DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_378
ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ КАК ПРЕДМЕТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Problems of establishing the cost characteristics of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products as objects of crimes КАПУСТИНА Анастасия Владимировна,
младший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: [email protected];
Kapustina Anastasia Vladimirovna,
Junior research assistant Institute of State and Law Russian Academy of Sciences. 119019, Russia, Moscow, st. Znamenka, 10. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные со стоимостной характеристикой этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции как предметов преступлений, предусмотренных ст. 1711, 1713 и 2002 УК РФ. Отмечается, что на сегодняшний день единая методика определения цены указанных предметов отсутствует. Проанализированы различные подходы к решению данного вопроса: определение стоимости на основании минимальных цен, установленных государством, на основании рыночной цены аналогичной продукции, а также на основании фактической цены изъятой продукции. Сделан вывод о необходимости нормативного закрепления единого подхода к определению стоимости изъятой продукции.
Abstract. The article deals with issues related to the cost characteristics of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products as objects of crimes under Articles 1711, 1713 and 2002 of the Criminal Code of the Russian Federation. It is noted that today there is no unified methodology for determining the price of these items. Various approaches to solving this issue are analyzed: determining the cost on the basis of minimum prices set by the state, on the basis of the market price of similar products, as well as on the basis of the actual price of the seized products. The conclusion is made about the need for regulatory consolidation of a unified approach to determining the value of seized products.
Ключевые слова: алкогольная продукция, спиртосодержащая продукция, алкоголь, этиловый спирт, крупный размер.
Keywords: retail sale of alcoholic beverages, alcoholic beverages, alcohol, alcohol-containing products, individual entrepreneur.
Для цитирования: Капустина А.В. Проблемы установления стоимости этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции как предметов преступлений // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 378-380. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_378.
For citation: Kapustina A.V. Problems of establishing the cost characteristics of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products as objects of crimes // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 378-380. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_378.
Статья поступила в редакцию: 03.07.2023
Ситуация на современном рынке алкогольной продукции в России характеризуется значительной долей нелегального оборота. Как сообщил президент Союза производителей алкогольной продукции, в 2022 году его объем составлял 20-25% от общего рынка1. По данным Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина России наибольший процент незаконной продукции обнаружен среди напитков сброженных и смесей из напитков, содержащих алкоголь (45%), пива (27%) и крепкого алкоголя (20%)2.
Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации определяет ликвидацию нелегального алкогольного рынка в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед органами государственной власти3. В этих целях Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен несколькими составами преступлений, предусматривающими ответственность за незаконные производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Такие составы преступлений характеризуются необходимостью обязательного установления стоимости предмета преступления, которая служит, во-первых, «пороговой величиной», позволяющей отграничить составы преступлений от аналогичных составов административных правонарушений, а во-вторых, выступает квалифицирующим признаком4. Так, незаконные производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются уголовно наказуемыми только в случае, если совершены в крупном размере (ч. 1 ст. 1713 УК РФ) или в особо крупном (п. «б» ч. 2 ст. 1713 УК РФ). В примечании к статье указано, что крупным размером признается стоимость указанной продукции, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей. Если сумма продукции меньше указанной, то содеянное является административным правонарушением (ч. 3 ст. 1417 КоАП РФ). Аналогичная характеристика изъятой алкогольной продукции определяет наказуемость производства и оборота такой продукции без маркировки или нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ч. 5, п. «б» ч. 6 ст. 1711 УК РФ). Для контрабанды алкогольной продукции (ст. 2002 УК РФ) крупный размер составляет двести пятьдесят тысяч рублей.
Такой подход нередко критикуется в научной литературе. Авторы отмечают, что это снижает эффективность правоприменения в связи с необходимостью «перевода» объема алкогольной продукции в рубли, не позволяет оперативно принимать решение о возбуждении уголовного дела в рамках доследственной проверки, затягивает предварительное расследование из-за проведения экспертиз5. Товароведческая экспертиза возможна только после определения биохимических показателей изъятой продукции. В частности, целями таких исследований являются: отождествление изъятой жидкости как спиртосодержащей, установление крепости и объема спиртосодержащей жидкости, проверка соответствия
1 Эксперт оценил в 20-25% долю нелегального алкоголя на российском рынке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/877788 (дата обращения 15.10.2022).
2 Аналитики оценили долю незаконного оборота крепкого алкоголя в 19,6 процента [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2022/07/29/alk1/ (дата обращения 15.10.2022).
3 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г.» // СПС «КонсультантПлюс».
4 См.: Федоров А.В. Предметы контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий // Российский следователь. 2017. № 22. С. 3-13.
5 См.: Потапкин С. Н. К вопросу о крупном размере контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий // Garant Science Discussion Board on Legal, Accounting and Auditing («Научный форум Гаранта: право, бухгалтерский учет и аудит») 2016. № 2. С. 2.
Уголовно-правовые науки
ГОСТам и т.д. Неправильное установление биохимических свойств может привести к квалификационным ошибкам1. Усложняет ситуацию также отсутствие единой методики определения стоимости этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в рамках уголовного дела. Представляется, что методика может различаться в зависимости от вида изъятой продукции.
Алкогольная продукция.
Российская Федерация является членом Евразийского экономического союза. Приложением к Договору о ЕАЭС предусмотрено, что ценовое регулирование на товарных рынках может осуществляться государствами-членами только в исключительных случаях и на срок, не превышающий 90 дней. Однако, п. 85 закрепляет перечень товаров, на которые не распространяется данное правило. В частности, в него включен алкоголь крепостью более 28 процентов, а также этиловый спирт из пищевого сырья2. Постановлением Правительства Российской Федерации перечень таких товаров расширен путем включения в него вина и игристого вина3. В отношении алкогольной продукции на сегодняшний день действуют два приказа Министерства финансов Российской Федерации, устанавливающих цены, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа: № 180н от 25.11.2022 в отношении игристого вина4 и № 225н от 11.12.2019 в отношении алкогольной продукции, крепостью свыше 28 процентов5.
Соответственно стоимость такой продукции рассчитывается исходя из цен, указанных в приказах. Данная позиция отражена в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России6. Кроме того, при реализации контрафактной алкогольной продукции не производится уплата акцизов и НДС. В связи с этим при расчете они также должны быть включены в ее стоимость. Если предметом преступления является алкогольная продукция, минимальная стоимость которой не установлена, то следователь определяет порядок и способ установления размера совершенного деяния самостоятельно. Такой алкогольной продукцией является, например, вино, пиво, пивные напитки. В рамках товароведческой экспертизы их стоимость может устанавливаться путем определения рыночной цены, под которой понимается наиболее вероятная цена, по которой продукция может быть реализована в условиях конкуренции на открытом рынке7. Как отмечает заведующий отделом судебно-товароведческой экспертизы ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России Селиванов А. А., если перед экспертом поставлен вопрос о стоимости исследуемых объектов, то эксперт устанавливает рыночную цену бездефектной идентичной или аналогичной продукции путем анализа информации, содержащейся в различных источниках, о ценах на продукцию в определенное время и в определенном месте. А затем определяет цену исследуемой продукции с учетом ее фактического состояния, а также факторов, влияющих на качество и, как следствие, стоимость товара8.
Такой подход применим к ст. 1711, 1713 УК РФ. В случае определения стоимости алкогольной продукции, являющейся предметом контрабанды (ст. 2002 УК РФ), необходимо также учитывать ее цель. Если товары незаконно перемещаются для личного пользования, то стоимость определяется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза9. Во всех иных случаях необходимо учитывать государственно регулируемые цены, а если они не установлены - исходить из рыночной стоимости продукции10. Также при расчете стоимости изъятой алкогольной продукции должна быть исключена из общей суммы та часть стоимость алкоголя, которая может быть перемена через границу без декларирования согласно законодательству Таможенного союза или была задекларирована.
В судебной практике также встречается и иной подход к определению стоимости алкогольной продукции. Так, в рамках уголовного дела, возбужденного по ст. 1711 УК РФ размер незаконно реализованной алкогольной продукции был установлен на основании чеков, а стоимость алкогольной продукции, которую лицо незаконно хранило, определялась на основании цены, по которой эта продукция планировалась к реализации11. Карпенко Н. А. отмечает, что подобный подход позволяет учесть умысел лица на реализацию алкогольной продукции в крупном размере12.
Этиловый спирт.
Проблему отсутствия единой методики проведения экспертизы этилового спирта иллюстрирует апелляционное постановление Свердловского областного суда.
В рамках уголовного дела по ст. 1713 УК РФ были проведены две экспертизы по определению стоимости изъятой спиртосодержащей
1 См.: Виссаров В. А. Крупный и особо крупный размеры как конструктивные признаки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 1 (57). С. 134-139.
2 См.: Протокол об общих принципах и правилах конкуренции (Приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) // СПС «КонсультантПлюс».
3 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // СПС «КонсультантПлюс».
4 См.: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2022 № 180н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа игристого вина и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 232н»
См.: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2019 № 225н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, и о признании утратившим силу приказа Минфина России от 11 мая 2016 г. № 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов"» // СПС «КонсультантПлюс».
6 См.: Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 20 апреля 2018 г. № 03-14-11/26736 «О полномочиях Росалкогольрегулирования на проведение исследований и экспертиз изъятой контрафактной алкогольной или спиртосодержащей продукции и методики расчета стоимости указанной продукции» // СПС «КонсультантПлюс».
7 См.: Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
8 См.: Селиванов А.А. Частная методика исследования алкогольной продукции при производстве судебно-товароведческой экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. 2019. Том 14. № 1. С. 87-96
9 См.: «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».
I См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» // СПС «КонсультантПлюс».
II См.: Постановление № 1-480/2020 от 21 июля 2020 г. по делу № 1-480/2020 Ленинского районного суда г. Махачкалы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/34se3x (дата обращения 02.07.2023).
12 Карпенко, Н. А. Правоприменительная практика по уголовным делам о преступлении, предусмотренном статьей 171.3 УК РФ (в части установления признака «крупный размер») // Юридическая наука и практика. 2021. Т. 17, № 3. С. 94-100.
продукции. В отношении продукции, реализуемой под видом водки, оба эксперта использовали минимальную стоимость водки, установленную Приказом Минфина России.
Разная методика применялась экспертами в отношении спиртосодержащей продукции, реализуемой под видом этилового спирта. Суд первой инстанции в приговоре основывался на результатах экспертизы, в которой цена продукции определялась сравнительным методом рыночной стоимости аналогов в обычном обороте. Однако, суд апелляционной инстанции указал, что использование подобной методики противоречит установленным в Российской Федерации ограничениям на реализацию этилового спирта, а также порядку государственного регулирования цен на спиртосодержащую жидкость.
В рамках второй экспертизы цена определялась согласно Приказу Минфина России № 233н1, устанавливающему минимальные цены на закупку и поставки этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с учетом фактической крепости продукции. При этом эксперт отметил, что рыночная стоимость этилового спирта не может быть установлена, так как Приказ регулирует только минимальные цены закупки и поставки этилового спирта, а его розничная продажа запрещена. Суд апелляционной инстанции для определения стоимости изъятой продукции взял за основу указанное экспертное заключение, в связи с чем отменил приговор и прекратил уголовное дело2.
Таким образом, стоимость этилового спирта, по аналогии с алкогольной продукцией, может быть установлена на основании минимальных цен, установленных государством.
Спиртосодержащая продукция.
Правовое регулирование оборота спиртосодержащей продукции зависит от того, является она пищевой или непищевой. Розничная продажа непищевой спиртосодержащей продукции допускается. При этом, если продукция содержит этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, то цены на ее продажу не могут быть ниже, установленных Приказом Минфина России для алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов3. В связи с этим, для установления стоимости непищевой спиртосодержащей жидкости могут применяться те же правила, что и для установления стоимости алкогольной продукции.
Розничная продажа спиртосодержащей пищевой продукции запрещена. Минимальные закупочные цены на такую продукцию государством не установлены. Можно предположить, что расчет стоимости пищевой спиртосодержащей жидкости возможно производить также на основании Приказа Минфина России.
Таким образом, нормативное регулирование порядка определения стоимости этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей как предметов преступления отсутствует. При этом от результатов товароведческой экспертизы зависит уголовно-правовая оценка деяния и, как следствие, решение вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.
По нашему мнению, сложившаяся ситуация требует подготовки методических рекомендаций по проведению таких экспертиз в целях единообразного способа установления стоимости изымаемой продукции. Для целей ст. 1711, 1713 и 2002 УК РФ постановлением Правительства Российской Федерации могут быть также установлены цены на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, на основании которых будет осуществляться расчет стоимости изъятой продукции.
Иным способом решения указанной проблемы может быть внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, а именно установление крупного и особо крупного размера такой продукции не на основании стоимости изъятой продукции, а на основании ее объема. Однако, в данном случае необходимо дифференцировать уголовно-наказуемый объем этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в зависимости от вида и крепости.
Библиография:
1. Виссаров В. А. Большие и особо крупные размеры как конструктивные признаки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 1 (57). стр. 134-139.
2. Карпенко, Н. А. Правоприменительная практика по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 171.3 УК РФ (в части установления признака «крупный размер») // Юридическая наука и практика. 2021. Том. 17, № 3. С. 94-100.
3. Потапкин С. Н. К вопросу о контрабанде алкогольных напитков и (или) табачных изделий в крупных размерах // Научный дискуссионный совет «Гарант по праву, учету и аудиту» («Научный форум Гаранта: право, учет и аудит») 2016. № 2. с. 2.
4. Селиванов А.А. Частная методика исследования алкогольной продукции при производстве судебно-товароведческой экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. 2019. Том 14. № 1. С. 87-96.
5. Федоров А.В. Контрабанда алкогольных напитков и табачных изделий // Российский следователь. 2017. № 22. С. 3-13.
References:
1. Vissarov V. A. Large and especially large dimensions as constructive signs // Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 1 (57). pp. 134-139.
2. Karpenko, N. A. Law enforcement practice in criminal cases of a crime under Article 171.3 of the Criminal Code of the Russian Federation (regarding the establishment of the sign "large size") // Legal Science and practice. 2021. Vol. 17, No. 3. pp. 94-100.
3. Potapkin S. N. On the issue of large-scale smuggling of alcoholic beverages and (or) tobacco products // Garant Science Discussion Board on Legal, Accounting and Auditing ("Scientific Forum of the Guarantor: law, accounting and auditing") 2016. No. 2. p. 2.
4. Selivanov A.A. Private methodology for the study of alcoholic beverages in the production of forensic commodity expertise // Theory and practice of forensic examination. 2019. Volume 14. No. 1. pp. 87-96.
5. Fedorov A.V. Contraband items of alcoholic beverages and tobacco products // Russian investigator. 2017. No. 22. pp. 3-13.
импорта), поставки (за исключением экспорта) этилового спирта, произведенного из пищевого сырья» // СПС «КонсультантПлюс».
2 Апелляционное постановление № 22-5201/2022 от 18.07.2022 Свердловского областного суда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lawnotes.ru/sudpraktika/sou/apellyatsionnoe-postanovlenie-_-22-5201_2022-ot-18.07.2022-sverdlovskogo-oblastnogo-suda-(sverdlovskaya-oblast) (дата обращения 02.07.2023).
3 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 1505 «Об ограничении условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции» // СПС «КонсультантПлюс».
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 07.10.2020 № 233н «Об установлении цены, не ниже которой осуществляются закупка (за исключением