Еремченко Владимир Игоревич
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (e-mail: mail_lom@mail.ru)
Проблемы установления стоимостной оценки ущерба, причиненного незаконной предпринимательской деятельностью в сфере оборота сельскохозяйственной продукции
Работа освещает современное состояние криминогенной обстановки в сфере оборота сельскохозяйственной продукции и формирует представление об определении стоимостной оценки размера ущерба, причиняемого незаконной предпринимательской деятельностью в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: криминалистика, незаконное предпринимательство, сельское хозяйство, расследование преступлений, ущерб.
V.I. Eremchenko, Master of Law, Lecturer of the Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: mail_lom@mail.ru
Problem of establishing valuation of the damage caused with illegal business activities in the sphere of circulation of agricultural products
Work highlights the current understanding of illegal business and forms an idea of illegal business activities in the turnover of agricultural products.
Key words: criminalistics, illegal business, agriculture, investigation of crimes, damage.
Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Развитие малого бизнеса в Российской Федерации считается одним из перспективных направлений экономического становления страны. Среди сфер предпринимательства представляет интерес осуществление предпринимательской деятельности, связанной с оборотом сельскохозяйственной продукции.
Выращивание сельскохозяйственной продукции, а следовательно, и ее последующий оборот представляют собой одно из основных стратегических направлений экономической деятельности Российской Федерации. Наше государство на международной арене является одним из ведущих экспортеров сельскохозяйственной зерновой продукции. Согласно
статистическим данным Food and Agriculture Organisation of the United Nations (FAO, в пер. с англ. «Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)»; основная деятельность организации направлена на решение проблем развития сельских регионов и сельскохозяйственного производства с целью разрешения вопросов, связанных с нищетой и голодом в мире) за 2009 г. Российская Федерация занимает четвертое место на мировом рынке по производству зерновых сельскохозяйственных культур, а по производству семечек подсолнечника - лидирующее [1].
Количество выявленных на территории Российской Федерации преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, совершенных организованной группой или сопряженных с извлечением дохода в особо крупном размере, по данным ГИАЦ МВД России за 2005-2013 гг., составило: в 2005 г. -1855 преступлений, в 2006 г. - 2147 преступлений, в 2007 г. - 2332 преступления, в 2008 г. - 2254 преступления, в 2009 г. - 2531 преступление, в 2010 г. - 791 преступление, в 2011 г. - 486
203
преступлений, в 2012 г. - 397 преступлений и в 2013 г. - 401 преступление [2]. Трактовать приведенную статистику можно по-разному, но, опираясь на личный практический опыт в расследовании рассматриваемых преступлений, осмелимся указать на то, что снижение показателей, прежде всего, обусловлено не только латентностью данной категории преступлений, но также и отсутствием у ряда практических сотрудников необходимого опыта в раскрытии и расследовании незаконного предпринимательства, уголовная ответственность за которое в последние годы динамично претерпевает изменения.
Согласно проведенному анкетированию сотрудников, специализирующихся на расследовании незаконной предпринимательской деятельности, из общего числа совершенных преступлений, связанных с незаконным предпринимательством, 17,1% составляет незаконное предпринимательство в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. На распространенность данного преступления в Краснодарском крае и Северо-Кавказском регионе указывает в своей работе Б.Н. Садов, ссылаясь на распространенность заготовительных операций в сельскохозяйственном секторе всего региона [3, а 15]. При этом размеры извлекаемого дохода от незаконной предпринимательской деятельности исчисляются миллиардами. Только по результатам изучения рассматриваемых уголовных дел, выявленных в период с 2008 по 2010 г. и расследованных следственными подразделениями Краснодарского края, суммарная величина извлеченного незаконными предпринимателями дохода составила 3052996554,29 руб.
Поскольку сфера оборота сельскохозяйственной продукции имеет большое экономическое значение для Российской Федерации в целом, в особенности для ряда регионов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов Российской Федерации, приносит весомую часть федерального бюджета и позволяет обеспечить достойный уровень жизни значительному количеству сельскохозяйственных производителей, следует не допустить проникновения в данную сферу деятельности недобросовестных предпринимателей, жаждущих обогатиться за чужой счет.
Одним из проблемных моментов расследования незаконной предпринимательской деятельности в сфере оборота сельскохозяйственной продукции является определе-
ние размера причиненного преступлением ущерба.
Так, разбирая указанный аспект, следует отметить, что вред данным преступлением преимущественно причиняется государству в целом. Как показывает практика расследования рассматриваемого вида незаконной предпринимательской деятельности, в ходе ее осуществления какой-либо прямой вред гражданам не причиняется. В первую очередь, это связано с отсутствием специальных требований к купле-продаже зерновых культур по данному виду деятельности, несоблюдение которых могло бы повлечь негативные последствия по отношению к рядовым гражданам, участвующим в обороте либо потреблении сельскохозяйственной продукции. В данном случае основное бремя поглощения негативных последствий от совершения этого преступления лежит на государстве и выражается в недополучении подлежащих уплате налоговых платежей. Изучение материалов уголовных дел показало, что в 90% случаев налоги при совершении данного преступления не уплачиваются, только в 10% случаев происходит частичная уплата налогов. При этом из опроса сотрудников следственных подразделений, имеющих опыт в расследовании рассматриваемых преступлений, следует, что только в 36,1% случаев уплата налогов происходит частично (что может быть вызвано внешним созданием облика добросовестного предпринимателя), в 36,1% случаев налоги от осуществляемой деятельности не уплачивались и подавались налоговые декларации, содержащие ложные сведения (указывалась нулевая сумма, подлежащая уплате в бюджет), в 11,4% случаев происходило полное уклонение от уплаты налогов и подачи налоговых деклараций, в 8,2% случаев налоги от осуществляемой деятельности не уплачивались, однако подавались налоговые декларации, отражающие факт наличия суммы, подлежащей уплате в бюджет. Уклонение от уплаты налогов с осуществляемой деятельности вполне закономерно, ведь зачем платить налоги с осуществляемой преступной деятельности, которая изначально преследует цели исключительно обогащения, без излишне сопутствующих обременений, в том числе и налоговых?
Однако, несмотря на отсутствие прямого вреда физическим лицам, со всей строгостью следует говорить о наличии опосредованного вреда, причиняемого данным преступлением.
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2015 • № 2 (52)
204
Так, недополучение государством бюджетных средств не позволяет осуществить их целевое расходование на нужды общества, тем самым данное негативное обстоятельство отражается на всех жителях страны, оставаясь при этом без огласки.
Вторым наиболее ощутимым опосредованным вредом является появление недобросовестной конкуренции, что также отмечает и С.В. Круглов [4]. Добросовестные предприниматели, осуществляющие свою деятельность с соблюдением всех установленных требований, уплачивая надлежащие налоговые платежи от осуществляемого предпринимательства, оказываются неконкурентоспособными по отношению к незаконным предпринимателям, действующим в ведении бизнеса преступными методами. Вытеснив законные организации из зон сельскохозяйственного возделывания рассматриваемой продукции, незаконные предприниматели скупают данную продукцию у фермеров и лиц, специализирующихся на ее возделывании, за несоразмерно низкую цену. Отсутствие уплаты
налогов со стороны преступных субъектов влечет за собой нарушение конкурентоспособности рыночных отношений и причиняет вред производителям сельскохозяйственной продукции и добросовестным предпринимателям, специализирующимся на ее последующем обороте. Как следствие этого, сельскохозяйственная отрасль страны в настоящее время находится не совсем в приглядном виде, снижается качество выращиваемой продукции. Данное обстоятельство можно лишь констатировать, но, увы, рассчитать стоимостную оценку причиненного добросовестным предпринимателям косвенного ущерба в современных условиях не представляется возможным .
Таким образом, при расследовании незаконной предпринимательской деятельности в сфере оборота сельскохозяйственной продукции полагаем рациональным и обоснованным считать сумму неуплаченного в ходе данной деятельности налога в качестве причиненного ущерба.
1. Статистика Food and Agriculture Organisation of the United Nations (FAO). URL: http://faostat.fao.org (дата обращения: 17.01.2015).
2. Сводный отчет ГИАЦ МВД России по незаконному предпринимательству за 20052013 годы. URL: http://www.mvd.ru/presscenter/ statistics/reports/(дата обращения: 17.01.2015).
3. Садов Б.Н. Особенности расследования незаконного предпринимательства на первоначальном этапе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004.
4. Круглов С. В. Незаконное предпринимательство: квалификация и расследование // Уголовный процесс. 2007. № 6. С. 3-12.
1. Statistics of Food and Agriculture Organisation of the United Nations (FAO). URL: http://fa-ostat.fao.org (date of access: 17.01.2015).
2. Summary report MIAC of the Ministry of the Interior of Russia in illegal business for 20052013. URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statis-tics/reports/ (date of access: 17.01.2015).
3. Sadov B.N. Features of investigation of illegal business at the initial stage: auth. abstr. ... Master of Law. Krasnodar, 2004.
4. Kruglov S. V. Illegal business: qualification and investigation // Criminal proceedings. 2007. № 6. P. 3-12.
205