СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИХ АНАЛОГОВ И ПРЕКУРСОРОВ
Суворова М.Ю. ©
Специальность Юриспруденция, направление Уголовное право и процесс, Институт государства и права, Тюменский государственный университет
Аннотация
В настоящее статье рассматриваются теоретические аспекты становления и развития законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, уголовная ответственность.
Keywords: narcotic drags, psychotropic substances, precursors, criminal responsibility.
До XX века такое понятие как наркотические средства было практически не известно, в связи с чем отсутствовали какие-либо ограничения на производство и потребление наркотических средств.
Однако, уже в XX веке наркотические средства и их производство, а, следовательно, потребление, распространение и иные действия с наркотическим веществами, например их транспортировка, стали широко распространяться по всему миру. Уже в начале XX века в мире зафиксирован небывалый рост наркомании, в связи с чем возникла необходимость выработки мер, направленных на противодействие распространению наркомании.
Первое упоминание об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ содержится в Уголовном уложении 1903 г. (далее - Уложения), одна из глав которого посвящена "преступлениям и проступкам против постановлений, ограждающих народное здравие". Однако данная норма предусматривала уголовную ответственность за нарушение правил, установленных для продажи, хранения и употребления, прежде всего, психотропных веществ и сильнодействующих средств. В качестве оснований наступления уголовной ответственности рассматривались следующие обстоятельства: 1) продажа психотропных веществ и сильнодействующих средств лицам, не имеющим право на их покупку; 2) незаконное приобретение психотропных веществ и сильнодействующих средств; 3) нарушения правил приготовления или торговли психотропными веществами и сильнодействующими средствами. Следует предположить, что в данном случае речь идет о приготовлении и продаже лекарственных препаратов, содержащих психотропные вещества. Санкции, т. е. размер наказания, предусмотренный за совершение преступления, дифференцировались в зависимости от субъекта преступления.
Таким образом, под действие норм Уложения подпадало нарушение правил хранения, отпуска или использования психотропных веществ и сильнодействующих средств должностным лицом аптеки или производства, уполномоченным осуществлять надлежащий контроль за хранением, отпуском или использованием психотропных веществ и сильнодействующих средств, предусматривающее наличие специального субъекта преступления - должностного лица аптеки или производства. Вторая норма предусматривала уголовную ответственность за нарушение правил хранения, отпуска или использования лицом, имеющим право использования психотропных веществ и сильнодействующих средств. Третья норма предусматривала уголовную ответственность нарушение правил хранения психотропных веществ и сильнодействующих средств, предназначенных для
© Суворова М.Ю., 2016 г.
продажи или их продажи с нарушением, требований установленных требований, а именно при отсутствии лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Таким образом, нормами Уложения предусматривалась уголовная ответственность только за незаконные действия с психотропными и иными сильнодействующими, в том числе ядовитыми веществами. [10, с. 156-159]
Первые упоминания об уголовной ответственности за незаконные действия, а именно приготовление, хранение и сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ содержались в Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. (далее - УК РСФСР 1922 г.). В отличие от ядовитых и сильнодействующих веществ, наркотические средства были не так широко распространены для того, чтобы на них распространялись нормы Уголовного кодекса.
Однако в последующие годы распространение наркотических средств приобрело такие масштабы, что необходимость нормативного правового регулирования уголовной ответственности за незаконные действия с ними стала одной из наиболее актуальных проблем.
Так, УК РСФСР 1922 г. был дополнен нормой, предусматривающей уголовную ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта таких наркотических веществ как кокаин, морфий и др. В 1926 году в него была включена норма, предусматривающая уголовную ответственность за незаконные действия с опием, а в 1928 — с кокаином и его солями, гашишем, морфием и др. Следует предположить, что именно в это время в уголовно-правовом законодательстве появляются такие понятия как аналоги наркотических средств и их прекурсоры.
Несмотря на введение в УК РСФСР 1925 года норм, предусматривающих уголовную ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами количество незаконных операций и число лиц, незаконно употребляющих наркотические средства (немедицинское потребление) неуклонно росло, в связи с чем последующие редакции УК РСФСР систематически дополнялись новыми нормами, предусматривающими уголовную ответственность за незаконные действия с наркотическими веществами. Так, Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. был дополнен нормами, предусматривающими уголовную ответственность за нарушение правил, направленных на охрану народного здоровья, общественную безопасность и порядок.
В 1938 году Советом Народных Комиссаров РСФСР было принято Постановление о правилах потребления, сбыта и перевозки наркотических средств, а также ядовитых и сильнодействующих веществ. Принятие данного Постановления обусловило введение норм, предусматривающих уголовную ответственность за незаконный сбыт, хранение и перевозку наркотических средств. [9, с. 90-96]
По сравнению с предыдущими редакциями в УК РСФСР 1960 года [7] пределы уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров был значительно расширен. Это было обусловлено, прежде всего, ростом количества случаев незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также укреплением такого негативного социального явления как наркомания
В СССР различалось два направления развития законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Первое направление представляло собой регламентацию незаконных действий с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами и прекурсорами нормами Кодекса об Административных Правонарушениях СССР (далее - КоАП СССР) [8]. Однако, регламентация посредством норм КоАП СССР имела место быть только в случае малозначительности совершенного деяния. В остальных случаях регламентация осуществлялась нормами УК РСФСР 1960 года. Второе направление предусматривало применение к лицу, участвующему в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, уголовно-правовых норм, которые имели
место быть в том случае, если применение административно-правовых мер не оказывало на такое лицо должного влияния.
Новеллой УК РСФСР 1960 года стало введение положения, предусматривающего освобождение от уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами и прекурсорами, а именно хранение, перевозку или пересылку, лица, добровольно сдавшего наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры. [9, с. 96-100]
Дальнейшее развитие нормы уголовного законодательства, предусматривающие уголовную ответственность за незаконные оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, получили в нормах Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [5], принятого в 1996 году.
А в 1998 году был принят Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"[4], в соответствии с которым запрещалось немедицинское, т.е. без назначения врача потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
Следует подчеркнуть, что российская модель законодательного регулирования уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров аналогична советской модели. Иными словами, в настоящее время предусмотрено два направления развития законодательного регулирования — административное, осуществляемое посредством норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [6] и уголовное, осуществляемое посредством норм УК РФ.
Несмотря на то, что в настоящее время противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров осуществляется как на международном уровне, посредством действия Конвенции Организации Объединенный Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [1], Конвенция о психотропных веществах[2] и иных правовых актов международного уровня, так и на внутригосударственном (национальном) уровне посредством норм Конституции РФ[3], КоАП РФ, УК РФ и многочисленных законов, наркомания распространяется стремительно быстро, особенно среди несовершеннолетних.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что становление законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров представляет собой длительный исторический процесс, который берет свое начало в XXвеке и продолжается до настоящего времени.
Проведенный нами анализ современного состоянии ситуации, сложившейся в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров позволяет нам сделать вывод о необходимости модернизации законодательства, действующего в сфере антинаркотической политики РФ.
Мы полагаем, что одной из первых и наиболее эффективных по нашему мнению мер является ужесточение санкций за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также привлечение к уголовной ответственности с 14 лет.
Не менее эффективной на наш взгляд мерой станет привлечение не к административной, а к уголовной ответственности даже за малозначительные незаконные действия с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами и прекурсорами.
Мы полагаем, что предложенные нами мероприятия по модернизации действующего в сфере законодательного регулирования противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, если не искоренят, то хотя бы замедлят распространение наркомании на территории РФ.
Литература
1. Конвенция Организации Объединенный Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) — Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации — Вып. ХЬУП. — М., — 1994. — С. 133-157
2. Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21.02.1971) — Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. — Вып. XXXV. — М., — 1981 — С. 416-434
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) — СЗ РФ — 2014 — № 31 — Ст. 4398.
4. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О наркотических средствах и психотропных веществах" — СЗ РФ — 1998 — № 2 — Ст. 219
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) — СЗ РФ — 1996 — № 25 — Ст. 2954.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) — СЗ РФ — 2002 — № 1 (ч. 1) — Ст. 1
7. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. — Ведомости ВС РСФСР — 1960 — № 40 — Ст. 591. (утратил силу)
8. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях — Ведомости ВС РСФСР — 1984 — № 27 — Ст. 909. (утратил силу)
9. Загородников Н.И. Советское уголовное право. Общая и Особенная части. Учебник — М.: Юрид. лит. — 1975. — 568 с.
10. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. В 2 т. Т. 1 — Спб — 1902. — 380 с.