Научная статья УДК 343.573
https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-1-134-139
Крупный и особо крупный размеры как конструктивные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 1713 Уголовного кодекса Российской Федерации
Виссаров Василий Анатольевич
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье исследуются вопросы, касающиеся определения стоимостных выражений крупного и особо крупного размеров как конструктивных признаков состава преступления, предусмотренного статьей 1713 Уголовного кодекса Российской Федерации. Сделаны выводы о том, что исследуемые признаки имеют немаловажное значение для квалификации преступления. Автором отмечается, что их определение в процессе квалификации вызывает затруднения. Это связывается с отсутствием нормативных регламентаций последовательности определения стоимости предмета преступления, предусмотренного вышеуказанной статьей. Для разрешения указанной проблемы автором проанализированы подходы к установлению стоимости предмета преступления в иных категориях общественных отношений, выполняющих охранительную функцию. По результатам проведенного анализа, руководствуясь положениями систематического подхода к толкованию уголовно-правовых норм, автором предложен механизм определения стоимости незаконно произведенных и находящихся в обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Ключевые слова: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, крупный размер, конструктивный признак, стоимость, установление крупного размера
Для цитирования: Виссаров В. А. Крупный и особо крупный размеры как конструктивные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 1713 Уголовного кодекса Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 1 (57). С. 134—139. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-1-134-139.
Original article
Large and especially large sizes as construction signs of the crime under article 1713 of the Criminal Code of the Russian Federation
Vasiliy A. Vissarov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation named after V. Ya. Kikot'a, Moscow, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The article examines issues related to the definition of the value terms of large and especially large sizes as constructive signs of a crime under article 1713 of the Criminal Code of the Russian Federation. Conclusions are drawn that the studied signs are of no small importance for the qualification of a crime. The author notes that their determination in the process of qualification causes difficulties. This is due to the lack of normative regulation of the sequence of determining the value of the subject of the crime provided for by the above article. To resolve this problem, the author analyzed the mechanism for establishing the value of the subject of a crime in other categories of social relations that perform a protective function. Based on the results of the analysis, guided by the provisions of a systematic approach to the interpretation of criminal law, the author proposes a mechanism for determining the cost of illegally produced and circulating ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products.
Keywords: ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products, large size, design feature, cost, establishment of a large size
© Виссаров В. А., 2022
For citation: Vissarov V. A. Large and especially large sizes as construction signs of the crime under article 1713 of the Criminal Code of the Russian Federation. Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 1 (57), pp. 134—139. (In Russ.). https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-1-134-139.
Для целей противодействия нелегальным сегментам алкогольного рынка в 2017 году уголовный закон был дополнен статьей 1713 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), предусматривающей уголовную ответственность за незаконное осуществление специальных видов предпринимательской деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Введенная норма запрещает совершение одного или нескольких альтернативных действий, выраженных в противоправных производстве, закупке и поставках (включающих экспорт и импорт соответственно), хранении, перевозках и розничной продаже, в отсутствие лицензионно-разрешительных документов.
Устанавливая противоправность вышеуказанных форм объективной стороны, законодатель использует такую стоимостную характеристику предмета, как крупный и особо крупный размеры. Указанный факт представляется вполне оправданным, поскольку анализируемая норма содержится в главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности». По этой причине определение иным критерием, характеризующим масштабы и объемы незаконных производства и оборота рассматриваемой продукции, представляется невозможным.
Как совершенно справедливо отмечает Н. А. Лопашенко, легально истолкованные признаки размеров ущерба, дохода и так далее для уголовного законодательства имеют немаловажное значение, так как способствуют его уяснению и позволяют применять на практике, делая менее зависимым от субъективной оценки правоприменителя. По мнению названного автора, данное положение имеет место быть только в том случае, если их законодательно предложенные понимания вариативны; соблюден и очевиден переход от одного выражения (крупного размера) к другому (особо крупному размеру) [1]. Схожей с вышеприведенной точкой зрения придерживаются Ю. В. Трунцевский и И. В. Осипов [2, с. 127].
На наш взгляд, подобное понимание предмета для целей применения статьи 1713 УК РФ является приемлемым. В самом деле, четкое определение в уголовно-правовых нормах пределов стоимостных критериев рассматриваемых деяний позволит в достаточной мере определить границы действия уголовно-правовой нормы и будет способствовать устранению проблем дифференциации уголовной ответственности по степени общественной опасности.
Таким образом, обязательными признаками противоправности деяний, закрепленных в диспозиции анализируемой статьи уголовно-правовой нормы, являются крупный и особо крупный размеры. Правильность определения указанных признаков предмета преступления влечет за собой признание или не признание деяния преступным, что оказывает непосредственное влияние на процесс его квалификации. Так, статьями 14.16—14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за правонарушения, являющиеся смежными с анализируемой статьей уголовного закона. Изучение положений указанных норм показывает, что критерием отграничения предусмотренных ими правонарушений от уголовно наказуемых деяний является размер продукции, участвующей в незаконных производстве и обороте.
Резюмируя, следует отметить, что размер произведенной и находящейся в незаконном обороте спиртосодержащей, алкогольной продукции и этилового спирта служит признаком, отграничивающим преступное деяние от административного правонарушения, кроме того, является квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления.
Ретроспективный анализ уголовного законодательства в части привлечения к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в рассматриваемой сфере позволяет прийти к заключению о том, что ранее она предусматривалась статьей 171 УК РФ (табл.).
Таблица
№ п/п Статья 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» Статья 1713 УК РФ «Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Крупный размер Свыше 2 250 000 рублей Свыше 100 000 рублей
Особо крупный размер Свыше 9 000 000 рублей Свыше 1 000 000 рублей
Сравнивая вышеприведенные нормы, следует отметить значительное понижение стоимостного предела крупного размера с одновременным повышением наказания за противоправное деяние. Данный факт обусловливается тем, что незаконные производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся к тем видам деятельности, которые приносят стабильно высокие доходы. Деятельность, связанная с контрафактной алкогольной продукцией, наносит ущерб не только государственным интересам путем неполучения акцизных сборов в федеральный бюджет, но и дополнительному охраняемому благу — жизни и здоровью населения.
Указанные обстоятельства актуализируют вопрос о порядке установления крупного и особо крупного размеров, являющихся обязательными конструктивными признаками состава преступления, поскольку имеющееся примечание к указанной статье не позволяет установить последовательность определения стоимости предмета преступления.
Итак, в соответствии с положениями статьи Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» деятельность по регулированию цен на рассматриваемые виды продукции относится к компетенции органов государственной власти. Механизм ценообразования при закупке (кроме импорта) поставки (за исключением экспорта) этилового спирта, произведенного из непищевого сырья [3], этилового спирта, произведенного из пищевого сырья [4], розничной продажи алкогольной продукции крепостью свыше 28 % [5] за 0,5 литров готовой продукции, а также игристого вина (шампанского) [6] установлен Министерством финансов Российской Федерации (далее — Минфин России).
Вместе с тем изучение судебной практики показывает, что изымаемая из незаконного оборота продукция в большинстве случаев изготовлена кустарным способом, что не позволяет определить точный объем партии и крепость изъятой продукции. В связи с вышеуказанным стоит обратить внимание на проблему отсутствия легального определения понятия «стоимость». В то время как по делам о незаконном обороте наркотических средств [7], о контрабанде [8], о защите прав интеллектуальной собственности [9] порядок определения стоимости предмета преступления предусмотрен
соответствующими постановлениями государственных органов.
Нормативных правовых актов, регламентирующих порядок определения размера кустарной продукции, не имеется. Однако действующее законодательство, касающееся определения стоимости предмета рассматриваемой уголовно-правовой нормы, позволяет заключить следующее. Стоимость изъятой алкогольной и спиртосодержащей продукции крепостью более 28 % необходимо рассчитывать в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России. В случаях, когда минимальная стоимость изъятой продукции нормативными правовыми актами не определена, правоприменителю надлежит руководствоваться статьями 37—39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и определять порядок и способ расчета размера совершенного деяния самостоятельно. Следует учесть, что при незаконной реализации контрафактной продукции, поступление доходов в государственный бюджет в виде акцизных сборов и НДС не осуществляется. Следовательно, ее размер должен определяться с учетом рыночной стоимости такой продукции, включая сумму акцизного сбора и НДС. Аналогичной точки зрения придерживается А. А. Лихолетов, по мнению которого в случае отсутствия нормативного закрепления стоимости отдельных видов спиртосодержащей продукции при определении размера необходимо исходить из среднерыночной стоимости спиртосодержащей продукции на дату выявления признаков совершенного преступления [10, с. 204]. Вышеуказанные доводы по рассматриваемому вопросу подтверждаются и позицией Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России [11].
По этому же пути в настоящее время идет судебно-следственная практика. Так, по одному из изученных уголовных дел, возбужденному по статье 1713 УК РФ, размер предмета преступления устанавливался путем запроса сведений из ряда рознично-торговых сетей о стоимости интересующей следствие алкогольной продукции. Полученные ответы явились основой проведения стоимостной экспертизы незаконно произведенной и находящейся в обороте алкогольной продукции. Согласно заключению эксперта рыночная стоимость на дату совершения преступления составила: ликер BAILEYS Original Irish Cream алк. 17 % (Ирландия) 0,5 литра — 505,1 рублей; ликер BAILEYS Original Irish Cream алк. 17 % (Ирландия) 0,7 литра — 659,52 рублей; вино MARTINI
Мартини Пьемонте Бьянко белое сух. (Италия) 0,75 литра — 353,3 рубля [12].
Кроме того, для правильного определения стоимостного критерия предмета преступления необходимо также учитывать его биохимическую характеристику. Ее установление возможно только после проведения предусмотренных законом экспертиз. Основными целями биохимического исследования спиртосодержащей жидкости являются: 1) проверка соответствия предмета исследования требованиям ГОСТ; 2) установление крепости предмета исследования; 3) факт отождествления предмета исследования со спиртосодержащей жидкостью; 4) установление объема изъятой продукции и др. В случае неправильного установления биохимических свойств возможны квалификационные ошибки.
Так, судья Шадринского районного суда Курганской области постановил возвратить уголовное дело прокурору, поскольку в ходе осуществления оперативно-следственных мероприятий по делу был изъят фальсификат алкогольной продукции, стоимость которой определена, исходя из рыночных цен легально произведенной алкогольной продукции с аналогичным наименованием, вопреки положениям Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [13].
В тех случаях, когда объем изъятой продукции значительный, применяется методика случайного отбора образцов для проведения экспертизы по установленной специальной методикой формуле. По мнению Е. С. Крыловой, данный способ не может отражать объективных данных о количестве и крепости всего изъятого объема продукции, что, по мнению исследователя, порождает необходимость изменения методики проведения экспертизы [14, с. 16]. Эта позиция представляется недостаточно последовательной и убедительной, поскольку практика проведения экспертиз методом случайного отбора является устоявшейся и научно обоснованной.
Так, изучение судебно-следственной практики позволяет заключить, что в 90 % из 50 изученных уголовных дел при изъятии правоохранительными органами большого количества этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции в ходе производства экспертиз применялась методика случайного отбора. Кроме того, анализ всей совокупности изъятой продукции порождает проблему продолжительности такого анализа, что в свою
очередь может привести к нарушению разумных сроков уголовного судопроизводства.
Таким образом, стоимостная характеристика предмета преступного посягательства служит критерием разграничения преступления от административного правонарушения, являясь при этом квалифицирующим признаком диспозиции уголовно-правовой нормы. Обозначенные в настоящей статье проблемные аспекты требуют законодательных разрешений, которые будут способствовать совершенствованию судебно-следственной практики и вместе с тем борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности.
Список источников
1. Лопашенко Н. А. Стоимостное выражение крупного (особо крупного) размера дохода, ущерба, задолженности применительно к преступлениям в сфере экономической деятельности. DOI 10.17150/2500-4255.2021.15(2).220-228 // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15. № 2. С. 220—228.
2. Трунцевский Ю. В., Осипов И. В. Законодательное закрепление количественных параметров стоимостных критериев преступлений в сфере экономической деятельности: закономерности и методика подсчета // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 3. С. 122—148.
3. Об установлении цены, не ниже которой осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и денатурированного этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья (за исключением биоэтанола): приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 октября 2020 г № 234н. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.11.2021).
4. Об установлении цены, не ниже которой осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) этилового спирта, произведенного из пищевого сырья»: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 233н. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 18.11.2021).
5. Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 октября 2020 г № 235н. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.11.2021).
6. Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа игристого вина (шампанского): приказ Мини-
стерства финансов Российской Федерации от 7 октября 2020 г № 232н. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 18.11.2021).
7. Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»: постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г № 1002 (ред. от 29 июля 2020 г) Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.11.2021).
8. О судебной практике по делам о контрабанде: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2017 г № 12 (ред. от 11 июня 2020 г). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.11.2021).
9. О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 г № 48. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.11.2021).
10. Лихолетов А. А. Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации преступлений в сфере осуществления специальных видов предпринимательской деятельности: монография / под ред. Н. А. Егоровой. М.: Юрлитинформ, 2020. 288 с.
11. О полномочиях Росалкогольрегулирования на проведение исследований и экспертиз изъятой контрафактной алкогольной или спиртосодержащей продукции и методики расчета стоимости указанной продукции: письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 апреля 2018 г. № 03-14-11/26736. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.11.2021).
12. Приговор Ленинского районного суда г Чебоксары Чувашской Республики от 4 февраля 2020 г по делу № 1-6/2020. Архив Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской республики за 2020 год.
13. Постановление Шадринского районного суда Курганской области от 26 октября 2018 г по делу № 1-211/2018 / Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact.ru/regular/doc/ gnKfDkTnGrg8/ (дата обращения: 05.12.2021).
14. Крылова Е. С., Ефимов М. А. Незаконное производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: вопросы расследования и квалификации: методические рекомендации. Казань: КЮИ МВД России, 2020. 36 с.
References
1. Lopashenko N. A. The value expression of a large (especially large) amount of income, damage, debt in relation to
crimes in the field of economic activity. DOI 10.17150/2500-4255.2021.15(2).220-228. Russian journal of criminology, 2021, vol. 15, no. 2, pp. 220—228. (In Russ.)
2. Trencevski V., Osipov I. V. Legislative consolidation of the quantitative value of the criteria of crimes in the sphere of economic activity: patterns and counting technique. Right. Journal of the Higher School of Economics, 2018, no. 3, pp. 122—148. (In Russ.)
3. On setting the price not lower than which the purchase (with the exception of imports), supply (with the exception of exports) of ethyl alcohol produced from nonfood raw materials and denatured ethyl alcohol produced from food and non-food raw materials (with the exception of bioethanol) are carried out: order of the Ministry of Finance of the Russian Federation no. 234n of October 7, 2020. Access from the reference legal system "Consul-tantPlus" (accessed 18.11.2021). (In Russ.)
4. On setting the price not lower than which the purchase (with the exception of imports), supplies (with the exception of exports) of ethyl alcohol produced from food raw materials are carried out: order of the Ministry of Finance of the Russian Federation no. 233n of October 7, 2020. Access from the reference legal system "Consul-tantPlus" (accessed 18.11.2021). (In Russ.)
5. On setting prices not lower than which purchases (except for imports), deliveries (except for exports) and retail sale of alcoholic beverages with a strength of over 28 percent are carried out: order of the Ministry of Finance of the Russian Federation no. 235n of October 7, 2020. Access from the reference legal system "Consul-tantPlus" (accessed 18.11.2021). (In Russ.)
6. On setting prices not lower than which purchases (excluding imports), deliveries (excluding exports) and retail sale of sparkling wine (champagne) are carried out: order of the Ministry of Finance of the Russian Federation no. 232n of October 7, 2020. Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 18.11.2021). (In Russ.)
7. On approval of significant, large and especially large sizes of narcotic drugs and psychotropic substances, as well as significant, large and especially large sizes for plants containing narcotic drugs or psychotro-pic substances, or their parts containing narcotic drugs or psychotropic substances, for the purposes of Articles 228, 228.1, 229 and 229.1 of the Criminal Code of the Russian Federation: decree of the Government of the Russian Federation no. 1002 of October 1, 2012 (ed. of July 29, 2020). Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 16.11.2021). (In Russ.)
8. On judicial practice in cases of smuggling: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation no. 12 of April 27, 2017 (ed. of June 11, 2020). Access from the reference legal system "Consul-tantPlus" (accessed 16.11.2021). (In Russ.)
9. On the practice of the application by courts of legislation regulating the specifics of criminal liability for crimes in the field of entrepreneurial and other economic activities: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation no. 48 of November 15, 2016.
Access from the reference legal system "Consultant-Plus" (accessed 16.11.2021). (In Russ.)
10. Likholetov A. A. Criminal-legal characteristics and problems of qualification of crimes in the sphere of special types of entrepreneurial activity: monograph / ed. by N. A. Egorova. Moscow: Yurlitinform Publ., 2020. 288 p. (In Russ.)
11. On the powers of Rosalkogolregulirovanie to conduct research and examinations of Seized Counterfeit alcoholic or alcohol-containing Products and Methods for Calculating the cost of these products: letter of the Department of Tax and Customs Policy of the Ministry of Finance of the Russian Federation of April 20, 2018 no. 0314-11/26736. Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 18.11.2021). (In Russ.)
12. The verdict of the Leninsky District Court of Cheboksary of the Chuvash Republic of February 4, 2020 in case no. 1-6/2020. Archive of the Leninsky District Court of Cheboksary, Chuvash Republic for 2020. (In Russ.)
13. Resolution of the Shadrinsky District Court of the Kurgan Region in case no. 1-211/2018/ of October 26, 2018. Judicial and Regulatory Acts of the Russian Federation. URL: https://sudact.ru/regular/doc/gnKfDkTnGrg8/ (accessed 05.12.2021). (In Russ.)
14. Krylova E. S., Efimov M. A. Illegal production and (or) turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products: issues of investigation and qualification: methodological recommendations. Kazan: Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2020. 36 p. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 29.12.2021; одобрена после рецензирования 07.02.2022; принята к публикации 10.03.2022.
The article was submitted 29.12.2021; approved after reviewing 07.02.2022; accepted for publication 10.03.2022.