Научная статья на тему 'Особенности конкурентных отношений на рынках электрической энергии в современной России'

Особенности конкурентных отношений на рынках электрической энергии в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тип рынка / оптовый рынок электроэнергии / естественные монополии / ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ / market structure / wholesale power market / Natural monopoly / Deregulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синякова Кристина Андреевна

Исследуется развитие конкурентных отношений на оптовом российском рынке электрической энергии и мощности, в котором с конца 90-х гг. ведется структурное реформирование электроэнергетики, направленное на дерегулирование деятельности отрасли. Рынок, самостоятельно выполняя регулирующие функции, способствует установлению баланса интересов его участников, правил доступа на рынок, построению системы оптового рынка электроэнергии. Рассчитаны параметры, характеризующие тип оптового рынка электроэнергии, при этом использованы данные о доле покупателей электрической энергии. Развитие рынка электрической энергии в настоящий момент направлено на достижение целевой конкурентной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigate the development of competitive relations in the Russian market, the wholesale electric energy and power, which since the late 90<sup>th</sup> is a structural reform of electricity, aimed at deregulating the activities of the industry. Market independently performing regulatory functions, promotes a balance interests of its members, rules on market access, developing a system of wholesale electricity market. Calculated parameters characterizing the type of wholesale electricity market, while using data on the proportion of buyers the electric energy. Development of electricity market is currently focused on achieving the target of competitive models.

Текст научной работы на тему «Особенности конкурентных отношений на рынках электрической энергии в современной России»

УДК 330.1

ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЫНКАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© 2011 г. К.А. Синякова

Южный федеральный университет, Southern Federal University,

ул. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344007, Gorkiy St., 88, Rostov-on-Don, 344007,

decanat@econ. sfedu. ru decanat@econ. sfedu. ru

Исследуется развитие конкурентных отношений на оптовом российском рынке электрической энергии и мощности, в котором с конца 90-х гг. ведется структурное реформирование электроэнергетики, направленное на дерегулирование деятельности отрасли. Рынок, самостоятельно выполняя регулирующие функции, способствует установлению баланса интересов его участников, правил доступа на рынок, построению системы оптового рынка электроэнергии. Рассчитаны параметры, характеризующие тип оптового рынка электроэнергии, при этом использованы данные о доле покупателей электрической энергии. Развитие рынка электрической энергии в настоящий момент направлено на достижение целевой конкурентной модели.

Ключевые слова: тип рынка, оптовый рынок электроэнергии, естественные монополии, дерегулирование.

Investigate the development ofcompetitive relations in the Russian market, the wholesale electric energy and power, which since the late 90h is a structural reform of electricity, aimed at deregulating the activities of the industry. Market independently performing regulatory functions, promotes a balance interests ofits members, rules on market access, developing a system ofwholesale electricity market. Calculated parameters characterizing the type of wholesale electricity market, while using data on the proportion of buyers the electric energy. Development of electricity market is currently focused on achieving the target of competitive models.

Keywords: market structure, wholesale power market, natural monopoly, deregulation.

В условиях инновационного развития электроэнергия рассматривается как высокотехнологичный товар, оказывающий существенное влияние на развитие экономики, ее конкурентоспособность. Технологические особенности, высокий уровень затрат построения производственно-технологического комплекса предопределили непосредственное участие государства в ее развитии во всех странах мира. Для наращивания экономического потенциала, повышения жизненного уровня граждан необходимы ресурсы, повышение инвестиционной привлекательности экономики, а также эффективная интеграция в мировую экономику. В неоклассической традиции движущей силой рынка является конкуренция. Существующие общемировые стандарты в основном подчинены именно этой логике, что предопределило направление развития рынков электроэнергетики во всех странах мира. В процессе глобализации стала «размываться» монопольная основа стадии производства электроэнергии. В настоящее время во многих странах осуществляется реформирование естественных монополий, направленное на дерегулирование их деятельности. После десяти и более лет реформирования электроэнергетических рынков остается по-

прежнему актуальным вопрос: насколько достигнута целевая конкурентная модель рыночной структуры.

Согласно теоретическим исследованиям, развитие рыночных отношений в электроэнергетике возможно только в результате разделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности в отрасли. Современный этап развития электроэнергетических рынков в разных странах мира свидетельствует о разной степени радикальности преобразований, широком диапазоне форм разделения потенциально конкурентных и инфраструктурных составляющих. Либерализация рынка может заключаться в кардинальном изменении его структуры или только в отказе от регулирования тарифов.

При проведении политики дерегулирования деятельности предприятий электроэнергетики в России был выбран наиболее радикальный вариант развития рынка, предполагающий конкурентные отношения не только между производителями электроэнергии, но и потребителями. Введение конкурентных отношений было направлено на появление рыночных механизмов регулирования и со стороны спроса, и предложения. В ходе реформирования сложился двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электроэнергии и мощности, были определены

границы и основные участники конкурентной борьбы между производителями электрической энергии. Эффективная структура рынка, механизмы формирования равновесной цены требуют непосредственного участия покупателей в конкурентной борьбе. На современном этапе формирования структуры энергорынка наиболее актуальным остается вопрос развития конкурентных отношений между покупателями.

В настоящее время институциональная среда оптового рынка электроэнергии сформирована не в полном объеме. «Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ) - сфера обращения особых товаров -электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка» [1]. Участниками оптового рынка электрической энергии (мощности) являются производители (генерирующие компании), покупатели электрической энергии и мощности (энергосбытовые организации, крупные потребители, гарантирующие поставщики, сетевые компании). Субъекты оптового рынка могут выступать и в роли продавцов, и в роли покупателей. Рассмотрим основные характеристики рынка с точки зрения развития конкурентных отношений между покупателями.

На оптовом рынке электрической энергии и мощности спрос формируют крупные потребители, энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики (энергоснаб-жающие компании), получившие статус субъекта оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике». Деятельность участников направлена на приобретение электроэнергии (мощности) на оптовом и розничных рынках для ее реализации конечным потребителям или собственного использования.

К числу крупных потребителей в основном относятся градообразующие предприятия, приобретающие электрическую энергию для удовлетворения собственных нужд. Деятельность энергосбытовых компаний, а также гарантирующих поставщиков ориентирована на перепродажу электрической энергии (мощности) розничным потребителям. Гарантирующие поставщики занимают особое место среди участников оптового рынка электрической энергии. Это коммерческие организации, обязанные в соответствии с принятыми обязательствами заключить с любым обратившимся потребителем в зоне своей деятельности договор энергоснабжения (купли - продажи). Основная роль в развитии конкурентных отношений между покупателями электрической энергии и мощности отводилась крупным потребителям и независимым энергосбытовым компаниям. Однако лишь незначительное количество квалифицированных потребителей выходит на рынок для самостоятельного участия. За период проведения либерализации энергорынка количество крупных потребителей - участников оптового рынка электрической энергии и мощности практически не изменилась, 43 компании отказались от услуг энергосбытовых

компаний еще до начала проведения открытия рынка. По данным независимой консалтинговой компании Вгапап на территории России функционирует более 1300 потребителей - потенциальных участников рынка, среднегодовое потребление электрической энергии которых превышает 100 млн кВт/ч [2].

В связи с тем, что реформирование отрасли проводилось на базе разделения существовавшей вертикально интегрированной структуры, разукрупнения энергокомпаний, выполняющих функции производства, распределения, передачи и сбыта электрической энергии, на первоначальном этапе либерализации энергорынка практически все образовавшиеся энергосбытовые компании, автоматически получившие статус гарантирующего поставщика, имели монопольное положение в соответствующих регионах деятельности. Всего в России зарегистрировано 720 энергосбытовых компаний, из которых 363 имеет статус гарантирующего поставщика [2]. Если рассматривать распределение долей основных участников рынка из соотношения предъявляемого объема спроса, то 50 - 80 % рынка занимают гарантирующие поставщики, 15 - крупные потребители - субъекты оптового рынка, 35 % - независимые энергосбытовые компании [3].

Количественным индикатором развития конкурентных отношений выступает индекс Херфиндаля-Хиршмана, который рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм, действующих на рынке, или их активов, служащих мерой экономиче-

п

ского веса каждой фирмы: НН1 = ^ Sf , где Sf -

1=1

возведенная в квадрат доля рынка, контролируемая I фирмой; п - общее число фирм на рынке. Индекс учитывает как численность фирм, так и неравенство их положения на рынке. Чем меньше значение коэффициента, тем слабее конкурентная позиция отдельной фирмы на рынке. Значение индекса снижается с увеличением числа фирм и возрастает с увеличением неравенства между фирмами.

Оценим уровень концентрации покупателей на оптовом рынке электрической энергии, основываясь на данных о пиках потребления мощности в 2008 г., при помощи индекса Херфиндаля-Хиршмана (табл. 1).

Значения индекса свидетельствуют о высоком уровне концентрации покупателей. Полученные данные позволяют сделать вывод о наличии конкуренции только в первой ценовой зоне и в зоне свободного перетока «Остальная часть ОЭС Центра и Нижегородская энергосистема». Объяснить данный феномен позволяет территориальное деление Российской Федерации на зоны оптового рынка электрической энергии. Причиной достаточно хороших показателей на указанных территориях является объединение значительного количества субъектов РФ, в каждом из которых в обязательном порядке функционирует гарантирующий поставщик. Полученные данные подтверждают, что основными участниками оптового рынка со стороны спроса по-прежнему в основном являются предприятия, образованные в результате разделения вертикально интегрированных предприятий - естественных монополий.

Таблица 1

Рыночная концентрация покупателей на оптовом рынке электрической энергии и мощности в 2008 г. [3]

Ценовая зона HHI

Первая 0,112

Вторая 0,226

Зоны свободного перетока:

Остальная часть ОЭС Сибири 0,295

Южный энергорайон Кузбасской энергосистемы 0,214

Омская энергосистема 0,621

Читинская энергосистема 0,601

Бурятская энергосистема 0,755

Барнаульско-Бийский энергоузел 0,540

Остальная часть ОЭС Урала 0,296

Остальная ОЭС Тюмени 0,637

Северный энергорайон Тюмени 0,986

Серово-Богословский энергоузел 0,323

Пермско-Закамский энергоузел 0,669

Кировская, Удмуртская энергосистемы 0,654

Остальная часть ОЭС Волги 0,309

Мари, Чувашии, Казанский энергорайон 0,331

Саратово-Балаковский энергорайон 0,376

Остальная часть ОЭС Юга 0,608

Волгоградская энергосистема 0,370

Астраханская энергосистема 0,723

Ростовская, Калмыкская энергосистемы 0,300

Остальная часть Кубанской энергосистемы 0,389

Южный энергорайон Кубанской энергосистемы 0,649

Юго-Западный энергорайон Кубанской энергосистемы 0,466

Дагестанская энергосистема 0,966

Остальная часть ОЭС Центра и Нижегородская энергосистема 0,107

Вологодская энергосистема 0,145

Московская энергосистема 0,903

Остальная часть ОЭС Северо-Запада 0,284

Кольская энергосистема 0,774

Проведенный анализ показывает значительный разброс рассчитанных значений индекса от 0,107 до 0,986. Это позволяет сделать вывод о неоднородности структуры рынка на территории страны, о существенных различиях уровня развития конкурентных отношений между покупателями в различных ценовых зонах и зонах свободного перетока.

Оптовый рынок электрической энергии и мощности в основном представлен группами компаний, контролирующими деятельность нескольких энергосбытовых компаний. В данном секторе все больше проявляются процессы слияния, поглощения, направленные на консолидацию поставщиков топлива, генерации электрической энергии и ее сбыта. Данные интеграционные процессы являются естественными, преследуют достижение си-нергетического эффекта функционирования сопряженных видов деятельности. В целях расширения сферы деятельности, клиентской базы при создании независимых энергосбытовых компаний акционеры ориентированы на получение ими статуса гарантирующих поставщиков. В собственности ОАО «Русгидро», ЗАО «КЭС-Холдинг», ОАО «Газпром», ОАО «Концерн Энерго-

атом», ОАО «Лукойл», Епе1, ОАО «Русал», ОАО «Ме-чел» уже сегодня находятся энергосбытовые компании, получившие в установленном порядке статус гарантирующих поставщиков. Таким образом, группы компаний, имеющие в собственности активы как генерирующих, так и сбытовых компаний, формируют на определенной территории одновременно и предложение, и спрос на электрическую энергию. Данная ситуация в условиях высокого уровня концентрации покупателей на оптовом рынке электрической энергии и мощности создает дополнительные риски манипулирования рынком, проявления недобросовестной конкуренции при подаче ценовых заявок на рынке «на сутки вперед». Группы компаний, расширяя направления деятельности, в первую очередь стремятся приобрести преимущества перед конкурентами за счет получения дополнительного потенциала синергетическо-го эффекта. Однако интересы производителей и покупателей на оптовом рынке электрической энергии и мощности настолько противоположны, что при проведении разрозненной политики даже в рамках одного холдинга экономический эффект консолидации будет нивелирован. Мотивом приобретения активов генерирующих и сбыто-

вых компаний является проведение единой стратегии всеми участниками группы компаний. Риск применения манипулятивных стратегий усугубляется практическим отсутствием конкуренции в сегменте спроса.

Не меньшую угрозу развитию добросовестной конкуренции представляют группы компаний, объединяющие добычу топлива и производство электрической энергии. Данный вид консолидации активов также обладает дополнительными преимуществами, но создает угрозу проведения поставщиком топлива стратегии поддержания собственных генерирующих мощностей, что провоцирует недобросовестную конкуренцию по отношению к конкурентным производителям электрической энергии со схожими технологическими характеристиками эксплуати-

руемого оборудования. Такого рода интеграционные процессы не способствуют развитию конкурентных отношений, создают возможности манипулирования, злоупотребления рыночной властью.

На современном этапе развития основными участниками, занимающими наиболее активную позицию со стороны покупателей в конкурентной борьбе на оптовом рынке электрической энергии, выступают независимые энергосбытовые компании. Выход на рынок этих компаний, проведение ими активной политики завоевания рынка способствуют значительному снижению доли рынка, контролируемой гарантирующими поставщиками. В табл. 2 приведены данные о наиболее значительных потерях в доле на региональных рынках.

Таблица 2

Динамика доли рынка энергосбытовой компании, получившей статус гарантирующего поставщика [2]

Компания Доля рынка, % Потери, % Основная причина снижения

2006 2007 2008

Хакасэнергосбыт 96 95 20 -76 Выход крупного потребителя региона ОАО «Русал-Саяногорск» на рынок

Кузбасская энергосбытовая компания 95 94 40 -55 Переход крупных потребителей к независимым энергосбытовым компаниям

Тамбовская энергосбытовая компания 93 67 43 -50 Получение статуса гарантирующего поставщика ОАО «Тамбовская областная энергосбытовая компания»

Липецкая энергосбытовая компания 84 56 37 -48 Выход крупного потребителя региона ОАО «НЛМК» на рынок

Свердловэнергосбыт 94 93 54 40 Получение статуса гарантирующего поставщика ОАО «ЕЭСК» и ОАО «Роскоммунэнерго»

Кубанская энергосбытовая компания 96 51 59 -37 Получение статуса гарантирующего поставщика ОАО «НЭСК»

Энергосбыт Ростовэнерго 77 39 40 -37 Получение статуса гарантирующего поставщика ООО «Донэнергосбыт»

Орловская сбытовая компания 98 98 64 -34 Получение статуса гарантирующего поставщика ОАО «ИНТЕР РАО»

Мариэнергосбыт 89 89 60 -29 Получение статуса гарантирующего поставщика ОАО «Роскоммунэнерго»

Саратовэнерго 96 87 67 -29 Получение статуса гарантирующего поставщика ООО «СПГЭС» и ОАО «Русэнергосбыт»

Костромская сбытовая компания 100 86 72 -29 Получение статуса гарантирующего поставщика ОАО «Русэнергосбыт» и выход крупных потребителей на рынок: завод «Мотордеталь» и ОАО «Кроностар»

Новгородская энергосбытовая компания 82 88 56 -26 Получение статуса гарантирующего поставщика ОАО «Новгородская энергосбытовая компания»

Владимирская энергосбытовая компания 89 85 63 -26 Получение статуса гарантирующего поставщика ООО «Русэнергосбыт» и ОАО «Владимирские коммунальные системы»

Проанализировав значения важнейших параметров оптового рынка электрической энергии и мощности России в 2008 г. с точки зрения развития конкуренции со стороны спроса, приходим к выводу о развитии скоординированной олигополии. Основными участниками рынка в этом случае в основном являются гарантирующие поставщики, которые в силу своего особого статуса не заинтересованы в развитии конкурентных отношений. Появление в регионе независимой энергосбытовой компании

способствует снижению доли рынка гарантирующего поставщика, уменьшению его рыночной власти. Основным стимулом для развития конкурентных отношений между энергосбытовыми компаниями на оптовом рынке электрической энергии и мощности является привлекательность розничного рынка. Независимые энергосбытовые компании ориентированы, в первую очередь, на заключение договоров с крупными потребителями. Главной характеристикой стратегии деятельности данных компа-

ний является отсутствие какой-либо привязки к региону, балансовой принадлежности электрических сетей, промышленной специализации. На современном этапе развития рынка активная позиция энергосбытовых компаний обусловлена инертностью крупных потребителей, отказывающихся от самостоятельного участия на рынке. Таким образом, уровень концентрации обусловлен спецификой развития региона, развитием промышленности, инфраструктуры. Наличие в регионе крупных потребителей, значительный объем энергопотребления розничными потребителями способствуют выходу на рынок независимых энергосбытовых компаний, стимулируют развитие конкурентных отношений.

Такая ситуация в долгострочной перспективе может привести к усугублению дифференциации регионального развития, что негативно скажется на экономическом развитии России в целом.

В целях стимулирования дальнейшего развития конкурентных отношений между покупателями, нивелирования влияния особенностей экономического развития регионов на структуру рынка необходимо

Поступила в редакцию

упростить процедуру получения статуса участника оптового рынка электрической энергии и мощности крупными потребителями, создать условия для проведения розничными потребителями активной позиции при выборе энергосбытовых компаний.

Литература

1. Федеральный закон от 04.11.2007 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Рынок сбыта электроэнергии: уровень конкуренции // Электротехнический рынок. 2009. №4. URL: http://market. elec.ru/nomer/26/rynok-sbyta-elektroenergii-uroven-konkurencii (дата обращения: 15.05.2010).

3. Трачук А. Риски роста концентрации субъектов на рынке электроэнергии // ЭнергоРынок. 2001. № 3. С. 28 - 32.

7 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.