Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / НЕЛЕГАЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / КОНТРАФАКТНАЯ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ТАБАЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРОДУКЦИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Эдуард Анатольевич, Прокофьева Татьяна Вячеславовна

Представлена характеристика современного состояния потребительского рынка России, определены его сущность и функции. Рассматриваются сегменты потребительского рынка, где наблюдается рост объемов контрафактной и фальсифицированной продукции, в частности, рынки табачной и алкогольной продукции, товаров легкой промышленности. Анализируются результаты работы органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности на потребительском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING ECONOMIC SECURITY CONSUMER MARKET

The article presents the characteristics of the current state of the consumer market in Russia, defines its essence and functions. The segments of the consumer market are considered, where there is an increase in the volume of counterfeit and falsified products, in particular, the markets of tobacco and alcoholic beverages, light industry goods. The article analyzes the results of the work of the internal affairs bodies of the Russian Federation to ensure economic security in the consumer market.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Васильев Эдуард Анатольевич

главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИМВД России», доктор юридических наук, доцент,

г. Москва

Прокофьева Татьяна Вячеславовна

доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Института международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета;

кандидат юридических наук, доцент,

г. Москва

ENSURING ECONOMIC SECURITY CONSUMER MARKET

E. A. Vasiliev

Doctor of Juridical Sciences, Assistant Professor, Chief Researcher of the National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation

Moscow T. V. Prokofieva Ph. D. in Law, Associate Professor;

Department of Criminal Law, Institute of International Law and Justice, Moscow State Linguistic University;

Moscow

Аннотация. Представлена характеристика современного состояния потребительского рынка России, определены его сущность и функции. Рассматриваются сегменты потребительского рынка, где наблюдается рост объемов контрафактной и фальсифицированной продукции, в частности, рынки табачной и алкогольной продукции, товаров легкой промышленности. Анализируются результаты работы органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности на потребительском рынке.

Аnnotation. The article presents the characteristics of the current state of the consumer market in Russia, defines its essence and functions. The segments of the consumer market are considered, where there is an increase in the volume of counterfeit and falsified products, in particular, the markets of tobacco and alcoholic beverages, light industry goods. The article analyzes the results of the work of the internal affairs bodies of the Russian Federation to ensure economic security in the consumer market.

Ключевые слова: экономическая безопасность, потребительский рынок, нелегальная продукция, контрафактная и фальсифицированная продукция, табачная продукция, алкогольная продукция, продукция легкой промышленности, органы внутренних дел Российской Федерации, противодействие преступности.

Key words: economic security, consumer market, illegal products, counterfeit and falsified products, tobacco products, alcoholic beverages, light industry products, internal affairs bodies of the Russian Federation, crime prevention.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности не выделяет потребительский рынок в самостоятельную отрасль экономики. Отсутствует и его законодательное определение. Тем не менее, это крайне важное направление экономических отношений, где наряду с другими рынками, такими как финансовый, кредитный, средств производства, труда, и пр., обеспечивается эффективность и развитие процесса воспроизводства.

Мы не будем дискутировать о сущности рассматриваемого понятия, такая полемика широко представлена в научной литературе [1,2]. В то же время считаем нужным отметить, что сущность потребительского рынка проявляется в его многочисленных функциях - регулирующих, стимулирующих, посреднических, контролирующих, ценообразующих, информационных, социальных и пр. Так, он регулирует взаимоотношения между производителем и потребителем товара, в том числе стимулирует первого выпускать нужный товар по той цене, которую готов заплатить потребитель. Создаёт конкурентную среду среди предпринимателей, стимулирует производителя снижать расходы и повышать эффективность производства, а также оказывает влияние на создание или прекращение

деятельности предприятий, работа которых считается неприемлемой с точки зрения критериев общественной полезности и эффективности хозяйственной деятельности, и т.д.

Важнейшим свойством потребительского рынка является то, что он выступает неким неофициальным индикатором, определяющим состояние дел в государстве и благополучие его граждан. От уровня цен, ассортимента и качества товаров и услуг зависит степень развития производственных отношений, устойчивость денежного обращения, обеспеченность и уровень жизни населения. Если этот рынок не развивается,

то теряется общественный смысл отношений обмена, а население обрекается на жизнь в условиях дефицита, очередей и прочих подобных условий.

Российский потребительский рынок относительно молод, его становление совпадает с началом экономических реформ в стране. Мощным толчком к его развитию послужили либерализация цен и ликвидация государственной монополии в области внешней и внутренней торговли, а также приватизация предприятий сферы обслуживания и торговли.

Отличительной чертой отечественного потребительского рынка является то, что доминирующее положение на нем практически по всем товарным группам занимают зарубежные компании. Российские производители, как правило, представлены товарами невысокого качества, которые к тому же имеют несопоставимо высокие с качеством цены.

Следующей особенностью российского потребительского рынка является то, что на нем присутствуют существенные межрегиональные различия, которые оказывают весомое воздействие на характер и интенсивность воспроизводства.

Несмотря на сказанное, современное состояние потребительского рынка России можно охарактеризовать как относительно насыщенное товарами и услугами. На нем с каждым годом возрастает удельный вес новых видов услуг в самых разных сферах, в том числе социальных, включая платное образование и медицину.

Кризис 2020 года в некоторой степени изменил ситуацию. Так, в 2020 году оборот розничной торговли снизился на 4,1 % по сравнению с 2019 годом и составил 33,555 трлн руб. При этом наиболее «пострадал» непродовольственный сектор - на 5,2 % (17,151 трлн руб.). Рынок продовольственных товаров снизился на 2,6 % - до 16,403 трлн руб. Как поясняют эксперты, это связано с вынужденным простоем непродовольственных торговых объектов в апреле - мае 2020 года. Все участники рынка были вынуждены в экстренном порядке перестраивать свои бизнес-процессы, инвестировать дополнительные средства в обеспечение безопасности сотрудников и посетителей, реализацию комплекса мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции, формированию и поддержанию повышенных товарных запасов, что также повлияло на общие результаты отрасли.

В 2020 году оборот розничной торговли на 95,3 % формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка; доля розничных рынков и ярмарок составила 4,7 % (в 2019 году - 94,7 % и 5,3 % соответственно) [3].

Несмотря на то, что потребительский рынок имеет крайне важное значение для обеспечения населения страны товарами и услугами, необходимо отметить, что он по-прежнему является синтезом легальной и нелегальной экономической деятельности. При этом большинство его секторов, как и прежде, контролируются организованными преступными структурами, в частности, рынки сельскохозяйственной продукции, табачных изделий, алкогольной продукции, изделий легкой промышленности, парфюмерии и косметики и т.д.

Потребительский рынок, особенно в последние годы, повторно вбирает контрафакт и фальсификат, доля которых в пандемийный год в общем обороте розничной торговли составила примерно 12 %, и это, прежде всего, товары легкой промышленности, детские игрушки, бытовая электроника и комплектующие, парфюмерия (примерная сумма 5,2 трлн руб.) [4].

Еще одним из сегментов рынка, который в последнее время показывает наиболее быстрый рост объемов контрафакта, считается рынок табачной продукции. Доля нелегальной табачной продукции в России составляет в среднем 15,6 % и эта цифра неокончательная, так как доходы населения в пандемийный период снизились, а с 1 января 2021 года вступил в силу закон [5], предусматривающий рекордное повышение акцизов (20%) на сигареты [6]. Такими действиями Минфин России планирует привлечь дополнительно до 70 млрд руб. на покрытие бюджетных расходов на борьбу с последствиями пандемии. Однако эксперты табачной отрасли опасаются, что подобное повышение спровоцирует двукратный рост доли нелегальной продукции и вместо дополнительных отчислений за следующий год бюджет может потерять от нелегального рынка более 270 млрд руб. - больше, чем за три предыдущих года, вместе взятых.

Основная причина контрафакта табачных изделий - это неурегулированность вопросов между странами Евразийского экономического союза. Например, пачка сигарет в Республике Беларусь стоит 50 руб., а в России - 110 руб. Это создает условия для нелегальных поставок, в погоне за сверхприбылью все больше людей вовлекаются в криминальную деятельность, особенно проживающие вблизи границ с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Например, в Челябинской области, граничащей с Казахстаном, где акцизы на табачную продукцию в разы ниже, уровень контрафакта - 23,4 %, в Брянске - 42,7 %.

Еще одним весомым фактором роста контрафакта является уровень доходов населения отдельно взятых регионов - чем меньше зарабатывают потребители, тем чаще они ищут более дешевые, а значит, нелегальные альтернативы. Крайне высокий процент нелегальной продукции фиксируется на Северном Кавказе, который отличается одними из самых низких зарплат в России, по данным Росстата. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), сегодня каждый четвертый курильщик целенаправленно покупает нелегальные сигареты, чаще это делают те, кто оценивает материальное положение своей семьи как плохое - 29 %. Высокие акцизы и цены назвали главной причиной распространения контрафакта 46% опрошенных [7].

Самым действенным способом борьбы с контрафактом российские власти считают обязательную маркировку товаров. С 1 июля 2021 года обязательной маркировке подлежат обувь, табак и лекарства. С 1 октября 2020 года она стала обязательной для парфюмерной продукции. При этом представители табачной индустрии не считают маркировку панацеей. Они уверены, что в этом плане нужны действенные меры со стороны правоохранительных органов, в том числе усиление контроля на границах, постоянные и целенаправленные проверки торговых точек, а вот усиление уголовной или административной ответственности за контрафакт, что является неизменным предложением криминологов, респонденты эффективным не считают.

Еще одной проблемой потребительского рынка является оборот контрафактного алкоголя, доля которого в России выросла и составляет 70 %. При этом эксперты рынка, в качестве которых выступили представители федерального проекта «Трезвая Россия», утверждают, что Минздрав России, Минфин России, МВД России, Росалкогольрегулирование, говоря о сокращении употребления алкоголя россиянами, сообщают неправду, так как они не учитывают оборот суррогатных напитков [8]. Соглашаясь с такой оценкой ситуации, следует отметить, что официальные данные о производстве алкогольной продукции, в первую очередь крепких спиртных напитков (водка и коньяк), демонстрируют отрицательную динамику (в 2020 году произведено 182,1 млн декалитров (дал) алкогольной продукции, что на 8,9 % меньше показателя 2019 года [9]).

Причины такого положения различные. Во-первых, власти принимают меры для реализации мероприятий, содержащихся в утвержденной Правительством Российской Федерации Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения [10]. Так, сегодня имеются запреты на ведение части рекламы - полосы в СМИ, интернет-витрины и торговые терминалы, а также увеличен перечень мест, где запрещено продавать и употреблять алкоголь - это детские, образовательные, медицинские организации; все виды общественного транспорта, на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, аэропортах и т.д.

На падение спроса на алкогольные напитки повлияло и определенное обнищание населения, которое теперь не может позволить себе дорогие спиртные напитки. Напомним, что на некоторые спиртные напитки в 2017 году более чем в 2 раза вырос акциз и заметно возросли цены на сырье, что привело к росту стоимости, например, водки за 4 года на 11 %, а шампанских и игристых вин на 45 %.

Еще одной причиной снижения спроса на отечественную продукцию следует признать большое присутствие в розничной торговле относительно недорогих, но качественных импортных спиртных напитков и, соответственно, падение «патриотической» волны интереса к российскому напитку и переориентация части потребительского спроса на дешевые импортные напитки. Особенно это заметно в части роста спроса на крепкие спиртные напитки, произведенные в странах таможенного союза -республиках Беларусь и Казахстан.

Самой главной проблемой для отечественного рынка алкогольной продукции является то, что продолжает процветать нелегальное производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции. Причем не решает данную проблему ввод в эксплуатацию широко разрекламированной Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), которая по замыслу ее производителей должна была уменьшить долю теневого рынка за счет отслеживания алкоголя от производителя до потребителя.

Даже наличие ЕГАИС не позволяет сотрудникам правоохранительных и контролирующих органов эффективно противодействовать контрабандному ввозу спирта и спиртных напитков на территорию России из стран ближнего и дальнего зарубежья, а также организовать действенный контроль использования пригодных для производства алкогольной продукции технических спиртов и спиртосодержащих жидкостей, главным образом, с отечественных гидролизных и биохимических заводов. Как следствие, в теневом секторе сегодня находится 30-35 % продукции от общего объема рынка алкогольной продукции.

В качестве аргумента сказанному можно привести официальные данные Росалкогольрегулирования, которые свидетельствуют, что в результате проведенных в I квартале 2021 года проверок было обнаружено, что из 186 тыс. декалитров этилового спирта и 580,7 тыс. декалитров алкогольной продукции 93,8 % спирта и 87,6 % алкогольной продукции производилось и продавалось незаконно. Сказанное подтверждает вывод специалистов МВД России, которые считают, что за 2017 - 2020 годы российский бюджет недосчитался 376 млрд руб. от алкогольного рынка, а потери производителей оцениваются в 135 млн декалитров.

Оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации принимают определенные меры по выявлению и раскрытию преступлений в рассматриваемой сфере. Так, по данным ГИАЦ МВД России за два предыдущих года (январь-декабрь 2019 и 2020 гг.) и шесть месяцев 2021 г. их усилиями выявлено 2988 преступлений по ст. 171.3 (Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) Уголовного кодекса Российской Федерации и 502 - по ст. 200.2 (Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий) УК РФ.

Следующим распространенным контрафактом являются товары легкой промышленности, объем которых по данным Минпромторга России на отечественном рынке превышает 1,4 трлн руб. [11]. В основном это товары из Китая, Польши, Бангладеш, Турции. После образования Таможенного союза резко увеличился импорт швейных изделий из Казахстана, хотя там нет развитой легкой промышленности. По данным Российского союза кожевников и обувщиков, теневой импорт обуви (контрабанда и контрафакт) составляет около 20 %. В секторе детской обуви доля незаконной импортной обуви, реализуемой на российском обувном рынке, значительно выше и составляет 65% от объема потребления. Значительная доля импортной детской обуви реализуется как ортопедическая обувь. Однако анализ таможенной статистики показал, что ортопедическая обувь на территорию России не ввозится. Следовательно, можно предположить, что вся детская обувь под названием «ортопедическая» является контрафактом и ввозится незаконным путем. Аналогичная ситуация сложилась и на рынке изделий из натурального меха и натуральной кожи. Здесь фактически уплаченные таможенные платежи составляют только 16% от подлежащих уплате. Нечто похожее наблюдается и в иных секторах легкой промышленности. Поэтому руководство Минпромторга России предлагает обязательное введение маркировки на товары легкой промышленности. Такие организационные меры позволят воспрепятствовать правонарушениям налогового, таможенного законодательства, законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Проблемы контрафакта характерны и для других товаров. Поэтому МВД России ежегодно проводит масштабные профилактические операции, в частности: «Алкоголь», «Акциз», «Контрафакт», Пангея» и т.д.

Как показывает статистика [12], в результате противодействия экономической преступности в 2020 году количество зарегистрированных преступлений, связанных с потребительским рынком, всего по России составило - 7726, этот показатель ниже показателя прошлого года на 4 %. В том числе, преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, причинивших крупный ущерб - 3583 (2,8 %); Коррупционной направленности - 1133 (-17,2 %). Число преступлений, уголовные дела и материалы о которых предварительно расследованы, составило 5078 (-12,2 %), из них: совершенных группой лиц по предварительному сговору - 305 (-42,7 %), организованной группой либо преступным сообществом - 1980 (-11,4 %). Направлено в суд - 4785 (-13,5 %). Выявлено лиц, совершивших преступления - 2015 (-13,7 %), из них - 1672 (-17,2 %) привлечены к уголовной ответственности.

Размер причиненного материального ущерба составил 3 799 176 тыс. руб. Наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег на сумму 2 455 724 тыс. руб.

За декабрь-июнь 2021 года зарегистрировано всего по России 6071 преступлений, связанных с потребительским рынком. В крупном и особо крупном размере, причинивших крупный ущерб - 2523 преступлений. Коррупционной направленности - 1141. Преступления, уголовные дела и материалы о которых предварительно расследованы - 3675. Из них: совершены группой лиц по предварительному сговору - 456, совершены организованной группой либо преступным сообществом - 1339. Направлено в суд - 3527. Выявлено лиц, совершивших преступления - 1408, уголовные дела, по которым направлены в суд - 1265.

Размер причиненного материального ущерба составил 2 882 411 тыс. руб. Наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег, ценностей на сумму 2 124 380 тыс. руб.

На основании изложенного следует заключить, что даже фрагментарное рассмотрение состояния отдельных секторов отечественной экономики, в частности потребительского рынка России, свидетельствует о ее высшей степени нестабильности. Результаты работы органов внутренних дел по противодействию преступности в указанной отрасли подтверждают необходимость организационно -функционального обеспечения системной работы в рассматриваемой сфере, в том числе в части, касающейся противодействия коррупции в налоговых и контрольно-ревизионных органах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Погодина Т. В. Потребительский рынок и его структура: автореф. дис. ... канд. экон. наук. -Чебоксары, 1995.

2. Субботин А. М. Уголовно-правовой анализ преступлений в сфере потребительского рынка (гл. 22 УК РФ): теоретико-прикладное исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2007.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457?print=1. (дата обращения 27.01.2022).

4. Каждый третий товар подделка // Независимая газета от 17.06.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/economics/2020-06-17/1_7887_counterfeit.html. (дата обращения: 11.11.2021).

5. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье: федеральный закон от 15 октября 2021 г. № 321-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

6. Об акцизах [Электронный ресурс]// СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52453/8310feb914b179385079764152b9c4e12fa92b0/. (дата обращения: 27.01.2022).

7. Бюджет наполняется дымом // Газета РБК. № 050 (3217). 16 сентября 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20180427/1519537434.html. (дата обращения: 27.01.2022).

Доля контрафактного алкоголя в России составляет 70 % [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20180427/1519537434.html. (дата обращения: 27.01.2022).

8. Российская Федерация в 2020 году снизила производство алкогольной продукции [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/745652?íromtg=1(дата обращения: 27.01.2022).

9. О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р // СПС КонсультантПлюс.

10. Более трети товаров легкой промышленности на российском рынке составляют подделки [Электронный ресурс].

URL:https://www.retail.ru/novosti/retail/bolee_treti_tovarov_legkoy_promyshlennosti_na_rossiyskom_rynke_so stavlyayut_poddelki1994/.. (дата обращения: 11.11.2021).

11. Статистическая отчетность формы № 495 «О результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации ». Сводные отчеты по России за период 2020-2021 гг. М.: ФКУ «ГИАЦ МВД России».

REFERENCES

1. Pogodina T. V. Consumer market and its structure: author. dis. ... cand. economy Sciences. - Cheboksary, 1995. (In Russian).

2. Subbotin A. M. Criminal law analysis of crimes in the sphere of the consumer market (Chapter 22 of the Criminal Code of the Russian Federation): theoretical and applied research: author. dis. ... cand. legal Sciences. -N. Novgorod, 2007. (In Russian).

3. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457?print=1. (accessed 27.01.2022). (In Russian).

4. Every third product is a fake // Nezavisimaya Gazeta from 06/17/2020 [Electronic resource]. URL: https://www.ng.ru/economics/2020-06-17/1_7887_counterfeit.html. (date of access: 11.11.2021). (In Russian).

5. On amendments to part two of the Tax Code of the Russian Federation regarding the introduction of a reverse excise tax on ethane, liquefied hydrocarbon gases and the investment coefficient used when determining the amount of the reverse excise tax on petroleum feedstock: Federal Law No. 321-FZ of October 15, 2021 / / SPS ConsultantPlus. (In Russian).

6. About excises [Electronic resource]// ATP ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52453/8310feb914b179385079764152b9c4e12fa92b0/. (date of access: 01/27/2022). (In Russian).

7. The budget is filled with smoke // RBC Newspaper. No. 050 (3217).

September 16, 2020 [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/20180427/1519537434.html. (date of access: 01/27/2022). (In Russian).

8. The share of counterfeit alcohol in Russia is 70% [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/20180427/1519537434.html. (date of access: 01/27/2022). (In Russian).

9. The Russian Federation in 2020 reduced the production of alcoholic beverages [Electronic resource]. URL: https://www.interfax.ru/russia/745652?fromtg=1 (date of access: 01/27/2022). (In Russian).

10. On the Concept for the implementation of state policy to reduce the scale of alcohol abuse and prevent alcoholism among the population of the Russian Federation for the period up to 2020: Decree of the Government of the Russian Federation dated December 30, 2009 No. 2128-r // SPS ConsultantPlus. (In Russian).

11. More than a third of light industry goods on the Russian market are fakes [Electronic resource]. URL: https://www.retail.ru/novosti/retail/bolee_treti_tovarov_legkoy_promyshlennosti_na_rossiyskom_rynke_sostavl yayut_poddelki1994/.. (Date of access: 11/11/2021). (In Russian).

12. Statistical reporting form No. 495 "On the results of the work of economic security and anti-corruption units of the internal affairs bodies of the Russian Federation". Consolidated reports for Russia for the period 2020-2021 M.: FKU "GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia".(In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.