затратам компании, что снижает налогооблагаемую базу, получается значительная экономия по уплате налога на прибыль.
В результате лизинговой сделки лизингодатель приобретает у производителя права собственности на некоторый товар и сдает его в аренду лизингополучателю. Договор финансового лизинга заключается, как правило, на нормативный срок службы имущества, передаваемого в лизинг До истечения этого срока и завершения процесса выплат лизингодатель сохраняет за собой право собственности на объект лизинга.
Важным аспектом правового регулирования лизинговых отношений является юридическое закрепление различного рода льгот, которыми пользуются участники этих отношений. Среди них право ускоренной амортизации имущества, полученного по лизингу, что позволяет ограничить срок договора лизинга 2 - 3 годами. Региональные налоговые льготы, как правило, относятся к лизингу определенных видов имущества, в частности оборудования для АПК.
Таким образом, именно лизинг может стать наиболее эффективным способом расширения кредитования малых предприятий, тем более что он способствует развитию производственного малого бизнеса. Однако широкое распространение лизинга тормозится ограниченностью финансовых ресурсов лизинговых компаний.
Лизинг для малого бизнеса привлекателен тем, что условия по договору лизинга обычно намного мягче, чем по кредитному договору. Для получения лизинга необязательно афишировать доходы компании, если, конечно, на этом не настаивает лизингодатель. Характерно
для лизинга также то, что в любой момент эксплуатации оборудования предприятие малого бизнеса может прекратить сотрудничество и вернуть оборудование и технику владельцу Это совершенно законно. Понятно, что банковский кредит таких преимуществ малому бизнесу дать не может.
Помимо преимуществ лизинга для малого бизнеса все же стоит упомянуть о некоторых его недостатках. В настоящее время лизинг развивается, как правило, в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург), в регионах воспользоваться данным финансовым инструментом сложнее. В некоторых регионах лизинговых компаний вообще нет. Кроме того, лизингодатели обычно заключают договоры на суммы выше 1 млн руб., в противоположном случае они просто не покроют свои затраты. Таким образом, если предприятию малого бизнеса требуется оборудование на меньшую сумму, то подходящий вариант лизинга зачастую найти непросто.
В целом же лизинг предоставляет незаменимую помощь в развитии малому предприятию. Но для того чтобы лизинг развивался и финансовые ресурсы были доступны малому бизнесу, необходимы специальные исследования, прогнозирующие потребности российского малого бизнеса в лизинговых услугах и уточняю -щие место лизинга в общей системе мер по совершенствованию финансовой поддержки малых фирм.
1. Пестрякова Т.П. Особенности финансовой стратегии малого предприятия // Экономический анализ: теория и практика. М., 2009.
2. Тореев В.Б. Барьеры на пути малого бизнеса // Экономическая наука современной России. 2008. № 4.
УДК 338.45:621.38 А.В. Трачук
АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ СРЕДИ ПОКУПАТЕЛЕЙ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ
Реформирование рынка электроэнергии затронуло всех субъектов энергорынка, включая покупателей электроэнергии. В данной статье рассмотрена конкуренция среди покупателей оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ).
Ключевые слова: конкуренция, электроэнергетика, потребители, рынок электроэнергии и мощности, рыночная доля, индекс Херфиндаля-Хиршмана, олигополия, олигопсония, олигономия, гарантирующие поставщики, государственное регулирование.
A.V. Trachuk
ANALYSIS OF WHOLESALERS COMPETITION ON THE ELECTRIC POWER MARKET
The author argues that reforms on the electric power market had an impact on all market participants including energy consumers. The article deals with wholesalers competition on electric power market.
The key words: competition, electric-power industry, consumers, electric power and capacity market, market share, Herfindahl-Hirschman Index (HHI), oligopoly, oligopsony, oligonomy, guaranteeing suppliers, state regulation.
Реформирование рынка электроэнергии затронуло не только поставщиков, но и покупателей электроэнергии. Покупатели электроэнергии делятся на участников оптового рынка и тех, кто покупают электроэнергию на розничном рынке. Учитывая, что участники розничного рынка лишь отчасти вовлечены в изменения на рынке
электроэнергии, рассмотрим в данной статье конкуренцию среди покупателей оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ).
Необходимо отметить, что создание условий для конкуренции являлось одной из важнейших задач реформирования рынка электроэнергии. Однако по
прошествии 8 лет с начала реформы можно констатировать, что упомянутая цель не достигнута. Если причины доминирования генераторов в отдельных зонах свободного перетока в значительной мере определяются дефицитом генерирующих мощностей и (или) особенностями топологии электрической сети, отсутствие конкуренции среди потребителей имеет несколько другие причины.
Следует отметить, что к моменту написания этой статьи 50% электроэнергии по-прежнему продавалось на основании регулируемых цен и договоров. В таких договорах цена - это тариф1, который определяется регулирующими органами в области тарифного регулирования, а поставщики (набор поставщиков) определяются администратором энергорынка (ОАО «АТС»).
В данной статье мы исследуем те сегменты российского энергорынка, в которых конкуренция покупателей возможна, т.е. нерегулируемую торговлю электрической энергией, рынок на сутки вперед (РСВ), балансирующий рынок и заключение свободных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности.
Однако оценке конкурентного состояния рыночных секторов уместно предпослать описание структуры покупателей ОРЭМ, поскольку особенности участия в рынке покупателей различных типов формируют предпо -сылки к характеру возможной конкуренции.
Субъектный состав оптового рынка электроэнергии (мощности) России меняется достаточно часто, однако доли классов покупателей меняются несущественно. Порядка 50% от общего количества покупателей ОРЭМ составляют гарантирующие поставщики, около 15% -крупные конечные потребители, остальные 35% - энергосбытовые компании, не получившие статус ГП. При оценке долей типов покупателей по объему потребления доля ГП резко возрастает: например, по второй ценовой зоне (Сибирь) доля гарантирующих поставщиков по числу немного превышает 50%, а по объему составляет порядка 83%.
Такое доминирование ГП объясняется тем, что в большинстве случаев они являются компаниями, выделенными при реструктуризации региональных АО-энерго, снабжавших электрической энергией весь регион, и перераспределение их объемов на иные энергосбытовые организации, в том числе при выходе на оптовый рынок крупных потребителей, происходит медленно.
Напомним, что гарантирующие поставщики обязаны подавать в РСВ ценопринимающие заявки. Но иные группы потребителей, имеющие право подавать ценовые заявки, этим правом почти не пользуются (кривая спроса РСВ в большинстве часов эластична лишь на небольшом участке - 1 - 2% объема планового потребления).
Сбытовые организации, как ГП, так и не являющиеся гарантирующими поставщиками, приобретают на оптовом рынке электроэнергию и мощность для реализации на розничном рынке. Крупные конечные потребители, вышедшие на ОРЭМ, приобретают электрическую энергию (мощность) для собственного потреб-
1 Цена каждого регулируемого договора равна тарифу поставщика, а средневзвешенная за год по всем договорам покупателя цена равна его индикативному тарифу.
ления. Этот сегмент покупателей ОРЭМ представлен крупными промышленными предприятиями, как правило , энергоемкими. Такая структура конечных потребителей электроэнергии, приобретающих ее непосред -ственно на ОРЭМ, объясняется тем, что в соответствии с п. 16 постановления Правительства РФ № 643 от 24.10.03 для участия в торговле на оптовом рынке потребитель должен соответствовать ряду требований:
1) владеть на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающим оборудованием, суммарная присоединенная мощность которого равна или превышает 20 МВА и в каждой группе точек поставки составляет не менее 750 кВА;
2) обеспечивать сбор, обработку и передачу участниками ОРЭМ коммерческому оператору данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений, соответствующих определенным постановлением требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии (мощности) в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой субъект ОРЭМ участвует в торговле;
3) обеспечивать выполнение ряда технических требований к системе связи, обеспечивающей передачу данных системному оператору;
4) заключить договор об оказании услуг по передаче электроэнергии, предусматривающий оплату услуг всех сетевых организаций, стоимость которых в установленном порядке включена в его тариф на электроэнергию (мощность) на розничном рынке;
5) заключить с системным оператором договор об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению;
6) заключить в установленном порядке договор об оказании услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России.
Выполнение части указанных требований (в частности, внедрение современных систем коммерческого учета) требует от потребителя заметных затрат. При этом экономическая выгода от выхода на оптовый рынок для конечного потребителя состоит в первую очередь в снижении расходов на приобретении электроэнергии за счет экономии на посредниках, т.е. за счет экономии на сбытовой надбавке своего розничного поставщика. Таким образом, участие крупного потребителя в торговле на оптовом рынке экономически обосновано в случае превышения экономии на сбытовой надбавке над расходами на приведение систем учета и связи в соответствие с предъявляемыми к ним требованиями.
В некоторых случаях крупные потребители электрической энергии до выхода на оптовый рынок владели собственными системами сбыта, но анализ финансового результата работы этих энергосбытовых организаций показал, что потребителям дешевле покупать энергию напрямую на ОРЭМ, поэтому компаниями было принято решение о выходе на оптовый рынок.
Для части крупных промышленных предприятий решение о приобретении электроэнергии на оптовом рынке носило чисто политический и (или) имиджевый характер. Отметим, что даже предприятия одной отрасли, имеющие сопоставимое энергопотребление и схожее финансовое состояние, принимают разные решения относительно выхода на оптовый рынок. Это объясняется разницей тарифов в разных регионах Рос-
сии, отношениями менеджмента промышленного предприятия и энергосбытовой организации и т.п., а в некоторых случаях вышеупомянутыми неэкономическими причинами выхода крупных потребителей на оптовый рынок.
В переходной модели оптового рынка конкуренция между покупателями мощности возможна только в области заключения двусторонних договоров. При заключении договоров вне организованных площадок (на биржах должна устанавливаться классическая конкуренция) конкуренция связана с двумя аспектами:
1) наличие у поставщика альтернативы, предоставляющей выбор контрагента в том числе по критерию наибольшей цены;
2) публичность цен договоров со схожими условиями как ориентир при заключении свободного договора, например публичный рыночный индикатор чаще всего проявляет себя в виде цены стандартизированного контракта, заключенного в ходе биржевых торгов.
К началу 2009 г. созданы условия для конкурирования покупателей по свободным двусторонним договорам поставки электрической энергии и мощности, постановлением Правительства РФ №476 от 28.06.08 г. внесены изменения в правила оптового рынка, предусматривающие:
1) заключение участниками оптового рынка двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности (до июля 2008 г. мощность продавалась только по регулируемым договорам);
2) создание в рамках ОРЭМ специализированной биржи для торговли электроэнергией и мощностью (площадки для заключения биржевых договоров купли-продажи мощности и электроэнергии) с введением 1 января 2009 г неоплаты поставщикам оптового рынка свободных объемов мощности, в отношении кото -рых не были поданы заявки на биржу (требование делает биржу фактически обязательной для генераторов).
В июле 2008 г участники начали заключать внебиржевые двусторонние договоры на поставку электрической энергии и мощности. В декабре 2008 г. на товарной бирже «Арена» были запущены торги мощностью (и электрической энергии).
Все указанные действия привели к появлению конкуренции покупателей мощности за право заключения свободного договора электроэнергии и мощности (СДЭМ) с поставщиками, имеющими тарифы ниже среднего, и, соответственно, возможность продать мощность дешевле остальных производителей оптового рынка. Данный вывод подтверждается ростом указанных во внебиржевых СДЭМ цен (а значит, и спроса) в течение второго полугодия 2008 г.: средняя цена проданной по внебиржевым СДЭМ мощности выросла к декабрю относительно июля в 1,4 раза.
При анализе поведения покупателей электроэнергии на оптовом рынке необходимо учитывать действующий механизм их участия в аукционе РСВ, предусматривающий значительные объемы ценопринятия, т.е. ценовой конкуренции между покупателями практически нет. Однако крупные покупатели могут влиять на равновесную цену РСВ объемами: из-за значительного объема ценопринимающего предложения относительно небольшое снижение заявленной в аукцион покупки может резко снизить цену вплоть до установле-
ния «нулевых2 цен» («нулевые цены» нередки во второй ценовой зоне в периоды большой загрузки сибирских ГЭС3).
В перспективе предполагается наделение любого покупателя, в том числе гарантирующего поставщика, правом подачи ценовой заявки (если ГП подаст такую ценовую заявку, которая не пройдет отбор, то приобретет необходимую электроэнергию на БР и не нарушит свои обязательства по поставке электроэнергии розничным потребителям).
На оптовом рынке за нарушение сроков исполнения обязательств предусмотрены так называемые меры оперативного воздействия, т.е. прекращается прием ценовых заявок в РСВ. Тем самым нарушение платежной дисциплины лишает покупателя возможности участвовать в ценовой конкуренции. При этом неисполнение обязательств ОРЭМ сбытовой организацией зачастую вызвано неплатежами розничных потребителей. В случае высокого уровня неплатежей ухудшается финансовое состояние энергосбытовой компании, в результате чего она не может себе позволить заключать свободные договоры по тем же ценам, что и финансово устойчивые покупатели оптового рынка, при этом поставщики оптового рынка неохотно заключают договоры с компаниями с недостаточной финансовой устойчивостью. Снижение финансовой устойчивости компаний также приводит к потере многих других конкурентных преимуществ. Таким образом, проблемы неплатежей на розничном рынке приводят к существенному снижению возможностей энергосбытовых компаний участвовать в конкуренции на оптовом рынке.
Как в действующей модели РСВ, так и в целевой (с ценовыми заявками покупателей) основным параметром, определяющим конкурентное состояние рынка, является его концентрация (объемные доли участни -ков), оцениваемая в том числе при помощи индексов Херфиндаля-Хиршмана4.
Объемы потребления участников меняются каждый час, поэтому для расчета долей покупателей рынков электроэнергии можно использовать средние объемы покупки за статистически значимые периоды. Однако для торговли мощностью применяется не среднее, а пиковое потребление покупателей оптового рынка, поэтому, на наш взгляд, и доли потребителей всех секторов ОРЭМ целесообразнее рассчитывать на основе пиков участников. В среднем доли участников, рассчитанных по пиковому потреблению, незначительно отличаются от долей, вычисленных по среднестатистическим объемам, что позволяет считать расчет рыночной концентрации на основе пиков потребителей достаточно точно отражающим конкурентное состояние не только рынков мощности (характеризующихся для потребителей их пиками), но и рынков энергии (измеряемых средним или совокупным за период (интегральным) потреблением).
2 «Нулевые цены» для снятия налоговых рисков моделируются в аукционе отличными от нуля значениями.
3 В середине 2009 г. были зафиксированы неоднократные «провалы» цены РСВ второй ценовой зоны из-за неподачи (по официальной версии - из-за ошибок трейдеров) ценовых заявок рядом крупных потребителей.
4 Широко используется для оценки рыночной концентрации.
Проведем анализ рыночных долей покупателей для оценки конкуренции среди покупателей ОРЭМ для зон свободного перетока (ЗСП). Единственный предполагающий конкуренцию покупателей инструмент торговли мощностью - СДЭМ. Согласно постановлению Правительства РФ №643 СДЭМ должен заключаться одновременно в отношении двух товаров - электрической энергии и мощности. Для предотвращения арбитража между СДЭМ и РСВ предусмотрена компенсация рынку сторонами СДЭМ разницы сложившихся в РСВ узло -вых цен относительно референтного для ЗСП узла, что увеличивает значимость ограничений по перетокам при торговле мощностью, вследствие чего биржевой СДЭМ заключают преимущественно покупатель и продавец, ГТП которых расположены в одной ЗСП.
Для конкуренции непосредственно в аукционах рынка «на сутки вперед» и балансирующего рынка важнейшее значение имеют учитываемые при проведении аукциона системные ограничения, связанные в первую очередь с пропускной способностью сетей и сходимостью электрических режимов, а также задачей минимизации потерь в сетях. Эти ограничения разбивают единый рынок ценовой зоны на локальные сегменты - узлы и зоны свободного перетока (ЗСП), т.е., по сути, единый конкурентный отбор разбивается на несколько более мелких аукционов, ограниченных преимущественно рамками зон свободного перетока. Поэтому наличие конкуренции целесообразно определять не только по рынку в целом или ценовым зонам, но и по ЗСП.
Значения 1НН для ЗСП и ценовых зон приведены в таблице:
По результатам расчетов, только в рамках ЗСП 24 (энергосистема Центра) и первой ценовой зоны рыночную концентрацию можно признать нормальной. Причиной конкурентоспособности ЗСП 24 в отношении покупателей является наличие в ней значительного числа (17) субъектов РФ, в каждом из которых функционирует отдельная энергосбытовая компания в статусе гарантирующего поставщика на данной территории, обеспечивая достаточное для нормальной конкуренции число рыночных игроков.
Уровень рыночной концентрации во многих ЗСП достаточно высок, поскольку покупатели в этих зонах, как правило, представлены обладающими высокими долями рынка крупными сбытовыми компаниями, выделенными из местных АО-энерго в ходе их реструктуризации и снабжающими соответствующие субъекты РФ, а также рядом небольших потребителей оптового рынка (мелких сбытов и электростанций, потребляющих электроэнергию на собственные хозяйственные нужд ы).
Из таблицы следует, что нет ни одной ЗСП, для которой 1НН равен 1, т.е. нет зон с единственным покупателем (близки к этому ЗСП 26 с гигантом ОАО «Мосэнер-госбыт» и ЗСП 23, в которой, помимо ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания», электроэнергию и мощность покупают лишь несколько мелких станций в рамках потребления на собственные нужды).
Если рассматривать только сбытовые компании, то количество игроков в ЗСП заметно сократится, так как электростанции, покупающие электроэнергию и мощность для собственного потребления, представлены во всех ЗСП. Однако потребление электростанций на собственные нужды невелико, поэтому величины индекса Херфиндаля-Хиршмана для ЗСП с учетом только энергосбытовых компаний не будут существенно отличаться от представленных в таблице значений.
Таким образом, анализ фактических данных об уровнях конкуренции среди покупателей на оптовом рынке электроэнергии и мощности показывает, что в настоящее время среди покупателей доминирует небольшое количество гарантирующих поставщиков. Олигополия
поставщиков и аналогичное рыночное состояние среди покупателей ОРЭМ формируют рыночную конструкцию олигономии, что лишний раз подчеркивает необходимость государственного регулирования в этой сфере, правда, уже с учетом новых реалий - рынка типа олигополии.
1. Макконнелл Б. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 1999.
2. URL: http: // atsenergo.ru
Зона IHH-1 IHH-2 (случай гособ ъединения) Зона IHH-1 1НН -2 (случай ггособъединения)
1-я ценовая зона 0,112 0,166 ЗСП14 0,331 0,331
2-я ценовая зона 0,226 0,24 ЗСП15 0,376 0,378
ЗСП 1 0,295 0,3 ЗСП16 0,608 0,608
ЗСП 2 0,214 0,214 ЗСП17 0,370 0,371
ЗСП 3 0,621 0,621 ЗСП18 0,723 0,723
ЗСП 4 0,601 0,601 ЗСП19 0,300 0,305
ЗСП 5 0,755 0,755 ЗСП20 0,389 0,389
ЗСП 6 0,54 0,54 ЗСП21 0,649 0,649
ЗСП 7 0,296 0,303 ЗСП22 0,466 0,466
ЗСП 8 0,637 0,644 ЗСП23 0,966 0,966
ЗСП 9 0,986 0,993 ЗСП24 0,107 0,148
ЗСП 10 0,323 0,323 ЗСП25 0,745 0,745
ЗСП 11 0,669 0,67 ЗСП26 0,903 0,914
ЗСП 12 0,654 0,654 ЗСП27 0,284 0,381
ЗСП 13 0,309 0,309 ЗСП28 0,774 0,778