Научная статья на тему 'Российский и зарубежный опыт уголовного законодательства в сфере склонения к потреблению средств и веществ, представляющих угрозу здоровью населения'

Российский и зарубежный опыт уголовного законодательства в сфере склонения к потреблению средств и веществ, представляющих угрозу здоровью населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
887
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГРОЗА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ / THREAT TO PUBLIC HEALTH / НАРКОТИКИ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / НАРКОТИЗАЦИЯ / DRUGS / DRUG TRAFFICKING / ANESTHESIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семёнова Виктория Вячеславовна

В статье проанализированы нормы отечественного и зарубежного уголовного законодательства в сфере склонения к потреблению средств и веществ, представляющих угрозу здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian and foreign experience in the field of criminal law inducement to consume drugs and substances that pose a threat to public health

The article analyzes the norms of domestic and foreign criminal legislation in the field of inducing consumption of drugs and substances that pose a threat to health.

Текст научной работы на тему «Российский и зарубежный опыт уголовного законодательства в сфере склонения к потреблению средств и веществ, представляющих угрозу здоровью населения»

волит собрать необходимый перечень доказательств, подтверждающих вину правонарушителя, и, как следствие, вынудит правонарушителя признать свою вину еще до возбуждения уголовного дела. Зачастую лица, привлекаемые к ответственности, отрицают свою вину, т. к. еще не знают об имеющиеся у дознания доказательствах, подтверждающих обвинение. После проведения очных ставок и проведения показаний на месте позиция подозреваемого в признании своей вины мо-

жет окрепнуть и быть подтверждена иными доказательствами. Проведённая работа с правонарушителем ещё до возбуждения уголовного дела приведёт его (правонарушителя) к пониманию, что для него целесообразней, чтобы снизить негативные последствия, ходатайствовать о производстве дознания в сокращённой форме, что также будет способствовать более широкому применения на практике рассматриваемой сокращённой формы досудебного производства.

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-3 [Электронный ресурс]. — Сайт «Ваш гид в законодательстве Республики Беларусь». — Режим доступа: http://kodeksy.by/ugolovno-processualnyy-kodeks (дата обращения: 27.01.2017).

2. Качалова, О. В. Реализация принципов уголовно-процессуального права при ускоренных производствах II Lex russica. - 2015. - № 11. - С. 65-72.

3. Кищенков A.B. Упрощенные производства: проблемы теории, законодательного регулирования и правоприменения: дис. ... канд. юрид. наук. - Владивосток, 2010. - 222 с.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской Республики (утвержден Законом Азербайджанской Республики от 14 июля 2000 г. № 907-IQ) [Электронный ресурс]. - Сайт Управления Организации Объединённых Наций по наркотикам и преступности. - Режим доступа: http://www.unodc.org/tldb/ pdl7Azerbaijan_Code_of_Criminal_Procedure_in_Russian_Full_text.pdf (дата обращения: 28.01.2017).

©Рыжков А.Г.,2017

УДК 343.575 СЕМЁНОВА Виктория Вячеславовна

Адъюнкт кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России.

Адрес^ Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1.

Тел.: +7 (952) 22-32-342. E-mail: senia_17@mail.ru.

SEMYONOVA Viktoriya Vyacheslavovna

Post graduate ofthe Department of Criminal Law ofthe Saint-Petersburg

University ofthe MIA of Russia.

Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (952) 22-32-342. E-mail: senia_17@mail.ru.

Российский и зарубежный опыт уголовного законодательства в сфере склонения к потреблению средств и веществ, представляющих угрозу здоровью населения

Russian and foreign experience in the field of criminal law inducement to consume drugs and substances that pose a threat to public health

В статье проанализированы нормы отечественного и зарубежного уголовного законодательства в сфере склонения к потреблению средств и веществ, представляющих угрозу здоровью.

Ключевые слова: преступления, связанные со склонением к потреблению средств и веществ, представляющих угрозу здоровья населения.

The article analyzes the norms of domestic and foreign criminal legislation in the field of inducing consumption of drugs and substances that pose a threat to health.

Keywords: crimes related to a decline in the consumption of drugs and substances that pose a threat to public health.

Современное общество настигла чума XXI века — наркомания, которая проникла во все слои населения, независимо от пола, национальности, возраста и т. д. Она не имеет территориальных границ. Противодействие данному социальному явлению осуществляется в каждой стране, основанное на положениях международных конвенций, договорах и соглашений.

Так, Глобальная комиссия по вопросам наркополитики в сентябре 2014 г. на конференции представила доклад «Взять под контроль: на пути к эффективной наркополитике», в котором предложила решить проблему путём частичной легализации наркотиков, а именно: взять под государственный контроль употребление и хранение всех наркотиков, кроме «крэк-кокаина» и «дезоморфина», прекра-

тить преследование мелких наркоторговцев, регулировать продажу наркотиков теми же механизмами, что табачные изделия и алкогольные напитки [1]. Данная идея была поддержана не всеми странами, но где-то получила одобрение.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств (далее — ФСКН России) отстаивала точку зрения, что легализация наркотиков категорически недопустима, а общественные организации и врачи, занимающиеся проблемами наркоманов, сошлись в едином мнении, что российское общество к этому не готово [1].

Согласно Стратегии государственной антинаркотической политики, сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков,

масштабов, последствий их незаконного оборота может быть достигнуто путём совершенствования нормативно-правового обеспечения антинаркотической деятельности и ужесточения уголовной ответственности в данной области [2].

В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) [3] противодействию преступлениям в сфере склонения к потреблению запрещённых средств и веществ, представляющих угрозу здоровью населения, посвящены ст. 2281, 230, 232, 234, 2341 УК РФ, расположенные в гл. 25 и имеющие основную или дополнительную цель совершения преступления — склонение.

Так, ст. 230 УК РФ предусмотрено наказание непосредственно за склонение, ст. 2281, 234, 2341 УК РФ — за сбыт запрещенных средств и веществ, совершаемый в целях дохода, который зависит от количества лиц, привлеченных к потреблению, а ст. 232 УК РФ — за организацию либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления запрещенных предметов, в которых происходит склонение к потреблению.

Признание перечисленных деяний общественно опасными происходило постепенно. УК Российской Советской Федеративной Социалистической

Республики 1922 г. (далее УК РСФСР) [4, с. 117-143] включал в себя только ст. 215, предусматривающую наказание за приготовление ядовитых и сильнодействующих веществ лицом, не имеющим на то права, в дальнейшем она была дополнена указание на хранение и сбыт таких веществ.

Появление в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) кокаина, опия и их производных, привело к необходимости введения ответственность за изготовление, хранение в целях сбыта и непосредственно сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, а также за совершение указанных деяний в виде промысла и за содержание притона, где производился, сбытуказанных веществ (ст. 140-д) [5].

К уголовной ответственности привлекались лица с 16 лет, а если комиссией по делам несовершеннолетних принималось решение о невозможности применения мер медико-педагогического воздействия, то с 14 лет.

УК РСФСР 1926 г. [4, с. 257-313] во второй главе «Иные преступления против порядка управления» Особенной части содержал ст. 104, объективной стороной которой являлось изготовление, хранение с целью сбыта и непосредственно сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, а также совершение указанных деяний в виде промысла и содержания притона, где происходит сбыт или потребление указанных веществ.

В гл. 8 УК РСФСР 1926 г. была расположена ст. 179, устанавливающая наказание за приготовление, хранение и сбыт сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то специального разрешения.

Постановлением Центральной избирательной комиссии и Совета народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (далее — ЦИК и СНК СССР) от 7 апреля 1936 г. [6] республикам было рекомендовано предусмотреть в УК ответственность за изготовление, хранение и сбыт сильнодействующих ядовитых веществ без специального на то разрешения,

а также за нарушение установленных правил производства, хранения, отпуска, учёта и перевозки сильнодействующих ядовитых веществ, в связи с чем ст. 179 была приведена в соответствие с этими рекомендациями.

УК РСФСР 1926 г. в вопросе возраста наступления ответственности воспроизвёл положение предыдущего кодекса, введя смягчение наказания для лиц в возрасте от 14 до 16 лет наполовину, с 16 до 18 лет — на одну треть, затем Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 октября 1929 г. [7] была установлена уголовная ответственность с 16 лет, которая в дальнейшем Указом Президиума ВС СССР от 31 мая 1941 г. [8] была снижена до 14 лет.

Новая ступень в развитии законодательства в сфере склонения к потреблению средств и веществ, представляющих угрозу здоровью населения, связана с принятием ряда международных договоров, конвенций и соглашений, в частности, Единой конвенции о наркотических средствах [9]; Венской конвенции о психотропных веществах 1971 г. [10]; Конвенции Организации Объединенных Наций (далее — ООН) о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. [11], основные положения которых были отражены в УК РСФСР 1960 г. [12].

Изначально в нём содержалось две статьи, предусматривающие наказание за преступления в изучаемой сфере: ст. 224 «Изготовление или сбыт ядовитых или наркотических веществ» и ст. 226 «Содержание притонов и сводничество». Объективная сторона преступления (ст. 224) включала в себя действия, направленные на изготовление, сбыт, а равно хищение или приобретение с целью сбыта сильнодействующих, ядовитых веществ или наркотических средств без специального на то разрешения, а также нарушение установленных правил производства, хранения, отпуска, учёта, перевозки, пересылки

сильнодействующих, ядовитых веществ или наркотических средств, где прослеживается возращение к общей схеме, объединяющей в одной статье ответственность за действия с вышеуказанным предметом преступления.

Затем Указом Президиума ВС РСФСР от 15 июля 1974 г. [13] в УК РСФСР 1960 г. была введена ответственность за склонение к потреблению наркотических веществ (ст. 224-2), организацию притонов для потребления наркотических веществ (ст. 226-1), а Указом Президиума ВС РСФСР от 29 июня 1987 г. [14] — за вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание (ст. 210-2). Соответственно, из ст. 224, 225 ответственность за указанные деяния была исключена.

УК РСФСР 1960 г. возраст уголовной ответственности был поднят до 16 лет.

Дальнейшие социально-политические события конца 80-х гг. XX в. привели к распаду СССР и образованию РФ. Переходный период вызвал всплеск преступности, в т. ч. и в сфере незаконного оборота наркотиков. В 1991 г. число зарегистрированных наркопреступлений составило 19,4 тыс., в 1992 г. — 29,8 тыс., 1993 г. — 53,3 тыс. [15]. Г.Г. Шония в своей работе привел статистические данные о росте числа преступлений, в указанной области с 1994 г. по 1998 г. [16]. Если в 1994 г. число зарегистрированных

преступлений составило 74798, то в 1998 г. — уже 190127.

В связи с этим УК РФ 1996 г. [3], а также вступивший в силу Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» [17] были призваны приостановить темпы распространения наркомании и токсикомании.

Изначально УК РФ в гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» содержал 18 статей, 4 из которых предусматривали наказание за преступления в сфере склонения к потреблению запрещенных средств и веществ, представляющих угрозу здоровью населения (ст. 228, 230, 232, 234). Объективная сторона ст. 228 УК РФ состояла в незаконных изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересылке либо сбыте наркотических средств или психотропных веществ, ст. 230 УК РФ — в склонении к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, ст. 232 УК РФ — в организации либо содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ и ст. 234 — в незаконном обороте сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.

Сопоставление видов, сроков наказаний и возраста уголовной ответственности лиц, виновных в совершении наркопреступлений, по УК РФ, УК РСФСР 1922, 1926, i960 гг. даёт возможность сформулировать новые подходы, которые свидетельствуют о необходимости совершенствования уголовного законодательства. Изменения в законодательстве были обусловлены объективными изменениями, произошедшими в общественной жизни.

Между тем, УК РФ претерпевал многочисленные изменения в исследуемой сфере, а именно: в ст. 2281, 230, 232, 234 УК РФ по настоящее время были внесены изменения 12 федеральными законами (далее — ФЗ), а ФЗ от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ была ведена ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 2341).

В связи с ведением ответственности за оборот данных веществ требуется расширить предмет преступления ст. 230 и 232 УК РФ новыми потенциально опасными психоактивными, сильнодействующими и ядовитыми веществами, растениями, содержащими наркотические средства или психотропные вещества, частями растений, содержащими наркотические средства или психотропные вещества.

В связи с этим предлагаем в название и в ч. 1 ст. 230 УК РФ, а также в название ивч.1 ст. 232 УК РФ внести изменения, добавив слова «растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, части растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, сильнодействующих или ядовитых веществ, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ», изложив ст. 230 УК РФ в следующей редакции: «Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, частей растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, сильнодействующих или ядовитых веществ, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ», а ст. 232 УК РФ в редакции: «Организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психо-

тропные вещества, частей растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, сильнодействующих или ядовитых веществ, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ».

Таким образом мы устраним разногласие, касающееся того, что незаконный оборот сильнодействующих, ядовитых, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ запрещен, а склонение к их потреблению либо организация, содержание притонов или предоставление помещений для их потребления разрешено.

В свою очередь, из ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [19], устанавливающей ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, необходимо исключить предмет посягательства — новые потенциально опасные психоактивные вещества. Требуется переформулирование ст. 6.10 КоАП РФ в следующей редакции: «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ».

УК РФ дифференцированно подходит к возрасту наступления уголовной ответственности, указывая на два возрастных признака субъекта: полная ответственность с 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ), а за преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 УК РФ, — с 14 лет.

Согласно полученным данным, 35 % опрошенных подозреваемых, обвиняемых и осужденных по ст. 228, 2281, 232 УК РФ указали, что у одного сбытчика запрещенные предметы приобретает 11—15 человек; 29 % сообщили о наличии более 20 клиентов; 24 % указали на 16—20 человек и 12 % опрошенных заявили о 6—10 потерпевших, что свидетельствует о том, что один человек может построить глобальную сеть сбыта запрещённых предметов. В свою очередь, 44 % опрошенных сообщили, что основной возраст, в котором лицо начинает сбывать запрещённые предметы, является 18—29 лет, 37 % респондентов указали на возраст 14—15 лет и 19% — на возраст 16—17 лет [20].

Решение проблемы распространения запрещённых предметов несовершеннолетними лицами требует незамедлительной реакции со стороны законодательства, т. к. иные меры профилактики уже не являются эффективными, в отличие от количества совершения указанными лицами деяний, предусмотренных ст. 230, 232, 234, 2341 УК РФ, где их процент минимален и возможно противодействовать без применения уголовно-правовых репрессий.

В связи с этим мы полагаем необходимым внести изменения в ч. 2 ст. 20 УК РФ, добавив слова «незаконные приобретение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 2281)».

Например, германским законодательством также установлен возраст наступления уголовной ответственности с 14 лет. Сами нормы об ответственности в исследуемой тематике в Федеративной Республике Германии (далее — ФРГ) закреплены в шестом разделе ФЗ об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г. (далее — ФЗ ФРГ) [21], в котором содержится пять

параграфов — 29, 29а, 30, 30а, ЗОЬ, имеющих сходство со ст. 2281 и 230 УК РФ.

Так, § 29 ФЗ ФРГ установлено наказание лицу, которое незаконно возделывает наркотическое средство, производит, сбывает его, без цели сбыта ввозит, вывозит, отчуждает, отпускает или иным образом вводит в обращение (ч. 1); нарушая предписания § 13, абзац 1 (ч. 6.): а) выписывает наркотическое средство; Ь) отпускает наркотическое средство или передает его для непосредственного потребления; нарушая предписания § 14 (абзац 5), рекламирует наркотическое средство (ч. 8); создаёт другому лицу условия для незаконного приобретения или незаконного получения наркотических средств или способствует этому, публично или из корыстных побуждений сообщает о такой возможности, либо склоняет другое лицо к незаконному потреблению наркотических средств (ч. 10); без разрешения, требуемого на основании § 10а, создает другому лицу условия для незаконного потребления наркотических средств или способствует этому, или из корыстных побуждений либо публично сообщает о возможности потребления наркотических средств, при отсутствии указанных в § 10а предпосылок (ч. 11); публично, на собрании или посредством распространения письменных материалов (§ 11, абзац 3 УК ФРГ) призывает к потреблению наркотических средств, которые не могут быть назначены на законных основаниях (ч. 12).

В свою очередь, § 29а ФЗ ФРГ определяет наказание лицу, достигшему двадцати одного года и незаконно передающему наркотическое средство лицу, не достигшему восемнадцати лет, или отпускает ему их в нарушение положений, предусмотренных § 13 (абзац 1), или передаёт ему для непосредственного потребления (ч. 1), или незаконно сбывает наркотические средства в размере, не являющемся незначительным, производит их в размере, не являющемся незначительным, передает или обладает ими, не имея на это разрешения на основании § 3 (абзац 1) (ч. 2).

Объективная сторона § 30 ФЗ ФРГ состоит из незаконного выращивания наркотического средства, производства его или сбывания (§ 29, абзац 1, предложение 1, ч. 1), при этом лицо должно являться членом банды, организованной для постоянного совершения преступных деяний такого вида (ч. 1); а также в случаях, указанных в ч. 1 § 29, если лицо действует в виде промысла, передаёт наркотическое средство, отпускает его другому лицу или передаёт ему для непосредственного потребления, в результате чего потерпевшему легкомысленно причиняется смерть (ч. 2).

Практика применения легализации наркотиков в Германии отсутствует, но в с сентября 2006 г. по январь 2007 г. был проведен эксперимент, когда на улицах лицам, страдающим наркотической зависимостью, предлагалось принимать наркотики на законном основании. По данным полиции, в период проведения эксперимента, значительно сократилось количество преступлений, связанных с незаконным приобретением наркотиков, но увеличился рост преступлений, совершаемых лицами, под их воздействием. Общественность также высказывалась против их легализации [22], что свидетельствует о негативных последствиях легализации наркотиков.

В Соединенных Штатах Америки (далее — США), а именно, в 24 штатах разрешен оборот каннабиса. Несмотря на это, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в США занимают второе место по

распространённости среди всех преступлений после преступлений против собственности. По данным Ежегодного сборника состояния преступности в США, за 2014 г. число подвергнувшихся аресту за совершение наркопреступлений составило 83,9 % от всех арестованных [23].

Основные нормы федерального законодательства США, устанавливающие ответственность за преступления в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, закреплены в ч. 1-2 гл. 13 кн. 21 Свода Законов США (далее — Свод Законов США) [24], основная их часть находится в ч. 1, включающей разделы с литерами «А» и «F», содержащие параграфы 801— 904 и литер «D» (§§ 841-863).

Схожесть с некоторыми квалифицирующими признаками ст. 2281, 234 УК РФ имеет § 841 Свода Законов США, состоящий из трех частей и закрепляющий ответственность за производство, распространение, поставку (отпуск) или владение с целью производства, распространения или поставки (отпуска) регулируемого вещества; за создание, распространение, поставку (отпуск) или владение с целью распространения или поставки (отпуска) контрафактного регулируемого вещества.

Интерес для российского законодательства представляет третий квалифицирующий признак — «наступление смерти или серьезных увечий вследствие употребления регулируемых веществ, перечисленных в данной статье». Ответственность за деяния с наступлением аналогичных последствий, как это было отмечено выше, закреплена и в ч. 2 § 30 ФЗ ФРГ. Считаем необходимым предусмотреть аналогичный квалифицирующий признак в ст. 2281, 234 УК РФ.

С нашим мнением согласились 82 % опрошенных экспертов, считающих необходимым в ст. 2281, 234 УК РФ добавить квалифицирующие признаки: «повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью» и «повлекшие по неосторожности смерть человека» [25].

Предлагаем внести изменения в п. «а» ч. 3 ст. 2281 УК РФ, добавив слова «либо повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью», изложив в редакции: «группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью», в п. «а» ч. 4 ст. 2281 УК РФ, добавив слова «либо повлекшие по неосторожности смерть человеку», изложив в следующей редакции: «организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть человеку».

В ч. 2 ст. 234 УК РФ полагаем необходимым внести изменения, добавив слова «либо повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью» и в ч. 3 ст. 234 УК РФ «либо повлекшие по неосторожности смерть человеку», изложив ч. 2 ст. 234 УК РФ в редакции: «те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью», п. «а» ч. 3 ст. 234 УК РФ изложить в редакции: «деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть человеку».

Схожий квалифицирующий признак п. «б» ч. 2 ст. 2281 УК РФ отражен в § 841 Свода Законов США, предусматривающем совершение деяний, в виде незаконной доставки, распространения или приготовления регулируемых веществ посредством сети Интернет, а также оказания содействия и подстрекательства к

совершению какого-либо из указанных деяний — 21 ШС 841 (Ь).

Ответственность за распространение регулируемых веществ на территории «школьных зон» закреплена ст. 860 (группа С) Свода Законов США, наказание за подобные деяния предусмотрено п. «а» ч. 2 ст. 2281 УК РФ.

За производство или распространение, владение с целью производства или распространения метамфета-мина, его солями, изомерами или солями изомеров в помещениях, где проживают либо присутствуют лица, не достигшие возраста 18 лет, устанавливается ответственность по § 860а Свода Законов США. В свою очередь, § 861 установлено наказание за деяния, перечисленные в § 860а, но уже в присутствии лиц, не достигших 21 года, и беременных женщин. Следует отметить, что лицо, совершившее преступление, ответственность за которое предусмотрена § 861, не имеет права на получение каких-либо льгот при назначении наказания, включая запрет на применение отсрочки отбытия наказания и условное осуждение.

Заметим, что в ч. 8 § 29 ФЗ ФРГ также отражено наказание за рекламирование наркотического средства. В РФ ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ, закреплена в ст. 6.13 КоАП РФ, что говорит о несоразмерности наступления административной ответственности за данные деяния. Считаем необходимым ст. 6.13 КоАП РФ исключить, и ответственность за данные деяния закрепить п. «г» ч. 2 в ст. 230 УК РФ, изложив в редакции: «Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ».

Согласно результатам опроса подозреваемых, обвиняемых и осуждённых за совершение преступлений, предусмотренных ст. 228, 2281, 232 УК РФ, 27 % респондентов указали, что склонение и информирование о способе и месте сбыта происходит по средствам массовой информации (далее — СМИ), а 25 % указали на средства коротких сообщений [20].

Ст. 860 Свода Законов США предусмотрено наказание за вовлечение лицом, достигшим возраста 21 года, лица, не достигшего возраста 18 лет. Схожий признак предусмотрен п. «в» ч. 4 ст. 2281 и п. «а» ч. 3 ст. 230 УК Российской Федерации.

По результатам опроса подозреваемых, обвиняемых и осуждённых за совершение преступлений, предусмотренных ст. 228, 2281, 232 УК РФ, 58 % указали, что чаще всего несовершеннолетних лиц склоняют, а затем сбывают им предметы, закрепленные в ст. 2281 УК РФ, 23 % сообщили о склонении у употреблению и к сбыту новых потенциально опасных психоактивных веществ, и 19 % — сильнодействующих и ядовитых вещества [20], что говорит о целесообразности введения данного признака в ст. 234, 2341 УК РФ.

По нашему мнению, следует изложить п. «б» ч. 3 ст. 234, 2341 УК РФ в редакции: «лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего». При этом деяние ч. 2 ст. 234 УК РФ «в

крупном размере сильнодействующих веществ» закрепить под п. «в» ч. 2 ст. 234 УК РФ.

Объективная сторона ст. 232 УК РФ схожа с § 856 Свода Законов США, в котором отражено наказание за содержание помещений в целях незаконного производства, распространения или потребления регулируемых веществ. В отличие от российского уголовного законодательства, где главным признаком является количественно-временной критерий, в законодательстве США отсутствует временной период, который был бы необходим для привлечения к уголовной ответственности. Данная норма США смотрит на вопрос содержания помещения немного шире, чем в российской практике, т.к. предусматривает, не только незаконное потребление, но еще и незаконное производство, и распространение регулируемого вещества в помещении.

Возраст наступления уголовной ответственности в США закреплен в каждом штате индивидуально и обычно установлен на уровне 14—16 лет.

В Китайской Народной Республике (далее — КНР) уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за распространение наркотиков снижена до 14 лет (ч. 2 ст. 17 УК КНР) [26].

Уголовная ответственность за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков предусмотрена § 7 «Преступления, связанные с контрабандой, продажей, транспортировкой и изготовлением наркотиков» гл. 6 «Преступления против порядка общественного управления» УК КНР. Параграф содержит 11 статей, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков (ст. 347—357).

Ответственность за деяния, подпадающие под исследуемую проблематику, в УК КНР определена в четырёх статьях (ст. 347, 352, 353, 354). Так, ст. 347 УК КНР, установлено наказание за контрабанду, продажу, транспортировку и изготовление наркотиков, независимо от их количества. Норма предусматривает ответственность за деяния, схожие с деяниями, указанными в ст. 228, 2281, 2291 УК РФ.

В отличие от ст. 2281 УК РФ, ответственность по ст. 347 УК КНР наступает только за продажу, тогда как по УК РФ под сбытом понимается не только продажа, но и безвозмездная передача. Санкции за указанные деяния схожи, за исключением применения в УК КНР смертной казни, которая в РФ не применяется.

Ст. 353 УК КНР, устанавливающая ответственность за незаконную куплю-продажу, транспортировку, наличие при себе, владение не прошедшими обработку для утраты жизнеспособности маком или другими растениями или сеянцами, используемыми в качестве сырья для производства наркотиков, в сравнительно крупном размере. За данные деяния российским законодательством предусмотрена ответственность по ст. 228, 2281 УК РФ.

Ст. 353 УК КНР схожа со ст. 230 УК РФ и влечет наказание за вовлечение, обучение, привлечение обманным путём третьих лиц к употреблению наркотиков перорально или путем инъекций.

Ответственность за предоставление помещения третьим лицам для потребления наркотиков перорально или путем инъекций закреплена в ст. 354 УК КНР. Статья УК КНР не имеет квалифицирующих признаков, в отличие от российской статьи, предусматривающей наказание по ст. 232 УК РФ. Признак систематичности в законодательстве КНР отсутствует — так же, как и в законодательстве США.

В связи с тем, что в XIX в. запрета на употребление опиума в Китае не было, ко второй половине XIX — первой половине XX вв. практически все слои общества подверглись пагубному влиянию опиума, и только благодаря 30-летней жёсткой политике данная ситуация была исправлена.

Список литературы

1.Нехезин В. Легализация наркотиков: Россия по-прежнему против [Электронный ресурс] II Сайт «Русская служба ВВС». 2014. Юсент. Режим доступа: www.bbc.com/russian/international. (дата обращения: 12.02.2017).

2. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 II Российская газета. 2010. 15 июня. № 5207.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации, от 13 июня 1996 г., № 63-Ф3 II Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

4. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917—1952 гг.) / под ред. И.Т. Голякова. М., 1953. С. 117-143.

5.0 дополнении Уголовного Кодекса статьей 140-д: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 22 декабря 1924 г. II Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР. 1925. № 5. Ст. 33.

6. Об ответственности за изготовление, приобретение и сбыт без специального разрешения сильнодействующих, ядовитых веществ: Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1936 г. [Электронный ресурс] II Сайт «Полное собрание законодательства СССР». — Режим доступа: www.ussrdoc.com/ussrdoc_communizm/ussr_4078.htm (дата обращения 10.02.2017).

7. Об изменении ст. ст. 12 и 50 Уголовного кодекса и ст. ст. 47 и 174 Исправительно-трудового кодекса РСФСР: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 30 октября 1929 г. II СУ РСФСР. — 1929. — № 82. — Ст. 796.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Об уголовной ответственности несовершеннолетних: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1941 г. II Ведомости Верховного Совета СССР. — 1941. — № 25.

9. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года от 30 марта 1961 г. II Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 22. — Ст. 2269.

10. Венская Конвенция о психотропных веществах 1971 года [Электронный ресурс] II Информационно-правовой портал «Актуальная база законодательства» (Сайт «Ассоциация лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья»). — Режим доступа: www.alppp.ru/law/pravosudie/48/konvencija-o-psihotropnyh-veschestvah.pdf (дата обращения 09.03.2017).

11. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года [Электронный ресурс] II Информационно-правовой портал «Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации». — Режим доступа: docs.cntd.ru/document/1900535.

12. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27 октября I960 г.) [Электронный ресурс] II СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: www.consultant.ru.

13. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР: Указ Президиума ВС РСФСР от 15 июля 1974 г. [Электронный ресурс] II СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: www.consultant.ru.

14. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные акты РСФСР: Указ Президиума ВС РСФСР от 29 июня 1987 г. № 6462-XI [Электронный ресурс] II СПС «Консультант плюс». — Режим доступа к изд.: www.consultant.ru.

15. Преступность и правонарушения: статистический сборник / МВД РФ, МЮ РФ. — М.: Финансы и статистика, 1992 г. — 176 с.

16. Шония Г.Г. Криминологические проблемы борьбы с преступным оборотом наркотических средств в России: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. — М., 2000. — 140 с.

17. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ II Собрание законодательства РФ. — 1998. — №2. — Ст. 219.

18. О внесении изменений в УК РФ: Федеральный закон от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ II Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 45. — Ст. 5429.

19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ II Российская газета. — 2001. — № 256.

20. Опрос, проведенный среди 103 подозреваемых, обвиняемых и осужденных за совершение преступлений, предусмотренных ст. 228, 2281, 232 УК РФ.

21. Закон ФРГ об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г. (с изм. и доп. 1986 г.). — СПб., 2001.

22. Уварова И.А. Современное состояние и правовая регламентация борьбы с наркопреступностью в Германии II Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 521—524.

23. Crime in the USA 2014 [Электронный ресурс] II Режим доступа: www.fbi.gov/about-us/cjis/ucr/crime-in-the-u.s/2014/crime-in-the-u.s.-2014/persons-arrested/main.

24. Office of the Law Revision Counsel United States Code [Электронный ресурс] II Режим доступа: us-code.house.gov/browse/prelim@title21/chapterl3&edition=prelim.

25. Опрос, проведенный среди 19 экспертов, 5 из которых являются докторами юридических наук, 3 кандидатами юридических наук; среди них 6 руководителей (начальники и заместители начальников полиции), 13 сотрудников кадрового резерва руководящего состава номенклатуры МВД России, занимающиеся непосредственно проблемами незаконного оборота наркотиков.

26. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики II под ред. А.И. Коробеева, пер. с китайского Д.В. Вичикова. — СПб., 2001 [Эл. ресурс] — Режимдоступа: www.studfiles.ru/preview/4171645/page:7.

Резюмируя вышеизложенное, можно прийти к выводу, что легализация наркотиков в России категорически недопустима, т. к. может привести к всеобщей наркотизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.