Научная статья на тему 'Противодействие незаконной предпринимательской деятельности в сфере оборота сельскохозяйственной продукции в условиях санкций и политики импортозамещения'

Противодействие незаконной предпринимательской деятельности в сфере оборота сельскохозяйственной продукции в условиях санкций и политики импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
715
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ / НЕЗАКОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ECONOMIC CRIME / METHODS OF INVESTIGATION / ILLEGAL ENTERPRISE / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еремченко В. И.

Производство и оборот сельскохозяйственной продукции стратегическое направление экономической деятельности Российской Федерации, значение которого многократно возросло после введения в действие зарубежных санкций, контрсанкций России и государственной политики импортозамещения. Криминализация оборота сельскохозяйственной продукции тормозит реализацию государственных решений в сфере агропромышленного комплекса; приводятся статистика и результаты анкетирования, проведенного автором, иллюстрирующие масштабы криминализации. Особенно это касается сельскохозяйственных регионов страны (Южный федеральный округ). Рассматриваются основные проблемы противодействия незаконной предпринимательской деятельности в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Необходимо сосредоточение усилий на противодействии незаконной предпринимательской деятельности в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, на защите интересов добросовестных фермеров и предпринимателей. Незаконную предпринимательскую деятельность в сфере оборота сельскохозяйственной продукции предлагается понимать как самостоятельную деятельность, совершаемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от продажи сельскохозяйственной продукции, осуществляемую без регистрации либо путем образования (создания, реорганизации) юридического лица через подставное лицо или с использованием персональных данных либо документа, удостоверяющего личность, полученных незаконным путем. Предлагается исключить накопление и перепродажу сельскохозяйственной продукции как сферы ее оборота, которую преимущественно и занимают незаконные предприниматели, обеспечив возможность лицам, возделывающим землю и выращивающим продукты потребления, работать напрямую с потребителями продукции. Приобретение сельскохозяйственной продукции у ее производителей следует допускать лишь в целях ее реализации в розничной торговле; экспорта; хранения и (или) переработки продукции; использования в производственных целях организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Еремченко В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO ILLEGAL ENTERPRISE IN THE FIELD OF AGRICULTURAL PRODUCTS CIRCULATION UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS AND IMPORT SUBSTITUTION POLICY

Agricultural products circulation and production is considered as strategic direction of the Russian economic activities. Its significance has increased manyfold after imposing sanctions, countersanctions and import substitution policy. It is stated that criminalization of agricultural products circulation hampers the implementation of the government decisions in the field of agricultural sector. The author provides statistical data and results of the public opinion pall, illustrating the large scale of agricultural products circulation criminalization level in the Russian agricultural regions (especially in the Southern Federal District). The main problems of counteraction to illegal enterprise in the field of agricultural products circulation are examined. The author proves the necessity to concentrate force on counteraction to illegal enterprise in the field of agricultural products circulation and on protecting the interests of fair farmers and entrepreneurs. Such illegal activity is considered as an independent activity performed on one's own peril and aimed at receiving regular profit from agricultural products selling which is conducted without registration or by establishing (reorganization) legal person through man of straw or by using unlawfully obtained personal data or identity papers. It is proposed to exclude accumulation and resale of agricultural products from its turnover and to allow farmers to work directly with consumers. Purchasing agricultural products from its producers should be admitted only for the purpose of retail trade, its export, storing and (or) processing, using in industry activities.

Текст научной работы на тему «Противодействие незаконной предпринимательской деятельности в сфере оборота сельскохозяйственной продукции в условиях санкций и политики импортозамещения»

ЕРЕМЧЕНКО В.И., кандидат юридических наук, mail_lom@mail.ru Кафедра криминалистики; Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 350005, г. Краснодар, Ярославская, 128

EREMCHENKO V.I.,

Candidate of Legal Sciences,

mail_lom@mail.ru

Chair of criminalistics;

Krasnodar University of the Ministry

of the Interior of the Russian Federation,

Yaroslavskaya St. 128,

Krasnodar, 350005,

Russian Federation

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ И ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Реферат. Производство и оборот сельскохозяйственной продукции — стратегическое направление экономической деятельности Российской Федерации, значение которого многократно возросло после введения в действие зарубежных санкций, контрсанкций России и государственной политики импортозамещения. Криминализация оборота сельскохозяйственной продукции тормозит реализацию государственных решений в сфере агропромышленного комплекса; приводятся статистика и результаты анкетирования, проведенного автором, иллюстрирующие масштабы криминализации. Особенно это касается сельскохозяйственных регионов страны (Южный федеральный округ). Рассматриваются основные проблемы противодействия незаконной предпринимательской деятельности в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Необходимо сосредоточение усилий на противодействии незаконной предпринимательской деятельности в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, на защите интересов добросовестных фермеров и предпринимателей. Незаконную предпринимательскую деятельность в сфере оборота сельскохозяйственной продукции предлагается понимать как самостоятельную деятельность, совершаемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от продажи сельскохозяйственной продукции, осуществляемую без регистрации либо путем образования (создания, реорганизации) юридического лица через подставное лицо или с использованием персональных данных либо документа, удостоверяющего личность, полученных незаконным путем. Предлагается исключить накопление и перепродажу сельскохозяйственной продукции как сферы ее оборота, которую преимущественно и занимают незаконные предприниматели, обеспечив возможность лицам, возделывающим землю и выращивающим продукты потребления, работать напрямую с потребителями продукции. Приобретение сельскохозяйственной продукции у ее производителей следует допускать лишь в целях ее реализации в розничной торговле; экспорта; хранения и (или) переработки продукции; использования в производственных целях организации.

Ключевые слова: экономическая преступность, методика расследования, незаконное предпринимательство, сельское хозяйство.

COUNTERACTION TO ILLEGAL ENTERPRISE IN THE FIELD OF AGRICULTURAL PRODUCTS CIRCULATION UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS AND IMPORT SUBSTITUTION POLICY

Abstract. Agricultural products circulation and production is considered as strategic direction of the Russian economic activities. Its significance has increased manyfold after imposing sanctions, countersanctions and import substitution policy. It is stated that criminalization of agricultural products circulation hampers the implementation of the government decisions in the field of agricultural sector. The author provides statistical data and results of the public opinion pall, illustrating the large scale of agricultural products circulation criminalization level in the Russian agricultural regions (especially in the Southern Federal District). The main problems of counteraction to illegal enterprise in the field of agricultural products circulation are examined. The author proves the necessity to concentrate force on counteraction to illegal enterprise in the field of agricultural products circulation and on protecting the interests of fair farmers and entrepreneurs. Such illegal activity is considered as an independent activity performed on one's own peril and aimed at receiving regular profit from agricultural products selling which is conducted without registration or by establishing (reorganization) legal person through man of straw or by using unlawfully obtained personal data or identity papers. It is proposed to exclude accumulation and resale of agricultural products from its turnover and to allow farmers to work directly

with consumers. Purchasing agricultural products from its producers should be admitted only for the purpose of retail trade, its export, storing and (or) processing, using in industry activities. Keywords: economic crime, methods of investigation, illegal enterprise, agriculture.

Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Развитие в Российской Федерации малого бизнеса - одно из перспективных направлений экономического становления страны. В качестве одной из сфер предпринимательской деятельности может быть выделено осуществление предпринимательской деятельности, связанной с оборотом сельскохозяйственной продукции.

Выращивание сельскохозяйственной продукции, а следовательно, и ее дальнейший оборот представляют собой одно из основных стратегических направлений экономической деятельности Российской Федерации. Наше государство на международной арене является одним из ведущих экспортеров сельскохозяйственной зерновой продукции. Так, на основании статистических данных Food and Agriculture Organisation of the United Nations (FAO)* за 2013 г., Российская Федерация занимает четвертое место на мировом рынке по производству зерновых сельскохозяйственных культур, а по производству семян подсолнечника - второе, после Украины. При этом за последние 5 лет обороты производства сельскохозяйственных зерновых и масленичных культур увеличиваются**.

Но несмотря даже на такие прочные позиции нашей страны в рассматриваемом агропромышленном комплексе, и в этой сфере Российская Федерация испытывает острую зависимость от внешнеэкономических партнеров. По словам минис-

* Food and Agriculture Organisation of the United Nations (FAO) — Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Основная деятельность организации направлена на решение проблем развития сельских регионов и сельскохозяйственного производства с целью разрешения вопросов, связанных с нищетой и голодом в мире.

** Статистика FAO. URL: http://faostat.fao.org (дата обращения: 7 апр. 2014 г.).

тра сельского хозяйства, в 2013 году Россия приобрела за рубежом семян сахарной свеклы на 100 млн долларов, семян кукурузы - на 200 млн долларов, семян подсолнечника - более чем на 230 млн долларов. Счет идет на сотни миллионов долларов, а это значит, что с учетом ситуации на финансовом рынке аграриям придется искать дополнительные средства на приобретение семян, в 1,5-2 раза большие, чем они рассчитывали ранее [1].

Данные обстоятельства заставляют задуматься о возможностях импортозаме-щения в условиях сложившейся внешнеполитической санкционной ситуации. Одним из путей реализации таких программ может выступать государственная поддержка аграриев, а также необходимость собственного культивирования потребляемых сортов агропромышленной продукции. однако, несмотря на возникшие трудности в АПК, вся пагубность положения сельскохозяйственных производителей заключается еще и в том, что они сильно страдают от криминогенной составляющей сельскохозяйственной сферы, борьбу с которой также надлежит обозначить в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики по оптимизации внутренних ресурсов страны в сложившихся политических условиях.

Следует отметить, что наблюдается рост преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью и неуплатой налогов в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. При этом важно отметить нарастающую латен-тность данного вида преступных деяний.

Количество выявленных на территории Российской Федерации преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, совершенных организованной группой или сопряженных с извлечением дохода в особо крупном размере, за 2005-2013 гг. составило: в 2005 г.

- 1 855 преступлений, в 2006 г. - 2 147 преступлений, в 2007 г. - 2 332 преступления, в 2008 г. - 2 254 преступления, в 2009 г. -2 531 преступление, в 2010 г. - 791 преступление, в 2011 г. - 486 преступлений, в 2012 г.

- 397 преступлений, и в 2013 г. - 401 пре-

ступление*. Таким образом, налицо снижение числа выявленных преступлений, обусловленное частичной декриминализацией ст. 171 УК РФ и возрастающей латентностью рассматриваемого вида преступных деяний, что представляет собой немалую опасность и вызывает необходимость установления способов выявления таких преступлений.

Согласно результатам проведенного автором в 2011-2013 годах анкетирования сотрудников, специализирующихся на расследовании незаконной предпринимательской деятельности (проанкетированы 297 сотрудников из 43 субъектов Российской Федерации), из общего числа совершенных преступлений, связанных с незаконным предпринимательством, 17,1 % составляет незаконное предпринимательство в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. О распространенности данного преступления в краснодарском крае и Северо-кавказском регионе пишет в своей работе Б.Н. Садов, ссылаясь на распространенность заготовительных операций в сельскохозяйственном секторе всего региона [2, с. 15]. При этом размеры извлекаемого дохода от незаконной предпринимательской деятельности исчисляются миллиардами. Только по результатам изучения рассматриваемых уголовных дел, возбужденных по фактам совершения преступлений, выявленных в период с 2008 по 2010 гг. и расследованных следственными подразделениями краснодарского края, суммарная величина извлеченного незаконными предпринимателями дохода составила 3 052 996 554,29 рублей**.

Несмотря на то, что данное преступное проявление не ново, противодействие ему приобретает особую актуальность и

* Сводный отчет ГИАЦ МВД России по незаконному предпринимательству за 2005-2013 годы.

** Уголовное дело N 851511, 2008 г. // Архив ОВД по Каневскому району Краснодарского края; уголовное дело N 872297, 2008 г. // Архив ОВД по Курганинскому району Краснодарского края; уголовные дела N 939784, 904886, 939435, 939436, 2009 г. // Архив Кропоткинского городского суда Краснодарского края; уголовное дело N 902830, 2009 г. // Архив Прикубанского районного суда г. Краснодара Краснодарского края; уголовные дела N 108543, 109334, 2010 г. / / Архив Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края; уголовные дела N 290344, 290343, 2011 г. // Архив СЧ ГСУ при ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

приоритетную значимость в сложившихся условиях санкционного режима, так как на агропромышленный комплекс нашей страны возлагаются большие надежды в обеспечении государства собственной пищевой продукцией, в этих целях реализуются государственные программы субсидирования отрасли сельского хозяйства. Данное обстоятельство, безусловно, привлечет еще большее внимание к рассматриваемой отрасли хозяйства со стороны криминальных субъектов.

Таким образом, поскольку сфера оборота сельскохозяйственной продукции имеет большое экономическое значение для Российской Федерации в целом, и особенно для ряда регионов Южного федерального округа, приносит весомую часть федерального бюджета, позволяет обеспечить достойный уровень жизни значительного количества сельскохозяйственных производителей и обеспечивает общество продуктами питания [3], следует не допустить проникновения в данную сферу деятельности недобросовестных предпринимателей.

Незаконное предпринимательство в сфере оборота сельскохозяйственной продукции является распространенным видом незаконного предпринимательства, совершаемого преимущественно в регионах Южного федерального округа, а также иных субъектах Российской Федерации, специализирующихся на выращивании сельскохозяйственной продукции. Такая распространенность объясняется следующим:

- Российская Федерация является одним из ведущих экспортеров сельскохозяйственной продукции;

- рынок оборота сельскохозяйственной продукции недостаточно защищен от недобросовестных предпринимателей;

- оборот сельскохозяйственной продукции не вызывает затруднений ввиду постоянно имеющегося спроса на данный вид товара.

Согласно результатам проведенного автором исследования, в ходе незаконной предпринимательской деятельности преимущественно происходит оборот сельскохозяйственной зерновой продукции, такой как пшеница, ячмень, кукуруза и пр., а также не относящихся к зерновой продукции, но пользующихся не меньшим спросом семян подсолнечника. Данная

закономерность вполне объяснима весьма масштабной и развивающейся в Российской Федерации сельскохозяйственной промышленностью, а также практически повсеместным возделыванием данных культур и их широким экспортом за пределы страны и переработкой предприятиями внутри страны. Кроме того, при наличии должных условий зерновые хорошо хранятся и реализуются.

Чем более совершенствуется сама система экономических отношений, тем более разнообразными становятся способы совершения преступлений с целью придания им вида законно осуществляемой предпринимательской деятельности. Одним из распространенных и набирающих темп преступлений в сфере оборота сельскохозяйственной продукции становится уклонение от уплаты налогов, завуалированное под незаконную предпринимательскую деятельность. Такое необычное сочетание придания одному преступлению вида совершенно иного преступного деяния преследует четко определенные цели, такие как: избежание более сурового вида наказания, которое предусмотрено санкцией ст. 199 УК РФ, а также сохранение незаконно полученного дохода от данной деятельности.

Выращивание и экспорт сельскохозяйственной продукции проходит ряд раздельных стадий внутреннего экономического рынка, связанного с развитием предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Так, можно выделить три основных этапа рассматриваемой деятельности:

- выращивание (производство) сельскохозяйственной продукции крестьянс-ко-фермерскими хозяйствами индивидуальных предпринимателей либо иными организациями, специализирующимися на данной деятельности;

- закупка произведенной сельскохозяйственной продукции с целью аккумулирования ее в значительных объемах и последующая перепродажа экспортерам либо предприятиям-потребителям, осуществляемая юридическими лицами, преимущественно обществами с ограниченной ответственностью;

- экспорт или переработка больших партий сельскохозяйственной продукции специализирующимися на данном виде деятельности организациями.

Первый из выделенных этапов для незаконных предпринимателей не представляется перспективным в связи с тем, что требует больших временных и трудозатрат. При этом производители сельскохозяйственной продукции не преследуют цели уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость, так как не являются его плательщиками и не заинтересованы в нарушении законодательства, регулирующего предпринимательство в Российской Федерации. Что же касается третьего этапа, связанного с экспортом сельскохозяйственной продукции либо ее переработкой, то здесь действуют организации, преимущественно зарекомендовавшие себя в качестве добросовестных предпринимателей и монополизировавшие рынок экспорта (либо переработки) сельскохозяйственных товаров. При этом данные организации не работают напрямую с производителями сельскохозяйственной продукции, так как предпочитают приобретать тот товар, с которого налог на добавленную стоимость уже уплачен, в связи с чем также в большинстве случаев не реализуют в своей деятельности намерений нарушения законодательства, за исключением встречающихся случаев незаконного возмещения налога на добавленную стоимость.

В такой ситуации имеется вполне благоприятная почва для незаконных предпринимателей, которые будут образовывать своеобразную прослойку между производителями сельскохозяйственной продукции и ее экспортерами (потребителями, переработчиками), преследуя при этом цели получения прибыли от самого предпринимательства и уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость с реализуемой продукции. При этом лица, специализирующиеся на совершении рассматриваемых преступлений, также являются своеобразными монополистами своей сферы рынка, из-за чего, в первую очередь, страдают производители сельскохозяйственной продукции, зная, что выращенный ими товар они смогут продать только определенным лицам, осуществляющим скупку продукции в их районе, за несоразмерную трудозатратам цену. В противном случае у них могут возникнуть проблемы с ее реализацией.

Для достижения своих преступных целей незаконные предприниматели используют различные схемы товарооборота

сельскохозяйственной продукции. Через подставное лицо либо путем использования персональных данных или документа, удостоверяющего личность, полученных незаконным путем, создается юридическое лицо, для которого открываются расчетные счета в банковских учреждениях с целью осуществления безналичных расчетов. Впоследствии через данное юридическое лицо осуществляется скупка сельскохозяйственной продукции у ее производителей и дальнейшая реализация продукции экспортерам или организациям, ее перерабатывающим (с отражением в первичной бухгалтерской документации суммы подлежащего уплате налога на добавленную стоимость), либо аффилированным юридическим лицам*, которые в последующем уже и осуществляют реализацию продукции субъектам третьего этапа товарооборота.

При этом незаконными предпринимателями в налоговое учреждение по месту регистрации подаются налоговые декларации либо с нулевой суммой налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате, либо с частичным отображением налогооблагаемой базы в целях непривлечения внимания к своей деятельности. Срок осуществления деятельности от лица созданной организации, используемой для осуществления незаконной предпринимательской деятельности в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, не превышает одного-двух лет, что обусловлено спецификой действующего налогового законодательства и сложившейся практикой осуществления выездных налоговых проверок не ранее 1,5-2 лет с момента постановки организации на налоговый учет при условии своевременного предоставления налоговой отчетности.

Изложенное позволяет говорить о целесообразности и необходимости сосредоточения на настоящем этапе развития России усилий, направленных на борьбу с рассмотренным элементом экономической преступности, так явно прорастающем за счет усилий добросо-

* См. ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: ред. от 26 июля 2006 г. // Рос. газ. 1991. N 89; 2006. 27 июля.

вестных фермеров и предпринимателей, радеющих за свой труд и ценящих свое призвание.

В качестве возможных путей разрешения отмеченной проблемы видится рациональным предложение принять меры по противодействию рассматриваемому деструктивному явлению путем реализации следующих положений:

1. Ввиду частичной декриминализации ст. 171 УК РФ и введения ст.ст. 173.1 и 173.2 УК РФ надлежит сформировать у сотрудников ОВД современное представление о незаконной предпринимательской деятельности в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, под которой предлагается понимать самостоятельную деятельность, совершаемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от продажи сельскохозяйственной продукции, осуществляемую без регистрации либо путем образования (создания, реорганизации) юридического лица через подставное лицо или с использованием персональных данных либо документа, удостоверяющего личность, полученных незаконным путем.

2. Предусмотреть в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обороту рассматриваемой сельскохозяйственной продукции ее приобретение у производителей (фермеров) только в целях:

- реализации в розничной торговле;

- экспорта приобретенной продукции;

- хранения и (или) переработки продукции;

- использования продукции в производственных целях организации (ИП).

Данное предложение позволит исключить сферу оборота сельскохозяйственной продукции по ее накоплению и перепродаже, которую преимущественно и занимают незаконные предприниматели, обеспечив возможность лицам, возделывающим землю и выращивающим продукты потребления, работать напрямую с потребителями** их товаров.

** Под потребителями автор понимает заводы, перерабатывающие сельхозпродукцию; организации-экспортеры сельскохозяйственной продукции; организации и ИП, специализирующиеся на розничной торговле; элеваторы, обеспечивающие хранение продукции для вышеуказанных потребителей.

Список литературы

1. Сельское хозяйство России в 2015 году ждет спад. URL: http://fruitinfo.ru/news/selskoe-hozyaystvo-rossii-v-2015-godu-gdet-spad-338586 (дата обращения: 27 янв. 2015 г.).

2. Садов Б.Н. Особенности расследования незаконного предпринимательства на первоначальном этапе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. 22 с.

3. Петриков А.В. Сельское хозяйство и аграрная политика России: 1975-2005 гг. URL: http://www.rus-stat. ru/stat/207POM_2007_15-52_1.pdf (дата обращения: 7 апр. 2014 г.).

References

1. Sel'skoe khozyaystvo Rossii v 2015 godu zhdet spad [Russian agriculture in 2015 is waiting for recession]. Available at: http://fruitinfo.ru/news/selskoe-hozyaystvo-rossii-v-2015-godu-gdet-spad-338586 (Accessed 27 January 2015).

2. Sadov B.N. Osobennosti rassledovaniya nezakonnogopredprinimate'stva napervonachal'nom etape. Avtoref. Kand. Diss. [Features of investigation of illegal business at the initial stage. Autoabstract Cand. Diss.]. Krasnodar, 2004. 22 p.

3. Petrikov A.V. Sel'skoe khozyaistvo i agrarnaya politika Rossii: 1975-2005 gg. [Agriculture and Agrarian Policy of Russia: 1975-2005 gg.]. Available at: http://www.rus-stat.ru/stat/207POM_2007_15-52_1.pdf (Accessed 7 April 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.