Научная статья на тему 'Характеристика стратегического управления стоимостью предприятия в рыночной экономике'

Характеристика стратегического управления стоимостью предприятия в рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуманенко Л.С., Демчук О.В.

Стратегия управления стоимостью фирмы охватывает огромное количество функций и подразделений: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Принятие стратегического выбора означает связывание бизнес-решений и конкурентоспособных действий, собранных по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика стратегического управления стоимостью предприятия в рыночной экономике»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

товарными запасами. - СПб., 2004 - 156с.

5. Григорьев М.Н., Кефели И.Ф., Петров А.Н., Уваров С.А. Перспективы создания комплекса стратегических нефтехранилищ в дальневосточном регионе для обеспечения энергетической безопасности России и Китая //Геополитика и безопасность. 2016. № 1 (33). С. 62-69.

6. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Совершенствование логистической схемы транспортировки сырой нефти с арктических месторождений России//Инновационная наука. 2016. № 4-3. С. 77-79.

7. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Антисанкционная модернизация схемы поставки сырой нефти с заполярных месторождений России//Инновационная наука. 2016. № 9. С. .

8. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика Учебник для бакалавров, 4-е изд., пер. и доп., Сер. 58 Бакалавр. Академический курс - М., 2014 - 836с.

9. Григорьев М.Н. Уваров С. А Информационные системы и технологии в логистике. - СПб., 2006 - 232с.

10. Мищенко И.Н., Волынкин А.И., Волосов П.С., Григорьев М.Н. Глобальная навигационная система «НАВСТАР» //Успехи современной радиоэлектроники. —1980. — № 8. — С. 52 - 83.

11. Шебшаевич В.С., Григорьев М.Н., Кокина Э.Г., Мищенко И.Н., Шишман Ю.Д. Дифференциальный режим сетевой спутниковой радионавигационной системы //Успехи современной радиоэлектроники. -1989. - № 1. - С. 5 - 32.

12. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Информационная система, патент на изобретение RUS 2133508 26.01.1998

13.Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система для передачи информации, патент на изобретение RUS 2158967 03.07.1998

14. Андреев А.А., Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н. Информационная система, патент на изобретение RUS 2167453 28.09.1998

15. Григорьев М.Н., Максютенко Ю.А., Шебшаевич В.С. Спутниковая радионавигационная система, патент на изобретение RUS 1840714 23.09.1977

© М.Н Григорьев, С.А.Уваров, 2016

УДК 338.45

Гуманенко Л. С.

Магистрант 2 курса

ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, Российская Федерация Демчук О. В. док-р. экон. наук, доцент

ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, Российская Федерация

ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация

Стратегия управления стоимостью фирмы охватывает огромное количество функций и подразделений: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Принятие стратегического выбора означает связывание бизнес-решений и конкурентоспособных действий, собранных по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию предприятия.

Ключевые слова

Стратегия предприятия, рыночная экономика, стоимость предприятия, стратегический потенциал, прибыль.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

Оценивая рыночную стоимость предприятия, можно с достаточно высокой степенью точности определить, насколько успешно оно в своей деятельности. Так, например, увеличение рыночной стоимости предприятия означает, что предприятие находится на стадии роста, развивается производство, расширяется сбытовая сеть, предприятие осваивает новые рынки сбыта. И напротив, снижение рыночной стоимости предприятия является главным индикатором неблагополучного положения дел (предкризисного состояния, банкротства). В связи с этим принятие верных управленческих решений невозможно без информации о стоимости бизнеса.

Повысить стоимость бизнеса можно за счет более эффективного управления предприятием. Это постоянный контроль за объемом и качеством выпускаемой продукции, темпами роста, достижением целевого уровня рентабельности - потенциальный покупатель оценит эти показатели, что отразится на величине сделки. Если акции компании обращаются на бирже, то информация об ее эффективном управлении будет повышать стоимость ее бумаг, повышая рыночную капитализацию.[2, с. 198]

Важным способом, способным повысить стоимость компании, является построение грамотной и прозрачной системы финансовой отчетности, ведение бухгалтерского учета по международным стандартам. В настоящее время этими стандартами пользуются лишь в крупных российских компаниях. Увеличить стоимость компании можно благодаря успешному сочетанию заемных средств и собственного капитала.

Управление стоимостью требует регулировать баланс наравне с отчетом о прибылях и убытках и поддерживать разумное равновесие между долгосрочными и краткосрочными целями деятельности. Если управление стоимостью внедрено и организовано должным образом, корпорация получает огромные выгоды. Такое управление, по сути, представляет собой непрерывную реорганизацию, направленную на достижение максимальной стоимости.

Стоимость компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала. Управление стоимостью еще углубляет эти концепции, так как в такой системе управления именно на них строится весь механизм принятия крупных стратегических и оперативных решений. Правильно налаженное управление стоимостью означает, что все устремления компании, аналитические методы и приемы менеджмента направлены к одной общей цели: помочь компании максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости. [4, с. 156]

Важной составной частью системы финансового менеджмента предприятий остается механизм управления оборотными активами.

Существующие методы оценки оборотных активов

В настоящее время существует достаточно большое количество методик и подходов, направленных на повышение эффективности управления оборотными активами предприятий. Рассмотрим те из них, которые являются наиболее актуальными, получили широкое распространение и могут быть приемлемы в системе финансового менеджмента предприятий. Четкая последовательность этапов осуществления политики управления оборотными активами, которая в целом заключается в проведении анализа динамики состава и структуры оборотных средств, показателей эффективности их использования, формировании необходимого объема оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников финансирования.

Важность данной методики проявляется и в том, что она отражает основные подходы в управлении общим составом оборотных активов и в разрезе конкретных их видов - запасов, дебиторской задолженности, денежных средств.

Существует система показателей, необходимая для исследования эффективности использования оборотных активов, освещены направления факторного анализа, акцентировано внимание на детальном изучении материальной части оборотных активов. Ценность представленной методики заключается в установлении влияния факторов на показатели функционирования оборотных средств, расчете резервов роста оборачиваемости и рентабельности оборотных активов, выручки, прибыли, выявлении возможного резерва сокращения средств, участвующих в обороте предприятия.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

С точки зрения управления стоимостью, важно выстроить всю систему факторов, воздействуя на которые можно добиваться постепенного роста стоимости. Система представляет совокупность показателей деятельности компании и отдельных ее подразделений и отделов. Показатели детализируются для каждого уровня управления, что приводит к тому, что высшее звено руководство зачастую контролирует финансовые показатели, в то время как низшие звенья менеджмента отвечают за количественные и качественные результаты работы.

Внедрение системы оперативного контроля над стоимостью активов.

В рамках концепции управления стоимостью, имущественный комплекс понимается в широкой трактовке. Понятие охватывает как материальные, так и нематериальные активы. В процессе определение рыночной стоимости компании, как точки отсчета, проводиться стоимостной анализ основных элементов имущественного комплекса. При этом, выявляются активы, которые могут быть не отражены бухгалтерском балансе, но имеющие существенную стоимость (например, товарный знак компании). Могут возникать и другие ситуации, когда отраженные в балансе активы в действительности уже обесценились.

Цель этапа состоит в выявлении тех групп активов, стоимость которых, во-первых, имеет ключевое значение для компании, во-вторых, имеет значительный потенциал роста, в-третьих, достигла своего пика и теперь их выгоднее реализовать, чем обладать ими. [3, с. 98]

Стоимость отдельных объектов имущественного комплекса, также как и компании в целом, зависит от множества факторов. Большинству объектов присущи свойственные только им факторы. Для того, чтобы не заниматься анализом объектов, не имеющих критической важности для предприятия, важно четкое разнесение объектов по вышеупомянутым группам. Часть объектов, попавших в группы, должны в дальнейшем находиться под регулярным наблюдением сотрудников компании, в отношении других может быть начата предпродажная подготовка. [1, с. 112]

Внедрение концепции управления стоимостью посредством воздействия на формирующие ее факторы, может обеспечить современный бизнес перспективным и эффективным инструментом оценки его текущего и будущего состояний. Модель управления стоимостью бизнеса базируется на системном подходе и имеет следующие характеристики: в качестве критерия оценки состояния системы бизнеса используется стоимость, что определяет преимущество перед другими критериями; модели приращения стоимости бизнеса реализуются на основе внутренних и внешних улучшений конструирования финансового цикла; процедурой стратегического и операционного финансового менеджмента является выявление факторов управления стоимостью; по результатам анализа чувствительности стоимости к ее факторам реализуется управление стоимостью путем воздействия на факторы; практические алгоритмы нахождения удельных показателей чувствительности стоимости к факторам внешней и внутренней среды формируют имитационную модель управления бизнесом; система стоимости бизнеса выражается через стоимость составляющих его бизнес-единиц, что позволяет дать конкретные рекомендации при реорганизации и определению синергетического эффекта; определенный порядок оценки величины разрыва между рыночной и балансовой стоимостью бизнеса позволяет сформулировать правила его устранения; предложены методы оценки нестандартных активов бизнеса, таких, как незавершенное строительство, аренда, лизинг, кредиты, финансовые и производственные циклы.

Список использованной литературы:

1. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2012. -296 с.

2. Выварец Александр Дмитриевич Экономика предприятия: учебник для студентов вузов/ А. Д. Выварец: - М.: Юнити, 2013. - 348 с.

3. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 214 с.

4. Шеремет А. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: Инфра-М. -2012.- 237 с.

© Гуманенко Л. С., Демчук О.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.