Научная статья на тему 'Итоги развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии Свердловской области'

Итоги развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ / ELECTRICITY / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ / РЫНОК / MARKET / ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимов А. В.

Предмет и тема. Статья посвящена анализу результатов реформирования регионального сбытового звена в электроэнергетике. Цели и задачи. Цель определение особенностей построения модели конкурентного розничного рынка электрической энергии в Свердловской области. Методология. В ходе исследования использованы положения и выводы теории конкурентного преимущества, а также методы системного, логического и структурного анализа. Результаты. Выявлены факторы, оказывающие влияние на уровень конкуренции на региональном розничном рынке электрической энергии и рассмотрены тенденции ее формирования на этапах становления данного рынка. Раскрыто несовершенство механизмов государственного регулирования розничного рынка электрической энергии и проведен анализ динамики его региональной структуры. Выявлены мотивация входа крупных бизнес-групп на рынок купли-продажи электрической энергии, конкурентные преимущества и недостатки групп рыночных игроков. Представлено видение перспектив развития данного рынка. Выводы и значимость. Недостаточный уровень конкуренции на региональном розничном рынке электрической энергии обусловлен сложностью планов реформ, недостатками в разработке и реализация правил реформирования электроэнергетики, бездействием органов власти в части оперативного совершенствования правил функционирования розничного рынка электрической энергии. Неотлаженная система государственного регулирования данного рынка, в частности отсутствие конкурсных механизмов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика, сохранение рядом хозяйствующих субъектов совмещения деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по ее купле-продаже существенно ограничили возможности построения конкурентного рынка в сбытовом звене электроэнергетики. Результаты исследования могут быть использованы антимонопольными органами в ходе контроля за соблюдением требований законодательства, а также при разработке региональных программ развития конкуренции в отдельных отраслях экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competition development results in the electric energy retail market of the Sverdlovsk region

Importance The article considers the results of the reform of the regional sales sector in the electric power industry. Objectives The paper aims to define the characteristics of a model of a competitive retail market for electric power in the Sverdlovsk region. Methods For the study, I used the provisions and conclusions of the theory of competitive advantage, as well as the methods of system, logical and structural analysis. Results I have identified factors that influence the level of competition at the regional electricity retail market and the tendencies of its formation on the stages of development of this market. I disclose the insufficiency of the mechanisms of State regulation of the retail electricity market and analyze the dynamics of the regional structure. I show the motivation of major business groups to enter the electric energy sales market, the competitive advantages and disadvantages of groups of market players. I provide my own views for the future development of this market. Conclusions and Relevance I make certain conclusions on the reform plans and operational improvement of the rules of functioning of the electric power retail market, as well as the system of State regulation and the building of a competitive market in the distribution chain of the electric power industry. The results of the research can be used by competition authorities to monitor the compliance with the requirements of the legislation, as well as to formulate regional programs for the development of competition in certain sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «Итоги развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии Свердловской области»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Локальные рынки

итоги развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии свердловской области*

Антон Владимирович АНИСИМОВ

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник сектора территориальной конкуренции (Центр экономической теории), Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 17.10.2014 Одобрена 07.11.2014

УДК 338.45:621.31:339.187

Ключевые слова:

электроэнергия, конкуренция, электроэнергетика, энергоснабжение, рынок

Аннотация

Предмет и тема. Статья посвящена анализу результатов реформирования регионального сбытового звена в электроэнергетике.

Цели и задачи. Цель - определение особенностей построения модели конкурентного розничного рынка электрической энергии в Свердловской области.

Методология. В ходе исследования использованы положения и выводы теории конкурентного преимущества, а также методы системного, логического и структурного анализа. Результаты. Выявлены факторы, оказывающие влияние на уровень конкуренции на региональном розничном рынке электрической энергии и рассмотрены тенденции ее формирования на этапах становления данного рынка. Раскрыто несовершенство механизмов государственного регулирования розничного рынка электрической энергии и проведен анализ динамики его региональной структуры. Выявлены мотивация входа крупных бизнес-групп на рынок купли-продажи электрической энергии, конкурентные преимущества и недостатки групп рыночных игроков. Представлено видение перспектив развития данного рынка.

Выводы и значимость. Недостаточный уровень конкуренции на региональном розничном рынке электрической энергии обусловлен сложностью планов реформ, недостатками в разработке и реализация правил реформирования электроэнергетики, бездействием органов власти в части оперативного совершенствования правил функционирования розничного рынка электрической энергии. Неотлаженная система государственного регулирования данного рынка, в частности отсутствие конкурсных механизмов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика, сохранение рядом хозяйствующих субъектов совмещения деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по ее купле-продаже существенно ограничили возможности построения конкурентного рынка в сбытовом звене электроэнергетики.

Результаты исследования могут быть использованы антимонопольными органами в ходе контроля за соблюдением требований законодательства, а также при разработке региональных программ развития конкуренции в отдельных отраслях экономики.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Электроэнергетика относится к важнейшим инфраструктурным отраслям экономики. Ее устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием экономического роста. Кризисное состояние отечественной электроэнергетики послужило причиной принятия в 2001 г. решения на государственном уровне о реструктуризации отрасли в целях повышения эффективности предприятий, создания условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций,

* Автор выражает глубокую признательность сотрудникам Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области за оказанную помощь в предоставлении ведомственных материалов для написания данной статьи.

разделения монопольных и конкурентных видов деятельности, а также формирования оптового и розничного конкурентных рынков сбыта электрической энергии. При этом развитию конкуренции в сбытовом сегменте отрасли отводилась ключевая роль.

Предложенный подход позволял получить потребителям следующие выгоды:

- право свободного выбора энергосбытовой компании с лучшими це но выми предложениями;

- комплекс дополнительных услуг, в частности в области энергоаудита и энергосбережения, юридической поддержки.

Примером для реформирования отечественной электроэнергетики послужил опыт стран Западной Европы, где на практике получила реализацию модель конкурентного пула: обеспечение свободного доступа компаний к линиям передач и распределительным сетям и выравнивание экономических условий поставки электрической энергии для всех продавцов и покупателей [1, 2].

В результате реформы РАО «ЕЭС России» произошло существенное изменение структуры отрасли. Вместо вертикально интегрированных компаний, выполняющих весь комплекс функций, включающий передачу электрической энергии, оперативно-диспетчерское управление, производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис, были созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Так, к сектору конкурентных видов деятельности отнесены генерирующие, сбытовые, ремонтные и сервисные компании. Таким образом, были сформированы условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют между собой, снижая издержки [3-6].

Конструирование конкурентного поля в электроэнергетике сопровождалось со стороны государства регулирующими установлениями. Так, стартом для формирования конкурентных розничных рынков электрической энергии в Российской Федерации послужило принятие Правительством Российской Федерации постановления от 11.07.2001 № 526 «О реформировании энергетики Российской Федерации». С 01.01.2006 был осуществлен запуск рынка конкурентного отбора мощности и региональных розничных рынков сбыта электрической энергии потребителям, а также было принято постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее - Правила).

За период с 2006 по 2010 г. происходят постепенное снижение объемов регулируемых договоров купли-продажи электрической энергии и переход к полностью конкурентному оптовому рынку, а с 01.01.2011 все объемы электрической энергии, за исключением объемов, поставляемых населению и приравненным к нему группам лиц, стали реализовываться по свободным ценам.

В целях совершенствования нормативной

правовой базы розничного рынка электрической энергии и мощности в 2012 г. Правительством Российской Федерации были утверждены основы функционирования данного рынка1.

Практика показала, что развитие конкуренции в сфере сбыта электрической энергии на уровне региона имело ряд особенностей, исследование которых представляет интерес. Кроме того, концепцией реформирования сбытового звена отрасли были заложены принципы построения модели конкурентного рынка. Анализ результатов реализации данной концепции является предметом данного исследования.

Ключевой задачей начального (переходного) периода формирования розничного рынка электрической энергии являлось создание конкурентной среды, в том числе энергосбытовых компаний - продавцов и перепродавцов на рынке.

В Правилах допускалось существование трех их видов:

- гарантирующих поставщиков (сбытовые компании, выделенные в процессе реорганизации из АО-энерго, которые на переходный период являлись единственными субъектами, покупающими электрическую энергию на оптовом рынке для потребителей по контурам территории обслуживания);

- оптовых потребителей (перепродавцы, покупающие электрическую энергию у гарантирующих поставщиков и имеющие право получения статуса гарантирующего поставщика и участника оптового рынка, которые оборудовали границы своей территории приборами учета);

- энергосбытовых компаний (компании, которые конкурируют с гарантирующими поставщиками только за крупных потребителей, «уводя» их на оптовый рынок).

Целевая модель розничного рынка основывалась на конкуренции энергоснабжающих организаций [3, 79]. При этом гарантирующим поставщикам отводилась роль не ключевого игрока розничного рынка, а субъекта-«подстраховщика» в условиях объективного отсутствия конкуренции в переходный период. В последующий период предполагалось, что основой конкурентного розничного рынка электрической энергии станут энергосбытовые компании, которые будут осуществлять поставки электрической энергии

1 О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении потребления электрической энергии: постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

потребителям по части территории обслуживания гарантирующего поставщика. В результате у гарантирующего поставщика будут только наиболее неконкурентоспособные потребители, количество которых со временем будет сводиться к минимуму.

Активно в процесс реализации модели конкурентных оптового и розничных рынков электрической энергии на территории Свердловской области изначально включились крупные бизнес-группы. Первые независимые сбытовые энергокомпании создавались крупными промышленными предприятиями и появились до начала реформирования РАО «ЕЭС России». Так, в 2001 г. ОАО «Уральская горнометаллургическая компания» образовало новую организацию в целях энергоснабжения с оптового рынка электрической энергии предприятий, входящих в группу с данным обществом, а также других предприятий региона [10, 11].

Стратегия вхождения крупного бизнеса в новый рынок купли-продажи электрической энергии позволила ему решить три задачи:

- закупить электрическую энергию на оптовом рынке по выгодным для себя условиям и тарифам, тем самым обеспечив конкурентный уровень цен на основные виды выпускаемой продукции и снизив риски на рынке;

- создать и закрепить конкурентное преимущество путем диверсификации деятельности;

- получить дополнительный доход от нового, непрофильного вида деятельности.

По мнению экспертов, причинами заинтересованности финансово-промышленных групп в Российской Федерации в создании нового вида бизнеса - поставок электрической энергии с оптового рынка - являлись недостаток уверенности в надлежащем функционировании отечественного оптового рынка и отсутствие розничного рынка электрической энергии [12-14, 9, 15]. Вследствие этого крупным бизнесом было принято решение о входе и закреплении на этом рынке в целях занятия выгодного для себя положения по сравнению с иными участникам [16, 8].

Вместе с тем крупные промышленные холдинги были обеспокоены положением дел с реформированием в электроэнергетике, поэтому действия по минимизации рисков заложили основу для развития конкуренции на розничных рынках электрической энергии, в том числе в Свердловской области. Кроме того, создание нового бизнеса в сфере энергопоставок являлось высокозатратным мероприятием,

требующим дорогостоящего оснащения точек поставки электрической энергии системами учета и контроля. Такими финансовыми возможностями обладали крупные бизнес-группы, что позволило им быстро внедриться на рынок. По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, в регионе в 2007 г. работало уже 13 энергосбытовых компаний. Например, ООО «ЕвразХолдинг» стало приобретать электрическую энергию через ООО «Металлэнергофинанс», а ООО «Русэнергосбыт» начало действовать в интересах ОАО «РЖД», осуществляя поставку электрической энергии по границам балансовой принадлежности электрических сетей соответствующих филиалов этого общества.

Активное появление на рынке независимых энергокомпаний было обусловлено также тем, что приобретение электрической энергии на оптовом рынке стало выгоднее для крупных предприятий, нежели покупка ее у подразделений АО-энерго существовавшего на тот момент РАО «ЕЭС России» [17]. Более того, ряд независимых энергокомпаний диверсифицировал свою деятельность, предлагая услуги крупным предприятиям для вывода их на оптовый рынок электрической энергии. Мобильность и эффективность операционной деятельности, максимальное упрощение процедуры работы с потребителями позволили им быстрыми темпами сформировать клиентскую базу и стать полноправными игроками на рынке [18].

Второй значимой группой игроков на розничном рынке электрической энергии стали компании, созданные при поддержке органов власти. В Свердловской области таковой стало ОАО «Свердловская энергогазовая компания», созданное по инициативе областного правительства, в составе учредителей которого был крупный федеральный холдинг. Сочетание этих факторов не только сыграло существенную роль в закреплении компании на рынке, но и явилось своеобразным «рычагом» в конкурентной борьбе.

Вместе с тем самыми крупными субъектами розничных рынков электрической энергии, занимающими доминирующее положение, стали сбытовые компании, образованные в процессе реформирования РАО «ЕЭС России». В Российской Федерации было создано 70 таких компаний. В Свердловской области в результате реорганизации ОАО «Свердловэнерго» в 2005 г. было образовано ОАО «Свердловэнергосбыт», занимающееся сбытом электрической энергии. По данным Управления Федеральной антимонопольной

службы по Свердловской области, в 2006 г. ОАО «Свердловэнергосбыт» присутствовало с долей более 50% в подавляющем большинстве муниципальных образований Свердловской области.

Следует отметить, что сбытовые компании, созданные в процессе реорганизации РАО «ЕЭС России», получили значительную рыночную власть уже при входе на рынок. Они располагали значительными финансовыми ресурсами, позволяющими выйти на оптовый рынок электрической энергии, а также клиентской базой бывших АО-энерго, их накопленными хозяйственными связями, партнерскими отношениями с генерирующими и сетевыми предприятиями. Это дало им весомые конкурентные преимущества, к основным из которых можно отнести:

- возможность первыми на рынке получить статус субъекта оптового рынка, что позволяло предлагать своим потребителям более низкие цены на электрическую энергию по сравнению с конкурентами;

- масштабность деятельности, что минимизировало трансакционные издержки по операциям купли-продажи электрической энергии на оптовом и розничном рынках;

- формирование крупного портфеля заказов на покупку электрической энергии на оптовом рынке, что диверсифицировало риски, связанные с неопределенностью спроса и привело к снижению цен для потребителей.

Появившиеся в регионе небольшие энергосбытовые компании, ориентированные на малый и средний бизнес, не имели возможности выхода на оптовый рынок. Они осуществляли перепродажу электрической энергии конечным потребителям и в конкурентной борьбе с крупными компаниями не участвовали. Более того, такие компании оказывались в менее выгодных конкурентных условиях, нежели те, которые работали с крупным бизнесом. Так, для вхождения в торговое пространство рынка этим компаниям необходимо было оборудовать аппаратурой несколько десятков точек поставки, тогда как для крупного поставщика требовалось увязать в единую систему только несколько точек поставки. По оценкам экспертов, единовременные затраты для выхода вновь созданной компании на рынок составляли от 15 до 30 млн руб. при сроке окупаемости 10 лет [3].

Таким образом, для начального этапа становления розничного рынка электрической энергии

Свердловской области были характерны следующие тенденции формирования конкуренции:

- создание дочерних и аффилированных энергосбытовых структур крупными промышленными холдингами, стремительное освоение ими регионального рыночного пространства купли-продажи электрической энергии;

- конструирование государственными органами и РАО «ЕЭС России» конкурентной модели рынка, при этом на энергосбытовые компании, выделившиеся из бывших АО-энерго, возлагалась ответственность за надежное энергоснабжение регионов. В результате было установлено доминирующее положение таких компаний на рынке [13];

- использование компаниями административного ресурса в качестве преимущества в конкурентной борьбе.

Существенное изменение структуры рынка и трансформация конкурентной борьбы произошли во второй половине 2006 г. и были связаны с принятием Правительством Российской Федерации Правил, которые разделили энергоснабжающие компании на две категории: на гарантирующих и независимых поставщиков. Статус гарантирующего поставщика налагал особую ответственность на снабжающие поставщиков электрической энергией компании в части обеспечения надежности, заключения договоров купли-продажи с каждым клиентом, обратившимся к нему. Энергоснабжающие компании рассматривали получение указанного статута в качестве инструмента наращивания конкурентного преимущества на рынке, поскольку экономическая ценность его заключалась в получении финансовой устойчивости. Согласно Правилам, если потребитель решил сменить сбытовую компанию, он должен был выплатить компенсацию гарантирующему поставщику до окончания срока действия договора. Это условие в отсутствие четкого механизма компенсации убытков гарантирующим поставщикам стало одним из способов закрепления и удержания ими клиенткой базы, а также способом избавления от конкуренции с независимыми компаниями, которые предлагали потребителям лучшие условия по поставкам и сервисному обслуживанию.

В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам2 в Свердловской области в указанный

2 О включении организаций в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности: приказ ФСТ России от 29.12.2006 № 252-э.

реестр вошли семь хозяйствующих субъектов. Региональной энергетической комиссией Свердловской области было согласовано присвоение этим компаниям статуса гарантирующего поставщика, а также были согласованы границы зон их деятельности3. Административное распределение территорий деятельности между гарантирующими поставщиками и присвоение им соответствующего статуса искусственно усилили конкурентные позиции этих компаний, создали преимущественные условия для ведения бизнеса, снизили риски деятельности на рынке.

По мнению автора, проведение в этот период конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика по каждой определенной зоне деятельности позволило бы:

- во-первых, предоставить равную возможность участия в конкурсе всем заинтересованным компаниям;

- во-вторых, обеспечить выход на рынок победителя с лучшим предложением для потребителей.

Однако согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 9964 первый очередной конкурс должен был быть проведен не ранее 2010 г. Таким образом, следует констатировать, что отсутствие конкурсных процедур на начальном этапе формирования рынка стало, по мнению автора, барьером для развития конкуренции, заложило основу существенной рыночной власти компаниям, образованным из бывших АО-энерго, в том числе и в Свердловской области. Кроме того, административный подход в установлении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков вызвал их территориальное неравенство. Так, в зону деятельности ОАО «Свердловэнергосбыт» входили 72 муниципальных образования, тогда как в зону деятельности ООО «Новоуральская энергосбытовая компания» - только часть территории Новоуральского городского округа.

Следует отметить, что в проведении конкурсов в Свердловской области в период формирования рынка был заинтересован ряд небольших компаний. По их мнению, конкурсные процедуры могли

3 О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области: постановление РЭК Свердловской области от 17.10.2006 № 130-ПК.

4 О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии: постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 996.

снизить риски дальнейшей монополизации рынка компанией, образованной из бывшего АО-энерго, облегчить им доступ на рынок. Кроме того, предлагалось в рамках конкурса внести изменения в зоны деятельности гарантирующих поставщиков путем увеличения территории зоны и уменьшения количества самих зон, что позволило бы гарантирующему поставщику-победителю минимизировать затраты на создание систем учета электрической энергии. Данное предложение было целесообразным как для развития конкуренции на рынке, так и для потребителей. Однако намечаемый к проведению органами государственной власти в 2007 г. конкурс не состоялся по ряду субъективных причин, что, по мнению автора, послужило одной из причин монополизации рынка компанией, созданной на базе бывшего АО-энерго.

Таким образом, конкурентные преимущества компаний, образованных из АО-энерго были достигнуты за счет более значительного объема продаж электрической энергии. По данным Федеральной антимонопольной службы, в 2007 г. 70 таких энергосбытовых компаний были включены в региональные разделы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов с долей более 35%.

В ряде регионов Российской Федерации, например в Республике Алтай, в Амурской, Архангельской, Кемеровской областях и Красноярском крае процесс реструктуризации РАО «ЕЭС России» сопровождался возрастанием рыночной доли и усилением доминирования АО-энерго [16]. В Свердловской области в 2007 г. доля ОАО «Свердловэнергосбыт» в зоне деятельности, определенной обществу в качестве гарантирующего поставщика, составляла 66%. По объемам поставок общество являлось самым крупным продавцом электрической энергии. Несомненно, что такие компании обладали профессиональной компетентностью, однако недостаточная, по мнению автора, продуманность реформ РАО «ЕЭС России» и бездействие органов власти закрепили рыночные преимущества этих компаний по сравнению с конкурентами в долгосрочной перспективе.

К барьерам, создающим неравенство среди компаний - гарантирующих поставщиков на территории

Свердловской области, следует также отнести и инструмент в виде обладания статусом субъекта оптового рынка. Получение этого статуса дает гарантирующему поставщику рост рыночной доли путем расширения клиентской сети, благодаря возможности продавать потребителям товар -электрическую энергию по более привлекательной по сравнению с иными компаниями цене, а также обеспечение приемлемой доходности. В Свердловской области из семи образованных гарантирующих поставщиков только одно общество (ОАО «Свердловэнергосбыт») покупало электрическую энергию на оптовом рынке, остальные - на розничном рынке у ОАО «Свердловэнергосбыт». Это усиливало позиции компании в конкурентной борьбе за потребителя, особенно в начальном периоде формирования рынка.

Кроме того, отсутствие четких и прозрачных правил получения энергосбытовыми компаниями статуса гарантирующего поставщика, утвержденных органами государственной власти, привело к ситуации, когда бизнес-группы, стремясь занять на рынке выгодное положение, получали имущественные права нескольких энергосбытовых организаций, причем в одном регионе. В Свердловской области под контролем ЗАО «Комплексные энергетические системы» оказались два гарантирующих поставщика - ОАО «Свердловэнергосбыт» и ООО «КЭСК-Мультиэнергетика», которые фактически контролировали розничный рынок электрической энергии.

В 2007 г. руководством ЗАО «Комплексные энергетические системы» в связи с реорганизацией было принято решение о прекращении деятельности одного из подконтрольных обществу поставщика (ООО «КЭСК-Мультиэнергетика») и передаче его прав и обязанностей по заключенным с потребителями договорам энергоснабжения компании «Свердловэнергосбыт». Заявление ОАО «Свердловэнергосбыт» о присвоении ему статуса гарантирующего поставщика в границах зоны деятельности ООО «КЭСК-Мультиэнергетика» было удовлетворено. В результате крупнейший гарантирующий поставщик существенно увеличил территорию обслуживания и количество потребителей в Свердловской области.

Политика крупных бизнес-групп по укреплению на розничном рынке электрической энергии гарантирующих поставщиков свидетельствует о несовпадении с целевой теоретической моделью розничного рынка электрической энергии, принятой

в процессе реструктуризации электроэнергетики, в которой гарантирующему поставщику отведена роль гаранта энергоснабжения, а не основного участника рынка.

По мнению автора, компании, добившиеся значительных результатов по закреплению за собой существенной доли рынка, будут стремиться расширять зону своего влияния. Справедливо утверждал профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции М.Е. Портер о том, что компания, обладая конкурентными преимуществами, будет не только их удерживать, но и защищать в долгосрочной перспективе [19]. Это во многом можно объяснить сложностью плана реформ и длительностью переходного периода.

Серьезную угрозу конкуренции на начальном этапе развития рынка представляла реализация рыночной силы сбытовыми компаниями - гарантирующими поставщиками, образованными из АО-энерго, которые в борьбе за потребителя применяли методы недобросовестной конкуренции по отношению к игрокам на рынке. При этом от их злоупотреблений страдали и потребители.

Нарушения антимонопольного законодательства выражались в уклонении от заключения с потребителями договоров энергоснабжения, а также в навязывании потребителям невыгодных условий договоров. Так, в Свердловской области всплеск нарушений антимонопольного законодательства гарантирующими поставщиками отмечался в 20072010 гг. Антимонопольным органом в этот период было возбуждено 27 дел по признакам нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что свидетельствовало о достаточно агрессивных действиях доминирующей компании на рынке. Поэтому основной задачей антимонопольных органов в этот период было устранение оппортунистического поведения лидирующей фирмы на рынке.

Методы недобросовестной конкуренции на розничном рынке электрической энергии проявлялись в распространении ложных, неточных и искаженных сведений о конкурентах в средствах массовой информации путем направления писем клиентам, а также в введении в заблуждение потребителей, находящихся в зоне деятельности гарантирующего поставщика, в отношении возможности заключения договора поставки с другим гарантирующим поставщиком. При этом суть

конфликтов заключалась в следующем: компании, стремясь получить большую прибыль, усилить свои позиции на рынке в ущерб конкурентам, использовали приемы, далекие от цивилизованных норм, требований добропорядочности, разумности и справедливости. Так, в 2006-2007 гг. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области были установлены факты нарушений, выданы соответствующие предписания и возбуждены пять дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В кризисных условиях 2010 г. резко обострились отношения гарантирующих поставщиков и сетевых организаций по поводу взыскания с потребителей стоимости электрической энергии в случае нарушения ими своих обязательств. Решение данной проблемы сетевые организации пытались переложить на плечи гарантирующих поставщиков, мотивируя тем, что они являются «держателями котла», обязаны выполнять социальную функцию, имеют в силу закона льготы. Более того, сетевые организации инициировали проверки деятельности гарантирующих поставщиков контролирующими органами, результатом которых было возбуждение соответствующих дел, наложение административных штрафов за факты нарушения законодательства. Данная позиция сетевых организаций с использованием административных методов приобрела широкую практику.

Причинами конфликта между сетевыми и сбытовыми организациями являются их ведомственная разобщенность, принадлежность к разным бизнес-группам, имеющим различные интересы и подходы к решению проблемы неплатежей. По мнению автора, наличие неопределенности в отношении ряда вопросов в электроэнергетике обусловлено нечеткостью законодательства. В этих условиях участники рынка отстаивают свои особые интересы, искажая цели реформы. Решение проблем, на взгляд автора, зависит от правил, создаваемых для управления рынком органами государственной власти, а также от их совершенствования.

Таким образом, проведенный анализ позволил установить угрозы конкуренции в переходный период на розничном рынке электрической энергии, в том числе в Свердловской области, к которым можно отнести:

- сложность планов реформы электроэнергетики, которая обусловила длительность переходного периода формирования рынка. В это время образовалось множество факторов, которые

создавали угрозу конкуренции. Для успеха формирования конкурентных отношений на рынке требовалась эффективная и оперативная корректировка его целевой модели. Бездействие органов власти в части совершенствования правил функционирования рынка, по мнению автора, во многом способствовало созданию благоприятных, преимущественных условий для деятельности компаний, образованных из бывших предприятий АО-энерго;

- закрепление существенной доли конкурентного сектора рынка за компаниями, реорганизованными из АО-энерго, не путем реализации их конкурентных преимуществ на рынке, а благодаря введению в действие правил реформирования электроэнергетики, обеспечивающих условия для развития этих компаний. Такие компании стали основными нарушителями антимонопольного законодательства в части злоупотребления своим доминирующим положением на рынке и проявления недобросовестной конкуренции по отношению к рыночным игрокам.

Проведенный анализ показал, что итогом переходного периода развития розничного рынка электрической энергии Свердловской области является открытие рынка для конкуренции за счет:

- реализации права выбора потребителем поставщика электрической энергии;

- выхода независимых энергосбытовых организаций на оптовый рынок;

- контроля за недискриминационным доступом к сетями энергосбытовых компаний;

- разделения конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности.

По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, в 2013 г. на данном рынке функционировали 26 энергосбытовых организаций, из которых пять хозяйствующих субъектов являлись гарантирующими поставщиками. Независимые энергосбытовые компании стали полноправными субъектами рынка. В зоне деятельности гарантирующего поставщика - ОАО «Свердловэнергосбыт» их доля на рынке составила 49%. Однако следует отметить, что розничный рынок электрической энергии Свердловской области отличает высокая степень концентрации. Совокупная доля на рынке трех крупнейших компаний в 2013 г. превысила 67%, из которой 51% рынка принадлежал ОАО «Свердловэнергосбыт». Практика показала, что особенностью розничного рынка

электрической энергии с регулятивной точки зрения является возможность компаний злоупотреблять своим положением на рынке, даже не занимая доминирующего положения. Поэтому наличие системы эффективного контроля (антимонопольного законодательства) с жесткими санкциями за реализацию энергосбытовыми организациями рыночной власти является необходимым и обязательным условием формирования конкурентного рынка электрической энергии.

Угрозу конкуренции на розничном рынке электрической энергии Свердловской области представляет сохранение в одной из групп юридических лиц совмещения деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по ее купле-продаже. Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» запрещено совмещение деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, что может привести к ограничению конкуренции на розничных рынках электрической энергии. Вместе с тем в группе компаний ОАО «Россети», ОАО «МРСК Урала», ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания», ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» происходит такое совмещение на территории муниципального образования «Город Екатеринбург».

Контроль за соблюдением запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике находится в компетенции Федеральной антимонопольной службы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 628 были утверждены Правила осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии5. Однако прошло около восьми лет с

5 Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

принятия указанных Правил, но регулирующим органом не принято мер по прекращению незаконной деятельности. До настоящего времени отсутствует механизм (правила рассмотрения дел) реализации полномочий Федеральной антимонопольной службы по контролю за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Свобода конкуренции, верховенство права являются залогом развития рынка электроэнергетики. Преодоление опасной тенденции формирования монополий, системного проявления ими рыночной власти является ключевой задачей эффективного антимонопольного регулирования [20].

Перспективы развития конкуренции на розничных рынках электрической энергии, в том числе в Свердловской области, связаны:

- с действиями по созданию единого конкурентного оптового рынка мощности - сокращению зон свободного «перетока» электрической энергии;

- с увеличением объемов продажи мощности, торгующейся в режиме конкурентных торгов;

- с эффективным государственным контролем за тарифами на передачу электрической энергии;

- с обоснованностью инвестиционных программ сетевых организаций в части востребованности возводимой инфраструктуры.

По мнению автора, в ближайшие 2-3 года в условиях снижения экономического роста, объемов промышленного производства, высоких тарифов на передачу электрической энергии не произойдет расширения данного рынка. Он останется конгломератом региональных рынков. Усилится конкуренция энергосбытовых компаний за крупных потребителей. Лидерами рынка останутся из них те, кто предложит более выгодные условия договоров и тарифы на электрическую энергию. Структура рынка изменится в сторону дальнейшего увеличения доли ключевых игроков рынка - ОАО «Свердловэнергосбыт» и ОАО

управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г № 331: постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 628.

«Екатеринбургэнергосбыт». Эти организации, накопив в переходный период формирования рынка финансовый, организационный и технический потенциалы, интенсифицируют конкуренцию с энергосбытовыми организациями, входящими в состав крупных холдингов. В результате конкурентной борьбы может произойти сокращение доли на рынке небольших компаний.

Таким образом, розничный рынок электрической энергии Свердловской области отличает

сложившаяся структура поставщиков. Отсутствуют факторы, способствующие выходу на рынок новых игроков со значительной рыночной силой. Главной задачей антимонопольного контроля на рынке является недопущение завышения цен на электрическую энергию в условиях рыночного ценообразования за счет текущих манипуляций, злоупотребления исключительным положением, согласованных действий компаний, в том числе сбытовых и естественно-монопольных.

Cписок литературы

1. Волконский В.А., Кузовкин А.И. Конкуренция и регулирование в управлении электроэнергетикой (теоретические подходы) // Вести в электроэнергетике. 2008. № 3. С. 54-71.

2. Стофт С. Экономика энергосистем. М.: Мир, 2006. 623с.

3. Голомолзин А.Н. Правовые и экономические основы и практика применения антимонопольного законодательства в электроэнергетике России. М.: РАГС, 2007. 247 с.

4. Князева И.В., Салтевский В.А. Формирование конкурентных отношений и естественно-монопольных видов деятельности на рынке электрической энергии // Современная конкуренция. 2012. № 1. С. 32-40.

5. ТкачукА.В. Реформирование электроэнергетики и развитие конкуренции. М.: Магистр, 2010. 144 с.

6. Томпсон У. Реструктуризация электроэнергетики: к реальной конкуренции или потемкинской либерализации // Вопросы экономики. 2005. № 11. С. 39-56.

7. Давыдовский Ф.Н. Монополия и конкуренция в электроэнергетике: альтернативы развития и проблемы эффективности // Экономика, предпринимательство и право. 2011. № 6. С. 30-44.

8. Кожинский А.В. Правоприменительная практика антимонопольного регулирования рынка электроэнергетики // Современная конкуренция. 2012. № 3. С. 25-34.

9. Красник В.В. Рыночная электроэнергетика. М.: Энергосервис, 2007. 250 с.

10. Гительман Л., Ратников Б. Энергетический бизнес. М.: Дело АНХ, 2008. 416 с.

11. Кузовкин А.И. Реформирование электроэнергетики и энергетическая безопасность. М.: ИМЭ, 2006. 388 с.

12. Баркин О.Г., Волкова И.О., Кожуховский И.С. и др. Электроэнергетика России: проблемы выбора. М.: ВШЭ, 2014. 45 с.

13. БеляевЛ.С. Проблемы энергетического рынка. Новосибирск: Наука, 2009. 295 с.

14. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. М.: Омега-Л, 2006. 526 с.

15. Чирков Ф.О. Правовое регулирование конкуренции. Электроэнергетические рынки ЕС и России // Российское конкурентное право и экономика, 2014. № 4. С. 25-29. URL: http://fas.gov.ru/eljournal/ eljournal_31556.html.

16. Семенова М.А. Формирование конкурентного электроэнергетического рынка в России // Российское предпринимательство. 2009. № 6. С. 102-106.

17. Честная конкуренция: государство, бизнес, общество. М.: Гриф и К, 2013. 328 с.

18. Коротаева О.В. Инновационное развитие электроэнергетических систем в рамках разработки современных подходов к построению системы управления энергокомпании // Экономика региона. 2013. № 1. С. 249-255.

19. ПортерМ. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

20. Конкуренция и антимонопольное регулирование. М.: Логос, 1999. 368 с.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Local Markets

the competition development results in the electric energy retail market

OF THE SVERDLOVSK REGION Anton V. ANISIMOV

Institute of Economics, Ural Branch of RAS, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 17 October 2014 Accepted 7 November 2014

Keywords: electricity, competition, electricity, energy, market

Abstract

Importance The article considers the results of the reform of the regional sales sector in the electric power industry.

Objectives The paper aims to define the characteristics of a model of a competitive retail market for electric power in the Sverdlovsk region.

Methods For the study, I used the provisions and conclusions of the theory of competitive advantage, as well as the methods of system, logical and structural analysis. Results I have identified factors that influence the level of competition at the regional electricity retail market and the tendencies of its formation on the stages of development of this market. I disclose the insufficiency of the mechanisms of State regulation of the retail electricity market and analyze the dynamics of the regional structure. I show the motivation of major business groups to enter the electric energy sales market, the competitive advantages and disadvantages of groups of market players. I provide my own views for the future development of this market. conclusions and Relevance I make certain conclusions on the reform plans and operational improvement of the rules of functioning of the electric power retail market, as well as the system of State regulation and the building of a competitive market in the distribution chain of the electric power industry. The results of the research can be used by competition authorities to monitor the compliance with the requirements of the legislation, as well as to formulate regional programs for the development of competition in certain sectors of the economy.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

Acknowledgments

I express my deep appreciation to the Office of the Federal Antimonopoly Service of the Sverdlovsk region for

the assistance in providing departmental materials for writing this article.

References

1. Volkonskii V.A., Kuzovkin A.I. Konkurentsiya i regulirovanie v upravlenii elektroenergetikoi (teoreticheskie podkhody) [Competition and regulation in the management of the electric power industry (theoretical approaches)]. Vesti v elektroenergetike = Electric Power's News, 2008, no. 3, pp. 54-71.

2. Stoft S. Ekonomika energosistem [Power Systems Economics]. Moscow, Mir Publ., 2006, 623 p.

3. Golomolzin A.N. Pravovye i ekonomicheskie osnovy i praktika primeneniya antimonopol'nogo zakonodatel 'stva v elektroenergetike Rossii [Legal and economic framework and the enforcement of antitrust laws in the electric power industry of Russia]. Moscow, RACS Publ., 2007, 247 p.

4. Knyazeva I.V., Saltevskii V.A. Formirovanie konkurentnykh otnoshenii i estestvenno-monopol'nykh vidov deyatel'nosti na rynke elektricheskoi energii [The formation of competitive relations and naturally monopolistic activities in the market of electric energy]. Sovremennaya konkurentsiya = Modern Competition, 2012, no. 1, pp. 32-40.

5. Tkachuk A.V. Reformirovanie elektroenergetiki i razvitie konkurentsii [Reform of the electric power industry and the development of competition]. Moscow, Magistr Publ., 2010, 144 p.

6. Tompson U. Restrukturizatsiya elektroenergetiki: k real'noi konkurentsii ili potemkinskoi liberalizatsii [Restructuring of the electric power industry: towards the effective competition or Potemkin liberalization].

Voprosy Economiki, 2005, no. 11, pp. 39-56.

7. Davydovskii F.N. Monopoliya i konkurentsiya v elektroenergetike: al'temativy razvitiya i problemy effektivnosti [Monopoly and competition in the electric power industry: the development alternatives and efficiency issues]. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo = Economics, Business and Law, 2011, no. 6, pp.30-44.

8. Kozhinskii A.V. Pravoprimenitel'naya praktika antimonopol'nogo regulirovaniya rynka elektroenergetiki [The enforcement of antimonopoly regulation of the energy market]. Sovremennaya konkurentsiya = Modern Competition, 2012, no. 3, pp. 25-34.

9. Krasnik V.V. Rynochnaya elektroenergetika [Market electric power]. Moscow, Energoservis Publ., 2007, 250 p.

10. Gitel'man L., Ratnikov B. Energeticheskii biznes [Energy business]. Moscow, Delo ANKh Publ., 2008, 416 p.

11. Kuzovkin A.I. Reformirovanie elektroenergetiki i energeticheskaya bezopasnost' [Reforming the electric power industry and the energy security]. Moscow, IWE Publ., 2006, 388 p.

12. Barkin O.G., Volkova I.O., Kozhukhovskii I.S. et al. Elektroenergetika Rossii: problemy vybora [The electric power industry of Russia: problems of choice]. Moscow, HSE Publ., 2014, 45 p.

13. Belyaev L.S. Problemy energeticheskogo rynka [Problems ofthe energy market]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2009, 295 p.

14. Knyazeva I.V. Antimonopol'nayapolitika v Rossii [The competition policy in Russia]. Moscow, Omega-L Publ., 2006, 526 p.

15. Chirkov F.O. [The legal regulation of competition. Electric power markets in the EU and Russia]. Rossiiskoe konkurentnoepravo i ekonomika, 2014, no. 4-2, pp. 25-29. (In Russ.) Available at: http://fas.gov.ru/eljournal/ eljournal_31556.html.

16. Semenova M.A. Formirovanie konkurentnogo elektroenergeticheskogo rynka v Rossii [The formation of a competitive electricity market in Russia]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2009, no. 6, pp. 102-106.

17. Chestnaya konkurentsiya: gosudarstvo, biznes, obshchestvo [Fair Competition: Government, Business, Society]. Moscow, Grif i K Publ., 2013, 328 p.

18. Korotaeva O .V. Innovatsionnoe razvitie elektroenergeticheskikh sistem v ramkakh razrabotki sovremennykh podkhodov k postroeniyu sistemy upravleniya energokompanii [Innovative development of electric systems in the development of modern approaches to the construction of a management system of the power company]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2013, no. 1, pp. 249-255.

19. Porter M.E. Mezhdunarodnaya konkurentsiya. Konkurentnye preimushchestva stran [The Competitive Advantage of Nations]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1993, 896 p.

20. Konkurentsiya i antimonopol'noe regulirovanie [Competition and the antimonopoly regulation]. Moscow, Logos Publ., 1999, 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.