Научная статья на тему 'Проблемы уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров'

Проблемы уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / ПРЕКУРСОРЫ / PRECURSORS / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / NARCOTIC DRAGS / THE CRIMINAL-LEGAL COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суворова М.Ю.

В настоящей статье осуществляется анализ современного состояния ситуации в сфере потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, торговли наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами и прекурсорами и их незаконного оборота. Также в рамках настоящей статьи осуществляется уяснение проблем, существующих в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Суворова М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров»

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИХ

АНАЛОГОВ И ПРЕКУРСОРОВ

Суворова М.Ю. ©

Специальность Юриспруденция, направление Уголовное право и процесс, Институт государства и права, Тюменский государственный университет

Аннотация

В настоящей статье осуществляется анализ современного состояния ситуации в сфере потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, торговли наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами и прекурсорами и их незаконного оборота. Также в рамках настоящей статьи осуществляется уяснение проблем, существующих в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, уголовно-правовое противодействие.

Keywords: narcotic drags, psychotropic substances, precursors, the criminal-legal counteraction.

Наркотизм является одной из глобальных проблем человечества на протяжении длительного времени. Начиная с XX века такая проблема как наркотизм знакома и России.

Ввиду того, что проблема наркотизма является международной, нормативное правовое регулирование противодействия наркотизму осуществляется как на международном, так и на внутригосударственном (национальном) уровне.

К числу международных правовых актов следует отнести Конвенции, например Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. [1], Конвенцию о психотропных веществах[2], соглашения, принятые государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и многие другие.

К числу внутригосударственных (национальных) правовых актов относится Конституция РФ[3], Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ) [5], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [6], Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ " О наркотических средствах и психотропных веществах "[4] и др.

Новеллой УК РФ 1996 г. стало введение норм, предусматривающих уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров в качестве самостоятельных составов преступлений. Следует подчеркнуть, что ранее действовавший Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. [8] не содержал самостоятельных составов преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за немедицинское (без назначения врача) употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. [9, с. 259-261]

По данным Министерства здравоохранения и Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) в 2014 г. под диспансерное наблюдение с установленным диагнозом "наркомания" взято 21, 2 тыс. человек, что на 2, 1 тыс. человек больше, чем в 2013 г., когда под диспансерное наблюдение с установленным диагнозом "наркомания" было взято 18, 1 тыс. человек.

Что касается совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, то по данным

© Суворова М.Ю., 2016 г.

Росстата в 2015 г. было зафиксировано 53 212 преступлений, что на 3 309 преступлений меньше чем в 2014 г., когда было зафиксировано 56 521 преступление. [10]

На основании анализа ситуации, складывающейся в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, мы приходим к выводу о том, что уголовно-правовое противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров характеризуется значительным количеством проблем:

1) основополагающей проблемой уголовно-правового противодействия является высокая степень латентности, т.е. скрытости от учета правоохранительными органами, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Следует подчеркнуть, что учет всех преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров не представляется возможным, прежде всего ввиду появления принципиально новых форм их совершения. Например, в настоящее время известна и широко используется такая форма перевозки наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, когда наркокурьер глотает капсулу, содержащую наркотическое вещество, и беспрепятственно осуществляет его перевозку;

2) появление принципиально новых видов наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, не включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, употребление либо незаконный оборот которых не подпадают под действие норм УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. На наш взгляд, данная проблема относится к числу трудноразрешимых, так как разработка перечня видов наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, которые могут быть признаны таковыми и попасть в оборот не представляется возможным;

3) совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Мы полагаем, что эффективной мерой противодействия станет дополнение главы 6 КоАП РФ нормой, предусматривающей ответственность нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров иностранными гражданами. Включение аналогичной нормы в УК РФ не представляется возможным, т.к. субъектом правонарушения является иностранный гражданин. Если в отношении иностранного гражданина данная проблема разрешима, то в отношении лица без гражданства решение данной проблемы не представляется возможным, т. к. отсутствие гражданства предполагает отсутствие принадлежности к какому-либо государству, а, следовательно, к его юрисдикции;

4) не менее актуальной является проблема распространения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров среди молодого поколения, прежде всего школьников и студентов. Негативным явлением такого распространения является высокая степень угрозы здоровью молодого поколения, и, как следствие, существенное ухудшение демографической политики государства. Как показывает практика, нередко лица, не достигшие возраста 16 лет, вовлекаются в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, прежде всего потому, что в соответствии с нормами действующего УК РФ уголовная ответственность за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, наступает с 16 лет. В этой связи мы полагаем, что эффективной мерой уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров станет введение уголовной ответственности с 14 лет;

5) не менее значимой является проблема реализации мероприятий антинаркотической политики на местном уровне, т. е. на уровне муниципальных образований. Прежде всего, это выражается в отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по принятию мер,

направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров и их практическому применению на территории муниципального образования. В настоящий момент полномочием по принятию мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, наделены только РФ и субъекты РФ. Мы полагаем, что решением данной проблемы включение в перечень вопросов местного значения полномочия органов местного самоуправления по принятию мер, направленных на предупреждение, пресечение и противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров на территории муниципального образования;

6) отсутствие статистических данных о количестве лиц, взятых под диспансерное наблюдение с установленным диагнозом "наркомания" за 2015 г., что свидетельствует о высокой степени латентности не только преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, но и численности лиц, их употребляющих, ввиду чего большинство фактов незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров и их оборота остается уголовно ненаказуемым.

Несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" [7] утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики РФ, основополагающей целью которой является новых вызовов и угроз, а также консолидация усилий органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан РФ по пресечению распространения на территории РФ наркотических средств и психотропных веществ.

На основании проведенного исследования мы приходим к выводу о том, что, несмотря на достаточно высокий уровень правовой регламентации, а также систематическую разработку мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, по-прежнему не только сохраняется высокая степень угрозы здоровью населения и общественной нравственности, но и возникают новые угрозы.

Мы полагаем, что предложенные нами в рамках настоящей статьи решения существующих сегодня проблем в сфере уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров позволят снизить уровень наркотизации населения, и, как следствие, повысить уровень здоровья населения.

Литература

1. Конвенция Организации Объединенный Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) — Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации — Вып. XLVII. — М., — 1994. — С. 133-157

2. Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21.02.1971) — Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. — Вып. XXXV. — М., — 1981 — С. 416-434

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) — СЗ РФ — 2014 — № 31 — Ст. 4398.

4. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О наркотических средствах и психотропных веществах" — СЗ РФ — 1998 — № 2 — С. 219

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) — СЗ РФ — 1996 — № 25 — Ст. 2954.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) — СЗ РФ — 2002 — № 1 (ч. 1) — Ст. 1

7. Указ Президента РФ ОТ 09.06.2010 № 690 (РЕД. ОТ 01.07.2014) "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" — СЗ РФ — 2010 — № 24 — Ст. 3015

8. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. — Ведомости ВС РСФСР — 1960 — № 40 — Ст. 591. (утратил силу)

9. О.И. Сербина — Законотворчество в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо прекурсоры" // Вестник Нижегородской академии МВД России — 2013 — № 22 — С. 259-261.

10. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.