УДК 332.14
РЕФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ИСТОЧНИК ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
А.Е. Скотников, О.А. Смирнова
Ивановский государственный химико-технологический университет
Рассмотрены проблема государственного долга Ивановской области, возможные пути решения проблемы на основе программы Минфина РФ по реструктуризации государственного долга регионов РФ, а также с использованием долговых инструментов на основе регионального облигационного займа. Проанализирована программа реструктуризации государственного долга регионов России. Выявлены основные направления и ограничения данной программы. Изучена динамика государственного долга Ивановской области, его доля в доходах бюджета региона. Выделены основные преимущества государственного облигационного займа в разрезе современного финансового состояния регионов Российской федерации. Проведен анализ современного состояния рынка государственных облигаций регионов, размера займов, купонных ставок, цены облигаций. Рассчитан экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий по поддержке предпринимательства в регионе.
Ключевые слова: государственный долг, коммерческий кредит, программа реструктуризации, облигационный займ, программа поддержки бизнеса.
Современную экономическую ситуацию в России можно охарактеризовать как достаточно непростую. Наполняемость бюджетов отдельных регионов зависит от федерального центра. Практикуется передача вышестоящими органами власти на региональный и местный уровень все больше полномочий, при этом не всегда это сопровождается соответствующей финансовой поддержкой. Данная политика федеральных властей привела к тому, что на протяжении последних лет у большинства регионов России имелись значительные проблемы с исполнением бюджета. Для балансирования бюджета регионы были вынуждены привлекать коммерческие кредиты [9]. В связи с этим их долговая нагрузка к настоящему моменту настолько значительна, что негативно сказывается на экономическом развитии, социальном и финансовом состоянии. Исследование задолженности регионов РФ показывает, что 7 субъектов имеют коммерческие и бюджетные долговые обязательства, сумма которых превышает доходы этих
регионов. По статистике Минфина, у 16 регионов сумма долга составляет 85100% от суммы годовых доходов, у 31 региона эта задолженность составляет от 50% до 80% [9].
Правительство РФ, осознавая серьезность и значимость проблемы, предложило рефинансировать долги регионов. Была предложена программа по замещению коммерческих кредитов, взятых регионами под достаточно высокую кредитную ставку на займы из бюджета под ставку 0,1% годовых. Проект успешно осуществляется, однако Министерство финансов считает, что программа выдачи бюджетных кредитов должна сворачиваться, так как была антикризисной мерой предыдущих лет. Кроме того, необходимо понимать, что в отличии от субсидий и дотаций эти финансовые средства предоставляются регионам на возвратной основе и регионы обязаны будут их вернуть. Правительством было принято решение о запуске программы реструктуризации накопленных бюджетных кредитов сроком на 7-12 лет. Программа всту-
пила в силу с 1 января 2018 года. Для облегчения долгового бремени программа предполагает, что в первые два года регионам нужно будет выплачивать всего по 5% долга ежегодно. По оценке Минфина, реструктуризация позволит регионам сэкономить около 430 млрд. рублей в ближайшие два года. Серьезным условием для попадания региона в программу реструктуризации станет ужесточение требований по новым коммерческим займам. По мнению Минфина, они должны проходить по ставке не выше ключевой ставки Центрального банка плюс 1 процентный пункт. Еще одним обязательным условием является доля государственного долга в доходах бюджета региона не более 50%.
Ивановская область, в числе прочих, испытывает серьезные финансовые проблемы. Регион на протяжении последних десятилетий считается дотаци-
Структура государственного
онным. Разрыв хозяйственных связей, значительно выросшая стоимость сырья, острая конкуренция как со стороны бывших советских республик, так и КНР привели к тому, что текстильная отрасль в области пришла в упадок [8]. Являясь системообразующей в экономике региона, она потянула за собой и все остальные отрасли экономики в области. В конечном итоге, результатом стало значительное снижение налоговых поступлений в бюджет Ивановского региона. Таким образом, неблагополучная финансовая ситуация и привела к тому, что на данный момент долговая нагрузка Ивановской области значительна. Именно ее размер является одной из причин, не позволяющих оказывать существенную поддержку бизнеса в регионе. Структура государственного долга Ивановской области представлена в таблице 1 [1].
Таблица 1 га Ивановской области (млн. руб.)
71.12.2014 31.12.2015 31.12.2016 31.12.2017
Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет Ивановской
области от других бюджетов 2 822,2 1 433,27 6 052,7 8 762,8
бюджетной системы Россий-
ской Федерации
Кредиты, полученные Ивановской областью от кредит-
ных организаций, иностранных банков и международных финансовых организа- 9 294,8 14 103,08 10 661,3 7 563,2
ций
Государственные гарантии Ивановской области 213,5 111,68 111,7 440,0
Всего государственный долг Ивановской области 12 330,5 15 648,03 16 825,7 16 766,0
Доходы бюджета Ивановской области 32458,4 32012,7 70174 32869,1
Доля государственного долга в доходах Ивановской облас- 37,99% 48,88% 55,76% 51%
ти
Доля государственного долга, как видно из таблицы, имеет тенденцию к увеличению и в настоящий момент превышает 50% от уровня доходов бюджета. В то же время, положительным моментом является стабильное снижение доли коммерческих кредитов и замещение их на бюджетные кредиты, годовая процентная ставка по которым чрезвычайно низкая. Однако динамика замены коммерческих кредитов на бюджетные может быть охарактеризована как недостаточная, что ведет к излишнему расходованию бюджетных средств, при этом эти расходы нельзя назвать продуктивными. Одним из направлений облегчения долговой нагрузки посредством рефинансирования являются облигационные займы [2]. Как показывает анализ (таблица 2), средняя купонная ставка по региональным займам колеблется около 7%. В тоже время средняя ставка по коммерческим кредитам, предоставленным Правительству Ивановской области, составляет порядка 9%. Преимуществом облигаций является возможность привлекать кредитные средства на больший срок по сравнению с кредитами коммерческих банков [3]. В основном, регионы привлекают либо короткие (до года), либо среднесрочные кредиты (3 года). В свою очередь, с помощью обли-
Купонные ставки по региона
гаций заемные средства привлекаются на срок до 10 лет. Кроме того, облигационный займ, с помощью инструмента амортизации, позволяет оптимизировать график погашения долга [4]. Таким образом, рефинансируя банковские кредиты облигационным займом и привлекая новые заемные средства с помощью облигаций, Ивановская область может оптимизировать долговую нагрузку, что значительно снизит финансовые риски. В отличие от кредитов коммерческих банков, которые чаще всего погашаются в конце срока, по облигационным займам предусмотрена возможность частичного долгосрочного погашения номинала облигации (основного долга) [5]. График амортизационных выплат можно сформировать таким образом, чтобы выплаты не совпадали с пиками погашения по уже имеющемуся долгу, сокращая риски рефинансирования и, одновременно, сокращая дюрацию выпуска, что позитивно оценивается инвесторами [6]. Зачастую, в условиях негативной рыночной конъюнктуры, эмитент облигаций имеет возможность выкупить часть бумаг с рынка (через брокера) по цене ниже номинала, т.е. по сути, погасить меньший объем долга, чем был изначально привлечен.
Таблица 2 м облигационным займам в РФ[11]
№ п/п Название облигационного займа Дата погашения Доходность Цена Частота выплат , раз в год
1. Облигационный заем Ярославской области, 35013 RU35013YRS0, RU000A0JUQF8 24.09.2019 5,80% 103,89 4
2. Облигационный заем Самарской области, 35009 RU35009SAM0, RU000A0JU2H5 31.07.2020 5,80% 102,48 4
3. Облигационный заем Красноярского края, 34010, RU34010KNA0, RU000A0JVS10 10.09.2019 7,00% 106,5 4
4. Облигационный заем Краснодарского края, 34005 RU34005KND0, RU000A0JVZE0 27.11.2018 7,20% 104,2 4
Окончание табл. 2
5. Облигационный заем Республики Хакасия, 35006 RШ5006HAK0, RU000A0JWXQ7 02.11.2023 8,50% 113,67 4
6. Облигационный заем Нижегородской области, 35011 RU35011NJG0, RU000A0JWLD0 22.06.2023 7,30% 110,98 4
7. Облигационный заем Ярославской области, 34012 (RU34012YRS0, RU000A0JU0W8 13.07.2018 7,30% 100,05 4
8. Облигационный заем Кемеровской области, 35002 RU35002KEM0, RU000A0ZYB40 26.09.2024 7,40% 104 4
9. Облигационный заем Калининградской области, 35002 RU35002KLN0, RU000A0ZYKU8 17.12.2024 7,70% 102,25 4
10. Облигационный заем Воронежской области, 34007 RU34007VRO0, RU000A0JUWK6 14.10.2019 7,40% 104,8 4
11. Облигационный заем Республики Карелия, 34016 RU34016KAR0, RU000A0JU1V8 29.01.2019 7,60% 100 4
12. Облигационный заем Красноярского края, 34013 RU34013KNA0, RU000A0ZYCM2 03.10.2024 7,40% 103,06 4
13. Облигационный заем Нижегородской области, 34009 RU34009NJG0, RU000A0JU3B6 26.08.2020 7,30% 100,9 2
14. Облигационный заем Удмуртской республики, 35002 RU35002UDM0, RU000A0JWT91 19.09.2026 7,50% 119,5 4
15. Облигационный заем Белгородская область, 35008 RU35008BEL0, RU000A0JUQB7 21.06.2021 6,20% 104,25 4
16. Облигационный заем Нижнего Новгорода, 34002 RU34002NNV1, RU000A0ZYJ00 05.12.2022 7,10% 104 4
17. Облигационный заем Республики Башкортостан, 34008 RU34008BAS0, RU000A0JU674 18.09.2020 7,70% 100,51 4
18. Облигационный заем Удмуртской республики, 35001 RU35001UDM0, RU000A0JU740 01.10.2020 7,50% 100,07 2
19 Облигационный заем Ставропольского края, 34002 RU34002STV0, RU000A0JU9G2 04.11.2020 1,70% 108,99 4
20. Облигационный заем Республики Коми, 35011 RU35011KOM0, RU000A0JUN81 27.11.2019 7,20% 103,6 4
21. Облигационный заем Новосибирской области, 34018 RU34018ANO0, RU000A0ZYBD3 27.09.2022 6,10% 107 4
По словам ВРИО губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского: «программы по реструктуризации госдолга и рефинансировании коммерческих кредитов до 2024 года позволят высвободить три миллиарда рублей», что составляет около 10% от доходов
Можно отметить, что размеры государственной поддержки бизнеса в Ивановской области относительно невелики. С другой стороны, определенная стабильность расходов на развитие предприятий ведет к тому, что из года в год прибыль предпринимателей регулярно увеличивается. При этом эффект от поддержки бизнеса, выраженный в собираемом налоге на прибыль организаций, на порядок превосходит расходы областного бюджета. Поэтому можно однозначно положительно оценить программу государственной поддержки бизнеса в Ивановской области, отметив при этом, что расширение этой программы положительно скажется на экономике региона.
Увеличение финансирования государственной поддержки бизнеса в Ивановской области возможно за счет участия Ивановской области в программах по реструктуризации госдолга и рефинансировании коммерческих кредитов, а также за счет выпуска тиража государственного облигационного займа. В первую очередь необходимо рассчитать экономию от участия Ивановской области в
Ивановской области [10]. Соответствующим образом увеличится поддержка предприятий Ивановской области, в том числе на развитие их экспортного потенциала. Оценить эффективность поддержки бизнеса в Ивановской области можно на основании таблицы 3.
программах по реструктуризации госдолга и рефинансировании коммерческих кредитов, а также за счет выпуска тиража государственного облигационного займа. Также необходимо оценить динамику увеличения прибыли ивановских предприятий и поступления налога на прибыль. Для этого воспользуемся моделью Миллера-Орра [7] (результаты приведены в табл.4).
Максимальный эффект, выраженный в поддержке предпринимательства в Ивановской области, достигается за счет высвобождения средств от участия в программах по реструктуризации госдолга и рефинансировании коммерческих кредитов. При этом увеличение финансирования государственной поддержки бизнеса за счет эмиссии облигаций государственного займа также значительно и, как и прочие меры поддержки, дает существенный эффект в виде увеличения налоговых сборов. Также следует отметить, что улучшение условий ведения бизнеса позволяет улучшить социальную обстановку в регионе, повысить средний уровень заработной платы, снизить безрабо-
Таблица 3
Эффективность поддержки бизнеса в Ивановской области в 2014-2017 гг.
31.12.2014 31.12.2015 31.12.2016 31.12.2017
Размеры государст-
венной поддержки 268 405 228 240 181 555 281 305
бизнеса (тыс. руб.)
Прибыль предприятий (тыс. руб.) 15 662 283 13 553 233 22 536 989 23 698 372
Налог на прибыль 2 819 211 2 439 582 4 056 658 4 265 707
(тыс. руб.)
тицу, улучшить социальную привлека- тельность региона.
Таблица 4
Экономический эффект от участия Ивановской области в программах реструктуризации государственного долга (тыс. руб)
Мероприятие 2018 г. 2019 г.
Дополнительное финансирование программы поддержки предпринимательства за счет участия в программах по реструктуризации госдолга и рефинансировании коммерческих кредитов 3 094 359 3 200 000
Дополнительное финансирование программы поддержки предпринимательства счет облигационного займа 150 000 157 000
Прирост прибыли предприятий Ивановской области 2 100 000 2300 000
Рост поступлений от уплаты налога на прибыль 420 000 460 000
Проблема размеров государственного долга регионов уже не первый год находится под пристальным федерального центра. Очевидно, целью снижения его размера является предоставление дополнительного источника финансирования развития экономики страны в целом и отдельных регионов в частности. Ивановская область, при поддержке федерального бюджета и использования такого финансового инструмента, как облигационный займ, может добиться значительного роста финансового содействия развитию предпринимательства в регионе, что самым благоприятным образом скажется на экономической ситуации, доходах бюджета Ивановского края, социальной обстановке в области.
ЛИТЕРАТУРА
1.Закон Ивановской области от 05.11.2008 N 130-03 "О государственном долге Ивановской области" (принят Ивановской областной Думой 23.10.2008) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.cfo-info.com/okrug10e /raюnvs/ read7fdhhra.htm
2. Золотарева Г.И., Смородинова Н.И.. Бюджетная система Российской Федерации: учебник . М.: КноРус, 2016. 232 с.
3.Мохнаткина Л. Б. Государственный и муниципальный долг : учеб. пособие. М. : ИН-ФРА-М, 2015. 151 с.
4. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы : учеб. для вузов по специальности "Государственное и муниципальное управление." 3-е изд. М. : ИНФРА. М, 2013. 393 с.
5. Нешитой А.С. Финансы и кредит. М.: Дашков и К, 2013. 576 с.
6. Ракитина И. С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для академического бакалавриата . М. : Издательство Юрайт, 2018. 333 с.
7. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под общей редакцией Т. М. Ковалевой. М.: КНОРУС, 2016. 168 с.
8. Голышева Е.Е.. Роль малого бизнеса в экономике ивановской области // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. №4(52). 2017. С. 42-48.
9. Рычихина Н.С.. Инновационная реструктуризация в управлении развитием социально-экономических систем // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. №3(43). 2015. С.122-125.
10.Рычихина Н.С.. Оценка эффективности многоэтапной реструктуризации в динамике развития социально-экономических систем // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. №4 (48).2016.С.63-67.
11. Выпуск облигаций субъектами РФ и муниципальными образованиями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/ StaticHtml/File/16979/150817 19.PDF.
Рукопись поступила в редакцию 26.04.2018
JEL code: H63, H70, H74
REFINANCING OF THE PUBLIC DEBT OF THE IVANOVO REGION AS A SOURCE OF SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP IN THE REGION
A.. Skotnikov, O.A Smirnova
The problem of the state debt of the Ivanovo region, possible ways of solving the problem on the basis of the program of the Ministry of Finance of the Russian Federation for restructuring the public debt of the regions of the Russian Federation, as well as using debt instruments on the basis of a regional bonded loan are considered. The program of restructuring the public debt of the regions of Russia is analyzed. The main directions and limitations of this program are revealed. The dynamics of the state debt of the Ivanovo region, its share in the regional budget revenues, has been studied. The main advantages of the state bonded loan in the context of the current financial state of the regions of the Russian Federation are singled out. The analysis of the current state of the market of government bonds of regions, the size of loans, coupon rates, bond prices was carried out. Economic effect of introduction of the offered actions for support of business in region is calculated.
Key words: state debt, commercial credit, restructuring program, bonded loan, business support program.
References
1. Zakon Ivanovskoj oblasti ot 05.11.2008 N 130-OZ "O gosudarstvennom dolge Ivanovskoj oblasti" (pri-nyat Ivanovskoj oblastnoj Dumoj 23.10.2008) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://archive.cfo-info.com/okrug10e/rajonvs/read7fdhhra.htm
2. Zolotareva G.I., Smorodinova N.I..Byudzhetnaya sistema Rossijskoj Federacii: uchebnik . M.: KnoRus, 2016. 232 s.
3. Mohnatkina L. B. Gosudarstvennyj i municipal'nyj dolg : ucheb. posobieyu M. : INFRA-M, 2015. 151 s.
4. Myslyaeva I. N. Gosudarstvennye i municipal'nye finansy : ucheb. dlya vuzov po special'nosti "Gosu-darstvennoe i municipal'noe upravlenie." 3-e izd. M. : INFRA - M, 2013.393 s.
5. Neshitoj A.S. Finansy i kredit. M.: Dashkov i K, 2013. 576 s.
6. Rakitina I. S., Berezina N.N. Gosudarstvennye i municipal'nye finansy : uchebnik i praktikum dlya aka-demicheskogo bakalavriata . M. : Izdatel'stvo YUrajt, 2018. 333 s.
7. Finansy, denezhnoe obrashchenie i kredit: uchebnik / pod obshchej redakciej T. M. Kovalevoj. M.: KNORUS, 2016. 168 s.
8. Golysheva E.E.. Rol' malogo biznesa v ehkonomike ivanovskoj oblasti. Sovremennye naukoemkie tekh-nologii. Regional'noe prilozhenie. №4(52). 2017. S. 42-48.
9. Rychihina N.S.. Innovacionnaya restrukturizaciya v upravlenii razvitiem social'no-ehkonomicheskih sis-tem . Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie. №3(43). 2015. S. 122-125.
10. Rychihina N.S.. Ocenka ehffektivnosti mnogoehtapnoj restrukturizacii v dinamike razvitiya social'no-ehkonomicheskih system. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie. №4 (48).2016.S.63-67.
11. Vypusk obligacij sub"ektami RF i municipal'nymi obrazovaniyami [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/16979/150817_19.PDF.