Научная статья на тему 'Проблемы уголовно-правовых санкций в Китае: современное состояние и перспективы развития'

Проблемы уголовно-правовых санкций в Китае: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС КНР / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КЛАССИЧЕСКАЯ КРИМИНАЛЬНАЯ ШКОЛА / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАКАЗАНИЕ / ОПАСНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОПРАВКИ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ САНКЦИЯ / CRIMINAL LAW OF CHINA / CRIMINAL CONCEPT / CLASSICAL SCHOOLS OF CRIMINAL LAW / CRIMINAL RESPONSIBILITY / PENALTY / PERSONAL DANGEROUSNESS / AMENDMENT TO CRIMINAL LAW / CRIMINAL SANCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лун Чанхай

Уголовный кодекс КНР 1997 г. предусматривает, что преступление может быть совершено в форме действия или бездействия. Понятие преступления основано на доктрине классической криминальной школы, считающей, что только поведение человека является объектом оценки уголовного права. Объектом наказания в уголовном праве Китая выступает такое поведение людей, которое наносит вред общественным отношениям. В соответствии с этим лицу, совершившему общественно опасное деяние, грозит уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом. Уголовное наказание основная форма реализации уголовной ответственности. Бурный экономический рост Китая сопровождается не только процветанием общества, но и беспрецедентными угрозами и проблемами. В случае возникновения новых проблем в современном китайском обществе требуется внесение необходимых изменений в китайское уголовное законодательство. Однако при использовании деяния (действия или бездействия) в качестве основного критерия возникает масса проблем. В соответствии с этим в Уголовном кодексе КНР постепенно закрепляются уголовно-правовые санкции, основанные на критериях опасного состояния. В 2011 г. «Поправки к УК КНР № 8» утвердили новый вид уголовно-правового запрета. В 2014 г. «Поправки к УК КНР № 9» включили в Кодекс норму о запрете заниматься профессиональной деятельностью. Эти две законодательные новеллы направлены не на наказание, они носят превентивный характер. Основными тенденциями реформы уголовно-правовых санкций Китая стали изменение традиционной модели уголовных санкций, в которой доминируют наказания, и добавление к ней системы мер безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of criminal sanctions in China: Current situation and prospects

China’s penal code of 1997 is based on behavioral criminal law. The definition of crime is grounded in the theory of the classical schools of criminal law which believed that only the outside behavior of people should be subject to criminal law evaluation. The object of punishment in criminal law is precisely the behavior that endangers the society. Correspondingly, when the actor carries out behaviors that endanger society, they should bear criminal responsibility according to the provisions of the criminal code. Punishment is the main form of criminal responsibility in China. China’s social prosperity and unprecedented risks and challenges precede the country’s rapid economic growth and China’s criminal law must be changed accordingly. The criminal law concepts of classical schools, based on “behavior,” are facing a series of dilemmas in using criminal law to fight crime and protect human rights. In light of this, the criminal sanctions by the standards of Personal Dangerousness have been gradually strengthened in the Chinese criminal code. The Criminal Law Amendment (8) added the regulation on provisions of Criminal Restraining order in 2011. The Criminal Law Amendment (9) added the occupational prohibition system in 2014. Both systems are not aimed at punishing committed crimes, but at the prevention of unexpected crimes. The basic trend of China’s criminal sanction reform is to change the traditional criminal sanction function, which mainly focuses on punishment, and to increase the security sanction system accordingly.

Текст научной работы на тему «Проблемы уголовно-правовых санкций в Китае: современное состояние и перспективы развития»

УДК 343.9 Вестник СПбГУ Право. 2020. Т. 11. Вып. 1

Проблемы уголовно-правовых санкций в Китае: современное состояние и перспективы развития*

Чанхай Лун

Университет Внутренней Монголии (Китай),

Китайская Народная Республика, 010021, Хух-Хото, ул. Дасюеси, 235

Для цитирования: Чанхай Лун. 2020. «Проблемы уголовно-правовых санкций в Китае: современное состояние и перспективы развития». Вестник Санкт-Петербургского университета.

Право 1: 173-179. https://doi.org/10.21638/spbu14.2020.112

Уголовный кодекс КНР 1997 г. предусматривает, что преступление может быть совершено в форме действия или бездействия. Понятие преступления основано на доктрине классической криминальной школы, считающей, что только поведение человека является объектом оценки уголовного права. Объектом наказания в уголовном праве Китая выступает такое поведение людей, которое наносит вред общественным отношениям. В соответствии с этим лицу, совершившему общественно опасное деяние, грозит уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом. Уголовное наказание — основная форма реализации уголовной ответственности. Бурный экономический рост Китая сопровождается не только процветанием общества, но и беспрецедентными угрозами и проблемами. В случае возникновения новых проблем в современном китайском обществе требуется внесение необходимых изменений в китайское уголовное законодательство. Однако при использовании деяния (действия или бездействия) в качестве основного критерия возникает масса проблем. В соответствии с этим в Уголовном кодексе КНР постепенно закрепляются уголовно-правовые санкции, основанные на критериях опасного состояния. В 2011 г. «Поправки к УК КНР № 8» утвердили новый вид уголовно-правового запрета. В 2014 г. «Поправки к УК КНР № 9» включили в Кодекс норму о запрете заниматься профессиональной деятельностью. Эти две законодательные новеллы направлены не на наказание, они носят превентивный характер. Основными тенденциями реформы уголовно-правовых санкций Китая стали изменение традиционной модели уголовных санкций, в которой доминируют наказания, и добавление к ней системы мер безопасности.

Ключевые слова: Уголовный кодекс КНР, преступление, классическая криминальная школа, уголовная ответственность, наказание, опасное состояние, поправки к Уголовному кодексу, уголовно-правовая санкция.

1. Введение

Уголовно-правовые санкции — составная часть уголовного права. В современном мире в связи с различной социальной обстановкой и расхождениями во взглядах относительно уголовно-правовых санкций существуют разные модели

* Исследование представляет собой промежуточный итог работы по гранту для молодых ученых по гуманитарным и социальным наукам Министерства образования КНР 2015 г. «Исследование преступлений экстремистского характера в России: рецепция регулирования» (№ 15У[С820037).

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020

их построения. По нашему мнению, действующая в Китае монистическая модель построения уголовно-правовых санкций постепенно сменяется дуалистической моделью сочетания наказания и мер безопасности. Далее рассмотрим различные взгляды ученых и законодателей на вопросы сущности уголовно-правовых санкций в Китае.

2. Основное исследование

2.1. Монистическая модель уголовно-правовых санкций, основанная на преступном деянии. Всекитайским собранием народных представителей КНР был пересмотрен и усовершенствован Уголовный кодекс (далее — УК) 1979 г. («Ф^АКЛМШ^ (1979)». Дата обращения 21 января, 2019. http://www. chinalawedu.com/lvshi/AAA635949214532/5_3957.shtm). Можно сказать, что Уголовный кодекс 1997 г. (« (1997) ». Дата обращения 21 января, 2019. http://www.people.com.cn/item/faguiku/xingf/R1010.html) построен на понятии деяния (действия или бездействия). Согласно ст. 13 УК КНР 1997 г., «преступлением является общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Признаками преступления выступают общественная опасность, противоправность и наказуемость. Данное определение преступления основано на доктрине классической криминальной школы, считающей, что только поведение человека представляет собой объект оценки уголовного права. Независимо от того, являются ли действия какого-либо лица преступлением, понятие преступления должно основываться на четко выраженных положениях уголовного права. Объектом наказания в уголовном праве считается такое поведение людей, которое наносит вред общественным отношениям.

Объектом уголовно-правовой оценки служит только деяние, а не лицо, совершившее это деяние. Согласно теории классической школы уголовного права, человек — это абстрактный и здравомыслящий субъект со свободой воли. Разумный человек способен соразмерять «удовольствие» при совершении преступного деяния и «страдания» от последующего наказания. В случае если «страдание» от наказания сильнее, чем «удовольствие» от преступления, лицо со свойственным ему стремлению к благоприятным условиям решит не совершать общественно опасное деяние во избежание «страдания».

Согласно концепции уголовного права, для уголовно-правовой оценки деяния важно, свободна ли воля человека при совершении данного деяния. В соответствии с этим лицу, совершившему общественно опасное деяние, грозит уголовная ответственность, предусмотренная уголовным кодексом. Уголовное наказание — основная форма реализации уголовной ответственности. Лицо подлежит такой ответственности только в том случае, если оно совершает общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом. Подобные лица должны быть способны в соответствии с законодательством нести уголовную ответственность.

Уголовной ответственности не подлежат невменяемые и лица, не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность (УК КНР установил два возрастных предела уголовной ответственности — 14 и 16 лет).

Оба УК КНР (и 1979 г., и 1997 г.) придерживаются концепции преступного деяния. Запрещенные уголовным законодательством общественно опасные деяния

караются соответствующим наказанием, предусмотрены пять основных и четыре дополнительных вида наказаний. К основным видам наказания относятся общественный надзор, арест, срочное заключение, пожизненное заключение и смертная казнь; дополнительными видами наказания являются штраф, лишение политических прав, конфискация имущества; к иностранным правонарушителям может применяться высылка из страны. Перечисленные виды наказания — важнейшая форма выражения уголовно-правовых санкций в действующем УК Китая.

2.2. Общество риска и корректировка уголовно-правовых санкций. С возникновением общества риска китайское общество также сталкивается с новыми угрозами. Благодаря политике реформ и открытости Китай добился заметного экономического и социального развития. Но бурному экономическому росту, наряду с процветанием общества, сопутствуют беспрецедентные угрозы и проблемы. Задачами уголовного права выступают борьба с преступностью и защита прав граждан. В случае возникновения новых проблем в современном китайском обществе требуется внести необходимые изменения в китайское уголовное законодательство. Однако при использовании уголовного права для борьбы с преступностью и защиты прав человека с деянием в качестве основного критерия преступления возникает масса проблем.

Прежде всего применение мер уголовного наказания недопустимо в отношении невменяемых лиц и лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Но в отношении таких лиц необходимо принять соответствующие меры обеспечения общественной безопасности. К тому же при совершении отдельных преступлений может быть назначена исключительная мера наказания — смертная казнь, которая не может достичь цели исправления правонарушителя и его возвращения к нормальной жизни в обществе. Для обеспечения безопасности общества при назначении наказания необходимо учитывать тяжесть совершенного преступления. Некоторые преступники, отбывшие срок заключения, представляют общественную опасность, на основании чего к ним следует применять превентивные меры воздействия. Существующие проблемы побудили законодателя внести ряд изменений в систему уголовно-правовых санкций Китая.

В соответствии с этим в УК КНР постепенно закрепляются уголовно-правовые санкции, основанные на критериях опасного состояния.

В уголовном праве Китае утверждаются критерии учета опасного состояния личности при конструировании уголовно-правовых санкций. Законодательный орган, приняв во внимание современную обстановку и появление преступлений террористической направленности, а также организованных преступных групп (Гао Минсюань 2012, 525), расширил применение специального рецидива. В 2011 г. «Поправками к УК КНР № 8» (« Ф^АКЛМЯШ^Ш (Л)». Дата обращения 10 февраля, 2019. http://www.npc.gov.cn/npc/c12488/201102/4d23bb93aae74fe98 028Аае68527899^Ыт1) преступления террористической направленности, а также связанные с деятельностью преступных организаций преступления были включены в систему специального рецидива. В ст. 66 УК КНР установлено: «Лицо, совершившее преступление против государственной безопасности, террористический акт, преступление в составе организованной группы, отбывшее наказание либо амнистированное, в случае повторного совершения в любое время данного пре-

ступления рассматривается как рецидивист». Основанием для сурового наказания лица выступает именно его опасное состояние.

В 2011 г. «Поправки к УК КНР № 8» утвердили новый вид уголовно-правового запрета: «При назначении наказания в виде надзора в соответствии с обстоятельствами совершения преступления разрешается одновременный запрет осужденным заниматься определенной деятельностью, посещать определенные местности и районы, конкретные места, общаться с определенными лицами» (ч. 2 ст. 38 УК). В период условного осуждения приговоренным в зависимости от обстоятельств преступления может быть запрещено вести отдельные виды деятельности, посещать определенные места и зоны (территории), а также вступать в контакты с отдельными лицами (ч. 2 ст. 72 УК). Положения этих двух норм представляют собой новую систему уголовно-правовых запретов в Китае. В 2014 г. «Поправки к Уголовному кодексу КНР № 9» (« Ф^А(А)». Дата обращения 12 февраля, 2019. http://www.npc.gov.cn/npc/c12488/201508/9bded7f9cb6449c5a84e41 0ec6da0d5a.shtml) включили в Кодекс норму о запрете заниматься профессиональной деятельностью: «Осужденному за преступление с использованием должностного положения или в нарушение специальных требований по профессиональной обязанности народный суд, учитывая обстоятельства совершения преступления и потребности предупреждения преступности, может запретить заниматься соответствующей профессией в течение трех-пяти лет со дня отбытия наказания или условно-досрочного освобождения» (ст. 37-1 УК КНР).

Положения уголовно-правового запрета и запрета заниматься профессиональной деятельностью дополняют первоначальные уголовно-правовые санкции в Китае. Включение этих запретов в УК КНР вызвало много споров, и в китайской правовой науке сформировались три основные точки зрения. Первая из них состоит в том, что две вышеупомянутые системы представляют собой системы наказаний, они также увеличивают бремя ответственности лица, совершившего общественно опасное деяние, и никак не меняют суть наказания. Второе мнение заключается в том, что две новые системы выступают не системами наказаний, а условиями исполнения наказаний, и их включение в УК КНР — лишь инновация в реализации прежнего наказания. Третья точка зрения относит их к мерам безопасности (Лун Чанхай 2015).

Китайское правительство полагает, что уголовно-правовой запрет и запрет заниматься профессиональной деятельностью нельзя считать мерами безопасности, они только различаются способами применения существующего наказания (Сюй Инян 2011). По нашему мнению, эти две системы направлены не на наказание, они носят превентивный характер. Критерии применения двух указанных систем — не действия преступника, а его опасное состояние. Введение критериев опасного состояния доказывает, что рассматриваемые системы относятся к мерам безопасности. Наличие положений об уголовно-правовом запрете и запрете заниматься профессиональной деятельностью свидетельствует, что монистическая модель, признающая лишь наказание, постепенно сменяется дуалистической моделью, сочетающей наказание и меры безопасности.

3. Выводы

Обозначим основные перспективы развития китайской системы уголовно-правовых санкций. В новых социальных условиях для защиты прав человека, более эффективной борьбы с преступностью и поддержания социальной безопасности необходима реформа указанной системы.

Во-первых, дуалистическая система применения наказания или мер безопасности занимает господствующее положение в научных кругах уголовного права Китая. Направленные в будущее меры безопасности связаны со степенью потенциальной опасности преступника для общества, и поэтому дуалистическую модель следует признать более рациональной. В связи с этим большинство китайских специалистов уголовного права — сторонники дуалистической системы реализации уголовной ответственности, т. е. применения наказания и мер безопасности. Это подтверждает разницу между наказанием и мерами безопасности, а также возможность включения мер безопасности в уголовный закон.

Во-вторых, исходя из международного опыта, многие страны мира ввели двойную систему уголовно-правовых санкций, где наряду с наказанием применяются меры безопасности. Система безопасности появилась как результат обобщения опыта борьбы с преступностью. Возникновение новой теории уголовного права связано с расхождением между теорией классической школы уголовного права и реальной статистикой преступлений.

Несмотря на то что система мер безопасности встретила некоторые препятствия, ее основные идеи постепенно принимаются все большим числом стран. Успешный опыт использования двойной системы уголовно-правовых санкций в международном сообществе, несомненно, станет ориентиром для реформы системы уголовно-правовых санкций Китая.

В конечном счете основная тенденция реформы уголовно-правовых санкций Китая состоит в изменении традиционной модели уголовных санкций, в которой доминируют наказания, и в добавлении к ней системы мер безопасности. Это станет основной моделью реформы уголовно-правовых санкций Китая. Исследования китайских специалистов по уголовному праву, посвященные включению мер безопасности в УК КНР, осуществляются уже много лет и привели к значимым результатам. Итоги теоретических исследований несомненно повлияют на законодательство и судебную практику Китая. В настоящее время установление в УК КНР уголовно-правового запрета (например, запрета встречаться с кем-либо или посещать определенные места), запрета заниматься профессиональной деятельностью, принудительного лечения осуществляется под девизом «без упорядочения названий нет систематического закрепления». В дальнейшем необходимо произвести точное разделение наказания и мер безопасности и включить меры безопасности в специальную главу УК наравне с наказанием (Лю Женвэн 2019).

Реформа модели уголовно-правовых санкций Китая — необходимое условие гарантии социальной безопасности. В то же время использование существующих мер безопасности (уголовно-правовой запрет, запрет заниматься профессиональной деятельностью и т. д.) обеспечит охрану прав преступников, восстановление справедливости и равенства в обществе.

Библиография

«ЬЖ0Ш 2019 ^3^40„ http://bjrb.bjd.com.cn/html/2019-03/04/content_8749026.htm [Женвэн, Лю. 2019. «Изменение ориентации системы уголовных санкций». Пекинская ежедневная газета. Дата обращения 5 апреля, 2019. http://bjrb.bjd.com.cn/ html/2019-03/04/content_8749026.htm].

Ш«ШШт№>, <Ш0Ш 2011 ^5 ^40о [Инян, Сюй. 2011. «Правильное применение уголовно-правового запрета, обеспечение эффективности незаключенной уголовно-правовой санкции». Прокурорская газета. 04.05.2011. Дата обращения 2 апреля, 2019. http://jcrb.com].

2012 ^с [Минсюань,

Гао. 2012. Рождение, развитие и совершенствование уголовного закона Китайской Народной Республики. Пекин: Издательство Пекинского университета].

«^^f'J» 2015 [Чанхай, Лун 2015. «Уголов-

но-правовой запрет и обратная сила уголовного закона». Искание истины 2: 87-92].

Статья поступила в редакцию 18 апреля 2019 г., рекомендована в печать 15 ноября 2019 г.

Контактная информация:

Чанхай Лун — канд. юрид. наук (Россия), д-р юрид. наук (Китай), проф.; longchanghai@yandex.ru, haichanglong@126.com

The problem of criminal sanctions in China: Current situation and prospects*

ChanghaiLong Inner Mongolia University,

235, West Road of University, Hohhot, 010021, China

For citation: Changhai Long. 2020. "The problem of criminal sanctions in China: Current situation and prospects". Vestnik of Saint Petersburg University. Law 1: 173-179. https://doi.org/ 10.21638/spbu14.2020.112

China's penal code of 1997 is based on behavioral criminal law. The definition of crime is grounded in the theory of the classical schools of criminal law which believed that only the outside behavior of people should be subject to criminal law evaluation. The object of punishment in criminal law is precisely the behavior that endangers the society. Correspondingly, when the actor carries out behaviors that endanger society, they should bear criminal responsibility according to the provisions of the criminal code. Punishment is the main form of criminal responsibility in China. China's social prosperity and unprecedented risks and challenges precede the country's rapid economic growth and China's criminal law must be changed accordingly. The criminal law concepts of classical schools, based on "behavior," are facing a series of dilemmas in using criminal law to fight crime and protect human rights. In light of this, the criminal sanctions by the standards of Personal Dangerousness have been gradually strengthened in the Chinese criminal code. The Criminal Law Amendment (8) added the regulation on provisions of Criminal Restraining order in 2011. The Criminal Law Amendment (9) added the occupational prohibition system in 2014. Both systems are not aimed at punishing

* The current study is supported by an MOE (Ministry of Education in China) Youth Foundation Project of Humanities and Social Sciences titled with "The Research on the Governance of Extremist Crimes of Russia and its Reference" (Project No. 15YJC820037).

committed crimes, but at the prevention of unexpected crimes. The basic trend of China's criminal sanction reform is to change the traditional criminal sanction function, which mainly focuses on punishment, and to increase the security sanction system accordingly. Keywords: Criminal Law of China, Criminal Concept, Classical Schools of Criminal Law, Criminal Responsibility, Penalty, Personal Dangerousness, Amendment to Criminal Law, Criminal Sanctions.

References

Changhai, Long. 2015. "Criminal Restraining Orders and Retroactivity of Criminal Law". Qiu shi xue kan 2: 87-92. (In Chinese)

Mingxuan, Gao. 2012. Birth and Development of Criminal Law of the People's Republic of China. Beijing,

Beijing University Press. (In Chinese) Renwen, Liu. 2019. Reform Orientation of Criminal Sanctions System. Beijing ribao. Accessed April 5, 2019.

http://bjrb.bjd.com.cn/html/2019-03/04/content_8749026.htm. (In Chinese) Yingyan, Xu. 2011. Correct application of the relevant provisions of the Restraining order to ensure the effectiveness of non-custodial execution. Jian cha ribao 04.05.2011. Accessed April 2, 2019. http://jcrb. com. (In Chinese)

Received: April 18, 2019 Accepted: November 15, 2019

Author's information:

Changhai Long — PhD in Law (Russia), Dr. Sci. in Law (China), Professor; longchanghai@yandex.ru, haichanglong@126.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.