Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ СУБЪЕКТА РФ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ СУБЪЕКТА РФ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / УПРАВЛЕНИЕ / ДОЛГ СУБЪЕКТА РФ / БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ / КРЕДИТЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ / ОБЛИГАЦИИ / PUBLIC DEBT / MANAGEMENT / DEBT OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / BUDGET LOANS / LOANS OF COMMERCIAL BANKS / BONDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобиев Б.

В статье исследован государственный долг субъектов Российской Федерации. Показаны проблемы управления государственным долгом субъекта РФ (на примере Ярославской области). Выявлено значение облигаций Ярославской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PUBLIC DEBT MANAGEMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE YAROSLAVL REGION)

The article investigates the public debt of the subjects of the Russian Federation. The problems of public debt management of the RF subject are shown (on the example of the Yaroslavl region). The value of bonds of the Yaroslavl region is revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ СУБЪЕКТА РФ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 336.3

Бобиев Б. студент магистратуры кафедра экономики и учётно-аналитической деятельности Международная академия бизнеса и новых технологий (Ярославль) ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ СУБЪЕКТА РФ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ) Аннотация. В статье исследован государственный долг субъектов Российской Федерации. Показаны проблемы управления государственным долгом субъекта РФ (на примере Ярославской области). Выявлено значение облигаций Ярославской области.

Ключевые слова. Государственный долг, управление, долг субъекта РФ, бюджетные кредиты, кредиты коммерческих банков, облигации.

Bobiev B.

Master's Student

Department of Economics and accounting and analytical activities International Academy of business and new technologies (Yaroslavl) PROBLEMS OF PUBLIC DEBT MANAGEMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE YAROSLAVL

REGION)

Annotation. The article investigates the public debt of the subjects of the Russian Federation. The problems of public debt management of the RF subject are shown (on the example of the Yaroslavl region). The value of bonds of the Yaroslavl region is revealed.

Keywords. Public debt, management, debt of the subject of the Russian Federation, budget loans, loans of commercial banks, bonds.

Редким явлением в течение длительного времени были облигационные займы русских городов. Только в начале XX в. началось оживление в сфере городского кредита.

В помощь тем городам, которые были лишены возможности выпускать облигационные займы, была открыта 16 января 1913 г. Касса городского и земского кредита. Общая сумма выпущенных русскими городами облигационных займов определялась следующими цифрами:

1908 г. - 72,3 млн. руб.;

1909 г. - 33,6 млн. руб.;

1910 г. - 73,3 млн. руб.;

1911 г. - 25,5 млн. руб.;

1912 г. - 57,2 млн. руб.

Сумма городских эмиссий за 5 указанных лет составила всего 261,9 млн. руб., в среднем в год 52,4 млн. руб. Для огромного количества городов, среди которых насчитывалось более ста с населением свыше 50 тыс. жителей, это было немного. Облигационные займы за эти пять лет были размещены в России (65 млн. руб.) и за границей (196,9 млн. руб.) [1].

Первый городской облигационный заем был выпущен в г. Ревеле (Таллине) в 1871 г. на сумму 50 тыс. руб. на 34 года с размером дохода 6% годовых. Самый крупный заем был осуществлен в Санкт-Петербурге в 1908 г. на 39 млн. руб., а самый мелкий - в поселке Клинцы в 1906 г. на 50 тыс. руб. В целом на 7 городов (Баку, Варшава, Киев, Москва, Одесса, Рига, Санкт-Петербург) приходилось 83,4% облигационной задолженности, причем более 50% только на Москву и Санкт-Петербург.

Расходы городских бюджетов, базировавшихся на займах, значительно отличались: по 17 городам они не достигали и 10% бюджета. Но были города (например, Поти и Виндава), где расходы превышали не только 20%, но и 30% бюджета.

С 1892 г. по 1900 г. на фондовых рынках Западной Европы одна только Москва разместила облигации 12 займов, активно котировались облигации Варшавы, Санкт-Петербурга, Екатеринослава. Котировка осуществлялась в крупных городах Западной Европы: Брюсселе (по данным на 1912 г. на Брюссельской бирже котировалось 7 займов русских городов на сумму 67,13 млн. руб.), Париже (5 займов - 116,64 млн. руб.), Амстердаме (6 займов -72,10 млн. руб.), Лондоне (7 займов - 94, 7 млн. руб.).

К началу 1917 г. общая сумма облигационных займов городов России достигла 725 млн. руб. Правительство не предоставляло гарантии под выпуск данных займов. Советская власть декретом СНК РСФСР от 9 октября 1919 г. аннулировала займы бывших городских и земских самоуправлений.

Важнейшим эмитентом рынка государственных ценных бумаг являются субфедеральные ценные бумаги. Раньше в экономической литературе объединяли выпуск областных и городских займов под единым понятием «муниципальные займы».

Область, республика, край являются субъектами федерации, поэтому эмитированные ими ценные бумаги ныне называются субфедеральными.

В подавляющем большинстве случаев это облигационные займы. Имеются предъявительские и именные ценные бумаги. Только за период с 1992 г. по январь 1995 г. различными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в Минфине было зарегистрировано 43 проспекта эмиссии облигационных займов, объем которых приближался к 3 трлн. рублей. Динамика появления займов такова: в 1992 г. - 5, в 1993 г. - 9, в 1994 г. - 28, к 1998 г. осуществлено более 100 займов.

Одной из первых к использованию облигационных займов для финансирования программ местного развития приступила администрация Нижегородской области. Первый облигационный займ был осуществлен в 1992 г. Поначалу облигациям этого выпуска отводилась особая роль: в период кризиса денежной наличности они были призваны служить в качестве областного средства платежа, то есть своеобразного суррогата денег. Именные облигации были выпущены несколькими сериями в объеме 5 млрд. рублей, в декабре 1993 г. облигации были полностью размещены, и

, и

Нижегородская администрация приняла решение о проведении дополнительной эмиссии облигаций в размере 2,3 млрд. рублей.

25 апреля 1994 г. администрацией Нижегородской области был зарегистрирован проспект эмиссии второго областного займа -промышленно-инвестиционного, объем эмиссии составил 100 млрд. рублей. 19 августа 1994 г. в Минфине был зарегистрирован еще один заем -«жилищный». Объем выпуска составил 60 млрд. рублей. Срок обращения бескупонных предъявительских облигаций составил 10 лет. Облигации обеспечивались определенным количеством квадратных метров общей площади жилья. Средства от продажи облигаций направлялись как на строительство нового жилья, так и на приобретение квартир на вторичном рынке.

Аналогично проводились займы и в других регионах. Так, в Минфине России в 1994 г. был зарегистрирован проспект эмиссии пермских областных долговых обязательств (ОБО) на сумму 50 млрд. руб. В Санкт-Петербурге осуществлен выпуск двух видов долговых обязательств -муниципальных краткосрочных облигаций (МКО) и облигаций целевого жилищного займа. Правительство Москвы еще в конце 1994 г. также зарегистрировало проспект эмиссии жилищного муниципального займа на сумму 56 млрд. рублей, эквивалентную стоимости 20 тысяч квадратных метров жилья. Для организации первичного размещения, обращения и погашения облигаций было выбрано несколько уполномоченных дилеров из числа московских коммерческих банков, а в качестве генерального менеджера проекта - Инкомбанк.

Активно на рынке субфедеральных займов выступает Ярославская область [2]. В январе 1995 г. были выпущены облигации займа «Социально-экономическое развитие». Объем эмиссии составил 30 млрд. руб. Срок обращения - 1 год. Номинал облигаций - 1 млн. руб. Форма - документарная 4-купонная ценная бумага на предъявителя.

В декабре 1995 г. Минфином России был зарегистрирован проспект эмиссии облигаций займа «Ярославский экологический заем» правительства Ярославской области 1995-1998 гг. Облигации были 8-купонными предъявительскими. Купонная ставка равнялась 100 %. Эмитент имел право пересматривать ее, но нижняя граница купонной ставки по облигациям первой серии должна была быть не менее 40 % от ставки рефинансирования ЦБ РФ, по облигациям следующих серий - в пределах от 20 до 50 % от ставки рефинансирования. Всего было выпущено 40000 облигаций номиналом по 500 тыс. руб. и 16000 номиналом по 5 млн. руб. Объем выпуска - 100 млрд. руб. Облигации размещались по номинальной стоимости среди юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов). Генеральным менеджером выпуска являлось АОЗТ «Ренова-Инвест». Уполномоченный дилер - Ярославский филиал Агропромбанк и Ярсоцбанк. Гарантиями обеспечения выплат служили областные бюджеты развития, средства от продажи объектов областной собственности

ты ти,

резервный фонд займа, гарантийные обязательства ОАО «Лакокраска» и АО «Сапропельнеро». Облигации погашались с декабря 1997 г. по май 1998 г.

Кроме внутренних займов субъекты Федерации с 1997 г. стали осуществлять и внешние облигационные займы [3]. В частности, были утверждены Стандарты эмиссии внешних облигационных займов гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Московской, Свердловской областей и Красноярского края.

В настоящее время государственный долг Ярославской области находится на высоком уровне. В течение 2017 года госдолг изменялся несущественно, он начал расти лишь в начале 2018-го. Так в 1 квартале 2018 года по данным сайта Ярославской областной думы доходы составили 12,7 млрд рублей. Это практически столько же, сколько и годом ранее. Однако в процентном отношении собираемость доходов стала хуже, чем в 2017-м, так как расходная часть бюджета увеличилась. Всего годовой бюджет региона на данный момент составляет 64,3 млрд (55,4 млрд в 2017 году)88.

В целом по объему госдолга Ярославская область в Центральном федеральном округе идет на 2 месте после Московской области (96,7 млрд). На третьем месте — Москва (34,3 млрд). В начале года по объему заимствований регион находился на 3 позиции в ЦФО, уступая помимо Московской еще и Белгородской области.

Кроме федеральных и субфедеральных займов в России получили широкое распространение и муниципальные займы. Только в 1992-1994 гг. была осуществлена эмиссия ценных бумаг в городах: Ивангород (3 млрд. руб.), Дзержинск (5 млрд. руб.), Череповец (10 млрд. руб.) и других.

В Ярославле были выпущены жилищные облигации мэрии. Облигации выпускались с целью привлечения внебюджетных источников финансирования строительства нового жилья, развития рынка вторичного жилья и разрешения жилищной проблемы в городе. Владельцам облигаций могло быть физическое или юридическое лицо, в том числе иностранное. Форма облигаций - именные бездокументарные ценные бумаги. Дата начала размещения облигаций первого транша - 16 декабря 1996 г., дата окончания размещения 53 транша (по числу недель размещения) - 29 декабря 1997г. Владелец облигаций имел право на приобретение квартиры в жилых домах или на погашение облигаций и на получение премии в размере 0,75 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату погашения.

Мэрия г. Ярославля заключала с владельцем облигации «Договор о долевом участии в строительстве квартиры». Каждая облигация соответствовала 0,1 кв. метра общей площади квартиры. Проспект эмиссии выпущенных облигаций служил для финансирования строительства дома № 2а по проспекту Машиностроителей в Заволжском районе г. Ярославля. Проблема займа - высокая номинальная стоимость облигаций (например, 1

88 Госдолг Ярославской области установил исторический максимум. Режим доступа: https://regnum.ru/news/2410815.html

м2 по облигациям 53 транша стоил 4 млн. 60 тыс. руб. в то время, как на рынке жилья его стоимость была на 30-50 % ниже).

Федеральные, субфедеральные и муниципальные ценные бумаги являются важнейшим элементом рынка ценных бумаг [4]. Их выпуск влияет на погашение дефицитов бюджетов, на реализацию социально-экономических программ.

Использованные источники:

1. Коречков Ю.В. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие. / Ю. В. Коречков ; Междунар. ун-т бизнеса и новых технологий (институт) (МУБиНТ). Ярославль, 2006.С.60-68.

2. Коречков Ю.В. Современная финансовая система и финансовая политика.-Ярославль: МУБиНТ, 2016. С.10-24.

3. Коречков Ю.В. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие .- Ярославль.: МУБиНТ, 2016. С.22.

4. Коречков Ю.В. Государственный и муниципальный кредит.- Ярославль: МУБиНТ, 2016. С.18-26.

УДК 316.654

Бобко М. Н. студент 3 курс

факультет «Переработки природных соединений»

Обидина М. М.

старший преподаватель кафедры «Иностранного языка» Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, г. Красноярск СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ СЕГОДНЯ Аннотация:В данной статье рассматривается значение понятия «патриотизм» для подрастающего поколения в России. Патриотизм - одна из важнейших нравственных характеристик каждого человека. Патриотическое воспитание в свою очередь является важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации. Согласно проведённому исследованию современная молодежь имеет представление о данном понятии, несмотря на желание покинуть родное государство. «Патриотизм» для современной молодежи — это многостороннее понятие, которое невозможно описать двумя словами, но оно переполнено уважением, гордостью и любовью к родной стране.

Ключевые слова: подрастающее поколение, иммиграция, родина,

патриотическое воспитание, патриотизм. _ ^^^

Форум молодых ученых №2(30)

Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.