ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-5-123-127 NIION: 2021-0079-5/23-267 MOSURED: 77/27-025-2023-05-267
ГУТИЕВА Ирина Генриховна,
заместитель начальника кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н., полковник полиции, e-mail: iragutieva@mail.ru SPIN-код автора: 8639-2700
МАНУКЯН Алинэ Романовна,
доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.пед.н., полковник полиции, e-mail: alineromanovna@yandex.ru SPIN-код автора: 8639-2700
ПРОБЛЕМЫ УСИЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. Актуальность исследования вызвана тем, что на современном этапе развития России все подразделения МВД вынуждены работать над повышением эффективности своей деятельности из-за различных проблем. В частности, повышение эффективности деятельности подразделений МВД вызвано необходимостью снижения затратности средств и времени при достижении оптимального результата. Цель: рассмотреть некоторые аспекты формирования служб охраны общественного порядка и проблемы усиления эффективности их деятельности. Методология исследования - философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения действующих служб охраны общественного порядка. В результате обосновано отметить, что в отношении ППСП, повышение эффективности деятельности напрямую связано с целями данного подразделения, указанными в нормативных правовых актах данной структуры. Изучая важнейшие нормативные правовые акты, регламентирующие службу в ППСП, мы видим, что работа должна вестись во многих направлениях. Прежде всего, необходимо укомплектовать личный состав ППСП высокопрофессиональными кадрами и внедрить в ежедневную службу все последние достижения науки и техники, поработать над методическим обеспечением подразделений. Повышение эффективности деятельности в любом направлении всегда очень сложно и затратно. Преобразования необходимы не только в самих подразделениях ППС, но и в вопросах их взаимодействия с другими подразделениями полиции. Работа требуется и в направлении взаимодействия с государственными, муниципальными структурами и с институтами гражданского общества. Авторы приходят к выводу, что государственные и муниципальные органы могут совместно с подразделениями ППСП работать над вопросами профилактики правонарушений и проблемой охраны правопорядка. Особо следует обратить внимание на взаимодействие патрульно-постовой службы с простыми гражданами страны, так как без поддержки простого населения и их доверия, работа сотрудников ППСП никогда не может быть эффективной. У граждан и ППСП есть общие интересы в плане того, что они помогают патрульно-постовой службе обеспечивать правопорядок и безопасность, а те, в свою очередь, защищают права граждан.
Ключевые слова: патрульно-постовая служба полиции, деятельность, проблемы, эффективность, организация.
ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm^
GUTIEVA Irina Genrikhovna,
Deputy Head of the Department of State and Civil Law Disciplines of the North Caucasus Institute
for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ph.D., Colonel of Police
MANUKYAN Aline Romanovna,
Associate Professor of the Department of State and Civil Law Disciplines of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Police Colonel
PROBLEMS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE ACTIVITIES OF THE PATROL SERVICE IN MODERN RUSSIA
Annotation. The relevance of the study is due to the fact that at the present stage of development of Russia, all departments of the Ministry of Internal Affairs are forced to work to improve the efficiency of their activities due to various problems. In particular, the increase in the efficiency of the activities of the departments of the Ministry of Internal Affairs is caused by the need to reduce the cost of funds and time while achieving the optimal result. Purpose: to consider some aspects of the formation of public order services and the problems of strengthening the effectiveness of their activities. Research methodology - philosophical, general scientific and special-legal means and methods of knowledge, ensuring the objectivity of the study of existing public order protection services. As a result, it is reasonable to note that in relation to the PPSP, the increase in the efficiency of activities is directly related to the goals of this unit, specified in the regulatory legal acts of this structure. Studying the most important normative legal acts regulating the service in the PSPP, we see that work should be carried out in many directions. First of all, it is necessary to staff the personnel of the PPSP with highly professional personnel and introduce all the latest achievements of science and technology into daily service, work on the methodological support of the units. Improving the efficiency of activities in any direction is always very difficult and costly. Changes are needed not only in the PPS units themselves, but also in matters of their interaction with other police units. Work is also required in the direction of interaction with state, municipal structures and with civil society institutions. The authors come to the conclusion that state and municipal authorities can work together with the units of the PPSP on the issues of crime prevention and the problem of law enforcement. Particular attention should be paid to the interaction of the patrol service with ordinary citizens of the country, since without the support of the ordinary population and their trust, the work of the PPSP officers can never be effective. Citizens and the PPSP have a common interest in helping the patrol service maintain law and order and security, which, in turn, protect the rights of citizens.
Key words: police patrol service, activities, problems, efficiency, organization.
Введение
Деятельность сотрудников ППС во всех направлениях ограничивается их правами и обязанностями, закрепленными в их нормативных правовых актах. Даже в самых сложных ситуациях сотрудник патрульно-постовой службы не может выходить за данные правовые рамки.
Эффективность деятельности ППС связана и с плохим материально-техническим обеспечением служб, отсутствием необходимого транспорта, копировальной техники или канцелярии. Данные мелочи вполне могут негативно отразиться на результатах работы сотрудников ППС. Негативные результаты отражаются на безопасности граждан и в целом на всех отраслях функционирования государства.[1. ^ 11-14]
Решение проблем эффективности деятельности ППС необходимо начинать, прежде всего, с доработки нормативно-правовой базы, регламентирующей аспекты деятельности подразделе-
ний ППС для более эффективной защиты прав граждан России.
Особой доработки в Законе «О полиции» требуются в направлении взаимодействия сотрудников полиции с гражданами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями, образовательными учреждениями и т.д.
Повышение эффективности невозможно и без устранения проблем материально-технического обеспечения полиции, выделения для них необходимого финансирования.
Обеспечение подразделений полиции необходимыми ресурсами является жизненно важным вопросом государства, так как именно правоохранительные органы обеспечивают защиту прав и свобод граждан, гарантируют защиту интересов государства, соблюдение законов страны. [2. а 53-57]
штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^
В данном аспекте защиты прав интересов граждан и государства в целом именно патрульно-постовая служба напрямую обеспечивает охрану правопорядка и безопасности в стране, защищают ее от преступных элементов.
Взаимодействие патрульно-постовой
службы с гражданами в законе не проработано в части условий данной деятельности. Это необходимо как для защиты прав граждан, так и для реализации обязанности ППС в их обеспечении.
Граждане страны привыкли видеть лишь отрицательные моменты в работе сотрудников полиции, игнорируя тот факт, что вся их работа направлена на защиту прав и интересов простых граждан. Средства массовой информации должны показывать наряду с отрицательными моментами также и помощь, оказываемую сотрудниками полиции гражданам страны, важность и опасность их службы. Для увеличения доверия граждан к работе патрульно-постовой службы предлагается, прежде, всего, усилить в них уверенность в защищенности своих прав и интересов в общественных местах, на транспорте и в любой ситуации.
Сотрудники ППС не только обеспечивают охрану правопорядка. Они также ведут учет административных правонарушений, контролируют выполнение наказаний, возбуждают дела об административных правонарушениях. Многие региональные нормативные акты вводят дополнительные служебные обязанности для сотрудников ППС, изначально не относящиеся к ним. Это, например, введение правил выпаса скота, содержания домашних животных, правила благоустройства населенных пунктов. Усилия МВД направлены на устранение подобных обязанностей, введенных незаконно для сотрудников региональных подразделений полиции, так как выполнение несвойственных полиции обязанностей мешает сотрудникам полиции эффективно выполнять свои главные служебные обязанности. [3. а 353-357]
Цель и задачи
Рассмотреть некоторые аспекты формирования служб охраны общественного порядка и проблемы усиления эффективности их деятельности. Для достижения указанной цели представляется необходимым рассмотреть правовые и организационные аспекты деятельности патрульно-постовой службы полиции.
Методы
Методологическую основу исследования составляет система философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изу-
чения заданной тематики. Применение в рамках исследования эмпирических методов сбора, обобщения и анализа информации позволило осуществить качественный сбор актуального и обоснованного с практической точки зрения исследовательского материала.
Результаты
В Законе «О полиции» приводятся важнейшие направления деятельности полиции и указывается на то, что полиция в своей работе должна соблюдать принцип общественного доверия, то есть заботиться о том, чтобы граждане России доверяли полиции, и у них всегда было положительное отношение к сотрудникам полиции. Именно в направлении создания положительного образа сотрудника в глазах граждан должна проводиться деятельность для повышения эффективности работы самих подразделений ППС.
Делая упор на выполняемые службой задачи и статус в системе МВД России, а также имеющуюся нормативно-правовую базу, говорить об актуальности проблематики эффективности деятельности ППСП не приходится. Сегодня проблема эффективности деятельности подразделений ППСП имеет место быть во всех регионах России.
Одним из путей снижения эффективности работы сотрудников патрульно-постовой службы является проблема затруднений при оформлении правонарушителей. Очень часто сотруднику патрульно-постовой службы отказывают в оформлении правонарушителя по причине отсутствия места для их содержания. Многие сотрудники полиции, пассивно выполняя свои обязанности, неоправданно долго задерживают сотрудника патрульно-постовой службы, мешая ему выполнять свои прямые обязанности. [4. ^ 98-106]
Таким образом, многие нормативные акты сами напрямую снижают эффективность деятельности ППС, приписывая ей несвойственные обязанности.
Недобор кадров отражается как на работе полицейских, оформляющих правонарушителей, так и на работе патрульно-постовой службы. Недобор кадров в ППСП приводит к увеличению объема работы других сотрудников.
В подразделениях ППС всегда наблюдается недобор кадров в силу нескольких причин. Прежде всего, это низкий уровень дохода. Следующей причиной недобора кадров в ППС является сложность и разноплановость служебных обязанностей. Сотрудники ППС должны не только уметь пользоваться физической силой, но знать большое количество нормативных актов, регламентирующих их службу.
Сотрудники ППС больше чем сотрудники других подразделений полиции нуждаются в качественных транспортных средствах для своевременного реагирования на правонарушение.
Еще одной причиной снижения эффективности работы сотрудников ППС является недоверие граждан к полиции в целом и отказ к сотрудничеству. Большая часть населения предпочитает бездействие при виде правонарушения. Сотрудник ППС, приезжая на место правонарушения часто не может найти свидетелей в виду отказа граждан вмешиваться в установление местонахождения правонарушителя или даже преступника. Граждане не хотят сотрудничать с полицией, что впоследствии мешает найти правонарушителя и предотвратить совершение новых правонарушений. Сотрудники полиции теряют возможность своевременно отреагировать на нарушение закона. [5. С. 23]
Есть и другая негативная сторона во взаимоотношениях сотрудников полиции с гражданами. Некоторые сотрудники полиции, опасаясь жалоб со стороны граждан, и выговора от начальства, не задерживают правонарушителя, требующего применения физической силы. Для увеличения доверия граждан к работе патрульно-постовой службы предлагается, прежде, всего, усилить в них уверенность в защищенности своих прав и интересов в общественных местах, на транспорте и в любой ситуации.
Есть и негативные правовые факторы - не до конца проработаны все аспекты деятельность сотрудников патрульно-постовой службы, алгоритмы их поведения в чрезвычайных ситуациях, аспекты их взаимодействия с гражданами, органами государственной, муниципальной власти, образовательными и общественными организациями и т.д.
Негативным фактором выступает и недостаток финансирования деятельности патрульно-постовой службы в плане обеспечения необходимой техникой и средствами связи. Низкая оплата труда сотрудников ППС приводит к постоянному недобору и прямому снижению эффективности их деятельности. [6. С. 69-73]
Следует обратить пристальное внимание и на негативные высказывания средств массовой информации по отношению к сотрудникам полиции, мешающие им установить эффективные пути взаимодействия и сотрудничества с простыми гражданами страны. Средства массовой информации должны показывать наряду с отрицательными моментами также и помощь, оказываемую сотрудниками полиции гражданам страны, важность и опасность их службы. Необходимо освещать и то, сколько преступлений и правонарушений было выявлено сотрудниками полиции, какая
работа проводится по профилактике правонарушений, скольким гражданам была оказана помощь. [10. С. 181-183]
Заключение
В последние годы, с широким распространением средств видеосъемки, многие граждане охотно снимают ролики об отдельных сотрудниках полиции в негативном ключе и выставляют в общий доступ. Многие сотрудники полиции, просто заметив видеосъемку, прекращают установление реальной картины, даже если есть налицо совершение правонарушения. То есть правонарушение не предотвращается, еще и граждане подобной видеосъемкой задевают честь сотрудника полиции, оскорбляя его. Подобную съемку очень трудно опровергнуть и чаще всего граждане принимают сторону того, кто оскорбляет полицейского, не задумываясь о том, что он выполняет свои обязанности по предотвращению правонарушений. [7. С. 148-150]
Граждане страны привыкли видеть лишь отрицательные моменты в работе сотрудников полиции, игнорируя тот факт, что вся их работа направлена на защиту прав и интересов простых граждан. Средства массовой информации должны показывать наряду с отрицательными моментами также и помощь, оказываемую сотрудниками полиции гражданам страны, важность и опасность их службы.
Необходимо освещать и то, сколько преступлений и правонарушений было выявлено сотрудниками полиции, какая работа проводится по профилактике правонарушений, скольким гражданам была оказана помощь.
Следует отметить и низкий уровень правовой культуры населения, и игнорирование многими гражданами законов страны. Чаще всего граждане нарушают административное законодательство и даже не считают это правонарушением. Главным для них выступает возможность уклониться от наказания, а не предпринимать меры против совершения нового правонарушения. [8. С. 129-135]
Таким образом, мы видим, что есть много факторов, мешающих повышению эффективности деятельности патрульно-постовой службы. Львиную долю таких факторов занимает человеческий фактор - взаимоотношения сотрудника патрульно-постовой службы с гражданами и негативное отношение граждан ко всем сотрудникам полиции в целом.
Работа сотрудников патрульно-постовой службы во многом определяет эффективность деятельности других подразделений полиции, таких как оперативная и розыскная службы. Большая значимость административной деятельности сотрудников ППС требует пристального
внимания решению проблем повышения ее эффективности, что, безусловно, окажет положительное влияние на работу всех подразделений полиции в целом. [9. C. 16-18]
Список литературы:
[1] Барышников М.В. Отдельные аспекты административно-правового регулирования обеспечения правопорядка патрульно-постовой службой полиции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова.2019. № 2. С.11-14.
[2] Иванов А.Ю. К вопросу о полномочиях патрульно-постовой службы полиции по применению мер административного принуждения // Modern Sciensе.2019. № 11. С. 53-57.
[3] Ковалев Д.В., Фидель П.М. Обеспечение взаимодействия патрульно-постовой службы полиции с представителями других подразделений ОВД // Аллея науки.2018. № 3. С. 353-356.
[4] Люкшина Д.С., Моисеева А.И. Образ профессиональной деятельности у сотрудников патрульно-постовой службы // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности.2019. №8. С. 98-106.
[5] Мусаев Т.Г. Потребность в повышении просвещенности для профессиональной коммуникации в деятельности сотрудника патрульно-постовой службы //Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2015. № 3. С. 23.
[6] Носова Н.В., Цатурян М.О. Личностные особенности эффективных сотрудников патрульно-постовой службы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 4. С. 69-73.
[7] Романов М.С., Логинов С.П. Факторы, снижающие эффективность деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2020. № 20. С. 148-150.
[8] Сергеев М.В. Понятие патрульно-постовой службы полиции: история и современность // Юридическая наука и правоохранительная прак-тика.2018. № 1. С. 129-135.
[9] Тутуков А.Ю., Геляхова Л.А. Порядок создания и функционирования строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции // Вопросы экономики и права.2015. № 90. С. 16-18.
[10] Яшин С.В., Власов Д.Ю., Виноградов И.Д. Роль патрульно-постовой службы полиции в
охране общественного порядка и общественной безопасности граждан в современном обществе // Modern Science. 2019. № 7. С. 181-183.
Spisok literatury:
[1] Baryshnikov M.V. Otdel'nye aspekty admin-istrativno-pravovogo regulirovaniya obespecheniya pravoporyadka patrul'no-postovoj sluzhboj policii // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo insti-tuta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova.2019. № 2. S.11-14.
[2] Ivanov A.YU. K voprosu o polnomochiyah patrul'no-postovoj sluzhby policii po primeneniyu mer administrativnogo prinuzhdeniya //Modern Sci-ense.2019. № 11. S. 53-57.
[3] Kovalev D.V., Fidel' P.M. Obespechenie vzaimodejstviya patrul'no-postovoj sluzhby policii s predstavitelyami drugih podrazdelenij OVD // Alleya nauki.2018. № 3. S. 353-356.
[4] Lyukshina D.S., Moiseeva A.I. Obraz profes-sional'noj deyatel'nosti u sotrudnikov patrul'no-pos-tovoj sluzhby // Lichnost' v ekstremal'nyh usloviyah i krizisnyh situaciyah zhiznedeyatel'nosti.2019. №8. S. 98-106.
[5] Musaev T.G. Potrebnost' v povyshenii prosveshchennosti dlya professional'noj kommu-nikacii v deyatel'nosti sotrudnika patrul'no-postovoj sluzhby //Nauchnyj vestnik Gumanitarno-social'nogo instituta. 2015. № 3. S. 23.
[6] Nosova N.V., Caturyan M.O. Lichnostnye osobennosti effektivnyh sotrudnikov patrul'no-pos-tovoj sluzhby // Vestnik instituta: prestuplenie, naka-zanie, ispravlenie. 2017. № 4. S. 69-73.
[7] Romanov M.S., Loginov S.P. Faktory, snizhayushchie effektivnost' deyatel'nosti podrazdelenij patrul'no-postovoj sluzhby policii // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2020. № 20. S. 148-150.
[8] Sergeev M.V. Ponyatie patrul'no-postovoj sluzhby policii: istoriya i sovremennost' // YUridich-eskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika.2018. № 1. S. 129-135.
[9] Tutukov A.YU., Gelyahova L.A. Poryadok sozdaniya i funkcionirovaniya stroevyh podrazdelenij patrul'no-postovoj sluzhby policii // Voprosy ekono-miki i prava.2015. № 90. S. 16-18.
[10] YAshin S.V., Vlasov D.YU., Vinogradov I.D. Rol' patrul'no-postovoj sluzhby policii v ohrane obshchestvennogo poryadka i obshchestvennoj bezopasnosti grazhdan v sovremennom obsh-chestve // Modern Science. 2019. № 7. S. 181-183.