Научная статья на тему 'Проблемы в области таможенного регулирования российского рынка снегоходов'

Проблемы в области таможенного регулирования российского рынка снегоходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНЕГОХОД / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / SNOWMOBILE / CUSTOMS REGULATION / MARKET CONDITION / CUSTOMS PAYMENTS / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова В.А.

В данной статье проводится оценка размера российского рынка снегоходной техники и его сегментов, тенденции рынка и структуры импорта, а также рассмотрены основные проблемы, связанные с таможенным регулирование данного вида техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems in the field of customs regulation of the russian market of snowmobiles

In this article the assessment of the size of the Russian market of over-snow equipment and its segments, tendencies of the market and structure of import is carried out, and also the main problems connected with customs regulation of this type of equipment are considered

Текст научной работы на тему «Проблемы в области таможенного регулирования российского рынка снегоходов»

Новый университет

Экономика и право 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

УДК 339.5

*

В.А. Майорова

ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА СНЕГОХОДОВ

В данной статье проводится оценка размера российского рынка снегоход-ной техники и его сегментов, тенденции рынка и структуры импорта, а также рассмотрены основные проблемы, связанные с таможенным регулирование данного вида техники.

Ключевые слова: снегоход, таможенное регулирование, конъюнктура рынка, таможенные платежи, Таможенный союз.

Снегоход (или «snowmobile») - это самодвижущееся транспортное средство, предназначенное для передвижения вне дорог преимущественно по снегу, имеющее собственную массу не более 450 кг, сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, не имеющее кабины закрытого типа или элементов, образующих каркас безопасности вокруг водителя и пассажира (пассажиров), приводимое в движение с помощью гусениц (гусеницы), находящихся в контакте со снегом, и управляемое с помощью лыжи (лыж), находящихся в контакте со снегом [3, с. 2].

В настоящее время продажа снегоходов достигла высокого уровня. На мировом и российском рынках снегоходной техники представлено огромное количество машин различных брендов и классов, отличающихся по предназначению. Объяснить такое разнообразие видов снегоходной техники можно тем, что у этих аппаратов широкая сфера применения. Рынком данного вида техники завладели четыре основные компании, которые делят его почти поровну. Это такие известные марки как: Arctic Cat, Bombardier, Polaris и Yamaha.

Сейчас основной спрос на снегоходы наблюдается в Северной Америке: США и Канаде. Правда, стоит отметить, что в последние годы сильно вырос спрос на эту технику и в РФ. По данным, которые были обнародованы президентов международной ассоциации производителей снегоходов Эдом Кимом по всему миру зимой 2013-2014 гг. было продано более 157 тысяч новых снегоходов - это на 9% больше, чем зимой 2012-2013 гг. (144601 ед). С 2009-2010 гг. до 2010-2011 гг. продажи выросли на 10,4% (с 111492 до 123063 шт.), а с 2010-2011 до 2011-2012 -на 4,9% (с 123063 до 129087 ед.). [4]

Образцы импортной техники собираются непосредственно в нашей стране на дочерних предприятиях с использованием зарубежных комплектующих либо доставляются уже в готовом виде в качестве импортной продукции.

К основным российским производителям снегоходов на сегодняшний день относятся две компании - АО «Русская механика» и «Веломоторс». «Русская механика» - лидер отечественного снегоходостроения. Она делает снегоходы под марками «Буран» и «Тайга». Компания «Веломоторс», которая выпускаемых изделия под брендом «STELS», производит снегоходы «STELS S800 Росомаха». «Тайга» и « S800»- это полные аналоги современных зарубежных моделей. Конкурентное преимущество этих снегоходов в том, что их стоимость на порядок ниже, чем у импортных аналогов.

Российский рынок снегоходов имеет несколько особенностей.

1.Во-первых, рынок является импортозависимым. Обусловлено это как высокой долей

© Майорова В.А., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.5

Майорова Виктория Алексеевна - студент юридического института, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.

72

New university

Economics & Law 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

импортной продукции, так и поставками импортных комплектующих для российских производителей (в принципе, оба эти факта характерны для всего российского рынка мототехники).

2. Во-вторых, потенциал российского рынка снегоходов намного меньше, чем скажем рынка мопедов, мотороллеров или мотоциклов. Однако и здесь продажи за последние 2-3 года демонстрировали внушительные результаты.

3. Третья особенность состоит в том, что в отличие от рынка остальной мототехники, на рынке снегоходов очень мало машин китайского происхождения. Китайские снегоходы не могут выйти на российский рынок, поскольку оказываются неконкурентоспособными по сравнению со снегоходами российского происхождения.

За 2011- 2013 года импорт снегоходов в Россию вырос более чем в 2 раза, с 15 тыс. шт. до 35 тыс. шт. Однако, в 2014 году рынок снегоходов уменьшился на 28% в единицах техники и составил 26 тыс. шт. [4] В рейтинге наиболее востребованных и продаваемых среди ввозимых снегоходов лидируют Yamaha, Ski-Doo. Японские и американские модели очень надежны, но при этом крайне дорогие. Кроме того, некоторые запчасти к ним приходится заказывать из-за океана, что непосредственно ведет к увеличению их цены. На рисунке 1 показа доля продукции каждого из основных производителей данного вида техники на российском рынке.

Arctic Cat Polaris

4% 6%

20%

Рис. 1. Доля основных производителей продукции СХТ на российском рынке

Мировые и российские производители снегоходов являются непосредственными участника внешнеэкономической деятельности. За последнее время Правительство Российской Федерации, провело огромную работу в области создания и унификации законодательства в области таможенного регулирования внешней торговли, в соответствии с её национальными интересами, а также её международными обязательствами, стараясь соответствовать международным нормам и правилам, с целью продолжения её дальнейшей интеграции в международное экономическое сообщество. Ввоз снегоходной техники и деталей для их производства предусматривает обязательное прохождение таможенного оформления и уплаты таможенных сборов, пошлин и налогов. Однако без знания тонкостей таможенного законодательства импорт или экспорт снегоходов, запасных частей к ним и деталей для их производства может стать невыгодным мероприятием, из-за высоких таможенных пошлин и задержек на таможне. И для того, чтобы избежать проблем при ввозе или вывозе на/с таможенной территории Таможенного союза необходимо изучить особенности механизма внешнеторгового и таможенного регулирования рынка данной группы товаров и основные нормативно-правовые акты.

Снегоходы и другие легковые транспортные средства, которые не предназначаются для передвижения по дорогам всеобщего пользования, в соответствии с ЕТН ВЭД относят к товарная позиция 8703. При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза ставка ввозной таможенной пошлины равна 5%, НДС составляет 18%. в отношении всех товаров из этой группы. И именно с таможенными платежами связана главная проблема российских производителей снегоходной техники. В 2009 году таможенные пошлины на снегоходы были повышены с 5

73

Новый университет

Экономика и право 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

до 10%. Что было бы справедливым действием относительно таможенных барьеров, действующих в странах ЕС, а именно: при ввозе снегоходов из РФ в страны ЕС уплачивается 5% таможенный сбор плюс дополнительный налог страны ввоза, например в Норвегии размере этого налог составляет 23%. Итого к стоимости товара экспортируемого из РФ добавляется порядка 28-30%. В связи с вхождением РФ в Таможенный союз планируемое повышение таможенных пошлин не состоялось, а вернулось к исходным тарифам - 5% от стоимости ввозимого товара. [1, п. 8]

Низкие таможенные пошлины негативно сказываются на всех отечественных производителях мототехники, организовавших собственное производство и максимально локализовавших сборку данной техники, не стимулирует производителей на создание новых рабочих мест, развитие новых технологий и инноваций.

1.Еще одна проблема связана с системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Из-за недочетов, связанных с конкурсной документацией, российский производитель в 80% от всех аукционов, получает отказ, и заказ получает иностранная компания. Необходимо внести изменения в федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части запрета приобретения на бюджетные средства промышленных товаров и оборудования, при наличии отечественной аналогичной продукции. [2, ст. 50]

Серьёзным фактором, влияющим на динамику финансовых показателей российских предприятий выпускающих снегоходную технику, остается замедление экономического роста в стране, увеличение курсов иностранных валют, ослабление спроса на товары и увеличение конкуренции среди производителей вследствие стагнации на рынке транспортных средств.

Библиографический список

[1] Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 «О едином таможеннотарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». П.8.

[2] Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[3] ГОСТ Р 50944-2011. Снегоходы. Технические требования и методы испытаний. М.: Стандартоформ, 2012.

[4] Международная ассоциация производителей снегоходов - (Рус). - URL: http: // snowmobile.org [19 апреля 2015]

[5] Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» - (Рус). - URL: http: // www.consultant.ru [19 апреля 2015]

UDC 339.5

V.A. Mayorova

PROBLEMS IN THE FIELD OF CUSTOMS REGULATION OF THE RUSSIAN MARKET OF SNOWMOBILES

In this article the assessment of the size of the Russian market of over-snow equipment and its segments, tendencies of the market and structure of import is carried out, and also the main problems connected with customs regulation of this type of equipment are considered.

Keywords: snowmobile, customs regulation, market condition, customs payments, Customs union.

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.