♦-----------------------------------------------------------------------------------♦
удк 338.45:621 Вадим Сергеевич Круглов,
докторант кафедры таможенного дела, [email protected] СГСЭУ
Максим Викторович Бондаренко,
преподаватель кафедры таможенного дела,
СГСЭУ
ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (на примере автомобилестроения)
В статье рассматриваются основные проблемы развития отечественной автомобильной промышленности и влияние таможенного регулирования на нее. Делается вывод о том, что использование методов и механизмов таможенно-тарифного регулирования в области автомобилестроения должно осуществляться с учетом обеспечения защиты отечественных товаропроизводителей, необходимой для реализации инвестиционных программ предприятий автомобильной промышленности и насыщения отечественного рынка конкурентоспособной техникой. Авторы предлагают разработать дифференцированную шкалу ставок пошлин на иномарки в зависимости от наличия аналогов в отечественной автомобильной промышленности и степени возможной конкуренции. Утверждается, что, несмотря на ряд негативных моментов, вступление в ВТО позволит российским автомобилестроительным предприятиям участвовать в мировой торговле на общепринятых и равных условиях.
Ключевые слова: отечественная автомобильная промышленность, таможенное регулирование, экспорт.
V.S. Kruglov, M.V. Bondarenko
IMPACT OF CUSTOMS REGULATIONS ON THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN INDUSTRY (research based on the example of car industry)
The paper discusses the main problems of the Russian automobile industry and the impact of customs regulation. It is concluded that methods and mechanisms of customs and tariff regulation in the automobile industry should be used to protect domestic producers, it is necessary for the implementation of investment programs of automobile industry and saturation of the domestic market with competitive products. The author proposes to develop a differentiated scale of rates of duties on foreign cars, depending on the availability of analogues in the domestic auto industry and the degree of potential competition. It is argued that, despite a number of negative aspects, the WTO entry will allow Russian car industry to participate in global trade.
Keywords: Russian auto industry, customs regulation, export.
Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития страны. Ситуацию в российской автомобильной промышленности в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную. С одной стороны, происходил бурный рост рынка, вызванный в том числе ростом покупательской способности населения, развитием потребительского кредитования и укреплением национальной валюты. С другой стороны, постоянно сокращалась доля отечественных производителей на автомобильном рынке при одновременном усилении конкуренции внутри ценовых сегментов.
Российская автомобильная промышленность представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких
коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов (двигателей, трансмиссий, ходовых частей, автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники и др.), автомобильных материалов, - а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Всего в отрасли действует около 400 предприятий и организаций.
В связи с созданием Таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан у российских производителей, а также у предприятий, функционирующих на территории Российской Федерации в режиме промышленной сборки, появляется возможность увеличения объема сбыта готовой продукции на авторынках Казахстана и Беларуси.
♦
♦
В последние годы автомобильная отрасль перерождается: рост платежеспособного спроса, автокредитования и последующее за ними увеличение импорта автомобилей вынудили российских производителей либо разрабатывать новые модели и улучшать качество (например, «Гранта», «Приора» АвтоВАЗа, «UAZ Patriot» УАЗа), либо перепрофилироваться на сборку иномарок (ИжАвто, ТагАЗ, ЗМА).
Введение Единого таможенного тарифа, а также синхронизация принципов промышленной сборки автомобилей позволит существенно повысить уровень конкурентоспособности лицензионных продуктов, собираемых на предприятиях иностранных производителей в Российской Федерации, и создаст дополнительные возможности для наращивания объемов производства на российских заводах.
К числу основных проблем в автомобильной промышленности России следует отнести: низкие инвестиции в производство; малые производственные мощности, технологическое отставание отрасли; практически отсутствие современной автокомпонентной промышленности; низкое качество российских поставщиков комплектующих; отсутствие последовательной тарифной и таможенной политики; отсутствие политики стимулирования НИОКР и низкий объем ее финансирования; низкий уровень инвестиционной привлекательности российских предприятий .
Потеря значительной доли рынка связана не только с недостаточно высоким техническим уровнем отечественных автотранспортных средств, но и с низким уровнем инвестирования в разработку новых платформ и моделей, ограниченным числом предлагаемых моделей и предоставляемых потребителям опций. Если отечественный производитель выпускает 3 - 5 фиксированных комплектаций для каждой модели, то зарубежный предлагает 5 - 10 комплектаций с возможностью дополнительных опций и индивидуальной «постройкой» автомобиля под каждого покупателя.
На данный момент в рыночном сегменте производителей автомобилей существуют четыре основных типа предприятий :
1) традиционные российские производители (ОАО
«АвтоВАЗ», предприятия «Группы ГАЗ», ОАО «КамАЗ», АМО «ЗИЛ» и др.) - характеризируются наличием изношенной производственно-технологической базы, ограниченными источниками инвестиций; нехваткой современных технологий, недостаточностью масштабов выпускаемых 14g автомобильных платформ и моде- 1 ’
лей, гибкости производства и профессионального менеджмента;
2) российские сборочные предприятия (ОАО «Иж-Авто», ООО «ТагАЗ», предприятия группы «Соллерс» и др.) - характеризуются относительно современными технологиями и гибкостью производства, западным стилем управления, неразвитостью собственного инжиниринга и недостаточными масштабами производства для увеличения локализации. Еще одной проблемой является отсутствие прав на интел-
лектуальную собственность (например, как в случае с группой компаний «АВТОТОР», являющейся контрактным сборщиком автомобилей);
3) иностранные автопроизводители (предприятия «Ford», «GM», «Renault» и т.д.) - характеризуются относительно недавним стартом производства в России, малым масштабом производства и уровнем локализации, отсутствием инжиниринговых центров;
4) прямые импортеры - присутствуют на рынке во всех категориях транспортных средств, объем их импорта напрямую зависит от государственных мер тарифного и нетарифного регулирования (рисунок).
На сегодня ключевой тенденцией на рынке является увеличение количества предложений брендов иностранных легковых автомобилей, произведенных в России, в ценовом диапазоне от 15 до 30 тыс. дол. Производство иномарок на территории Российской Федерации является одним из важнейших факторов роста продаж легковых автомобилей в среднесрочной перспективе: уже сейчас многим крупным автокомпаниям приходится пересматривать свои квоты на поставку автомобилей в РФ в целях удовлетворения огромного спроса. На данный момент на территории страны успешно работают двенадцать сборочных производств, которые обеспечивают уже более 40% от общего объема продаж иномарок. В короткие сроки были запущены автозаводы «Toyota», «Volkswagen» и «General Motors», «Nissan», «Mitsubishi», «Suzuki» и «Hyundai».
Экспорт российского автопрома не так безнадежен, как кажется, ведь кроме ВАЗов и ГАЗов у нас производятся КамАЗы - многократные чемпионы ралли «Париж
- Дакар» - и УАЗы. ВАЗу тоже есть чем гордиться - внедорожник ВАЗ 4*4 по-прежнему популярен за границей (по всему миру есть множество клубов любителей «Нивы»).
Функционирование автомобильной промышленности
- индикатор способности страны обеспечивать экономический рост и развивать конкурентоспособную рыночную экономику. В России эта отрасль под грузом накопившихся проблем развивается пока медленно, и прежде всего речь здесь идет о низкой конкурентоспособности российских автомобилей, что является следствием долгой закрытости данного сектора экономики от импорта продукции крупнейших мировых компаний.
Для легковых автомобилей основной тенденцией является развитие промышленной сборки иномарок,
14
12
10
8
6
4
2
0
11,8
9,8
6,6 6,2
4,1 3,9 3 5 3 4
I___- ____ w»w 27 2 7
Структура ввоза импортных легковых автомобилей (на примере Саратовской области), %
8
♦
♦
которая постепенно вытесняет автомобили отечественных моделей. Поскольку основной угрозой для производителей легковых и грузовых автомобилей является стремительный рост импорта, подробно стоит остановиться на импортных пошлинах и их влиянии на российский рынок автомобилей.
Высокие пошлины на ввоз новых легковых автомобилей в совокупности с ростом данного рынка способствовали появлению проектов сборочных производств иностранных моделей. Крупнейшие мировые автомобильные компании открывают сборочное производство в развивающихся и бывших социалистических странах в том случае, если пошлины на ввоз новых машин составляют минимум 35%. Высокая пошлина стимулирует инвестиции в технологии и производство в России, особенно в совокупности с введенным в марте 2005 г. правом беспошлинного ввоза некоторых компонентов автомобилей.
Основная проблема автомобилестроения - постепенная потеря конкурентоспособности российских производителей и усиление рыночных позиций иномарок при ежегодном росте рынка.
В сегменте производства легковых автомобилей эту проблему решают путем перехода мелких производителей на сборку иномарок. Опаснее всего будет появление на российском рынке азиатских автомобилей - корейских и особенно китайских, которые приемлемы по цене для российского потребителя и вместе с тем демонстрируют хорошее качество. Главным фактором, обеспечивающим привлекательность отечественной автомобильной техники, является ее сравнительно низкая цена. Однако ввозимые из-за границы в значительных объемах бывшие в эксплуатации автомобили составляют серьезную конкуренцию отечественной продукции.
Использование методов и механизмов таможеннотарифного регулирования в области автомобилестроения должно осуществляться с учетом обеспечения защиты отечественных товаропроизводителей, необходимой для реализации инвестиционных программ предприятий автомобильной промышленности и насыщения отечественного рынка конкурентоспособной техникой. На новую и бывшую в эксплуатации не более 7 лет автомобильную технику иностранного производства ставки ввозных таможенных пошлин целесообразно оставить неизменными. На импортную автомобильную технику, бывшую в эксплуатации более 7 лет, необходимо установить ставки ввозных таможенных пошлин, соразмерные ставкам на новые автомобили. На отечественную автомобильную технику, срок эксплуатации которой также превышает 7 лет, с целью улучшения возрастной структуры автомобильного парка будут вводиться повышенные размеры страховых взносов и сборов с владельцев автотранспортных средств, с тем чтобы создать невыгодные экономические условия для содержания и эксплуатации таких автотранспортных средств. Ввозные таможенные пошлины могут быть снижены на не производимые в стране отдельные типы транспортных средств.
Таможенные пошлины на ввозимые компоненты и материалы для промышленной сборки автомобильной техники должны быть оптимизированы. Это позволит снизить себестоимость изготовления автомобилей и
стимулировать развитие сборочных производств РФ. При изготовлении отечественных автомобилей должны использоваться автомобильные компоненты, производимые в различных странах мира, что будет способствовать повышению технического уровня и качества продукции, процессам интеграции в мировое автомобилестроение.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что для развития автомобильной промышленности подобные меры хороши, а для потребителей иностранных автомобилей - нет. Для последних будет лучше, если продукция, не производимая в стране, не имеющая аналогов, при импорте будет облагаться минимальными пошлинами, а в некоторых случаях даже по нулевой ставке. Основная цель импортных пошлин в современных условиях развития мировой экономики и международного разделения труда должна состоять не в выполнении фискальной функции, а в защите и содействии национальной промышленности. Однако более детальное исследование структуры ввозимых автомобилей и уровня таможенных пошлин позволяет сделать вывод о том, что ввозимые сегодня из-за рубежа автомобили не могут составить конкуренцию отечественным маркам, вследствие того что они являются автомобилями совсем другого уровня и класса. Аналогов большинства ввозимых автомобилей не производится автомобильной промышленностью России. Следовательно, высокие импортные пошлины не выполняют защитной и регулирующей функций, а только фискальную. В итоге в первую очередь страдают рядовые российские потребители, находящиеся в ущемленных условиях. И аргумент, что более богатый потребитель, желающий ездить на дорогом автомобиле, должен за это платить больше, по нашему мнению, не соответствует определению ставок таможенных пошлин, поскольку за мощные представительские автомобили и так ежегодно платится транспортный налог, который в разы превосходит налог на автомобили малого и среднего класса.
Следует разработать дифференцированную шкалу ставок пошлин на иномарки в зависимости от наличия аналогов в отечественной автомобильной промышленности и степени возможной конкуренции. И речь не идет о том, чтобы при ввозе представительского внедорожника марки «Порше» пошлина была меньше, чем при ввозе «Фольксваген Гольф», просто необходим более взвешенный цивилизованный подход к определению ставок пошлин, не ущемляющий права населения как равноправных потребителей продукции и обеспечивающий национальную экономическую безопасность и регулирующую функцию таможенного дела.
В целях развития автомобильной промышленности следует реализовать комплекс мер, направленных на развитие отечественной автомобилестроительной промышленности и включающих:
• формирование крупных корпораций и компаний в области производства автомобилей и автомобильных компонентов;
• организацию межведомственной системы контроля технического уровня и других потребительских свойств автомобильной техники;
• совершенствование стандартизации и сертификации автомобильной техники и ее компонентов;
♦------------------------------------------------
• стимулирование работы в области фундаментальных и прикладных исследований;
• создание особых экономических зон для организации новых и модернизации существующих производств автомобильных компонентов;
• применение таможенных процедур переработки для сокращения издержек при производстве автомобилей из импортных комплектующих и компонентов.
Также важно учесть необходимость работы автомобильной промышленности в условиях и согласно нормам Всемирной торговой организации. Несмотря на ряд негативных моментов, вступление в ВТО позволит российским автомобилестроительным предприятиям участвовать в мировой торговле на общепринятых и равных условиях; использовать механизм ВТО для защиты и отстаивания интересов производителей автомобильной техники; повысить инвестиционную привлекательность автомобильной отрасли; облегчить экспорт автомобильной техники, производимой в России, на рынки третьих стран; приблизить отечественные
----------------------------------------------♦
технические стандарты на автомобильную технику к международным нормам и др.
1. Круглов В.С. Перспективы расширения отечественного экспорта готовой продукции на мировые рынки // Вестник СГСЭУ. 2010. № 5 (34).
2. Порошин Ю.Б., Круглов В.С. Промышленный экспорт в условиях глобализации. Саратов: СГСЭУ, 2009.
3. Порошин Ю.Б., Круглов В.С. Развитие приграничного сотрудничества как фактор стимулирование внешнеэкономической деятельности и российского экспорта // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).
4. Порошин Ю.Б., Смирнова И.А. Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности. Саратов: Научная книга, 2008.
5. Управление внешнеторговой деятельностью на основе оценки рисков / Порошин Ю.Б., Ашкалов А.И., Кащеев В.В., Круглов В.С. Саратов: Научная книга, 2007.
6. иР1_: http://srtv.gks.ru.
7. иР1_: http://www.customs.ru.
8. иР1_: http://www.gks.ru.
УДК 338.45:621
[ta ► [email protected]
Татьяна Игоревна Маркова,
аспирантка кафедры маркетинга и рекламного менеджмента, СГСЭУ
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИКЛА ЗАКАЗА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ
Рассмотрены основные этапы цикла заказа для машиностроительного предприятия. Предлагается комплексная оценка сложившейся макроэкономической ситуации, определяющей условия взаимодействия и налаживания партнерских отношений между промышленными предприятиями и потребителями. На примере отдельного предприятия выявлены общие для машиностроительной отрасли проблемы оптимизации цикла заказа и предложены меры планирования и оптимизации взаимоотношений производителя и потребителя. Регламентированы основные маркетинговые процедуры формирования заказа и проинспектированы возникающие организационные проблемы взаимодействия внутри предприятия по обеспечению ритмичности выполнения контрактов.
Ключевые слова: цикл заказа, партнерские отношения, маркетинг промышленного предприятия, схема обслуживания заказа.
T.I. Markova
DEVELOPING ORDER CYCLE ON FOR ENGINEERING PRODUCTS
The main stages of order cycle for engineering companies are shown. The author suggests an integrated assessment of the current macroeconomic situation, defining the terms of cooperation and partnership between industry and consumers. On the example of a single enterprise the paper considers general problems of mechanical engineering industry in optimization order cycle and proposes measures for planning and optimization of producer and consumer relationships. The author describes basic marketing procedures of ordering and identifies organizational problems of interaction within enterprises to ensure stable fulfillment of contracts.
Keywords: order cycle, partnerships, marketing of industrial enterprises, scheme of service order.
Возрастающие запросы потребителей требуют от производителя-поставщика пересмотра используемых им методов сбыта продукции, акцентирования внимания на совершенствовании партнерских отношений. В рыночных условиях предприятия сосредоточивают свои усилия на проблемах совершенствования своей продукции или же на разработке организационных идей,
связанных с развитием партнерских отношений, сфер ответственности, систем управления, инициативы и т.п. Такой подход позволяет более полно удовлетворять запросы потребителей, что в конечном счете приводит к увеличению спроса на продукцию, стимулирует, регулирует его и содействует его повышению через потребительский кредит, увеличивает объем информации,