Научная статья на тему 'Особенности современного ценообразования в электроэнергетике (на примере Санкт-Петербурга)'

Особенности современного ценообразования в электроэнергетике (на примере Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМАМИ ЭНЕРГЕТИКИ / ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА / СТРУКТУРА ЦЕНЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ / ДИНАМИКА ЦЕН (ТАРИФОВ) / MANAGEMENT OF ENERGY SYSTEMS / TARIFF-MAKING / THE AUTHORITY OF REGULATION OF HOUSING AND COMMUNAL COMPLEX / THE STRUCTURE OF ELECTRICITY PRICES / THE DYNAMICS OF PRICES (TARIFFS)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ловыгина Анастасия Борисовна

Данная статья посвящена особенностям государственного ценового регулирования систем электроэнергетики региона. В процессе энергообеспечения принимает участие значительное количество хозяйствующих субъектов, каждый из которых преследует свои субъективные цели. С целью соблюдения баланса интересов указанных субъектов и обеспечения эффективного функционирования региональных систем энергообеспечения, а также их развития государство регулирует взаимоотношения между указанными субъектами через государственные органы. В России создана и функционирует трехуровневая система государственного регулирования цен и тарифов. В статье рассмотрена структура средней цены на электрическую энергию для конечного потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features Modern Tariff-Making in the Electricity Sector (the Case of Saint-Petersburg)

This article is devoted to the features of the state price regulation systems of electric power industry of the region. In the process of energy supply involved a big quantity of businesses, each of which pursues its own subjective goals. Trying to provide the balance of interests between these entities and to make the functioning and development of the regional energy systems more effective, government regulates the relationship between these entities via governmental authorities. In Russia, there is a three-tier system of governmental regulation of prices and tariffs. For better understanding how to implement the mechanism of governmental regulation of prices (tariffs) in the article presented the structure of the average price for electricity to the end consumer.

Текст научной работы на тему «Особенности современного ценообразования в электроэнергетике (на примере Санкт-Петербурга)»

Ловыгина А. Б.

Особенности современного ценообразования в электроэнергетике

(на примере Санкт-Петербурга)

Ловыгина Анастасия Борисовна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Соискатель кафедры макроэкономического регулирования lovyginaab@mail .ru

РЕФЕРАТ

Данная статья посвящена особенностям государственного ценового регулирования систем электроэнергетики региона. В процессе энергообеспечения принимает участие значительное количество хозяйствующих субъектов, каждый из которых преследует свои субъективные цели.

С целью соблюдения баланса интересов указанных субъектов и обеспечения эффективного функционирования региональных систем энергообеспечения, а также их развития государство регулирует взаимоотношения между указанными субъектами через государственные органы.

В России создана и функционирует трехуровневая система государственного регулирования цен и тарифов.

В статье рассмотрена структура средней цены на электрическую энергию для конечного потребителя.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Управление системами энергетики, тарифообразование, полномочия органов регулирования жилищно-коммунального комплекса, структура цены на электроэнергию, динамика цен (тарифов)

Lovygina A. B.

Features Modern Tariff-Making in the Electricity Sector (the Case of Saint-Petersburg)

Lovygina Anastasia Borisovna

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, russian Federation) Postgraduate Student of the Chair of Macroeconomic regulation lovyginaab@mail .ru

ABSTRACT

This article is devoted to the features of the state price regulation systems of electric power industry of the region. In the process of energy supply involved a big quantity of businesses, each of which pursues its own subjective goals.

Trying to provide the balance of interests between these entities and to make the functioning and development of the regional energy systems more effective, government regulates the relationship between these entities via governmental authorities.

In Russia, there is a three-tier system of governmental regulation of prices and tariffs. For better understanding how to implement the mechanism of governmental regulation of prices (tariffs) in the article presented the structure of the average price for electricity to the end consumer.

KEYWORDS

Management of energy systems, tariff-making, the authority of regulation of housing and communal complex, the structure of electricity prices, the dynamics of prices (tariffs)

Современная энергосистема России характеризуется сложной структурой, большим количеством частных и государственных элементов: субъекты оптовых и розничных

рынков, производители энергии, сетевые и сбытовые организации, торговые посредники, государственные органы власти, промышленные потребители, население и др.

В настоящее время экономические отношения между указанными элементами энергосистемы организованы в формате модели оптового рынка энергии и мощности и розничных региональных рынков. Несмотря на планируемую полную либерализацию торговли электроэнергией, государственные органы продолжают частично устанавливать цены в энергетике. Например, в электроэнергетике устанавливаются следующие тарифы: тарифы на энергию для неценовых зон оптового рынка, тарифы на услуги по передаче энергии, плата за технологическое присоединение, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, тарифы на услуги коммерческого оператора и некоторые другие. В отличие от существующих рыночных отношений в электроэнергетическом комплексе цены (тарифы) в сфере теплоснабжения регулируются государством для всех групп потребителей.

Ввиду того что реформа энергетики де-факто не завершена, а также в целях соблюдения баланса интересов всех участников процесса энергообеспечения государство регулирует взаимоотношения в этой области через систему органов всех ветвей (законодательной, исполнительной и судебной) и всех уровней власти (федеральный, региональный и муниципальный (местный)).

Важнейшую роль в регулировании энергообеспечения играют Правительство Российской Федерации и Министерство энергетики, отвечающие за выработку государственной политики и разработку или инициирование разработки нормативно-правовых основ государственного регулирования в области энергообеспечения.

Особенный орган федерального уровня в сфере тарифного регулирования ресур-сои энергоснабжающих организаций — Федеральная служба по тарифам Российской Федерации. Федеральная служба по тарифам является сопрягающим звеном в процессе регулирования, т. е. занимается координацией деятельности всех участников процесса государственного регулирования тарифообразования.

На региональном уровне в области тарифного регулирования ведущая роль принадлежит Региональной энергетической комиссии или Комитету по тарифам. В пределах полученного от Федеральной службы по тарифам Российской Федерации индекса роста (предельный уровень тарифа) региональные комиссии или комитеты определяют уровень тарифа для каждой организации. Косвенное влияние на тарифообразование оказывают отраслевые органы исполнительной власти региона в сфере энергообеспечения, такие как Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, Жилищный комитет, Строительный комитет.

Степень участия органов местного самоуправления (органы регулирования муниципальных образований и (или) представительные органы муниципальных образований) в процессе установления тарифов зависит от наличия законов субъекта Российской Федерации о передаче соответствующих полномочий на муниципальный уровень.

Органы исполнительной власти субъектов и местные органы функционируют в рамках своих полномочий единолично, выполняя при этом требования действующего федерального, регионального и муниципального законодательства.

Разработка региональных нормативно-правовых и методических документов происходит в рамках федерального законодательства и направлена на максимальную адаптацию юридических норм к особенностям конкретного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, на территории региона действует комплексная система государственного регулирования ценообразования, которую можно охарактеризовать как сложноорганизованную и динамично развивающуюся.

Для того чтобы лучше понять, как реализуется механизм государственного регулирования цен (тарифов), рассмотрим примерную структуру средней цены на

электрическую энергию для определенного потребителя. Для примера рассмотрим структуру средней цены на электрическую энергию для потребителя, относящегося к группе «Население», расположенного на территории Санкт-Петербурга в 2014 г., чьим гарантирующим поставщиком является ОАО «Петербургская сбытовая компания» (см. табл. 1).

Из таблицы следует, что конечная цена на электрическую энергию складывается из нерегулируемой (средневзвешенная цена оптового рынка) и регулируемой (тариф на передачу, сбытовая надбавка, тарифы на услуги коммерческого и технологического оператора) компоненты.

Средневзвешенная цена оптового рынка оказывает существенное влияние на итоговую величину средней цены на электрическую энергию для определенного потребителя. Для ее определения мы обратились к данным ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии», размещенным в открытом доступе согласно требованиям стандартов раскрытия информации.1

В табл. 2 представлен ориентировочный расчет нерегулируемой цены оптового рынка для гарантирующего поставщика ОАО «Петербургская сбытовая компания» в 2014 г.

Что же касается регулируемой части составляющей цены на электрическую энергию для конечного потребителя, то единый котловой тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям, так же как и оптовая цена, составляет в ней весомую долю. Государственное регулирование тарифов на передачу электрической энергии осуществляется на региональном уровне с соблюдением требований федерального законодательства. Например, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга в 2014 г. осуществил государственное регулирование тарифов в отношении 22 территориальных сетевых организаций.

На территории Санкт-Петербурга в 2013 г. (на 2014 г.) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Данный вид тарифов устанавливается с учетом необходимости соблюдения равенства тарифов на услуги по передаче для потребителей, принадлежащих к одной группе (категории) и расположенных на территории одного субъекта. Единые котловые тарифы дифференцированы в зависимости от диапазона напряжения и тарифной группы потребителей и не зависят от принадлежности сетей к той или иной организации. Единые (котловые) тарифы применяются при расчетах между гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми и (или) энергоснабжающими организациями и сетевыми организациями, расположенными на территории одного региона (Санкт-Петербурга). В соответствии с требованиями действующего законодательства в Федеральную службу по тарифам России Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга были направлены расчетные материалы, с учетом которых были определены и утверждены предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии

В табл. 3 представлены значения предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, сформированные с учетом предложения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга и утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам России от 18 декабря 2013 г. № 233-э/2.

Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии также устанавливаются на региональном уровне с учетом ограничений федерального законодательства. Например, в Санкт-Петербурге в 2014 г. осуществляли свои функ-

1 Статистические данные ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» за 2014 год // Официальный сайт ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.atsenergo.ru/results/statistic/ (дата обращения 1-10 декабря 2014 г.).

Структура средней цены на электрическую энергию для потребителей группы «Население», расположенных на территории Санкт-Петербурга в 2014 г. в зоне обслуживания гарантирующего поставщика

ОАО «Петербургская сбытовая компания»

< го

"TD >

го

О

7s

О m

7s

О х

О <

го

о

го >

hO

о

СП

Показатель, руб./МВт-ч 01.01.2014-30.06.2014 01.07.2014-31.12.2014 Примечание

Размер платы за регулируемые услуги, в том числе: 821,35 951,45

• единый котловой тариф на услуги по передаче 588,90 588,90 Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 25 декабря 2013 г. № 600-р

• сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков 230,00 360,00 Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 25 декабря 2013 г. № 603-р

• тариф на услуги ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» 0,92 1,02 Приказ Федеральной службы по тарифам России от 30 декабря 2013 г. № 232-э/1

• предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» 1,53 1,53 Приказ Федеральной службы по тарифам России от 30 декабря 2013 г. № 256-э/1

Средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (цена, складывающаяся на оптовом рынке) 1626,85 1656,81 Определялись на основании фактических данных с учетом индекса роста цен на электрическую энергию в соответствии с разъяснениями Федеральной службы по тарифам России

Итого цена на электрическую энергию, руб./ МВт-ч 2448,20 2608,26

A LINEA

00 м

Таблица 2

Расчет средневзвешенной нерегулируемой ценой электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности для гарантирующего поставщика ОАО «Петербургская сбытовая компания» в 2014г.

Показатель 2014г.

январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь

Фактический объем покупки электрической энергии, купленный на оптовом рынке, МВт-ч 2738780,03 2434142,74 2459104,95 2189483,04 2085787,71 1945074,65 1983381,14 2021375,50 2148770,36

Совокупный объем фактического пикового потребления, МВт 4617,51 4197,91 3912,23 3576,31 3441,65 3369,18 3282,36 3310,07 3560,29

Средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке, руб./МВт 380467,66 268734,30 379930,52 383647,90 373657,02 318409,86 356067,74 334031,10 320619,28

Средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед и конкурентного отбора заявок для балансирования системы, руб./МВт-ч 1046,41 1042,58 977,03 964,43 1112,88 1128,22 1032,25 1127,44 1141,58

Средневзвешенная цена за месяц, руб./ МВт-ч 1687,87 1506,04 1581,47 1591,08 1729,43 1679,76 1621,52 1674,43 1672,81

Средневзвешенная цена за полгода, руб./ МВт-ч 1626,85 1656,81

Предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Санкт-Петербурге на 2014 г.1

<

ГО

TD >

ГО

О

7s

О го

Ts

О го

О <

го

о

го >

hO

о

СП

Период Уровни напряжения Предельные минимальные на 2014 г. Предельные максимальные на 2014 г. отклонения предельных максимальных относительно минимальных

Ставка на содержание, руб./МВт-мес Ставка за потери, руб./МВт-ч Одноставоч-ный тариф, руб./МВт-ч Ставка на содержание, руб./МВт-мес Ставка за потери, руб./МВт-ч Одноставоч-ный тариф, руб./МВт-ч Ставка на содержание, руб./ МВт-мес Ставка за потери, руб./МВт-ч Односта-вочныи тариф, руб./МВт-ч

1 п/г 2014 г. ВН 143 213,05 69,81 453,42 150 750,58 73,48 477,28 1,053 1,053 1,053

CHI 285 750,17 129,32 1052,58 300 789,65 136,13 1107,98 1,053 1,053 1,053

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СН2 316 571,62 235,86 1491,73 333 233,28 248,28 1570,24 1,053 1,053 1,053

НН 326 589,20 400,60 1657,11 343 778,11 421,68 1657,11 1,053 1,053 1,000

2 п/г 2014 г. ВН 143 213,05 69,81 453,42 150 750,58 73,48 477,28

CHI 285 750,17 129,32 1052,58 300 789,65 136,13 1107,98

СН2 316 571,62 235,86 1491,73 333 233,28 248,28 1570,24

НН 326 589,20 400,60 1657,11 343 778,11 421,68 1657,11

рост 2 п/г 2014 / 1 п/г 2014 ВН 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

CHI 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

СН2 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

НН 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

1 Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на до 2014 год:: Приказ Федеральной службы по тарифам России от 18 декабря 2013 г. № 233-Э/2 // Официальный сайт «Российской газеты»: СО [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/01/10/tarify-elektro-dok.html (дата обращения 1-10 декабря 2014 г.).

ции четыре гарантирующих поставщика: ОАО «Петербургская сбытовая компания», ООО «Русэнергосбыт», ЗАО «Энергия Холдинг», ОАО «Оборонэнергосбыт».

Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, на 2014 г. по группам потребителей представлены на рис. 1-41.

руб/Мвт.ч

97 103 100

1 I I I I

А

Л

N

181

I

/

а

«V

89 88 87 86 85 84 83 82

Рис. 1. Сбытовые надбавки ОАО «Петербургская сбытовая компания» руб/Мвт.ч

~~ 88,23~~

84,68

Ч^г

/О /О Л? Л? lS> I& Ф Ф

$ $ / / Л Л J- J-

Рис. 2. Сбытовые надбавки ЗАО «Энергия Холдинг»

1 Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2014 год:Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 25 декабря 2013 г. № 603-р // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс]. URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/energ_kom/documents/ npa/648/ (дата обращения 1-10 декабря 2014 г.).

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

руб/Мвт.ч

и 1-

9 и

51 49 «И N 50 51 1—1 46 1—1 1 ■ ■ ■ ■

а? а? & & £ £> £

я „а

4? 4? 4*

Рис. 3. Сбытовые надбавки ООО «Русэнергосбыт»

300 250 200 150 100 50 О

руб/Мвт.ч

250

1

130 1

99 | 1 1 1

■ 1 1 и— 1 ^^ 1 И 75 62 75 1 ■ ■ ■ ■

^ ^ ^ ^ ^

$ $ $ & &

& ¿? V # я & ¿р яг

<$ $ # / ^ лР . £ „о*

/ /

Рис. 4. Сбытовые надбавки ОАО «Оборонэнергосбыт» (филиал «Северо-Западный»)

Незначительную долю в структуре средней цены на электрическую энергию для определенного потребителя составляют:

• тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности);

• предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги технологического оператора ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы». Данные виды тарифов ежегодно устанавливает ФСТ России.

Приказами Федеральной службы по тарифам (от 30 декабря 2013 г. № 232-э/1 и от 30 декабря 2013 г. № 256-э/1) утверждены:

• тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» участникам оптового рынка электрической энергии (мощности) (1-е полугодие 2014 г. — 0,920 руб./МВт-ч; 2-е полугодие 2014 г. — 1,021 руб./МВт-ч);

• предельный максимальный уровень цен (тарифов) цен (тарифов) на услуги технологического оператора ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» (1-е полугодие 2014 г. — 1,528 руб./МВт-ч; 2-е полугодие 2014 г. — 1,528 руб./МВт-ч).

Таким образом, государство оказывает существенное влияние на формирование цен на энергию в общем и на электрическую энергию в частности. При применении различных инструментов тарифной политики необходимо учитывать интересы всех участников процесса производства, передачи и распределения электроэнергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.