и обладающей адаптивностью к меняющимся условиям.
5. Ускорение перехода на инновационный путь развития регионов и государства.
6. Борьба с коррупцией, как с наиболее опасным фактором отставания государства в сфере развития технологии и цифровизации процессов управления.
Кроме этого необходимо не только бороться с оттоком капитала в виртуальные транснациональные экономические отношения, но и активизировать исследования открытых систем виртуального пространства. Это крайне важный аспект обеспечения конкурентоспособности российских предпринимательских структур посредством перестройки профессионального обучения и формирования кадров нового поколения, обладающих необходимыми компетенциями. Основной компетенцией нового века исследователи называют умение постоянно учится. Именно эта компетенция должна быть в основе образования в век цифровизации, когда уходят в небытие множество профессий, возрастает потребность в персонале, способном быстро анализировать рынок, разрабатывать новые технологии и продукты.
Источники:
1. Глазьев С. Ю. Великая цифровая экономика. DOI: https://izborsk-club.ru/14013 (Дата обращения 29.10.2018)
2. Научный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России» 2017. DOI: http://i-regions.org/images/files/ranepa19.pdf (дата обращения: 17.10.2018)
3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». DOI: http://static.government.ru/me-dia/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf(дата обращения17.10.2018)
4. OOO «Яндекс» - DOI: https://yandex.ru/company/
Sources:
1. Glazyev S. Yu. The Great Digital Economy. DOI: https://izborsk-club.ru/14013 (accessed 17.10.2018). (In Russ.)
2. Scientific report "High-tech business in the regions of Russia" 2017. DOI: http://i-regions.org/images/files/ranepa19.pdf (accessed 17.10.2018). (In Russ.)
3. The program "Digital Economy of the Russian Federation." DOI: http://static.government.ru/me-dia/ files/9gFM4FHj 4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0. pdf (accessed 17.10.2018). (In Russ.)
4. Yandex ltd. - DOI: https://yandex.ru/company/
Н.К. Васильева
профессор кафедры экономического анализа, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина
N.K. Vasilieva
Professor of the Department of Economic Analysis, Doctor of Economics, Kuban State Agrarian University name of I. T. Trubilina
(kennad@rambler. ru) Н.П. Агафонова старший преподаватель кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина
N.P. Agafonova
Senior Lecturer at the Department of Audit, Kuban State Agrarian University name of I. T. Trubilina
(kennad@rambler. ru) М.А. Прокофьева
студент магистратуры, Кубанский государственный аграрный университет
имени И. Т. Трубилина M.A. Prokofeva
graduate student, Kuban State Agrarian University name of I. T. Trubilina
(maria22prokofeva@mail. ru)
ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Аннотация. Статья посвящена основным проблемам устойчивого развития сельских территорий Краснодарского края. В работе раскрыта сущность и дана трактовка исследуемой категории. Проведен анализ финансового положения сельскохозяйственных организаций, включающий в себя оценку показателей рентабельности, деловой активности, платежеспособности и финансовой устойчивости. Охарактеризован рынок труда Краснодарского края как основополагающего базиса стабильного развития сел. Представлены финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций. Проведена оценка инженерной инфраструктуры региона. В результате выявлены основные проблемы сельских территорий Краснодарского края, которые обуславливают отставание сельской местности от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Обозначены основные мероприятия государственной программы по устойчивому развитию сельских территорий, функционирующей в Краснодарском крае. Изучены данные об объемах финансирования, направленных на реализацию этих мероприятий.
Annotation. The article is devoted to the main problems of sustainable development of rural areas of the Krasnodar Territory. The paper reveals the essence and the interpretation of the studied category. The analysis of the financial situation of agricultural organizations, including an assessment of profitability, business activity, solvency and financial stability. The labor market of the Krasnodar Territory is characterized as a fundamental basis for the sustainable development of villages. Presents the financial performance of agricultural organizations. An assessment of the engineering infrastructure of the region. As a result, the main problems of the rural territories of the Krasnodar Territory were identified, which cause the rural areas to lag behind the city in terms of the level and conditions of life. The main activities of the state program for the sustainable development of rural areas operating in the Krasnodar Territory are indicated. The data on the amount of funding aimed at the implementation of these activities.
Ключевые слова: сельская территория, финансовая устойчивость, деловая активность, платежеспособность, рентабельность, рынок труда, государственная поддержка.
Keywords: rural territory, financial stability, business activity, solvency, profitability, labor market, government
support.
В настоящее время вопрос устойчивого развития сельских территорий является важнейшим направлением проводимых исследований. Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что экономически устойчивые и социально развитые сельские территории гарантируют стабильность, независимость и продовольственную безопасность региона, и поэтому вектор их развития должен являться приоритетным направлением региональной политики.
В России внимание к решению данной проблемы в разной степени было уделено всегда, как со стороны государства и экономистов, так и научной общественности. Вопросу повышения устойчивости развития сельских территория посвящены труды таких авторов, как Баутин В.М., Большаков Б.Е., Брундтланд Г.Х., Вулфенсон Д.Д., Моисеев Н.Н., Урсул А.Д., и др.
В Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года термин «сельская территория» определяется как «территория за границами городов, включающая территории сельских населенных пунктов и межселенные территории» [2]. К тому же в Концепции конкретизировано такое понятие, как сельские населенные пункты - это места проживания (села, деревни, станицы, поселки, кишлаки, аулы, хутора и др.), причисленные независимо от людности к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, которое установлено в субъектах Российской Федерации.
Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое, экологическое и финансовое развитие за счет увеличения объемов сельскохозяйственной продукции и обеспечения полной занятости населения, при котором остаются производственные резервы для будущих поколений [8].
Поддержка сельских территорий является экономически и социально значимым вопросом для Краснодарского края, так как 45% от общего числа жителей региона проживает в сельских населенных пунктах [7].
Краснодарский край - это один из основных российских регионов, обеспечивающих продовольственную безопасность страны. Результаты проведенного анализа деятельности аграриев позволили установить, что доля сельскохозяйственных товаропроизводителей в валовом региональном продукте в 2017г. составляет около 3,4%.
Удельный вес различных категорий хозяйств в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции не одинаков: вклад сельхозорганизаций в 2017 г. в общий объем производства составляет 61%, хозяйств населения - 20%, крестьянских фермерских хозяйств - 19%.
Крупные сельскохозяйственные предприятия Краснодарского края по-прежнему остаются ядром производства в сельском хозяйстве, вокруг и на базе которого осуществляют свою деятельность остальные сельхозпроизводители. Именно они являются главными поставщиками и сохраняют высокий уровень товарности продукции в крае. Поэтому для выявления проблем, связанных с развитием сельских территорий, необходимо провести оценку финансово-хозяйственного положения сельскохозяйственных организаций, функционирующих на сельской местности Краснодарского края.
Результаты проведенного анализа показали, что одной из проблем поступательного развития сельских территорий является неустойчивая динамика производства аграрной продукции, которая определяет приток денежных средств от текущей деятельности (рисунок 1). Так, темп прироста в 2017 г. по сравнению с 2013 г. по зерну составил 10,5%, сахарной свеклы - 41,7%, а снижение валового сбора подсолнечника - 14,6%. Что касается производства продукции животноводства, то в течение 2013-2017 гг. объемы производства молока увеличились на 7,6 %, меда сократились на 34,1%, производство шерсти упало на 24 %.
Рисунок 1 - Основные показатели растениеводства и животноводства сельскохозяйственных организаций Краснодарского края, 2013 - 2017 гг.
Анализ финансовых результатов деятельности аграриев Краснодарского края позволил установить, что еще одной из проблем устойчивого развития сельских территорий является снижение финансовых ресурсов. Так, несмотря на постоянное увеличение в абсолютном выражении суммы выручки и прибыли, фактически, с учетом опережающего роста цен, происходит реальное понижение уровня рентабельности производства, как в целом, так и в разрезе по отраслям (рисунок 2). Что касается рентабельности продаж, то ее уровень в 2017 г. не превысил 21% и был ниже от уровня 2015г. почти на 21%.
Рисунок 2 - Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций
Краснодарского края, 2010-2017 гг.
Одной из причин сложившейся ситуации в сельском хозяйстве является понижение уровня деловой ак-
тивности аграриев. На это указывает снижение оборачиваемости всех активов на 11,5%, дебиторской задолженности - на 27,5%, отдачи собственного капитала - на 21,4% (таблица 1).
Сложившаяся ситуация влияет на финансовое состояние сельскохозяйственных организаций и как следствие на устойчивость развития сельских территорий.
Таблица 1 - Динамика показателей деловой активности сельскохозяйственных организаций Краснодарского края_
Коэффициенты оборачиваемости Среднегодовые данные за годы Отклонение 2016-2017 гг. от 2011-2013 гг.
20112013 2016-2017 абсолют., (+, -) относит., %
всех активов 0,513 0,454 -0,059 -11,5
основных производственных фондов 1,261 1,351 0,090 7,2
оборотных фондов 1,058 1,056 -0,002 -0,2
запасов 1,976 2,132 0,156 7,9
дебиторской задолженности 4,139 3,001 -1,138 -27,5
отдачи собственного капитала 1,117 0,878 -0,239 -21,4
Выполненные расчеты, представленные в таблице 2, указывают на наличие сформировавшихся рисковых условий, проявляющихся в пороговом значении у организаций средств для погашения обязательств по кредитам и займам в полном объеме, финансовой зависимости от заемного капитала, отсутствии собственных оборотных средств.
Таблица 2 - Динамика показателей платежеспособности и финансовой устойчивости сельхозорганиза-ций Краснодарского края_
Показатель Среднегодовые данные за годы Отклонение 2016-2017 гг. от 2011-2013 гг.
20112013 2016-2017 абсолют., (+, -) относит., %
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,309 0,300 -0,008 -2,7
Коэффициент критической оценки 0,707 1,030 0,322 45,5
Коэффициент текущей ликвидности 1,560 2,073 0,512 32,8
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -0,128 -0,123 0,005 -3,6
Коэффициент финансовой независимости 0,458 0,517 0,059 13,0
Это свидетельствуют о том, что нестабильная рыночная среда обусловливает принятие управленческих решений в условиях неопределенности, что порождает возникновение финансовых рисков.
Рынок труда является основополагающим базисом стабильного развития сел. Основные показатели данного рынка представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Рынок труда сельских территорий Краснодарского края
Показатель Среднегодовые данные за годы Темп роста,%
2011-2013 2016-2017
Количество сельскохозяйственных организаций 5959 4857 81,5
Среднегодовая численность занятых в экономике сельского хозяйства (тыс.чел) 380,3 257,6 67,7
Численность безработных граждан, проживающих в сельской местности (тыс.чел) 12,5 8,1 64,8
Изучив таблицу 3, следует отметить, что с течением лет в крае снижается среднегодовая численность занятых в экономике сельского хозяйства. Так, например, в течение 2011-2013 гг. данный показатель в среднем составлял 380,3 тыс. чел., а к 2017 только 257,6 тыс. чел. Сложившаяся ситуация является одной из причин сокращения количества сельскохозяйственных организаций: за анализируемый период их количество сократилось на 1102 единицы и выступает дополнительной проблемой для развития сельских территорий. Следует также отметить и низкий уровень оплаты труда на селе, который снижает привлекательность трудоустройства в сельских территориях. Так, если средняя месячная заработная плата в 2017 г. составляла по краю 30557 руб., то в сельском хозяйстве она не превышала 26634 руб., или 87% от средней по Краснодарскому краю. Причем в 2016 г. это соотношение составляло 89% [6].
Что касается численности безработных проживающих в сельской местности, то здесь наблюдается положительная тенденция: с течением лет показатель снижается и к 2016-2017 гг. его значение составляет в среднем 8,1 тыс. чел, что на 35,2% меньше чем в 2011-2013 гг.
Для устойчивого развития сельских территорий и эффективной деятельности сельскохозяйственных организаций необходимо поддерживать на высоком уровне инженерную инфраструктуру. Данные об общем объеме потребляемой электроэнергии в регионе, представленные на рисунке 3 [4].
23800,0 23600,0 23400,0 23200,0 23000,0 22800,0 22600,0 22400,0 22200,0 22000,0 21800,0
2015 год 2016 год 2017 год
23539,6
23233,0
22484,3
Рисунок 3 - Энергобаланс Краснодарского края, млн. кВт-часов
Из материалов рисунка 3, следует, что объем потребляемой энергии в регионе по сравнению с 2015 годом увеличился на 748,7 млн. кВт-часов. Но по сравнению с предыдущим годом наблюдается резкое снижение объема энергии на 306,6 млн. кВт-часов.
Кроме того, большинство систем водоснабжения не имеют необходимых средств и технологического оборудования для улучшения качества воды, 38% общей протяженности водопроводной сети находится в состоянии упадка и нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения в крае вынуждены использовать воду, которая не соответствует санитарным стандартам [1].
Таким образом, результаты проведенного анализа позволяют отметить, что снижение объемов сельскохозяйственного производства, низкий уровень оплаты труда, ухудшение финансового положения отрасли, а также недостаточное развитие инженерной инфраструктуры сельских территорий Краснодарского края, обусловливают сохранение существенного отставания села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
Принимая во внимание объективные особенности развития сельских местностей и существующий значительный разрыв в уровне и качестве жизни сельского населения по сравнению с городским, изменение сложившейся ситуации возможно только на основе комплексного и системного подхода, реализации целевых программ и государственной поддержки.
В Краснодарском крае в этом направлении ведется значительная работа. Так, реализуются государственные программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 октября 2015 года № 944, а также подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» от 24.04.2017 N 315. Целью реализации подпрограммы является создание комфортных условий жизни в селах и улучшение инфраструктуры сельских территорий.
В рамках подпрограммы реализуются две задачи устойчивого развития сельских территорий. Во-первых, это удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье, а во-вторых, это повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры. И, исходя из этих задач, существует определенный перечень мероприятий, направленных на их реализацию (рисунок 4)
Основные напранлЕннл шодпряграыыы «Устойчивое развитие сельски территорий*
} доЕлгтЕоренке погреЬиосгеи сального населения а предоставлении ддя молодых сгмгй п молодых специалистов благоустроенного жилья
Улучшение жхлшпных
ИВвйшиЖЗЖМЗ, которые проживают на. территории сельской местно:лп
Улучшение лллнщньш. условии молодых семей п йен и дых специалистов. которые предлжадог на
территории СеЛЬ-СБООН МЕСТНОСТИ
Повышение урпина комплексного обустройства населеннь^ пунктов, расположенных на территории сельской местности. объектами социальной н инженерной инфраструктуры
Обеспечение субсидиями ыестнын бюджеты региона на развитие водоснабжения на территории сельской
местности
ОоесдечеииЕ д&здшш ыестнын
бюджеты рЕгнона на развитие
газпфикади на территории сельской местности
Обеспечение субсидиями ыестнын Зк-джегы региона на развитие плс-с^с-стиьт спортнвиь^ сосру:=:нннн на территории сельской местности
ОбеспечеииЕ субсидиями ыестнын бюджеты на развитие сети фЕльдщерсшо-аасушнрскил: пунктов и офисов х-рач! оошен прахтихи на территории сельской местности
Рисунок 4 - Основные направления устойчивого развития сельских территорий Краснодарского края
Для оценки объема финансирования мероприятий за 2016-2017 года, представим данные в таблице 4 [1]. Следует отметить, что финансирование мероприятия по улучшению жилищных условий граждан сельской местности в 2017 году снизилось по сравнению с предыдущим годом. В частности, за счет уменьшения предоставления средств из федерального бюджета на 18401 тыс.руб.
Таблица 4 - Объем финансирования мероприятий устойчивого развития
сельских территорий Краснодарского края в разрезе источников
Год реализации Объем финансирования, тыс. рублей
Всего Федеральный бюджет Краевой бюджет Местные бюджеты Внебюджетные источники
1. Задача - удовлетворение потребностей сельского населения в предоставлении для молодых семей и молодых специалистов благоустроенного жилья
1.1 Улучшение жилищных условий граждан, которые проживают на территории сельской местности
2016 год 66311,8 28780,2 25939,6 - 11592,0
2017 год 53943,9 10378,7 27382,0 - 16183,2
1.2 Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, которые проживают на территории сельской местности
2016 год 194259,7 67153,9 60525,8 - 66580,0
2017 год 125871,6 24217,1 63893,0 - 37761,5
2 Задача - повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных на территории сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры
2.1 Обеспечение субсидиями на развитие водоснабжения на территории сельской местности
2016 год 53011,2 17330,0 25079,2 5301,0 5301,0
2017 год 66264,0 17044,0 35966,0 6627,0 6627,0
2.2 Обеспечение субсидиями на развитие газификации на территории сельской местности
2016 год 161911,2 13489,2 100000,0 16141,0 32281,0
2017 год 155805,0 9062,0 100000,0 15581,0 31162,0
2.3 Обеспечение субсидиями на развитие плоскостных спортивных сооружений на территории сельской местности
2016 год 9249,0 4660,0 2000,0 2589,0 -
2017 год 44152,0 17294,0 13612,0 13246,0 -
2.4 Обеспечение субсидиями на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врача общей практики на территории сельской местности
2016 год 61271,5 27150,0 27989,5 6132,0 -
2017 год 63686,0 20445,0 36872,0 6369,0 -
Объем средств, выделенных на финансирование мероприятия по улучшению благоустройства молодых семей и молодых специалистов также снизился за счет уменьшения средств из федерального бюджета, а также из внебюджетных источников. В перечне мероприятий по улучшению уровня комплексного обустройства наблюдается следующая ситуация: на развитие водоснабжения в 2017 году выделено 66264 тыс.руб., что на 13252,8 тыс.руб. больше, чем в 2016 году. Такой рост произошел за счет увеличения финансирования из средств краевого бюджета на 10886,8 тыс.руб. На развитие газификации в 2017 году выделили меньшее количество средств, чем в 2016 году. Наблюдается резкий рост финансирования мероприятия по развитию сети фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врача общей практики в сельской местности (на 34903 тыс.руб.).
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что только комплексный подход к решению проблем устойчивого развития сельских территорий Краснодарского края позволит избежать кризисных ситуаций в аграрном секторе экономики, а также будет способствовать повышению престижности жизни и трудовой деятельности на территории сельской местности.
Источники:
1. Государственная программа Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» от 5 октября 2015 года N 944 С. 110-121
2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года / Сайт Минсельхоза РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/
3. Официальный сайт государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/krsndStat/enterprises/agriculture/
4. Официальный сайт Росстата России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ross1:at_main/rossta1:/ru/statistics/enterprise/economy/#
5. Полушкин Н.А. Проблемы и перспективы развития сельских территорий России/Н.А. Полушкин//Регио-нальная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Режим доступа: https://eee-region.ru/artide/4918/
6. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности по ОКВЭД-2 (с 2017): Официальный сайт государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Адыгея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/krsndStat/employment/
7. Численность населения Краснодарского края: Официальный сайт государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Адыгея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/krsndStat/population/
8. Яроцкая Е.В. Теоретические подходы к устойчивому развитию сельских территорий/ Е.В.Яроцкая, А.В. Хлевная//Инновационный центр развития образования и науки. - Омск, 2015. - С. 117-119.
Sources:
1. The state program of the Krasnodar Territory "Development of agriculture and regulation of the markets for agricultural products, raw materials and foodstuffs" dated October 5, 2015 N 944 P. 110-121
2. The concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2020 / Website of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: http://www.mcx.ru/
3. The official website of state statistics for the Krasnodar Territory and the Republic of Ady-gay [Electronic resource]. -Access mode: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/krsndStat/enterprises/agriculture/
4. The official site of Rosstat of Russia [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/#
5. Polushkin N.A. Problems and prospects of development of rural areas of Russia / N.A. Polush-kin // Regional Economics and Management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. - №1 (49). Access mode: https://eee-region.ru/article/4918/
6. Average monthly accrued wages of employees of organizations by type of economic activity in accordance with OKVED-2 (since 2017): Official website of the state statistics for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea Adygea [Electronic resource]. - Access mode: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/krsndStat/employment/
7. Population of the Krasnodar Territory: Official site of state statistics for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea Adygea [Electronic resource]. - Access mode: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/krsnd-Stat/population/
8. Yarotskaya E.V. Theoretical approaches to sustainable development of rural areas / E.V. Yarotskaya, A.V. Khlevnaya // Innovation Center for the Development of Education and Science. - Omsk, 2015. - p. 117-119.
Н. С. Власова
доцент кафедры теории бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина
N.S. Vlasova
Associate Professor of the Department ofAccounting Theory, Candidate of Economic Sciences, Kuban State Agrarian University.I.T. Trubilina
(n.s.vlasova@yandexru, 89184379010) Л. Б. Абазалиева студентка учетно-финансового факультета Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина
L. B. Abuzalieva,
student of accounting financial faculty Kuban State Agrarian University.I.T. Trubilina
(leylabazalieva@gmail. com, 89182315848)
Д. Р. Агирова
студентка учетно-финансового факультета Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина
D. R. Agirova
student of accounting financial faculty Kuban State Agrarian University. I. T. Trubilina
(agirowa. dianaka@mail. ru, 89615061550)
ИНФОРМАЦИЯ, ФОРМИРУЕМАЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ И ЕЕ РОЛЬ
В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ БИЗНЕСОМ
Аннотация: Проблемам формирования информационных данных в рамках управленческого учета уделено значительно меньше внимания в экономической литературе, чем другим видам учета. Статья посвящена вопросам подготовки и предоставления менеджменту организации внутренней учетной информации, так необходимой для эффективного управления. В своей работе авторы освещает основные принципы ее формирования, рассматривает методологию подготовки и систематизации управленческой информации посредством системы внутренней управленческой Рассмотрен процесс подготовки и передачи управленческой информации посредством составления бюджетов, таких как: бюджет движения денежных средств; бюджет доходов и расходов; прогнозный баланс; плановый отчет о финансовых результатах и отчеты по их исполнению. Представлена структура внутренней управленческой отчетности. Обоснована значимость внутренней учетной информации в процессе выработки и принятия менеджментом управленческих решений.