Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ДЕНЬГИ / ЗАЙМЫ / ГОСУДАРСТВО / КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потяева М.В.

В статье исследованы особенности осуществления государственных заимствований. Показана роль заимствований в современной макроэкономической ситуации. Выявлены проблемы и методы управления государственным долгом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF GOVERNMENT BORROWING

In the article the features of government borrowing. The role of borrowings in the macroeconomic situation. Identified problems and methods of public debt management.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ»

производственной гибкости.

Использованные источники:

1. Cash in king. Управление денежными потоками организации: сборник статей / [Под ред. А. Федорова] - М.: Актион-медиа, 2012. - 144 с.

2. Лукасевич И.Я. Управление денежными потоками : учебник / И.Я. Лукасевич, П.Е. Жуков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. -160 с.

УДК 336.3

Потяева М.В. аспирант

Международная академия бизнеса и новых технологий

Россия, г. Ярославль ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЗАИМСТВОВАНИЙ

Ключевые слова. Экономика, деньги, займы, государство, кредит.

Аннотация. В статье исследованы особенности осуществления государственных заимствований. Показана роль заимствований в современной макроэкономической ситуации. Выявлены проблемы и методы управления государственным долгом.

Potyaeva Marina V.

Graduate student

International Academy of business and new technologies (Yaroslavl) FEATURES OF GOVERNMENT BORROWING

Key words. Economy, money, loans, government, loan.

Abstract. In the article the features of government borrowing. The role of borrowings in the macroeconomic situation. Identified problems and methods of public debt management.

В настоящее время экономический кризис затронул разные слои населения. Поэтому роль государства имеет огромное значение для поддержания стабильности в обществе и выполнения функций, возложенных на него Конституцией РФ. Главным наполнителем бюджета Российской Федерации остаются налоговые сборы, однако в кризисные времена, когда организации испытывают спад в своей деятельности, обеспечить сбалансированность бюджетов различных уровней оказывается невозможным. Исходя из вышесказанного, государство обязано искать новые способы пополнения бюджета Российской Федерации.

Наиболее простой и быстрый способ решения бюджетных проблем -государственные и муниципальные заимствования, осуществляемые в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств [1]. Особенно роль госзаймов возрастает в периоды военных действий [2].

Анализ практики развития государственных финансов показал, что в

современном мире значительно повышается важность государственных заимствований, обеспечивающих бесперебойность обеспечения возрастающих государственных функций. Это обусловлено тем, что в современной рыночной модели социальной системы происходит постоянное усиление затратных направлений бюджетных расходов, когда объем бюджета государства достигает такого уровня, который становится предельным по отношению к возможностям его налогового обеспечения.

Современная макроэкономическая ситуация в российской экономике, когда происходит постоянный рост государственных расходов, а налоговая система далека от оптимального уровня, активизирует развитие заемной политики. Этому способствует и то, что Россия в последнее время значительно приблизилась к модели развития финансов западных стран, основу которой составляет реформирование бюджетной и налоговой политики, а также законодательное разграничение государственных расходов по уровням бюджетной системы.

Состояние заимствований имеет несколько принципиальных особенностей, которые обусловлены недостаточным уровнем развития финансового рынка, что накладывает определенную дополнительную нагрузку на процедуру заимствования и требует учета взаимовыгодности этих отношений, как необходимого условия выполнения функций по привлечению капитала. Это положение усиливает значение стимулирующей функции заемного механизма для обеих сторон денежно-кредитных отношений [3].

На сегодняшний день на первый план в долговой политике выдвигаются процессы, связанные с субфедеральными и муниципальными заимствованиями посредством выпуска в обращение ценных бумаг, что обусловлено наличием предпосылок и социально-экономической основы формирования рынка региональных займов, которые обусловлены наличием в экономике регионов двух взаимообусловленных тенденций: объективной потребности региональной власти в дополнительных ресурсах, с одной стороны, и наличием временно свободных денежных средств у физических и юридических лиц, с другой стороны. Это создает возможность для осуществления заимствований региональными органами власти с привлечением средств владельцев временно свободного капитала с выгодой для них, выраженной в форме процентов по займам.

Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит сразу два определения государственного заимствования субъекта Российской Федерации. Согласно статьи 6 государственное заимствование субъекта Российской Федерации - это передача в собственность субъекта Российской Федерации денежных средств, которые этот субъект обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Согласно же статьи 90 государственные заимствования субъектов Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства данного субъекта Российской

Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств. Данные определения не соответствуют друг другу (второе определение явно шире первого, так как включает в заимствование и предоставление гарантий по чужим займам).

Неточность определения, данного статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заключается в том, что при займе заемщик обязан возвратить не те денежные средства, которые он получил от займодавца, а лишь сумму денег, эквивалентной взятой взаймы. Этим договор займа отличается от договора хранения. Неточность определения, данного статьей 90 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заключается в том, что в данном определении в заимствование включены гарантии, предоставленные субъектом Российской Федерации по возврату чужого займа. Между тем, давая такую гарантию, сам субъект Российской Федерации никаких денег не получает, а сами заем и гарантия - это разные виды обязательств.

Отмечу, что государственные займы - это кредитные отношения между государством и физическими или юридическими лицами, в результате которых государство получает определенную сумму денежных средств на установленный срок за оговоренную плату. По праву эмиссии займы делятся на займы, выпускаемые центральным правительством, и займы, выпускаемые местными органами управления. Около 70% всех заимствований приходится на займы центрального правительства.

По месту размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние. Внутренний заем выпускается в национальной валюте и размещается внутри страны. Внешний заем заключается на иностранном денежном рынке в национальной или иностранной валюте. В середине 1980-х годов на долю внутренних займов приходилось в Японии 86%, Италии -90%, Франции - 92%, Великобритании - 95%. По доходности займы делятся на процентные и лотерейные. Держатели облигаций процентного займа получают равными долями ежегодно твердый доход по установленной процентной ставке. Проценты платятся по купонам, предъявляемым к оплате в обусловленное при выпуске займа время. Держатели облигаций лотерейных займов получают всю сумму дохода в момент погашения облигаций, при этом доход выплачивается только по выигранным облигациям [4].

По срокам погашения выделяют текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные государственные займы. Текущие займы выпускаются на срок от 3 месяцев до года, краткосрочные -от 1 до 2-3 лет, среднесрочные - от 2-3 до 10 лет, долгосрочные - от 5-10 до 40-50 лет. Наиболее распространенная форма текущего долга государства -казначейские векселя, выпускаемые сроком на 91 день для покрытия кассового дефицита бюджета. Выпуск и погашение казначейских векселей осуществляют эмиссионные банки.

По методу размещения займы подразделяются на добровольные и принудительные. Принудительные, как правило, выпускаются в военное

время. Государственные же займы, кредиты, гарантии - обычно добровольная сделка. Различают облигационные и безоблигационные государственные займы. Внутренние займы, размещаемые на рынке ссудного капитала, как правило, оформляются государственными облигациями. Займы правительства у сберегательных касс и внешние межправительственные займы обычно облигациями не оформляются и называются безоблигационными.

Государственный кредит является формой движения капитала. При осуществлении внешних заимствований он выступает как проявление мирового финансового капитала. Задача органов государственного управления в экономике - эффективно использовать заёмные средства и не допускать больших значений государственных заимствований, т.к. это может привести к зависимости от мегакапитала [5].

Использованные источники:

1. Коречков Ю.В. Государственный и муниципальный кредит. Учебное пособие / Ярославль, 2016. С.7.

2. Коречков Ю.В. Военные расходы России в XIX веке // Экономика и социум. 2016. № 11-1 (30). С. 734-737.

3. Коречков Ю.В. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие / Редактор, корректор А.А. Смыслова; Компьютерная верстка А.А. Смыслова; Дизайн обложки Е. Кабанова. Ярославль, МУБиНТ. 2016. С.58.

4. Коречков Ю.В. Современная финансовая система и финансовая политика. Ярославль, МУБиНТ. 2016. С.12.

5. Коречков Ю.В. Америкократия как паразитическая форма мегакапитала // Экономика и социум. 2016. № 1 (20). С. 523-526.

УДК 005.95/.96

Приходченко Ю.Н. студент 4 курса факультет «Менеджмента» научный руководитель: Петрюк О.А.

Академия ИМСИТ Россия, г. Краснодар, Краснодарский край

Prikhodchenko Julia N. 4th year student Faculty of «Management» Scientific adviser: O. Petryuk.

Academy of IMSIT Russia, Krasnodar, Krasnodar Territory ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ФНС

РОССИИ

Аннотация: государственная кадровая политика, задачи государственной кадровой политики, методы налогового администрирования, основные сдерживающие факторы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.