Научная статья на тему 'Проблемы управления стоимостью предприятия'

Проблемы управления стоимостью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
931
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бороздин С.В.

Стоимость компании определяется денежными потоками, которые она сможет генерировать в будущем, дисконтированными по ставке доходности, учитывающей совокупные риски активов компании и риски финансирования, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления стоимостью предприятия»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 338.45

Бороздин С. В.

Магистрант 2 курса

ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

Стоимость компании определяется денежными потоками, которые она сможет генерировать в будущем, дисконтированными по ставке доходности, учитывающей совокупные риски активов компании и риски финансирования, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.

Ключевые слова

Предприятие, рыночная экономика, стоимость предприятия, системный подход, эффективность хозяйственной деятельности.

Управление стоимостью компании представляет собой процесс, ориентированный на долгосрочную перспективу и имеющий стратегическое значение для компании. Оценивая рыночную стоимость предприятия, можно с достаточно высокой степенью точности определить, насколько успешно оно в своей деятельности. Так, например, увеличение рыночной стоимости предприятия означает, что предприятие находится на стадии роста, развивается производство, расширяется сбытовая сеть, предприятие осваивает новые рынки сбыта. И напротив, снижение рыночной стоимости предприятия является главным индикатором неблагополучного положения дел (предкризисного состояния, банкротства). В связи с этим принятие верных управленческих решений невозможно без информации о стоимости бизнеса.

Повысить стоимость бизнеса можно за счет более эффективного управления предприятием. Это постоянный контроль за объемом и качеством выпускаемой продукции, темпами роста, достижением целевого уровня рентабельности - потенциальный покупатель оценит эти показатели, что отразится на величине сделки. Если акции компании обращаются на бирже, то информация об ее эффективном управлении будет повышать стоимость ее бумаг, повышая рыночную капитализацию [1, с. 101].

Важным способом, способным повысить стоимость компании, является построение грамотной и прозрачной системы финансовой отчетности, ведение бухгалтерского учета по международным стандартам (МСФО). В настоящее время этими стандартами пользуются лишь в крупных российских компаниях. Увеличить стоимость компании можно благодаря успешному сочетанию заемных средств и собственного капитала.

Управление стоимостью требует регулировать баланс наравне с отчетом о прибылях и убытках и поддерживать разумное равновесие между долгосрочными и краткосрочными целями деятельности. Если управление стоимостью внедрено и организовано должным образом, корпорация получает огромные выгоды. Такое управление, по сути, представляет собой непрерывную реорганизацию, направленную на достижение максимальной стоимости. [2, с. 143]

Стоимость компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала. Управление стоимостью еще углубляет эти концепции, так как в такой системе управления именно на них строится весь механизм принятия крупных стратегических и оперативных решений. Правильно налаженное управление стоимостью означает, что все устремления компании, аналитические методы и приемы менеджмента направлены к одной общей цели: помочь компании максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости.

Управление стоимостью компании представляет собой процесс, ориентированный на долгосрочную

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

перспективу. Концепция стоимости базируется на следующих принципах: наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании - это поток денежных средств, генерируемый компанией; новые капитальные вложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. При этом, создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность этих вложений выше затрат на привлечение капитала; в изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании (ее инвестиционный портфель) так же должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании.

На стоимость компании оказывают воздействие различные факторы (факторы стоимости) - в частности, ценовая политика компании, состояние производственных мощностей, уровень конкуренции в отрасли, надежность поставщиков, нормативные акты, издаваемые государством, общеэкономическая ситуация в стране. Стоимость любого бизнеса зависит от разнообразных факторов, и, с точки зрения эффективности управления, первостепенное значение имеет задача определения приоритетов.

Факторы стоимости можно разделить на две условные группы: внешние факторы (факторы, возникающие независимо от волеизъявления менеджмента компании; однако это не означает, что наступление тех или иных событий нельзя было предвидеть и принять меры по минимизации негативных последствий); внутренние факторы (связанные с действиями менеджмента, отраслевой спецификой самого предприятия).

Внутренними факторами, влияющими на стоимость, могут выступать: темпы роста продаж продукции компании; темпы роста основных статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках; темпы роста чистой прибыли; норма доходности собственника (акционера, инвестора).

Внешними факторами, влияющими на стоимость, могут выступать: уровень инвестиционных, маркетинговых, финансовых, производственных и организационных рисков компании; изменение налоговых ставок; изменение политической ситуации; появление новых конкурентов.

Следующую классификацию факторов стоимости, влияющих на деятельность компании, можно разделить на две большие группы: финансовые и нефинансовые.

Выбор ключевых финансовых факторов осуществляется на основе как минимум 3 критериев: стратегии и жизненного цикла компании; потенциала улучшения показателей; волатильности (изменчивости) показателей. [3, с. 68]

В зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится компания, она использует различные стратегии максимизации отдачи на вложенные средства. Выделяют три стратегии в зависимости от жизненного цикла компании: стратегии роста; стратегия удержания позиций; стратегия «сбора урожая».

Стратегия роста. Рост - это стадия, которую предприятие проходит в самом начале своего жизненного цикла. Продукты и услуги на данном этапе обладают существенным потенциалом роста. Для того, чтобы капитализировать этот потенциал, необходимо привлечь значительные ресурсы с целью развития и продвижения новых продуктов и услуг; построить и расширить производственные мощности; инвестировать в системы, инфраструктуру и распределительную сеть; создать и развивать клиентскую базу. Общая финансовая цель на этой стадии развития бизнеса состоит в процентном росте дохода и объемов продаж в целевых сегментах.

Стратегия удержания позиций применяется, когда высокие темпы роста рынка сменились умеренными, а компания сумела занять на нем определенную нишу. В этом случае повысить рентабельность своего бизнеса компания может как за счет улучшения работы с клиентами, так и за счет оптимизации бизнес-процессов. Большинство компаний на данном этапе развития ставят перед собой финансовые цели, связанные с прибыльностью бизнеса, такие как достижение рентабельности компании, продуктов и каналов продвижения.

При наступлении стадии стабилизации или стагнации рынка компания, прежде всего, заинтересована либо в продаже своего бизнеса, либо в получении максимальной отдачи от него.

Последний вариант называется стратегией «сбора урожая». В этом случае для поддержания приемлемых показателей рентабельности руководство компании должно снизить издержки настолько, насколько возможно. Ключевыми показателями являются удельные, прямые и общие издержки, а также

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

период окупаемости новых капиталовложений, который должен быть наикратчайшим.

Управление стоимостью компании с целью ее увеличения в долгосрочной перспективе позволяет в максимальной степени удовлетворить интересы собственников, определить оптимальные стратегические направления своего развития и выработать систему управленческих мер, способствующих достижению поставленных целей.

Список использованной литературы:

1. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 800 с.

2. Демчук О. В., Сушко, Н. А. Экономика рыбного хозяйства: Учебное пособие - Симферополь: ДИАЙПИ 2013. - 311 с.

3. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М, 2010. - 196 с.

4. Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Изд-во «Перспектива», 2000. - 656 с.

© Бороздин С. В., 2016

УДК 338.2

Буз А.А.

Магистрант 2 курса

ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, Российская Федерация Демчук О.В. д.э.н., доцент

ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация

Каждое предприятие имеет свою стратегию производственного развития и упрочения положения на рынке товаров и услуг. Соответственно этому предприятие определяет и свою инвестиционную стратегию как базу, основание для реализации конкретных перспективных целей производства и сбыта товаров и услуг, расширения своей сферы на рынках.

Ключевые слова

Стратегия предприятия, производственная деятельность, инвестиционный процесс, финансовые результаты.

Инвестиционная стратегия фирмы является составной частью всей системы стратегического менеджмента предприятия, организации, фирмы, которая представляет собой динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов: анализ среды функционирования, определение миссии и целей функционирования, выбор стратегии поведения и действий, осуществление принятой стратегии, оценка и контроль осуществления стратегии. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Конкретно стратегия инвестиционной политики и деятельности фирмы состоит: в выборе ею основных направлений инвестиционных вложений в соответствии с перспективными планами развития и диверсификации производства; в подготовке и формировании перспективного инвестиционного портфеля; в перспективном финансовом и другом ресурсном обеспечении предполагаемых инвестиционных проектов.

Инвестиционная деятельность организации во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.