Научная статья на тему 'Маркетингово-логистический подход в современной экономике'

Маркетингово-логистический подход в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ЛОГИСТИКА / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕКЛАМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров В. К.

В статье приводятся факты, подтверждающие синергетический эффект от применения маркетинга, логистики и управления цепями поставок в интересах экономики России, раскрываются составные части воплощения инновационной концепции сквозного непрерывного интерактивного обучения и практического применения "дерево знаний современных маркетинга, логистики и управления цепями поставок". Делается вывод о том, что данная концепция, лежащая в основе маркетингово-логистического подхода, имеет не только методическое значение в сфере освоения краеугольных экономических дисциплин, но и обладает значительным инновационным потенциалом в различных направлениях современной практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетингово-логистический подход в современной экономике»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 330.1

В.К. Егоров

инженер, ГУП ТЭК СПб г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

МАРКЕТИНГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация

В статье приводятся факты, подтверждающие синергетический эффект от применения маркетинга, логистики и управления цепями поставок в интересах экономики России, раскрываются составные части воплощения инновационной концепции сквозного непрерывного интерактивного обучения и практического применения "дерево знаний современных маркетинга, логистики и управления цепями поставок". Делается вывод о том, что данная концепция, лежащая в основе маркетингово-логистического подхода, имеет не только методическое значение в сфере освоения краеугольных экономических дисциплин, но и обладает значительным инновационным потенциалом в различных направлениях современной практической деятельности.

Ключевые слова

Маркетинг, логистика, управление цепями поставок, интерактивное обучение, инновационный потенциал, реклама, информационные системы.

Отечественная практика изучения и применения в реальной экономике маркетинга, логистики и управления цепями поставок характеризуется значительной изолированностью этих дисциплин. Например, в нашей стране отсутствуют регулярные научно-практические конференции, где на широкой основе встречаются представители указанных выше наук и ведут содержательные дискуссии о том, как наиболее плодотворно использовать синергетический эффект от применения маркетинга, логистики и управления цепями поставок в интересах благосостояния России. К сожалению, исключением являются специалисты, ярко проявившие себя одновременно в этих науках, поэтому заслуживает отдельного внимания деятельность двух российских ученых и практиков Григорьева М.Н. и Уварова С.А.

Реализуя инновационную концепцию [1] сквозного непрерывного интерактивного обучения и практического применения науки "дерево знаний современных маркетинга, логистики и управления цепями поставок", далее Концепцию, они создали комплекс учебников и учебных пособий, взаимоувязанных по терминологии и используемым методикам.

Маркетинговая составляющая концепции раскрыта в серии постоянно совершенствуемых учебников издательства «Юрайт» [2, 3, 4, 5], основу которым положило учебное пособие [6], выпущенное в 2006 году в издательстве Гардарики. В перечисленном ряду особо следует отметить работы [4, 5], оснащенные развернутым справочным аппаратом, которые, по сути, являются настоящими энциклопедиями современного маркетинга.

Сегодня практическая деятельность в области маркетинга опирается на использование маркетинговых программных продуктов. В рамках упомянутой концепции впервые в нашей стране для подготовки маркетологов в 2004 году было опубликовано учебное пособие для вузов по этому вопросу [7], в котором воплотились практические наработки по обучению выбору и использованию маркетинговых программных продуктов, нашедшие свое отражение в методических материалах [8, 9, 10]. Примером адаптации пособия [7] для обучения специалистов технического профиля, получавших экономическое образование в качестве второго высшего, может служить работа [11], вышедшая в 2005 году и впоследствии многократно переиздававшаяся [?].

Методическую поддержку логистической составляющей Концепции осуществляет серия однотомных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

учебников [12, 13, 14] и созданный в их развитие двухтомник [15, 16], ориентированная на подготовку магистров. Основой для их создания послужили выпущенные издательством Гардарики в 2005 и 2007 годах учебные пособия [17, 18]. Отдавая должное усилиям авторов, следует указать на отсутствие в двухтомнике развитого справочного аппарата, что снижает эффективность этого учебника.

Для подготовки бакалавров авторы Концепции написали рекомендованную УМО серию учебников [19, 20, 21, 22, 23]. Их удачной методической находкой можно считать краткий курс лекций [24], который неоднократно переиздавался, например, [25, 26].

Идя в ногу со временем, авторы Концепции сумели внедрить ее идеологию в серию учебно-практических пособий [27, 28, 29, 30, 31], касающихся информационных технологий, а также изобретений [32, 33, 34, 35, 36, 37] той же направленности.

В них информационно-коммуникационная среда Российской Федерации рассматривается как основа отечественной информационной логистики [38]. Широкое понимание Концепции является внутренним резервом для повышения эффективности решения проблемы мегаполисов, в частности, таких, как Санкт-Петербург [39, 40, 41], основой комплексной оценки бизнес-активности [42].

Возможности Концепции нашли широкое использование в рекламной деятельности, ее экономический потенциал применительно к мегаполисам был раскрыт в [43, 44], современный подход к увеличению экономической и функциональной эффективности средств наружной рекламы - в [45].

Примерами реализации Концепции в области рекламы могут послужить изобретения, от простейших, например, [46], до сложных информационных систем [47, 47, 48, 49, 50, 51, 52], в которых нашли применение спутниковые РНС, описанные в [53, 54, 55].

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что Концепция, лежащая в основе маркетингово-логистического подхода, имеет не только методическое значение в сфере освоения краеугольных экономических дисциплин, но и обладает значительным инновационным потенциалом в различных направлениях современной практической деятельности.

Список использованной литературы:

1.Уваров С.А., Григорьев М.Н. Инновационная концепция сквозного непрерывного интерактивного обучения "дерево знаний современной логистики и управления цепями поставок"//В сборнике: Логистика: современные тенденции развития Материалы XV Международной научно-практической конференции,-СПб., 2016. С. 135-138.

2.Григорьев М.Н. Маркетинг. Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. 061500 "Маркетинг", 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)", Сер. Основы наук - М., 2010 - 368с.

3. Григорьев М.Н. Маркетинг. Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. 061500 "Маркетинг", 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)", 3-е изд., перераб. и доп., Сер. Основы наук - М., 2011 - 448с.

4. Григорьев М.Н. Маркетинг. Учебник для бакалавров: для студентов вузов, обучающихся по спец. 061500 "Маркетинг", 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)", 4-е изд., доп., Сер. Бакалавр - М., 2012 - 464с.

5. Григорьев М.Н. Маркетинг. Учебник, 5-е изд., перераб. и доп., Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс - М., 2015 - 559с.

6. Григорьев М.Н. Маркетинг. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 061500 "Маркетинг", 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)", Сер. Disciplinae - М., 2006 - 366с.

7. Григорьев М.Н. Программные продукты в маркетинге. Учебное пособие для вузов, Сер. Disciplinae - М., 2004 - 256с.

8. Григорьев М.Н. Методика выполнения курсовой работы по маркетингу, учебно-методическое издание - СПб.: Изд-во БГТУ, 2002 - 70с.

9. Григорьев М.Н. Маркетинг: общее и специальное программное обеспечение - СПб.: Изд-во БГТУ, 2003 -

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

172с.

10. Григорьев М.Н. Маркетинговое программное обеспечение: методика выбора и применения - СПб.: Изд-во БГТУ, 2003 - 55с.

11. Григорьев М.Н. Маркетинговое программное обеспечение: методика выбора и применения, учебное пособие для вузов, изд. 2-е, доп. - СПб.: Изд-во БГТУ, 2005- 65с.

12. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс.

Учебник для магистров экономических специальностей, 3-е изд, перераб и доп., Сер. Магистр - М., 2011 -734с.

13. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс. Учебник, 3-е изд, перераб и доп., Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс - М., 2014 - 784с.

14. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс Учебник, 3-е изд, перераб и доп., Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс - М., 2015 - 794с.

15. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс. Учебник в 2-х частях, 4-е изд., перераб. и доп., Сер. Бакалавр и магистр. Академический курс, Том 1 - М., 2016 - 472с.

16. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс. Учебник в 2-х частях, 4-е изд., перераб. и доп., Сер. Бакалавр и магистр. Академический курс, Том 2 - М., 2016 - 341с.

17. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А Логистика. Сер. Disciplinae - М., 2006 - 463с.

18. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика, учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061500 Маркетинг, 061100 Менеджмент организации, 062200 Логистика, 2-е изд., исправл. и доп., Сер. Disciplinae - М., 2007 - 479с.

19. Григорьев М.Н., Уваров С.А Логистика. Базовый курс. Учебник по направлению "Менеджмент" для бакалавров, Сер. Учебно-методическое объединение рекомендует, - М., 2011 - 782с.

20. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика. Базовый курс учебник для бакалавров по направлению "Менеджмент", 2-е изд, испр. и доп., Сер. Бакалавр - М., 2012 - 818с.

21. Григорьев М.Н., Уваров С.А Логистика. Учебник для бакалавров, 3-е изд., пер. и доп., Сер. 58 Бакалавр. Академический курс - М., 2012 - 825с.

22. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика Учебник для бакалавров, 4-е изд., пер. и доп., Сер. 58 Бакалавр. Академический курс - М., 2014 - 836с.

23. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика Учебник для бакалавров, 4-е изд., пер. и доп., Сер. 58 Бакалавр. Академический курс - М., 2016 - 838с.

24. Григорьев М.Н. Уваров С. А. Логистика краткий курс лекций: учебник по направлению "Менеджмент", Сер. Хочу все сдать! - М., 2012 - 200с.

25. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика. Конспект лекций. Сер. 5 Хочу все сдать - М., 2014 - 209с.

26. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика Конспект лекций, 1-е изд., Сер. 5 Хочу все сдать - М., 2016 -207с.

27. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии, учебное пособие для студентов вузов - СПб., 2006 - 368с.

28. Сергеев В.И., Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика: информационные системы и технологии, учебно-практическое пособие - М., 2008 - 608с.

29. Григорьев М.Н., Уваров С. А. Информационные системы и технологии в логистике, учеб. пособие -СПб., 2006 - 232с.

30. Григорьев М.Н. Современные электронные системы поддержки принятия решений по управлению товарными запасами, учебное пособие для вузов - СПб., 2004 - 156с.

31. Григорьев М.Н., Сергеева Н.С. Программные средства для управления запасами предприятий - СПб., 2005 - 158с.

32. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Информационная система, патент на изобретение RUS 2133508 26.01.1998

33. Андреев А.А., Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н. Способ передачи сообщений в системе массового информирования населения с помощью табло визуализации, патент на изобретение RUS 2190258

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

29.04.1999

34. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система распространения информации, патент на изобретение RUS 2121169 15.10.1997

35. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н. Система распространения информации, патент на изобретение RUS 2134457 04.08.1998

36. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система для передачи информации, патент на изобретение RUS 2158967 03.07.1998

37. Андреев А.А., Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н. Информационная система, патент на изобретение RUS 2167453 28.09.1998

38. Григорьев М.Н. Информационно-коммуникационная среда Российской Федерации как основа отечественной информационной логистики//В сборнике: Логистика: современные тенденции развития XII Международная научно-практическая конференция. 2013. С. 121-125.

39. Григорьев М.Н., Астахов Ю.С., Акимов Е.Н. Использование внутренних резервов для повышения эффективности решения проблем Санкт-Петербурга //Инновации. 2000. № 5-6. С. 21-22.

40. Смирнов Ю.В., Блинов А.В., Григорьев М.Н. Санкт-Петербургский фонд поддержки промышленности содействует инновациям и развитию в индустрии северной столицы//Инновации. 2001. № 5. С. 52-53.

41.Григорьев М.Н., Блинов А.В. Информационная поддержка петербургских товаропроизводителей/Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2002. № 1. С. 55-59.

42. Григорьев М.Н. Комплексная методика экономической оценки результатов бизнес - консультирования// Инновации. 2001. № 6. С. 47-48.

43. Григорьев М.Н. Экономический потенциал информационно-рекламной деятельности - перспективный источник повышения качества транспортного обслуживания населения мегаполиса //Инновации. 2000. № 910. С. 85-86.

44. Григорьев М.Н. Повышение эффективности информационной, рекламной и маркетинговой деятельности в условиях мегаполиса //Инновации. 2000. № 7-8. С. 67-68.

45. Григорьев М.Н. Новый подход к увеличению экономической и функциональной эффективности средств наружной рекламы//Инновации. 2001. № 10. С. 103-104.

46. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю. Средство для рекламы, патент на изобретение RUS 2038635 04.02.1991

47. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система визуального воспроизведения рекламной информации, патент на изобретение RUS 2129309 28.05.1997

48. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н. Система распространения визуальной рекламы, патент на изобретение RUS 2148860 28.04.1998

49. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система распространения визуальных сообщений, патент на изобретение RUS 2138083 15.06.1998

50. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система визуального воспроизведения информации с дистанционным управлением, патент на изобретение RUS 2133496 19.01.1998

51. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Информационная система для обслуживания транспортной коммуникации, патент на изобретение RUS 2141690 24.03.1998

52. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система визуального воспроизведения информации, патент на изобретение RUS 2133056 19.01.1998

53. Мищенко И.Н., Волынкин А.И., Волосов П.С., Григорьев М.Н. Глобальная навигационная система «НАВСТАР»//Успехи современной радиоэлектроники. -1980. № 8. С. 52-83.

54. Шебшаевич В.С., Григорьев М.Н., Кокина Э.Г., Мищенко И.Н., Шишман Ю.Д. Дифференциальный режим сетевой спутниковой радионавигационной системы// Успехи современной радиоэлектроники. 1989. № 1. С. 5-32.

55. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Мир стоит на пороге великой логистической революции в обществе потребления//Инновационная наука. 2016. № 4-1. С. 134-137.

© Егоров В.К., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.