Е.А. Тараско
НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ
ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ: ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ
В современном мире, где возможно свободное перемещение капиталов, товаров и услуг, созданы реальные предпосылки для активного развития социально опасных явлений. Одной из самых серьезных проблем человечества в XXI в. является международно-правовая проблема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [1, с. 25].
Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, представляют высокую общественную опасность.
Еще в 1998 г. Совет по внешней и оборонной политике при Президенте Российской Федерации представил правительственным и законодательным органам доклад «Наркомания в России: угроза нации». В докладе рассматриваемая проблема оценивалась как бедствие, принявшее общенациональный характер. В докладе 2001 г. оценки были более жесткими: «Наркомания в России окончательно превратилась в масштабную общенациональную проблему, несущую прямую угрозу государству» [2, с. 23].
По сведениям, представленным главой наркоконтроля России В. Ивановым, «в 2001 г. на наркологическом учете стояло 496 тыс. человек. По учетным спискам 2007 г. из них практически никого не осталось: они умерли. Их место заняла новая молодежь, которая идет той же короткой дорогой жизни (6-7 лет)» [3].
Несмотря на то, что на протяжении незначительного промежутка времени уголовно-правовые нормы, направленные на противодействие преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, подвергались существенным изменениям, они все же нуждаются в дальнейшем научном осмыслении и совершенствовании.
Основные составы преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположены в главе 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Однако данная глава не содержит исчерпывающий перечень незаконных деяний в данной сфере. Так, предметом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ, также выступают наркотические средства и психотропные вещества. Здесь перед правоприменителем возникает серьезная проблема, касающаяся квалификации незаконных действий с наркотиками*, связанных с их перемещением через таможенную границу Российской Федерации.
На несовершенство конструкции ч. 2 ст. 188 УК РФ уже указывали такие ученые, как Б.В. Волженкин, П.С. Яни, Л.Д. Г аухман, М.Л. Прохорова и др. [4, с. 535; 5, с. 172; 6, с. 16-17; 7, с. 60-70].
Попробуем разобраться в проблеме, рассмотрев непосредственный объект контрабанды наркотиков и преступлений, связанных с их незаконным оборотом.
Некоторыми авторами контрабанда относится к таможенным преступлениям, т.е. посягающим на установленный законом порядок перемещения через таможенную границу товаров, предметов, транспортных средств и др. [8, с. 259; 9, с. 29].
Ю.И. Сучков определяет непосредственный объект контрабанды как «порядок перемещения грузов (товаров, ценностей или иных предметов) через государственную (таможенную) границу, установленный для обеспечения законной внешнеэкономической деятельности Российского государства, т.е. охраняемые уголовным законом общественные отношения, которые возникают между государственными органами власти и управления - с одной стороны, и предприятиями... физическими лицами - с другой стороны, в процессе перемещения грузов через таможенную границу при осуществлении внешнеэкономических связей с юридическими и физическими лицами иностранных государств» [10, с. 104-105].
Можно привести и иные точки зрения в отношении объекта контрабанды. Однако из уже изложенного становится очевидно, что основной акцент делается на соблюдении финансовых интересов государства. Стоит согласиться с мнением Т.М. Клименко, полагающей, что «говорить о финансовом интересе государства в отношении контрабанды наркотиков по меньшей мере не этично» [8, с. 264].
Б.В. Волженкин также относил контрабанду к преступлениям против установленного порядка внешнеэкономической деятельности. «.контрабанда, нарушая установленный порядок внешнеторговой деятельности, посягает на экономические интересы государства, его таможенную политику. В то же время, учитывая характер незаконно перемещаемых через таможенную границу предметов, можно признать, что контрабанда в ряде случаев (ч. 2 ст. 188) является посягательством на национальную и общественную безопасность, экологические, культурные и другие интересы России» [4, с. 535]. Данное обстоятельство нашло свое отражение в Модельном уголовном кодексе для государств - участников СНГ, в котором было предложено ответственность за контрабанду предусмотреть в главе «Преступления
против общественной безопасности», а экономическую контрабанду - в главе «Преступления против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности» [11].
Как видно, российским законодателем данное предложение принято не было. В связи с этим правоприменитель вынужден действия лица, осуществляющего незаконную перевозку наркотиков «из одного места в другое. в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного статьей 21 Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах” (п. 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.06.2006 № 14 “О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами”» [12; 13; 14]) квалифицировать по совокупности преступлений ч. 2 ст. 188 и ч. 1 или 2 ст. 228 УК РФ. То есть, лицо, перемещающее наркотики через границу РФ, подлежит уголовной ответственности дважды за одно и то же преступление, несмотря на то, что его умысел направлен на перевозку предмета преступления из одного пункта в другой. Это противоречит принципу справедливости, закрепленному в ч. 2 ст. 6 УК РФ.
Вместе с тем, как представляется, непосредственным объектом контрабанды наркотиков выступают не отношения в сфере экономической деятельности, а здоровье населения (как и для группы преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств [15, с. 115-119]).
Мы считаем, что ч. 2 ст. 188 УК РФ есть не квалифицированный состав контрабанды, а самостоятельное преступление: если субъект одновременно незаконно перемещает через таможенную границу РФ обычные предметы и предметы, указанные в ч. 2 ст. 188, он совершает два преступления и его действия необходимо квалифицировать по совокупности ч. 1 ст. 188 и ч. 2 ст. 188 УК РФ. Данное обстоятельство позволяет без ущерба для нормы, предусматривающей ответственность за контрабанду, исключить из нее перемещение через таможенную границу России наркотических средств и психотропных веществ, перенеся ответственность за данные незаконные действия в ч. 2 ст. 228 и ч. 3 ст. 228.1 УК РФ в качестве особо квалифицированных видов данных преступлений.
Также хотелось бы остановиться на предмете преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ. Согласно ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» на территории Российской Федерации установлен контроль и запрещен либо ограничен свободный оборот не только наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, но и их прекурсоров. Однако в качестве предмета указанного преступления прекурсоры не предусмотрены. На наш взгляд, данное упущение со стороны законодателя может привести к неверной квалификации контрабанды, поскольку все сомнения (неточности) трактуются в пользу виновного.
Понятие «прекурсоры» означает химические вещества, используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров и подлежащие контролю в соответствии с международными конвенциями ООН, международными договорами и национальным законодательством страны.
Таким образом, в целях повышения эффективности уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за незаконный оборот наркотиков, предлагаем внести следующие изменения в Уголовный кодекс РФ:
1) из части 2 ст. 188 УК РФ исключить ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
2) ответственность за указанные незаконные действия с перечисленными предметами предусмотреть в качестве особо квалифицирующих признаков в ч. 2 ст. 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» и в
ч. 3 ст. 228.1 УК РФ «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»;
3) в качестве предмета преступлений, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу России наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, предусмотреть также «прекурсоры» - химические вещества, используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ.
Литература
1. Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ на море // Наркоконтроль. 2009. № 1.
2. Каплунов В., Широков В. Уголовно-правовая политика в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков: нужны перемены // Законность. 2009. № 4.
3. Г ероин и капуста // Российская газета. 2008. 10 декабря.
4. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб., 2007.
5. Яни П.С. Уголовное право Российской Федерации: В 2-х т. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай. М., 2002. Т. 2.
6. Г аухман Л.Д. Преступления в сфере экономической деятельности М., 1998. Вып. 4.
7. Прохорова М.Л. К вопросу об объекте контрабанды наркотических средств и психотропных веществ // Общество, культура, преступность. Саратов, 2002.
8. Клименко Т.М. Объект и предмет контрабанды наркотиков // Пробелы в законодательстве и пути их преодоления: Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции 1415 сентября 2007 г. / Под ред. В.И. Каныгина, С.В. Изосимова, А.Ю. Чупровой. Н. Новгород, 2008.
9. Дорожков С. Преступления в сфере экономической деятельности. Общая характеристика // Закон и право. 2003. № 7.
10. Сучков Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. М., 2005.
11. Модельный уголовный кодекс для государств-участников СНГ // Правоведение. 1996. № 1.
12. Бюллетень Верховного суда РФ. 2006. № 8.
13. Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Российская газета. 2005. 13 мая.
14. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // http://chat-behigh.org/pravo/pravops.html
15. Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и сравнительно-правовой аспекты. М., 2000.