УДК 658. 87: 339. 16 ББК У9(2)30
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
И.П. Савельева, Л.Ю. Курзанова
Статья посвящена проблемам формирования стоимости строительной продукции. Авторами рассмотрены основные подходы к определению стоимости строительной продукции, которые влияют на механизм формирования стоимости строительной продукции и, соответственно, на ее составляющие. Авторы подробно рассмотрели вопросы об участниках инвестиционно-строительного процесса и формах их взаимоотношений, источниках финансирования инвестиционно-строительных проектов, стадиях инвестиционно-строительного проекта, ценах контрактов, методах определения сметной стоимости строительства, уровнях сметных цен и региональных особенностях определения цены на строительную продукцию.
Ключевые слова: ценообразующие факторы, инвестор (заказчик), подрядчик, организационные формы строительства, инвестиционно-строительный проект (далее ИСП), стадии ИСП, источники финансирования ИСП, цена контракта, методы определения сметной стоимости строительства, уровень сметных цен.
Строительный комплекс имеет очень важную специфику, так как он оказывает огромное влияние на всю экономику нашей страны и, что не менее важно, на положение в социальной сфере. Вывод из кризиса строительной отрасли является одной из ключевых задач государства.
Антикризисные меры в строительстве должны носить не только «оперативный характер», но и быть направлены на решение тех проблем, которые давно назрели в строительной сфере, от успешного решения которых зависит то, насколько быстро строительная отрасль выйдет из кризиса. Так, например, решение проблемы ценообразования в строительстве, на сегодняшний день, должно стать одним из важнейших вопросов по устранению последствий кризиса в отрасли.
В период финансово-экономического кризиса особо остро встает вопрос о разработке эффективных механизмов формирования и управления стоимостью строительной продукции, включая информационно-аналитическое обеспечение ценообразования, разработку и доступность для проектировщиков и строителей новой сметнонормативной базы (далее СНБ), а также особенностей ценообразования применительно к объектам бюджетного финансирования.
Сам процесс формирования стоимости строительной продукции достаточно сложен и требует учета различных факторов и условий. В связи с этим механизмы определения цены строительной продукции существенно различаются и в зависимости от их назначения должны разрабатываться с учетом следующих факторов, представленных на рисунке;
- участников инвестиционно-строительного процесса;
- форм взаимоотношений участников инвестиционного процесса;
- источников финансирования;
- стадий инвестиционно-строительного проекта (далее ИСП);
- цены контракта;
- методов определения сметной стоимости строительства;
- уровня сметных цен;
- региональных особенностей определения цены на строительную продукцию.
Рассмотрим более подробно содержание подходов к определению стоимости строительной продукции в зависимости от перечисленных выше факторов и условий.
1. Определение стоимости строительной продукции различными участниками инвестиционностроительного процесса.
Основными участниками или субъектами инвестиционно-строительного процесса являются; инвесторы, заказчики, подрядчики, проектировщики, пользователи объектов капитальных вложений и др. В процессе ценообразования необходимо выделить две основные противоборствующие стороны, с одной стороны, инвесторы (заказчики), а с другой - подрядчики.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных про-
Определение стоимости строительной продукции
1 ... "
Факторы, влияющие на формирование стоимости строительной продукции
ектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.
Так же важно понятие «государственный заказчик», который представляет собой государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация независимо от форм собственности (служба заказчика), наделенная соответствующим органом правом распоряжаться бюджетными инвестиционными ресурсами для реализации государственной целевой программы или конкретного инвестиционного проекта.
Подрядчиками могут являться физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или
муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом [1].
Очевидно, что каждый участник в процессе осуществления инвестиционно-строительного проекта представляет свои интересы, и в зависимости от этого формирует тот уровень стоимости, который ему выгоден.
Так, например, инвесторы (заказчики) определяют полную стоимость инвестиционного строительного проекта, включая стоимость земли, выполнения технических и других условий, проектирования, строительства и эксплуатации объектов. Инвесторские сметы разрабатываются на стадии эскизной проработки проекта, а затем уточня-
ются по мере детализации проектных решений. Для повышения обоснованности инвесторских смет могут применяться натуральные и стоимостные нормы и нормативы по объектам-аналогам и видам работ, а также алгоритмы сметных расчетов, обеспечивающих их высокую точность и преемственность в процессе детализации проектностроительных решений. Обязательна при этом экспертиза сметной документации инвесторов (заказчиков) с привлечением либо собственных корпоративных, либо независимых экспертов (особенно при финансировании инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и естественных монополий). Часть информации из инвесторских смет может включаться в конкурсную (тендерную) документацию инвесторов (заказчиков) для организации инвестиционных или подрядных торгов.
Подрядчики же, в свою очередь, определяют стоимость подрядных работ, подлежащих выполнению по генеральному подряду или субподряду. Естественно, что они владеют как методами сметных расчетов, применяемых инвесторами (заказчиками), в которых в качестве основы для расчетов используется сметно-нормативная база, так и собственными методами, позволяющими с высокой степенью точности определять сметную себестоимость подрядных работ и степень возможного снижения цены, предложенной заказчиком (или рассчитанной подрядчиком). Основой для таких расчетов является производственная нормативная база конкретного подрядчика [7].
2. Определение стоимости строительной продукции в зависимости от формы взаимоотношений участников инвестиционного процесса.
В связи со значительным количеством субъектов инвестиционно-строительного процесса и возможным противоречием в целях их хозяйственной деятельности большое значение имеет выбор организационных форм строительства и регулирования взаимоотношений между участниками инвестиционно-строительного процесса. Инвесторы (заказчики), с одной стороны, заинтересованы в минимизации капитальных вложений, сокращении сроков строительства с целью быстрейшего ввода объекта в эксплуатацию и получения отдачи (дохода) от вложенных средств, с другой - подрядчик заинтересован в максимизации прибыли, но он может максимизировать прибыль не только за счет сокращения затрат на строительство, что совпадает с целью инвестора (заказчика, застройщика), но и за счет удорожания строительства, что противоречит интересам инвестора (заказчика, застройщика).
В настоящее время необходимо выделить следующие наиболее характерные организационные формы строительства.
1. Система подрядных отношений заказчика с исполнителями при общем руководстве управления строительством со стороны заказчика. Заказчик самостоятельно или с привлечением специали-
зированных организаций обосновывает целесообразность возведения объекта, заказывает разработку проектно-сметной документации, производит заказ на изготовление оборудования, в необходимых случаях заказывает производство изыскания площадок, оформляет отвод земель под строительство объекта, заключает договор с генподрядной организацией, которая и осуществляет возведение объекта с привлечением в необходимых случаях субподрядчиков, а также в процессе строительства заказчик осуществляет общее руководство. По завершению строительства заказчик организует работу по приемке объекта в эксплуатацию, а также налаживанию его работы.
2. Система «под ключ». Суть этой системы сводится к тому, что заказчик по своим требованиям осуществляет только заказ на строительство объекта некоторому исполнителю, который уже самостоятельно выполняет все работы, связанные с управлением его строительством и вводом в эксплуатацию. В качестве исполнителя выступает служба (дирекция) управления строительством, которая уже и заказывает проектирование, заключает договора с подрядчиками, заказывает оборудование и осуществляет все остальные работы -вплоть до пуска объекта в эксплуатацию. Заказчик в этом случае принимает участие в текущем контроле качества работ и осуществляет прием уже пущенного в эксплуатацию объекта.
3. Система типа «заказчик-подрядчик» - организационная форма строительства, при которой заказчик наряду с выполнением ряда общих функций (отвод земель, заказ оборудования, изыскание и т. п.) принимает непосредственное участие в проектировании и выполнении строительно-монтажных работ. В этом случае он часть работ выполняет своими силами, а остальной объем строительномонтажных работ выполняют по договорам подрядчики и субподрядчики. Такая система управления строительством применялась и ранее, но в большинстве случаев, когда в качестве заказчика была довольно мощная организация (научно-производственное объединение, крупный завод и т. п.).
4. Система профессионального управления строительством, при которой ряд функций по управлению строительством (заказ на проектирование, заказ оборудования, отвод земель) заказчик оставляет за собой, а непосредственное текущее управление строительством поручает (по договору) специальному профессиональному управляющему. Чаще всего таким управляющим выступает генеральный подрядчик.
Соответственно выбор той или иной организационной формы строительства будет влиять на вид конечной продукции строительства (вид строитель-но-монтажных работ, объект, стройка) и главным образом на цену строительной продукции.
3. Определение стоимости строительной продукции в зависимости от стадии инвестиционно-строительного проекта.
Наиболее интересным в рамках данной тематики представляется изучение предынвестиционной и инвестиционной фаз ИСП, так как именно при разработке и реализации инвестиционностроительного проекта формируются основные формы (базисная, договорная, фактическая) и виды (открытая или скользящая, закрытая или твердая) цен на строительную продукцию. Так, например, порядок определения стоимости строительства на предынвестиционной стадии и ранних стадиях проектирования требует применения натуральных и стоимостных укрупненных показателей, обеспечивающих точность сметных расчетов, близкую к рабочему проекту. В процессе детализации проектных решений требования к точности ужесточаются, поэтому необходима разработка механизмов сметных расчетов, которые обеспечивают их преемственность, а значит, базируются не на стоимостных, а на натуральных показателях в расчете на единицу строительной продукции.
4. Определение стоимости строительной продукции в зависимости от источника финансирования ИСП.
Таблица 1
Содержание фаз жизненного цикла ИСП
Фазы І Предынвестиционная (начальная) Инвестиционная (строительная) Эксплуа- тацион- ная
Стадии I Предынвестиционные исследования Разработка ПСД, планирование проекта и подготовка к строительству Проведение торгов и заключение контрактов; организация закупок и поставок; подготовительные работы Строительномонтажные работы Завершение строительной фазы проекта
I Мероприятия | 1. Изучение прогнозов и направлений развития страны (региона, города). 2. Формирование инвестиционного замысла. 3. Подготовка ходатайства (декларации) о намерениях. 4. Предварительное согласование инвестиционного замысла. 5. Составление и регистрация оферт. 6. Разработка обоснования инвестиций, оценка жизнеспособности проекта. 7. Выбор и предварительное согласование. 8. Экспертиза. 9. Предварительное инвестиционное решение. 10. Разработка предварительного плана проекта 1. Разработка плана ПИР. 2. Задание на разработку ТЭО (проекта) строительства и разработка. 3. Согласование, экспертиза и утверждение ТЭО (проекта) строительства. 4. Выдача задания на проектирование. 5. Разработка, согласование и утверждение РД. 6. Принятие окончательного решения об инвестировании. 7. Отвод земли под строительство. 8. Разрешение на строительство. 9. Задание на разработку проекта производства работ. 10. Разработка плана проекта 1. Тендеры на проектноизыскательские работы и заключение контрактов. 2. Тендеры на поставку оборудования и заключение контрактов. 3. Тендеры на подрядные работы и заключение контрактов. 4. Тендеры на услуги консультантов и заключение контрактов. 5. Разработка планов (графиков) поставки ресурсов. 6. Подготовительные работы к строительству 1. Разработка оперативного плана строительства. 2. Разработка графиков работы машин. 3. Выполнение строительномонтажных работ. 4. Мониторинг и контроль. 5. Корректировка плана проекта и оперативного плана строительства (управление изменениями). 6. Оплата выполненных работ и поставок 1. Пусконаладочные работы. 2. Сдача-приемка объекта. 3. Закрытие контракта. 4. Демобилизация ресурсов. 5. Анализ результатов 1. Эксплуатация. 2. Ремонт. 3. Развитие производства. 4. Закрытие проекта. 5. Вывод из эксплуатации. 6. Демонтаж оборудования. 7. Модернизация (начало нового проекта
Стоимость строительной продукции является основой для определения объемов и планирования инвестиций, направляемых на капитальное строительство, которая формируется не спонтанно, а последовательно: начиная с возникновения идеи строительства объекта, и заканчивая сдачей и пуском объекта в эксплуатацию, т. е. в соответствии со стадиями ИСП.
Ряд авторов [3, 8] под ИСП понимают проект, целью которого является создание или воспроизводство основных фондов, требующих вложения инвестиций. Проект, связанный с реализацией полного цикла вложения инвестиций - от начального вложения капиталов до завершения работ, носит название инвестиционного, а в строительстве соответственно - ИСП.
Разработка и реализация ИСП может быть представлена в виде цикла, который разделен на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы.
Цикл ИСП состоит из трех фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной. Содержание фаз жизненного цикла ИСП подробно представлен в табл. 1 [6].
Выбор того или иного источника финансирования ИСП наряду с другими особенностями влияет на механизм определения стоимости строительной продукции.
В настоящее время существуют различные варианты инвестирования в строительство объектов. В их число входят и средства федерального бюджета, все многообразие региональных и муниципальных бюджетов, корпоративные и частные собственники, банковские и другие финансовые структуры, заинтересованные в получении прибыли, а также структуры, представляющие интересы зарубежного капитала.
Можно выделить четыре группы источников финансирования ИСП:
1. Бюджетное финансирование, которое представлено средствами федерального бюджета (государственный заказ), средствами регионального бюджета, средствами муниципальных бюджетов (муниципальный заказ).
2. Самофинансирование (внутреннее финансирование) - прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал.
3. Кредитное финансирование (внешнее финансирование) - банковские кредиты, выпуск жилищных сертификатов и организация муниципальных жилищных займов, средства населения, долевое участие, ипотечное кредитование.
4. Смешанное финансирование (выше перечисленные источники с частичной государственной поддержкой финансирования определенных проектов).
При различных источниках финансирования строительства возникает необходимость освоения новых положений ценообразования, в частности, внедрения различных подходов к формированию сметной стоимости.
В основном в практике строительства выбор того или иного источника финансирования влияет на порядок применения СНБ 2001 г. Основные отличия применения СНБ 2001 при различных видах финансирования представлены в табл. 2 [5].
Из табл. 2 видно, что при финансировании проектов государственного назначения из федерального бюджета широко используются индексные методы определения цен на строительную продукцию, в частности, базисно-индексный и ресурсно-индексный. При данном виде финансирования процесс определения цены строительной продукции четко регламентирован и определен в различных методических, нормативных и законодательных документах.
Необходимо также отметить, что важным элементом в формировании системы ценообразования в строительстве остается государственное регулирование, несмотря на сокращение контроля со стороны государства.
5. Определение стоимости строительной продукции в зависимости от цены контракта.
Распределение обязанностей и ответственности между основными участниками инвестиционного строительного проекта весьма многообразно и зависит от многих факторов: сложившихся традиций, субъективных взглядов, финансовых воз-
Таблица2
Применение СНБ 2001 года при различных видах финансирования строительства
Финансирование инвестиционно-строительных проектов за счет средств:
Бюджетное финансирование в полном объеме либо частично (государственный федеральный бюджет РФ всех уровней и целевых внебюджетных фондов) Бюджетное финансирование (бюджеты субъектов РФ, местных бюджетов) и частного капитала (самофинансирование и кредитное финансирование)
Окончательный переход на СНБ 2001 года. Составление сметной документации допускается только по сметным нормативам СНБ 2001 года Допускается при составлении сметной документации использовать СНБ 1984 (1991)года, в случаях, когда не подготовлены нормативы 2001 года
При составлении сметной документации индексными методами используются исключительно сборники федеральных единичных расценок (далее - ФБР) При составлении сметной документации индексными методами используются сборники территориальных единичных расценок (далее - ТЕР), а при их отсутствии сборники ФБР
Индексы инфляции к ТЕР применяются лишь в случае, когда они ниже, чем аналогичные индексы к ФБР Применяются индексы инфляции к ТЕР
Сборники нормативов, утвержденные Госстроем РФ, являются обязательными для применения при составлении сметной документации Сборники нормативов, утвержденные Госстроем РФ, являются рекомендуемыми для применения при составлении сметной документации
Недопустимо применение индивидуальных сметных норм на виды работ и затрат Допускается разработка, утверждение в Минре-гионе РФ и применение при составлении сметной документации индивидуальных сметных норм на виды работ и затрат (накладные расходы, сметная прибыль)
можностей и требований инвестора, опыта и возможностей строительных организаций. Основным правовым документом, подтверждающим обоюдовыгодное взаимодействие сторон, целью которого является решение таких задач, как инвестирование, проектирование, возведение объектов, решение проблем занятости, получение прибыли и др., является контракт (договор) [9].
В ГК РФ весьма подробно рассмотрены договорные (контрактные) отношения по строительному подряду. Четко определены границы, в пределах которых устанавливаются отношения по контракту строительного подряда на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Эти положения строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений.
Важность значения контрактных отношений состоит еще в том, что по подряду строительства объекта имеется ряд других контрактов, в которых определены отношения всех участников инвестиционно-строительного процесса, таких как инвестиционный контракт между инвесторами и подрядчиком, контракт на представление и подготовку строительной площадки, контракт между заказчиком и проектировщиком, контракты с поставщиками на поставку строительных материалов, транспортными организациями на доставку стройматериалов и оборудования и т. д.
Таким образом, контракт становится реально работающим правовым документом, четко регламентирующим программу осуществления строительства: согласованный между сторонами порядок осуществления строительства, место и роль сторон в его исполнении, их обязанности, обеспечивающие бесперебойное и четкое выполнение работ в соответствии с графиком строительства, а также их юридические права в соответствии с текстом контракта и гражданским законодательством. Контрактные отношения становятся своеобразным регулятором нормальной слаженной работы, так как позволяют отслеживать исполнение договора в ходе строительства и предполагают принятие соответствующих мер в случае отхода от договоренностей вплоть до прекращения действия контракта [9].
В настоящее время в инвестиционной сфере существует несколько форм контрактов на выполнение подрядных работ, в которых главными критериями являются: форма взаимоотношений участников инвестиционного процесса и цена контракта. Остановимся более подробно на цене контракта, так как формы взаимоотношений участников инвестиционного процесса были рассмотрены ранее.
В зависимости от способа установления цены контракты могут подразделяться на следующие виды [4]:
1) с твердой ценой - традиционный тип контракта, применяемый как в общественных, так и в частных проектах. При контрактах с твердой (общей, паушальной) ценой заказчик для достижения желаемого результата гарантирует полноту чертежей и спецификаций. После их проверки подрядчик предлагает твердую, неизменную или договорную цену выполнения проекта, анализирует основные условия и другие контрактные документы, чтобы определить свои собственные обязательства и выявить попытки заказчика по уходу от обязательств при разных ситуациях. Другими решающими факторами, определяющими конечную цену подрядчика, являются: сроки, место и район строительства.
Контракт с паушальной ценой для заказчика имеет следующие преимущества:
- минимальный финансовый риск, поскольку подрядчик гарантирует непревышение договорной цены;
- точное определение издержек реализации проекта на ранней стадии;
- меньшие инвестиционные расходы;
- сокращение и упрощение обязанностей по управлению и надзору за ходом работ, ограничиваясь только контролем за соблюдением сроков и качеством выполняемых работ.
Непременным условием успешной реализации контрактов с твердой ценой является качество проектной документации, так как корректировка проекта может привести как срыву сроков исполнения, так и к изменению первоначальной твердой цены, а в некоторых случаях и к срыву инвестиционного строительного проекта;
2) с фиксированной ценой единицы продукции, предусматривает цену для каждого пункта работ отдельно, например: «разработка грунта ... руб. за куб; метр». В контракте также могут быть единичные цены в качестве предварительно согласованных твердых цен на определенные дополнительные виды работ;
3) ценой, равной фактическим затратам исполнителя, плюс фиксированный процент (либо фиксированная доплата, либо переменный процент) применяется в частном секторе, при выполнении неординарных проектов. Вознаграждение выплачивается ежемесячно в зависимости от процента выполненных на объекте работ или фиксировано. При последнем способе выплат больше возможностей предъявления претензий к заказчику на дополнительное вознаграждение, если завершение работ на объекте затягивается;
4) с определением цены по окончательным фактическим затратам основан на оплате заказчиком подрядчику фактических расходов, которые он понес в ходе выполнения работ, а также допол-
нительных выплат по покрытию накладных расходов и сметной прибыли, неучтенных затрат, и т. п.;
5) с гарантированной максимальной стартовой ценой применяется, когда заказчику необходимы гарантии, что стоимость контракта не превысит раннее согласованной суммы. Этот вид соглашения часто используется в контракте с оплатой издержек плюс фиксированное вознаграждение, которое обычно содержит специальное поощрительное условие по распределению сэкономленных сумм между заказчиком и подрядчиком, если конечная стоимость, окажется, ниже гарантированной максимальной величины.
6) «под ключ» предполагает согласие подрядчика выполнить проектные и строительные работы и передать заказчику готовый объект. Как правило, контракт объединяют с оплатой издержек плюс фиксированное вознаграждение, или с гарантированной максимальной ценой.
Выбор той или иной цены строительного контракта зависит от сферы и условий его применения, характера экономических отношений между участниками договора, а также специфики и индивидуального характера объекта строительства.
6. Определение стоимости строительной продукции в зависимости от метода определения сметной стоимости строительства.
Сметная стоимость строительства является основой определения цены строительной продукции и важную роль при ее формировании играет метод определения сметной стоимости строительства.
При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости: ресурсный, ресурсно-индексный, базисноиндексный, на основе укрупненных сметных нормативов, в т.ч. банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов [2].
При ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.
Ресурсно-индексный метод предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.
Базисно-индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по от-
ношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен.
При методе применения банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов используются стоимостные данные по ранее построенным или запроектированным аналогичным зданиям и сооружениям.
От выбора того или иного метода зависит точность расчетов, а значит и их достоверность. Традиционно наиболее точным методом определения сметной стоимости строительства считается ресурсный метод, так как при его использовании учитывается фактическая стоимость ресурсов.
7. Определение стоимости строительной продукции в зависимости от уровня сметных цен.
Стоимость строительства рекомендуется приводить в двух уровнях сметных цен [2]:
- базисном уровне, то есть в уровне сметных цен, зафиксированных на определенную дату (на 1.01.200Х г.);
- текущем или прогнозном уровне, то есть уровне сметных цен, определенных на момент определения стоимости строительства или прогнозируемых на будущий период.
Выбор уровня сметных цен важен, так как расчеты в базисном уровне цен являются ориентиром для заказчика и подрядчика, который они могут использовать при переходе к текущему уровню цен. Расчеты в текущем уровне цен выполняются инвестором и подрядчиком при проведении подрядных торгов, при производстве взаиморасчетов, а также других случаях [3].
8. Определение стоимости строительной продукции с учетом региональных особенностей.
Формирование стоимости строительной продукции, работ и услуг происходит в условиях реально действующего регионального рынка, соответственно стоимостные расчеты должны учитывать и региональные особенности. Органы, осуществляющие методологическое и справочно-информационное обеспечение процесса ценообразования в строительстве, имеют иерархическую структуру.
На сегодняшний день можно выделить следующие уровни регулирования. Первый уровень -Министерство регионального развития РФ (Мин-региона России): структурное подразделение Департамент регулирования градостроительной деятельности и его подведомственные организации, второй - региональные центры по ценообразованию в строительстве. В каждом регионе России формируется региональная сметно-нормативная база, учитывающая особенности строительства в этом регионе, и к ней рассчитываются индексы изменения сметной стоимости строительной продукции наряду с федеральными нормативами затрат в строительстве (федеральной сметно-норма-тивной базой и федеральными индексами).
Подводя итоги, можно сказать, что процесс определения стоимости строительной продукции
Устойчивое развитие предприятий на основе процессного подхода
достаточно затруднен, так как каждый рассмотренный подход формирует свои варианты выбора, которые, в своем различном сочетании, и предопределяют механизмы определения стоимости строительной продукции и соответственно ее составляющие.
Литература
1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 (ред. от 24.07.2007) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, (МДС 81-35. 2004) / Госстрой России. -М., 2004.-72 с.
3. Дорожкин, В. Р. Ценообразование и управление стоимостью в строительстве / В.Р. Дорожкин. - Воронеж. Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2003. - 328 с.
4. Журавлева, М.А. Контракты в строительстве / М.А. Журавлева // Научные труды VII отчетной конференции молодых ученых ГОУ ВПО
УГТУ-УПИ: сб. статей: в 3-х ч. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. ~ 4 3. - 367 с.
5. Журавлева, М.А. Развитие сметно-
нормативной базы в строительстве / М.А. Журавлева, Н.Н. Доможирова // Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение: монография / Л.И. Ерохина,
В.И. Копылов, Н.В. Чайковская и др.; под ред. О.И. Кирикова - Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2003. - Кн. 5, гл. 2, раздел 2.6. -258 с.
6. Мазур, И. И. Управление проектами: справочное пособие / И. И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. -М.: Высшая школа, 2001. - 875 с.
7. Резниченко, B.C. Системные подходы к определению цен и управление стоимостью в строительстве: справочное пособие с методиками и примерами расчетов / B.C. Резниченко, Н.Н. Ленинцев. -2-е изд. - М., 2005. -516 с.
8. Управление в строительстве: учебник для вузов / В.М. Васильев, Ю.М. Панибратов и др. -М.: Изд-во АСВ, 1994. - 288 с.: ил.
9. Экономика строительства: учебник / под общей ред. И. С. Степанова. - 2-е изд., доп. и пере-раб. - М.: Юрайт-Издат, 2003 . - 591 с.
Поступила в редакцию 16 мая 2009 г.
Савельева Ирина Петровна. Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, управления и инвестиций Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - менеджмент и планирование деятельности малых предприятий, проблемы управления региональным инвестици-онно-строительным комплексом. Контактный телефон: раб.(8-351) 267-92-80.
Savelieva Irina Petrovna is Dr. Sc. (Economics), Professor of the Economics Management and Investments Department of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: management and planning of small-scale enterprises, problems of regional investment and construction complex management. Tel: (8-351) 267-92-80.
Курзанова Любовь Юрьевна. Ассистент, соискатель кафедры экономики, управления и инвестиций Южно-У ральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - проблемы формирования и управления стоимостью строительной продукции. Контактный телефон: 8 (351) 267-92-80, моб. 8-9-222-347-342.
Kurzanova Lyubov Yurievna is assistant lecturer at the Economics Management and Investments Department of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: problems of forming and management of construction products value. Tel: (8-351) 267-92-80, mob. 8-9-222-347-342.