140
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 343: 351 С.М. Трошина
НЕЗАКОННАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье анализируется криминальная ситуация активного разворачивания незаконной предпринимательской деятельности в сельской местности с целью сокрытия неосновательного обогащения от налогообложения. Раскрываются схемы совершения незаконной предпринимательской деятельности, используемой в сельской местности традиционными семьями, которые относятся к разновидности организованной преступной деятельности. Выявлены экономические причины роста незаконного предпринимательства в сельской местности. Обосновано законодательное несовершенство, направленное на борьбу с незаконной предпринимательской деятельностью. Внесены предложения по совершенствованию уголовного законодательства, законодательства о противодействии отмыванию денежных средств, налогового законодательства, бюджетного законодательства, а также предложения экономического характера, направленные на возрождение государственного сектора в сельском хозяйстве. Предложены меры по повышению эффективности кадрового замещения ключевых должностей в юридических лицах, созданных в сельской местности. Рекомендована разработка и утверждение стратегических планов развития сельскохозяйственного бизнес-процесса с антикризисными мероприятиями. Внесены предложения по формированию и дислокации в сельской местности сил и средств по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Предложено размещение отделений полиции в местности расположения каждого юридического лица, образованного в сельской местности, с расширением контрольных полномочий по проверке всех финансовых операций названного хозяйствующего субъекта.
Ключевые слова: доход, риски, остаточные риски, уклонение от уплаты налогов, декриминализация, организованная преступная группа, экономическая безопасность, противодействие коррупции, ключевая информация, легализация доходов, регистрация, лицензирование, крупный ущерб, доход в крупном размере, значительный размер ущерба, сельская местность, юридическое лицо, муниципальное образование, бюджет, должностное лицо, потребитель, договор бытового подряда.
Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность физических лиц, направленная на извлечение прибыли, в том числе от пользования имуществом. Прибыль может быть получена за счет осуществления продаж товаров, выполнения работ и оказания услуг. Предпринимательская деятельность может быть как с образованием юридического лица, так и без образования юридического лица. В соответствии со ст. 23 ГК РФ физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью, но с обязательной регистрацией в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Регистрация осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1.
Стихийное развитие рыночных отношений и усовершенствование форм предпринимательской активности привели к росту криминализации деяний в сфере экономики. Легальное получение доходов от предпринимательства является основанием для уплаты налога индивидуальным предпринимателем. Именно данное обстоятельство является причиной уклонения для многих физических лиц от легализации собственной предпринимательской деятельности.
Рост незаконной предпринимательской деятельности является одним из серьезных факторов угрозы экономической безопасности России. Незаконное предпринимательство можно отнести к числу особо опасных преступлений, целью которых является неосновательное обогащение. Это одна из форм уклонения от обязанности физического лица перед государством по уплате налогов, акцизных сборов и других обязательных сборов. В предпринимательскую деятельность внедряются различные схемы сокрытия полученных доходов. В результате совершенных преступлений в государственный бюджет не поступает от 30 до 50 % обязательных платежей. Поэтому актуально на законодательном уровне принять дополнительные контрольные меры для пресечения и выявления незаконной предпринимательской деятельности, а также расширения законодательных возможностей по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями. Остро встает вопрос о необходимости разработать единую теоретически обоснованную методику расследования преступлений незаконной пред-
1 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.09.2001 № 129-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
принимательской деятельности, а также оценки причиненного ущерба. Необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г.2
Законодательно установлено два способа осуществления незаконной предпринимательской деятельности. Первый способ: осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, то есть без внесения сведений о хозяйствующем субъекте в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Второй способ: осуществление предпринимательской деятельности без лицензии при проведении лицензируемых видов деятельности тогда, когда в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другим российским законодательством о лицензировании видов деятельности такая лицензия является обязательным документом, разрешающим осуществление предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Квалифицирующим признаком, образующим состав преступления, является размер причиненного ущерба. Уголовная ответственность наступает при причинении гражданину или гражданам крупного ущерба. Альтернативным квалифицирующим признаком является размер полученного дохода в результате незаконной предпринимательской деятельности, который законодателем оценивается в качестве крупного.
Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без государственной лицензии (когда она обязательна) в качестве индивидуального предпринимателя в Российской Федерации не предусматривает уголовной ответственности, если правоохранительными органами не доказан крупный ущерб от такой деятельности или крупный размер такой деятельности. Если крупный размер дохода или ущерба не доказан, то уголовная ответственность не наступает, но может наступить ответственность по одному из составов, предусмотренных главой 14 КоАП РФ3.
Субъектный состав потерпевших от незаконной предпринимательской деятельности определяется в самой формулировке состава преступления - это граждане, то есть физические лица, незанятые предпринимательской деятельностью и приобретающие право на результаты выполненных работ для собственных нужд (бытовых целей). Таким образом, статья Уголовного кодекса РФ отсылает к Федеральному закону «О защите прав потребителей»4. Поскольку законодателем допускается двойное правовое регулирование, то в практике правоохранительных органов возникают проблемы с квалификацией содеянного.
В сельской местности ликвидированы юридические лица, ранее предоставлявшие сельским жителям работу и заработок. Чтобы добыть средства для существования себе и своей семье почти все сельские жители занимаются незаконной предпринимательской деятельностью: выполняют строительные работы, выкашивают земельные участки и нанимаются на другие виды работ. По существу, возникают гражданско-правовые отношения: имеет место договор бытового подряда без письменного оформления. Подрядчик по заданию заказчика выполняет работы и получает за это вознаграждение. Как правило, в деревне односельчане связаны родственными и свойственными узами, поэтому письменная форма договорных отношений не соблюдается. Кроме того, сельские жители, как правило, не имеют юридической квалификации, чтобы правильно оформить правоотношения. Этим обстоятельством пользуются недобросовестные подрядчики. Недобросовестный подрядчик берет денежные средства за выполнение объема работ, а также принимает от заказчика инструменты и материалы заказчика, но работу не выполняет, а инструмент и материалы не возвращает. Содеянное можно квалифицировать как мошенничество, поскольку злоумышленник совершает обман потребителя при мнимом подряде на выполнение работ и услуг, используя доверительные отношения.
В соответствии с ч.5 ст. 159 УК РФ размер причиненного ущерба от мошенничества, сопряженный с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, составляет не менее двухсот тысяч рублей.
Размер ущерба, причиненный гражданину-заказчику, квалифицировать как крупный в сельской местности сложно, поскольку официальные доходы у сельских жителей отсутствуют, и цена совершающихся сделок ниже, чем в городе. Однако причиненный ущерб сельским жителям тяжелее по
2 О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.09.2001 № 115-ФЗ (в ред. от 28.12.2016).
3 Кодекс об административных правонарушениях: Федеральный закон 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 03.04.2017).
4 О защите прав потребителей: Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016 № 265-ФЗ).
причине отсутствия у них денежных средств. Сельские жители существуют за счет натурального хозяйства и бартерного обмена. Хотя ставки выполнения работ и услуг в сельской местности значительно ниже размера предусмотренного в приложении к ст. 170.2 УК РФ, но ущерб, причиненный семейному бюджету сельского жителя, значительно ощутимее.
Крупным размером применительно к ст. 171 УК РФ признается размер, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей. Это условие привлечения злоумышленника к уголовной ответственности. Злоумышленники, специализирующиеся на незаконной предпринимательской деятельности, понимают, что высокий размер ущерба, предусмотренный законодательством, является основанием для декриминализации их преступных действий, поэтому действуют с особым цинизмом, сознавая собственную безнаказанность.
Так, заключение в устной форме договора бытового подряда на выкашивание травы на приусадебном участке в течение летнего сезона оценивается в сумме четыре тысячи двести рублей, при этом условием выполнения подрядных работ является дополнительная передача подрядчику нового бензо-триммера, машинного масла и бензина. На момент заключения договора стоимость бензо-триммера составляет от четырех с половиной тысяч до пяти тысяч рублей. Бензин и машинное масло предоставляется в приобретенных заказчиком канистрах. Убытки на момент совершения преступления (неосновательное обогащении путем приема от потерпевшей стороны инструмента, материалов и денег) не превышают одиннадцати тысяч рублей. Поскольку работы по договору бытового подряда не выполняются в течение длительного времени (то есть у злоумышленника отсутствовало намерение выполнить работы), размер причиненного ущерба возрастает в связи с ростом цен на товары. Поэтому размер ущерба должен исчисляться на момент вынесения обвинительного приговора суда или на момент его исполнения в части гражданско-правового иска. Если деяние квалифицировать как мошенничество, то в этом случае возможно привлечение к уголовной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 159 УК РФ, поскольку мошенничество совершено с причинением значительного ущерба гражданину. Сумма значительного ущерба, причиненного гражданину применительно к ст. 159 УК РФ, определена в примечании к ст. 158 УК РФ и составляет не менее пяти тысяч рублей.
Однако сам факт совершения преступных действий доказать сложно, поскольку, основываясь на доверительных отношениях, лица, занимающиеся незаконной предпринимательской деятельностью, не выдают потерпевшим заказчикам расписки в получении денежных средств, инструмента и материалов. Односельчане не дают против злоумышленников показания из опасения и круговой поруки. Потерпевшие своевременно не фиксируют факт совершения преступления, надеясь на выполнение в будущем взятых на себя обязательств лицами, занимающимися незаконной предпринимательской деятельностью.
Перечисленные выше факторы способствуют росту незаконной предпринимательской деятельности. Действия злоумышленников носят систематический характер, преступления совершаются с использованием различных преступных схем, объединенных единством цели и умысла - получения неосновательного обогащения различными способами. Злоумышленники берут у соседей транспортные средства, ломают их и не возвращают, берут «взаймы» бензин и не возвращают ни бензин, ни его цену, берут в банке крупные кредиты, включая в кредитные договоры в качестве поручителя мать-пенсионерку, и не возвращают кредиты. Приставы-исполнители проводят опись имущества по месту регистрации в муниципальном жилье злоумышленников, не являющихся ответственными квартиросъемщиками, но обратить взыскание на имущество невозможно по причине отсутствия имущества. Однако данная категория граждан не может быть отнесена к категории малоимущих, поскольку дорогостоящее имущество имеется, в том числе большие земельные участки, двух-, трехэтажные жилые дома, дорогостоящая аппаратура, автотранспортные средства и проч., но зарегистрированы они на многодетных матерей-одиночек.
Очевидно, что в незаконную предпринимательскую деятельности и мошенничество вовлечено большое количество людей: бабушки и их внуки, сыновья, снохи и их дети, братья, сестры, дяди и тети и прочие родственники, и свойственники. Субъектный состав незаконной предпринимательской деятельности определяется признаками вменяемости и достижения шестнадцатилетнего возраста. Традиционная преступная семья имеет организационное распределение преступных полномочий: организаторы, пособники, подстрекатели, исполнители. Родственники, не являющиеся исполнителями, могут нести ответственность, например, по ст. 171 УК РФ со ссылкой на ст. 32, 33, 34 и 35 УК РФ при наличии доказанности их вины.
Принято считать, что мошенники и лица, занимающиеся незаконной предпринимательской деятельностью, - это люди, наделенные высоким интеллектом, обладающие специальными познаниями в области психологии и экономики. В настоящее время образовательный и интеллектуальный уровень субъектного состава значительно снизился. Это лица, как правило, не имеющие даже общего среднего образования и постоянной работы, однако хорошо владеющие навыками рабочих специальностей: в деревне они занимаются различными видами строительства, работой на приусадебных участках, для «себя» выполняют все виды «мужской работы» качественно. Именно эти трудовые навыки привлекают потерпевших заказчиков. Но выполнение работы «для заказчика» имеет совсем иной вид: умышленно искажается технологический процесс выполнения работ, расхищаются крепежи, пиломатериалы, цемент и инструменты заказчика. При этом после получения вознаграждения «авансом» лица, занимающиеся незаконной предпринимательской деятельность, прекращают работы и скрываются. Выявить всех членов ОПГ сложно, и квалифицировать их преступные деяния по ст. 210 УК РФ практически не представляется возможным.
Очевидно, что для искоренения незаконной предпринимательской деятельности необходимо решить ряд экономических мер и, прежде всего, возродить юридические лица, объединяющие коллективный сельскохозяйственный труд. Традиционно в России сельский хозяин нуждается в государственной протекции. Возрождение государственных коммерческих структур на селе будет гарантом получения официальных доходов сельским жителям. В качестве структурных подразделений юридических лиц могут создаваться столярные цехи, пилорамы, автомобильные парки, пекарни, уборочно-посевные бригады, столовые, фермы, склады, цехи по переработке сельскохозяйственной продукции, магазины и проч. При отсутствии надобности обращаться к «свояку» за «помощью», чтобы вспахать огород, теневая экономика незаконного предпринимательства исчезнет, поскольку все бытовые нужды крестьян будут обеспечены путем оформления официальных заказов, поступающих юридическому лицу.
Финансирование юридических лиц, организованных в сельских населенных пунктах, может производиться за счет муниципального бюджета. Сами же сельские населенные пункты могут быть включены в муниципальные образования в качестве хуторов-спутников городов районного и областного значения. Развитое сельское хозяйство может приносить огромные доходы. В настоящее время муниципальные образования района и города районного значения автономно разделены. Возможно, объединение бюджетов при правильном планировании расходных статей принесет пользу в восстановлении сельского хозяйства.
Карательные меры, как показывает история, не имеют значительного эффекта по снижению уровня преступности, а разумное использование экономических рычагов может привести к желаемому результату. Гибкая политика налогообложения, применяемая к предпринимательству в сельской местности, позволит решить «неразрешимые» проблемы с подъемом сельского хозяйства. Так, например, в настоящее время не взымается налог с продаж сельскохозяйственных продуктов, выращенных на приусадебных участках или собранных в лесу. По аналогии можно освободить юридическое лицо, образованное муниципальным образованием в сельской местности, от уплаты налогов, поскольку доходы от реализации сельскохозяйственной продукции будут поступать прямыми платежами в муниципальный бюджет. Значительные доходы муниципальному бюджету принесут выездные ярмарки и выставки сельскохозяйственной продукции.
Кадровая политика юридических лиц, созданных в сельской местности, может осуществляться централизованно путем назначения директоров, главных бухгалтеров, главных экономистов, главных механиков, специалистов по гражданской обороне, администраторов безопасности, 1Т-админи-страторов и агрономов руководителями муниципальных образований. Собственный кадровый корпус для юридического лица будет подбирать и принимать на работу по трудовым договорам директор. Выборная практика замещения руководящих должностей в сельской местности, как показывает история, не имела успеха и привела в большей части к банкротству сельскохозяйственных предприятий. На руководящие должности необходимо назначать специалистов, имеющих высшее специальное образование не ниже магистра, с опытом работы по профессии и руководящей работы не менее пяти лет.
Квалификация соискателя на руководящую должность должна подтверждаться результатами прохождения профессионального экзамена в центре оценки квалификации. Проведение независимой оценки квалификации может инициироваться как самим соискателем и за его счет, так и по направлению, и за счет работодателя, то есть муниципального образования. «По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выда-
ется свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя» (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 3.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»5). В случае отрицательного результата независимой оценки профессиональной компетенции у соискателя имеется возможность подать апелляцию. Национальное агентство развития квалификации ведет реестр с указанием сроков действия свидетельств о квалификации. Сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 3.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»), должны формироваться на основе соответствующих перечней, содержащих наименования ключевых должностей, замещаемых в штате юридических лиц, созданных в сельской местности.
При этом условием замещения руководящей должности должен быть обоснованный стратегический пан развития сельскохозяйственного бизнес-процесса с планом антикризисных мероприятий.
Стратегический план должен содержать перечень возможных кризисных ситуаций различного генезиса, процедуры антикризисных мер, а также разработанные применительно к локальным условиям функционирования юридического лица, созданного в сельской местности, основные меры, методы и средства сохранения и поддержания работоспособности автоматизированной системы управления при возникновении кризисных ситуаций. Кроме того, в стратегическом плане необходимо предусмотреть оптимальные способы и средства восстановления критической информации и процессов ее обработки в работоспособности автоматизированной системы управления. Также в стратегическом плане нужно предусмотреть процедуры осуществления разработанных и утвержденных действий различных категорий персонала в случае наступления кризисных ситуаций и процедуры по ликвидации их последствий с целью минимизации возможного ущерба и восстановления бизнес-процесса в короткие сроки. Поэтому в стратегическом плане должен содержаться расчет рисков и остаточных рисков, а также резервирование бюджетных средств юридического лица для восстановления бизнес-процесса.
Основой благополучия развития сельскохозяйственного производства является наличие парка сельскохозяйственной техники. Данная задача должна быть решена за счет муниципального бюджета. При этом необходимо вспомнить о рационализаторах, которые в настоящее время в домашних гаражах создают из обломков старых машин чудо-технику - мобильную, малогабаритную, многофункциональную. Использовать такого специалиста на должности главного механика с внедрением его патента в производство - залог успеха развития парка сельскохозяйственной техники.
Важно возобновить процесс обучения и переобучения сельских тружеников новым способам производства и освоения новой техники и технологий. Зимний период наиболее благоприятен для проведения учебного процесса в форме конференций и семинаров. Краткосрочные курсы повышения квалификации необходимо проводить на уровне вузовской подготовки. Ежегодные учебные планы должны обновляться и модернизироваться с учетом потребностей развития сельского хозяйства. Обязательным направлением обучения должны стать инновационные технологии и информационная безопасность.
В эпоху информатизации общества и экономики процесс управления сельским хозяйством должен быть защищен от случайных ошибок, сбоев и различного рода инцидентов. В каждом юридическом лице, образованном в сельской местности, должны быть администратор безопасности и 1Т-администратор, отвечающие за информационную безопасность бизнес-процесса.
Администратор безопасности должен производить систематический анализ на предмет выявления уязвимостей и возможности возникновения кризисных ситуаций, в том числе угрожающих, серьезных и требующих внимания, вызванных несанкционированным действиями, непреднамеренными ситуациями (халатность, небрежность или случайное стечение обстоятельств). По результатам проведенной информационно-аналитической работы должен составляться отчет, содержащий предложения по устранению уязвимостей, изменению полномочий пользователей, атрибутов доступа к ресурсам, созданию дополнительных резервов, изменению конфигурации системы или параметров настройки средств защиты и другие адекватные меры.
5 О независимой оценке квалификации: Федеральный закон от 3.07.2016 № 238-ФЗ.
Обязательным условием коммерческой деятельности юридических лиц, созданных в сельской местности, является создание отдела или назначения специалиста по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Во исполнение Федеральных законов от 12.12.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»6 и от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»7, постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»8 все руководители предприятий, организаций и учреждений, независимо от формы собственности, обязаны создавать (назначать) работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ответственный сотрудник по гражданской обороне юридического лица, созданного в сельской местности, должен отслеживать актуальную информацию, опубликованную в средствах массовой информации, касающуюся чрезвычайных ситуаций в регионе, и поддерживать обратную связь со структурным подразделением по гражданской обороне муниципального образования. Кроме того, ему должны вменяться функциональные обязанности по проведению обучения сельского населения на случай возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
В каждом юридическом лице, созданном в сельской местности, необходимо сосредоточить силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий. В качестве обязательного условия обеспечения нормальной жизнедеятельности юридического лица в сельской местности должно быть создано отделение полиции, включающее в штат не только участкового уполномоченного, но также ОЭБиПК, отдел уголовного розыска. Превентивная деятельность и своевременное реагирование на заявления о преступлениях и проведенное расследование по горячим следам9 будет способствовать сокращения уровня преступности в сельской местности.
В компетенцию отдела экономической безопасности и противодействия коррупции должны вменяться функции по осуществлению контроля за движением денежных средств в юридическом лице, созданном в сельской местности. Однако специфика хозяйствующих субъектов в сельской местности заключается в ограниченности денежных средств, находящихся в обороте. Поэтому в ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» необходимо внести изменения, касающиеся снижения цены денежных операций, подлежащих контролю. В настоящее время она составляет шестьсот тысяч рублей. Очевидно, что такие крупные сделки не совершаются в сельской местности, а злоумышленники учитывают в преступных схемах действующее законодательство в целях избегания уголовной ответственности. В сельской местности все сделки, совершаемые юридическим лицом, должны контролироваться отделом экономической безопасности и противодействия коррупции.
Кроме того, крупный размер причиненного ущерба или полученного дохода от предпринимательской деятельности применительно к ст. 171 УК РФ необходимо снизить для выполнения работ и услуг по договору бытового подряда до значительного размера ущерба, применяемого в приложении к ст. 158 УК РФ - пять тысяч рублей.
Совокупность принятых законодательных, экономических и организационных мер позволит снизить уровень незаконного предпринимательства в сельской местности.
Поступила в редакцию 22.04.17
6 О гражданской обороне: Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (в ред. от 30.12.2015).
7 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в ред. от 23.06.2016).
8 О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782 (в ред. от 14.10.2016).
9 Трошина С.М. Процессуальные меры реагирования «по горячим следам» // Уголовно-правовые и криминологические средства обеспечения безопасности евроазиатской транспортной системы: материалы IX Междунар. науч.-практ.конф., посвящ. памяти М.И. Ковалева (Екатеринбург, 17 февраля 2012 г.) // Екатеринбург: Изд. дом УрГЮА, 2013. С. 122-126.
S.M. Troshina
ILLEGAL ENTREPRENEURIAL ACTIVITY
The article analyzes the criminal situation of the active unfolding of illegal entrepreneurial activity in rural areas with the aim of concealing unjust enrichment from taxation. Schemes of illegal business activities, which are used in rural areas by traditional families, which relate to a variety of organized criminal activities, are disclosed. Economic reasons for the growth of illegal entrepreneurship in rural areas are revealed. The legislative imperfection aimed at combating illegal entrepreneurial activity is substantiated. Proposals have been made to improve criminal legislation, anti-money laundering legislation, tax legislation, budget legislation, and economic proposals aimed at reviving the public sector in agriculture. Measures are proposed to improve the effectiveness of personnel replacement of key positions in legal entities established in rural areas. It is recommended to develop and approve strategic plans for the development of the agricultural business process with anti-crisis measures. Proposals have been made on the formation and deployment of forces and means in the countryside to protect the population and territories from natural and man-made emergency situations. The deployment of police stations in the locality of each legal entity established in rural areas is proposed, with the expansion of control powers to verify all financial operations of the said economic entity.
Keywords: Income, risks, residual risks, tax evasion, decriminalization, organized criminal group, economic security, anti-corruption, key information, income legalization, registration, licensing, major damage, large income, significant damage, Rural area, legal entity, municipality, budget, official, consumer, household contract.
Светлана Михайловна Трошина, кандидат юридических наук, доцент
Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 Е-таЛ: [email protected]
Troshina S.M.,
Candidate of Law, Associate Professor
Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltzin Mira st., 19, Yekaterinburg, Russia, 620002 Е-mail: [email protected]