Научная статья на тему 'Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии'

Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гарантирующий поставщик / Рынок электроэнергии / энергосбытовая компания / энергоснабжающая организация / целевая модель энергетических рынков / guaranteed supply company / wholesale electric power market / retail supplier / power supply organization / target model of the power markets

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов И. А.

В статье рассматриваются пути возможного развития оптового и розничного рынков электроэнергии. Анализируется целевая модель рынков, переход к которой должен начаться с 2012 года. Также излагается альтернативная модель, направленная на создание здоровой конкурентной среды. В данной модели сбытовая компания является своеобразным брокером для потребителя, который сможет свободно выбирать генерирующую компанию поставщика электроэнергии. Кроме того, в целях снижения рисков флуктуации цен на электроэнергию данная модель предполагает внедрение особого механизма гашения колебаний цен на оптовом рынке в виде специального страхового фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reviews various paths of possible development of wholesale and retail electric power markets. The authors analyse the electric power market target model whose implementa-tion is to start from 2012. Also an alternative model is described, whose purpose is to facilitate creation of a healthy competitive environment. In this model a retail supplier plays a role of bro-ker for a customer, which may freely choose a generating company an electric power supplier. This model alleviates the relationship between sales companies and power network companies; the risk of non-payment in retail segment is transferred from intermediary to electric power sup-plier. Besides, for the purpose of decreasing risks of electric power rates fluctuation, this model suggests introduction of a special mechanism damping wholesale market rate oscillations. This mechanism may be implemented by a dedicated insurance fund.

Текст научной работы на тему «Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии»

Дебютанты

В

И. А. ГЕРАСИМОВ Аспирант кафедры «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, менеджер по развитию ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ» -независимой энергосбытовой компании, входящей в энергетический холдинг ECH. Сфера научных интересов - проблемы формирования экономического механизма энергоснабжения предприятия в условиях реформирования естественных монополий. сфера профессиональных интересов - современная электроэнергетика, естественные монополии.

E-mail: [email protected]

статье рассматриваются пути возможного развития оптового и розничного рынков электроэнергии. Анализируется целевая модель рынков, переход к которой должен начаться с 2012 года. Также излагается альтернативная модель, направленная на создание здоровой конкурентной среды. В данной модели сбытовая компания является своеобразным брокером для потребителя, который сможет свободно выбирать генерирующую компанию - поставщика электроэнергии. Кроме того, в целях снижения рисков флуктуации цен на электроэнергию данная модель предполагает внедрение особого механизма гашения колебаний цен на оптовом рынке в виде специального страхового фонда.

гарантирующий поставщик, рынок электроэнергии, энергосбытовая компания, энергоснабжающая организация, целевая модель энергетических рынков

Формирование

целевой модели розничного рынка

электроэнергии

Реформирование отрасли

На сегодняшний день одним из актуальных вопросов в сфере государственного регулирования экономики является вопрос реформирования естественномонопольных структур. Ключевой задачей является привлечение потенциальных инвесторов и создание конкурентного рынка в тех сферах экономики, где эти структуры преобладают (жилищно-коммунальное хозяйство, железнодорожный транспорт, морские порты и аэропорты, газоснабжение). В некоторых отраслях реформирование уже началось: наиболее активно оно проходит в сфере элек-

троэнергетики, где создано достаточно много частных генерирующих и сбытовых компаний. Влияние изменений в этой сфере электроэнергетики уже проявилось во всех отраслях экономики и всех регионах страны, обострив тем самым проблему социально-экономических последствий реформирования естественных монополий.

Рынки электрической энергии (мощности): оптовый и розничный, имеют собственную субъектно-объектную структуру. К настоящему моменту там сложились принципиально разные методы регулирования.

2011 № 4 (67)

электрическом потребителей,

Все конечные потребители энергии (мощности), кроме 40 вышедших на оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ) России, приобретают ее на розничных рынках. В результате появления конкуренции, возможно, значительно улучшится положение именно конечных потребителей (населения и промышленных пользователей), поскольку в итоге именно они непосредственно ощущают результаты конкуренции - изменение своих издержек. То, в каком направлении будут меняться издержки, в сторону увеличения или снижения, в значительной степени повлияет на эффективность и конкурентоспособность экономики. Именно по этой причине успешность осуществляемых преобразований следует оценивать по эффектам, отмеченным на розничных рынках электроэнергии (мощности).

Основные цели, задачи, принципы и направления проведения реформы российской электроэнергетики были сформулированы в [3]. В отношении формирования розничных рынков электроэнергии и принципов продажи электроэнергии конечным потребителям данное постановление предусматривает следующее:

• демонополизацию и развитие конкуренции в сфере производства и сбыта;

• стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;

• создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;

• создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства, передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли;

эффективное нтикризисное правление

ЧУ

г

Таблица 1 реестр субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) по состоянию на 01.01.2010 г. (по материалам [11])

Участники рынка Количество

Поставщики электрической энергии и мощности Поставщики электрической энергии и мощности - владельцы генерирующего оборудования Покупатели электрической энергии и мощности: Энергосбытовые компании (ЭСК) Крупные потребители Гарантирующие поставщики Организации, осуществляющие экспортно-импортные операции Инфраструктурные организации 54 54 109 40 128 1 5

• формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей при поэтапном развитии конкуренции;

• поэтапную ликвидацию перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;

• создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функ-

рис 1. схематичное представление основных направлений реализации реформы электроэнергетики россии

Изменение регулирования электроэнергетики

Изменение нормативно-правовой базы отрасли

Дерегулирование

Изменение ценообразования

Предоставление потребителям права выбирать поставщика

Перестройка антимонопольного регулирования

Обеспечение равного доступа к инфраструктуре и услугам естественных монополий

Создание системы цен и мониторинга мощностей

Ограничение прав владельцев некоторых объектов отрасли

Введение госрегулирования в условиях отсутствия конкуренции

Реорганизация регулирующих органов

Изменение статуса и полномочий регулирующих органов

Изменение (создание) системы лицензирования

Формирование конкурентного

рынка электроэнергии

Установление правил игры на рынке

Постепенное открытие рынка

Развитие технической инфраструктуры рынка

Развитие форм, механизмов и условий торговли

Реструктуризация электроэнергетики

Соблюдение интересов акционеров, кредиторов и инвесторов

Оценка активов

Демонополизация Разделение видов деятельности

< \

Создание новых независимых субъектов, придание существующим статуса независимых

I

95

ционирование в новых экономических условиях.

Были сформированы три основных направления проведения реформы электроэнергетики России:

• изменение регулирования электроэнергетики;

• формирование конкурентного рынка электроэнергии;

• реструктуризация электроэнергетики (рис. 1).

Подготовку розничных рынков электроэнергии к переходной модели функционирования предполагается провести в несколько этапов.

чу, распределение электроэнергии и регулируемой сбытовой надбавки [3].

Поскольку электрическая энергия является практически полностью однородным и стандартизованным продуктом, то наиболее чувствительными для конечного потребителя являются проблема абсолютного уровня фактических цен на энергию и проблема их постоянного существенного роста. При этом надо заметить, что среди всех элементов цены на электроэнергию наибольшее влияние на ее рост оказывает

Рис. 2. Структура цены электрической энергии с учетом ее составляющих (а) и влияние отдельных составляющих на рост конечной цены (б) в 2011 году (по материалам [11]):

Составляющие цены для конечного потребителя в 2011 году

Влияние составляющих в росте конечной цены в 2011 году

0,1%

2,7%

^ цена покупки электроэнергии (рынок на сутки вперед + балансирующий рынок)

цена покупки мощности

услуги по передаче электроэнергии

сбытовая надбавка

к: инфраструктурные платежи

75,0%

12,7% 9,6%

0,3% 2,4%

цена покупки электроэнергии

цена покупки мощности

тариф на услуги по передаче

сбытовая надбавка

услуги администратора торговой системы

б

а

1RAB (от Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала) — система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций для расширения и модернизации инфраструктуры.

Этап 1. Основная деятельность - создание устойчивых и прозрачных в финансовом отношении региональных энергоснабжающих организаций. После реформирования и передачи соответствующей деятельности в ведение региональных сетевых компаний практически всем акционерным обществам, работающим в сфере энергетики и электрификации, был присвоен статус гарантирующих поставщиков (ГП).

Этап 2. Определены требования к сбытовым компаниям, появились так называемые независимые сбытовые компании, поставляющие электроэнергию не только по фиксированным ценам, но и по договорным ценам потребителям, которые соблюдают требования по минимальному объему потребления и располагают необходимыми системами коммерческого учета электроэнергии.

Потребителям, обслуживаемым любой сбытовой организацией, должен быть обеспечен равный доступ к распределительным сетям [5]. Кроме того, в целях защиты конечного потребителя закреплена методология расчета розничной цены электроэнергии, реализуемой гарантирующими поставщиками, которая определяется как сумма оптовой цены, затрат по оплате услуг за переда-

сетевая составляющая, то есть стоимость услуг по передаче электрической энергии (рис. 2).

На цену электроэнергии для конечных потребителей влияет ряд существующих на сегодняшний день проблем функционирования распределительного сетевого комплекса. В их числе:

• зависимость от сетевой составляющей цены (основная причина роста - сетевой тариф);

• неэффективное формирование инвестиционных программ сетевых организаций;

• завышение операционных расходов сетевых организаций;

• недостаточный уровень качества электросетевых услуг;

• недостатки методики формирования долгосрочных тарифов на передачу электрической энергии;

• разрозненность муниципальных и региональных распределительных сетей.

В качестве основного направления решения указанных выше проблем, как правило, предлагается осуществить изменения в следующих областях:

• система RAB-регулирования1;

• установление тарифов на передачу электрической энергии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011 № 4 (67)

• формирование и управление территориальными сетевыми организациями.

Впрочем, анализ проблем электросетевого хозяйства не рассматривается в данной статье и в дальнейшем может стать объектом отдельного самостоятельного исследования автора. Поэтому вернемся к проблематике формирования розничных рынков электрической энергии.

В целях более детального регламентирования розничных рынков были утверждены правила функционирования розничных рынков электрической энергии, действующие в переходный период реформирования электроэнергетики [6].

Рассмотрим более подробно модель розничного рынка электроэнергии (РРЭ) переходного периода, которая используется сейчас в рознице. Одним из ее важных элементов стал институт ГП. В самом общем смысле ГП - это ЭСК, обязанная заключить договор с любым обратившимся к ней потребителем. Другими словами, она должна функционировать примерно как компания, работающая по принципу публичного присоединения.

Институт ГП был задуман для достижения следующих целей:

• надежное энергоснабжение так называемых спящих потребителей;

• свод баланса внутри периметра при невозможности установления коммерческого учета для всех потребителей;

• гарантия платежей в пользу генерирующих и сетевых компаний (например, на покрытие дефицитов денежных средств в случае возникновения возможных кассовых разрывов).

Предполагалось, что, в отличие от других участников РРЭ, интересы ГП не вступают в явное противоречие со следующими положениями:

• ориентированность на 100%-ную собираемость платежей с потребителей;

• достижение сбалансированности правил оптового и розничного рынков;

• отсутствие явной заинтересованности в росте цен: выше цены - сложнее собирать платежи, возможна потеря потребителей.

Объективно, следует констатировать, что, несмотря на различные нарекания, начиная с 2006 года институт ГП более-менее сумел обеспечить надежность электроснабжения потребителей и стабильность платежей поставщикам в сложных условиях нормативных и кассовых разрывов. Однако, безусловно, надо признать,

что выявлены существенные проблемы, связан- ^ффективное ные с функционированием переходной модели РРЭ (табл. 2).

По мнению некоторых авторов, особенностями переходной модели предопределены базовые недостатки, сформировавшиеся в результате ре-

ЧУ

г

нтикризисное правление

Таблица 2

проблемы переходной модели оптового рынка электроэнергии и мощности /розничного рынка электроэнергии

Недостаточная прозрачность оптового рынка В целях продвижения реформы РАО ЕЭС стимулировало всех участников рынка к выходу на оптовый рынок. При этом требования к ним изначально были сформулированы очень расплывчато. Многочисленность и неоднородный состав субъектов рынка делает работу ОРЭМ непрозрачной и порождает возможность неплатежей

Отсутствие конкуренции на оптовом рынке между генераторами Существует 100%-ная оплата мощности генерации, цена формируется по заявкам генераторов. В секторе регулируемых договоров устанавливаются предельные тарифы на поставляемую/покупаемую электроэнергию. Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, продаются по свободным ценам в рамках свободных двусторонних договоров, при этом участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Зачастую цены слабо зависят от объемов поставки

Отсутствие системы гарантирования платежей на оптовом и розничном рынках Среди субъектов ОРЭМ присутствуют компании, не имеющие стабильного финансового положения

Отсутствие реальной конкуренции на розничном рынке Отсутствует основание для возникновения конкуренции. Конкуренция только за сбытовую надбавку (2-4% конечной цены) дискредитировала идею конкурсов на получение статуса ГП. Практически отсутствуют механизмы заключения для розничных потребителей долгосрочных договоров на оптовом рынке, договоров для конкретного потребителя и пр.

Слабая мотивация ГП для снижения издержек В стране около 300 ГП, только 128 из них - субъекты ОРЭМ, остальные - ГП второго уровня. Отсутствие у ГП и ЭСК, взаимодействующих с конечными потребителями (особенно с населением), находящимися в зоне «регулируемых цен», отсутствует мотивация к оптимизации затрат

Низкая или даже отрицательная рентабельность ГП Слабые стимулы для инвестирования в бизнес и улучшение качества обслуживания клиентов

формирования. Можно выделить ряд таких недостатков, неблагоприятно влияющих на текущую ситуацию, сложившуюся на розничных рынках электроэнергии [12]:

• недостаточный уровень конкуренции;

• соперничество лишь за крупных потребителей, которые могут принести максимальную прибыль;2

• возможность существования компаний, пытающихся перераспределить в свою пользу долю рынка или воспрепятствовать порядку такого перераспределения в обход законодательства;

• сложности в отношениях между энергосбытовыми компаниями разных уровней;

• участие гарантирующих поставщиков в скрытом перекрестном субсидировании между потребителями разных типов;

2 Данное явление постоянно отмечается отраслевыми экспертами [9].

Таблица 3

Принципы организации эволюционной целевой модели оптового рынка электроэнергии и розничного рынка электроэнергии (по материалам [16])

Конкуренция Свободный переход потребителей оптового и розничного рынков между поставщиками электроэнергии (мощности). Единая ГТП гарантирующих поставщиков, позволяющая работать на ОРЭМ без установки автоматизированной системы коммерческого учета энергии (АСКУЭ). Обязательное требование об участии в саморегулируемой организации (СРО) для ГП и ЭСК, работающих на РРЭ

Гарантирующие поставщики ГП - публичная компания, «поставщик последней надежды» и инфраструктурная организация, отвечающая за свод баланса внутри ГТП гарантирующих поставщиков. Проведение процедуры выбора ГП на конкурсной основе в случае дефолта. ГП - регулируется через правила ценообразования на розничном рынке, и для него устанавливается предельный уровень цены и сбытовая надбавка с обеспечением нормальной доходности

Энергосбытовые компании ЭСК - полностью нерегулируемые. ЭСК предлагает потребителям любые цены и формирует свободное ценовое меню

Электросетевые компании Потребители оплачивают услуги ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «МРСК», территориальной сетевой организации в зависимости от того, к чьим сетям присоединены. Выпадающие доходы распределительных сетевых компаний компенсируются путем «приобретения их потерь» гарантирующими поставщиками на оптовом рынке

Коммерческий учет Обязательное наличие почасового коммерческого учета у потребителей с поэтапным переходом к интеллектуальному учету электрической энергии

Необходимые условия Перекрестное субсидирование включено в тарифы всех сетевых компаний до момента, пока не будет принято решение о ликвидации перекрестного субсидирования. Установлена социальная норма потребления для населения. Ужесточение требований к субъектам рынков электроэнергии в части финансовой дисциплины (ограничение как норма). Возможность предоставления бюджетных гарантий организациям бюджетной сферы и определенным социальным слоям населения для компенсации их расходов в случае существенного роста цен на электроэнергию

3 Об отношениях сбытовых и сетевых компаний

: [10].

4 Согласно [1], функционирование переходной модели рынка завершится в 2011 г.

• формирующаяся тенденция заключения прямых договоров сетевыми организациями на оплату услуг конечными потребителями;

• прочие проблемы взаимоотношений сетей и ЭСК разных уровней.3

Итак, переходная модель розничных рынков сыграла свою важную роль в период реформирования, впрочем, она не является эффективной для дальнейшего развития рыночных отношений в этом секторе.4

Ориентиры реформирования оптового и розничного рынков электроэнергии устанавливаются исходя из следующих заявленных целей:

• предоставление каждому потребителю права и возможности выбирать поставщика в условиях конкуренции;

• формирование и поддержание качественно нового уровня финансовой дисциплины на оптовом и розничных рынках;

• стимулирование генерирующих компаний, энергосбытовых компаний и конечных потребителей к заключению долгосрочных договоров как в розничном, так и в оптовом секторах рынка;

• легализация перекрестного субсидирования и введение социальной нормы потребления для населения;

• эволюционный путь продвижения к заявленным целям.

В рамках действующего нормативно-правового поля достичь указанных целей крайне проблематично, если не сказать больше. Следовательно, необходимо изменение законодательной базы, вероятно, путем принятия нового законопроекта, формирующего условия для целевых рынков электроэнергии.

Целевая модель рынков

Общие принципы организации эволюционной целевой модели можно укрупненно представить так, как показано в табл. 3. Одним из ключевых вопросов, который призвана решить целевая модель рынка, является вопрос о создании возможности простого перехода потребителя от одной ЭСК к другой в рамках еди-

Таблица 4

Функции гарантирующего поставщика (по материалам [16])

Инфраструктурная функция Сведение баланса по единой объединенной ГТП по границе ГП. Формирование и передача данных от других ЭСК - субъектов ОРЭМ, работающих в рамках единой ГТП гарантирующих поставщиков, но не имеющих АСКУЭ, коммерческому оператору ОРЭМ. Регистрация договоров ЭСК с потребителями: ЭСК - субъект ОРЭМ по единой ГТП направляет ГП информацию о заключенных договорах с каждым потребителем в целях обеспечения возможности определения обязательств ЭСК на ОРЭМ в рамках данной ГТП. Ведение базы данных потребителей по договорам энергоснабжения, а также по данным для договоров на передачу в границах единой ГТП. Получение ГП инфраструктурной надбавки за ведение данной деятельности

Функция регулирования сбыта Снабжение «спящих» потребителей до тех пор, пока они не выберут поставщика электроэнергии. «Подхват потребителей»: ГП не имеет права отказаться заключать договора энергоснабжения с потребителем, «потерявшим» ЭСК. Формирование цен и дифференцированных сбытовых надбавок по установленным правилам

98

I

ной группы точек поставки (ГТП). Для формирования полноценной конкуренции за потребителя на РРЭ создается возможность приобретения электроэнергии в рамках единой ГТП гарантирующими поставщиками, несколькими ЭСК и потребителями. В связи с этим предполагается следующее:

• территория охвата единой ГТП является зоной деятельности гарантирующего поставщика - субъекта ОРЭМ;

• в границах ГТП гарантирующие поставщики обслуживают потребителей - несколько ЭСК - субъектов ОРЭМ, ЭСК - субъектов РРЭ, покупа-

2011 № 4 (67)

ющих электроэнергию у гарантирующих поставщиков;

• ЭСК - субъект ОРЭМ может обслуживать потребителей в разных субъектах РФ, приобретая электроэнергию на ОРЭМ с использованием различных механизмов (рынок на сутки вперед (РСВ), конкурентный отбор мощности, долгосрочные договоры).

Минимальные условия для перехода потребителей от одного поставщика на РРЭ к другому должны учитывать следующие факты:

• наличие интервального учета;

• отсутствие задолженности перед текущим поставщиком;

• возможность перехода между поставщиками 1 раз в квартал.

В целевой модели (рис. 3) за потребителями также сохраняется право выхода на ОРЭМ (непосредственно либо через ЭСК) путем регистрации отдельной ГТП с учетом выполнения такими потребителями всех условий оптового рынка в отношении финансовых гарантий, коммерческого учета на оптовом рынке (АСКУЭ) и пр.

Роль ГП в целевой модели рынков рассматривается через призму выполняемых им функций (табл. 4). Многообразие и доступность механизмов конкуренции в целевой модели рынков должна быть обеспечена нормами закона. Одним из важных положений последнего должно быть то, что в отношении таких субъектов рынка, как ГП и ЭСК (ЭСО), действуют следующие положения:

• ГП, выступая в роли «поставщика последней надежды», осуществляет ценообразование таким образом, что задает естественный верхний предел цен для ЭСК (ЭСО);

• ЭСК (ЭСО) варьирует рыночные цены, разрабатывает свободные ценовые меню для конечных потребителей, при этом конкуренция возникает также за счет набора дополнительных услуг и пр.

Процесс ценообразования в соответствии с целевой моделью рынков имеет свои особенности для ЭСК и для ГП. Ценообразование для ЭСК в отсутствие регулирования имеет следующие преимущества:

• возможность предложить любое ценовое меню для любой группы потребителей;

• отсутствие регулирования предложений ЭСК, естественные ограничители - цена ГП и конкуренция;

• максимальное увеличение диапазона ценового меню в условиях растущей конкуренции (дифференциация по всем возможным параметрам: одноставочные/двуставочные/зонные, напряжение, категория надежности, интервал/интеграл, число часов использования мощности, категории/группы потребителей, наличие в классификаторе ОК-ВЭД и т. д.).

Ценообразование для ГП в условиях частичного регулирования - особенности ценообразования указаны в табл. 5.

Другими важными моментами для целевой модели рынков являются:

Рис. 3. Многообразие каналов взаимодействий потребителей с участниками оптового и розничного рынков в целевой модели рынков

Эффективное /Антикризисное " правление

5 Более подробно о роли и перспективах развития СРО, а также о соотношении понятий «саморегулирование», «квазирегулирование» и «сорегулирование» см., например, [15].

Таблица 5

Особенности процессов ценообразования в целевой модели рынков для гарантирующих поставщиков в условиях частичного регулирования

Параметр Описание

Цена покупки электроэнергии 1-й вариант: коммерческий оператор ОРЭМ публикует статистику свободных цен. 2-й вариант: устанавливается предельная максимальная цена на ОРЭМ по энергии и по мощности

Тариф на услуги по передаче электроэнергии Тариф, утвержденный РСТ субъекта РФ

Сбытовая надбавка ГП 1-й вариант: утверждается предельный максимальный уровень сбытовой надбавки по группам потребителей в процентах от конечной цены или цены покупки электроэнергии. 2-й вариант: антимонопольная служба отслеживает злоупотребления по ценовой политике со стороны гарантирующего поставщика на основе бенчмаркинга

6 Данная модель в укрупненном виде впервые была предложена А. В. Трачуком [12].

• роль СРО: повышение значения саморегулирования и сорегулирования на розничных рынках электроэнергии;5

• взаимоотношения с сетевыми организациями: предполагается, что каждая ЭСК или ГП должна заботиться о том, чтобы в точке их поставки был договор с сетевой организацией; сетевые компании компенсируют ГП потери по единой ГТП;

• социальная норма для населения: до 2014 года гражданам гарантируется электроснабжение по регулируемым ценам в рамках социальной нормы; как и другие категории потребителей, граждане могут менять поставщика

Таблица 6

процесс поэтапного перехода к целевой модели оптового и розничного рынков электроэнергии

По

Этап Мероприятие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Сохранение предельных уровней регулирования (2010-2012) Введение дифференцированной сбытовой надбавки. Введение новых требований по финансовой устойчивости к субъектам ОРЭМ (система предоплат и финансовых гарантий). Введение бюджетных гарантий для бюджетных организаций и госпредприятий на розничном рынке; для потребителей - гарантии в объеме аварийной брони; регламентация отключений. Легализация перекрестного субсидирования (2011-2012)

2. Отмена предельных уровней регулирования (полноценная работа целевой модели розничного рынка) (2012-2014) Создание конкуренции за потребителя на оптовом рынке между поставщиками. Изменение модели ценообразования на розничном рынке: • полностью свободное ценообразование для ЭСК; • предельный уровень сбытовой надбавки с учетом справедливой нормы прибыли для ГП. Установление баланса электроэнергии (мощности) региона по границам ГТП, функция «поставщика последней надежды» для ГП

при условии установки соответствующих приборов учета и отсутствии задолженности перед ГП; при потреблении сверх социальной нормы можно ограничивать граждан-неплательщиков наравне со всеми остальными (технологическую возможность даст интеллектуальный учет);

• интеллектуальный учет: важно установить не просто приборы учета, а такое оборудование, которое позволяет передавать данные, дистанционно вводить ограничение, трансформировать данные для печати платежек, одновременно уведомлять потребителей о необходимости оплатить услуги, получать предоплату.

Переход к целевой модели рынков должен происходить плавно и поэтапно (табл. 6). Совершенно ясно, что при построении целевой модели розничных рынков необходимо учесть недостатки ситуации в розничном секторе в настоящее время. В литературе обсуждается перечень требований к модели розничных рынков, делающей розницу по-настоящему конкурентной:

• существование равновеликих ЭСК, имеющих полную свободу действий для привлечения клиентов на определенной территории;

• соответствие ЭСК всем общепринятым

критериям платежеспособности и финансовой устойчивости;

• недискриминационный характер отношений лицензированных ЭСК с производителями при заключении прямых договоров как на розничном, так и на оптовом рынке;

• наличие ценовой и неценовой конкуренции между ЭСК при предоставлении услуг;

• наличие не только возможности, но и заинтересованности (экономической выгоды или улучшения качества обслуживания) потребителя (клиента) в том, чтобы поменять поставщика.

нашему мнению, наиболее сложным представляется обеспечение первого из вышеперечисленных требований даже в нескольких зонах локальной конкуренции. Общим недостатком этих принципов является то, что они не связаны с конкретными подходами к решению существующих проблем во взаимоотношениях сбытовых и распределительных сетевых компаний, непосредственно заинтересованных в устранении лишнего посредника между ними и потребителями услуг. По нашему мнению, необходимо предложить полноценную модель, учитывающую изложенную проблему. Кроме того, модель должна предлагать подход, обеспечивающий снижение рисков неплатежей розничных потребителей.

Сегодня ЭСК фактически принимает на себя риски и обязательства, связанные с оплатой сетевых услуг, и поэтому должна доминировать в отношениях с сетями. Тем не менее действующая конструкция не создает никаких стимулов для распределительных сетевых компаний искать компромиссные решения совместно со сбытовыми компаниями в том, что касается оплаты услуг с учетом неплатежей в рознице.

По мнению некоторых специалистов, целесообразно оставить функцию закупки сбытовым компаниям, а сетевым компаниям передать предоставление услуг владельцу токоприемников. Подобная схема представляется более устойчивой, нежели действующая.

В связи с этим эксперты предлагают новую (будем называть ее альтернативной) модель функционирования ЭСК, построенную с учетом следующих принципов:6

• требования к коммерческому учету электроэнергии видоизменяются;

• в роли брокера (агента) потребителя выступает сбытовая компания;

• услуга сбыта заключается в поиске подхо-

2011 № 4 (67)

дящего для клиента поставщика электрической энергии;

• каждый потребитель имеет право обратиться в любую действующую сбытовую компанию, при этом та не может отказаться от заключения договора с потребителем;

• в случае заключения договора брокер (агент) от имени потребителя покупает энергию у поставщиков по прямым свободным двусторонним договорам (СДД) или по принципу «рынок на сутки вперед» (РСВ), при этом тип договора (РСВ/СДД) потребитель выбирает самостоятельно с учетом предлагаемого меню;

• конечный потребитель самостоятельно заключает договор с сетевой компанией, без привлечения сбытовой компании;

• для исключения ситуации бездоговорного потребления сетевая организация вправе провести все необходимые мероприятия, чтобы отключить потребителя, не заключившего договора на энергоснабжение.

Кроме проблем в области розничных рынков электроэнергии (мощности), в деятельности ЭСК существуют и другие проблемы, например сочетание волатильности свободных спотовых цен на электроэнергию и необходимости установления стабильных цен в рознице. Сразу оговоримся, что анализ данной проблематики заслуживает самостоятельного исследования. Пока же только отметим, что для нивелирования колебаний расходов ЭСК (в предложенной альтернативной модели - генерирующих компаний) уместно внедрить механизм трансляции оптовых цен на розничные рынки. В этом контексте автор согласен с предложенным А. В. Трачуком методом, базирующимся на принципе страхового фонда [12]:

• прогноз цен на год вперед проводится перед началом каждого отчетного года, цена, определенная таким образом, публикуется;

• генераторы (сбытовые компании) заключают договоры, ориентируясь на определенную в начале отчетного года цену;

• на основании произведенного прогноза рассчитываются взносы либо только для потребителей, либо для всех участников оптового рынка электроэнергии и мощности, которые поступают в специальный фонд для покрытия текущих отклонений от спрогнозированной цены с установленной вероятностью (обычно 95, 97 или 99%);

г

нтикризисное правление

• после торгов в течение месяца потребители эффективное платят по прогнозируемой цене, а генераторы (сбытовые компании) получают оплату по равновесной цене;

• из созданного фонда генераторам выплачивается разница между плановым и фактическим значениями при превышении первого над вторым;

• средства, переплаченные потребителями, возвращаются в фонд;

• при определении взносов на следующий год учитываются текущие остатки средств в фонде.

Данный механизм не сможет в полной мере реализовать свою страхующую функцию лишь в случае резкого изменения цен на ОРЭМ, в этом случае средства фонда будут исчерпаны до конца года. Вероятностью формирования подобной ситуации нельзя пренебрегать, и единственным верным способом снизить такую возможность является приближение к 100% параметра расчета на третьем этапе. Не стоит забывать, что стоимость содержания такой системы на определенном этапе может быть сопоставима с максимальной величиной потенциальных убытков, при этом повышается оценка средних возможных убытков. Вышеуказанные факторы делают систему экономически невыгодной участникам, поэтому определение «доверительного интервала» обусловлено прежде всего решением участников системы, выбирающих между надежностью и стоимостью систем [17]. Сопоставление традиционной целевой и альтернативной моделей РРЭ по некоторым сравниваемым признакам отражено в табл. 7.

Таблица 7

Сопоставление традиционной целевой и альтернативной модели РРЭ

Сравниваемый признак Традиционная модель Альтернативная модель

Наличие гарантирующего поставщика электрической энергии Есть Нет

Статус энергосбытовой компании при взаимодействии с потребителем электрической энергии Продавец электрической энергии Совмещение функций брокера и провайдера при организации эффективных взаимодействий потребителя с производителем электроэнергии (генерирующей компанией)

Предлагаемый механизм, компенсирующий потенциально возрастающую волатильность цен на электроэнергию В явном виде механизм не обозначен Механизм страхового фонда

В целом, отдавая должное оригинальности и перспективности изложенной выше модели, предложенной А. В. Трачуком, необходимо признать, что она не лишена некоторых недостатков. Прежде всего, следует указать на то, что построенная на базе данной модели система

7 Имеется в виду сбор данных, сведение баланса, передача данных на оптовый рынок, ведение реестра договоров, сведение обязательств, формирование почасового плана и т.п.

взаимодействий между участниками рынков с большой вероятностью будет сопряжена с высокими транзакционными издержками. В первую очередь это касается издержек на поиск информации, издержек контрактации, издержек измерения и мониторинга, издержек оппортунистического поведения. Критический анализ изложенной выше альтернативной модели функционирования рынков электроэнергии, возможностей и последствий ее практического использования, безусловно, должен стать предметом дальнейших исследований.

Возвращаясь к анализу перспектив и направлений трансформации переходной модели к це-

левой модели рынков электроэнергии, следует также упомянуть о наличии некоторых неопределенностей в отношении путей и методов подобной трансформации. Это своего рода ключевые узлы, возникающие при принятии последующих решений в дальнейшем (табл. 8).

Заключение

Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что одним из актуальных вопросов в сфере государственного регулирования экономики является вопрос реформирования естественно-монопольных структур. Ключевой задачей яв-

Таблица 8

«Развилки» при принятии решений в отношении развития рынков электроэнергии

«Развилка» Альтернативы или возникающие вопросы

Механизмы развития конкуренции Проведение конкурсов на статус ГП (конкурсы как механизм сдерживания роста цен на услуги ГП и механизм для выхода из чрезвычайных ситуаций). Снижение порога доступа по отдельной ГТП на ОРЭМ (сейчас 750 кВА): разрешение выйти в любой момент в течение года и упрощение (ускорение) процедуры выхода. Использование механизма единой ГТП. Обращение к механизму среднеоптовой биржи (ГП перепродает электроэнергию в рознице всем желающим перепродавцам)

Количество ГТП Одна на субъект Российской Федерации. ГТП каждого из ГП, вышедших на ОРЭМ

Свод баланса по региону и регистрация договоров «ЭСО - потребитель»7 Свод баланса остается у действующих ГП (соответствует существующему порядку, ГП располагают необходимыми ресурсами и опытом). Свод баланса отбирается у действующих ГП, создается отдельный регистратор (модель некоммерческого партнерства «Совет рынка») - дополнительный субъект рынка (другой вариант собственников: администратор торговой системы + администрация субъекта РФ). Свод баланса отбирается у действующих ГП и формируется у Сети. Свод баланса отбирается у действующих ГП, его передают системному оператору ЕЭС

Требования к системам учета для возможности смены поставщика на РРЭ Обязательная система почасового учета с хранением профиля нагрузки (достоинства: увеличение прозрачности отношений на розничном рынке; дополнительный стимул к установке приборов почасового учета [2]; недостаток - стоимость установки для потребителя или ЭСК). Типовой профиль (достоинство: не требует затрат со стороны потребителя; недостаток: арбитраж является стимулом отказаться от установки приборов почасового учета для тех, кому это невыгодно; вероятность наращивания на розничном рынке небаланса). Интеллектуальный учет: почасовой учет с передачей данных, предоплата, возможность автоматического отключения)

Саморегулируемые организации Создание СРО обязательно для ГП и ЭСК, работающих с розничными потребителями. Создание компенсационного фонда для предоставления гарантий потребителям и поставщикам

Работа с населением Привлечение управляющих компаний. Работа непосредственно с конечными потребителями (гражданами). Работа с населением по желанию и выбору конечных потребителей (граждан)

Розничная генерация (до 25 МВт) Определение покупателя. Определение цены на электрическую и тепловую энергию, способа регулирования этой цены. Обязанность (отсутствие обязанности) ГП покупать эту энергию

Сроки введения целевой модели До конца 2014 года. До конца 2017 года

2011 № 4 (67)

ляется привлечение потенциальных инвесторов ночных отношений в этом секторе. К 2012 году эффективное

и создание конкурентного рынка в тех сферах планируется перейти к целевой модели рынков, Ч*Унтикризисное

экономики, где эти структуры преобладают. однако существует множество альтернативных Онтикризисное

Сейчас этот процесс активно проходит в сфе- путей развития оптового и розничного рынков ^ /правление

ре электроэнергетики. В данный момент все электроэнергии, с недостатками и последстви-

конечные потребители электрической энергии ями их практического использования предстоит

(мощности), кроме 40 потребителей, вышедших работать в дальнейшем.

на общероссийский оптовый рынок электро- Указанные выше альтернативы при принятии энергии и мощности, приобретают электроэнер- решений в отношении развития рынков электро-гию на розничных рынках. энергии должны будут стать ключевыми аспек-Переходная модель розничных рынков сы- тами в дальнейшем исследовании проблематики грала свою важную роль в период реформирова- отрасли, что, несомненно, приведет к выявления, но позже стало понятно, что она не является нию слабых мест и оптимизации целевой модели ВДСН эффективной для дальнейшего развития ры- рынка.

1. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике».

2. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».

3. Постановление Правительства РФ № 526 от 11.07.2001 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».

4. Постановление Правительства РФ № 643 от 24.10.2003 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».

5. Постановление Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям».

6. Постановление Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».

7. Гительман Л. Д., Ратников Б. Е. Реформа электроэнергетики: оценка эффективности и корректировка курса // Энергорынок. 2009. № 1. С. 10-14.

8. Годовой отчет ОАО «АТС» за 2009 год // Администратор торговой системы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.atsenergo.ru/ats/information/

9. Затянув пояса. Интервью с председателем правления НП ГП и ЭСК Василием Киселевым. // Энергорынок. 2008. № 12. С. 22-23.

10. Кармаков А. Гарант надежности // Энергорынок. 2009. № 1. С. 32-34.

11. Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.np-sr.ru/registers/marketsubject/

12. Трачук А. В. Модель деятельности сбытовых компаний для повышения их устойчивости // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2010. № 1. С. 120-123.

13. Трачук А. В. Реформирование естественных монополий: вопросы целеполагания. СПб., 2008. 176 с.

14. Трачук А. В. Реформирование электроэнергетики и развитие конкуренции. M., 2010. 142 с.

15. Трачук А. В. Саморегулирование в инфраструктурных отраслях естественных монополий // Эффективное антикризисное управление. 2010. № 4. С. 46-55.

16. Фатеева Е. Г. Целевая модель розничных рынков электроэнергии: Презентация.

17. Ширяев А. Н. Вероятность: В 2 кн. М., 2007.

18. Экономика и управление в современной электроэнергетике России: Пособие для менеджеров электроэнергетических компаний / Под ред. А. Б. Чубайса. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.