были сделаны. Так, уже в 2005 году в профессиональном журнале «Энергорынок» была опубликована статья «Свято место пусто не бывает? Первый рейтинг энергосбытовых компаний» (№2, 2005), в котором рассматривалось 12 ЭСК. Далее в 2006 году в этом же журнале публикуется «Второй рейтинг энергосбытовых компаний» (№3, 2006), включивший 14 ЭСК. Основным недостатком этих рейтингов, как называли сами рейтинга, является то, что в нем рассматривалось наличие определенных пунктов, а не их качество. Например, наличие договоров с СО, ФСК (РСК), АТС, а также специалистов определенной категорий, а не то, насколько эффективно осуществлялась деятельность по данным направлениям. Другими словами, основной акцент в данных исследованиях был сделан на выявление абсолютных показателей, в то время как по размерам и масштабам деятельности анализируемые компании могли не всегда быть сопоставимы. Более расширенный рейтинг участников энергосбытового сектора был опубликован журналом в 2008 году. Основной акцент в статье «Рейтинг Гарантирующих

77

поставщиков и энергосбытовых компаний» (№5,2008) был сделан на анализе энергосбытовых компаний с точки зрения эффективности работы на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ), причем деятельность компании на розничном рынке осталась за пределами исследования. Наиболее репрезентативным из созданных рейтингов энергосбытовых компаний на сегодняшний день является рейтинг, составляемый Автоматизированной информационной системой «Рынки электроэнергии и мощности» (АИС РЭМ) на официальном сайте Некоммерческого партнерства «Совет рынка». Данная система призвана восполнить дефицит аналитической информации в сфере функционирования электроэнергетики Российской Федерации, в том числе оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности. Некоммерческое партнерство, начиная с 2010 г., ежеквартально составляет рейтинг наилучших энергокомпаний РФ, в том числе и энергосбытовых. Если рейтинг некоммерческого партнерства в большей степени направлен на сравнение энергосбытов с точки зрения эффективности работы на рынках электроэнергии и мощности, то предложенный нами рейтинг включает анализ энергосбытов как с точки зрения финансовой состоятельности компании, так и наличия таких важнейших составляющих энергосбытового бизнеса, как клиентоориен-тированность и коммуникации с клиентами. Также в предложенном НП «Совет рынка» рейтинге нет разделения участников энергосбытового рынка на Гарантирующих поставщиков и независимых энергосбытовых компаний, что, на наш взгляд, не дает возможности оценить положение именно ГП, поскольку их деятельность отличается большей регулируемостью и наличием определённой социальной нагрузки по сравнению с независимыми энергосбытовыми компаниями.

В процессе составления рейтинга нами была поставлена задача всесторонней оценки эффективности ГП, начиная с их финансовой состоятельности, деятельности на оптовом и розничных рынках электроэнергии и мощности, заканчивая прозрачностью и политикой во взаимодействии с клиентами. Существенным отличием предложенного нами рейтинга является сравнительная оценка деятельности компаний не только с точки зрения эффективности их работы на оптовом и розничном рынках электроэнергии и мощности, но и с точки зрения их финансового состояния и степени клиентоориентированности.

Таким образом, для достижения поставленных целей методика рейтингования должна решать следующие задачи:

• обеспечить частные рейтинги по каждому направлению, чтобы каждый пользователь мог определить наилучшие для него ГП исходя из собственных приоритетов;

• обеспечить корректность сравнения ГП, находящихся в разных условиях и имеющих разные ресурсные возможности;

• предоставить, по возможности, полную информацию для анализа составляющих рейтинга и выработки обоснованной внутренней и внешней политики на уровне компании, региона, страны в целом.

Цели и задачи рейтинга определяют интегральные направления рейтингования, то есть на основе анализа каких показателей будет осуществляться ранжирование ГП. Для наиболее полной репрезентативности рейтинг был составлен на основе оценки ГП по показателям основных направлений деятельности: финансовое состояние; эффективность функционирования на рынках электроэнергии и мощности; степень клиенто-ориентированности. Каждое из направлений включает оценку компаний по целому ряду показателей, в результате ранжирования которых определяется место ГП в рейтинге по данному направлению. Окончательное место ГП в рейтинге выявляется путем суммирования каждого из 3-х занимаемых мест по направлениям с учетом удельного веса.

Первое направление анализа ГП - финансовое состояние - оценивается на основе данных годовой бухгалтерской отчетности, которые ежегодно публикуются на официальном интернет-сайте компании. Финансовое состояние компании анализируется путем определения показателя рентабельности продаж, платежеспособности компаний и доли, занимаемой на обслуживаемом региональном розничном рынке электроэнергии (РРЭ).

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и определяет её способность контролировать издержки. Другими словами, данный показатель деятельности дает понять операционную эффективность компании. Путем сравнения величин рентабельности можно определить насколько меньшую себестоимость имеет компания по сравнению с энергосбытами других регионов. Показатель рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке от деятельности. После определения величин рентабельности компании находится максимальная величина рентабельности, которая делится на 10, то есть тах(х) /10 становится шагом ренкинга: за каждую тах(х) /10 начисляется по 1 баллу.

Следующий показатель финансовой состоятельности ГП - платежеспособность - определяется на основе анализа ликвидности. Суть анализа

79

заключается в нахождении коэффициентов ликвидности и степени платежеспособности по текущим обязательствам и сравнении их с нормативными значениями. Описание (экономический смысл) коэффициентов, нормативные значения, которым они должны соответствовать, и методика расчета, по которой коэффициенты вычисляются, приведены в табл.1.

Таблица 1. Характеристика показателей платежеспособности ГП

№ п/п Наименование показателя Экономический смысл Нормативное значение Формула определения

1 Коэффициент абсолютной ликвидности Определяет, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса >0,1 Отношение наиболее ликвидных активов к сумме краткосрочных обязательств

2 Коэффициент быстрой ликвидности Показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет имеющихся денежных средств, но и за счет ожидаемых поступлений >0,7 Отношение суммы наиболее ликвидных активов и ожидаемых поступлений к сумме краткосрочных обязательств

3 Коэффициент текущей ликвидности Позволяет установить, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства >0,8 Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам

4 Степень платежеспособности по текущим обязательствам Показывает, сколько месяцев необходимо ГП для покрытия его текущих обязательств за счет операционной деятельности при сохранении имеющегося уровня доходов и использовании выручки только на погашение этих обязательств <3 Отношение текущих обязательств к среднемесячной выручке

По найденным значениям коэффициентов абсолютной, срочной и текущей ликвидности, а также коэффициента платежеспособности по текущим обязательствам все энергосбыты объединяются в 3 группы ГП:

• с высокой степенью платежеспособности: все коэффициенты выше нормативных значений;

• со средней степенью платежеспособности: все коэффициенты, кроме коэффициента абсолютной ликвидности, выше нормативных значений;

• с низким уровнем платежеспособности:не выполняются либо ко-

80

эффициент быстрой ликвидности, либо коэффициент текущей ликвидности, либо степень платежеспособности, или все сразу.

Энергосбытам, попавшим в первую группу, присваивается 3 балла, во вторую - 2 балла, в третью - 1 балл. Путем ранжирования ГП по степени платежеспособности осуществляется оценка степени надежности Гарантирующих поставщиков как контрагентов для поставщиков и потребителей электроэнергии и мощности.

Поскольку концепцией реформирования электроэнергетики в качестве одной из основных задач выдвинуто развитие конкуренции, то доля рынка энергосбытов играет важную роль при составлении характеристики компании. Доля ГП в общем электропотреблении региона определяется отношением объема реализованной электроэнергии данной компании в регионе к полезному отпуску электроэнергии в регионе. После определения коэффициентов их максимальное значение принимается за 100%. Баллы распределяются следующим образом: 1/10 от разницы - 1 балл; 2/10 от разницы, или 1/10 х 2 (находится в диапазоне от 1/10 до 2/10 включительно), - 2 балла и т. д.

Второе направление анализа ГП - эффективность функционирования энергосбыта на рынках электроэнергии и мощности - определяется расчетом уровня финансовых расчетов Гарантирующего поставщика на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Уровень финансовых расчетов на РРЭ определяется как произведение двух коэффициентов: уровня оплаты конечных потребителей сбытовой компании на РРЭ и периода накопленной задолженности

Рр = к 1 • к2,

где Рр - уровень финансовых расчетов на розничном рынке; кг - коэффициент, характеризующий уровень оплаты покупателями обязательств: кг = I/100, где Ь - процент оплаты обязательств за период, равный календарному году, предшествующему месяцу расчета показателя; к2 - коэффициент, характеризующий величину задолженности конечных потребителей перед гарантирующим поставщиком на розничном рынке: к2 = 1/(й + 1), где с1 - период задолженности (отношение задолжности на дату расчета показателя к объему среднемесячной товарной продукции на розничном рынке за календарный год, предшествующий месяцу расчета). В идеале коэффициент уровня финансовых расчетов на РРЭ должен

быть равен 1, когда энергосбыт имеет 100%-ный уровень оплаты обязательств за отчетный период и наименьший период задолженности.

Аналогичным образом определяется уровень финансовых расчетов на ОРЭМ (Р0):

Л> = ^1 ' ^2>

где Р0 - уровень финансовых расчетов на ОРЭМ; - коэффициент, характеризующий уровень оплаты покупателем обязательств на ОРЭМ, определяется делением процента оплаты обязательств за предшествующие месяцу расчета коэффициента 12 месяцев на 100; к2 - коэффициент, характеризующий величину задолженности покупателя на ОРЭМ, рассчитывается как обратная функция от периода задолженности в месяцах, увеличенного на 1.

При определении уровня финансовых расчетов на рынках электроэнергии и мощности были использованы данные Интернет-ресурса Автоматизированной информационной системой «Рынки электроэнергии и мощности» (АИС РЭМ) на официальном сайте Некоммерческого партнерства «Совет рынка». После расчета уровня расчетов на ОРЭМ и РРЭ по каждому Г арантирующему поставщику показатели по 2-м направлениям суммируются и на основе полученных величин компании ранжируются в порядке убывания и определяется место каждого ГП по данному направлению оценки.

В условиях рыночного механизма функционирования основными конкурентными преимуществами любой коммерческой компании является прибыльность, достичь которых возможно лишь при наличие стабильной клиентской базы. Другими словами, отношения с потребителем определяют не только имидж, но и выручку компании. В энергосбытовом бизнесе ключевым способом управления взаимоотношениями с потребителями выступает клиентоориентированная политика. Большинство энергосбытовых компании отмечают, что потребители становятся грамотнее, ищут способы экономить средства и оптимизировать потребление. Со своей стороны сбытовые компании пытаются ответить на запросы клиентов, предлагая им новые продукты и услуги более выгодные условия сотрудничества, удобный и понятный сервис.

Клиентоориентированность энергосбытовых компаний была оценена нами по трем основным направлениям: дополнительные услуги для

потребителей (энергоаудит, заключение энергосервисных договоров,

82

Центры обслуживания клиентов), прозрачность компании (обязательное раскрытие информации о финансово-хозяйственной деятельности) и информативность Интернет-сайта компании. При анализе особое внимание уделялось такому показателю, как информативность Интернет-ресурса компании. В современных условиях информатизации и ускорениях бизнес-процессов присутствие в глобальной сети становится неотъемлемым конкурентным преимуществом любых компании. Для определения эффективности Интернет-сайта анализируемых энергосбытов оценивались ее следующие составляющие: наличие разделов «Нормативно-правовая база», «Структура потребителей», «Обратная связь с потребителями» («Виртуальная приемная», возможность задать вопросы online), «Полезная информация» (энергосбережение, энергобезопасность, консультации об угрозах жизни и здоровью хищения электроэнергии), возможность оплатить услуги компании через Интернет (Web-money, Яндекс.Деньги и т.д.), «Новости компании и отрасли», «Личный кабинет» для физических и юридических лиц. Наличие каждого из вышеперечисленных услуг Интернет-сайта оценивалось в 1 балл, после чего эти баллы суммировались и выявлялась общая величина показателя информативности сайта соответствующего ГП. Таким же образом оценивали два других показателя по данному направлению: за наличие каждого из вышеперечисленных дополнительных услуг начисляется по 1 баллу; прозрачность компании (если были соблюдены все условия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 21.04.2004 г. №24, компании присваивается 1 балл, при несоблюдении - 0 баллов).

После определения всех показателей по каждому из 3-х направлении (финансовая состоятельность, уровень работы на рынках электроэнергии и мощности, степень клиентоориентированности) ГП присваивается место по всем этим 3-м критериям. Важной проблемой при расчете комплексных рейтингов является использование весовых коэффициентов, отражающих важность того или иного показателя. Во многих случаях весовые коэффициенты не могут быть определены аналитически и задаются на основе экспертных оценок. Однако такая процедура возможна только в том случае, когда целевая группа пользователей рейтинга достаточно однородна. В противном случае при определении весов невозможно учесть приоритеты разных групп. В данном случае веса берутся равными, а пользователь, задавая веса исходя из собственных приоритетов, может получить рейтинг в соответствии со своими потребностями и предпочтениями.

Участниками проведенного анализа стали 82 ГП - субъектов Ценовых зон ОРЭМ РФ, по которым в свободном доступе имеются необходимые данные в Интернет-ресурсах, официальных интернет-сайтах компаний - участников и научно-аналитических изданиях, а также средствах массовой информации. При составлении рейтинга были использованы отчетные данные о деятельности ГП за 2010 г. [3; 4].

Результаты проведенного анализа ГП Ценовых зон ОРЭМ приведены в таблице 2.

Таблица 2. ГП - лидеры рейтинга

Название ЭСК - ГП Финансовая состоятель- ность Уровень расчетов на ОРЭМ и РРЭ Клиентоори- ентирован- ность Общее место в рейтинге

бал- лы ме- сто место бал- лы ме- сто

ОАО "Калужская сбытовая компания" 12,8 1 11 8 3 1

ОАО "СибирьЭнерго" 10,5 13 2 9 2 2

ОАО "Татэнергосбыт'' 12,1 3 12 8 3 3

ОАО "Мосэнергосбыт" 10,1 16 14 10 1 4

ОАО "Петербургская сбытовая компания" 9,2 23 6 8 3 5

ОАО "Чувашская энергосбытовая компания" 11,3 8 21 6 5 6

ОАО "Воронежская ЭСК" 10,4 14 10 2 10 7

ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" 9,0 25 5 7 4 8

ОАО "Оренбургэнергосбыт" 9,3 22 8 6 5 9

ООО "ГЭСК" 12,7 2 34 9 2 10

Как видно из табл.2 ОАО «Татэнергосбыт» в числе лидеров 3-е место среди 82 ГП. Будучи официально выделенным из состава ОАО «Татэнер-го» лишь в 2009 года, в то время как большинство энергосбытов начали «свободное» функционирование уже на начальных этапах реформирования отрасли, ОАО «Татэнергосбыт» с задачей преемственности и обеспечения надежности энергоснабжения в регионе полностью справилось.

Анализ полученных результатов показывает, что основными «слабыми» местами ОАО «Татэнергосбыт» являются невысокая величина рентабельности продаж (т.е. себестоимость по реализации продукции) и

недостаточно развитая система дополнительных услуг для потребителей. Оптимизация и автоматизация деятельности - лишь основные способы снижения себестоимости по реализации энергетической продукции. Энергоаудит и энергосервис тоже очень актуальные темы для энергосбы-тов. В условиях рынка диверсификация деятельности становится одним из ключевых факторов стабильности и доходности энергосбытового бизнеса. Как показывает опыт ГП - лидеров рейтинга -энергосбытовой бизнес прибылен и устойчив лишь в том случае, если имеет несколько диверсифицированных видов деятельности с разным доходом, рентабельностью, оборачиваемостью.

Также необходимо отметить общие «обнадеживающие» результаты рейтинга. В ходе проведенного исследования было выявлено, что по результатам работы в 2010 году сбытовой бизнес характеризуется достаточно высоким уровнем стабильности: большинство энергосбытовых компании показали растущую динамику доходности. За период выделения в отдельную сферу деятельности большая часть ГП доказала, что они могут выполнять функцию стабилизатора-посредника между субъектами рынка электроэнергии и потребителями, не допуская «перекладывания» проблем неплатежей на плечи генераторов и поставщиков услуг передачи электроэнергии. В их числе и ОАО «Татэнергосбыт».

Источники

1. Аналитический отчет финансовой группы БКС«Сбытовые компании: покупка в преддверии сезона дивидендов» 25.02.2011.

2. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. №109 «Об утверждении основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии».

3. Официальные интернет сайты энергосбытовых компании -ГП.

4. Официальный интернет сайтНП «ГП и 3CK»http://npgp.ru/site/index.php

References

1. Analiticheskiy otchet finansovoy gruppy' BKS«Sby'tovy'e kompanii: pokupka v preddverii sezona dividendov» 25.02.2011.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 fevralya 2004 g. №109 «Ob utverjdenii osnov cenoobrazovaniya v otnoshenii e'lektricheskoy i teplovoy e'nergii».

3. Oficial'ny'e internet sayty' e'nergosby'tovy'h kompanii -GP.

4. Oficial'ny'y internet saytNP «GP i E'SK»http://npgp.ru/site/index.php

Зарегистрирована 10.09.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.