Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Стратегия хеджирования - это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков.
Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении цены «спот» и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара.
Общий принцип хеджирования при внешнеторговых операциях состоит в открытии валютной позиции на торговом счете в сторону будущей операции по конвертированию средств. Импортеру необходимо покупать иностранную валюту, поэтому он заранее открывает позицию покупкой валюты на торговом счете, а при наступлении момента реальной покупки валюты в своем банке, закрывает эту позицию. Экспортеру необходимо продавать иностранную валюту, поэтому он заранее открывает позицию продажей валюты на торговом счете, а при наступлении момента реальной продажи валюты в своем банке, закрывает эту позицию [1].
Основным отличием хеджирования от других видов операций является то, что его целью является не извлечение дополнительной прибыли, а снижение риска потенциальных потерь, так как за снижение риска практически всегда приходится платить,
хеджирование, обычно, сопряжено с дополнительными издержками (в виде прямых затрат и недополучения прибыли).
Несмотря на издержки, связанные с хеджированием, и многочисленные трудности, с которыми компания может встретиться при разработке и реализации стратегии хеджирования, его роль в обеспечении стабильного развития очень велика. Происходит существенное снижение ценового риска, связанного с закупками сырья и поставкой готовой продукции; хеджирование процентных ставок и обменных курсов снижает неопределенности будущих финансовых потоков и обеспечивает более эффективный финансовый менеджмент. В результате уменьшаются колебания прибыли и улучшается управляемость производством.
Библиографические ссылки:
1. Джон К. Халл Опционы, фьючерсы и другие производные финансовые инструменты. 6-е изд. М. : Вильямс, 2007. С. 1056.
2. Филин С. А. Страхование и хеджирование рисков инвестиционной деятельности. М. : Анкил, 2009.
© Еремина К. Е., Зеленский П. С., 2010
УДК 669.713.7
А. А. Заруба Научный руководитель - А. Г. Бревнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Поднимаются проблемы, которые на сегодняшний день присутствуют в культурной сфере муниципальных образований и возможные пути их решения, предложенные автором.
Муниципальная культура - это неотъемлемая составная часть сферы культуры страны, на сегодняшний день преобладающая по своим масштабам.
Доступ населения к услугам этой сферы характеризует и качество, и уровень его жизни. Поэтому сохранение и развитие объектов культуры является важнейшей государственной задачей.
Эффективное функционирование сферы культуры во многом определяется качеством принимаемых решений на разных уровнях управления - федеральном, региональном, местном. Вместе с тем, если использование экономических методов регулирования сферы культуры на федеральном уровне является в значительной степени обоснованным, то на местном уровне решения принимаются зачастую субъективно. Во многом это относится к методам ее финансирования на региональном и муниципальном уровнях. «Основы законодательства РФ о культуре» (от 9 октября 1992 г. № 3612-1) [1].
Отсутствие обоснованного подхода к формированию критериев, которые должны учитываться при определении объемов и направленности финансиро-
вания объектов культуры, приводит к значительным издержкам. Эти издержки связаны как с потерей части объектов культуры, так и или неэффективным использованием выделяющихся на культуру средств. В связи с этим разработать систему критериев, которые должны определять объемы финансирования отрасли на уровне муниципального бюджета [3].
Мало исследованными в специальной литературе остаются проблемы приватизации и муниципализации в сфере культуры, проблемы применения методов государственного регулирования межбюджетных отношений в отраслях социально-культурной сферы. Слабо проработаны вопросы разработки нормативов финансовых затрат на услуги культуры в бюджетах разных уровней, использования методов нормативного финансирования на уровне муниципальных образований. Мало изучена эффективность применения разработанных государством минимальных нормативов для отдельных подотраслей культуры в условиях отсутствия единой нормативной системы бюджетного финансирования отрасли в целом. Раздел VII. Разделение компетенции в облас-
Секция «Современные технологии социального и проектного управления»
ти культуры между федеральными органами государственной власти и управления Российской Федерации, органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления (ст. 37-40) [2].
К наиболее сложным проблемам следует отнести несовершенство механизмов финансирования сферы культуры муниципального образования в части определения нормативов финансирования объектов культуры, и оценки эффективности существующей системы управления культурой. Как следствие, высокую степень износа материально-технической базы, недостаточную обеспеченность населения учреждениями художественного образования, общедоступными библиотеками для взрослого населения, музеями, парками. Также стоит отметить проблему коммуникаций и технического обеспечения. Необходимо постоянное обновление компьютерного парка, обеспечивающего нормальное функционирование информационных систем в учреждениях культуры. Библиотеки, дворцы творчества, учреж-
дения образования пока еще на невысоком уровне оснащены компьютерной техникой [4].
Библиографические ссылки
1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изм. от 23 июня 1999 г., 27 дек. 2000 г., 30 дек. 2001 г., 24 дек. 2002 г., 23 дек. 2003 г., 22 авг. 2004 г.).
2. Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации [от 01.06.2006] № МФ-П44-2462.
3. Моторненко Э. Д. Информатизация образования в сфере культуры: проблемы и перспективы повышения квалификации работников культуры. М., 2006.
4. Барбакова К. Г., Васильева Е. Н. Управленцы в сфере культуры: проблемы подготовки и профессиональной деятельности // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 65-69.
© Заруба А. А., Бревнова А. Г., 2010
УДК 658,5
Д. В. Качаев Научный руководитель - А. Г. Бревнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА
Строительство, пострадало от финансового кризиса, поразившего экономику России, более чем другие отрасли. Так, в Красноярском крае в 2009 г. планировалось сдать 1,5 млн м2, но фактически, по итогам 2009 г. в крае было введено 849 тыс. м2 жилья. Актуальность статьи обусловлена тем, что выбор оптимального метода организации строительства на проектной стадии, значительно влияет на весь процесс реализации проекта. А проблемы при взаимодействии между участниками проекта могут привести к значительным временным и финансовым потерям.
Под методом организации строительного производства понимается комплекс мероприятий, осуществляемых заказчиком для получения здания. Есть много различных методов организации, однако наиболее распространены следующие:
- традиционный генподрядный метод;
- проектно-строительный метод;
- строительный проект-менеджмент.
Традиционный генподрядный метод. Это наиболее распространенный метод организации строительства и является хорошо организованным и признанным. По этой схеме на первом этапе Застройщиком заключается договор на проектирование. Проектной организацией разрабатываются строительные чертежи и спецификации, определяются объемы работ и составляется ориентировочная сметная документация. На втором этапе проводится открытый либо закрытый тендер, с победителем которого Застройщик заключает договор генерального подряда. Генеральный подрядчик осуществляет функции по управлению договорами, составле-
нию смет, и управлению строительно-монтажными работами на объекта от начала до конца. Есть прямые договорные отношения между Застройщиком и генеральным подрядчиком. Любой субподрядчик будет иметь прямые договорные отношения с генеральным подрядчиком.
Проектно-строительный метод. Этот метод организации строительства практически использовался давно, но получил свое название в последнее время. Заказчик нанимает основную проектно строительную фирму, которая взяв на себя ответственность как за проектировании, так и за строительство. Фирма использует свои ресурсы и привлекает субподрядчиков для выполнения работ. Проектно-строительный контракт может быть выполнен как одной фирмой, имеющей необходимые кадры в своем составе, так временным предприятием, созданным специально под данный проект на едином контракте. Метод широко применяется в индустриальном строительстве (электростанции, нефтеперерабатывающие заводы, морские платформы и т. д.)