Прокурорский надзор за соблюдением бюджетного законодательства в процессе эмиссии и обслуживания субфедеральных и муниципальных облигаций
Михина Елена Геннадьевна,
кандидат юридических наук, преподаватель, кафедра уголовного права и процесса, Институт права и национальной безопасности, ТГУ им. Г.Р. Державина E-mail: [email protected]
Актуальность статьи вызвана ростом долговой нагрузки бюджетов разного уровня и необходимостью повышенного внимания вопросам соблюдения законности при управлении государственным долгом в субъектах Российской Федерации. Цель статьи заключается в выработке предложений по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в процессе эмиссии и обслуживания субфедеральных государственных облигаций.
В статье представлен анализ структуры и тенденции долговых обязательств субъектов Российской Федерации. На примере Тамбовской области проведен анализ долговой политики региона в части применения субфедеральных облигаций, дана оценка законности региональных нормативных актов, высказаны предложения по организации прокурорского надзора на данном направлении.
Ключевые слова: прокурорский надзор, законность, бюджетное законодательство, государственный долг, государственные ценные бумаги, субфедеральные облигации, управление государственным долгом, бюджетные ограничения
S2
сэ см о см со
Надзор за соблюдением бюджетного законодательства является одним из важнейших направлений надзорной деятельности органов прокуратуры.
Пунктом 8 приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 195 от 07.12.2007 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина» прокурорам предписано в сфере экономики сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов о собственности, предпринимательской деятельности, бюджетного и налогового законодательства. При этом, в целях защиты интересов участников экономической деятельности предложено максимально использовать потенциал прокурорской системы.
Согласно размещенным на сайте Генеральной прокуратуры статистическим данным1 в 2019 году выявлено 110 278 нарушений бюджетного законодательства, в целях устранения которых принесено 13848 протестов, направлено 4308 исков или заявлений в суд, внесено 31397 протестов, по постановлениям прокуроров привлечено к административной ответственности 1522 лица, направлено материалов для рассмотрения вопроса об уголовном преследовании в порядке - 1530. Похожие показатели имели место в 2018 году с динамикой роста числа нарушений на 1,5%.
Наиболее часто по результатам надзорных мероприятий выявляются нарушения законодательства, связанные с нецелевым и неэффективным расходованием бюджетных средств, их хищением, присвоением, растратой, несоблюдением установленных процедур формирования, утверждения и исполнения бюджета, а также государственных и муниципальных программ, национальных и региональных проектов, непринятие должных мер по исполнению доходной части, особенно по собственным неналоговым доходам, незаконное отчуждение государственного и муниципального имущества, недостоверное планирование и прогнозирование доходов и расходов бюджета, влекущее последующие существенные корректировки параметров бюджета и невозможность выполнения принятых обязательств по государственным и муниципальным контрактам, невыполнение государственных и муниципальных заданий, не исполнение требований по оценке эффективности
1 Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2019 г. - Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - Режим доступа: https:// genproc.gov.ru/stat/data/1795898/ (дата обращения 25.02.2020)
реализации государственных и муниципальных программ, а также нарушения бюджетных правил, связанных с образованием и погашением долговых обязательств бюджетов.
В последние годы особое внимание Советом Федерации Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Министерством финансов России, органами власти субъектов Российской Федерации, контрольно-счетными палатами и комиссиями уделяется вопросам снижения долговой нагрузки бюджетов, повышения долговой надежности, сокращения затрат на обслуживание государственного (муниципального) долга, недопустимости возникновения перманентных кассовых разрывов, изменению структуры долга, путем снижения доли коммерческих кредитов.
В ноябре 2016 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялось заседание Межрегионального банковского совета на тему: «Долговая нагрузка бюджетов субъектов Российской Федерации и их сбалансированность как важный фактор устойчивости финансовой системы», в ходе которого В.И. Матвиенко отметила: «В 2016 году сумма задолженности регионов превысила два триллиона рублей. Долг увеличился в 65 регионах, а в некоторых субъектах он вырос в несколько раз...Перспектива банкротства некоторых субъектов Федерации перестаёт быть призрачной, что несёт в себе прямую угрозу устойчивости финансовой системы государства»1.
На заседании межрегионального банковского Совета были даны рекомендации по повышению финансовой стабильности регионов и использованию механизмов выпуска региональных и муниципальных ценных бумаг.
Аналогичный подход нашел отражение в разработанной Минфином РФ программе «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг.»2., которая определяла, что заемная политика государства должна быть направлена на достижение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, дальнейшее развитие внутреннего рынка долгового капитала, государственных облигационных займов, роста экономики и диверсификации ее структуры.
По данным Минфина РФ по состоянию на 1 февраля 2020 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах превысил 92% и составил 9 255 945 млн руб., при общем объеме внутреннего государственного долга 10 092 034 млн руб.3
1 «Председатель СФ провела заседание Межрегионального банковского совета, посвященное вопросам долговой нагрузки бюджетов субъектов РФ» - Новости от 06.09.2016 г. -Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - Режим доступа: http://council.gov. ru/events/news/71356/ (дата обращения 25.02.2020).
2 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 г.г. - Официальный сайт Минфина РФ - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ perfomance/public_debt/policy/ (дата обращения 25.02.2020)
3 Государственный внутренний долг Российской Феде-
рации. - Официальный сайт Минфина РФ. - Режим доступа:
Основными держателями государственных облигаций выступают российские кредитные организации, которые осуществляют вложения бумаги облигационных займов преимущественно в целях выполнения нормативов краткосрочной ликвидности и реализации краткосрочных стратегий инвестирования.
В 2016-2019 годах наряду с облигациями федеральных займов (далее - ОФЗ) как источники покрытия бюджетного дефицита стали активно использоваться субфедеральные и муниципальные облигационные займы.
Структура внутреннего государственного долга регионов изменилась и по итогам 2019 года при общем долге всех региональных бюджетов 2 031 818 млн руб. около 30% составляют облигационные займы.
Согласно аналитической информации Минфина РФ4 для финансирования дефицита региональных бюджетов размещены ценные бумаги на сумму 588 602 млн руб., из них 165 млрд руб. приходится на ЦФО: субфедеральные облигации выпущены городом Москва (30 млрд руб.), Белгородской (12,9 млрд руб.), Курской (1,17 млрд руб.), Липецкой (5,8 млрд руб.), Московской (82,75 млрд руб.), Орловской (5 млрд руб.), Тамбовской (8,1 млрд руб.), Тверской (0,5 млрд руб.) областями. Не прибегали к эмиссии облигационных займов Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тульская, Ярославская области.
Весьма активно данный финансовый инструмент использовали органы исполнительной власти в Приволжском (112 млрд руб.) и Сибирском Федеральных округах (117 млрд руб.). По состоянию на конец 2019 года 43 региона не реализовали себя в роли эмитентов долговых ценных бумаг. При этом половина субъектов Российской Федерации предприимчиво использует данный способ привлечения инвестиций.
В муниципальном секторе экономики облигационные займы не получили широкого распространения и по итогам 2019 года в структуре совокупного муниципального долга заняли менее 6%.
Таким образом, проведенный анализ показал, что облигационные займы являются вторым по объемам поступлений источником покрытия дефицита региональных бюджетов, уступающим пальму первенства только межбюджетным кредитам.
С учетом изложенного, вопросы проверки законности размещения, оборота и обслуживания субфедеральных облигационных займов приоб-
l^ttps://www.minfin.ш/ш/perfomance/puЫic_debt/intemal/(дата обращения 25.02.2020)
4 «Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 февраля 2020 г.» - Официальный сайт Минфина РФ. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/su bdbt/2020/?id_65=129691-obem_i_struktura_gosudarstvennogo_ dolga_subektov_rossiiskoi_federatsii_i_dolga_munitsipalnykh_ obrazovanii_na_1_fevralya_2020_g. / (Дата обращения: 25.02.2020)
5 -о
сз
<
ретают особую актуальность в рамках надзорной и правотворческой деятельности органов прокуратуры.
При этом основные надзорные мероприятия надлежит сосредоточить на уровне региональных прокуратур, поскольку в муниципальных образованиях рассматриваемый финансовый инструмент применяется редко.
Для оценки состояния законности в анализируемой сфере необходимо не только знать бюджетное законодательство, но и хорошо ориентироваться в происходящих на поднадзорной территории финансово-экономических процессах, уметь анализировать причины образования дефицита бюджета и эффективность долговой политики. В связи с чем, возникают объективные сложности, для преодоления которых требуются немалые усилия.
Следует иметь в виду, что порядок и условия эмиссии ценных бумаг, в том числе конкретного выпуска, регулируются нормативными актами соответственно регионального или муниципального уровня.
Именно на этапе проверки законности проектов нормативных актов прокурор сталкивается с необходимостью формирования своей правовой позиции по этому вопросу.
Облигация - это эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от лица, её выпустившего (эмитента облигации), в оговорённый срок её номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента. Также облигация может предусматривать право держателя на получение процента(купона) от её номинальной стоимости либо иные имущественные права.
По субфедеральным облигациям эмитентом выступает субъект Российской Федерации, по муниципальным - муниципалитет.
Более десяти лет (с 1998 по 2019 гг.) правовое регулирование рассматриваемых правоотношений осуществлялось Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.1998 № 136-ФЗ, который утратил силу в августе 2019 года.
Федеральный закон от 02.08.2019 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных — и муниципальных ценных бумаг» в целях консоли-2 дации бюджетного законодательства Российской Федерации дополнил Бюджетный кодекс Россий-° ской Федерации новой главой «Эмиссия и образа щение государственных (муниципальных) ценных
бумаг»1, положения которой в значительной мере перенесены из Федерального закона № 136-ФЗ с включением некоторых новелл.
В силу статьи 121.5 БК РФ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация утверждают Генеральные условия эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг (далее - Генеральные условия) в форме соответственно нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и правового акта местной администрации.
Генеральные условия в обязательном порядке включают следующую информацию: вид ценных бумаг, форм выпуска ценных бумаг, срочность бумаг (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), валюта обязательств, особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности.
Для выпуска облигаций принимается отдельный нормативный правой акт субъекта Российской Федерации или правовой акт местной администрации, устанавливающий (ст. 121.6 Бюджетного кодекса РФ) условия эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг. Кроме того в условиях эмиссии подлежит раскрытию информация о бюджете заемщика (объем доходов, безвозмездных поступлений, межбюджетных трансфертов, расходов, затрат на обслуживание государственного (муниципального) долга и др.), о суммарном объеме долга заемщика на дату утверждения условий эмиссии, об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года.
Рассмотрим процесс правового регулирования выпуска облигационных займов на примере Тамбовской области.
Администрацией Тамбовской области как высшим исполнительным органом 01.07.2016 принят нормативный акт - постановление № 714 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных облигаций Тамбовской области»2. Генеральные условия утверждены уполномоченным органом в пределах предостав-
1 Федеральный закон от 02.08.2019 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [Электронный ресурс]// Правовая система Консультант плюс- Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_330680/ (дата доступа 26.02.2020).
2 Постановление администрации Тамбовской области от 1 июля 2016 года № 714 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных облигаций Тамбовской области» [Электронный ресурс]// Правовая система «Гарант» - Режим доступа: https://base.garant.rU/42865936/#friends. (дата доступа 26.02.2020).
ленной компетенции. Нормативный акт опубликован в установленном порядке.
По структуре и содержанию данный документ в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства, содержит все необходимые элементы правового регулирования, определяет общий порядок эмиссии, особенности обращения и погашения государственных облигаций Тамбовской области
Администрация области наделила финансовое управление правом выступать от имени Тамбовской области эмитентом облигаций в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением (учетом). К выпуску доступны краткосрочные (менее 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) или долгосрочные (от 5 до 30 лет) ценные бумаги.
Управление финансов Тамбовской области как уполномоченный орган 4 июля 2016 года издало приказ № 85 «Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных облигации Тамбовской области 2016 года в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга»1 (далее - Условия эмиссии). Изучение нормативного акта показало, что Условия эмиссии разработаны в соответствии с Генеральными условиями. Доходом по Облигациям является фиксированный купонный доход, а также разница между ценой реализации (погашения) и ценой покупки. Погашение номинальной стоимости Облигаций осуществляется частями в даты, установленные в Решении об эмиссии.
С учетом требований федерального и регионального законодательства областью в 2016 и 2017 годах трижды проводился выпуск облигационных займов на общую сумму 8,1 млрд руб. В 2018 и 2019 годах эмиссии долговых бумаг не было.
Для выхода на финансовый рынок Тамбовская область получила оценку кредитно-рейтингового агентства «АКРА», которая была присвоена на уровне ВВВ +, прогноз «Стабильный».
Государственные облигации Тамбовской области 2016 года на сумму 1,6 млрд руб., выпущены на 7 лет. Организаторами займа выступили: АО ВТБ Капитал, ПАО «Совкомбанк». По результатам букбилдинга установлена купонная ставка в размере 9,60% годовых. Погашение номинальной стоимости облигаций намечено на 23 декабря 2020 года, 22 декабря 2021 года, 21 декабря 2022 года, 20 сентября 2023 года по 25% номинальной стоимости облигаций2.
1 Приказ финансового управления Тамбовской области от 04.07.2016 № 85 «Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных облигации Тамбовской области 2016 года в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга» [Электронный ресурс]// Правовая система «Гарант» -Режим доступа: https://base.garant.ru/ base.garant.ru/42866046/ (дата доступа 26.02.2020).
2 Итоги размещения государственных облигаций Тамбов-
ской области 2016 года в форме документарных ценных бумаг
В июле 2017 года на ПАО «Московская Биржа» осуществлено размещение облигационного займа Тамбовской области с фиксированным купонным доходом и амортизацией на сумму 3,5 млрд рублей со сроком обращения 7 лет. По результатам букбилдинга ставка купона установлена в размере 8,40% годовых. По выпуску предусмотрено 27 купонных периодов. Погашение номинальной стоимости облигаций запланировано на 15 октября 2021 года, 14 октября 2022 года 13 октября 2023 года, 12 июля 2024 года равными частями по 25% номинальной стоимости облигаций3.
В декабре 2017 года область выпустила третий за анализируемый период облигационный заем на сумму 3 млрд рублей со сроком обращения 8 лет. Ставка купонного дохода - 8% годовых.
Погашение номинальной стоимости облигаций должно быть выполнено частями: 10 декабря 2021 года, 09 декабря 2022 года; 08 декабря 2023 года, 06 декабря 2024 года - 10% номинальной стоимости облигаций; 05 декабря 2025 года -60%.
Анализ сведений о сроках погашения облигаций показывает, что долговая нагрузка по данному виду бюджетных обязательств в 2021-2023 годах составит 1 575 млн руб. (не считая расходов на выплату купонных доходов).
Согласно размещенной Финансовым Управлением Тамбовской области информации об итогах эмиссии дюрация облигаций, то есть период до момента полного возврата капиталов, вложенных инвестором в приобретение этой ценной бумаги, составляет 4,3 г., 4,5 г. и 5,3 г. соответственно хронологии выпусков. Таким образом, уже в 2021 году расходы региона на обслуживание облигаций и выплату купонного дохода превысят сумму полученного займа.
Действующее в настоящее время бюджетное законодательство позволяет при расчете размера государственного долга учитывать только номинальную сумму первоначально заимствованных денежных средств и не включать полные сведения о предстоящих купонных, процентных или иных выплатах.
Так, согласно закону о бюджете области на 2020 год и плановый период и Программе государственных внутренних заимствований Тамбовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов государственный внутренний долг области - 19 млрд руб., из них 8,1 млрд руб. -облигационные займы, 7,1 млрд руб. - кредиты
на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга [Электронный ресурс]- Официальный сайт Финансового управления Тамбовской области. - Режим доступа: https://fin.tmbreg.ru/assets/files/PublicDebt/obligatsyi/ itogi_
razmescheniya.doc/ (дата обращения 27.02.2020) Ю
3 Итоги размещения государственных облигаций Тамбов- И
ской области 2017 года в форме документарных ценных бу- И
маг на предъявителя с фиксированным купонным доходом Е
и амортизацией долга [Электронный ресурс]- Официальный К
сайт Финансового управления Тамбовской области. - Режим §
доступа: https://fin.tmbreg.ru/assets/files/PublicDebt/obligatsyi/ а
2017/informatsyonnyi_memorandum_2017.docx (дата обращения К
02.03.2020). А
коммерческих банков, 3,7 млрд руб - бюджетные кредиты.
Сведения о расходах по обслуживанию государственного долга и процентных платежах по кредитам и облигационным займам в параметры расчета государственного долга не включены и составляют более 1,5 млрд руб. ежегодно.
Законом области о бюджете на 2020 года и плановый период 2021-2022 годов предусмотрен выпуск облигационных займов еще на сумму 4,6 млрд руб. в 2020 году.
Складывающаяся в области ситуация привела к снижению в 2019 году кредитного рейтинга региона. Изменение прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области обусловлено невысокими темпами роста налоговых и неналоговых доходов бюджета, динамика которых не позволяет снижать относительную долговую нагрузку при условии роста расходной части бюджета.
Абсолютный размер долга Области продолжает увеличиваться с 9,7 млрд руб. в 2010 году до 19 млрд руб. на 01.01.2020 года.
Бюджет региона по прогнозам аналитиков еще сохраняет способность отвечать по своим долгам.
В тоже время, данные вопросы требуют постоянного внимания так как возникновение проблем с рефинансированием долговых обязательств бюджета может привести к невозможности своевременного обслуживания долга. Как следует из заключения рейтингового агентства АКРА от 27 ноября 2019 года максимальная доля долга, подлежащая рефинансированию, приходится на 2022 год и составляет 25%.
Однако, после завершения рейтинговой оценки в декабре 2019 года Тамбовская область заключила 4 государственных контракта о предоставлении банковских кредитов на общую сумму 1,74 млрд руб.
Следует отметить, что в 2019 году, имея схожие параметры бюджета и долговой нагрузки, Магаданская область получила падение кредитного рейтинга и ряд нерешенных финансово-бюджетных проблем, стремительно перетекающих из экономической плоскости в юридическую и требующих повышенного внимания органов прокуратуры.
При общих доходах бюджета в сумме 38,7 млрд руб. и размере внутреннего долга в сумме 14,3 млрд руб. в 2019 году Магаданская область провела пять аукционов, направленных на получение банковских кредитов, но не смогла привлечь финансирование. Регионом допущены нарушения правил реструктуризации бюджетных кредитов в 2019 году и сохраняется риск их повторного нарушения. Просроченная кредиторская задолженность составила 3,7 млрд руб. С учетом изложенного, выпуску ценных бумаг на 1 млрд руб. со сро-— ком погашения 25.12.2022 присвоен кредитный 2 рейтинг на уровне ВВВ- и статус старшего необеспеченного долга1.
о _
ем -
ео 1 АКРА подтвердило кредитный рейтинг Магаданской обла-
^ сти на уровне ВВВ-^и), прогноз «Стабильный», и ее облига-
Подобная ситуация возникла в республике Мордовия. Соотношение бюджетного дефицита и текущих доходов региона стабильно отрицательное, баланс текущих операций также отрицателен, что свидетельствует о потребности в привлечении долга для финансирования текущих расходов и для обслуживания долговых ценных бумаг. на 83млрд руб.2
В свою очередь Новгородская область в 2015 году допустила дефолт по субфедеральным ценным бумагам.
Рост долговой нагрузки влечет отвлечение значительного объема бюджетных средств на обслуживание государственного внутреннего долга, поэтому важно выяснять причины и условия способствующие возникновению данной ситуации.
Ежегодно значительный объем бюджетных средств в регионе направляется на инвестиционные программы, поддержку развития агропромышленного комплекса, субсидирование юридических лиц.
Инвестиционные и программные расходы обуславливают возникновение дефицита бюджета и рост государственные внутренних заимствований. В тоже время бюджетное законодательство не рассматривает облигации государственного займа в качестве инструмента инвестиционного развития и допускает их использование только для покрытия дефицита бюджета.
Выводы
1. Принятые меры по совершенствованию бюджетного законодательства (консолидация правовых норм, регулирующих выпуск государственных ценных бумаг, введение процедуры оценки состояния долговой устойчивости субъектов, конкретизация требований по раскрытию информации) активизировали использование субфедеральных облигационных займов, в тоже время изменение структуры долга далеко не во всех регионах было сопряжено с его сокращением. Долговая нагрузка бюджетов многих регионов продолжает оставаться высокой, возникают риски невыполнения обязательств и нарушения действующих бюджетных правил, соглашений о реструктуризации, снижения финансовой устойчивости.
2. Облигации государственного займа субъектов Российской Федерации являются инструментом долговой политики и в силу законодательства не подлежат использованию в качестве средства инвестиционного развития регионов.
3. При осуществлении прокурорского надзора в рассматриваемой сфере наряду с оценкой законности нормативных актов о порядке и услови-
ций - на уровне ВВВ-^и) - Официальный сайт рейтингового агентства АКРА - Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/ press-releases/1450 (дата обращения 05.03.2020)
2 АКРА подтвердило кредитный рейтинг Республики Мордовия и ее облигаций на уровне В^и), статус «Рейтинг на пересмотре - развивающийся» - Официальный сайт рейтингового агентства АКРА - Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/ press-releases/1682 (дата обращения: 05.03.2020).
ях выпуска государственных облигаций, особого внимания требуют вопросы соблюдения процедур размещения ценных бумаг, регулярной публикации информации, подлежащей обязательному раскрытию, соблюдения требований бюджетного законодательства о пределах государственного долга, соответствие принятых финансовым органом региона решений условиям долговой политики субъекта Федерации.
Литература
1. Кудрявцева С.А. Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, виды и формы долговых обязательств / С.А. Кудрявцева // Финансы и управление. - 2016. - № 1. -С.100-116.
2. Вороная А.А. Анализ и пути решения общих проблем управления государственным долгом в субъектах РФ / А.А. Вороная, С.Н. Сол-даткин // Наука и образование: новое время. -2018. - № 2. - С. 226-233.
3. Королева М.Л. Оптимизация долговой стратегии субъекта Российской Федерации (на примере Костромской области) / М.Л. Королева, В.С. Терещенко // Управление социально-экономическими системами - КГУ. - Кострома: КГУ - 2017. - № 1.
4. Абрамов А.Е. Российский финансовый рынок: факторы развития и барьеры роста / А.Е. Абрамов. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2017. - 202 с.
5. Королева М.Л. Государственный долг субъектов Российской Федерации: состояние и проблемы// Вестник Волжского государственного университета имени В.Н. Татищева. - 2019. -№ 3, т. 2. - С179-184.
PROSECUTOR'S SUPERVISION OF COMPLIANCE WITH BUDGET LEGISLATION IN THE PROCESS OF ISSUING AND SERVICING SUB-FEDERAL AND MUNICIPAL BONDS
Mikhina E.G.
TSU G.R. Derzhavina
The relevance of this article is due to the fact that the problem of public debt management in the subjects of the Russian Federation requires special attention in the conditions of increasing debt load of budgets of different levels.
The purpose of the article is to develop proposals for the organization of Prosecutor's supervision of compliance with the law in the process of issuing and servicing sub-Federal government bonds. The article presents an analysis of the structure and trends of debt obligations of the subjects of the Russian Federation. On the example of Tambov region the analysis of debt policy of the region in the application of sub-Federal bonds, assessed the legality of the regional regulations, the proposals on the organization of Prosecutor's supervision in this area.
Keywords: Prosecutor's supervision, legality, budget legislation, public debt, government securities, sub-Federal bonds, public debt management, budget restrictions
References
1. Kudryavtseva S.A. Government debt of the constituent entity of the Russian Federation: concept, types and forms of debt obligations / S.A. Kudryavtseva // Finance and Management. -2016. - No. 1. - P. 100-116.
2. Voronaya A.A. Analysis and solutions to common problems of public debt management in the constituent entities of the Russian Federation / A.A. Voronaya, S.N. Soldatkin // Science and education: new time. - 2018. - No. 2. - P. 226-233.
3. Queen M.L. Optimization of the debt strategy of the subject of the Russian Federation (on the example of the Kostroma region) / M.L. Queen, V.S. Tereshchenko // Management of socioeconomic systems - KSU. - Kostroma: KSU - 2017. - No. 1.
4. Abramov A.E. The Russian financial market: development factors and growth barriers / A.E. Abramov. - M.: Publishing house of the Institute of Gaidar, 2017. - 202 p.
5. Queen M.L. The public debt of the constituent entities of the Russian Federation: state and problems // Bulletin of the Volga State University named after V.N. Tatishchev. - 2019. - No. 3, t.2. - P. 179-184.