1 URL: https: // mvd.ru/folder/101762/item/6917617/ (дата обращения: 20.12.2015).
2 См.: Колкутин В.В., Зосимов С.М., Пустовалов Л.В., Харламов С.Г., Аксенов С.А. Судебные экспертизы. М., 2001. С. 179.
3 См.: Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: курс общей теории. М., 2014. URL: http://znanium.com/ catalog.php?bookinfo=407731 (дата обращения: 19.12.2015).
4 На данную проблему указывают и другие авторы. См., например: Климович Л.П. Судебно-экономические экспертизы: теоретические и методические основы, значение при расследовании преступлений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Красноярск, 2004. С. 22.
5 URL: http: // base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU;frame=64;n=27447;req=doc (дата обращения: 20.12.2015).
6 См.: Фортинский С.П. Проблемы судебной бухгалтерии // Вопросы советской криминалистики. М., 1951. С. 144.
7 См.: Фортинский С.П. Теоретические основы и сущность судебно-бухгалтерской экспертизы в советском судопроизводстве: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 1967. С. 31.
8 В УПК РСФСР существовала норма, которая предусматривала восстановление бухгалтерского учета за счет собственных средств в качестве самостоятельного процессуального способа собирания сведений, имеющих значение для уголовного дела (ст. 70 УПК РСФСР). Восстановление бухгалтерского учета — один из методов ревизии (проверки), поэтому позиция законодателя по его выделению в УПК была необоснованной и нелогичной.
9 См.: Дьячков А. Назначение ревизии и бухгалтерской экспертизы при восстановлении бухгалтерского учета // Законность. 2000. № 12. С. 15.
10 См., например: Кучеров И.И., МарковА.Я. Расследование налоговых преступлений. М., 1995. С. 151; Мусин Э.Ф., Борисов А.Н. Судебно-налоговая экспертиза как новый род судебно-экономической экспертизы // Экспертная практика. 2003. № 55; Минасов Ю.А. Истребование документальных проверок, ревизий на стадии возбуждения уголовного дела об уклонении от уплаты налогов или страховых взносов с организации // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2007. № 4. С. 347; Голикова В.В. Задачи судебной налоговой экспертизы. URL: http://www.juristlib.ru/book_10322.html (дата обращения: 18.12.2015).
11 См., например: Волынский А.Ф., Прорвич В.А. К вопросу о методическом обеспечении новых родов и видов судебно-экономической экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях: материалы 3-й Международной научно-практической конференции (г. Москва, 25-26 января 2011 г.). М., 2011. С. 441-447.
12 См.: Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. Тула, 2000. С. 245.
13 См.: Исаева Л.М. Специальные познания в уголовном судопроизводстве. М., 2003. С. 179.
14 В заключении эксперта указываются сведения об экспертном учреждении, а также фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность (ч. 1 ст. 204 УПК РФ).
15 См.: Исаева Л.М. Указ. раб. С. 180.
16 Волга В.М. Судебно-экономическая экспертиза: общие положения и специфика производства на стадии предварительного следствия: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 27.
17 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» // Российская газета. 2010. 30 дек.
С.В. Шепилов
ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ВОЕННОГО ИМУЩЕСТВА
В статье анализируются факторы, которыми обусловливается недейственность норм, обеспечивающих сохранность военного имущества. На основе проведенного анализа предлагаются конкретные пути оптимизации военно-уголовного законодательства в целях повышения его эффективности.
Ключевые слова: военно-уголовное законодательство, преступления против военной службы, сохранность военного имущества, порядок сбережения военного имущества, сокрытие преступлений военнослужащих, бездействие власти, причинение материального ущерба.
© Шепилов Сергей Владимирович, 2016
Подполковник юстиции (Северо-Кавказское региональное командование внутренних войск МВД России, г. Ростов-на-Дону): e-mail: [email protected]
S.V. Shepilov
PROBLEMS OF CRIMINAL-LEGAL SAFEGUARD MILITARY PROPERTY
The subject of the article is consideration of the reasons, predestining not use rates on safety military property, under simultaneous growing of the material damage, caused military-employees. On base of the called on analysis of the undertaken measures on protection military property, are offered way to optimization military- criminal legislation, in purpose of increasing to his(its) efficiency.
Keywords: The subject; the damage; safety; the military property; the consequences; the command; the executives; soldierly shaping; the fight; efficiency.
Законодательство не должно вносить нервозность в служебно-боевую деятельность войск, оно должно быть незаметным, но в то же время безальтернативно ощущаться каждым военнослужащим. В настоящее время вопросы сохранности военного имущества, к сожалению, надлежаще не урегулированы, а имеющиеся законодательные пробелы не предотвращают поток наносимого войскам материального ущерба, что указывает на отсутствие третьей составляющей рассмотренного правила. Для ее восполнения необходимы построение и реализация следующей системы мер уголовно-правового и криминологического воздействия. Исходя из действующего законодательства России и правоприменительной практики, общее определение понятия преступлений против военной службы требует расширения и конкретизации, в связи с чем ст. 331 УК РФ должна быть изложена в новой редакции.
Объект преступлений против сохранности военного имущества, наряду с порядком несения военной службы и сбережения военного имущества, следует дополнить экономикой страны, которой также угрожают названные преступления. В связи с наличием пробелов в уголовно-правовом обеспечении сохранности государственного имущества, находящегося в ведении воинских формирований, предлагаем дополнить гл. 33 УК РФ новыми статьями, а именно:
статьей 332.1 «Сокрытие преступлений военнослужащих». В отношении таких случаев общеуголовная норма об ответственности за укрывательство преступлений (ст. 316 УК РФ) неприменима по причине отсутствия в УК РФ преступлений против военной службы, относящихся к категории особо тяжких. Непривлечение к уголовной ответственности за сокрытие преступлений против военной службы средней тяжести или тяжких преступлений рассматриваемой группы, в т.ч. против порядка сбережения военного имущества, является одним из факторов, обусловливающих их совершение;
статьей 332.2 «Бездействие власти». Данная уголовно-правовая норма позволит противодействовать преступлениям против порядка сбережения военного имущества, а также многим другим деяниям, совершаемым в сфере военной службы с «молчаливого согласия» отдельных руководителей;
статьей 348.1 «Причинение материального ущерба». Эта норма необходима для эффективной борьбы с неправомерными и недобросовестными действиями должностных лиц, посягающими на сохранность материальных ценностей органов военного управления и наносящих материальный ущерб.
Для обеспечения надлежащей сохранности военного имущества требуется корректировка ст. 345-349 УК РФ в части конкретизации военного имущества, уста-
новления материальных критериев уголовной ответственности, за исключением посягательств на оружие и боеприпасы и расширения способов посягательств с установлением санкций, предусматривающих первичное возмещение ущерба.
Целесообразно установить уголовную ответственность за преступления против военной службы, совершаемые в военное время.
В ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 14 декабря 2015 г.)1 и приложение № 7 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ следует включить смежные с предлагаемыми составами преступлений составы грубых дисциплинарных проступков.
В целях обеспечения соразмерности причиненного и возмещаемого ущерба внести соответствующие поправки в ст. 4, 5 и 8 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (в ред. от 25 ноября 2013 г.)2 и издать приказы министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, об утверждении Положений по сохранности военного имущества, определяющих методику деятельности органов военного управления по его сбережению.
Кроме того, требуется принятие нового федерального закона «О противодействии угрозам экономике», который бы стал связующим нормативным регулятором в сбережении не только военного имущества и материальных ценностей, но и всей государственной собственности.
Сравнительная редакция ныне действующих и предлагаемых военно-уголовных норм выглядит следующим образом:
го ф
П
тз
О) т О го
о *
о
^с
О
п
д
ш тз
0 т
го П>
1
1 О
Хс
5
тз ^
^
X ф
о
X
о
Хс а ж ш 1э
п> §
№
ю
О )
2 О
6
Действующая редакция Предлагаемая редакция
Статья 331. Понятие преступлений против военной службы
1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. 2. Утратила силу. — Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ. 3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени. 1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящим Кодексом преступления против установленного порядка прохо-ждения военной службы, совершенные лицами, являющимися субъектами этих преступлений. 2. Субъектами воинских преступле-ний признаются военнослужащие, про-ходящие военную службу по призыву либо по контракту, курсанты высших военно-учебных заведений, граждане, пребывающие в запасе, во время про-хождения ими военных сборов, ино-странные граждане, поступившие на военную службу по контракту в Воору-женные Силы Российской Федерации, а также военнопленные, совершившие общественно опасные деяния против военной безопасности России.
Проект статьи 332.1. Сокрытие преступлений военнослужащих
(в действующем УК РФ норма отсутствует и представлена впервые)
1. Сокрытие командиром (начальником) от правоохранительных органов информации о совершении подчинённым преступления средней тяжести или тяжкого преступления, — наказывается...
2. То же деяние, совершённое в военное время, в боевой обстановке или повлекшее тяжкие последствия, — наказывается.
Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за сокрытие преступления, совершённого его супругом или близким родственником.
Проект статьи 332.2. Бездействие власти (в действующем УК РФ норма отсутствует, но аналог имел место в уголовном законодательстве РСФСР)
1. Бездействие командира (начальника) или иного должностного лица, обладающего властными полномочиями, при выполнении обязанностей военной службы, если оно совершено из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, а равно если в результате него причинён существенный вред интересам военной службы или крупный материальный ущерб, — наказывается .
2. Те же деяния, совершённые в военное время или в боевой обстановке, а равно повлекшие тяжкие последствия или особо крупный материальный ущерб, — наказываются .
Статья 345. Оставление погибающего военного корабля
Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира, — наказывается .
1. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира, — наказывается .
2. То же деяние, совершённое в военное время или боевой обстановке, — наказывается.
Статья 346. Умышленные уничтожение или повреждение военного имущества
1. Умышленные уничтожение или повреж де-ние оружия, боеприпасов или предметов военной техники, — наказываются .
2. Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются .
1. Умышленные уничтожение, повреждение, приведение иными способами в негодное для использования состояние или промотание оружия, боеприпасов, а равно предметов военной техники и иного военного имущества с причинением значительного ущерба, — наказываются .
2. Те же действия, совершённые группой лиц по предварительному сговору, а равно повлекшие нанесение крупного материального ущерба или иные тяжкие последствия, — наказываются .
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие нанесение особо крупного материального ущерба либо совершённые в военное время или в боевой обстановке, — наказываются .
Примечания.
1. Значительным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает двадцать пять тысяч рублей.
2. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признаётся ущерб, сумма которого превышает двести пятьдесят тысяч рублей.
3. Особо крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей.
Статья 347. Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности
Уничтожение или повреждение по неосторожности оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются ...
1. Уничтожение, повреждение или приведение иными способами в негодное для использования состояние по неосторожности оружия, боеприпасов, а равно предметов военной техники и иного военного имущества с причинением значительного ущерба, — наказываются .
2. Те же деяния, повлекшие нанесение крупного материального ущерба или иные тяжкие последствия, — наказываются.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие нанесение особо крупного материального ущерба либо совершённые в военное время или в боевой обстановке, — наказываются .
Статья 348. Утрата военного имущества
Нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату, — наказывается .
1. Нарушение правил сбережения, повлекшее по неосторожности утрату вверенных для служебного пользования или под охрану оружия, боеприпасов, а равно предметов военной техники и иного военного имущества с причинением значительного ущерба, — наказывается ...
2. То же деяние, повлекшее нанесение крупного материального ущерба, — наказывается .
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие нанесение особо крупного материального ущерба либо совершённые в военное время или в боевой обстановке, — наказываются .
Проект статьи 348.1. Причинение материального ущерба
(в действующем УК РФ норма отсутствует и представлена впервые)
1. Нанесение или сокрытие материального ущерба военному имуществу органа военного управления неправомерными или недобросовестными действиями должностного лица в значительном размере, — наказывается .
2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, причинившие крупный ущерб, а равно совершённые группой лиц по предварительному сговору или неоднократно, — наказываются .
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершённые в особо крупном размере, а равно в военное время или в боевой обстановке, — наказываются ...
4. Нанесение крупного или особо крупного ущерба органу военного управления без извлечения выгод и преимуществ, — наказывается .
Примечания.
1. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частью первой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно в полном объеме возместило причинённый ущерб и в его действиях не содержится иного состава преступления.
2. Под неоднократностью в настоящей статье признается привлечение лица к дисциплинарной или материальной ответственности за нанесение материального ущерба, один раз и более в течение предшествующих преступлению трёх лет.
Статья 349. Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих
1. Нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, уничтожение военной техники, либо иные тяжкие последствия, — наказывается ... 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается . 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается . 1. Нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами, боевыми, специальными или транспортными машинами и иными предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или приведение иным способом в негодное состояние военной техники, а равно причинение значительного материального ущерба, — наказывается ... 2. То же деяние, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека или крупный материальный ущерб, — наказывается . 3. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, особо крупный материальный ущерб либо иные тяжкие последствия, — наказывается . 4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц или совершенное в военное время или в боевой обстановке, — наказывается .
Предложенная система мер, на наш взгляд, реально оздоровит сложившуюся военно-уголовную практику и станет эффективным барьером в совершении военнослужащими правонарушений, направленных против порядка сбережения военного имущества.
1 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 22, ст. 2331; 2015. № 51, ч. III, ст. 7241.
2 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 29, ст. 3682; 2013. № 48, ст. 6165.
Е.И. Дудкина
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗОВАННУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ
В статье рассматриваются основные составляющие института предупреждения организованной преступности. Сформулированы и определены важные элементы организации работы по оказанию профилактического воздействия на участников организованных преступных формирований.
Ключевые слова: предупреждение организованной преступности, участник организованного преступного формирования, приоритетные направления.
© Дудкина Елена Игоревна, 2016
Аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия), e-mail: [email protected]