УДК 393.13 JEL F14, L16, L94, L98, O25, P51 DOI 10.26425/1816-4277-2018-11-128-135
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Рассмотрена проблема развития конкурентных отношений на розничном рынке электрической энергии в целях повышения эффективности электроэнергетической отрасли России. Показано, что сформированная сегодня модель розничного рынка не обеспечивает достаточного уровня развития конкуренции в энергосбытовой деятельности. Исследованы отличительные особенности организации розничного рынка электрической энергии России. Выполнена оценка степени развития конкурентных отношений в энергосбытовой деятельности и ее влияния на динамику цены на электрическую энергию для конечных потребителей. Выявлены факторы, препятствующие развитию конкуренции на розничном рынке электрической энергии. Даны предложения по повышению уровня конкуренции.
Ключевые слова: розничный рынок электрической энергии, конкуренция, цена на электрическую энергию, гарантирующие поставщики, энергосбытовые компании, регулирование.
THE PROBLEMS OF RETAIL ELECTRICITY MARKET COMPETITION DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The challenge of the development of the retail electricity markets competition in order to improve the efficiency of electric power industry in Russia has considered. The modern Russian retail electricity markets model does not provide the adequate level of competition in retail energy sales sector has revealed. This article studies specific features of the Russian retail electricity markets organization. The level of competition in retail energy sales sector and the competition impact to the retail electricity prices have estimated. The competition prohibiting factors for retail electricity markets have suggested. Keywords: retail electricity market; competition, electricity price, suppliers with obligation to supply, electricity suppliers, regulation.
Российская электроэнергетика исторически развивалась как естественно-монопольная отрасль. Целью проведенного в начале 2000-х гг. реформирования отрасли было внедрение конкуренции в тех сегментах электроэнергетики, в которых она возможна и целесообразна (в частности, в сфере производства и сбыта электрической энергии) при одновременном развитии квазиконкурентных механизмов в регулируемом сегменте (передача электрической энергии), и обеспечении недискриминационного доступа участников рынка к электросетевой инфраструктуре.
Либерализация российской электроэнергетики проходила с оглядкой на успешный опыт реформирования западных стран и осуществлялась по модели энергорынка с дерегулированной оптовой и розничной торговлей электрической энергией. В результате структурных преобразований российской электроэнергетики в сфере производства электрической энергии был сформирован оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - ОРЭМ), а в сфере сбыта электрической энергии - розничные рынки электрической энергии (далее - РРЭ) на уровне субъектов Российской Федерации (далее - РФ). Подобные изменения в конечном счете должны были обеспечить надежное энергоснабжение потребителей, а также способствовать снижению тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей, главным образом за счет развития конкурентной борьбы между производителями электрической энергии (на оптовом рынке) и поставщиками электрической энергии (на розничных рынках).
© Мозговая О.О., 2018
Мозговая Оксана Олеговна
директор Центра организации научной деятельности и управления проектами Института экономики естественных монополий, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва e-mail: [email protected]
Mozgovaya Oksana
Director of the Center for the organization of scientific activities and project management of the Institute of Economics of Natural Monopolies, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Adminisration, Moscow e-mail: [email protected]
Окончательный переход к конкурентной модели рынка электрической энергии произошел с 01.01.2011 г. На сегодняшний день сформированная в результате структурных преобразований модель функционирования РРЭ по формальным признакам создает условия для развития конкурентных отношений и позволяет потребителям выбирать поставщика электрической энергии, однако на практике не обеспечивает необходимого уровня развития конкуренции в энергосбытовой деятельности.
Особенности организации РРЭ. В результате реформирования электроэнергетической отрасли РРЭ были сформированы на уровне субъектов РФ (за исключением регионов, в которых по техническим причинам развитие конкуренции на текущий момент невозможно), что обусловливается наследием дореформенной структуры российской электроэнергетической отрасли - из сбытовых подразделений распакованных региональных вертикально-интегрированных энергокомпаний в 2006 г. были сформированы первые гарантирующие поставщики электрической энергии.
Действующая сегодня правовая модель конкурентных отношений на розничном рынке электрической энергии (мощности) базируется на разделении функций гарантирующих поставщиков электрической энергии и независимых энергосбытовых организаций. Гарантирующие поставщики выполняют социальную функцию, выступая в роли системообразующих субъектов РРЭ, которые несут ответственность за обеспечение энергоснабжения любых обратившихся к ним потребителей (покупателей) электрической энергии, расположенных в границе зоны их деятельности. Это значит, что гарантирующие поставщики несвободны в выборе потребителя электрической энергии. Независимые энергосбытовые организации призваны выступать в качестве основы формирования конкурентного розничного рынка электрической энергии (мощности), которые в борьбе за потребителя (покупателя) электрической энергии предлагают рынку лучшие условия поставки.
В России, как и в западных странах, конкурентная модель розничного рынка предусматривает ограничения на совмещение деятельности по сбыту и передаче электрической энергии. Однако если в ряде западных стран устанавливаются пороговые значения для сетевых компаний, при достижении которых необходимо обязательное юридическое и функциональное разделение деятельности по передаче электрической энергии от сбытовой деятельности и деятельности по выработке электрической энергии (например в Финляндии, Великобритания), то в РФ установлен жесткий запрет, не допускающий совмещения деятельности по передаче и сбыту электрической энергии (за исключением краткосрочного периода времени с момента лишения статуса гарантирующего поставщика одной энергосбытовой компании и присвоения его другой, в течение которого сетевая компания берет на себя обязанности энергоснабжения потребителей в соответствии с п. 205 Постановления Правительства РФ «О функционировании розничных рынков электрической энергии» от 04.05.2012 г. № 442) [1].
Агрегируя опыт западных стран, конкурентная модель розничного рынка РФ предоставляет потребителям (покупателям) электрической энергии возможности выбора модели взаимодействия с другими участниками розничного рынка. В частности, потребитель (покупатель) электрической энергии вправе решить, целесообразнее ли ему выстраивать прямые взаимоотношения только с поставщиком электрической энергии, выступающим посредником между ним и электросетевой компанией (путем заключения договора энергоснабжения), или же взаимодействовать как с поставщиком электрической энергии (путем заключения договора на поставку электрической энергии), так и с сетевой компанией (путем заключения договора на передачу электрической энергии) [1]. Выбор потребителем (покупателем) электрической энергии модели взаимодействия с участниками рынка определяет порядок и процедуру заключения договора на поставку и передачу электрической энергии.
Концепция дерегулированой модели российского РРЭ предусматривала развитие конкурентной борьбы непосредственно между независимыми энергосбытовыми компаниями, отводя гарантирующим поставщикам роль страховых агентов рынка, которые обеспечивают энергоснабжение потребителей, потерявших поставщика электрической энергии. Однако на практике конкуренция в энергосбытовой деятельности носит крайне ограниченный характер и наблюдается между гарантирующими поставщиками и независимыми энергосбытовыми компаниями (при поставках отдельным категориям потребителей, не населению). Сами гарантирующие поставщики между собой не конкурируют, поскольку зоны ответственности гарантирующих поставщиков не пересекаются.
Состояние развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии. Несмотря на общий рост количества энергосбытовых компаний, функционирующих на РРЭ в границах субъектов РФ, развития конкурентных механизмов не произошло, а сами рынки остаются высоко концентрированными. Так, по данным
ФАС России в 2016 г. только в 5 из 84 регионов России индекс концентрации розничного рынка электрической энергии был менее 75, в 2013 г. - в 8 регионах из 84. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, традиционно используемый для характеристики уровня развития конкуренции, в 2016 г. в 83 регионах из 84 находился в диапазоне от 2 тыс. до 10 тыс., что свидетельствует о низком уровне развития конкуренции (рис. 1) [5].
Первая ценовая зона
•е &
и *
10 ООО -9 0008 0007 0006 0005 0004 0003 000-
2 000 < НН1 £ 10 000
низкий уровенв развития конкуренции
2 000-
ценовая зона
Неценовая зона
1 000-
дал л 3 д а и о л ¡Г
& 11 а-11 а-11 й
н « ?
3?5°101081?Ю1010®10 10ЮЮ1010Ю 8,'?ЮЮ10Ю10 10 2ю10ю0ю10юч<410в?'11цаи100? >Я ХО Ю >Я § Ю >Я ХО Ю й Ию»яююю»яюю»я° &
^ _ „ ^ ^ ^ § § § § ^ § § § ^ Ш Ш Ш ШШШШШШШ^* Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш ^ Ш Ш Ш ^ ^ Ш ^ ^^ Ш ^ Ш ^ ° ° ^ р ° ° " | о а о о о а о о а« ^
ц|*ц»ши ткиПУПЖИ||1М1|И ^ШШ1 5он|Ш1?* 1
1|Ч| || 8 ||| ао ||
л ^ « м « 5 £
1ъ555$< з5ъ £ а Л г а^й г»
¡аэаа^яЕэоя^ч ян*-.
= I 1 В 5
Источник [5]
Рис. 1. Индекс Херфиндаля-Хиршмана на товарном рынке энергосбытовых компаний, функционирующих на территории субъектов РФ, входящих в ценовые и неценовые зоны оптового рынка в 2016 г.
Исследование структуры розничных рынков в разрезе субъектов РФ показало сегментацию рынков внутри регионов на зоны деятельности гарантирующих поставщиков с сохранением их доминирующего положения (рис. 1) [5]. Кроме того, согласно данным НИ «Совет рынка», на долю гарантирующих поставщиков в 2017 г. пришлось 64,8 % (или 573 462,46 млн кВт-ч) от совокупного потребления электрической энергии (с учетом потерь) страны.
На РРЭ наблюдается тенденция по консолидации энергосбытовых активов, начавшаяся в 2007 г. когда ОАО РАО «ЕЭС России» стало проводить аукционы по продаже региональных энергосбытовых организаций, выделенных из расформированных АО-энерго. В настоящее время большая часть крупных региональных гарантирующих поставщиков контролируется как государственными (ПАО «Интер-РАО», ПАО «Русгидро»), так и частными (ПАО «ТНС-энерго», ПАО «Т Плюс») межрегиональными энергетическими холдингами. Одним из преимуществ энергосбытовых холдингов считается возможность экономии при централизованных закупках на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Однако для потребителя эта экономия частично нивелируется более высокими сбытовыми надбавками, связанными с оплатой управленческих услуг, оказываемых холдингами. Результаты сравнения удельных затрат на покупку электрической энергии и средневзвешенных сбытовых надбавок у независимых гарантирующих поставщиков и контролируемых энергохолдингов не выявили влияния аффилированности гарантирующих поставщиков на их величину. Таким образом, по мнению авторов, консолидация энергосбытовых активов не влияет на цену электроэнергии на розничных рынках.
Динамика цены на электрическую энергию для конечных потребителей. Развитие конкуренции на РРЭ России предусматривало отказ от государственного регулирования цен на электрическую энергию для потребителей (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей). С момента перехода
к окончательной либерализации электроэнергетической отрасли в 2011 г. темп роста средней цены на электрическую энергию для различных категорий конечных потребителей, согласно данным Росстата, оставался ниже или в пределах уровня инфляции (рис. 2) [3; 4].
руб. /МВт-ч 3 ООО
2 000
1 ООО
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Средняя цена на электроэнергию, отпущенную разным категориям потребителей на РРЭ, руб./МВт-ч
Источник [3; 4]
Рис. 2. Динамика цены на электрическую энергию, отпущенную различным категориям потребителей на розничном рынке
электрической энергии за 2006-2016 гг., руб. / МВт-ч
Вместе с тем умеренный рост цен на розничных рынках обусловливается, главным образом, сохранением элементов прямого государственного регулирования цен на электрическую энергию.
Так, в соответствии с действующим российским законодательством, государственному регулированию подлежит величина сбытовой надбавки, устанавливаемая для гарантирующих поставщиков электрической энергии. Размер сбытовой надбавки устанавливается исполнительными органами субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в соответствии с предельными (минимальными и/или максимальными) уровнями цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), устанавливаемыми Федеральной антимонопольной службой России согласно прогнозам социально-экономического развития.
Факторы, препятствующие развитию конкуренции на РРЭ. Среди негативных факторов, препятствующих полноценному развитию конкурентных механизмов на РРЭ России, можно выделить следующие.
1. Доминирующее положение на рынке сбытовых компаний, обладающих статусом гарантирующего поставщика. На стадии реформирования электроэнергетической отрасли предполагалось периодическое проведение очередных открытых конкурсов (раз в 3 года) на присвоение статуса гарантирующего поставщика, призванных обеспечить конкуренцию между крупными энергосбытовыми компаниями, и как следствие, способствовать появлению на рынке лучших условий поставки электрической энергии. Изменения, принятые в законодательстве в конце 2010 г., отменили данный порядок. В результате этого, а также неразвитости механизмов, обеспечивающих любому потребителю возможность смены поставщика электрической энергии, гарантирующие поставщики, продолжают сохранять доминирующие позиции на розничном рынке.
2. Отсутствие механизмов, позволяющих независимым сбытовым компаниям приобретать электрическую энергию и поставлять ее потребителям по ценам, существенно отличным от цен гарантирующих поставщиков. В частности:
- остается неразвитой система заключения двухсторонних договоров купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке, позволяющая энергосбытовым компаниям приобретать электрическую энергию напрямую у производителей. Вместе с тем опыт скандинавских стран показывает, что именно прямые
двухсторонние договоры позволяют энергосбытовым компаниям предлагать конечным потребителям наиболее низкие тарифные решения на потребляемую ими электрическую энергию;
- ограничен состав производителей электроэнергии, имеющих право ее реализации напрямую покупателям розничного рынка. В соответствии с действующим законодательством электрическая энергия, произведенная электростанциями мощностью более 25 МВт (за исключением отдельных случаев), может реализовываться только на оптовом рынке электрической энергии и мощности. На розничном рынке реализуется лишь электроэнергия, вырабатываемая электростанциями мощностью до 25 МВт. При этом производители электрической энергии могут осуществлять ее реализацию только потребителям (гарантирующему поставщику, электросетевым компаниям), расположенным в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика (которая может охватывать как территорию субъекта РФ в целом, так и ограничиться территорией населенного пункта или участка сети);
- слабо развита система инструментов хеджирования рисков на рынках электрической энергии (форвардных и фьючерсных контрактов и др.), которая могла бы позволить сбытовым компаниям предложить конечным потребителям приобретение электроэнергии по стабильным ценам, зафиксированным на определенный период.
3. Сохранение государственного регулирования при поставках электрической энергии населению. Установление регулируемых цен на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, объем потребления электрической энергии которых, по данным Росстата, составил в 2016 г. 153,9 млрд кВт-ч (или 27,2 % от совокупного потребления). С одной стороны, он фиксирует данную группу потребителей (покупателей) электрической энергии за гарантирующими поставщиками, усиливая тем самым их доминирующее положение на региональных рынках и вынуждает независимые энергосбытовые компании конкурировать за потребителей, относящихся к другим категориям, а с другой - не способствует решению основной проблемы отрасли - ликвидации перекрестного субсидирования, имеющего место между отдельными категориями потребителей [9].
4. Хроническая низкая платежная дисциплина потребителей электрической энергии. На конец 2017 г. дебиторская задолженность потребителей розничного рынка электрической энергии перед гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми компаниями выросла более чем в 4,75 раза по сравнению с уровнем 2009 г. По итогам первого полугодия 2018 г. объем дебиторской задолженности потребителей розничного рынка перед гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми компаниями составил 236 млрд руб., что на 3 % выше уровня первого полугодия 2017 г. (рис. 3) [6; 7].
млрд руб.
Дата
ОООГПООООО
—: о о —^ о о о —^ о о —^ о о —: о о —;
ОоООООО"ЧОООООООООООО"ЧОО
Источник [6]
Рисунок 3. Динамика дебиторской задолженности потребителей розничного рынка электрической энергии перед гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми компаниями за 2009 - 1 полугодие 2018 гг., млрд руб.
Наибольшую долю в структуре дебиторской задолженности перед гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями составляют непромышленные потребители (жилищно-коммунальный комплекс, территориальные сетевые организации, предприятия социально-бытовой сферы, потребляемой мощностью до 670 кВт). По данным АО «ЦФР», в феврале 2018 г. дебиторская задолженность непромышленных потребителей составила 51,9%, населения и приравненных к нему категорий потребителей - 18,6 %, промышленных потребителей - 18,7 % [8]. При этом в структуре дебиторской задолженности потребителей только 39,9 % приходится на текущую задолженность. Оставшаяся часть (60,1 %) приходится на просроченную дебиторскую задолженность, из которой 26,9 % - исковая задолженность, 22,8 % - прочая просроченная дебиторская задолженность, 7,2 % - мораторная задолженность, 2,2 % - реструктурированная задолженность, 1 % - безнадежная задолженность [6].
Низкая платежная дисциплина потребителей является фактором убыточности энергосбытовой деятельности и переносит риски банкротства потребителя электрической энергии с поставщика на сетевую компанию и генерацию (в случае банкротства энергосбытовой компании).
5. Сложный и длительный механизм смены потребителем сбытовой компании. Теория развития конкуренции на РРЭ исходит из того, что конкуренция рассматривается как процесс, в котором, с одной стороны, энергосбытовые компании, конкурируя друг с другом за возможность предложить конечным потребителям лучшие условия поставки электрической энергии (цену, качество оказываемых услуг и т. д.), получают стимулы для минимизации собственных затрат и внедрение инноваций, а с другой стороны - сами потребители, получая возможность выбирать поставщика электрической энергии создают дополнительные стимулы для развития конкуренции в сфере поставок электрической энергии.
Большинство потребителей РРЭ РФ фактически не имеют возможности выбора поставщика электрической энергии. Кроме того, выбор независимой энергосбытовой компании в качестве поставщика электрической энергии накладывает на потребителя дополнительные обязательства, в частности, по созданию системы АИИС КУЭ, удовлетворяющей требованиям оптового рынка электрической энергии, требующие значительных финансовых вложений. Компенсировать эти затраты позволяет экономия на стоимости электрической энергии и индивидуальные условия обслуживания, предлагаемые независимой энергоснабжающей организацией. Однако это доступно только крупным потребителям, годовой объем потребления которых превышает 30 тыс. МВт • ч. По оценкам экспертов, остальным потребителям экономически целесообразнее сохранять обслуживание у гарантирующего поставщика [2].
6. Отсутствие дифференциации тарифных меню, предлагаемых энергосбытовыми компаниями (включая гарантирующих поставщиков) конечным потребителям. Потребители, обсуживающиеся гарантирующими поставщиками, не имеют возможности изменения условий поставки, поскольку гарантирующие поставщики предлагают потребителям стандартные условия обслуживания и сбытовую надбавку, рост которой для населения ограничивается регулирующим органом. В свою очередь, неразвитость механизмов, позволяющих независимым сбытовым компаниям приобретать электрическую энергию и поставлять ее потребителям по ценам, существенно отличным от цен гарантирующих поставщиков, исключает возможность независимых энергосбытовых компаний предлагать потребителям различные тарифные меню. В то же время исследование успешных практик функционирования РРЭ с дерегулированной моделью оптового и розничного рынков (Великобритании, Норвегии, Финляндии, Дании и Швеции) показывает, что конкуренция на РРЭ заставляет поставщиков электрической энергии предлагать рынку широкий спектр продуктов и вариативность тарифных меню. Основными признаками дифференциации выступают: профиль потребления потребителя (покупателя) электроэнергии, тип цены на электрическую энергию (изменяемые, фиксированные тарифные планы, также цены, зависящие от спотовой цены рынка), продолжительность действия цены на электрическую энергию (от 2-х недель до 3-х лет). [10-15].
В целях дальнейшего развития конкурентных отношений на розничных рынках электрической энергии России, являющихся необходимым элементом повышения эффективности электроэнергетической отрасли, необходимо решить ключевые проблемы, препятствующие развитию конкуренции в энергосбытовой деятельности. При этом необходима разработка комплексных механизмов, предусматривающих одновременное совершенствование правил функционирования как оптового рынка электрической энергии (мощности) для обеспечения возможности энергосбытовым компаниям формировать дифференцированное меню тарифных предложений, так и розничного рынка электрической энергии, предусматривающих снижение
доминирующего положения гарантирующих поставщиков и развитие механизмов смены поставщика электрической энергии. В частности, предлагается рассмотреть возможность смягчения ограничений в отношении реализации электрической энергии генерирующими объектами с установленной мощностью свыше 25 МВт, отмены запрета совмещения деятельности по передаче и производству электрической энергии (в отношении объектов малой распределенной генерации). Кроме того, необходимо максимально упростить механизм перехода потребителей между гарантирующим поставщиком и независимыми энергосбытовыми компаниями, а также обеспечить условия для развития прямых договорных отношений между потребителями и производителями электрической энергии на розничных рынках, в частности, на основе долгосрочных договоров на поставку электроэнергии с различными вариантами тарифных меню.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» от 29.12.2011 г. № 1178 // «Собрание законодательства РФ», 23.01.2012, № 4, ст. 504.
2. Гарантирующий поставщик или энергосбытовая организация (энергосбытовая компания). Кто лучше? [Электронный ресурс] // ЭнергоБлог Экономические и договорные аспекты электроснабжения предприятий РФ. - Режим доступа: http:// energo.blog/2017/05/garantirujushhij-postavshhik-ili-jenergosbytovaja-organizacija-kto-luchshe/ (дата обращения: 09.10.2018).
3. Индексы потребительских цен на товары и услуги [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/# (дата обращения: 09.10.2018).
4. Индексы цен производителей на отдельные виды и группы промышленных товаров // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/prom/ cena-okpd.htm (дата обращения: 09.10.2018).
5. Обзор состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии и мощности в 2016 г. [Электронный ресурс] // Управление регулирования электроэнергетики ФАС РФ. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/561709 (дата обращения: 09.10.2018).
6. Оперативная информация о состоянии и динамике расчетов на РРЭ (по данным ГП и ЭСК) [Электронный ресурс] // Акционерное общество «Центр финансовых расчетов». - Режим доступа: https://cfrenergo.ru/upload/iblock/512/ Operativnaya-informatsiya-o-sostoyanii-i-dinamike-raschetov-na-RRE-po-dannym-GP-i-ESK.pdf (дата обращения: 09.10.2018).
7. Резюме анализа платежеспособности участников рынка - гарантирующих поставщиков (итоги 1 пол. 2018 г.) [Электронный ресурс] // Акционерное общество «Центр финансовых расчетов». - Режим доступа: https://cfrenergo.ru/ upload/iblock/31b/Rezyume_fin_sost_1_pol_2018.pdf (дата обращения: 09.10.2018).
8. Розничные рынки. Мониторинг и аналитика [Электронный ресурс] // Акционерное общество «Центр финансовых расчетов». - Режим доступа: https://cfrenergo.ru/monitoring_and_analytics/RRE/ (дата обращения: 09.10.2018).
9. Российский статистический ежегодник. 2017 // Федеральная служба государственной статистики. - М., 2017. - 686 с.
10. Electricity prices components for household consumers - annual data (from 2007 onwards) [Электронный ресурс] // Eurostat. -http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=nrg_pc_204_c&lang=en (дата обращения: 24.10.2018).
11. National report 2017 to the Agency for the Cooperation of Energy Regulators and to the European Commission. Finland / Energy Authority. Ref: 1469/401/2017. 2017. - P. 47.
12. National report Denmark 2017. Status for 2016 / Danish energy regulatory authority. - 2017. - P. 65.
13. National report 2017 / Norwegian water resources and energy directorate (NVE). - 2017. - P. 42.
14. Priser [Электронный ресурс] / Forsyningstilsynet. - Режим доступа: http://energitilsynet.dk/el/priser/ (дата обращения: 09.10.2018).
15. The Swedish electricity and natural gas market 2016 / Swedish energy markets inspectorate (Energimarknadsinspektionen) R2017:06. Eskilstuna, 2017. - P. 78.
References
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2011 g. № 1178 «O tsenoobrazovanii v oblasti reguliruemykh tsen (tarifov) v elektro-energetike» [Resolution of the Government of the Russian Federation of December 29, 2011 № 1178 «On pricing in the field of regulated prices (tariffs) in the electric power industry»] // «Meeting of the legislation of the Russian Federation», January 23, 2012, № 4, Art. 504.
2. Garantiruyushchii postavshchik ili e'nergosby'tovaya organizatsiya (e'nergosby'tovaya kompaniya). Kto luchshe? [The guaranteeing supplier or the power sales organization (power sales company). Who is better?], EnergoBlog Ekonomicheskie i dogov-orny'e aspekty' elektrosnabzheniya predpriyatii RF [Energoblok Economic and contractual aspects of power supply enterprises of the Russian Federation]. Available at: http://energo.blog/2017/05/garantirujushhij-postavshhik-ili-jenergosbytovaja-organi-zacija-kto-luchshe/ (accessed 09.10.2018).
3. Indeksy' potrebiteFskikh tsen na tovary' i uslugi [Consumer price indices for goods and services], FederaFnaya sluzhba gosu-darstvennoi statistiki [Federal state statistics service]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/tariffs/# (accessed 09.10.2018).
4. Indeksy' tsen proizvoditelei na otdel'nye vidy' i gruppy' promyshlennykh tovarov [Producer price indices for certain types and groups of industrial goods], FederaFnaya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal state statistics service]. Available at: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/prom/cena-okpd.htm (accessed 09.10.2018).
5. Obzor sostoyaniya konkurentsii na roznichnykh rynkakh elektricheskoi energii i moshchnosti v 2016 g. [Review of the state of competition in the retail markets of electric energy and capacity in 2016], Upravlenie regulirovaniya elektroenergetiki FAS RF [Power industry regulation Department of the FAS of the Russian Federation]. Available at: https://fas.gov.ru/docu-ments/561709 (accessed 09.10.2018).
6. Operativnaya informatsiya o sostoyanii i dinamike raschetov na RRE' (po dannym GP i E'SK) [Operational information on the status and dynamics ofpayments on re (according to SE and ESC)], Aktsionernoe obshchestvo «Centr finansovykh raschetov» [Joint Stock company «Centerforfinancial settlements»]. Available at: https://cfrenergo.ru/upload/iblock/512/Operativnaya-in-formatsiya-o-sostoyanii-i-dinamike-raschetov-na-RRE-po-dannym-GP-i-ESK.pdf (accessed 09.10.2018).
7. Rezyume analiza platezhesposobnosti uchastnikov rynka - garantiruyushchikh postavshchikov (itogi 1 pol. 2018 g.) [Summary of the analysis of solvency of market participants-guaranteeing suppliers (results 1 floor. 2018)], Aktsionernoe obshchestvo «Centr finansovykh raschetov» [Joint stock company «Center for financial settlements»]. Available at: https://cfrenergo.ru/ upload/iblock/31b/Rezyume_fin_sost_1_pol_2018.pdf (accessed 09.10.2018).
8. Roznichnye rynki. Monitoring i analitika [Retail market. Monitoring and Analytics] // Aktsionernoe obshchestvo «Centr finansovykh raschetov» [Joint stock company «Center for financial settlements»]. Available at: https://cfrenergo.ru/monitor-ing_and_analytics/RRE/ (accessed 09.10.2018).
9. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2017 [Russian statistical yearbook. 2017], FederaFnaya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal state statistics service], M., 2017, 686 p.
10. Electricity prices components for household consumers - annual data (from 2007 onwards), Eurostat. Available at: http://appsso. eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=nrg_pc_204_c&lang=en (accessed 24.10.2018).
11. National report 2017 to the Agency for the Cooperation of Energy Regulators and to the European Commission. Finland, Energy Authority, Ref: 1469/401/2017, 2017, p. 47.
12. National report Denmark 2017, Status for 2016, Danish energy regulatory authority, 2017, p. 65.
13. National report 2017 / Norwegian water resources and energy directorate (NVE), 2017, p. 42.
14. Priser, Forsyningstilsynet. Available at: http://energitilsynet.dk/el/priser/ (accessed 09.10.2018).
15. The Swedish electricity and natural gas market 2016, Swedish energy markets inspectorate (Energimarknadsinspektionen) R2017:06, Eskilstuna, 2017, p. 78.